Программа учебного предмета родной язык
Класс 1г (индивидуальное обучение по отдельномуучебному предмету родной язык для детей с задержкой психического развития)
Количество часов: 16 ч.
Составитель: Журбина К.С.
учитель нач. классов
МБОУ гимназии г. Советский
г. Советский
2021 — 2022 уч. год.
1.Пояснительная записка
Программа по родномуязыку для 1-х классов составлена на основе:
Примерной программы учебно-методического комплекса «Школа России» порусскому языку 2017 г., с использованием рекомендаций авторской программы В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В.Бойкиной «Русский язык» М., «Просвещение», 2017., и следующих нормативно-правовых документов:
— ФедеральныйЗакон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
— ФедеральныйЗакон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения иструктуры Государственного образовательного стандарта»;
— ПриказМинобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечняучебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
— приказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373,зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009г. № 15785, «Об утверждении ивведении в действие федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, 29.12.2014 г.№ 1643, от 31.12.2015 г. № 1576);
— Примернаяосновная образовательная программа начального общего образования, одобреннаяФедеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протоколзаседания от 08 апреля 2015г. № 1/15);
— Примернаяпрограмма по предмету родной язык
— Программапо предмету роднойязык составлена в соответствии Адаптированной основной образовательнойпрограммой для обучающихся с ОВЗ МБОУ гимназии г. Советский (АООП ОВЗ),утверждённой приказом от 30.08.2019 г. №324 «Об утверждении адаптированныхобразовательных программ начального общего, основного общего образования на2019-2020 учебный год и организации инклюзивного образования, обучающихся с ОВЗв МБОУ гимназии г. Советский».
Учебный предмет «Родной язык»входит в предметную область «Филология». «Родной язык» в начальной школеявляется одним из основных предметов, обеспечивающим практическое усвоениеязыка как средства общения. Данный предмет способствует повышению речевойкомпетентности обучающихся с ЗПР, готовит их к самостоятельной жизни вобществе. Примерная рабочая программа составлена на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОСНОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательнойпрограммы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1).Программа отражает содержание обучения по предмету «Родной язык» с учетомособых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Цели и задачипрограммы
Цель реализации программы обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий длямаксимальногоудовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПРпредусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры,духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальноеразвитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатовосвоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний,умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,семейными, общественными, государственными потребностями и возможностямиобучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья
• становление и развитие личностиобучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности инеповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного,коммуникативного, двигательного, личностного развития
• создание благоприятных условий для удовлетворенияособых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
• обеспечение доступности получениякачественного начального общего образования
• обеспечение преемственностиначального общего и основного общего образования
• выявление и развитие возможностей испособностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезнойдеятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организациюхудожественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студийи кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия),проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательномпроцессе современных образовательных технологий деятельностного типа
• предоставление обучающимсявозможности для эффективной самостоятельной работы.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучениеграмоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графическогонавыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря,совершенствование фонематического слуха, осуществлениеграмматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются науроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идётпараллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной иписьменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основныхзадач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного)и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового илитературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации кучебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особоевнимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устныхформ речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другаязадача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства сословом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различныхкоммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания(значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируютсяпервоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух иумение определять последовательность звуков в словах различной звуковой ислоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов сиспользованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударныйслог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударенияи букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируютсяпервоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаютсяпервые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма детиусваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатсяписать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватываетизучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующихгласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками,обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучениичтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения:орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю);работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всехгласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов,предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающийэтап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтениюцелыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются исовершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового ивыразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевымэтикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания ит.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементамфонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированиемкоммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектнуюдеятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходитосмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русскогоязыка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программеследующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика,фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфологияи синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Программой предусмотрено целенаправленноеформирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русскогоязыка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать,эффективно работать с учебной книгой,. Программа предполагает организациюпроектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активныйпознавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить,углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развитиядетей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности совзрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом.
3. Описание местаучебного предмета
Родной язык входит в образовательную областьФилология. Всоответствии с учебным планом родной язык изучается в 1 классе I и IIчетверть – 1 час в неделю.
4. Описаниеценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Родной язык» в системе общею образованияобусловлено тем, что русский язык является государственным языком РоссийскойФедерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений оязыке как основном средстве человеческого общения, явлении национальнойкультуры и основе национального самосознания.
В процессеизучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивноеэмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотномуиспользованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являетсяпоказателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получаютначальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условияхобщения, выборе адекватных языковых средств для успешного решениякоммуникативной задачи.
Родной язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средствомразвития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка вомногом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление иинтериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценностьдобра – осознание себя какчасти мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощьюязыка;
осознание постулатовнравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобыпоступали с тобой).
Ценностьобщения – понимание важностиобщения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающихэлементов культуры.
Ценностьприроды основывается наобщечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви ибережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярныхпроизведений литературы.
Ценностькрасоты и гармонии –осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительныхвозможностей.
Ценностьистины – осознание ценностинаучного познания как части культуры человечества, проникновения в сутьявлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений;приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценностьсемьи. Понимание важностисемьи в жизни человека; осознание своих корней; формированиеэмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности,уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность трудаи творчества – осознание ролитруда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости,ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и клитературному труду, творчеству.
Ценностьгражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны,государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка;интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но ичастью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимымир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур иязыков.
5. Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В результатеосвоения учебного предмета «Родной язык» при получении начального общегообразования у первоклассников будут сформированы личностные, регулятивные,познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основаумения учиться.
Планируемые результаты освоения программы по родномуязыку
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ОВЗ (вариант 7.1) АООП НОО соответствуют ФГОСНОО.
Личностные.
У обучающегося будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительногоотношения к школе;
· положительное отношение к урокам русского языка;
· уважительное отношение к русскому языку как родному языкурусского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
· интерес к языковой и речевой деятельности;
Обучающиеся получат возможность дляформирования:
· первоначальныхнавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнениясовместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится:
· принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующуюэтапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
· понимать выделенные ориентиры действий (в заданияхучебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебнымматериалом;
· высказывать своё предположение относительно способоврешения учебной задачи;
· проговаривать вслух последовательность производимыхдействий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку илипредложенный алгоритм).
Обучающийся получит возможность научиться:
· оценивать совместно с учителем или одноклассникамирезультат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные
Обучающийся научится:
· целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решаяпознавательную задачу;
· ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах,страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
· осуществлять под руководством учителя поиск нужнойинформации в учебнике и учебных пособиях;
· понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые вучебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
· работать с информацией, представленной в разных формах(текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
· понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию,находить необходимые факты, сведения и другую информацию; использовать ИКТ
· преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы,модели) в словесную форму под руководством учителя;
· понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строитьответ в устной форме;
· составлять устно монологическое высказывание попредложенной теме (рисунку).
Обучающийся получит возможность научиться:
· анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительныхпризнаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (подруководством учителя);
· осуществлять сравнение, сопоставление, классификациюизученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
· делать выводы в результате совместной работы класса иучителя;
· подводить языковой факт под понятие разного уровняобобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явленияприроды, школьные принадлежности и др.);
· проводить аналогии между изучаемым предметом и собственнымопытом (под руководством учителя).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
· слушать собеседника и понимать речь других;
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровнепредложения или небольшого текста);
· принимать участие в диалоге;
· задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
· принимать участие в работе парами и группами.
Обучающийся получит возможность научиться:
· договариваться о распределении функций и ролей в совместнойдеятельности;
· признавать существование различных точек зрения;высказывать собственное мнение;
· оценивать собственное поведение и поведение окружающих,использовать в общении правила вежливости.
Предметные
Развитие речи
Обучающийся научится:
· первичному умению оценивать правильность (уместность)выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту,со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
· слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленныйвопрос;
· пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
· составлять текст из набора предложений;
· выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельноозаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
· различать устную и письменную речь;
· различать диалогическую речь;
· отличать текст от набора не связанных друг с другомпредложений;
· анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливатьих последовательность в тексте;
· определять тему и главную мысль текста;
· соотносить заголовок и содержание текста;
· составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализасодержания рисунка);
· составлять текст по его началу и по его концу;
· составлять небольшие монологические высказывания порезультатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Фонетика, орфоэпия, графика.
Обучающийся научится:
· различатьслово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
· обозначатьударение в слове;
· правильноназывать буквы в алфавитном порядке;
· различатьзвуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
Обучающийсяполучит возможность научиться:
· произноситьзвуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (кругслов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
· различатьслово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга —агник);
· различатьпредмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
· определятьколичество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
· определятьзначение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
· осознавать слово как единство звучания и значения;
· определять значение слова или уточнять с помощью «Толковогословаря» учебника;
· на практическом уровне различать слова-названия предметов,названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийсяполучит возможность научиться:
· различатьслова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
· соотноситьслова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
· соотноситьслова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
· соотноситьслова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
· различатьназвания предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
· различатьтекст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
· писатьпредложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
· устанавливатьсвязь слов в предложении;
· сравниватьпредложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой насодержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение),порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
6. Содержание учебногопредмета.
Изучение предмета «Родной язык» в1 классе включает следующие разделы:
Слушание. Адекватное восприятиезвучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемомтексте, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Практическое овладениедиалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическимивысказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного ибытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение спросьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Плавное слоговое чтение соскоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Орфографическоечтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и присписывании. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений.
Письмо. Овладение разборчивым,аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которыхне расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательностиправильного списывания текста. Правильное оформление написанных предложений(большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писатьбольшую букву в именах людей и кличках животных. Понимание функции небуквенныхграфических средств: пробела между словами, знака переноса, знака ударения.
Слово ипредложение. Наблюдениенад значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением:выделение слов, изменение их порядка.
Фонетика иорфоэпия. Гласныеи согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердыесогласные звуки, различение мягких и твёрдых согласных звуков, определениепарных и непарных по твёрдости–мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласныезвуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных инепарных по звонкости-глухости согласных звуков. Ударение, нахождение в словеударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Определениекачественной характеристики звука: гласный – согласный; гласныйударный–безударный; согласный твёрдый–мягкий; согласный звонкий–глухой.Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современногорусского литературного языка.
Лексика. Представление об однозначныхи многозначных словах. Наблюдение за использованием в речи синонимов иантонимов.
Орфография ипунктуация. Применениеправил правописания:
прописная буква вначале предложения, в именах собственных;
раздельное написание предлогов сдругими словами;
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и гдепроисходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Текст.Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Календарно- тематическое планирование по родному языку, 1г класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Дата проведения |
||
Тема урока |
||||
План. |
Факт. |
|||
Родной язык: прошлое и настоящее (6 ч) |
||||
1 |
Вводный урок. Знакомство с учебником. |
03.09 |
03.09 |
|
2 |
Как люди общаются друг с другом. |
10.09 |
10.09 |
|
3 |
Вежливые слова. |
17.09 |
17.09 |
|
4 |
Зачем быть вежливым? |
24.09 |
24.09 |
|
5 |
Имена людей. |
01.10 |
||
6 |
Обобщающий урок по разделу «Родной язык: прошлое и настоящее». |
08.10 |
||
Язык в действии (6 ч) |
||||
7 |
Выделяем голосом разные слова. |
15.10 |
||
8 |
Для чего нужна интонация в речи. |
22.10 |
||
9 |
Где поставить ударение. |
29.10 |
||
10 |
Роль ударения в слове. |
12.11 |
|
|
11 |
Как сочетаются слова. |
19.11 |
||
12 |
Обобщающий урок по разделу «Язык в действии». |
26.11 |
|
|
Русский язык: прошлое и настоящее (4 ч) |
||||
13 |
Как писали в старину. |
03.12 |
||
14 |
Чем отличается старинное письмо от современного. |
10.12 |
|
|
15 |
Дом в старину: что как называлось. |
17.12 |
||
16 |
Итоговый тест. |
24.12 |
8. Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения |
· Электронные приложения 1. Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику / Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др / НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2014. 2. Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Н.Канакиной, В.Г. Горецкого/ НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2015.
· Методические пособия 1. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс / Дмитриева О.И.– М.: ВАКО, 2011. · Контрольно-измерительные материалы
|
Технические средства обучения. |
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок. |
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). |
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку. |
Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). |
Словари всех типов по русскому языку. |
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по русскому языку. |
Компьютер. |
Магнитофон. |