Рабочаяпрограмма
попредмету «Русский язык»
Обучениеписьму
в1 классе
2020-2021учебный год
Учитель: Капитонова М.А
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа порусскому языку разработана на основе основе Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственногоразвития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатовначального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальноеобщее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф.Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык», утвержденных МО РФв соответствии с требованиями Федерального компонента государственногостандарта начального образования.
Предмет «Русский язык» играет важную рольв реализации основных целевых установок начального образования: становленииоснов гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ уменияучиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственномразвитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено наформирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения,средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческихспособностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовнуюжизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка,и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной толькочерез посредство той же среды – отечественного языка»(К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальныхклассах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевогоразвития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшемуобразованию.
Целями изученияпредмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основнымиположениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символическоговосприятия и логического мышления учащихся;
•формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменнойречи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочногописьма как показателя общей культуры человека.
Общаяхарактеристика курса
Программанаправлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задачобразовательной области «Филология»:
– формированиепервоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурногопространства России, о языке как основе национального самосознания;
– развитиедиалогической и монологической устной и письменной речи;
– развитиекоммуникативных умений;
– развитиенравственных и эстетических чувств;
– развитиеспособностей к творческой деятельности.
Программаопределяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижениеосновных целей изучения предмета:
•развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языкав соответствии с целями, задачами и условиями общения;
•формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе иструктуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике(состав слова), морфологии и синтаксисе;
•формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писатьи читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологическиевысказывания и письменные тексты;
•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждениепознавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.
2. «Рекомендации по организации приема в первый класс» (письмоМинобразования России от 21.03.2003 г. № 03-51-57 ин/13-ОЗ).
3. «Об организации обучения в первом классе четырехлетнейначальной школы» (письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13).
4. «Рекомендации по организации обучения первоклассников вадаптационный период», (письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13).
5. «О системе оценивания учебных достижений младших школьников вусловиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях,участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общегообразования» (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13).
6. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»(письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей иподростков РАМ от
28.03.2002 г. № 199/13).
7. «Федеральный компонент государственных образовательныхстандартов начального общего образования» (приложение к приказу МинобразованияРоссии от 05.03.2004 г. № 1089).
8. «О примерных программах по учебным предметам федеральногобазисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от07.07.2005 г. № 03-1263).
9. «Гигиенические требования к условиям обучения вобщеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила инормативы — СанПиН 2.4.2.1178-02 — Утверждены постановлением Минздрава Россииот 28.11.2002 г. № 44)
Курсрусского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено наформирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитиеречевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематическогослуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обученияграмоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму.Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципакоординации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечиваетрешение основных задач трёх его периодов: добукварного(подготовительного), букварного (основного) и послебукварного(заключительного).
Добукварныйпериод является введением в систему языкового илитературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации кучебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особоевнимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устныхформ речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другаязадача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введениедетей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, сосмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях,с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической играфической). У первоклассников формируются первоначальные представления опредложении, развивается фонематический слух и умение определятьпоследовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Ониучатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делитьслова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следамзвукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласногозвука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления огласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласныхзвуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положениютетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, азатем овладевают письмом букв.
Содержаниебукварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и ихбуквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих;знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами,не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается внепосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассникиосваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) иорфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами ислогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов сразличными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный(заключительный) – повторительно-обобщающийэтап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход кчтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются исовершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового ивыразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевымэтикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания ит.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементамфонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевыхумений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период детиначинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность поподготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученныхв период обучения грамоте знаний.
Послеобучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературногочтения.
Систематическийкурс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
•система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика,состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
•орфография и пунктуация;
•развитие речи.
Содержаниекурса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех жеразделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитыватьстепень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечиваетпостепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучениеграмматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковойматериал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальныхпредставлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастныхособенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими нормрусского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а такжеразвитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задачобщения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программанаправлена на формирование у младших школьников представлений о языке какявлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, наосознание ими значения русского языка как государственного языка РоссийскойФедерации, языка межнационального общения.
Впрограмме выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечиваеториентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различныхвидов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие исовершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладенияустной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватновоспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужуюречь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменныетексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела впрограмму усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков,актуальных для практики общения младших школьников.
Содержаниесистематического курса русского языка представлено в программе как совокупностьпонятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реальносуществующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической,лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической исинтаксической).
Знакомясьс единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а такжесвязи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологическойи синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графическойформы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебныхдействий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией,фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, егограмматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственнаяязыковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимоеместо в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Онинаиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевойкомпетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевыхумений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создастдейственную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу(изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование,текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата иситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность,последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.),развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной ученикомтворческой работы.
Работанад предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормампостроения и образования предложений, на развитие умений пользоватьсяпредложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания иструктуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьникиосваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируютсяграмматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программапредусматривает формирование у младших школьников представлений о лексикерусского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальнойприроды языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслениюроли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатстварусского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выборалексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата,ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащатьсобственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развитияличности.
Серьёзноевнимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представленийо звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графическойформы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения,чтения и письма.
Важнаяроль отводится формированию представлений о грамматических понятиях:словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматическихпонятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьниковразвиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления,классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формированияобщеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальныхдействий с языковыми единицами.
Программапредусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формированияуниверсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи изначимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотноситьорфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлятьорфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программыявляется основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза(применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождениясходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации,что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основеразвивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработкеосмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программойпредусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы синформацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные синформационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой,пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будутработать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок,таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать,преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новыеинформационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки,небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, котораяспособствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектнаядеятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на урокахзнания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивнойсамооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, уменийсотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск исистематизировать нужную информацию.
Содержание курса
Письмо.Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований кэтому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии сизученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанноготекстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов(сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературныхпроизведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников,просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика.Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов.Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различениегласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых имягких, звонких и глухих.
Слогкак минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определениеместа ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика.Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способомобозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкостисогласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показательмягкости предшествующего согласного звука.
Знакомствос русским алфавитом как последовательностью букв.
Письмо.Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцеви свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листав тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменныхпрописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов,слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым,аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которыхне расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательностиправильного списывания текста.
Овладениепервичными навыками клавиатурного письма.
Пониманиефункции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Словои предложение. Восприятие слова как объектаизучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различениеслова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение ихпорядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданнойинтонацией.
Орфография.Знакомство с правилами правописания и их применение:
•раздельное написание слов;
•обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
•прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
•перенос слов по слогам без стечения согласных;
•знаки препинания в конце предложения.
Развитиеречи. Понимание прочитанного текста присамостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольшихрассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материаламсобственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных ибезударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определениепарных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких иглухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухостисогласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный —согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги.Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое(смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения.Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормамисовременного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика.Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласныхзвуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового ибуквенного состава слов типа стол, конье, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графическихсредств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца),пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называниебукв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями,справочниками, каталогами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способовпроверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использованиеорфографического словаря.
Применение правил правописания ипунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу вположении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн идр.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, вименах собственных;
Результатыизучения курса
Программаобеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных,метапредметных и предметных результатов.
Личностныерезультаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностеймногонационального российского общества; становление гуманистических идемократических ценностных ориентаций.
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в егоорганичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре другихнародов.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемсямире.
5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебнойдеятельности и формирование личностного смысла учения.
6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числев информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,социальной справедливости и свободе.
7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей.
9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальныхситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческомутруду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям.
Метапредметныерезультаты
1. Овладениеспособностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поискасредств её осуществления.
2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определятьнаиболее эффективные способы достижения результата.
3.Использование знаково-символических средств представления информации.
4.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных ипознавательных задач.
5. Использованиеразличных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа,организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладениенавыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии сцелями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии сзадачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладениелогическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации породовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовностьслушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументироватьсвою точку зрения и оценки событий.
9. Определениеобщей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функцийи ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместнойдеятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторони сотрудничества.
11. Овладениеначальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явленийдействительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладениебазовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связии отношения между объектами и процессами.
13. Умениеработать в материальной и информационной среде начального общего образования (втом числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета«Русский язык».
Предметныерезультаты
1. Формированиепервоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурногопространства России, о языке как основе национального самосознания.
2.Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальнойкультуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русскогоязыка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речикак показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладениепервоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевогоэтикета.
5. Формированиеумения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбиратьадекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач присоставлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6.Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровнякультуры, применение орфографических правил и правил постановки знаковпрепинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умениемпроверять написанное.
7.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование уменияиспользовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативныхзадач.
8.Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русскогоязыка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии исинтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностяхупотребления в речи;
9. Формированиеумений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматическиекатегории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевогообщения.
Критериии нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достиженийучащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовыхзаданий.
Диктантслужит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом навозможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточноеколичество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта).Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила илитакие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктантыи слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаютсясвязные тексты – либоавторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем.Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе,жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть простыпо структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которыеизучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Контрольное списывание,как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационныхправил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умениесписывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы,находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту илииную часть текста.
Для контрольныхсписываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Тестовыезадания – динамичная форма проверки,направленная на установление уровня сформированности умения использовать своизнания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
– нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска,перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
– неправильное написание слов, не регулируемых правилами, кругкоторых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыминаписаниями);
– отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в концепредложения и заглавной буквы в начале предложения);
– наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
– существенные отступления от авторского текста при написанииизложения, искажающие смысл произведения;
– отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий,отраженных в авторском тексте;
– употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
– отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующеепредложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
– неправильное написание одного слова(при наличии в работенескольких таких слов)на одно и то же правило;
– незначительные нарушения логики событий авторского текста принаписании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередьправильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют наоценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание).Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должновлиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточнообъективным. При оценивании работы учитель принимает во вниманиекаллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не толькоколичество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей меревлияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачиосновного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов втексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главнойчасти повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно вышеудовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущемуучебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного:использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытиявопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предметуобсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебномуматериалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;незначительные нарушения логики изложения материала; использованиенерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложенииматериала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований,предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов потекущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов попройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала;неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличиеболее 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота,нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ееосновных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку,а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
• «5» – без ошибок.
• «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
• «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
• «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
• «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
• «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
• «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
• «5» – без ошибок.
• «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
• «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
• «2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
• «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
• «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
• «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
• «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словеснаяоценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Этаформа оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамикурезультатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности иприлежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализработы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причиннеудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристикучащегося.
Оценочноесуждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы,раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также путиустранения недочетов и ошибок.
Основные требования кзнаниям и умениям учащихся
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
— все звуки и буквы русского алфавита,осознавать их основное различие (звуки произносим, буквы пишем).
Учащиеся должны уметь:
— различать гласные и согласные звуки ибуквы;
— правильно произносить твердые и мягкиесогласные звуки в слове и вне слова;
— обозначать на письме мягкость согласногозвука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком;
— различать звонкие и глухие согласные звуки;
— определять место ударения в слове,вычленять ударный слог;
— производить устный звуковой анализ словтипа шар, лось, лиса, вычленять звуки в словах и определять ихпоследовательность в слове;
— вычленять слова из предложения;
— правильно, без искажений писать строчные изаглавные буквы, соединять буквы в слова;
— правильно списывать слова и предложения,написанные печатным и рукописным шрифтом;
— грамотно, без пропусков и искажений буквписать под диктовку предложения из 3 – 5 слов, написание которых не расходитсяс произношением;
— употреблять заглавную букву в началепредложения и точку в конце предложения, слова в предложениях писать раздельно;
— писать заглавную букву в именах, фамилияхлюдей, кличках животных;
— самостоятельно составлять и записывать 2 –3 предложения по опорным словам, по рисунку, на определенную тему;
— приводить примеры слов речевого этикета:приветствие, прощание.
Календарно-тематическое планирование изучения учебногоматериала
1 класс, 165 ч (5 ч в неделю)
№ п/п |
Дата |
Тема урока, страницы учебника |
Тип урока |
Основные виды учебной деятельности |
Планируемые результаты освоения материала |
||||||||
план |
факт |
предметные |
метапредметные |
личностные |
|||||||||
БЛОК «РУССКИЙ ЯЗЫК» (45 ЧАСОВ) |
|||||||||||||
НАША РЕЧЬ (2 часа) |
|||||||||||||
116 |
15.03 |
|
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. с. 5 – 6
|
УОНМ |
Рассматривание обложки, страницы книги, вычленение отдельных элементов, чтение обращения авторов. Просматривание учебника. |
Ориентироваться на странице учебника, понимать его условные обозначения; списывать, выполняя определённую последовательность действий. Списывать без ошибок с печатного шрифта. |
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. |
Принимать социальную роль обучающегося. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
|||||
117 |
16.03 |
|
Виды речи. Русский язык — родной язык русского народа. с. 7 – 8
|
УОНМ |
Знакомство с понятиями «речь устная» и «речь письменная» (общее представление). Работа со словами с непроверяемым написанием: язык, русский язык. |
Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа – русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя».
|
Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Владеть монологической и диалогической формами речи. |
Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. |
|||||
ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ДИАЛОГ (3 часа) |
|||||||||||||
118
119 |
17.03
18.03 |
|
Текст. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. с. 10 – 13
|
УОНМ |
Деление текста на предложения. Запись предложений под диктовку. Составление предложений с заданными словами, предложений на заданную учителем тему. |
Различать текст и предложение. Подбирать заголовок. Составлять текст из деформированных предложений. Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу. Отличать предложение от набора слов.
|
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. |
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. |
|||||
120 |
19.03 |
|
Диалог. Проверочная работа. с. 14 – 16 |
Комбинированный урок. |
Чтение текста по ролям. Знакомство с понятием «Диалог». Постановка знаков препинания в конце предложения. Списывание диалога с печатного образца. |
Различать диалог. Выразительно читать текст по ролям. Наблюдать над постановкой тире в диалогической речи. Правильно оформлять диалогическую речь на письме. |
Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Оценивать результаты выполненного задания. |
Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. Понимать причины успеха и неудач в учебе. |
|||||
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (4 часов) |
|||||||||||||
121 |
29.03 |
|
Слово. Роль слов в речи. с. 18 – 19 |
УОНМ |
Наблюдение над значением слов. Классификация слов в зависимости от их морфологической принадлежности. Письмо под диктовку. |
Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета) |
Учиться работать в паре, договариваться друг с другом. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. |
|||||
122 |
30.03 |
|
Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов. с. 21 – 23 |
УОНМ |
Различение слов, обозначающих предметы и явления, признак предметов и действия предметов по лексическому значению и вопросам. |
Классифицировать слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов по лексическому значению и вопросу (кто? что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делают? и др.)
|
Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Владеть монологической и диалогической формами речи. |
Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. |
|||||
123 |
31.03 |
|
Тематические группы слов. Вежливые слова. с. 24 – 26
|
Комбинированный урок. |
Формировать умение ставить вопросы кто? к словам, называющих животных, людей и что? К словам – названиям предметов; различать вежливые слова и использовать их в речи. |
Классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы (люди, животные и т. д); различать слова и ставить к ним вопросы.
|
Использовать в речи «вежливые слова». Составлять диалог с употреблением в нем вежливых слов. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. |
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
|
|||||
124
|
01.04
|
|
Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению. с. 26 – 30 |
УОНМ |
Наблюдение над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретение опыта в их различении. |
Приобретать опыт в различении по лексическому значению и вопросу слов – названий предметов, признаков предметов, действий предметов. Классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы. |
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Планировать свои высказывания; оценивать правильность выполнения заданий . |
Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия. |
|||||
СЛОВО И СЛОГ (2 часа) |
|||||||||||||
125 |
02.04
|
|
Слово и слог. с. 32 – 33
|
Комбинированный урок. |
Составление схем слов. Подбирать слова к схемам и схемы к словам. Упражнение в делении слов на слоги. Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. |
Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Определять количество в слове слогов. Делить слова на слоги. Составлять схему слова. |
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию. |
Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. |
|||||
126 |
05.04 |
|
Деление слов на слоги. с. 34 – 35
|
Комбинированный урок. |
Нахождение ударного слова. Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. Запись слов под диктовку. Слова с непроверяемым написанием. Составление слов из слогов. |
Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов. |
Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы, задавать их. |
Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой. |
|||||
ПЕРЕНОС СЛОВ (2 часа) |
|||||||||||||
127 |
06.04 |
|
Перенос слов (общее представление) Правила переноса слов с одной строки на другую. Понятие: перенос слов. с. 36 – 37 |
УОНМ |
Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. Деление для переноса слов с мягким знаком в середине. Отработка навыка переноса слов. |
Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк ). Переносить слова по слогам. Переносить слова с ь и й в середине. |
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Планировать свои высказывания; оценивать правильность выполнения заданий. |
Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. |
|||||
128 |
07.04
|
|
Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов. Развитие речи. Наблюдение над словом как средством ,создания словесно-художественного образа. с. 36 – 38 |
Комбинированный урок. |
Деление слов для переноса. Запись слов под диктовку. Наблюдение над текстами-описаниями. Выявление роли прилагательных (без термина) в речи. |
Находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
|
Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них. Планировать свои высказывания; оценивать правильность выполнения заданий. |
Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. |
|||||
УДАРЕНИЕ (2 часа) |
|||||||||||||
129 |
08.04
|
|
Ударение. Ударный и безударный слог. с. 39 – 41 |
УОНМ |
Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём. |
Наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи. Определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове. Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (за́мок и замо́к). Различать ударные и безударные слоги. |
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Планировать свои высказывания; оценивать правильность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку учителя. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, умозаключения, группировку, классификацию. |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия, преодолевать учебные затруднения. |
|||||
130 |
09.04 |
|
Ударение. Словообразующая роль ударения. «Говори правильно» Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки. Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537 с. 42 – 44 |
Комбинированный урок. |
Восстановление деформированного текста. Составление сказки по началу и концовке. Характеристика героев сказки. Работа со словами с непроверяемым написанием: сорока, собака.
|
Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Составлять сказку по данному началу, заключительной части и рисункам. |
Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, умозаключения, группировку, классификацию, преобразование материала. |
Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. |
|||||
ЗВУКИ И БУКВЫ (34 часов) |
|||||||||||||
131 |
12.04 |
|
Звуки и буквы Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове с. 46 – 48
|
УОНМ |
Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание гласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Работа со словами с непроверяемым написанием: пальто, весело. |
Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. |
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. |
Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия. |
|||||
132 |
13.04 |
|
Звуки и буквы. Условные обозначения звуков Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. с. 49 – 51
|
Комбинированный урок. |
Дать первоначальное представление об условных обозначениях звуков речи. |
Понимать условные обозначения звуков. Сопоставлять звуковое буквенное обозначение слова. Различать звуки в услышанном слове и правильно обозначать звуки буквами. Наблюдать над образностью русских слов, которые передают звуки природы. |
Понимать и сохранять учебную задачу урока; оценивать результаты выполненного задания. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. |
Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию. |
|||||
133 |
14.04 |
|
Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. с. 52 – 54
|
УОНМ |
Знакомство с алфавитом. Правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Запись слов в алфавитном порядке. |
Записывать слова в алфавитном порядке. Применять изученные правила, выбирать и вписывать буквы. Списывать и писать под диктовку, регулировать при этом свои действия. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. |
Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Определять основную и второстепенную информацию. |
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Сопоставлять собственную оценку своей работы с оценкой учителя. |
|||||
134 |
15.04 |
|
Алфавит. Алфавитный порядок слов. с. 55 – 57
|
УРУиН |
Заучивание алфавита. Правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Запись слов в алфавитном порядке. |
Записывать слова в алфавитном порядке. Списывать и писать под диктовку, регулировать при этом свои действия. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова . |
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Планировать свои высказывания; оценивать правильность выполнения заданий. |
Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
|||||
135 |
16.04 |
|
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. с. 58 – 59 |
УОНМ |
Работа со словами с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица.
|
Правильно произносить звуки в слове и вне слова, правильно называть буквы, распознавать гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки. |
Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. |
Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. |
|||||
136 |
19.04 |
|
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. с. 60
|
УРУиН |
Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын).
|
Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв. |
|
|
|||||
137 |
20.04 |
|
Слова с буквой э. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. с. 61 – 62
|
Комбинированный урок. |
Устные и письменные ответы на вопросы. Запись предложений с комментированием. Работа со словом с непроверяемым написанием: деревня. |
Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка. Находить незнакомые слова и определять их значение. Составление развёрнутого ответа на вопрос по содержанию сказки «Дюймовочка». |
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, использовать обобщенные способы действий. |
Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. |
|||||
138 |
21.04 |
|
Ударные и безударные гласные звуки. с. 63 – 65
|
УОНМ |
Знакомство с понятиями «ударный гласный», «безударный гласный»; отработка навыка выделения ударных и безударных гласных в слове. |
Делить слова на слоги; познакомиться с правилом переноса слова по слогам. Определять ударный гласный в слове; выделять ударные и безударные гласные в слове. |
Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя). Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики. |
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. |
|||||
139 |
22.04 |
|
Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверочного и проверяемого слов. с. 66 – 67
|
УРУиН |
Произношение ударного (безударного) гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.
|
Определять ударный гласный в слове; выделять ударный и безударные гласные в слове. Объяснять правописание слов, в которых были допущены ошибки. Использовать приём планирования учебных действий. |
Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, умозаключения, группировку, классификацию материала. |
Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. Стремиться открывать новое знание, преодолевать учебные затруднения. |
|||||
140 |
23.04 |
|
Ударные и безударные гласные звуки. Буква безударного гласного звука в корне однокоренных слов. с. 68 – 70
|
Комбинированный урок. |
Знакомство со способами проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. |
Определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука в слабой позиции. Различать проверочное и проверяемое слова. |
Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, умозаключения, группировку, классификацию, преобразование материала. |
Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. |
|||||
141 |
26.04 |
|
Ударные и безударные гласные звуки. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. с. 71 – 73
|
УОНМ |
Развивать умение обосновывать написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в проверяемом слове. |
Пользоваться «Орфографическим словарем» при проверке написания словарных слов; составлять пословицы из их частей.
|
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Проверять умение написать словарные слова и выделять в них буквы, написание которых надо запомнить в орфографическом словаре учебника. |
Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия. |
|||||
142 |
27.04 |
|
Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки» с. 3 – 9 |
Комбинированный урок. |
Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Выполнение задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Письмо под диктовку. |
Составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам. Объяснять правописание слов, в которых были допущены ошибки, постановку знаков препинания в конце предложения. |
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. |
Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. |
|||||
143 |
28.04 |
|
Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. с. 74 – 75
|
УОНМ |
Дифференциация звуков в словах. Различение согласных звуков. Подбор слов с определенным согласным звуком. Работа со словами с непроверяемым написанием: заяц, петух, корова, молоко. |
Различать в слове согласные звуки по их признакам. Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса. Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова.
|
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. |
Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия. |
|||||
144 |
28.04 |
|
Слова с удвоенными согласными. с. 76 – 77
|
Комбинированный урок. |
Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки Знакомство с правилом переноса слов с удвоенными согласными. |
Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными. |
Отвечать на вопросы; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, умозаключения, группировку, классификацию, преобразование материала. |
Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. |
|||||
145 |
29.04 |
|
Буквы й и и. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». с. 78 – 80 |
УРУиН |
Сравнение способов обозначения мягкости согласных звуков, звука [й’]; выбор нужного способа в зависимости от позиции звука в слове. Применение правил графики и орфографии, правил переноса слов с буквой й в середине слова. Письмо под диктовку. |
Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’]. Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое». Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» и с удвоенными согласными. |
Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Определять основную и второстепенную информацию. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. |
Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
|||||
146 |
07.05 |
|
Твёрдые и мягкие согласные звуки. с. 81 – 82 |
УОНМ |
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Работа со словом с непроверяемым написанием: ребята. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». |
Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’]. Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове. Объяснять, как обозначена на письме твёрдость / мягкость согласного звука. Объяснять правописание слов. |
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. |
Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. |
|||||
147 |
11.05 |
|
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. с. 83 – 84 |
УРУиН |
Дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки, объяснять, как обозначена на письме их мягкость.
|
Получать новые сведения о согласных звуках, находить в таблице парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки; определять «работу» букв и, е, ё, ю, я, ь после согласных, писать слова с мягкими и твердыми согласными звуками. |
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Определять основную и второстепенную информацию. |
Формирование на основе содержания текстов учебника гражданской гуманистической позиции – сохранять мир в своей стране и во всём мире. |
|||||
148
|
12.05
|
|
Твёрдые и мягкие согласные звуки Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами С.85- 86 |
|
Дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки, объяснять, как обозначена на письме их мягкость.
|
Получать новые сведения о согласных звуках, находить в таблице парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки; определять «работу» букв и, е, ё, ю, я, ь после согласных, писать слова с мягкими и твердыми согласными звуками. |
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Определять основную и второстепенную информацию |
Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. |
|||||
149 |
13.05 |
|
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. с. 87 – 88 |
Комбинированный урок. |
Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). |
Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений. |
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. |
Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание, преодолевать учебные затруднения. |
|||||
150 |
14.05 |
|
Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой «мягкий знак» С. 89 |
Комбинированный урок. |
Читать, составлять звуковые модели слов с буквой мягкий знак, преобразовывать их в буквенные. |
Определять путем наблюдения способы переноса слов с мягким знаком в середине слова, устанавливать правила переноса таких слов, накапливать опыт в переносе слов мягким знаком |
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. |
Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. |
|||||
151 |
17.05 |
|
Правописание слов с мягким знаком. С.90-91 |
Комбинированный урок. |
Находить в тексте слова с мягким знаком, определять его роль в слове. |
Понимать смысловое содержание текста и слов в тексте. Учиться осознавать нравственные нормы, понимать важность таких понятий, как взаимовыручка, взаимопомощь. |
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. |
Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. |
|||||
152 |
18.05 |
|
Согласные звонкие и глухие. с. 92 – 93
|
УОНМ |
Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание согласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Запись слов под диктовку и с комментированием. |
Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова.
|
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
|||||
153 |
19.05 |
|
Согласные парные и непарные по звонкости-глухости. с. 94 – 95 |
Комбинированный урок. |
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». |
Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. |
Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Определять основную и второстепенную информацию. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
|
Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия, преодолевать учебные затруднения. |
|||||
154
155
|
20.05 21.05
|
|
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Особенности проверочного и проверяемого слов. Буква парного согласного звука в корне однокоренных слов. с. 96 – 103 |
УОНМ |
Знакомство с правилом обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах; с особенностями проверяемых и проверочных слов. Работа со словами с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь. |
Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Подбирать проверочное слово для обоснования написания проверяемой буквы. Сравнивать написание проверяемой буквы в проверяемом слове и этой же буквы в проверочном слове. |
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
|
Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Мотивация учебной деятельности. Принятие образа «хорошего ученика». Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. |
|||||
156 |
24.05 |
|
Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие». Развитие речи. Выполнение текстовых заданий. с. 103
|
КЗ |
Письмо под диктовку. |
Различать согласные звуки и буквы, подбирать слова к предложенным учителем схемам. Классифицировать слова по группам. Определять количество слогов, букв и звуков в словах. Писать под диктовку текст с соблюдением норм каллиграфии и изученных орфографических правил. |
Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, обобщать
|
Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия. |
|||||
157 |
25.05 |
|
Шипящие согласные звуки. с. 104 – 107
|
УОНМ |
Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке. Наблюдение над шипящими согласными звуками: непарными твёрдыми ш, жч, щ. |
Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать со страничкой для любознательных. |
Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя). Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики. Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них. |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. Преодоление учебных затруднений. |
|||||
158 |
26.05 |
|
Буквосочетания чк, чн, чт. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. с. 110 – 114
|
УОНМ |
Знакомство с правописанием сочетаний чк, чн, чт, нч. Работа со словом с непроверяемым написанием: девочка. Запись слов под диктовку и с комментированием.
|
Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Произносить слова с сочетаниями чн, чт в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт. |
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке. |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
|||||
159 |
27.05
28.05 |
|
Буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу. с. 115 – 121
|
УОНМ |
Знакомство с правилом правописания сочетаний: жи–ши, ча–ща, чу–щу. Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и журавль». |
Правильно произносить и писать слова с сочетаниями: жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк–чн. Находить в тексте имена собственные и правильно их писать. Самостоятельно объяснять и писать слова с пропущенными орфограммами.
|
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке. Владеть монологической и диалогической формами речи. |
Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия, преодолевать учебные затруднения. |
|||||
160 |
31.05 |
|
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. с. 122 — 128 |
Комбинированный урок
|
Наблюдение над написанием имен, фамилий, отчеств, кличек животных, названий городов. Распознавание имен собственных в тексте. Деление текста на предложения. Письмо под диктовку. Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. |
Находить имена собственные в тексте. Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Правильно оформлять предложение на письме. Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных. Работать со страничкой для любознательных. |
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке. Понимать учебную задачу урока. |
Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия, преодолевать учебные затруднения. |
|||||
|
|||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
||||||||||
