Областное государственное казённоеобразовательное учреждение
«Центр психолого-педагогической,медицинской и социальной помощи
« Доверие»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на Методическом совете Директор
Протокол №____от ____________Т. А. Беспалова
«___»__________2022г. «___»__________2022г.
Рабочая программа учебногопредмета
« Русский язык»
для обучающихся
с задержкой психического развития
3 класс
( 2022-2023 уч. г.,
2023-2024 уч.г.,
2024-2025 уч.г.)
Составила:
Белозерова Г.В.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории.
Ульяновская область,
Майнский район,
с. Тагай
2022 г.
I. Пояснительнаязаписка
Даннаярабочая программа по русскому языку разработана для обучающихся 3 класса сЗПР на основе нормативно-правовых документов:
-Федеральный закон Российской Федерации « Об образовании в РоссийскойФедерации» от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ.
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияобучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
-Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общегообразования обучающихся с ЗПР.
-Примернаярабочая программа по «Русскому языку».(Реестр примерных основныхобщеобразовательных программ Министерства просвещения РФ).
-Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2021 г №254 « Обутверждении перечня учебников, допущенных к использованию при реализацииимеющих государственную аккредитацию образовательных программ начальногообщего, основного общего, среднего общего образования организациями,осуществляющими образование».
-Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодёжи ( СП 2.4.3648-20).
— Положение « О рабочей программе» ОГКОУ « Центр ППМС « Доверие».
— Учебный план ОГКОУ « Центр ППМС « Доверие».
— Устав ОГКОУ « Центр ППМС « Доверие».
Учебно – методический комплекс используемый в работе:
Русскийязык 3 кл. Учебник для общеобразоват.организаций. в 2 частях: Канакина В.П,Горецкий В.Г. – 8-е изд.-М.: Просвещение, 2020.- 159с.
Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русскогоязыка;
-развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средстваязыка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлятьнесложные монологические высказывания;
-коррекцияпробелов в знаниях, умениях и навыках по предмету;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку,чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждениепознавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать своюречь.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующихпрактических задач:
-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средстваязыка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русскогоязыка;
-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания иповествования небольшого объема;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскомуязыку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
-пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать своюречь.
Наиболееоптимальной формой контроля знаний по русскому языку в 3 классе дляобучающихся с ЗПР являются проверочные работы:
диктанты, списывания, словарные диктанты. В связи со спецификой работыОГКОУ « Центр ППМС «Доверие» входные и итоговые проверочные работы проводятсяежемесячно (дважды в месяц) с учётом графика заезда детей.
Согласноучебному плану ОГКОУ «Центр ППМС «Доверие» на изучение русского языка в 3классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего 160 часов ( 32 учебные недели).
II. Планируемые результатыизучения учебного предмета.
Личностные результаты освоения программы для 3-го класса по учебномупредмету «Русский язык» оцениваются по следующим параметрам и конкретизирующимих дескрипторам:
Освоениесоциальной роли ученика проявляетсяв:
— соблюдении школьных правил(сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкциейучителя);
— старательности;
— подчинении дисциплинарнымтребованиям;
— адекватной эмоциональнойреакции на похвалу и порицание учителя;
— стремлении отвечать навопросы учителя, быть успешным в учебе;
— порядке в учебныхпринадлежностях;
— бережном отношении кучебникам, школьному имуществу;
— выполнении порученныхучителем заданий неучебного характера;
— самостоятельных вопросахпо содержанию учебного материала;
— проявлении ответственногоповедения (беспокойство по поводу соблюдения требований).
Сформированностьречевых умений проявляется в:
— владении связной речью,выполняющей коммуникативную функцию (диалогические умения);
— грамматически правильнойречи;
— овладении чтением иписьмом для реализации коммуникации;
— возможностиаргументировать свои решения, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях(монологические умения);
— возможности выразительночитать текст;
— стремлении улучшатькачество речи (лучше читать или писать).
Сформированностьсоциально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
— умении соблюдать нормыречевого этикета, не перебивать, соблюдать очередность, уступать;
— понимании того, что каждыйпродукт и каждая вещь является результатом чьего-то труда и бережном отношениик вещам;
— невербально проявляемойвежливость (улыбка при встрече, обращении);
— умение проявить сочувствиепри чужих затруднениях и неприятностях;
— согласие (стремлении)делиться своими имуществом или знаниями;
— умении сделать правильныйреальный поведенческий выбор в конфликтной ситуации на основе представлений онравственных нормах и справедливости.
Сформированность эстетических потребностей, ценностейи чувств проявляется в:
— желании поддерживатьпорядок и чистоту вокруг себя;
— способности следить засвоим внешним видом;
— заинтересованности впроцессе прослушивания литературных произведений.
— умении обратиться свопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
— возможности согласованновыполнять необходимые действия в паре, не разрушая общего замысла;
— способности объяснятьчто-либо, выслушивать объяснение или мнение коммуникативного партнера;
— умении справедливораспределять обязанности в паре;
— умении договариваться,вести себя в соответствии с договоренностью;
умении проявлять терпение, корректно реагировать начужие оплошности и затруднения;
— умении проявлять вниманиек настроению партнера по общению.
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватныхпредставлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
— умении обозначить своюсоциальную роль (школьник, ученик) и порожденные ею обязанности (ходить вшколу, делать уроки, учиться новому и т.д.);
— осознании разныхрезультатов выполнения заданий (сформированность самооценки в деятельности);
— осознании собственныхпотребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
— осознании затруднений (непонимаю, не успел);
— возможности анализироватьпричины успехов и неудач;
— разграничении ситуаций,требующих и не требующих помощи педагога;
-умении прогнозировать последствия своего поведения иповедения других по отношению к себе.
Примеры оценки личностных результатов.
Сформированность навыков продуктивной межличностнойкоммуникации.
Дескрипторы и критерии их оценки:
Умение обратиться с вопросом, просьбой к взрослому илисверстнику:
0 баллов – фактически не просит взрослого (пусть сампонимает), а у сверстника просто забирает необходимое ему;
1 балл – иногда пытается спросить-попросить, но неочень понятно или вежливо;
2 балла – умеет вежливо и понятно обратиться.
Способность объяснять что-либо, выслушивать объяснениеили мнение коммуникативного партнера:
0 баллов – непонятно объясняет и плохо слушает;
1 балл – что-то одно относительно удается;
2 балла – может и то, и другое.
Умение справедливо распределять обязанности в паре:
0 баллов – не может распределить обязанности,действует в свою пользу или в ущерб себе;
1 балл – иногда справляется с задачей;
2 балла – умение полноценно.
Метапредметные результаты освоения программы для 3-го класса по учебномупредмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебныедействия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные),обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу уменияучиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особыхобразовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могутбыть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
— умении формулировать(воспроизводить) правило, необходимое для объяснения написания орфограмм;
— умении определятьподлежащее, сказуемое, главные и второстепенные члены предложения;
— умении классифицироватьпредложения по интонации;
— умении использовать схемудля конструирования предложения по заданным условиям;
— находитьнужную информацию в словарях учебника;
— умении понимать ииспользовать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
— осуществлять элементарный синтаксический и морфологический разбор;
— сравнивать, группироватьобъекты: находить общее и различие в однокоренных словах;
— умении называть объекты,входящие в определенную обобщенную группу или обобщать объекты: части речи,простые и сложные предложения;
— овладение понятиями,требующимися при обучении учебному предмету: корень, приставка, окончание, суффикс,существительное, прилагательное, глагол.
Сформированные регулятивные универсальные учебныедействия проявляются в:
— понимании инструкции,предложенной классу;
— удержании инструкции;
— умении составить пландействий;
— умении придерживатьсяплана (на материале разных учебных заданий: написание текста, проверкабезударной гласной, синтаксический разбор предложения);
— умении оценить результатдействий (на материале практической деятельности, в приложении к каждомуосваиваемому учебному действию);
— умении выслушивать неперебивая;
— умении сопоставлятьрезультат с образцом;
— умение найти ошибки усоседа;
— умении найти ошибки усебя.
Сформированные коммуникативные универсальные учебныедействия проявляются в:
— умении слушать мнениепартнера по поводу решения учебной задачи;
— умении высказывать своемнение по поводу коммуникативных ситуаций;
— умении рассказывать особытии;
— умении решить спордоговоренностью;
— умение высказывать своемнение по поводу событий, явлений и т.п.;
— умении аргументироватьсвое мнение;
— умении убеждать;
— умении распределитьфункции.
Сформированные личностные универсальные учебныедействия проявляются в:
— способности адекватнопонимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, непостарался, не успел);
— стремлении к опережающемуовладению каким-либо учебным умением или знанием (инициативность);
— беспокойстве о выполнениидомашнего задания или поручения (ответственность);
— беспокойстве онекачественно выполненной работе и стремление это исправить (в т.ч. плохуюоценку);
— умении адекватно оценитьсвое поведение;
— умении адекватно оценитьповедение партнера;
— умении предложить способрешения, удовлетворяющий обоих (не жребий);
— готовности помочь партнерув решении проблемы.
Примеры критериев оценки дескрипторовметапредметных результатов.
Беспокойство о некачественно выполненнойработе и стремление это исправить (в т.ч. плохую оценку)
0 баллов |
1 балл |
2 балла |
Игнорирует такую необходимость даже при неоднократных напоминаниях |
При указании может принять меры к исправлению ситуации, но делает это редко |
При указании согласен принимать меры к исправлению ситуации |
Возможность самостоятельно прочитать и понять текстзадания
0 баллов |
1 балл |
2 балла |
Не может |
Выполняет с ошибками и помощью |
Выполняет |
Умение использовать схему для конструирования предложенияпо заданным условиям
0 баллов |
1 балл |
2 балла |
Не справляется |
Справляется с помощью и ошибками |
В целом справляется |
Предметныерезультаты. В конце 3-гокласса обучающийся:
— находит в словах изученныеорфограммы;
— списывает и пишет под диктовкутекст, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в конце предложения,проверяет написанное;
— проводит элементарныйсинтаксический разбор, различает главные и второстепенные члены предложения;
— употребляет термины«подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения»;
— различает предложения поинтонации;
— различает простые исложные предложения;
— устанавливает связь слов всловосочетании с помощью вопросов;
— называет изученные частиречи;
— определяет число, род именсуществительных и прилагательных;
— склоняет именасуществительные единственного числа;
— согласовывает именасуществительные и прилагательные в роде, числе, падеже;
— изменяет глаголы повременам;
— подбирает однокоренныеслова;
— подбирает антонимы,синонимы;
— пользуется словарямиучебника;
— проводит морфологическийразбор простых по структуре слов (корень, приставка, окончание, суффикс) сопорой на наглядную схему;
— восстанавливаетдеформированный текст;
— озаглавливает текст;
— пишет изложения простых полексике и содержанию текстов;
— пишет объявления,поздравления, почтовый адрес.
Примеры контрольно-оценочных материалов и критериев оценки предметныхрезультатов.
Оценка предметных результатов осуществляется учителемтрадиционно по пятибалльной шкале в ходе промежуточного оценивания (выполнениетестовых заданий по темам, разделам, комплексной проверочной работы, состоящейиз диктанта и дополнительных заданий). Вариант тестового задания (комплекснойпроверочной работы) учитель определяет самостоятельно, учитывая индивидуальныеспособности к усвоению материала по русскому языку каждым учеником.
Выполнение каждого задания оценивается в 1балл. Когда в одном задании дано несколько предложений, балл начисляется, еслиправильных решений было больше половины.
По количеству верно выполненных заданийвыставляется оценка. 7-8 заданий – «отлично», 5-6 заданий – «хорошо», 3-4задания – «удовлетворительно», 1-2 задания – «неудовлетворительно».
Оценка комплексной проверочной работы складываетсяиз параметров.
Оценка написания диктанта.
5 — в диктанте нет ошибок.
4 — в диктанте допущено 1–2 ошибки.
3 — в диктанте допущено 3–5 ошибок.
2 — в диктанте допущено более 5 ошибок.
Оценка выполнения дополнительных заданий.
5 —все задания выполнены верно.
4 — выполнено правильно не менее 3/4 заданий.
3 — правильновыполнено не менее половины заданий.
2 — не выполнено более половины заданий.
При проведении итогового контроля в связи выраженнымитрудностями написания слуховых диктантов обучающимися с ЗПР рекомендуетсядополнительно предусмотреть орфографическое списывание текста (текст спропущенными орфограммами, изученными за курс 3 класс). Это позволит сделатьанализ освоения орфограмм, исключая ошибки, связанные с нарушением развитияфонематических процессов.
III. Содержание учебного предмета
В соответствии с выделенными в программе направлениямиизучение предмета «Русский язык» в третьем классе включает следующие разделы:
Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных исогласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдыхсогласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкостисогласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухихсогласных звуков, определение парных и непарных по звонкости — глухостисогласных звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласныхзвуков. Деление слов на слоги. Произношение звуков и сочетаний звуков всоответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика.
Обозначение на письме твёрдости и мягкостисогласных звуков. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующегосогласного звука. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового ибуквенного состава слова в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я
Использование небуквенных графических средств:пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Использование алфавита при работе со словарями,справочниками, каталогами:
умение найти слово в школьном орфографическом словарепо первой букве, умение расположить слова в алфавитном порядке (например,фамилии, имена).
Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне,приставке, суффиксе, окончании. Выделение в словах с однозначно выделяемымиморфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Корень, общее понятие о корне слова.Однокоренные слова, овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение заединообразием написания корней. Различение однокоренных слов и различных формодного и того же слова.
Представление о значении суффиксов иприставок. Умение отличать приставку от предлога. Умение подбирать однокоренныеслова с приставками и суффиксами. Разбор слова по составу.
Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имяприлагательное, местоимение, глагол, предлог.
Имя существительное. Его значение иупотребление в речи. Вопросы, различение имён существительных, отвечающих навопросы «кто?» и «что?». Умение опознавать имена собственные.
Род существительных: мужской, женский,средний. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение имен существительных по числам.
Изменение имен существительных по падежам вединственном числе (склонение). Определение падежа, в котором употреблено имясуществительное. Умение правильно употреблять предлоги с именамисуществительными в различных падежах.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Его значение иупотребление в речи, вопросы. Изменение имен прилагательных по родам, числам ипадежам, в сочетании с существительными (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ье,-ов, -ин). Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление оместоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личныеместоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
Глагол. Его значение и употребление в речи,вопросы. Общее понятие о неопределенной форме глагола. Различение глаголов,отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Время глагола: настоящее,прошедшее, будущее. Изменение глаголов по числам. Морфологический разборглаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительнымипредлогами. Функция предлогов:
образование падежных форм имён существительных.Отличие предлогов от приставок.
Лексика. Выявление слов, значение которых требует уточнения.Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толковогословаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом ипереносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов иантонимов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умениевыделить словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу (безпредлога и с предлогом); составить предложение с изученными грамматическими формами и распространить предложение.
Предложения по цели высказывания:повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске(интонации): восклицательные и невосклицательные.
Главные члены предложения: подлежащее исказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды).Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенныхчленов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) междусловами в словосочетании и предложении.
Знакомство со сложным предложением. Сложныепредложения, состоящие из двух простых. Различение простых и сложныхпредложений. Запятая в сложных предложениях.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости.
Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания: сочетания жи-ши,ча-ща, чу-щу в положении под ударением; сочетания чк-чн, чт, щн
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (наограниченном перечне слов); разделительные ъ и ь
мягкий знак после шипящих на конце имёнсуществительных (ночь, нож, рожь, мышь
не сглаголами;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка,вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и гдепроисходит общение.
Практическое овладение диалогической формойречи. Выражение собственного мнения. Овладение нормами речевого этикета вситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,благодарность, обращение с просьбой).
Овладение краткими и полными ответами навопросы. Составление вопросов устно и письменно. Составление диалогов в формевопросов и ответов.
Практическое овладение устными монологическимивысказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи(повествование, описание). Составление и запись рассказов повествовательногохарактера по сюжетным картинкам, с помощью вопросов; составление сюжетныхрассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений).Введение в рассказы элементов описания. Построение устного ответа по учебномуматериалу (специфика учебно-деловой речи).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложенийв тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.Последовательность частей текста.
Комплексная работа над структурой текста:озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста. Плантекста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректированиезаданных текстов; использование в текстах синонимов и антонимов. Подробный исжатый рассказ по картинке и серии картинок. Подробный и сжатый рассказ покартинке и серии картинок.
Основная форма организации учебных занятий порусскому языку – урок. В зависимости от этапа изучения темы организуются урокизнакомства с новым материалом, уроки закрепления и коррекции знаний и умений,уроки обобщения и систематизации знаний и умений, повторения пройденного, урокипроверки и оценки знаний, умений и навыков.
