X-PDF

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Поделиться статьей

Областное государственное казённоеобразовательное учреждение

«Центр психолого-педагогической,медицинской и социальной помощи

« Доверие»

 

РАССМОТРЕНО                                                 УТВЕРЖДАЮ

на Методическом совете                                    Директор

Протокол ____от                                              ____________Т. А. Беспалова

«___»__________2022г.                                      «___»__________2022г.

 

 

 

 

Рабочая программа учебногопредмета

« Русский язык»

для обучающихся

с задержкой психического развития

3 класс

( 2022-2023 уч.  г.,

2023-2024 уч.г.,

2024-2025 уч.г.)

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Составила:

                                                                                                Белозерова Г.В.,                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                  учитель начальных классов

                                                                                            первой  квалификационной  категории.

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновская область,

Майнский район,

с. Тагай

2022 г.

I.  Пояснительнаязаписка

Даннаярабочая программа  по русскому языку разработана для обучающихся   3 класса сЗПР  на основе  нормативно-правовых документов: 

 -Федеральный закон Российской Федерации  « Об образовании в РоссийскойФедерации» от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ.

 -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияобучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 -Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общегообразования  обучающихся с ЗПР.

-Примернаярабочая программа по «Русскому языку».(Реестр примерных основныхобщеобразовательных программ Министерства просвещения РФ).

 -Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2021 г №254 « Обутверждении перечня учебников, допущенных к использованию при реализацииимеющих государственную аккредитацию образовательных программ начальногообщего, основного общего, среднего общего образования организациями,осуществляющими образование».

 -Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодёжи ( СП 2.4.3648-20).

 — Положение « О рабочей программе» ОГКОУ « Центр ППМС « Доверие».

  — Учебный план ОГКОУ « Центр ППМС « Доверие».

  — Устав ОГКОУ « Центр ППМС « Доверие».

Учебно – методический комплекс используемый в работе:

Русскийязык  3 кл. Учебник для общеобразоват.организаций. в 2 частях: Канакина В.П,Горецкий В.Г. – 8-е изд.-М.: Просвещение, 2020.- 159с.

 Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русскогоязыка;   

-развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средстваязыка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлятьнесложные монологические высказывания;

-коррекцияпробелов в знаниях, умениях и навыках по предмету;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к    родному языку,чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждениепознавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать своюречь.

 Для достижения поставленных целей необходимо решение следующихпрактических задач:

-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средстваязыка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русскогоязыка;

-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания иповествования небольшого объема;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскомуязыку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

-пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать своюречь.

   Наиболееоптимальной формой контроля знаний  по русскому языку  в 3 классе дляобучающихся с ЗПР  являются проверочные  работы:

диктанты, списывания, словарные диктанты. В связи со спецификой работыОГКОУ « Центр ППМС «Доверие» входные и итоговые проверочные  работы    проводятсяежемесячно (дважды в месяц) с учётом графика заезда детей.

   Согласноучебному плану ОГКОУ «Центр ППМС «Доверие»  на изучение русского языка в 3классе начальной школы отво­дится 5 часов в неделю, всего 160  часов ( 32 учебные недели).

II.  Планируемые результатыизучения учебного предмета.

Личностные результаты освоения  программы для 3-го класса по учебномупредмету «Русский язык» оцениваются по следующим параметрам и конкретизирующимих дескрипторам: 

Освоениесоциальной роли ученика проявляетсяв:

                  соблюдении школьных правил(сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкциейучителя);

                  старательности;

                  подчинении дисциплинарнымтребованиям;

                  адекватной эмоциональнойреакции на похвалу и порицание учителя;

                  стремлении отвечать навопросы учителя, быть успешным в учебе;

                  порядке в учебныхпринадлежностях;

                  бережном отношении кучебникам, школьному имуществу;

                  выполнении порученныхучителем заданий неучебного характера;

                  самостоятельных вопросахпо содержанию учебного материала;

                  проявлении ответственногоповедения (беспокойство по поводу соблюдения требований).

Сформированностьречевых умений проявляется в:

                  владении связной речью,выполняющей коммуникативную функцию (диалогические умения);

                  грамматически правильнойречи;

                  овладении чтением иписьмом для реализации коммуникации;

                  возможностиаргументировать свои решения, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях(монологические умения);

                  возможности выразительночитать текст;

                  стремлении улучшатькачество речи (лучше читать или писать).

Сформированностьсоциально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:

                  умении соблюдать нормыречевого этикета, не перебивать, соблюдать очередность, уступать;

                  понимании того, что каждыйпродукт и каждая вещь является результатом чьего-то труда и бережном отношениик вещам;

                  невербально проявляемойвежливость (улыбка при встрече, обращении);

                  умение проявить сочувствиепри чужих затруднениях и неприятностях;

                  согласие (стремлении)делиться своими имуществом или знаниями;

                  умении сделать правильныйреальный поведенческий выбор в конфликтной ситуации на основе представлений онравственных нормах и справедливости.

Сформированность эстетических потребностей, ценностейи чувств проявляется в:

                  желании поддерживатьпорядок и чистоту вокруг себя;

                  способности следить засвоим внешним видом;

                  заинтересованности впроцессе прослушивания литературных произведений.

                  умении обратиться свопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;

                  возможности согласованновыполнять необходимые действия в паре, не разрушая общего замысла;

                  способности объяснятьчто-либо, выслушивать объяснение или мнение коммуникативного партнера;

                  умении справедливораспределять обязанности в паре;

                  умении договариваться,вести себя в соответствии с договоренностью;

умении проявлять терпение, корректно реагировать начужие оплошности и затруднения;

                  умении проявлять вниманиек настроению партнера по общению.

Сформированность самосознания, в т.ч. адекватныхпредставлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:

                  умении обозначить своюсоциальную роль (школьник, ученик) и порожденные ею обязанности (ходить вшколу, делать уроки, учиться новому и т.д.);

                  осознании разныхрезультатов выполнения заданий (сформированность самооценки в деятельности);

                  осознании собственныхпотребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);

                  осознании затруднений (непонимаю, не успел);

                  возможности анализироватьпричины успехов и неудач;

                  разграничении ситуаций,требующих и не требующих помощи педагога;

-умении прогнозировать последствия своего поведения иповедения других по отношению к себе.

Примеры оценки личностных результатов.

Сформированность навыков продуктивной межличностнойкоммуникации.

Дескрипторы и критерии их оценки:

Умение обратиться с вопросом, просьбой к взрослому илисверстнику:

0 баллов – фактически не просит взрослого (пусть сампонимает), а у сверстника просто забирает необходимое ему;

1 балл – иногда пытается спросить-попросить, но неочень понятно или вежливо;

2 балла – умеет вежливо и понятно обратиться.

Способность объяснять что-либо, выслушивать объяснениеили мнение коммуникативного партнера:

0 баллов – непонятно объясняет и плохо слушает;

1 балл – что-то одно относительно удается;

2 балла – может и то, и другое.

Умение справедливо распределять обязанности в паре:

0 баллов – не может распределить обязанности,действует в свою пользу или в ущерб себе;

1 балл – иногда справляется с задачей;

2 балла – умение полноценно.

Метапредметные результаты освоения программы  для 3-го класса по учебномупредмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебныедействия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные),обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу уменияучиться. 

С учетом индивидуальных возможностей и особыхобразовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могутбыть обозначены следующим образом.

Сформированные      познавательные          универсальные учебные     действия проявляются в:

      умении формулировать(воспроизводить) правило, необходимое для объяснения написания орфограмм;

      умении определятьподлежащее, сказуемое, главные и второстепенные члены предложения;

      умении классифицироватьпредложения по интонации;

      умении использовать схемудля конструирования предложения по заданным условиям;

      находитьнужную информацию в словарях учебника;

      умении понимать ииспользовать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;

      осуществлять элементарный синтаксический и морфологический разбор;

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

      сравнивать, группироватьобъекты: находить общее и различие в однокоренных словах;

      умении называть объекты,входящие в определенную обобщенную группу или обобщать объекты: части речи,простые и сложные предложения;

       устанавливать причинно-следственные связи визучаемом круге языковых явлений: сколько в слове гласных, столько и слогов;

      овладение понятиями,требующимися при обучении учебному предмету: корень, приставка, окончание, суффикс,существительное, прилагательное, глагол.

Сформированные регулятивные универсальные учебныедействия проявляются в:

      понимании инструкции,предложенной классу;

      удержании инструкции;

      умении составить пландействий;

      умении придерживатьсяплана (на материале разных учебных заданий: написание текста, проверкабезударной гласной, синтаксический разбор предложения);

      умении оценить результатдействий (на материале практической деятельности, в приложении к каждомуосваиваемому учебному действию);

      умении выслушивать неперебивая;

      умении сопоставлятьрезультат с образцом;

      умение найти ошибки усоседа;

      умении найти ошибки усебя.

Сформированные коммуникативные универсальные учебныедействия проявляются в:

      умении слушать мнениепартнера по поводу решения учебной задачи;

      умении высказывать своемнение по поводу коммуникативных ситуаций;

      умении рассказывать особытии;

      умении решить спордоговоренностью;

      умение высказывать своемнение по поводу событий, явлений и т.п.;

      умении аргументироватьсвое мнение;

      умении убеждать;

      умении распределитьфункции.

Сформированные личностные универсальные учебныедействия проявляются в:

      способности адекватнопонимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, непостарался, не успел);

      стремлении к опережающемуовладению каким-либо учебным умением или знанием (инициативность);

      беспокойстве о выполнениидомашнего задания или поручения (ответственность);

      беспокойстве онекачественно выполненной работе и стремление это исправить (в т.ч. плохуюоценку);

      умении адекватно оценитьсвое поведение;

      умении адекватно оценитьповедение партнера;

      умении предложить способрешения, удовлетворяющий обоих (не жребий);

      готовности помочь партнерув решении проблемы.

Примеры критериев оценки дескрипторовметапредметных результатов.

Беспокойство о некачественно выполненнойработе и стремление это исправить (в т.ч. плохую оценку)

0 баллов

1 балл

2 балла

Игнорирует такую необходимость даже при неоднократных напоминаниях

При указании может принять меры к исправлению ситуации, но делает это редко

При указании согласен принимать меры к исправлению ситуации

Возможность самостоятельно прочитать и понять текстзадания

0 баллов

1 балл

2 балла

Не может

Выполняет с ошибками и помощью

Выполняет

Умение использовать схему для конструирования предложенияпо заданным условиям

0 баллов

1 балл

2 балла

Не справляется

Справляется с помощью и ошибками

В целом справляется

Предметныерезультаты. В конце 3-гокласса обучающийся:

                  находит в словах изученныеорфограммы;

                  списывает и пишет под диктовкутекст, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в конце предложения,проверяет написанное;

                  проводит элементарныйсинтаксический разбор, различает главные и второстепенные члены предложения;

                  употребляет термины«подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения»;

                  различает предложения поинтонации;

                  различает простые исложные предложения;

                  устанавливает связь слов всловосочетании с помощью вопросов;

                  называет изученные частиречи;

                  определяет число, род именсуществительных и прилагательных;

                  склоняет именасуществительные единственного числа;

                  согласовывает именасуществительные и прилагательные в роде, числе, падеже;

                  изменяет глаголы повременам;

                  подбирает однокоренныеслова;

                  подбирает антонимы,синонимы;

                  пользуется словарямиучебника;

                  проводит морфологическийразбор простых по структуре слов (корень, приставка, окончание, суффикс) сопорой на наглядную схему;

                  восстанавливаетдеформированный текст;

                  озаглавливает текст;

                  пишет изложения простых полексике и содержанию текстов;

                  пишет объявления,поздравления, почтовый адрес.

Примеры контрольно-оценочных материалов и критериев оценки предметныхрезультатов.

Оценка предметных результатов осуществляется учителемтрадиционно по пятибалльной шкале в ходе промежуточного оценивания (выполнениетестовых заданий по темам, разделам, комплексной проверочной работы, состоящейиз диктанта и дополнительных заданий). Вариант тестового задания (комплекснойпроверочной  работы) учитель определяет самостоятельно, учитывая индивидуальныеспособности к усвоению материала по русскому языку каждым учеником.

Выполнение каждого задания оценивается в 1балл. Когда в одном задании дано несколько предложений, балл начисляется, еслиправильных решений было больше половины.

По количеству верно выполненных заданийвыставляется оценка. 7-8 заданий – «отлично», 5-6 заданий – «хорошо», 3-4задания – «удовлетворительно», 1-2 задания – «неудовлетворительно».

  Оценка комплексной проверочной работы складываетсяиз параметров.

Оценка написания диктанта.

5 — в диктанте нет ошибок.

4 — в диктанте допущено 1–2 ошибки.

3 — в диктанте допущено 3–5 ошибок.

2 — в диктанте допущено более 5 ошибок.

Оценка выполнения дополнительных заданий.

5 —все задания выполнены верно.

4 — выполнено правильно не менее 3/4 заданий.

3 — правильновыполнено не менее половины заданий.

2 — не выполнено более половины заданий.

При проведении итогового контроля в связи выраженнымитрудностями написания слуховых диктантов обучающимися с ЗПР рекомендуетсядополнительно предусмотреть орфографическое списывание текста (текст спропущенными орфограммами, изученными за курс 3 класс). Это позволит сделатьанализ освоения орфограмм, исключая ошибки, связанные с нарушением развитияфонематических процессов.

 

III.  Содержание учебного предмета  

В соответствии с выделенными в программе  направлениямиизучение предмета «Русский язык» в третьем классе включает следующие разделы:

Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных исогласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдыхсогласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкостисогласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухихсогласных звуков, определение парных и непарных по звонкости — глухостисогласных звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласныхзвуков. Деление слов на слоги. Произношение звуков и сочетаний звуков всоответствии с нормами современного русского литературного языка. 

Графика.  

Обозначение на письме твёрдости и мягкостисогласных звуков. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующегосогласного звука. Использование на письме разделительных ъ и ь.  

Установление соотношения звукового ибуквенного состава слова в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я

Использование небуквенных графических средств:пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Использование алфавита при работе со словарями,справочниками, каталогами:

умение найти слово в школьном орфографическом словарепо первой букве, умение расположить слова в алфавитном порядке (например,фамилии, имена). 

Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне,приставке, суффиксе, окончании. Выделение в словах с однозначно выделяемымиморфемами окончания, корня, приставки, суффикса. 

Корень, общее понятие о корне слова.Однокоренные слова, овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение заединообразием написания корней. Различение однокоренных слов и различных формодного и того же слова. 

Представление о значении суффиксов иприставок. Умение отличать приставку от предлога. Умение подбирать однокоренныеслова с приставками и суффиксами. Разбор слова по составу.

Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имяприлагательное, местоимение, глагол, предлог. 

Имя существительное. Его значение иупотребление в речи. Вопросы, различение имён существительных, отвечающих навопросы «кто?» и «что?». Умение опознавать имена собственные.

Род существительных: мужской, женский,средний. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.

Изменение имен существительных по числам. 

Изменение имен существительных по падежам вединственном числе (склонение). Определение падежа, в котором употреблено имясуществительное. Умение правильно употреблять предлоги с именамисуществительными в различных падежах.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Его значение иупотребление в речи, вопросы. Изменение имен прилагательных по родам, числам ипадежам, в сочетании с существительными (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ье,-ов, -ин). Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление оместоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личныеместоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. 

Глагол. Его значение и употребление в речи,вопросы. Общее понятие о неопределенной форме глагола. Различение глаголов,отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Время глагола: настоящее,прошедшее, будущее. Изменение глаголов по числам. Морфологический разборглаголов.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительнымипредлогами. Функция предлогов:

образование падежных форм имён существительных.Отличие предлогов от приставок.

Лексика. Выявление слов, значение которых требует уточнения.Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толковогословаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом ипереносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов иантонимов.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умениевыделить словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу (безпредлога и с предлогом);         составить   предложение       с        изученными         грамматическими         формами    и распространить предложение.

Предложения по цели высказывания:повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске(интонации): восклицательные и невосклицательные. 

Главные члены предложения: подлежащее исказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды).Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенныхчленов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) междусловами в словосочетании и предложении.

Знакомство со сложным предложением. Сложныепредложения, состоящие из двух простых. Различение простых и сложныхпредложений. Запятая в сложных предложениях. 

          Орфография   и   пунктуация. Формирование орфографической зоркости.

Использование орфографического словаря. 

Применение правил правописания:  сочетания жи-ши,ча-ща, чу-щу в положении под ударением;  сочетания чк-чн, чт, щн

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (наограниченном перечне слов);  разделительные ъ и ь

мягкий знак после шипящих на конце имёнсуществительных (ночь, нож, рожь, мышь

не сглаголами; 

раздельное написание предлогов с другими словами; 

знаки препинания в конце предложения: точка,вопросительный и восклицательный знаки. 

Развитие речи.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и гдепроисходит общение. 

Практическое овладение диалогической формойречи. Выражение собственного мнения. Овладение нормами речевого этикета вситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,благодарность, обращение с просьбой).

Овладение краткими и полными ответами навопросы. Составление вопросов устно и письменно. Составление диалогов в формевопросов и ответов. 

Практическое овладение устными монологическимивысказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи(повествование, описание). Составление и запись рассказов повествовательногохарактера по сюжетным картинкам, с помощью вопросов; составление сюжетныхрассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений).Введение в рассказы элементов описания. Построение устного ответа по учебномуматериалу (специфика учебно-деловой речи). 

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложенийв тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.Последовательность частей текста. 

Комплексная работа над структурой текста:озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста. Плантекста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.Знакомство с жанрами письма и поздравления. 

Создание собственных текстов и корректированиезаданных текстов; использование в текстах синонимов и антонимов. Подробный исжатый рассказ по картинке и серии картинок. Подробный и сжатый рассказ покартинке и серии картинок.

Основная форма организации учебных занятий порусскому языку – урок. В зависимости от этапа изучения темы организуются урокизнакомства с новым материалом, уроки закрепления и коррекции знаний и умений,уроки обобщения и систематизации знаний и умений, повторения пройденного, урокипроверки и оценки знаний, умений и навыков.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет