X-PDF

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс ФГОС

Поделиться статьей

Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение

«Средняяобщеобразовательная   школа»,

г.Юхнов Юхновского района Калужской области

 

 «Рассмотрена и утверждена»                          на педагогическом совете

Протокол №____        от

«___» _________        201__г.

 

 

 

«Утверждено»               Директор  МКОУ«Средняя общеобразовательная школа», г.Юхнов Юхновского района Калужской области

____________/Левенкова Л.В./

Приказ №        ______ от

«___» _________        201__г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Русский язык»5-9 класс

на 2019-2024 учебный год

 

 

 

 

                                                                                             Составитель:           

                                        учитель русского языка и литературы

                                                                              Корсунова ЕленаВасильевна

                            

 

 

 

2019

 

Рабочаяпрограмма по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования (Документс изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014года № 1644;  приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577),  Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык.Рабочие программы. Предметная линия УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011), в соответствии с Основнойобразовательной программой основного общего образования (ООП ООО в соответствиис ФГОС) МКОУ «СОШ №2», г. Юхнов  Калужской  обл.  2016-2017 г.

            Всоответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основногообщего образования предмет «Русский язык» реализуется за счет часов,предусмотренных обязательной частью учебного плана основного общего образованияв объеме 732 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе— 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 102 ч.

1.Планируемыерезультаты освоения учебного предмета

 

Личностныерезультаты 5-6 классы

 

·        осознаниесвоей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной однимязыком общения — русским ;

·        освоениегуманистических традиций и ценностей современного общества через художественноеслово русских писателей;

·        осмыслениесоциально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность копределению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

·        пониманиекультурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов истилей.

 

Личностныерезультаты 7-9 классы

 

·        владениемонологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор ииспользование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица,схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

·        готовностьк межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству

·        самостоятельнаяорганизация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своейдеятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

Метапредметныерезультаты

 

5класс

  • способность удерживать цель деятельности до получения её результата.
  • анализ достижения цели.
  • способность ставить новые учебные цели, задачи.
  • способность воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
  • способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
  • способность понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
  • способность осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
  • способность понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных  пособиях;
  • способность понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • способность анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных  признаков;
  • способность осуществлять синтез как составление целого из его частей;
  • способность устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • способность обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
  • способность проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

6 класс

  • способность планировать пути достижения цели.
  • способность оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»), способность учитывать условия выполнения учебной задачи.
  • способность выделять альтернативные способы достижения цели.
  • способность осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
  • способность устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
  • способность аргументировать свою точку зрения.
  • способность задавать вопросы.
  • способность осуществлять контроль.
  • способность составлять план текста.
  • способность разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех  участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности.
  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
  • способность пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в  учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
  • способность находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
  • способность ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • способность анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных  признаков (в коллективной организации деятельности);
  • способность осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • способность проводить сравнение,  классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества  групп;
  •  способность устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • способность проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
  •  способность выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной  задачей;
  •  способность осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
  •  способность обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

7 класс

  • умение контролировать.
  • принятие решений в проблемных ситуациях.
  • способность оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
  • осуществление познавательной рефлексии.
  • способность организовывать деловое сотрудничество.
  • способность осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
  • способность осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
  • способность пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами,  приведенными в учебной литературе;
  • способность строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
  • способность находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной  задачи;
  • способность воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из  сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
  • способность анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • способность осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • -способность осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
  • способность записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • способность создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
  • способность находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
  • способность осуществлять сравнение,  классификацию изученных объектов по  самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
  • способность строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.
  • способность оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

8класс

  • осуществление контроля
  • корректировка деятельности: умение вносить изменения в процесс с учетом  возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
  • адекватная оценка трудностей.
  • адекватная оценка своих возможностей.
  • способность работать в группе.
  • способность осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
  • способность оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в  совместной деятельности.
  • способность осуществлять коммуникативную рефлексию.
  • использование учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
  • способность осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • способность строить сообщения в устной и письменной форме;
  • способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • способность воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
  • способность анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • способность осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • способность проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
  • способность устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • способность строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • способность обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
  • способность подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
  • способность устанавливать аналогии.
  • способность осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • способность записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • способность создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
  • способность осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • способность осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
  • способность осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

9 класс

  • прогнозирование
  • саморегуляция эмоциональных состояний.
  • способность прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
  • способность отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи.
  • способность устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
  • способность проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
  • способность устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • способность понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
  • способность обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
  • способность подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения
  • способность проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
  • способность использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;
  • способность осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • способность записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • способность создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
  • способность осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • способность осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в  зависимости от конкретных условий;
  • способность осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • способность произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Предметные результаты

 

5 класс 

Фонетика и орфоэпия

Обучающийся научится:

— выделять в слове звуки речи; давать им фонетическуюхарактеристику;

— осознавать смыслоразличительную функцию звука;

— различать ударные и безударные слоги;

— не смешивать звуки и буквы;

— использовать элементы упрощенной транскрипции дляобозначения анализируемого звука

и объяснения написания слова;

— распознавать гласные и согласные в сильных и слабыхпозициях;

— правильно произносить гласные, согласные звуки и ихсочетания в слове, а также наиболее

употребительные слова и формы изученных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

— выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

— находить в художественном тексте явления звукописи;

— извлекать необходимую информацию из мультимедийныхорфоэпических словарей и

справочников; использовать ее в различных видахдеятельности.

 

Графика

Обучающийся научится:

— осознавать значение письма в истории человечества;

— понимать важность графики и каллиграфии;

— правильно произносить названия букв русскогоалфавита.

Обучающийся получит возможность научиться:

— свободно пользоваться алфавитом, работая сословарями;

— проводить сопоставительный анализ звукового ибуквенного состава слова.

 

Морфемика

Обучающийся научится:

— выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

— подбирать однокоренные слова с учетом значенияслова;

— осознавать роль морфем в процессе формо- исловообразования;

— учитывать различия в значении однокоренных слов,вносимые приставками и суффиксами;

— пользоваться словарем значения морфем и словаремморфемного строения слов;

— объяснять особенности использования слов сэмоционально-оценочными суффиксами в

художественных текстах.

Обучающийся получит возможность научиться:

— извлекать необходимую информацию из морфемных,словообразовательных и

этимологических словарей и справочников, в том числемультимедийных.

 

Лексикология

Обучающийся научится:

— объяснять лексическое значение слов разнымиспособами (описание, краткое толкование,

подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

— объяснять различия лексического и грамматическогозначений слова;

— употреблять слова в соответствии с их лексическимзначением;

— различать прямое и переносное значений слов;

— отличать омонимы от многозначных слов;

— подбирать синонимы и антонимы;

— выбирать из синонимического ряда наиболее точное иуместное слово;

— использовать синонимы как средство связи предложенийв тексте и как средство

устранения неоправданного повтора;

Обучающийся получит возможность научиться:

— понимать роль слова в формировании выражении мыслей,чувств, эмоций;

— пользоваться толковым словарем для определения иуточнения лексического значения

слова, словарями синонимов, антонимов;

— находить в тексте выразительные приемы, основанныена употреблении слова в

переносном значении;

— владеть наиболее употребительными оборотами русскогоречевого этикета.

 

Морфология

Обучающийся научится:

— различать части речи (имя существительное,прилагательное, глагол), определять как

самостоятельные части речи;

— правильно характеризовать морфологические признакиимен существительных,

прилагательных, глаголов;

— уметь склонять, спрягать, образовывать формы времении т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

— правильно, уместно и выразительно употреблять словаизученных частей речи;

— опознавать основные выразительные средстваморфологии в публицистической и

художественной речи и оценивать их.

 

орфография

Обучающийся научится:

— находить орфограммы в морфемах;

— группировать слова по видам орфограмм;

— владеть правильным способом подбора однокоренныхслов, а также приемами применения

изученных правил орфографии;

— устно объяснять выбор описания и использовать написьме специальные графические

обозначения;

— самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Обучающийся получит возможность научиться:

— извлекать необходимую информацию из орфографическихсловарей и справочников по

правописанию, в том числе мультимедийных; использоватьэту информацию в процессе

письма.

 

Синтаксис и пунктуация

Обучающийся научится:

— выделять словосочетания в предложении;

— определять главное и зависимое слово;

— составлять схемы словосочетаний изученных видов иконструировать словосочетания по

заданной схеме;

— выделять основы предложений с двумя главнымичленами;

— конструировать предложения по заданным типамграмматических основ;

— характеризовать предложения по цели высказывания,наличию или отсутствию

второстепенных членов, количеству грамматических основ;

— составлять простые и сложные предложения изученныхвидов;

— соблюдать верную интонацию конца предложений;

— опознавать предложения, осложненные однороднымичленами, обращениями, вводными

словами;

— находить, анализировать и конструировать предложенияс прямой речью;

— устно объяснять постановку знаков препинания впредложениях (в изученных

синтаксических конструкциях) и использовать на письмеспециальные графические

обозначения;

— самостоятельно подбирать примеры на изученноепунктуационное правило.

Обучающийся получит возможность научиться:

— анализировать особенности употреблениясинтаксических конструкций с точки зрения их

функционально-стилистических качеств, требованийвыразительности речи;

— владеть правильным способом действия при примененииизученных правил пунктуации.

 

6 класс

фонетика и орфоэпия

Обучающийся научится:

проводитьфонетический и орфоэпический разбор слова;

-использовать транскрипцию;

Обучающийся получит возможность научиться:

-правильно произносить широкоупотребляемые слова и формы слов изученных частей речи;    пользоватьсяорфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

морфемика и словообразование

Обучающийся научится:

выделятьморфемы на основе словообразовательного анализа;

— давать структурно-грамматическуюхарактеристику словам по морфемной модели;

-выделять исходную часть слова исловообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

-различать изученные способысловообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлятьсловообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

Обучающийся получит возможность научиться:

-давать комментарии ксловообразовательному гнезду; пользоваться словообразовательным словаремморфемных моделей слов.

лексикология и фразеология

Обучающийся научится:

пользоватьсяразличными способами толкования лексического значения слова;

употреблять слова всоответствии с их лексическим значением;

-подбирать синонимы и антонимы;

Обучающийся получит возможность научиться:

-выбирать из синонимического ряданаиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоватьсяразличными видами словарей; анализировать примеры использования слов впереносном значении;

Морфология

Обучающийся научится:

указыватьморфологические признаки изучаемых частей речи,

-правильно образовывать иупотреблять соответствующие грамматические формы;

-уместно и выразительно употреблятьслова изученных частей речи;

Обучающийся получит возможность научиться:

-опираться на морфологическиепризнаки слова при решении задач правописания.

Орфография

Обучающийся научится:

обнаруживатьизученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

Обучающийся получит возможность научиться:

-объяснять суть основного принципарусской орфографии и с этой позиции анализировать написание морфем;

свободнопользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемногописьма.

синтаксис и пунктуация

Обучающийся научится:

составлять схемы словосочетаний разных видов и конструироватьсловосочетания по предложенной схеме;

-анализировать разные виды сложныхпредложений;

-определять синтаксическую рольизученных частей речи; правильно строить предложения с причастными идеепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их;

-устно объяснять пунктуациюпредложения, использовать на письме специальные графические обозначения,

-строить пунктуационные схемыпредложений;

-самостоятельно подбирать примерына изученное пунктуационное правило.

Обучающийся получит возможность научиться:

— анализировать особенности употреблениясинтаксических конструкций с точки зрения их

функционально-стилистических качеств, требованийвыразительности речи;

— владеть правильным способом действия при примененииизученных правил пунктуации.

 

7 класс

Обучающийся научится:

— характеризовать основныесоциальные функции русского языка в России и мире, место русского языка средиславянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитиирусского языка;

— оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

характеризоватьвклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Морфология

Обучающийся научится:

— опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы,

— анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или инойчасти речи;

— употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормамисовременного русского литературного языка;

— применять морфологические знания и умения в практике правописания, вразличных видах анализа;

— распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решенияорфографических и пунктуационных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

— анализироватьсинонимические средства морфологии;

— различатьграмматические омонимы;

— опознаватьосновные выразительные средства морфологии в и художественной речи и оцениватьих; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстахнаучного стиля  речи;

— извлекатьнеобходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в томчисле мультимедийных; использовать эту информацию в различных видахдеятельности.

Синтаксис

Обучающийся научится:

— опознавать основные единицысинтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

— анализировать различные видысловосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловойорганизации, функциональной предназначенности;

— употреблять синтаксическиеединицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

— использовать разнообразныесинонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

— применять синтаксические знания и умения в практике правописания, вразличных видах анализа.

Обучающийся получит возможность научиться:

— анализировать синонимические средства синтаксиса;

— опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественнойречи и оценивать их;

— анализировать особенности употребления синтаксических конструкций сточки зрения их функционально-стилистических качеств, требованийвыразительности речи.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— соблюдать орфографические ипунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

— объяснять выбор написания вустной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

— обнаруживать и исправлятьорфографические и пунктуационные ошибки;

— извлекать необходимуюинформацию из орфографических словарей и справочников; использовать её впроцессе письма.

Обучающийся получит возможность научиться:

— демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловойстороны речи;

— извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографическихсловарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессеписьма.

8класс

 

Обучающийся научится:

— характеризовать основные социальные функции русского языка в России имире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского(церковнославянского) языка в развитии русского языка;

 

— определять различия между литературным языком и диалектами,просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном ихарактеризовать эти различия;

 

— оценивать использование основных изобразительных средств языка.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

— характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

 

Фонетика и орфоэпия. Графика

 

Обучающийся научится:

— проводить фонетический анализ слова;

— соблюдать основные орфоэпические правила современного русскоголитературного языка;

 

— извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей исправочников; использовать еѐв различных видах деятельности.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

— опознавать основные выразительные средства фонетики(звукопись);

— выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

 

— извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпическихсловарей и справочников;

 

использовать ее в различных видах деятельности.

 

Морфемика и словообразование

 

Обучающийся научится:

— делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического исловообразовательного анализа слова;

 

— различать изученные способы словообразования;

 

— анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары исловообразовательные цепочки слов;

 

— применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практикеправописания, а также при проведении грамматического и лексического анализаслов.

 

Обучающийсяполучит возможность научиться:

характеризовать словообразовательные цепочкии словообразовательные гнѐзда,устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

— опознавать основные выразительные средства словообразования вхудожественной речи и оценивать их;

 

— извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных иэтимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

 

— использовать этимологическую справку для объяснения правописания илексического значения слова.

 

Лексикология и фразеология

 

Обучающийся научится:

— проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическоезначение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов,указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активнойили пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическуюокраску слова;

 

— группировать слова по тематическим группам;

— подбирать к словам синонимы, антонимы;

— опознавать фразеологические обороты;

— соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

 

— использовать лексическую синонимию как средство исправлениянеоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

 

— опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значениислова (метафора, эпитет, олицетворение);

 

— пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарѐм, словарѐм синонимов, антонимов, фразеологическим словарѐм и др.) и использовать полученную информациюв различных видах деятельности.

 

 Обучающийся получит возможность научиться:

— объяснять общие принципы классификации словарногосостава русского языка;

— аргументировать различие лексического играмматического значений слова;

— опознавать омонимы разных видов;

 

— оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместногои выразительного словоупотребления;

 

— опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии впублицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенностиупотребления лексических средств в текстах научного и официально-деловогостилей речи;

 

— извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранныхслов, фразеологического словаря др.) и справочников, в том числемультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

 

Морфология

 

Обучающийся научится:

— опознавать самостоятельные (знаменательные) частиречи и их формы, служебные части речи;

— анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или инойчасти речи;

 

— употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормамисовременного русского литературного языка;

 

— применять морфологические знания и умения в практике правописания, вразличных видах анализа;

 

— распознавать явления грамматической омонимии, существенные длярешения орфографических и пунктуационных задач.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

— анализировать синонимические средства морфологии;

— различать грамматические омонимы;

 

— опознавать основные выразительные средства морфологии впублицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенностиупотребления морфологических средств в текстах научного и официально-деловогостилей речи;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.1%
НЕТ
40.9%
Проголосовало: 758

 

— извлекать необходимую информацию из словарей грамматическихтрудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различныхвидах деятельности.

 

Синтаксис

 

Обучающийся научится:

— опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение)и их виды;

 

— анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точкизрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

 

— употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормамисовременного русского литературного языка;

 

— использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкциив собственной речевой практике;

 

— применять синтаксические знания и умения в практике правописания, вразличных видах анализа.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

— анализировать синонимические средства синтаксиса;

 

— опознавать основные выразительные средства синтаксиса впублицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенностиупотребления синтаксических конструкций

 

в текстах научного и официально-делового стилей речи;

 

— анализировать особенности употребления синтаксических конструкций сточки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительностиречи.

 

Орфография и пунктуация

 

Обучающийся научится:

— соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (вобъѐме содержания курса);

 

— объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменнойформе (с помощью графических символов);

 

— обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

 

— извлекать необходимую информацию из орфографических словарей исправочников; использовать еѐв процессе письма.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

— демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловойстороны речи;

 

— извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографическихсловарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессеписьма.

9класс

Выпускникнаучится:

-владеть орфографической, пунктуационной,речевой грамотнос­тью в объеме, достаточном для свободного пользования русскимязыком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

-исправлять речевые недочёты и грамматическиеошибки;

-производить фонетический, лексический,словообразователь­ный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор,анализ художественного текста;

-иметь представление о социальной сущностиязыка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском язы­кеизменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

пределятьстиль речи, тему вы­сказывания и егоосновную мысль, указывать спосо­бы и средства связи предложений втексте; анализировать строение текста,языковые и речевые средст­ва, характерные для изученных стилей речи.

-строить устные и письменные высказываниятипа рассуждения-объяснения и рас­суждения-доказательства.

-писать сочинение в пуб­лицистическом ихудожественном стиле с исполь­зованием разных типов речи. Составлять заявление,автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшойстатьи (или фрагмента из большой статьи).

-писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля,сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текстэлементы сочинения (типа рассуждения, опи­сания,повествования).

-исправлять ре­чевые недочеты и  грамматические ошибки, наруше­ниелогики высказывания; повышать выразитель­ностьречи, добиваться целесообразного выбора язы­ковых средств.

-использовать знание алфавита при поискеинформации;

-различать значимые и незначимые единицыязыка;

-проводить фонетический и орфоэпическийанализ слова;

-классифицировать и группировать звукиречи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

-членить слова на слоги и правильно ихпереносить;

-определять место ударного слога,наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять вречи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

-опознавать морфемы и членить слова наморфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова сопорой на его морфемный состав;

-проводить морфемный исловообразовательный анализ слов;

-проводить лексический анализ слова;

-опознавать лексические средствавыразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола,олицетворение);

-опознавать самостоятельные части речи иих формы, а также служебные части речи и междометия;

-проводить морфологический анализ слова;

-применять знания и умения по морфемике исловообразованию при проведении морфологического анализа слов;

-опознавать основные единицы синтаксиса(словосочетание, предложение, текст);

-анализировать различные видысловосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организациии функциональных особенностей;

-находить грамматическую основупредложения;

-распознавать главные и второстепенныечлены предложения;

-опознавать предложения простые и сложные,предложения осложненной структуры;

-проводить синтаксический анализсловосочетания и предложения;

-соблюдать основные языковые нормы вустной и письменной речи;

-опираться на фонетический, морфемный,словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

-опираться на грамматико-интонационныйанализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

-использовать орфографические словари.

Выпускник получитвозможность научиться:

-владеть навыками работы с учебной книгой,словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсыИнтернета;

-владеть навыками различных видов чтения(изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработкипрочитанного материала;

-владеть различными видами аудирования (сполным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечениеминформации) и информационной переработки текстов различных функциональныхразновидностей языка;

-адекватно понимать, интерпретировать икомментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи(повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

-участвовать в диалогическом иполилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разнойкоммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общенияс соблюдением норм современного русского литературного языка и речевогоэтикета;

-создавать и редактировать письменныетексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русскоголитературного языка и речевого этикета;

-анализировать речевые высказывания сточки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижениипрогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач иуметь объяснять их;

-оценивать собственную и чужую речь сточки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-опознавать различные выразительныесредства языка;

-писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты,статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другиежанры;

-осознанно использовать речевые средства всоответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей ипотребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

-характеризовать словообразовательныецепочки и словообразовательные гнезда;

-использовать этимологические данные дляобъяснения правописания и лексического значения слова.

 

2.Содержание учебного предмета «Русский язык»

Речь. Речеваядеятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная иписьменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенностиразговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического,официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанрыразговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи(отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья,рецензия публицистического стиля и устной публичной речи (выступление,обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность,заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности.Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема,проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Текстысмешанного типа.

Специфика художественного текста.

Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование,письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема,цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности(сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выраженияречевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный,диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанноготипа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим,ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другимиинформационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативнойнаправленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

Информационная переработка текста (план, конспект,аннотация).

Изложение содержания прослушанного или прочитанноготекста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культураречи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный,коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды нормрусского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность  нормы. Видылингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормамисовременного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств иэффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормамиречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальныесредства общения. Межкультурная коммуникация.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общиесведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык –национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации иязык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский языккак развивающееся явление.

Русский язык как один из индоевропейских языков.Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русскогоязыка.

Формы функционирования современного русского языка(литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах,территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языкекультуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурнымкомпонентом значения в произведениях устного народного творчества, вхудожественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения спомощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатыеслова.

Русский язык – язык русской художественной литературы.Языковые особенности художественного текста. Основныеизобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование вречи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Основные лингвистические словари. Работа со словарнойстатьей.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

Фонетика,орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласныхзвуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.  Слог.Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании.Смыслоразличительная роль ударения.  Фонетический анализ слова.

Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита,названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способыобозначения [j’] на письме.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормыпроизношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков ипроизношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) иинтонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зренияорфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемикаи словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единицаязыка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс,окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы.Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Способы образования слов (морфологические инеморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема.Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательноегнездо.

Применение знаний по морфемике и словообразованию впрактике правописания.

Лексикологияи фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическоезначение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значенияслова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферыупотребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистическиепласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета всловаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки.Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормысовременного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствиис его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов,синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.).Лексический анализ слова.

Понятие об этимологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного,уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов.Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) частиречи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойствакаждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения наместо причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные частиречи. Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературногоязыка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, именчислительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание каксинтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложенийпо цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основапредложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типысказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений(двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные,предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типыодносоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные членыпредложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения.Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений междучастями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость,смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.

Основные синтаксические нормы современного русскоголитературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простогопредложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построениясложноподчиненного предложения; место придаточного определительного всложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения спридаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы»,союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения;нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование впредложении с косвенной речью и др.).

Применение знаний по синтаксису в практикеправописания.

Правописание:орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных исогласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные,дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов.Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные ипарные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом исложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетаниезнаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализпредложения.

 

3.Тематическое планирование курса

5 КЛАСС (175 ч)

 О языке (1 ч)

Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей орусском языке.

 Речь (30 ч)

Текст: основные признаки текста;  тема и основ­ная мысль текста;развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы;стро­ение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой).

Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основныепризнаки; сфера употребления в речи, характерные языковые средства (из числаизученных учащимися).

Типы речи: повествование, описание, рассуж­дение. Особенностистроения:

а) художественного и делового повествования; б) описания предмета;

в) рассуждения-доказательства; г) оценочных сужде­ний.

Композиционные   формы: деловая инст­рукция (какчто-либо делать), объявление. Основные требования к изложению (подробному исжатому) и сочинению.

Закрепление и углубление изученного в начальных классах (34 ч)

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА (10ч)

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласныеударные и безударные. Согласные твер­дые в мягкие, глухие и звонкие.Элементарные све­дения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основныеправила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков.Предмет изучения графики. Алфавит. Правиль­ное название букв алфавита.Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомствос орфоэпическим слова­рем и его использование.

ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ (12 ч)

Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии.Понятие орфо­граммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласныхкорня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи~ши, ча—ща, чу—щу, нч,чн, чк, рщ; раздели­тельных ъ и ь; -тся я -ться в глаголах. Нес глаголами. Использование орфографического словаря.

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА(3 ч)

Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение.Основные спо­собы толкования лексического значения слова: крат­кое объяснениезначения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.

СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА (4 ч)

Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень.Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые частисло­ва. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словаремзначения морфем и слова­рем морфемного строения слов.

 СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ (5 ч)

Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке..Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи.Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическимсло­варем.

Язык. Правописание (систематический курс)

Синтаксис и пунктуация (39 ч)

    Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.Словосочетание. Главное и зависимое слова в сло­восочетании .Предложение. Егограмматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествова­тельные,побудительные, вопросительные). Воскли­цательные предложения. Знаки препинанияв конце предложения. Интонация и порядок слов. Логиче­ское ударение.Предложения распространенные и нераспростра­ненные. Главные члены предложения.Второстепен­ные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.Тире между подлежащим и сказуемым, выражен­ными существительными в именительномпадеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночными). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед одно­роднымичленами. Двоеточие и тире при обобщаю­щих словах. Обращение. Знаки препинанияпри обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненноми сложнопод­чиненном предложении. Запятая между частями сложного предложенияперед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речьпосле слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи.Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественныхтекстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность иэмоциональность речи.

Лексика. Словообразование. Правописание (25 ч)

Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строенияи написания.

Слова однозначные и многозначные. Прямое и пе­реносное значенияслова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов:мета­форы, олицетворения, эпитета. Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы.Пути пополнения словарного состава русского язы­ка: словообразование изаимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способыобразования слов: приста­вочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласныхи согласных в морфемах при образовании слова и его форм.

Словообразовательная модель как схема постро­ения словопределенной части речи, имеющих общ­ность в значении (^оватый, ^ательница и т.п.). Неологизмы как новые слова, построенные по типич­ным моделям. Правописаниеприставок на з и с. Правописание корней -лож- — -лаг-; -рос- -раст-(-ращ~). Буквы о—е после шипящих в корне. Буквы и—ы послец в разных частях слов.

Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферуупотребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы;их стилистическая принадлеж­ность и основные функции в речи. Наблюдение заиспользованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов впе­реносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов);диалектизмов, устарев­ших слов и фразеологических оборотов.

Морфология. Орфография (39ч)

Классификация частей речи русского языка (по­вторение) (1 ч).

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

 ГЛАГОЛ (22 ч)

Глагол как часть речи: общее грамматическое зна­чение,морфологические признаки, роль в предложе­нии. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов. Право­писание не сглаголами (закрепление).

  Возвратные глаголы. Правописание -ться и –тсяв глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е(-мир- -мер-; -тир- — -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола.Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правопи­саниебезударных личных окончаний глагола. Раз­носпрягаемые глаголы (ознакомление).Сослагательное наклонение: значение, образова­ние, правописание. Повелительноенаклонение: значение, образова­ние, правописание. Безличные глаголы.Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одногонаклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоцио­нальности.Глагольная синонимия в художествен­ных текстах (наблюдение и анализ).Употребление глаголов в переносном значении.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (15ч)

Имя существительное как часть речи: общее грам­матическоезначение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

    Основные способы образования имей существи­тельных.Правила   употребления   при   письме  типичных  суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик).Правила слитного и раздельного написа­ния не с именами существительными.Имена существительные одушевленные и неодушевленные;собственные и нарицательные.   Правила употреблениябольшой буквы при написании имен сущест­вительных. Род имен существительных.Существительные об­щего рода; род неизменяемых имен существитель­ных. Числоимен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного илитолько множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разно­склоняемыеи несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен су­ществительных.Развитие навыков пользования грамматико-орфографическям, орфографическим,толковым, словооб­разовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительныев художественном текс­те: их образная и экспрессивная роль.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее грам­матическое значение,морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способыобразования имен прилагатель­ных. Разряды имен прилагательных по значению: при­лагательныекачественные, относительные и притя­жательные.  Прилагательные полные икраткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных сосновой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение именприлагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная,эмоциональная функция имен прилага­тельных в художественном тексте. Эпитеты.Синони­мия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи.Употребление прилагатель­ных в переносном значении.

 Повторение   (3ч).

Резервные часы (4ч).

 6 КЛАСС (210ч)

О языке (1 ч)

Слово как основная единица языка.

Закрепление и углубление изученного в 5 классе

ГРАММАТИКА (5 ч)

Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Имясуществительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.   Словосочетание ипредложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые частисловосочетания; главные и второстепенные члены предложения.    Понятие простого и сложного предложения. Предложениес однородными членами,   обращением и  прямой речью.

 ПРАВОПИСАНИЕ (15 ч)

Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммыкорня; правописание окон­чаний слов; слитное и раздельное написание не сглаголами,существительными, прилагательными.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая приоднородных членах, меж­ду частями сложного предложения, при обращении;пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире идвоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире междуподлежащим и сказуемым.

Словообразование, правописание и употребление в речи именсуществительных, прилагательных и глаголов (64 ч)

Словообразование имен существительных, прила­гательных, глаголов.Основные способы образования слов:   приставочный,  суффиксальный,   приставочно-суффиксальный, сложение.Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлеж­ности.  Словообразовательные   цепочки   однокоренных слов.Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных иглаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных;употребление н, нн вименах при­лагательных, образованных от имен существитель­ных;правописание приставок при- и пре-, букв ыи вкорне после приставок.

Употребление в речи имен существительных, при­лагательных иглаголов.

Особенности правописания некоторых форм имен существительных,прилагательных и глаголов

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Причастие и деепричастие (52ч)

Причастие как особая форма глагола: общее грам­матическоезначение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.Действительные и страдательные причастия. Об­разование действительных истрадательных причас­тий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полныестрадательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный обороти знаки препинания в предло­жениях с причастным оборотом. Правописаниесуффиксов действительных и стра­дательных причастий. Не с причастиями.Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Употребление причастий втекстах разных сти­лей. Деепричастие как особая форма глагола: общееграмматическое значение, морфологические при­знаки, роль в предложении.Суффиксы дееприча­стий. Образование деепричастий совершенного и несо­вершенноговида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания впредложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстахразных сти­лей.

Имя числительное (26ч)

Имя числительное как часть речи: общее грамма­тическое значение,морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные исоставные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, со­бирательные,  дробные;   их   значение,   особенности склоненияи правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильноечтение (с точки зрения грамматиче­ских норм) текстов с именами числительными.

Местоимение (20ч)

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологическихи синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, пра­вописание,роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложе­ний в тексте вроли синонимической замены.

Повторение (23ч)

Резервные часы (4ч)

 7 КЛАСС (140ч)

О языке (1 ч)

Язык как развивающееся явление.

Речь (32ч)

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширениепредставления о языковых сред­ствах, характерных для разных типов и стилейречи.

Текст: прямой и обратный (экспрессивный) по­рядок слов впредложениях текста.

Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задачаречи, характерные языковые средства).

   Типы речи: описание состояния человека.Композиционные формы:   заметка в га­зету, рекламное сообщение,портретный очерк.

Закрепление и углубление изученного в 6 классе (15ч)

 Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическоеударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание:орфография и пунктуация. Лекси­ческая система языка. Грамматика: морфология исинтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола.Причастие и деепричастие. Правописание суф­фиксов глагола и причастия. Нес глаголами, причастиями, деепричастиями.

 Язык. Правописание.Культура речи.

Морфология. Орфография

НАРЕЧИЕ (25 ч)

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение,морфологические признаки, роль в пред­ложении. Степени сравнения наречий. Правописаниене и ни в наречиях; не с наречиями на —о (-е); ои а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий;употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельноенаписание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные.Предикативные слова (зна­комство). Свободное владение орфографическим,толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для по­лучения необходимойсправки по наречию. Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ).Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (38 ч)

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 ч)

ПРЕДЛОГ (10 ч)

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные исоставные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.

СОЮЗ (12 ч)

Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинитель­ные.Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато,чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.

ЧАСТИЦА (22 ч)

Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие имодальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.).Правописание частиц не и ни с различными час­тями речи и в составепредложения.    Частицы как средство выразительности речи.

МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (3 ч)

     Общее понятие о междометиях извукоподража­тельных словах. Междометия, обслуживающие сфе­ру эмоций, сферуволеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий извукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междоме­тиями.    

 ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ (10ч)

Семантико-грамматический анализ внешне сход­ных явлений языка: попрежнему по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.),что(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.

Повторение (5ч)

Резервные часы (14ч)

 8 КЛАСС (105ч)

О языке (1ч)

Русский язык в семье славянских языков.

Речь (17 ч)

     Систематизация сведений о тексте, стиляхи ти­пах речи; расширение представления о языковых  средствах, характерныхдля различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публи­цистическихвысказываний (задача речи, структура  текста, характерные языковые иречевые средства).

Композиционные формы:

высказывание типа репортажа-повествования (повествование особытии: посещении театра, экскур­сии, походе); высказывание типарепортажа-описания (описа­ние родного города, поселка, улицы, памятника ис­торииили культуры, музея); высказывание типа портретного очерка (об инте­ресномчеловеке).

Деловые бумаги: автобиография (стандарт­ная форма, языковыесредства, характерные для это­го вида деловых бумаг).

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО)(11ч)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Словосочетание и предложение (6 ч)

      Понятие о словосочетании. Строениесловосочета­ния: главное и зависимое слово. Способы связи слов всловосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложенийпо цели выска­зывания; восклицательные предложения (повторение). Прямойиобратный порядок слов. Логическое ударение.

Синтаксис простого предложения

 ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11ч)

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способывыражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и имен­ное).Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные членыпредложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особыйвид определения (ознакомление). Виды об­стоятельств. Сравнительный оборот.Выделение за­пятыми сравнительного оборота.

 ОДНОСОСТАВНЫЕ И ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8ч)

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего(назывные) и в форме сказуемо­го (определенно-личные, неопределенно-личные, без­личные).

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (2 ч)

 Понятие о неполных предложениях.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (12 ч)

      Однородные члены предложения; ихпризнаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при по­мощи сочинительныхсоюзов. Однородные и неодно­родные определения. Предложения с несколькимирядами однородных членов. Запятая между однород­ными членами. Обобщающие словапри однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обоб­щающих словах впредложениях с однородными чле­нами.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ,ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ (11 ч)

Обращение нераспространенное и распространен­ное, знаки препинанияпри обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знакипрепинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие.Знаки препинания в предложениях с междометиями.

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (17ч)

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений,обстоятельств. Уточняю­щие члены предложения.

Прямая и косвенная речь (6 ч)

Способы передачи чужой речи: прямая и косвен­ная речь. Строениепредложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способпередачи чужой речи. Выделе­ние цитаты знаками препинания. Диалог.

Резервные часы (3 ч)

 9 КЛАСС (102ч)

О языке (1 ч)

Русский язык среди языков мира.

  Речь (17ч)

Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основноймысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях итипах речи. Особенности строения устного и письменного пуб­лицистическоговысказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи срассуждени­ем-размышлением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошоэто или плохо? Воспитан­ный человек. Какой он?); эссе; высказывание типа статьив газету с рассуждени­ем-доказательством (Надо ли читать книги в век ра­дио ителевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?);рецензия.

Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства,характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.

Тезисы, конспекты научно-популярных и публи­цистических статей,

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ(16 ч)

Основные единицы языка и их особенности (зву­ки, морфемы, слова,словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова.Части речи и их смысловые, морфологические и синтакси­ческие признаки. Основныеправила правописания.

Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение (2 ч)

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзамии без союзов. Классификация   сложных   предложений:   сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (15 ч)

Строение    сложносочиненного   предложения    и средства связи в нем: интонация исочинительные союзы (соединительные, разделительные ипротивительные).   Смысловые   отношения  между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненногопред­ложения.  

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (29 ч)

      Строение    сложноподчиненного     предложения: главное и придаточноепредложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении.Основные виды придаточных предложений: опреде­лительные, изъяснительные,обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия,причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточногопредложения по от­ношению к главному. Предложения с несколькими придаточными.Знаки препинания между главным и придаточ­ным предложениями.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11 ч)

Смысловые отношения между простыми предло­жениями в составебессоюзного сложного предложе­ния. Интонация бессоюзного сложного предложе­ния.Знаки препинания в бессоюзном сложном предло­жении.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5ч)

Сложноепредложение с различными видами со­юзной и бессоюзной связи. Знаки препинания внем.

Резервныечасы (6ч) 

Календарно-тематическое планирование / см. Приложение/

Краеведческий компонент:

1.Сочинение-рассуждениео людях-героях, тружениках, уроженцах Юхновского района.

2.Сочинение-описаниеместного храма в честь Казанской иконы Божьей матери.

3.Сочинение-описаниепамятника Неизвестному солдату в городе Юхнове.

4.Сочинение-описаниеприроды родного края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.1%
НЕТ
40.9%
Проголосовало: 758

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет