X-PDF

Рабочая программа по русскому языку 6-9 классы

Поделиться статьей

 

 

 

Принята

решением педагогического совета

протокол       от

Утверждена:

приказом  

 

Директор________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по     русскомуязыку   6-9 классы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.       Пояснительная записка

Рабочаяпрограмма по русскому языку для 5 – 9 классов составлена на основе

¾  Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования(утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010. № 1897, изменения от 31 декабря 2015 г. № 1577),

¾  Примернойосновной образовательной программы основного общего образования (сайтМинистерства образования и науки Российской Федерации, «Реестр примерныхобщеобразовательных программ»; одобрена решением от 08.04.2015., протокол от№1/15),

¾  авторскойпрограммы порусскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классовобщеобразовательной школы авторов Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (авторы: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский и др.; М., «Просвещение», 2018).

            Основнымицелями учебного предмета «Русский язык» в соответствии с требованиями ФГОС ОООявляются:

·        воспитаниедуховно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувствомсамосознания и общероссий­ского гражданского сознания; человека, любящего своюро­дину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающеготрадиции и культуры других народов;

·        воспитаниеуважения к родному языку, сознательного от­ношения к нему как явлению культуры;осмысление родного языка как основного средства общения, средства получениязнаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоенияморально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценностиродного языка;

·        овладениерусским языком как средством общения в по­вседневной жизни и учебнойдеятельности: развитие готов­ности и способности к речевому взаимодействию ивзаимо­пониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержа­тельнымкомпромиссам; потребности в речевом самосовер­шенствовании;

·        овладениенавыками самостоятельной учебной деятельно­сти, самообразования, важнейшимиобшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формули­роватьцели деятельности, планировать её, осуществлять ре­чевой самоконтроль исамокоррекцию; проводить библиогра­фический поиск, извлекать и преобразовыватьнеобходимую информацию из лингвистических словарейразличныхтипов и других источников, включая СМИ и Интернет;осуществлять информационную переработку текста и др.);

·        освоениезнаний об устройстве языковой системы и законо­мерностях её функционирования, остилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка:развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, класси­фицироватьи оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной иписьменной речи, видами рече­вой деятельности, правилами использования языка вразных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного ипотенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматическихсредств; совершенство­вание способности применять приобретённые знания, уменияи навыки в процессе речевого общения в учебнойдеятельно­сти и повседневной жизни.

 

                      

 

 

 

 

 

 

Планируемыерезультаты освоения учебного предмета

«Русскийязык»

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность(патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонациональногонарода России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификациясебя в качестве гражданина России, субъективная значимость использованиярусского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностнойсопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности,знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурногонаследия народов России и человечества (идентичность человека с российскоймногонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических,демократических и традиционных ценностей многонационального российскогообщества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшейиндивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий ипрофессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание икомпетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного иответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственномусамосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам,взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных,духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность наих основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,расточительном потребительстве; сформированность представлений об основахсветской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры иистории России и человечества, в становлении гражданского общества и российскойгосударственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизничеловека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения кучению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социальнозначимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятиеценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своейсемьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения,соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразиесовременного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательноеотношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми идостигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъектаобщения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность кконструированию образа допустимых способов диалога, готовность кконструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур,готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правилповедения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие вшкольном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенцийс учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей(формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей иотношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность внепосредственное гражданское участие, готовность участвовать вжизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивновзаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификациясебя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей всфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательногоотношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества,ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации вгруппе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способовреализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового ибезопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективногобезопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровьюлюдей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания черезосвоение художественного наследия народов России и мира, творческойдеятельности эстетического характера (способность понимать художественныепроизведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основхудожественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, какособого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое,эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность кэмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации вхудожественном и нравственном пространстве культуры; уважение к историикультуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;потребность в общении с художественными произведениями, сформированностьактивного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологическойкультуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практическойдеятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, кзанятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражениюприроды, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлениюприродоохранной деятельности).

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимисямежпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД).

Межпредметныепонятия

Условиемформирования межпредметных понятий, например, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ,синтезявляется овладение обучающимися основами читательской компетенции,приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности.

Всоответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:регулятивные, познавательные, коммуникативные.

РегулятивныеУУД

1.            Умениесамостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи вучебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности. Обучающийся сможет:

·          анализироватьсуществующие и планировать будущие образовательные результаты;

·          идентифицироватьсобственные проблемы и определять главную проблему;

·          выдвигатьверсии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечныйрезультат;

·          ставитьцель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

·          формулироватьучебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

·          обосновыватьцелевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновываялогическую последовательность шагов.

2.            Умениесамостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных ипознавательных задач. Обучающийся сможет:

·          определятьнеобходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей исоставлять алгоритм их выполнения;

·          обосновыватьи осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательныхзадач;

·          определять/находить,в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной ипознавательной задачи;

·          выстраиватьжизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставитьадекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическуюпоследовательность шагов);

·          выбиратьиз предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решениязадачи/достижения цели;

·          составлятьплан решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

·          определятьпотенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи инаходить средства для их устранения;

·          описыватьсвой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решенияпрактических задач определенного класса;

·          планироватьи корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.            Умениесоотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способыдействий в рамках предложенных условий и требований, корректировать своидействия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

·          определятьсовместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов икритерии оценки своей учебной деятельности;

·          систематизировать(в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценкисвоей деятельности;

·          отбиратьинструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своейдеятельности в рамках предложенных условий и требований;

·          оцениватьсвою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемогорезультата;

·          находитьдостаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуациии/или при отсутствии планируемого результата;

·          работаяпо своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализаизменений ситуации для получения запланированных характеристикпродукта/результата;

·          устанавливатьсвязь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процессадеятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристикпроцесса для получения улучшенных характеристик продукта;

·          сверятьсвои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.            Умениеоценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еерешения. Обучающийся сможет:

·          определятькритерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

·          анализироватьи обосновывать применение соответствующего инструментария для выполненияучебной задачи;

·          свободнопользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели иимеющихся средств, различая результат и способы действий;

·          оцениватьпродукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определеннымкритериям в соответствии с целью деятельности;

·          обосновыватьдостижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсови доступных внешних ресурсов;

·          фиксироватьи анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.            Владениеосновами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанноговыбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

·          наблюдатьи анализировать собственную учебную и познавательную деятельность идеятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

·          соотноситьреальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности иделать выводы;

·          приниматьрешение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

·          самостоятельноопределять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода изситуации неуспеха;

·          ретроспективноопределять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этихдействий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

·          демонстрироватьприемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достиженияэффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффектавосстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации(повышения психофизиологической реактивности).

ПознавательныеУУД

1.                     Умениеопределять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии дляклассификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическоерассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делатьвыводы. Обучающийся сможет:

·          подбиратьслова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

·          выстраиватьлогическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

·          выделятьобщий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять ихсходство;

·          объединятьпредметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,классифицировать и обобщать факты и явления;

·          выделятьявление из общего ряда других явлений;

·          определятьобстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, изэтих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данногоявления, выявлять причины и следствия явлений;

·          строитьрассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений кобщим закономерностям;

·          строитьрассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общиепризнаки;

·          излагатьполученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

·          самостоятельноуказывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способпроверки достоверности информации;

·          вербализоватьэмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

·          объяснятьявления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной иисследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формыпредставления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точкизрения);

·          выявлятьи называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятныепричины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляяпричинно-следственный анализ;

·          делатьвывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать выводсобственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.                   Умениесоздавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы длярешения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

·          обозначатьсимволом и знаком предмет и/или явление;

·          определятьлогические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логическиесвязи с помощью знаков в схеме;

·          создаватьабстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

·          строитьмодель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

·          создаватьвербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенныххарактеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии сситуацией;

·          преобразовыватьмодели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

·          переводитьсложную по составу (многоаспектную) информацию из графического илиформализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

·          строитьсхему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранееалгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяетсяалгоритм;

·          строитьдоказательство: прямое, косвенное, от противного;

·          анализировать/рефлексироватьопыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/илизаданных критериев оценки продукта/результата.

3.            Смысловоечтение. Обучающийся сможет:

·          находитьв тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

·          ориентироватьсяв содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

·          устанавливатьвзаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

·          резюмироватьглавную идею текста;

·          преобразовыватьтекст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,информационный, текст non-fiction);

·          критическиоценивать содержание и форму текста.

4.            Формированиеи развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийсясможет:

·          определятьсвое отношение к природной среде;

·          анализироватьвлияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

·          проводитьпричинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

·          прогнозироватьизменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другогофактора;

·          распространятьэкологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающейсреды;

·          выражатьсвое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5.    Развитиемотивации к овладению культурой активного использования словарей и другихпоисковых систем. Обучающийся сможет:

· определятьнеобходимые ключевые поисковые слова и запросы;

· осуществлятьвзаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

· формироватьмножественную выборку из поисковых источников для объективизации результатовпоиска;

·          соотноситьполученные результаты поиска со своей деятельностью.

КоммуникативныеУУД

1. Умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем исверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение иразрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

·          определятьвозможные роли в совместной деятельности;

·          игратьопределенную роль в совместной деятельности;

·          приниматьпозицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

·          определятьсвои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовалипродуктивной коммуникации;

·          строитьпозитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

·          корректнои аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигатьконтраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентныхзамен);

·          критическиотноситься к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своегомнения (если оно таково) и корректировать его;

·          предлагатьальтернативное решение в конфликтной ситуации;

·          выделятьобщую точку зрения в дискуссии;

·          договариватьсяо правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной передгруппой задачей;

·          организовыватьучебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,договариваться друг с другом и т. д.);

·          устранятьв рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятиемсо стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умениеосознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникациидля выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляциисвоей деятельности; владение устной и письменной речью, монологическойконтекстной речью. Обучающийся сможет:

·          определятьзадачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

·          отбиратьи использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми(диалог в паре, в малой группе и т. д.);

·          представлятьв устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

·          соблюдатьнормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии скоммуникативной задачей;

·          высказыватьи обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамкахдиалога;

·          приниматьрешение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

·          создаватьписьменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимыхречевых средств;

·          использоватьвербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоковсвоего выступления;

·          использоватьневербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные подруководством учителя;

·          делатьоценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершениякоммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формированиеи развитие компетентности в области использованияинформационно-коммуникационных технологий. Обучающийся сможет:

·          целенаправленноискать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных ипрактических задач с помощью средств ИКТ;

·          выбирать,строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своихмыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиямикоммуникации;

·          выделятьинформационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решениязадачи;

·          использоватькомпьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальныхпрограммно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных икоммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем,сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

·          использоватьинформацию с учетом этических и правовых норм;

·          создаватьинформационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдатьинформационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

Выпускник научится:

·          владетьнавыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационнымиисточниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

·          владетьнавыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) иинформационной переработки прочитанного материала;

·          владетьразличными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основногосодержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработкитекстов различных функциональных разновидностей языка;

·          адекватнопонимать, интерпретировать и комментировать тексты различныхфункционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) ифункциональных разновидностей языка;

·          участвоватьв диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологическиевысказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей,сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературногоязыка и речевого этикета;

·          создаватьи редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением нормсовременного русского литературного языка и речевого этикета;

·          анализироватьтекст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительнойинформации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи ифункциональной разновидности языка;

·          использоватьзнание алфавита при поиске информации;

·          различатьзначимые и незначимые единицы языка;

·          проводитьфонетический и орфоэпический анализ слова;

·          классифицироватьи группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрамих звукового состава;

·          членитьслова на слоги и правильно их переносить;

·          определятьместо ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формыслова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическиминормами;

·          опознаватьморфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического исловообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнятьлексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

·          проводитьморфемный и словообразовательный анализ слов;

·          проводитьлексический анализ слова;

·          опознаватьлексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет,сравнение, гипербола, олицетворение);

·          опознаватьсамостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи имеждометия;

·          проводитьморфологический анализ слова;

·          применятьзнания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологическогоанализа слов;

·          опознаватьосновные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

·          анализироватьразличные виды словосочетаний и предложений с точки зрения ихструктурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

·          находитьграмматическую основу предложения;

·          распознаватьглавные и второстепенные члены предложения;

·          опознаватьпредложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

·          проводитьсинтаксический анализ словосочетания и предложения;

·          соблюдатьосновные языковые нормы в устной и письменной речи;

·          опиратьсяна фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ впрактике правописания;

·          опиратьсяна грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинанияв предложении;

·          использоватьорфографические словари.

Выпускникполучит возможность научиться:

·          анализироватьречевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения иуспешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причиныкоммуникативных неудач и уметь объяснять их;

·          оцениватьсобственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительногословоупотребления;

·          опознаватьразличные выразительные средства языка;

·          писатьконспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки,доверенности, резюме и другие жанры;

·          осознанноиспользовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации длявыражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своейдеятельности;

·          участвоватьв разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументироватьее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

·          характеризоватьсловообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

·          использоватьэтимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

·          самостоятельноопределять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачив учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности;

·          самостоятельнопланировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанновыбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическоепланирование уроков русского языка 6 класс

раздел

Кол-во часов

Из них

Контр.

Диктантов

(Контр. Работ)

Развитие речи

(часов)

изложений

сочинений

Общие сведения о русском  языке

1

 

 

 

Речевое общение.

1

 

 

 

Речевая деятельность.

1

 

 

 

Систематизация  изученного в 5 классе.

11

1

 

1

Текст

5

 

 

1

Лексика. Культура речи

10

1

2

2

Фразеология. Культура речи

5

1

 

 

Словообразование. Орфография. Культура речи.

28

2

 

5

Морфология. Орфография.

Имя существительное

21

1

 

3

Имя прилагательное

25

2

1

4

Имя числительное

18

1

 

2

Местоимение

20

1

 

3

Глагол

24

1

2

3

Повторение изученного в 6 классе

10

1

 

1

ИТОГО

170

 

5

25

ВСЕГО

210

 

 

 

 

               Учебно-тематическое планирование уроков русского языка 7 класс

раздел

Кол-во часов

Из них

Контр.

Диктантов

(Контр. Р)

Развитие речи

(часов)

изложений

сочинений

теория

 Русский язык как развивающееся явление

1

 

 

 

 

 Повторение изученного материала в 5-6 классах

8

1

 

1

1

 Тексты и стили речи.

1

 

 

 

1

Морфология и орфография. Культура речи.

 

 

 

 

 

Причастие.

30

4

3

3

 

Деепричастие.

9

2

 

2

 

Наречие.

22

3

 

4

2

Категория состояния.

2

 

2

 

 

Служебные части речи.

 

 

 

 

 

Предлог.

8

1

 

 

 

Союз.

12

2

 

1

 

Частица. 

11

2

 

3

 

Междометие.

2

 

 

1

 

Повторение изученного материала в 5-7 классах.

8

 

 

2

 

1

ИТОГО

114

15

7

15

5

ВСЕГО

140

                       Учебно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс

раздел

Кол-во часов

Из них

Контр.

Диктантов

(Контр. работ)

(часов)

Развитие речи

(часов)

изложений

сочинений

Русский язык в современном мире

1

 

 

 

Повторение изученного в 5-7 классах

6

1

2

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

6

 

 

1

Простое предложение

2

 

 

1

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

19

7

1

 

1

Второстепенные члены предложения

9

1

 

2

Односоставные предложения

8

1

 

2

Простое осложненное предложение

Однородные члены предложения

28

11

1

1

 

Обособленные члены предложения

14

1

 

2

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

Обращение

18

2

 

 

1

Вводные и вставные конструкции

8

1

 

 

Чужая речь

8

1

1

1

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

7

 

1

 

Итого

89

 

5

11

ВСЕГО

105

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическоепланирование уроков русского языка 9 класса

 

раздел

Кол-во часов

Из них

Контр.работ

 

изложений

Сочинений

Русский язык в современном мире

1

 

 

 

Повторение изученного материала в 5-8 классах

7

1

 

1

Сложное предложение. Культура речи. 

5

 

2

 

Сложносочиненные предложения

7

 

 

1

Сложноподчиненные предложения

6

 

1

1

Основные группы СПП  

21

  2

1

1

Бессоюзные сложные предложения

8

 

 

1

Сложные предложения с различными видами связи

8

 

1

1

Повторение и систематизация изученного  в 5-9  классах

5

1

 

 

ИТОГО

68

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержаниеучебного предмета.

 

Основное содержание разработанного курса полностью со­ответствуетПримерной программе основного общего обра­зования по русскому языку. В нейвыделяются три сквозные содержательные линии:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

В разработанном курсе указанные содержательные линиинеразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическомпланировании. Кроме того, в Тематическом планировании представленораспределение содержания кур­са по годам обучения, а также определеноколичество часов на изучение каждой темы программы.

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическоепланирование уроков русского языка в 6 классе

35 учебных недель.  210 часов (6 часов в неделю).

 

№ урока

Дата

Тема урока

Примечание, заметки

Язык. Речь. Общение. 4 ч (2 ч + 2 ч РР)

1

 

Русский язык – один из развитых языков мира. Литературный язык и его нормы

 

2

Культура речи. Язык, речь, общение

 

3

РР Ситуация общения

 

4

РР Ситуация общения

 

Повторение изученного в 5 классе. 12 ч (11 ч + 1 ч РР)

5

Фонетика. Орфоэпия

 

6

Фонетический разбор слова

 

7

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов

 

8

Морфемный разбор слова

 

9

Части речи. Морфологический разбор слова

 

10

Орфограммы в окончаниях слов

 

11

Словосочетание

 

12

Простое предложение. Знаки препинания

 

13

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении

 

14

Синтаксический разбор предложений

 

15

РР Прямая речь. Диалог

 

16

Входной контрольный диктант

 

Текст. 7 ч (5 ч + 2 ч РР)

17

Анализ контр диктанта и работа над ошибками.

Текст, его особенности

 

18

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

 

19

Начальные и конечные предложения текста

 

  20

 

Ключевые слова. Основные признаки текста

 

  21

 

Понятие о функциональных разновидностях языка

 

  22

 

РР Текст и стили речи

 

  23

 

РР Официально-деловой стиль речи

 

Лексикология и фразеология. Культура речи. 16 ч (13 ч + 3 ч РР)

  24

 

Слово и его лексическое значение

 

25

 

РР. Собирание материалов к сочинению. Обучающее сочинение по картине А. Герасимова «После дождя»

 

  26

 

Изобразительно-выразительные средства языка.

 

  27

 

Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления. Профессионализмы

 

  28

 

Диалектизмы. Жаргонизмы. Эмоционально-окрашенные слова

 

  29

 

РР Сжатое изложение

 

  30

 

Исконно русские и заимствованные слова

 

31

 

Новые и устаревшие слова

 

  32

 

Фразеологизмы

 

  33

 

Фразеологизмы.

 

  34

 

РР Источники фразеологизмов

 

  35

 

 Словари

 

  36

 

 Лексический разбор слова

 

37

 

 Повторение по теме «Лексикология и фразеология»

 

  38

 

Повторение по теме «Лексикология и фразеология»

 

  39

 

Проверочная работа  по теме «Лексикология и фразеология»

 

Словообразование. Орфография. Культура речи. 32 ч (28 ч + 4 ч РР)

  40

 

Морфемика и словообразование

 

  41

 

РР Описание помещения

 

  42

 

Основные способы образования слов в русском языке

 

43

 

Основные способы образования слов в русском языке

 

  44

 

Этимология слов

 

  45

 

РР Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

 

  46

 

РР Сочинение – описание помещения

 

  47

 

Буквы а и о в корне -кас-  –  -кос-

 

  48

 

Буквы а и о в корне -кас-  –  -кос-

 

49

 

Буквы а и о в корне -гар-  –  -гор-

 

  50

 

Буквы а и о в корне -гар-  –  -гор-

 

  51

 

Буквы а и о в корне -зар-  –  -зор-

 

  52

 

Буквы а и о в корне -зар-  –  -зор-

 

  53

 

Проверочный диктант по теме «Словообразование. Орфография».

 

  54

 

Повторение по теме «Орфография».

 

55

 

Буквы ы и и после приставок

 

  56

 

Буквы ы и и после приставок

 

  57

 

Гласные в приставках пре- и при-

 

  58

 

Гласные в приставках пре- и при-

 

  59

 

Гласные в приставках пре- и при-

 

  60

 

Гласные в приставках пре- и при-

 

61

 

Соединительные о и е в сложных словах

 

  62

 

Соединительные о и е в сложных словах

 

63

 

Сложносокращённые слова

 

  64

 

Сложносокращённые слова

 

  65

 

РР Обучающее сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

упр. 225 (ст уч)

  66

 

Морфемный и словообразовательный разбор слова

 

67

 

Морфемный и словообразовательный разбор слова

 

68

 

Морфемный и словообразовательный разбор слова

 

69

 

Повторение по теме «Словообразование. Орфография»

 

70

 

Повторение по теме «Словообразование. Орфография»

 

71

 

Проверочная работа по теме «Словообразование. Орфография».

 

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное. 25 ч (22 ч + 3 ч РР)

72

 

Анализ проверочной работы и работа над ошибками.

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе

 

73

 

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе

 

74

 

РР Письмо другу

Упр 289

75

 

Разносклоняемые имена существительные

 

76

 

Разносклоняемые имена существительные

 

77

 

Буква е в суффиксе –ен- существительных на -мя

 

78

 

РР Употребление устной публичной речи

упр. 308

79

 

Несклоняемые имена существительные

 

80

 

Несклоняемые имена существительные

 

81

 

Род несклоняемых имён существительных

 

82

 

Род несклоняемых имён существительных

 

83

 

Имена существительные общего рода

 

84

 

Имена существительные общего рода

 

85

 

Морфологический разбор имени существительного

 

86

 

РР Сочинение о впервые увиденном или услышанном

упр. 329

  87

 

Не с существительными

 

  88

 

Не с существительными

 

89

 

Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик (-щик)

 

90

 

Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик (-щик)

 

91

 

Гласные в суффиксах существительных –ек и -ик

 

  92

 

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

 

  93

 

Контрольный диктант

 

94

 

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

 

95

 

Повторение по теме «Имя существительное»

 

96

 

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

 

Имя прилагательное. 26 ч  (22 ч + 4 ч РР)

97

 

Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе

 

98

 

Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе

 

99

 

РР Описание природы

 

100

 

Степени сравнения имён прилагательных

 

101

 

Степени сравнения имён прилагательных

 

102

 

Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные

 

103

 

РР Сочинение «Любимый уголок природы»

упр. 342

104

 

Качественные прилагательные

 

105

 

Относительные прилагательные

 

106

 

Притяжательные прилагательные

 

107

 

Морфологический разбор имени прилагательного

 

108

 

Не с прилагательными

 

109

 

Не с прилагательными

 

110

 

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

 

111

 

РР Описание пейзажа по картине

упр. 364

112

 

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

 

113

 

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

 

114

 

РР Публичное выступление о произведении народного промысла

упр. 375

115

 

Различение на письме суффиксов прилагательных –к-  и     –ск-

 

116

 

Различение на письме суффиксов прилагательных –к-  и     –ск-

 

117

 

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

 

118

 

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

 

119

 

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

 

120

 

Повторение по теме «Имя прилагательное»

 

121

 

Проверочная работа  по теме «Имя прилагательное».

 

122

 

Анализ проверочной работы и работа над ошибками

 

Имя числительное. 18 ч (16 ч + 2 ч РР)

123

 

Имя числительное как часть речи

 

124

 

Простые и составные числительные

 

125

 

Мягкий знак на конце и в середине числительных

 

126

 

Мягкий знак на конце и в середине числительных

 

127

 

Порядковые числительные

 

128

 

Порядковые числительные

 

129

 

Разряды количественных числительных

 

130

 

Числительные, обозначающие целые числа

 

131

 

Числительные, обозначающие целые числа

 

132

 

Дробные числительные

 

133

 

РР Устный юмористический рассказ по рисунку

упр. 419

134

 

Собирательные числительные

 

135

 

Собирательные числительные

 

136

 

Морфологический разбор имени числительного

 

137

 

Повторение по теме «Имя числительное»

 

138

 

РР Устное выступление на тему «Берегите природу!»

упр. 432

139

 

Проверочная работа по теме «Имя числительное».

 

140

 

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками

 

Местоимение (22 ч + 3 ч РР)

141

 

Местоимение как часть речи

 

142

 

Местоимение как часть речи

 

143

 

Личные местоимения

 

144

 

Личные местоимения

 

145

 

Возвратное местоимение себя

 

146

 

РР Рассказ по рисункам от 1 лица

упр. 448

147

 

Вопросительные и относительные местоимения

 

148

 

Вопросительные и относительные местоимения

 

149

 

Неопределённые местоимения

 

150

 

Неопределённые местоимения

 

151

 

Отрицательные местоимения

 

152

 

Отрицательные местоимения

 

153

 

Отрицательные местоимения

 

154

 

Притяжательные местоимения

 

155

 

Притяжательные местоимения

 

156

 

РР Рассуждение. Сочинение

 

157

 

Указательные местоимения

 

158

 

Указательные местоимения

 

159

 

Определительные местоимения

 

160

 

Местоимения и другие части речи

 

161

 

Местоимения и другие части речи

 

162

 

Морфологический разбор местоимения

 

163

 

РР Обучающее сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

упр. 499

164

 

Повторение по теме «Местоимение»

 

165

 

Проверочная работа  по теме «Местоимение».

 

Глагол. 24 ч (20 ч + 4 ч РР)

166

 

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Глагол. Повторение изученного в 5 классе

 

167

 

Глагол. Повторение изученного в 5 классе

 

168

 

Разноспрягаемые глаголы

 

169

 

Разноспрягаемые глаголы

 

170

 

Глаголы переходные и непереходные

 

171

 

Глаголы переходные и непереходные

 

172

 

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

 

173

 

РР Изложение на тему «Витькина гайка»

упр. 541

174

 

Условное наклонение

 

175

 

РР Обучающее сочинение на тему «Если бы я был…»

упр. 547

176

 

Повелительное наклонение

 

177

 

Повелительное наклонение

 

178

 

РР Обучающий рассказ по рисункам

упр. 561

179

 

Употребление наклонений

 

180

 

Безличные глаголы

 

181

 

Безличные глаголы

 

182

 

Морфологический разбор глагола

 

183

 

РР Рассказ на основе услышанного

 

184

 

Правописание гласных в суффиксах глаголов

 

185

 

Правописание гласных в суффиксах глаголов

 

186

 

Повторение по теме «Глагол»

 

187

 

Повторение по теме «Глагол»

 

188

 

Проверочная работа по теме «Глагол».

 

189

 

Анализ проверочной работы и работа над ошибками

 

Повторение и систематизация изученного в 5 – 6 классах. Культура речи. 19 ч (19 ч + 2 ч РР)

190

 

Повторение. Разделы науки о языке

 

191

 

Орфография

 

192

 

Орфография

 

  193

 

Орфография

 

194

 

РР Подготовка к сочинению на одну из предложенных тем

Упр. 610

195

 

РР Сочинение на одну из предложенных тем

Упр.610

196

 

Орфография

Представленная информация была полезной?
ДА
58.51%
НЕТ
41.49%
Проголосовало: 981

 

197

 

Пунктуация простого  предложения

 

198

 

Пунктуация простого предложения

 

199

 

Пунктуация простого  и сложного предложения

 

200

 

Пунктуация сложного предложения. Прямая речь

 

201

 

Лексика и фразеология

 

202

 

Лексика и фразеология

 

203

 

Словообразование

 

204

 

Словообразование

 

205

 

Итоговый диктант за курс 6 класс

 

206

 

Анализ итогового диктанта. Работа над ошибками

 

207

 

Морфология

 

208

 

Морфология

 

209

 

Синтаксис

 

210

 

Синтаксис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7классе

 35 учебных недель.  140 часов (4 часа в неделю).

 

урока

  

Тема урока

Дата

проведения

Примечание

                           Русский язык как развивающееся явление 1 час.

1

Русский язык как развивающееся явление. Отражение в языке культуры и истории народа.

 

 

                                 Повторение изученного в 5-6 классах 15 часов (10+5рр)

2

Единицы языка с национально-культурным компонентом.

 

  

3

Основные формы существования национального русского языка.

 

 

4

Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор

 

 

5

Лексикология и фразеология

 

 

6

Лексикология и фразеология

 

 

7

РР  Умение общаться – важная часть культуры человека.

 

 

8

Фонетика и орфография.  Фонетический разбор слов.

 

 

 

9

 Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

 

 

10

 Морфология и орфография. Морфологический разбор слов

 

 

11

РР Текст. Диалог как текст. Виды диалога

 

 

12

РР Стили литературного языка

 

 

13

РР Публицистический стиль

 

 

14

Входной контрольный диктант

 

  

15

Анализ диктанта и работа над ошибками

 

 

16

РР    Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.

 

 

                                 Причастие  43   часов ( 36  +7 рр)

17

Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах

 

 

18

Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах

 

 

19

Вопрос о причастии в системе частей речи. Грамматические признаки причастия.

 

 

 

20

Вопрос о причастии в системе частей речи. Грамматические признаки причастия.

 

 

21

Признаки глагола и прилагательного в причастии

 

  

22

РР Изложение по упр 116 с 52

 

  

23

Причастие. Склонение полных причастий.

 

 

24

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

 

 

25

РР Композиционно-жанровое разнообразие текстов.

 

 

26

Особенности употребления причастий в текстах. Правильное употребление причастий в речи.

 

  

27

Причастный оборот. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом.

 

 

 

28

Причастный оборот. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом.

 

 

29

Причастный оборот. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом.

 

 

30

Причастный оборот. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Тест  на 15 минут «Пунктуация в предложениях с причастным оборотом

 

 

31

Действительные и страдательные причастия

 

 

32

Краткие и полные страдательные причастия

 

 

33

Краткие и полные страдательные причастия

 

 

34

Действительные причастия настоящего времени Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

 

 

35

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

 

 

36

РР    Описание внешности человека. Сочинение-описание.

 

 

37

Действительные причастия прошедшего времени

 

  

38

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах

 

 

39

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах

 

 

40

Страдательные причастия прошедшего времени

 

 

41

Страдательные причастия прошедшего времени

 

 

42

РР Общественно-политическая сфера общения.

 

 

43

РР Подготовка к сжатому изложению

 

 

44

РР Сжатое изложение

 

 

45

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

 

 

46

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

 

 

47

Одна и две -Н- в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

 

 

48

Одна и две -Н- в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

 

 

 

49

Одна и две -Н- в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

 

 

50

Одна и две -Н- в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

 

 

51

Гласные перед одной и двумя -Н- в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

 

 

52

Гласные перед одной и двумя -Н- в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

 

 

53

Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

 

 

54

Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

 

 

55

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Причастие»

 

 

56

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Причастие». Морфологический разбор причастия

 

 

57

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Причастие»

 

 

58

Анализ контр диктантов и работа над ошибками

 

 

59

РР     Выборочное изложение упр 151

 

  

                                   Деепричастие 16 часов (14+2рр)

60

Деепричастие. Вопрос о деепричастии в системе частей речи.

 

 

61

Наречные и глагольные признаки деепричастия

 

  

62

РР Сочинение на свободную тему

 

 

63

Синтаксическая роль деепричастий

               

  

64

Деепричастный оборот. Запятые в предложении с деепричастным оборотом

 

 

 

65

Деепричастный оборот. Запятые в предложении с деепричастным оборотом

 

 

66

Деепричастный оборот. Запятые в предложении с деепричастным оборотом

 

 

67

Деепричастия несовершенного вида, их образование

 

 

68

Деепричастия совершенного вида, их образование

 

 

69

Деепричастия совершенного вида.

 

 

70

Морфологический разбор деепричастий

 

 

71

Правописание НЕ с деепричастиями

 

 

72

РР    Дискуссия на актуальную тему.

 

 

73

Морфологический разбор деепричастия

 

 

74

Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»

 

 

75

Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие».Тест по теме «Деепричастие».

 

  

                                 Наречие 17 часов(16+2рр)

76

Вопрос о наречии, словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи

 

 

77

Смысловые группы наречий. Разряды наречий

 

 

 78

Степени сравнения наречий, их образование

 

 

79

Словообразование наречий. Морфологический разбор наречия

 

 

80

РР    Научная сфера общения. Задача речи. Формы и разновидности

 

 

81

Правописание НЕ с наречиями на -О-Е-

 

 

82

Не и НИ в наречиях

 

 

83

РР Описание действий

 

 

84

Одна и две Н в наречиях на О-Е

 

 

85

Буквы  О-Е после шипящих на конце наречий

 

 

86

Буквы  О-А на конце наречий

 

 

87

Дефис между частями слова в наречиях

 

 

88

Дефис между частями слова в наречиях

 

 

89

Слитное и раздельное написание наречий

 

 

90

Слитное и раздельное написание наречий

 

 

91

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

 

 

92

Повторение изученного по теме «Наречие». Обобщение и систематизация. Тест по теме «Наречие».

 

 

                               Категория состояния 4 часа(3+1рр)

93

Категория состояния как часть речи

 

 

94

Отличие слов категории состояния от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния

 

 

95

Морфологический разбор категории состояния. Повторение

 

 

96

РР Обучающее сочинение  на лингвистическую тему

 

 

                                  Служебные части речи 1 час

97

 

Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи, их отличия от самостоятельных частей речи

 

 

                               Предлог 7 часов (6+1рр)

98

Предлог как служебная часть речи.

 

 

99

Употребление предлогов

 

 

100

Непроизводные и производные предлоги

 

 

101

Непроизводные и производные предлоги

 

 

102

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов.

 

 

103

Слитное и раздельное написание предлогов. Дефисы в предлогах.

 

 

104

РР Учебно-научная речь.  Отзыв. Учебный доклад

 

 

105

РР  Сочинение. Наступление весны по упр 353

 

 

106

Повторение по теме «Предлог»

 

 

                                           Союз 11 часов(10+1рр)

107

 

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союза.

 

 

108

Простые и составные союзы

 

 

109

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

 

 

110

Соединительные и противительные сочинительные союзы

 

 

111

Сочинительные разделительные союзы

 

 

112

 Подчинительные союзы

 

 

113

 

РР Контрольное изложение по  тексту художественного стиля

 

 

114

Подчинительные союзы. Употребление их в сложном предложении

 

 

115

Правописание   союзов

 

 

116

Правописание союзов

 

 

117

Повторение по темам «Предлог. Союз»

 

 

                                      Частица12 часов (11+1рр)

118

Частица как  часть речи

 

 

119

Разряды частиц. Формообразующие частицы

 

 

120

Модальные частицы

 

 

121

Раздельное и дефисное написание частиц

 

 

122

Отрицательные частицы

 

 

123

Различение на письме частицы не и приставки не-

 

 

124

РР Контрольное сочинение   по данному сюжету

 

 

125

Правописание  не и ни с различными частями речи

 

 

126

Частица ни, приставка ни, союз ни-ни

 

 

127

Выразительное чтение предложений с модальными частицами

 

 

128

Обобщение и систематизация материала по теме «Частица»

 

 

129

Обобщение и систематизация материала по теме «Частица». Тест на 15 минут по теме «Служебные части речи»

 

 

                          Междометия и звукоподражательные слова 6 часов

130

Междометия как часть речи. Синтаксическая роль междометий.

 

 

131

Дефис в междометиях. Знаки препинания в междометиях.

 

 

132

Звукоподражательные слова. Их отличие от междометий.

 

 

133

Звукоподражательные слова. Их отличие от междометий.

 

 

134

Повторение по теме «Междометие»

 

 

135

Повторение по теме «Междометие». Тест на 15 минут по теме «Служебные части речи и междометия».

 

 

                      Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (7 часов)

136

Итоговый контрольный диктант  за курс 7 класса

 

 

137

 

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Текст и стили речи. Учебно-научная речь.

 

 

138

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. Разделы науки о языке. Фонетика и графика.

 

 

137

Лексикология и фразеология. Морфемика. Словообразование

 

 

138

Морфология и орфография.

 

 

139

Самостоятельные и служебные части речи

 

 

140

Синтаксис и пунктуация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8классе

35учебных недель, 105 часов (3 часа в неделю).

 

№ урока

Дата

Тема

Домашнее задание

       1

 

Русский язык в современном мире

 

Повторение изученного в 5 – 7 классах. 6 ч (5 ч +1 ч РР)

2

 

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

 

3

 

Знаки препинания в сложном предложении

 

4

 

Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

 

5

 

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

 

6

 

РР Изложение по тексту А. Аверченко упр 26

 

7

 

Входной контрольный диктант

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 7 ч (6 ч + 1 ч РР)

8

 

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса

 

9

 

Предложение и словосочетание как единицы синтаксиса

 

10

 

РР Сжатое изложение по тексту К. Паустовского упр 55

 

11

 

Виды словосочетаний

 

12

 

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

 

13

 

Синтаксический разбор словосочетаний

 

14

 

Синтаксический разбор словосочетаний.

Тест  на 15 минут по теме «Словосочетание»

 

Простое предложение. 3 ч (2 ч + 1 ч РР)

15

 

Грамматическая (предикативная) основа предложения

 

16

 

Порядок слов в предложении. Интонация

 

17

 

РР Описание памятника культуры

 

Двусоставные предложения

Главные члены предложения. 6 ч (5 ч + 1 ч РР)

18

 

Подлежащее

 

19

 

РР Обучающее сочинение по картине И. Шевандроновой «На террасе»

 

20

 

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

 

21

 

Составное глагольное сказуемое

 

22

 

Составное именное сказуемое

 

23

 

Тире между подлежащим и сказуемым

 

Второстепенные члены предложения. 8 ч (6 ч +2 ч РР)

24

 

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение

 

25

 

Определение

 

26

 

Приложение. Знаки препинания при нём

 

27

 

Обстоятельство

 

28

 

РР Характеристика человека, её структура

 

29

 

РР Обучающее сочинение по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения»

 

30

 

Синтаксический разбор двусоставного предложения Повторение по теме «Двусоставные предложения».

 

31

 

Проверочная работа по теме «Члены предложения»

 

Односоставные предложения (9 ч +2 ч РР)

32

 

Анализ проверочной работы и работа над ошибками

Главный член односоставного предложения

 

33

 

Назывные предложения

 

34

 

Предложения определённо-личные

 

35

 

Предложения неопределённо-личные

 

36

 

РР Инструкция, её структура

 

37

 

Безличные предложения

 

38

 

РР Рассуждение, его структура. Сочинение-рассуждение

 

39

    

Неполные предложения

 

40

 

Синтаксический разбор односоставного предложения

 

41

 

Повторение по теме «Односоставные предложения»

 

42

 

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

 

Простое осложнённое предложение (1 ч)

43

 

Анализ контрольной работы и работа над ошибками

Понятие об осложнённом предложении

 

Однородные члены предложения. 14 ч (12 ч + 2 ч)

      44

 

Понятие об однородных членах предложения

 

      45

 

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

 

46

 

Однородные и неоднородные определения

 

      47

 

Однородные и неоднородные определения

 

     48

 

Однородные члены, связанные сочинительными союзами

 

     49

 

Однородные члены, связанные сочинительными союзами

 

50

 

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

 

51

 

РР Сочинение – сравнительная характеристика упр 264

 

52

 

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

 

53

 

РР Изложение по тексту Т. Сухотиной-Толстой упр 247

 

54

 

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

 

        55

 

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

 

56