Рабочая программа разработана наоснове примерной Программы основного общего образованияпо русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 классаобщеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А.Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2014 г.)
Рабочая программа, согласно учебномуплану, рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю, из них проверочныхработ- 10, тестовых – 3; практических – 10, итоговых тестирований -1).
При реализации рабочей используется учебник: Русский язык. 6 класс. В 2 частях: учебник дляобщеобразовательных организаций / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. — М.:Просвещение, 2019.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы порусскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной ивоспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскимисоциокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществеправилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы порусскому языку для основного общего образования должны отражать готовностьобучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций ирасширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основныхнаправлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации егоправ, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участиев жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родногокрая, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными влитературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых формэкстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов вжизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностяхгражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений вполикультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе наоснове примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовностьк разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию ивзаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участиюв гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном имногоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка какгосударственного языка Российской Федерации и языка межнационального общениянародов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории икультуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контекстеучебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, кдостижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам итрудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественныхпроизведениях; уважение к символам России, государственным праздникам,историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственноговыбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, ипоступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных иправовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятиеасоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условияхиндивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчествусвоего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства;осознание важности художественной культуры как средства коммуникации исамовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации исамовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, ролиэтнических культурных традиций и народного творчества; стремление ксамовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья иэмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный ичитательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка наздоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения винтернет-среде в процессе школьного языкового образования; способностьадаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным иприродным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраиваядальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональноесостояние других, использовать адекватные языковые средства для выражениясвоего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признаниесвоего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (врамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого родадеятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различногорода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомленияс деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду ирезультатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальнойтраектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественныхинтересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных иестественных наук для решения задач в области окружающей среды, планированияпоступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно,логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобальногохарактера экологических проблем и путей их решения; активное неприятиедействий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное признакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своейроли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,технологической и социальной сред; готовность к участию в практическойдеятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научныхпредставлений об основных закономерностях развития человека, природы иобщества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыкамиисследовательской деятельности с учётом специфики школьного языковогообразования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремлениесовершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной иприродной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальныхролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах исообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности,а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурнойсреды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условияхнеопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическуюдеятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместнойдеятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостьв формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи,понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своегоразвития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями вобласти концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязьприроды, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния наокружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальныхпоследствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящиеизменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оцениватьситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулироватьи оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное всложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей ипротиворечий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решенияпоставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковыхпроцессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивныхумозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы овзаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе сразными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения ивыбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания вязыковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным ижелательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое иданное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и сужденийдругих, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решенияучебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшоеисследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную входе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатампроведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценкидостоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий иих последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигатьпредположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске иотборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать исистематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текстас точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации иусвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения исистематизации информации из одного или нескольких источников с учётомпоставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие однуи ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачинесложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимостиот коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложеннымучителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции всоответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) вдиалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значениесоциальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчатьконфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение ксобеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемойтемы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержаниеблагожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом целипрезентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные иписьменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальнойработы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применениягрупповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строитьдействия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесси результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (сучётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формахработы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат посвоему направлению и координировать свои действия с действиями других членовкоманды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравниватьрезультаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижениерезультатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность кпредставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов исобственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимыекоррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еёизменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебнойзадачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценкуприобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целейи условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциямидругих;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы инамерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способвыражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие сведения о языке
Характеризовать функции русского языка как государственного языкаРоссийской Федерации и языка межнационального общения, приводить примерыиспользования русского языка как государственного языка Российской Федерации икак языка межнационального общения (в рамках изученного).
Иметь представление о русском литературном языке.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной,художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание,монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на лингвистическуютему.
Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями)объёмом не менее 4 реплик.
Владеть различными видами аудирования: выборочным,ознакомительным, детальным — научно-учебных и художественных текстов различныхфункционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом неменее 110 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных ихудожественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом неменее 180 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста,вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжатопередавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных ихудожественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (дляподробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее160 слов; для сжатого изложения — не менее 165 слов).
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевойситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оцениватьсвою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительногословоупотребления; использовать толковые словари.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русскоголитературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100—110слов; словарного диктанта объёмом 20—25 слов; диктанта на основе связноготекста объёмом 100—110 слов, составленного с учётом ранее изученных правилправописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обученияорфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдатьв устной речи и на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основнымпризнакам; с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типуречи.
Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типовречи; характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешностичеловека, помещения, природы, местности, действий).
Выявлять средства связи предложений в тексте, в том числепритяжательные и указательные местоимения, видо-временную соотнесённостьглагольных форм.
Применять знания о функционально-смысловых типах речи привыполнении анализа различных видов и в речевой практике; использовать знаниеосновных признаков текста в практике создания собственного текста.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционныхособенностей, определять количество микротем и абзацев.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи(повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности,действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (втом числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочиненияобъёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанрасочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлятьплан прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с цельюдальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанномтексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе излингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебнойдеятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанногонаучно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы,схемы в виде текста.
Редактировать собственные тексты с опорой на знание нормсовременного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля речи,научного стиля речи; перечислять требования к составлению словарной статьи инаучного сообщения; анализировать тексты разных функциональных разновидностейязыка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья, научноесообщение).
Применять знания об официально-деловом и научном стиле привыполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские изаимствованные слова; различать слова с точки зрения их принадлежности кактивному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы иархаизмы); различать слова с точки зрения сферы их употребления:общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы,термины, профессионализмы, жаргонизмы); определять стилистическую окраскуслова.
Распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать ихосновное коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать вречи с целью повышения её богатства и выразительности.
Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значения;характеризовать ситуацию употребления фразеологизма.
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевойситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оцениватьсвою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительногословоупотребления; использовать толковые словари.
Словообразование. Культура речи. Орфография
Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове;выделять производящую основу.
Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный,приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речив другую); проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; применятьзнания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализаразличных видов.
Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографическийанализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращённых слов;нормы правописания корня -кас- — -кос- счередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.
Морфология. Культура речи. Орфография
Характеризовать особенности словообразования имён существительных.
Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- сословами.
Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамкахизученного), словоизменения имён существительных.
Различать качественные, относительные и притяжательные именаприлагательные, степени сравнения качественных имён прилагательных.
Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормыпроизношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного);соблюдать нормы правописания н и нн в именахприлагательных, суффиксов -к- и -ск- имёнприлагательных, сложных имён прилагательных.
Распознавать числительные; определять общее грамматическоезначение имени числительного; различать разряды имён числительных по значению,по строению.
Уметь склонять числительные и характеризовать особенностисклонения, словообразования и синтаксических функций числительных;характеризовать роль имён числительных в речи, особенности употребления внаучных текстах, деловой речи.
Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдатьнормы правописания имён числительных, в том числе написание ь вименах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисноенаписание числительных; нормы правописания окончаний числительных.
Распознавать местоимения; определять общее грамматическоезначение; различать разряды местоимений; уметь склонять местоимения;характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксическихфункций, роли в речи.
Правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиямирусского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии сосмыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности);соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни,слитного, раздельного и дефисного написания местоимений.
Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемыеглаголы; определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном,условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы; использоватьличные глаголы в безличном значении.
Соблюдать нормы правописания ь в формах глаголаповелительного наклонения.
Проводить морфологический анализ имён прилагательных, имёнчислительных, местоимений, глаголов; применять знания по морфологии при выполненииязыкового анализа различных видов и в речевой практике.
Проводить фонетический анализ слов; использовать знания пофонетике и графике в практике произношения и правописания слов.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографическийанализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический ипунктуационный анализ предложений (в рамках изученного); применять знания посинтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и вречевой практике.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Раздел 1. Язык. Речь. Общение (2ч + 1ч)
Русский язык – один из развитых языков мира.
Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.
Развитие речи (далее Р.Р.).Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.
Международный день распространения грамотности (1 ч.)
Раздел 2. Повторение изученного в 5 классе (7ч + 2ч)
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы вприставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение.Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь.Диалог.
Р.Р. Тип речи.Стиль речи. Основная мысль текста.
Составление диалога.
Международный день
Контрольная работа (далее К.Р.). Входнойконтроль (контрольный тест). Контрольный словарный диктант.
Раздел 3. Текст (3ч +2ч)
Текст, его особенности. Средства связи предложений втексте.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.
Основные признаки текста.
Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Р.Р. Сочинениео памятном событии. Создание текста по заданному начальному или конечномупредложению. Сочинение-рассказ. Устное сообщение о русском первопечатнике.
Раздел 4. Лексика. Культура речи (10ч + 2ч)
Слово и его лексическое значение. Общеупотребительныеслова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова.Неологизмы. Устаревшие слова.
Основные пути пополнения словарного состава русскогоязыка.
Словари русского языка.
Р.Р. Сбор ианализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатогоизложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
К.Р. Контрольныйдиктант с грамматическим заданием.
Раздел 5. Фразеология. Культура речи (4ч )
Фразеология как раздел науки о языке. Свободныесочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов.Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.
Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмовв речи.
Фразеологический словарь.
Р.Р. Конструированиетекста с использованием фразеологизмов.
К.Р. Контрольныйтест по теме «Лексика. Фразеология».
Раздел 6. Словообразование. Орфография.Культура речи (21ч + 4ч)
Морфемика и словообразование (повторение пройденного в5 классе).
Основные способы образования слов в русском языке(приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую какспособ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов вслово.
Словообразовательная пара. Словообразовательнаяцепочка. словообразовательное гнездо.
Этимология слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных а и о вкорнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- –-зор-. Правописание букв ы и и после приставок насогласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласныео и е в сложных словах.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Р.Р. Описаниепомещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов ксочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам.
К.Р. Контрольноесочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием.Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.
Раздел 7. Морфология. Орфография. Культураречи
Имя существительное (19ч + 2ч)
Имя существительное как часть речи (повторениепройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е всуффиксе -ен- существительных на —мя. Несклоняемые именасуществительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительныеобщего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ всуффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных всуффиксах -ек и –ик. Гласные о и е послешипящих в суффиксах существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
Р.Р. Написаниеписьма. Публичное выступление о происхождении имён. Составление текста-описанияпо личным впечатлениям.
К.Р. Контрольныйдиктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имясуществительное».
Имя прилагательное (17ч +5ч)
Имя прилагательное как часть речи (повторение сведенийоб имени прилагательном, полученных в 5 классе).
Степени сравнения имен прилагательных. Образованиестепеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные.Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразованиеимён прилагательных.
Не с прилагательными. Буквы о и е послешипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н всуффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- –-ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Р.Р. Описаниеприроды: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые вописании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступление опроизведениях народного промысла.
К.Р. Контрольныйдиктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имяприлагательное». Контрольный словарный диктант.
Имя числительное (13ч + 2ч)
Имя числительное как часть речи. Простые и составныечислительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественныхчислительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные.Собирательные числительные.
Склонение количественных числительных. Правописаниегласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных.Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописаниегласных в падежных окончаниях.
Морфологический разбор имени числительного.
Р.Р. юмористическийрассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, егоструктура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровымматериалом.
К.Р. Контрольныйдиктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».
Местоимение (17ч + 4ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения.Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения.Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательныеместоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонениеместоимений. Местоимения и другие части речи.
Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква нв личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенныхместоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенныхместоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни вотрицательных местоимениях.
Морфологический разбор местоимения.
Р.Р. Составлениерассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, егостроение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольноесочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием.Контрольный тест по теме «Местоимение».
Глагол (22ч + 5ч)
Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонениеглагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительноенаклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.
Раздельное написание частицы бы (б) с глаголамив условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительногонаклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола.
Морфологический разбор глагола.
Р.Р. Рассказ посюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивномсоревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев.Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; егоособенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура.
К.Р. Контрольныйдиктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест потеме «Глагол». Контрольный словарный диктант.
Раздел 8. Повторение и систематизация изученного в 5 и6 классах (6ч + 1ч)
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексикаи фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Р.Р. Сообщениео происхождении фамилии. Сочинение-описание (рассуждение).
К.Р. Контрольноесочинение. Итоговыйтест.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УЧЁТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
I |
Раздел I . Язык. Речь. Общение. |
3 |
Русский язык – один из развитых языков мира. Урок Мира |
1 1 |
|
Р.Р. Ситуация общения. День повышения грамотности |
1 1 |
|
II |
Раздел II . Повторение изученного в 5 классе. |
9 |
III |
Раздел III . Текст. |
5 |
IV |
Раздел IV. Лексика. Культура речи. |
12 |
V |
Раздел V. Фразеология. Культура речи. |
4 |
VI |
Раздел VI. Словообразование. Орфография. Культура речи. |
35 |
VII |
Раздел VII . Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное. |
25 |
1 |
Р.Р. Сочинение-описание по личным впечатлениям Слава героям Отечества! |
1 1 |
2 |
Имя прилагательное. |
25 |
3 |
Относительные прилагательные. |
1 |
4 |
Имя числительное. |
18 |
5 |
Повторение изученного в разделе «Имя числительное». Контрольный тест «Имя числительное». Люблю тебя, родной язык! |
2
1 |
6 |
Местоимение. |
26 |
7 |
Глагол. |
36 |
8 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. День славянской письменности. |
2
1 |
VIII |
Раздел VIII . Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах |
7 |
ИТОГО |
170 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ(ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ (170 ЧАСОВ)
|
||||
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
план |
факт |
|||
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (2ч + 1*ч) |
|
|||
1. |
02.09. |
|
Русский язык – один из развитых языков мира. |
1ч. |
|
|
|
Урок Мира |
|
2. |
03.09. |
|
Язык, речь, общение. |
1ч. |
3 |
03.09. |
|
Р.Р. Ситуация общения. |
. 1ч. |
|
|
|
Международный день распространения грамотности |
|
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (7ч + 2ч) |
|
|||
4. |
06.09. |
|
Фонетика. Орфоэпия. |
1ч. |
5. |
07.09. |
|
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Контрольный словарный диктант. |
1ч. |
6. |
08.09. |
|
Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. |
1ч. |
7. |
09.09. |
|
Р.Р.Сочинение на тему «Интересная встреча» |
1ч. |
8. |
10.09. |
|
Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. |
1ч. |
9. |
13.09. |
|
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. |
1ч. |
10. |
14.09. |
|
Прямая речь, диалог. |
1ч. |
11. |
15.09. |
|
Р. Р. Составление диалога на тему по выбору. |
1ч. |
12. |
16.09. |
|
Входной контроль (контрольный тест). |
1 ч. |
ТЕКСТ (3ч + 2ч) |
|
|||
13. |
17.09. |
|
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. |
1ч. |
14. |
16.09. |
|
Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. |
1ч. |
15. |
17.09. |
|
Р.Р.Составление продолжения текста по данному началу. |
1ч. |
16. |
18.09. |
|
Р.Р. Сочинение-рассказ. |
1ч. |
17. |
21.09. |
|
Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи. |
1ч. |
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10ч +2ч) |
|
|||
18. |
21.09. |
|
Слово и его лексическое значение. |
1ч. |
19. |
22.09. |
|
Р. Р. Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»). |
1ч. |
20. |
25.09. |
|
Общеупотребительные слова. |
1ч. |
21. |
26.09. |
|
Профессионализмы. |
1ч. |
22. |
27.09. |
|
Диалектизмы. |
1ч. |
23. |
28.09. |
|
Р.Р. Сжатое изложение |
1ч. |
24. |
28.09. |
|
Исконно русские и заимствованные слова. |
1ч. |
25. |
29.09. |
|
Новые слова (неологизмы) |
1ч. |
26. |
02.10. |
|
Устаревшие слова. |
1ч. |
27. |
03.10. |
|
Словари. |
1ч. |
28. |
04.10. |
|
Повторение изученного в разделе «Лексика. Культура речи». |
1ч. |
29. |
05.10. |
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
1ч. |
ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (4ч) |
|
|||
30. |
05.10. |
|
Фразеологизмы. |
1ч. |
31. |
06.10. |
|
Источники фразеологизмов. |
1ч. |
32. |
09.10. |
|
Р.Р. Составление сообщения о возникновении фразеологизма (на выбор). |
1ч. |
33. |
10.10. |
|
Повторение изученного в разделе «Фразеология. Культура речи». Контрольный тест «Лексика. Фразеология» |
1ч. |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (21ч + 4ч) |
|
|||
34 — 35. |
11.10 12.10
|
|
Морфемика и словообразование. |
2ч. |
36. |
13.10. |
|
Р.Р. Описание помещения. |
1ч. |
37 — 38. |
16.10 17.10 |
|
Основные способы образования слов в русском языке. |
2ч. |
39 . |
18.10 |
|
Этимология слов. |
1ч. |
40 — 41. |
19.10 20.10. |
|
Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. сочинение-описание (описание помещения) |
2ч. |
42 |
23.10 |
|
Буквы а и о в корне -кос- —,- кас-. |
1ч. |
43 |
24.10 |
|
Буквы а и о в корне -гор- —,- гар-. |
1ч. |
44 |
25.10 Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511 |
|
Буквы а и о в корне -зор- —,- зар-. |
1ч. |
45. |
26.10 |
|
Буквы ы и и после приставок. |
1ч. |
46-48 |
27.10 30.10 1.11 |
|
Гласные в приставках пре- и при-. Подготовка к к/р |
3ч. |
49-50 |
3.11 13.11 |
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. |
2 ч. |
51 |
14.11 15.11 |
|
Соединительные гласные о и е в сложных словах. |
1ч. |
52-53 |
16.11 16.11 |
|
Сложносокращённые слова. |
2ч. |
54 |
17.11
|
|
Р. Р. Контрольное сочинение – описание изображённого на картине (Т. Н. Яблонская. «Утро») |
1ч. |
55-56 |
21.11 22.11 |
|
Морфемный и словообразовательный разбор слова. Контрольный словарный диктант. |
2ч. |
57. |
23.11 |
|
Повторение изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи». |
1ч. |
58. |
23.11 |
|
Контрольный тест |
1 ч. |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (19ч + 2ч) |
|
|||
59 — 60. |
24.11 27.11 |
|
Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи. |
2ч. |
61. |
28.11 |
|
Р.Р. Составление письма другу. |
1ч. |
62 – 63. |
29.11 30.11 |
|
Разносклоняемые имена существительные. |
2ч. |
64. |
30.11 |
|
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. |
1ч. |
65. |
4.12 |
|
Несклоняемые имена существительные. |
1ч. |
66-67 |
5.12 6.12 |
|
Род несклоняемых имён существительных. |
2ч. |
68. |
7.12 |
|
Имена существительные общего рода. |
1ч. |
69. |
7.12 |
|
Морфологический разбор имени существительного. |
1ч. |
70 |
|
|
Р.Р. Сочинение-описание по личным впечатлениям. |
1 ч. |
|
|
|
Слава героям Отечества! |
1ч. |
71 – 72. |
11.12 12.12 |
|
Не с именами существительными. |
2ч. |
73. |
13.12 |
|
Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). |
1ч. |
74 |
14.12 |
|
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. |
1ч. |
75-76 |
18.12 19.12 |
|
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. |
2ч. |
77 |
20.12
|
|
Повторение изученного в разделе «Имя существительное». Контрольный тест «Имя существительное». |
1ч. |
78-79 |
21.12 22.12 |
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. |
2 ч. |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (17ч + 5ч) |
|
|||
80. |
25.12 |
|
Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи. |
1ч. |
81 |
26.12
|
|
Р.Р. Описание природы. |
1ч. |
82-83 |
28.12 28.12 |
|
Степени сравнения имён прилагательных. |
2ч. |
84. |
29.12 |
|
Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. |
1ч. |
85 |
15.01 |
|
Относительные прилагательные. |
1ч. |
86-87 |
16.01 17.01 |
|
Р.Р. Контрольное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский») |
2ч. |
88 |
18.01 |
|
Притяжательные прилагательные. |
1ч. |
89 |
18.01 |
|
Морфологический разбор имени прилагательного. |
1ч. |
90-91 |
19.01 22.01 |
|
Не с прилагательными. |
2ч. |
92 |
23.01 |
|
Гласные о и е после шипящих в суффиксах прилагательных. |
1ч. |
93 |
24.01
|
|
Р.Р. Сочинение-описание природы по картине (Н. П. Крымов. «Зимний вечер»). |
1ч. |
94-95 |
25.01 26.01 |
|
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Контрольный словарный диктант. |
2ч. |
96 |
29.01 |
|
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. |
1ч. |
97-98 |
30.01 31.01 |
|
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. |
2ч. |
99 |
1.02 |
|
Повторение изученного в разделе «Имя прилагательное». |
1ч. |
100 |
2.02 |
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
1ч. |
101 |
5.02 |
|
Р.Р. Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла. |
1ч. |
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (13ч + 2ч) |
|
|||
102 |
6.02 |
|
Имя числительное как часть речи. |
1ч. |
103 |
8.02 |
|
Простые и составные числительные. |
1ч. |
104 |
8.02 |
|
Мягкий знак на конце и в середине числительных. |
1ч. |
105-106 |
9.02 12.02 |
|
Порядковые числительные. |
2ч. |
107 |
13.02 |
|
Разряды количественных числительных. |
1ч. |
108-109 |
14.02 15.02 |
|
Числительные, обозначающие целые числа. |
2ч. |
110 |
15.02 |
|
Дробные числительные. |
1ч. |
111 |
16.02 |
|
Р.Р. Составление юмористического рассказа по рисунку. |
1ч. |
112 |
19.02 |
|
Собирательные числительные. |
1ч. |
113 |
20.02 |
|
Морфологический разбор имени числительного. |
1ч. |
114 |
21.02 |
|
Повторение изученного в разделе «Имя числительное». |
1 ч. |
|
|
|
Люблю тебя, родной язык! |
|
115 |
22.02 |
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
1ч. |
116 |
26.02 |
|
Р.Р. Публичное выступление на тему «Береги природу!» |
1ч. |
МЕСТОИМЕНИЕ (17ч + 4ч) |
|
|||
117 |
|
|
Местоимение как часть речи. |
1ч. |
118 |
28.02 |
|
Личные местоимения. |
1ч. |
119 |
1.03 |
|
Возвратное местоимение себя. |
1ч. |
120 |
2.03 |
|
Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме» |
1ч. |
121 |
5.03 |
|
Вопросительные и относительные местоимения. |
1ч. |
122-123 |
7.03 9.03 |
|
Неопределенные местоимения. |
2ч. |
124-125 |
12.03 13.03 |
|
Отрицательные местоимения. |
2ч. |
126 |
15.03 |
|
Притяжательные местоимения. |
1ч. |
127-128 |
15.03 16.03 |
|
Р.Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение. |
2ч. |
129 |
19.03 |
|
Указательные местоимения. |
1ч. |
130-131 |
20.03 21.03 |
|
Определительные местоимения. |
2ч. |
132 |
22.03 |
|
Местоимения и другие части речи. |
1ч. |
133 |
22.03 |
|
Морфологический разбор местоимения. |
1ч. |
134 |
23.03
|
|
Р.Р. Контрольное сочинение по картине (Е. В. Сыромятникова. «Первые зрители») |
1ч. |
135 |
3.04 |
|
Повторение изученного в разделе «Местоимение». |
1ч. |
136 — 137 |
5.04 5.04 |
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. |
2 ч. |
Глагол (22ч + 5ч) |
|
|||
138-139 |
6.04 9.04 |
|
Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи. |
2ч. |
140 |
10.04
|
|
Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему « Стёпа колет дрова» с включением части готового текста. |
1ч. |
141-142 |
12.04 12.04 |
|
Разноспрягаемые глаголы. |
2ч. |
143-144 |
13.04 16.04 17.04 |
|
Глаголы переходные и непереходные |
2ч. |
145-146 |
18.04 19.04 |
|
Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. |
2ч. |
147-148 |
20.04 23.04 |
|
Р.Р. Контрольное сжатое изложение. |
2ч. |
149-150 |
24.04 25.04 |
|
Условное наклонение. |
2ч. |
151-153 |
26.04 26.04 27.04 |
|
Повелительное наклонение. |
3ч. |
154 |
2.05 |
|
Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам. |
1ч. |
155 |
3.05 |
|
Употребление наклонений. |
1ч. |
156-157 |
3.05 4.05 |
|
Безличные глаголы. |
2ч. |
158 |
4.05 |
|
Морфологический разбор глагола. |
1ч. |
159 |
5.05 |
|
Р.Р. Рассказ на основе услышанного. |
1ч. |
160-161 |
16.05 17.05 |
|
Правописание гласных в суффиксах глаголов. |
2ч. |
162 |
17.05 |
|
Повторение изученного в разделе «Глагол». |
1ч. |
163-164 |
21.05 22.05 |
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. |
2 ч. |
|
|
|
День славянской письменности. |
|
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ (6ч + 1ч) |
|
|||
165 |
|
|
Разделы науки о языке |
1ч. |
166 |
|
|
Орфография. Пунктуация. |
1ч. |
167 |
|
|
Итоговый контроль (контрольный тест) |
1ч. |
168 |
|
|
Работа над ошибками. Лексика и фразеология. |
1ч. |
169 |
|
|
Словообразование. Морфология. Синтаксис |
1ч. |
170 |
|
|
Повторение и обобщение пройденного |
1ч. |
