Государственное бюджетное образовательноеучреждение Ростовской области
«Шолоховская школа-интернат»
(ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат»)
РАССМОТРЕНО «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
НА ЗАСЕДАНИИ МО
протокол № 1 от 26.08.2022 г. протокол№ 1 от 29.08.2022 г. приказ № 98/3 о.д. от 31.08.2022 г.
Руководитель МО ПредседательМС Директор школы-интерната
___________ Л.Д. Балкунова _____________С.Н. Самофалова _______________ Н.А. Попов
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для 1 класса
Рабочую программу составила
учительначальных классов
Стрибулева Г.Г.
(перваяквалификационная категория)
р. п. Шолоховский
2022
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскомуязыку для детей с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2) составлена на основе:
Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования длядетей с ОВЗ (утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 19.12.2014№ 1598);
Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования(утвержден приказом Министерством образования и науки РФ о 06.09.2009 № 373);
Адаптированнойосновной образовательной программы начального общего образования обучающихся стяжелыми нарушениями речи ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат»;
Комплекта примерныхрабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам поадаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образованияобучающихся с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением федеральногоучебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 17 сентября2020 г. № 3/20);
Авторской программыВ.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, «Русскийязык»;
Учебного плана ГБОУРО «Шолоховская школа-интернат» на 2022/2023 учебный год;
Годовогокалендарного учебного графика ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» на 2022/2023учебный год;
Программывоспитания ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» на 2021-2026 учебные годы.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детейс тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2) предполагает, что обучающийся с ТНРполучает образование, соответствующее по конечным достижениям образованиюсверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в болеепролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыминарушениями и сходными образовательными потребностями. Срок освоения АООП НООдля обучающихся с ТНР в I отделении составляет 5 лет (1 дополнительный — 4классы). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) поуровню своего развития не готовых к освоению программы 1 класса,предусматривается 1 дополнительный класс.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)обучаются по общеобразовательной программе. Адаптируется программа за счетприменения специальных методик, подходов, а также за счет постояннойлогопедической и психолого-педагогической помощи. Кроме того, корректируетсясодержание программы с учетом возможностей и индивидуальных особенностей,обучающихся с ТНР: часть тем изучается в ознакомительном порядке, другая,более сложная для усвоения, усиливается за счет освободившихся часов.
Курс русского языка направлен на достижениецелей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Целями изученияпредмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ü ознакомление учащихся с основными положениями наукио языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия илогического мышления учащихся;
ü формирование коммуникативной компетенции учащихся:развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а такженавыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культурычеловека.
Программа определяет рядпрактических задач, решение которых обеспечит достижение основныхцелей изучения предмета:
ü развитие речи, мышления, воображения школьников,умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиямиобщения;
ü освоение учащимися первоначальных знаний о лексике,фонетике, грамматике русского языка;
ü овладение обучающимися умениями правильно писать ичитать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказыванияи письменные тексты — описания и тексты-повествования небольшого объёма;
ü воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностногоотношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению егоуникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремлениясовершенствовать свою речь.
Дети с тяжелыми нарушениями речи- это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохраненслух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения,влияющие на становление психики. Исходяиз выше сказанного детям с ТНР характерно: снижение активного и пассивногословаря, нарушение звукопроизношения, искажение слоговой структуры слова, недоразвитиелексико- грамматического строя речи, несформированность фонематическихпроцессов, недоразвитие связанной речи. Тяжелые речевые дефекты отрицательносказываются на развитии познавательной деятельности и поведении детей. Общениеребенка с окружающими людьми затрудняется, поэтому и процесс обучениястановится для ребенка сложным. Это ведет за собой отрицательные переживания.Они, в свою очередь, так же негативно влияют на познавательную деятельностьребенка.
Коррекционные задачи программы:
1.Создание условий, способствующих освоению детьми с ТНР АООПНОО. Оказание коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения.
2. Осуществление педагогической помощи детям с ТНР с цельюкоррекции нарушений устной речи; коррекции и профилактики нарушений чтения иписьма.
3. Осуществление индивидуально ориентированной педагогическойпомощи детям с ТНР с учётом особенностей психического и (или) физическогоразвития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациямиПМПК).
Для реализации задач Программывоспитания ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» используются следующиеформы работы: уроки-экскурсии, уроки-путешествия, занимательные уроки ипятиминутки, викторины, уроки онлайн, мультимедийные презентации, тестыв электронных приложениях, групповая работа и работа в парах.
Общая характеристика учебного предмета
Систематическийкурс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий,правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальноевнимание к значению и функциям всех языковых единиц.
Послепериода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыкапри соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографическиеи пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики,морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся сразличными принципами русского правописания (без введения терминологии).
.В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно вкурсе, как литературного чтения, так и русского языка.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению сучётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладеваютначертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами,упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтениярасширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируетсясловарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляетсяграмматико-орфографическая пропедевтика.
Послекурса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается дифференцированное изучениерусского языка и литературного чтения.
Местоучебного предмета в учебном плане
Всоответствии с календарным учебным графиком, расписанием занятий на 2022-2023учебный год (34 недели) на изучение предмета выделяется 82 учебных часа. Итогопо расписанию получается 82 часа.
Количество часов,отводимое на изучение предмета «Русский язык»», позволяет в полном объемевыполнить государственную образовательную программу по предмету.
Ценностные ориентиров содержанияучебного предмета
Важнуюроль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию умладших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
-интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
-познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности ипотребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять,ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
-организационных (организовывать сотрудничество и планировать своюдеятельность).
Приизучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебныхинтеллектуальных умений. Как обобщение, классификация, переход от внешнегоконтроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способудействия, от констатирующего к опережающему.
Входе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационнойкультурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.
Материалкурса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиямикак:
-основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова(морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
-орфография и пунктуация;
-развитие речи;
-общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностными результатами являются следующие умения:
· осознавать роль языка и речи в жизни людей;
· эмоционально «проживать» текст, выражать своиэмоции;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать,сопереживать;
· высказывать своё отношение к героям прочитанныхпроизведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельностина уроке с помощью учителя;
· проговаривать последовательность действий науроке;
· учиться высказывать своё предположение(версию) на основе работы с материалом учебника;
· учиться работать по предложенномуучителем плану
Познавательные УУД:
· ориентироваться в учебнике (на развороте, воглавлении, в условных обозначениях);
· находить ответы на вопросы в тексте,иллюстрациях;
· делать выводы в результате совместной работыкласса и учителя;
· преобразовывать информацию из одной формы вдругую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной и письменнойформе (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· выразительночитать и пересказывать текст;
· договариваться с одноклассниками совместно сучителем о правилах поведения и общения и следовать им;
· учиться работать в паре, группе; выполнятьразличные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
· отличать текст от набора предложений,записанных как текст;
· осмысленно, правильно читать целымисловами;
· отвечать на вопросы учителя по содержаниюпрочитанного;
· подробно пересказывать текст;
· составлять устный рассказ по картинке;
· вычленять слова из предложений;
· вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
· различать гласные и согласные звуки, и буквы;
· правильно называть мягкие и твердые согласные звукив слове и вне слова;
· обозначать на письме мягкость согласных звуков гласнымибуквами е, е, ю, я, и мягким знаком;
· называть звуки, из которых состоит слово(гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные,твёрдые, мягкие, парные и непарные);
· не смешивать понятия «звук» и «буква»;
· переносить слово по слогам;
· делить слово на слоги, ставить ударение;
· определять количество букв и звуков в слове;
· писать заглавную букву в начале предложения, вименах и фамилиях;
· ставить пунктуационные знаки концапредложения;
· списывать с печатного образцаи писать под диктовку слова и небольшие предложения, используяправильные начертания букв, соединения.
Учащиеся научатся:
· различать гласные и согласные звуки, и буквы;
· правильно произносить твердые и мягкие согласныезвуки в слове и вне слова;
· обозначать на письме мягкость согласного звукабуквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь);
· различать звонкие и глухие согласные звуки;
· определять место ударения в слове, вычленятьударный слог;
· производить устный звуковой анализ слов типа шар,лось, лиса, вычленять звуки в словах и определять их последовательность вслове;
· вычленять слова из предложения;
· правильно, без искажений писать строчные и заглавныебуквы, соединять буквы в слова;
· правильно списывать слова и предложения, написанныепечатным и рукописным шрифтом;
· грамотно, без пропусков и искажений букв писать поддиктовку предложения из 3—5 слов,
· написание которых не расходится с произношением;
· употреблять заглавную букву в начале предложения иточку в конце предложения, слова в предложениях писать раздельно;
· писать заглавную букву в именах, фамилиях людей,кличках животных;
· самостоятельно составлять и записывать 2—3предложения по опорным словам, по рисунку, на определенную тему
· приводить примеры слов речевого этикета:приветствие, прощание.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· различать виды предложений по цели высказывания(без терминологии) и эмоциональной окраске,
· предложения восклицательные и невосклицательные;
· оформлять предложения на письме;
· объяснять смысл близких детям по тематике пословици поговорок;
· различать слова, называющие предмет, признакпредмета, действие предмета;
· различать звуки и буквы, гласные и согласные звукии буквы, их обозначение;
· делить слова на слоги и для переноса;
· определять гласные ударные и безударные; согласныетвёрдые и мягкие,
· обозначать мягкости согласных на письме; согласныетолько твёрдые, согласные только мягкие; согласные, парные по звонкости иглухости;
· соотносить количества звуков и букв в таких словах,как мел, мель, яма, ель;
· использовать приобретённые знания и умения впрактической деятельности и повседневной жизни;
· передавать в устной речи эмоциональные окраскипредложений и выбирать интонацию, соответствующую речевой ситуации;
· соблюдать орфоэпические нормы в наиболееупотребительных словах;
· оформлять на письме предложения;
· делить слова на слоги и для переноса;
· определять ударный слог в слове;
· использовать прописные буквы в именах собственных;
· написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу,щу;
· обозначать в словах мягкости согласных звуков написьме;
· правильно писать слова типа пень, яма;
· четко, без искажений писать строчные и прописныебуквы, соединений, слов;
· правильно списывать слова и предложения, написанныепечатным и
рукописным шрифтом;
· писать под диктовку тексты (15-17 слов) сизвестными орфограммами и знаками препинания;
· устно составлять тексты из 3-5 предложений, разныхпо цели высказывания, на определенную тему.
Содержание учебного предмета
Фонетика. Звукиречи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установлениечисла и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихсяодним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнениемоделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных исогласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких,звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление словна слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика.Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способомобозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкостисогласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показательмягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом какпоследовательностью букв.
Письмо. Усвоениегигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободыдвижения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради.Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмобукв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиеническихнорм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов ипредложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоениеприёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функциинебуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа спредложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении.Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография.Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча-ща ,чу-щу, жи-ши);
• прописная (заглавная) буква в началепредложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечениясогласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитиеречи. Понимание прочитанноготекста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составлениенебольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок,материалам собственных игр, занятий, наблюдений
Содержание коррекционной работы
Профилактикаспецифических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок.Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Развитие способности пользоваться устной иписьменной речью для решениясоответствующих возрасту бытовых задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитиюобучающегося. Обучение правиламкоммуникации и умениямиспользовать их в актуальных для обучающихся бытовыхситуациях. Расширение и обогащение опыта коммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активно
использоватьречевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Коррекциянарушений психического и речевого развитияобучающихся. Формирование
чувства» языка, умения отличатьправильные языковые формы от неправильных. Формирование языковых обобщений(фонематических, морфологических, синтаксических). Развитие навыков семантического программирования и языковогооформления как предложений, так и текста. Формирование умений пониматьсодержание художественного произведения, работать с текстом(умение выделять части текста, составлять план текста и т. д.). Формирование умения выражать свои мысли.
Содержание коррекционной работы
Профилактикаспецифических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок. Развитиеустной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму.Развитие способности пользоваться устной и письменной речью для решениясоответствующих возрасту бытовых задач. Развитие способности к словесномусамовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося. Обучениеправилам коммуникации и умениям использовать их в актуальных для обучающихсябытовых ситуациях. Расширение и обогащение опыта коммуникации обучающегося вближнем и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активно использоватьречевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Коррекциянарушений психического и речевого развития обучающихся. Формирование «чувства»языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных. Формированиеязыковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических). Развитиенавыков семантического программирования и языкового оформления как предложений,так и текста. Формирование умений понимать содержание художественногопроизведения, работать с текстом (умение выделять части текста, составлять плантекста и т. д.). Формирование умения выражать свои мысли.
Тематическоепланирование
№ |
Название раздела |
Количество часов |
Контроль |
Предметные результаты |
1. |
Наша речь |
2 |
|
Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение
|
2. |
Текст, предложение, диалог |
4 |
|
Различать текст и предложение. Подбирать заголовок к тексту. Составлять текст из деформированных предложений. |
3. |
Слова, слова, слова… |
7 |
|
Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения. |