X-PDF

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса ТНР

Поделиться статьей

Государственное бюджетное образовательноеучреждение Ростовской области

«Шолоховская школа-интернат»

(ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат»)

 

 

 

 

 

 

              РАССМОТРЕНО                                                      «СОГЛАСОВАНО»                                                     «УТВЕРЖДАЮ»

              НА ЗАСЕДАНИИ МО

              протокол № 1 от 26.08.2022 г.                                 протокол№ 1 от 29.08.2022 г.                                 приказ № 98/3 о.д. от 31.08.2022 г.

              Руководитель МО                                                     ПредседательМС                                                     Директор школы-интерната

 

                ___________ Л.Д. Балкунова                                  _____________С.Н. Самофалова                         _______________ Н.А. Попов

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учебного предмета «Русский язык»

для 1 класса

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                     Рабочую программу составила

                                                                                                                  учительначальных классов

                                                                                                                 Стрибулева Г.Г.

                                                                                                                  (перваяквалификационная категория)

                              

 

 

 

 

р. п. Шолоховский

2022

Пояснительная записка

       Адаптированная рабочая программа по русскомуязыку для детей с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2) составлена на основе:

 

Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования длядетей с ОВЗ (утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 19.12.2014№ 1598);

Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования(утвержден приказом Министерством образования и науки РФ о 06.09.2009 № 373);

Адаптированнойосновной образовательной программы начального общего образования обучающихся стяжелыми нарушениями речи ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат»;

Комплекта примерныхрабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам поадаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образованияобучающихся с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением федеральногоучебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 17 сентября2020 г. № 3/20);

Авторской программыВ.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, «Русскийязык»;

Учебного плана ГБОУРО «Шолоховская школа-интернат» на 2022/2023 учебный год;

Годовогокалендарного учебного графика ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» на 2022/2023учебный год;

Программывоспитания ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» на 2021-2026 учебные годы.

 

      Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детейс тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2) предполагает, что обучающийся с ТНРполучает образование, соответствующее по конечным достижениям образованиюсверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в болеепролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыминарушениями и сходными образовательными потребностями. Срок освоения АООП НООдля обучающихся с ТНР в I отделении составляет 5 лет (1 дополнительный — 4классы). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) поуровню своего развития не готовых к освоению программы 1 класса,предусматривается 1 дополнительный класс.

 

     Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)обучаются по общеобразовательной программе. Адаптируется программа за счетприменения специальных методик, подходов, а также за счет постояннойлогопедической и психолого-педагогической помощи. Кроме того, корректируетсясодержание программы с учетом возможностей и индивидуальных особенностей,обучающихся с ТНР: часть  тем изучается в ознакомительном порядке, другая,более сложная для усвоения, усиливается за счет освободившихся часов.

 

Курс русского языка направлен на достижениецелей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

Целями изученияпредмета «Русский язык» в начальной школе являются:

ü   ознакомление учащихся с основными положениями наукио языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия илогического мышления учащихся;

ü   формирование коммуникативной компетенции учащихся:развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а такженавыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культурычеловека.

 

            Программа определяет рядпрактических задач, решение которых обеспечит достижение основныхцелей изучения предмета:

ü         развитие речи, мышления, воображения школьников,умения выбирать средства языка в соответствии с целями, за­дачами и условиямиобщения;

ü         освоение учащимися первоначальных знаний о лексике,фонетике, грамматике русского языка;

ü         овладение обучающимися умениями правильно писать ичитать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказыванияи письменные тексты — описания и тексты-повествования небольшого объёма;

ü         воспитание у учеников позитивного эмоционально-цен­ностногоотношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению егоуникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремлениясовершенствовать свою речь.

      Дети с тяжелыми нарушениями речи- это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохраненслух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения,влияющие на становление психики. Исходяиз выше сказанного детям с ТНР характерно: снижение активного и пассивногословаря, нарушение звукопроизношения, искажение слоговой структуры слова, недоразвитиелексико- грамматического строя речи, несформированность фонематическихпроцессов, недоразвитие связанной речи. Тяжелые речевые дефекты отрицательносказываются на развитии познавательной деятельности и поведении детей. Общениеребенка с окружающими людьми затрудняется, поэтому и процесс обучениястановится для ребенка сложным. Это ведет за собой отрицательные переживания.Они, в свою очередь, так же негативно влияют на познавательную деятельностьребенка.

Коррекционные задачи программы:

1.Создание условий, способствующих освоению детьми с ТНР АООПНОО. Оказание коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения.                                                                                                                                                                                                                                      

2. Осуществление педагогической помощи детям с ТНР с цельюкоррекции нарушений устной речи; коррекции и профилактики нарушений чтения иписьма.                                                                                                                                                                                                     

3. Осуществление индивидуально ориентированной педагогическойпомощи детям с ТНР с учётом особенностей психического и (или) физическогоразвития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациямиПМПК).

     Для реализации задач Программывоспитания ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» используются следующиеформы работы: уроки-экскурсии, уроки-путешествия, занимательные уроки ипятиминутки, викторины, уроки онлайн, мультимедийные презентации, тестыв электронных приложениях, групповая работа и работа в парах.

 

                                                                            Общая характеристика учебного предмета

Систематическийкурс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий,правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальноевнимание к значению и функциям всех языковых единиц.

Послепериода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыкапри соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографическиеи пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики,морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся сразличными принципами русского правописания (без введения терминологии).

.В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно вкурсе, как литературного чтения, так и русского языка.

     Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению сучётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладеваютначертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами,упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах, предложениях.

      Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтениярасширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируетсясловарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляетсяграмматико-орфографическая пропедевтика.

Послекурса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается дифференцированное изучениерусского языка и литературного чтения.

 

                                                                 Местоучебного предмета в учебном плане

Всоответствии с календарным учебным графиком, расписанием занятий на 2022-2023учебный год (34 недели) на изучение предмета выделяется 82 учебных часа. Итогопо расписанию получается 82 часа.

Количество часов,отводимое на изучение предмета «Русский язык»», позволяет в полном объемевыполнить государственную образовательную программу по предмету.

                                                      

Ценностные ориентиров содержанияучебного предмета

Важнуюроль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию умладших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

-интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

-познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности ипотребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять,ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

-организационных (организовывать сотрудничество и планировать своюдеятельность).

Приизучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебныхинтеллектуальных умений. Как обобщение, классификация, переход от внешнегоконтроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способудействия, от констатирующего к опережающему.

Входе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационнойкультурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.

Материалкурса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиямикак:

-основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова(морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

-орфография и пунктуация;

-развитие речи;

-общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

                                                    

 

Планируемые результаты изучения предмета

Личностными результатами являются следующие умения:

·                    осознавать роль языка и речи в жизни людей;

·                    эмоционально «проживать» текст, выражать своиэмоции;

·                    понимать эмоции других людей, сочувствовать,сопереживать;

·                    высказывать своё отношение к героям прочитанныхпроизведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·                    определять и формулировать цель деятельностина уроке с помощью учителя;

·                    проговаривать последовательность действий науроке;

·                    учиться высказывать своё предположение(версию) на основе работы с материалом учебника;

·                    учиться работать по предложенномуучителем плану

Познавательные УУД:

·                    ориентироваться в учебнике (на развороте, воглавлении, в условных обозначениях);

·                    находить ответы на вопросы в тексте,иллюстрациях;

·                    делать выводы в результате совместной работыкласса и учителя;

·                    преобразовывать информацию из одной формы вдругую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

·                    оформлять свои мысли в устной и письменнойформе (на уровне предложения или небольшого текста);

·                    слушать и понимать речь других;

·                    выразительночитать и пересказывать текст;

·                    договариваться с одноклассниками совместно сучителем о правилах поведения и общения и следовать им;

·                    учиться работать в паре, группе; выполнятьразличные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

·                    отличать текст от набора предложений,записанных как текст;

·                    осмысленно, правильно читать целымисловами;

·                    отвечать на вопросы учителя по содержаниюпрочитанного;

·                    подробно пересказывать текст;

·                    составлять устный рассказ по картинке;

·                    вычленять слова из предложений;

·                    вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

·                    различать гласные и согласные звуки, и буквы;

·                    правильно называть мягкие и твердые согласные звукив слове и вне слова;

·                    обозначать на письме мягкость согласных звуков гласнымибуквами е, е, ю, я, и мягким знаком;

·                    называть звуки, из которых состоит слово(гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные,твёрдые, мягкие, парные и непарные);

·                    не смешивать понятия «звук» и «буква»;

·                    переносить слово по слогам;

·                    делить слово на слоги, ставить ударение;

·                    определять количество букв и звуков в слове;

·                    писать заглавную букву в начале предложения, вименах и фамилиях;

·                    ставить пунктуационные знаки концапредложения;

·                    списывать с печатного образцаи писать под диктовку слова и небольшие предложения, используяправильные начертания букв, соединения.

Учащиеся научатся:

·                    различать гласные и согласные звуки, и буквы;

·                    правильно произносить твердые и мягкие согласныезвуки в слове и вне слова;

·                    обозначать на письме мягкость согласного звукабуквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь);

·                    различать звонкие и глухие согласные звуки;

·                    определять место ударения в слове, вычленятьударный слог;

·                    производить устный звуковой анализ слов типа шар,лось, лиса, вычленять звуки в словах и определять их последовательность вслове;

·                    вычленять слова из предложения;

·                    правильно, без искажений писать строчные и заглавныебуквы, соединять буквы в слова;

·                    правильно списывать слова и предложения, написанныепечатным и рукописным шрифтом;

·                    грамотно, без пропусков и искажений букв писать поддиктовку предложения из 3—5 слов,

·                    написание которых не расходится с произношением;

·                    употреблять заглавную букву в начале предложения иточку в конце предложения, слова в предложениях писать раздельно;

·                    писать заглавную букву в именах, фамилиях людей,кличках животных;

·                    самостоятельно составлять и записывать 2—3предложения по опорным   словам, по рисунку, на определенную тему

·                    приводить примеры слов речевого этикета:приветствие, прощание.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·                    различать виды предложений по цели высказывания(без терминологии) и эмоциональной окраске,

·                    предложения восклицательные и невосклицательные;

·                    оформлять предложения на письме;

·                    объяснять смысл близких детям по тематике пословици поговорок;

·                    различать слова, называющие предмет, признакпредмета, действие предмета;

·                    различать звуки и буквы, гласные и согласные звукии буквы, их обозначение;

·                    делить слова на слоги и для переноса;

·                    определять гласные ударные и безударные; согласныетвёрдые и мягкие,    

·                    обозначать мягкости согласных на письме; согласныетолько твёрдые, согласные только мягкие; согласные, парные по звонкости иглухости;

·                    соотносить количества звуков и букв в таких словах,как мел, мель, яма, ель;

·                     использовать приобретённые знания и умения впрактической деятельности и повседневной жизни;

·                    передавать в устной речи эмоциональные окраскипредложений и выбирать интонацию, соответствующую речевой ситуации;

·                    соблюдать орфоэпические нормы в наиболееупотребительных словах;

·                    оформлять на письме предложения;

·                    делить слова на слоги и для переноса;

·                    определять ударный слог в слове;

·                    использовать прописные буквы в именах собственных;

·                    написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу,щу;

·                    обозначать в словах мягкости согласных звуков написьме;

·                    правильно писать слова типа пень, яма;

·                    четко, без искажений писать строчные и прописныебуквы, соединений, слов;

·                    правильно списывать слова и предложения, написанныепечатным и
рукописным шрифтом;

·                    писать под диктовку тексты (15-17 слов) сизвестными орфограммами и знаками препинания;

·                    устно составлять тексты из 3-5 предложений, разныхпо цели высказывания, на определенную тему.

                                                                   

Содержание учебного предмета

Фонетика. Звукиречи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установлениечисла и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихсяодним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнениемоделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных исогласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких,звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление словна слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика.Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способомобозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкостисогласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показательмягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом какпоследовательностью букв.

Письмо. Усвоениегигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободыдвижения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради.Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмобукв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиеническихнорм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов ипредложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоениеприёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функциинебуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа спредложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении.Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография.Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча-ща ,чу-щу, жи-ши);

• прописная (заглавная) буква в началепредложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечениясогласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитиеречи. Понимание прочитанноготекста при са­мостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Со­ставлениенебольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок,материалам собственных игр, занятий, наблюдений

Содержание коррекционной работы

Профилактикаспецифических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок.Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Развитие способности пользоваться устной иписьменной речью для решениясоответствующих возрасту бытовых задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитиюобучающегося. Обучение правиламкоммуникации и умениямиспользовать их в актуальных для обучающихся  бытовыхситуациях. Расширение и обогащение опыта коммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активно

использоватьречевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Коррекциянарушений психического и речевого развитияобучающихся. Формирование

чувства» языка, умения отличатьправильные языковые формы от неправильных. Формирование языковых обобщений(фонематических, морфологических, синтаксических). Развитие навыков семантического программирования и языковогооформления как предложений, так и текста. Формирование умений пониматьсодержание художественного произведения, работать с текстом(умение выделять части текста, составлять план текста и т. д.). Формирование умения выражать свои мысли.

 

                                                                                        Содержание коррекционной работы

Профилактикаспецифических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок. Развитиеустной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму.Развитие способности пользоваться устной и письменной речью для решениясоответствующих возрасту бытовых задач. Развитие способности к словесномусамовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося. Обучениеправилам коммуникации и умениям использовать их в актуальных  для обучающихсябытовых ситуациях. Расширение и обогащение опыта коммуникации обучающегося вближнем и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активно использоватьречевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Коррекциянарушений психического и речевого развития обучающихся. Формирование «чувства»языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных. Формированиеязыковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических). Развитиенавыков семантического программирования и языкового оформления как предложений,так и текста. Формирование умений понимать содержание художественногопроизведения, работать с текстом (умение выделять части текста, составлять плантекста и т. д.). Формирование умения выражать свои мысли.

 

Тематическоепланирование

 

 

Название раздела

Количество часов

Контроль

Предметные результаты

1.

Наша речь

2

 

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение
к языкам других народов.
Приобретать опыт в различении устной и
письменной речи.
Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя».

 

2.

Текст, предложение, диалог

4

 

Различать текст и предложение.

Подбирать заголовок к тексту. Составлять текст из деформированных предложений.
Составлять небольшие тексты по рисун-
ку, на заданную тему, по данному началу и
концу.

3.

Слова, слова, слова…

7

 

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.
Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета,
действие предмета).
Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.
Классифицировать и объединять слова по
значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.
Использовать в речи «вежливые слова».
Наблюдать за употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и
противоположных по значению, в речи, приобретать опыт в их различении. Работать со словарями учебника: толковым и близких, и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о
слове. Работать со страничкой для любознательных


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей