МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов
протокол № от « » августа 2020 г.
|
Утверждена педагогическим советом школы
протокол № от « » августа 2020 г.
|
УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ Аннинская СОШ №3
от « » августа 2020 г. №
|
Адаптированная рабочая программа
по русскому языку
для обучающихся с ОВЗ
на 2020 – 2021учебный год
Срок реализации 1 год
Составитель: учитель начальных классов
Спахова Дина Алексеевна
п.г.т.Анна
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативныеправовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
· Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общего образования (Приказ от 6 октября2009 г. N 373 Об утверждении и введении в действие федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования)с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.
· Основнаяобразовательная программа начального общего образования МБОУ Аннинская СОШ №3 сизменениями и дополнениями, утверждена приказом №115 от 17.06.2019г.
· Адаптированнаяосновная общеобразовательная программа начального общего образования дляобучающихся с задержкой психического развитияутверждена приказом №115 от17.06.2019г
·
· СанПиН 2.4.2.2821-10Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обученияв общеобразовательных учрежденияхсизменениями на 22 мая 2019 года (постановление Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010)
· Федеральный перечень учебников,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования, утвержден приказом Министерства просвещенияРоссийской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345.
Названиеучебного предмета: русский язык
Количествонедельных часов: 4 часа
Рабочаяпрограмма по математике разработана на основе требований к результатам освоенияосновной образовательной программы начального общего образования МБОУ АннинскаяСОШ №3, с учетом программ, включенных в ее структуру:
· программы формирования у обучающихсяуниверсальных учебных действий;
· программы духовно-нравственноговоспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования;
В соответствии с учебным планом и календарнымучебным графиком МБОУ Аннинская СОШ №3 рабочая программа учебного предмета «Русскийязык» составлена на 133 часа в год. При составлении программы использованапрограмма «Русский язык». Авторы: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В..
Цели и задачи рабочей программы
Программа направлена на достижение следующих целей:
Познавательная цель — формирование у учащихся представлений о языке каксоставляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основнымиположениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического илогического мышления учеников.
Социокультурная цель – формирование коммуникативной компетенцииучащихся- развитие устной и письменной речи, монологической и диалогическойречи, а также навыков грамотного , безошибочного письма как показателя общейкультуры человека.
Для достижения поставленных целей изучениярусского языка необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления,воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиямиобщения, развитие интуиции и чувства языка;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматикерусского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явленийрусского языка;
овладение умениями правильно писать и читать; участвоватьв диалогах, составлять несложные монологические высказывания и письменныетексты-описания и повествования небольшого объёма;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения кродному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты,пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремлениясовершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Отличительной особенностью курсарусского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсомлитературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженнуюкоммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую триаспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность илитературный текст, что обеспечивает реализацию системно-деятельностногоподхода в обучении.
Программакурса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счётреализации трёх принципов:
●коммуникативного;
● познавательного;
● принципаличностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Планируемые результаты изучения курсарусский язык
Личностныерезультаты
1. Формирование основроссийской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальнойпринадлежности; формирование ценности многонационального российского общества;становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятиеи освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельностии формирование личностного смысла учения.
3. Развитиесамостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основепредставлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживаниячувствам других людей. Понимание значимостипозитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности идоброжелательности.
5. Формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметныерезультаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебныедействия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств ее осуществления.
3. Умениевключаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваиватьспособы их решения.
4. Умение понимать причиныуспеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действоватьдаже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессепознавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символическиесредства для решения учебных и практических задач.
7. Использованиеразличныхспособов поиска (в справочных источниках и открытом учебноминформационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствиис коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различныхстилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраиваниеречевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение логическими действиями:
• Сравнение;
• Анализ;
• Синтез;
• классификация и обобщение по родовидовым признакам;
• установления аналогий и причинно-следственных связей;
• построения рассуждений;
• отнесения к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовностьпризнавать возможность существования различных точек зрения и права каждогоиметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средствадля решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей еедостижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлятьвзаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствомучета интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовымипредметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи иотношения между объектами и процессами.
Предметныерезультаты
1. Формирование первоначальных представлений о единствеи многообразии языкового и культурного пространства России, оязыке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собойявление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознаниезначения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языкамежнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русскогоязыка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основныеединицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, каквзаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной(знаковой) функции языка.
5. Овладениепервоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбиратьадекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной иписьменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умениеиспользовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Раздел «Фонетика и графика»
Ученик научится:
– различать звуки и буквы;
– характеризовать звуки русского языка:гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые имягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
– пользоваться русским алфавитом на основезнания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поисканеобходимой информации в различных словарях и справочниках.
Ученик получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основезнания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поисканеобходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Ученик получит возможность научиться:
– соблюдать нормы русского и родноголитературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речисобеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
– находить при сомнении в правильностипостановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарюучебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Ученик научится:
– различать изменяемые и неизменяемые слова;
– различать родственные (однокоренные) слова иформы слова;
– находить в словах с однозначно выделяемымиморфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Ученик получит возможность научиться
– выполнять морфемный анализ слова всоответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность еговыполнения;
– использовать результаты выполненногоморфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Ученик научится:
– выявлять слова, значение которых требуетуточнения;
– определять значение слова по тексту илиуточнять с помощью толкового словаря
– подбирать синонимы для устранения повторовв тексте.
Ученик получит возможность научиться:
– подбирать антонимы для точнойхарактеристики предметов при их сравнении;
– различать употребление в тексте слов впрямом и переносном значении (простые случаи);
– оценивать уместность использования слов втексте;
– выбирать слова из ряда предложенных дляуспешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Ученик научится:
– распознавать грамматические признаки слов;
– с учетом совокупности выявленных признаков(что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова копределенной группе основных частей речи (имена существительные, именаприлагательные, глаголы).
Ученик получит возможность научиться:
– проводить морфологический разбор именсуществительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебникеалгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
– находить в тексте такие части речи, какличные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личнымиместоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не приглаголах.
Раздел «Синтаксис»
Ученик научится:
– различать предложение, словосочетание,слово;
– устанавливать при помощи смысловых вопросовсвязь между словами в словосочетании и предложении;
– классифицировать предложения по целивысказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительныепредложения;
– определять восклицательную/невосклицательнуюинтонацию предложения;
– находить главные и второстепенные (безделения на виды) члены предложения;
– выделять предложения с однородными членами.
Ученик получит возможность научиться:
– различать второстепенные члены предложения
— определения, дополнения, обстоятельства;
– выполнять в соответствии с предложенным вучебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения,синтаксический), оценивать правильность разбора;
– различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Ученик научится:
– применять правила правописания (в объемесодержания курса);
– определять (уточнять) написание слова поорфографическому словарю учебника;
– безошибочно списывать текст объемом 80—90слов;
– писать под диктовку тексты объемом 75—80слов в соответствии с изученными правилами правописания;
– проверять собственный и предложенный текст,находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Ученик получит возможность научиться:
– осознавать место возможного возникновенияорфографической ошибки;
– подбирать примеры с определеннойорфограммой;
– при составлении собственных текстовперефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационныхошибок;
– при работе над ошибками осознавать причиныпоявления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее впоследующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Ученик научится:
– оценивать правильность (уместность) выбораязыковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, сознакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормыречевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать нареплики, поддерживать разговор);
– выражать собственное мнение иаргументировать его;
– самостоятельно озаглавливать текст;
– составлять план текста;
– сочинять письма, поздравительные открытки,записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Ученик получит возможность научиться:
– создавать тексты по предложенному заголовку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пересказывать текст от другого лица; –составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи:описание, повествование, рассуждение;
– анализировать и корректировать тексты снарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
– корректировать тексты, в которых допущенынарушения культуры речи;
– анализировать последовательностьсобственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их сразработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи:соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
– соблюдать нормы речевого взаимодействия приинтерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие видыи способы связи)
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Речевоеобщение. Текст
Коммуникативно-речевыеумения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованиемобразно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники),тема, цель и результат общения.
Речевойи неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей,несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), ихзначение в речевом общении.
Общеепредставление об устной и письменной речи как формах общения. Из историиписьменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,
обстановкии ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений(по аналогии или по образцу).
Умениевоспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощьювопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя),чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части
высказывания(текста).
Умениестроить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ;отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить,объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).
Совершенствованиезвуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса кпроизносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтенияскороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в
стихотворениях.
Практическоеовладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.),умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.
Текст.
Общеепредставление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны посмыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов(описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка,сказка, рассказ, стихотворение).
Наблюдениеза ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль(с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложениеповествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составлениеи запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему изжизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.
Составлениетекста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).
Речевойэтикет.
Использованиеформул речевого этикета в процессе ведения диалога. Изменение форм речевогоэтикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, радыприветствовать вас и др.).
Культураречевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, вколлективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживатьдиалог вопросами и репликами.
Языкв речевом общении
Язык— главный, но не единственный помощник в общении. Роль языка, жестов, мимики,интонации в речевом общении. Элементарные сведения из истории языка. Развитиеинтереса к родному языку и желания его изучать; формирование умения эффективноиспользовать возможности языка в процессе речевого общения.
Формированиеэлементарных представлений о языке как знаковой системе на основе простейшихнаглядно-образных моделей слов и предложений.
Слово,его звуко-буквенная форма. Звуки и буквы, их различие. Звуки гласные исогласные, их различие. Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.
Дифференциациясогласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкостисогласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь)в конце и середине слова между согласными. Практическое умение писать в словахтвердый знак (ъ).
Шипящиесогласные звуки (ж, ш, ч, щи, а, у послешипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов ссочетанием букв чк, чн, щн.
Слог.Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов наслоги. Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка,пальто).
Ударение.Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замки — замки).Ударные и безударные слоги (моря — море).
Произношениеударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласныхзвуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.
Парныезвонкие и глухие согласные звуки. Обозначение на письме звонких и глухихсогласных звуков в конце слова (дуб — дубы). Разделительный мягкий знак(ькласс, группа).
Алфавит.Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв.Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями,ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.
Различениебукв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.
Упражненияв звуко-буквенном анализе слов.
Наблюдениеза интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным),силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строкстихотворных произведений.
Словои его значение. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двухсторон: звучания слова и его значения.
Наблюдениеза номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойстваи действия).
Именасобственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква вименах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
Практическоезнакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.
Упражненияв составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общегокомпонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.
Изистории происхождения слов. Фразеологические выражения, использование их вречи. Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.
Составслова. Словообразование. Первые наблюдения за строением слова нанаглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень,приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбораоднокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написанияоднокоренных слов.
Наблюдениеза единообразным написанием корней в родственных словах.
Образованиеновых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письмебезударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких иглухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.
Словокак часть речи. Целостное представление о частях речи на основенаглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности,признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям(содержательная и формально-грамматическая классификация слов).
Имясуществительное. Основные признаки. Представление о значении предметности,одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?).Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.
Глагол.Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов повопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие уменияставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.
Имяприлагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значениемпризнака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросамРоль прилагательных в речи.
Предлоги.Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов иприставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.
Предложение.Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения.Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная рольпредложения в общении.
Главныечлены предложения. Умение определять, какой член предложения является
подлежащим, акакой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов впредложении.
Практическоезнакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения спомощью вопросов).
Учебно – тематический план
№ пп |
Наименование тем |
Количество часов |
Формы контроля, сроки |
|||||
Всего |
в т.ч. на формы обучения и контроля |
|||||||
Диктант |
Изложение |
Тест |
Контрольноесписывание |
Проверочная работа |
||||
1 |
Мир общения |
11 |
1 |
— |
— |
— |
— |
Д.-10 |
2 |
Звуки и буквы. Слог. Ударение |
51 |
4 |
3 |
4 |
1 |
— |
Д.- 35,49,59,74 Изл.-20, 27,48 Т.-16, 24, 37, 39 К.с.-54 |
3 |
Слово и его значение |
15 |
— |
— |
2 |
— |
1 |
Т.-88,89 П/р-99 |
4 |
Состав слова |
16 |
1 |
— |
— |
— |
— |
Д.-115 |
5 |
Части речи |
28 |
2 |
1 |
2 |
— |
— |
Д.-127, 145 Изл.-126 Т.-140,144 |
6 |
Предложение. Текст. |
7 |
1 |
— |
2 |
— |
1 |
Д.-157 Т.-149, 152 П/р-155 |
7. |
Обобщение знаний |
5 |
— |
— |
2 |
— |
— |
Т.-160,163 |
|
Итого: |
133 |
9 |
4 |
12 |
1 |
2 |
|
Учебно – методическое обеспечение
1. КлимановаЛ. Ф. , Макеева С. Г. Русский язык 2 кл. в 2-х ч. ИздательствоПросвещение 2018
2. КлимановаЛ. Ю., Бабушкина Т. В. Русский язык, Рабочая тетрадь 2 кл. ИздательствоПросвещение 2019
Календарно — тематическое планирование
№п/п |
Тема урока |
Дата (план) |
Дата (факт) |
|
Мир общения — 11 часов |
|
|
|
Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники. |
|
|
|
Слово, предложение и текст в речевом общении |
|
|
|
Слово, предложение и текст в речевом общении |
|
|
|
Слово, предложение и текст в речевом общении |
|
|
|
Слово, предложение и текст в речевом общении |
|
|
|
Слово, предложение и текст в речевом общении |
|
|
|
Слово, предложение и текст в речевом общении |
|
|
|
Главный помощник в общении – родной язык. |
|
|
|
Обобщение знаний по разделу «Мир общения» |
|
|
|
Административная (входящая) контрольная работа |
|
|
|
Анализ контрольной работы |
|
|
|
Звуки и буквы. Слог. Ударение — 51 часов |
|
|
|
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами |
|
|
|
Гласные и согласные звуки. Алфавит. |
|
|
|
Гласные и согласные звуки. Защита проекта «Самая редкая буква алфавита». |
|
|
|
Гласные и согласные звуки |
|
|
|
Гласные и согласные звуки. Тест |
|
|
|
Звук (й) и буква й |
|
|
|
Звук (э) и буква э |
|
|
|
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме |
|
|
|
Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме |
|
|
|
Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме. Тест |
|
|
|
Урок – игра по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.» |
|
|
|
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи –ши, ча –ща, чу –щу, чк, чн, щн |
|
|
|
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи –ши, ча –ща, чу –щу, чк, чн, щн |
|
|
|
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи –ши, ча-ща, чу – щу. Тест |
|
|
|
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи –ши, ча-ща, чу – щу. Тест |
|
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк, чн, щн» |
|
|
|
Слог. Перенос слов |
|
|
|
Слог. Перенос слов. Тест |
|
|
|
Ударение. Ударный слог |
|
|
|
Ударение. Ударный слог. Тест |
|
|
|
Безударные гласные звуки, Их обозначение на письме |
|
|
|
Безударные гласные звуки, Их обозначение на письме |
|
|
|
Безударные гласные звуки, Их обозначение на письме |
|
|
|
Безударные гласные звуки, Их обозначение на письме |
|
|
|
Безударные гласные звуки, Их обозначение на письме |
|
|
|
Диктант с грамматическим заданием по теме «Безударные гласные звуки ,их обозначение на письме» |
|
|
|
Звонкие и глухие согласны, их обозначение на письме |
|
|
|
Звонкие и глухие согласны, их обозначение на письме |
|
|
|
Звонкие и глухие согласны, их обозначение на письме |
|
|
|
Звонкие и глухие согласны, их обозначение на письме |
|
|
|
Контрольное списывание. |
|
|
|
Звонкие и глухие согласны, их обозначение на письме |
|
|
|
Диктант с грамматическим заданием по теме «Звонкие и глухие согласны, их обозначение на письме» |
|
|
|
Работа над ошибками |
|
|
|
Слова с удвоенными согласными |
|
|
|
Слова с удвоенными согласными |
|
|
|
Слова с удвоенными согласными |
|
|
|
Непроизносимые согласные |
|
|
|
Непроизносимые согласные |
|
|
|
Непроизносимые согласные |
|
|
|
Разделительные мягкий и твёрдый знаки |
|
|
|
Разделительные мягкий и твёрдый знаки |
|
|
|
Разделительные мягкий и твёрдый знаки |
|
|
|
Разделительные мягкий и твёрдый знаки |
|
|
|
Разделительные мягкий и твёрдый знаки |
|
|
|
Разделительные мягкий и твёрдый знаки |
|
|
|
Административный контрольный диктант с грамматическим заданием за I полугодие. |
|
|
|
Работа над ошибками. |
|
|
|
Разделительные мягкий и твёрдый знаки |
|
|
|
Разделительные мягкий и твёрдый знаки |
|
|
|
Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение» |
|
|
|
Слово и его значение – 15 час |
|
|
|
Что рассказало слово |
|
|
|
Что рассказало слово |
|
|
|
Имена собственные и нарицательные |
|
|
|
Имена собственные и нарицательные |
|
|
|
Слова с несколькими значениями |
|
|
|
Многозначные слова |
|
|
|
Роль слов с переносным значением |
|
|
|
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Тест |
|
|
|
Слова близкие по значению (синонимы). Тест |
|
|
|
Использование синонимов в речи |
|
|
|
Роль синонимов в речи |
|
|
|
Слова, противоположные по значению (антонимы) |
|
|
|
Слова, противоположные по значению (антонимы) |
|
|
|
Обобщение знаний по теме «Слово и его значение» |
|
|
|
Проверочная работа по теме «Слово и его значение» |
|
|
|
Состав слова – 16 часов |
|
|
|
Как собрать и разобрать слова |
|
|
|
Морфемный состав слова |
|
|
|
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. |
|
|
|
Правописание однокоренных слов |
|
|
|
Правописание безударных гласных в корне слова |
|
|
|
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова |
|
|
|
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова |
|
|
|
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова |
|
|
|
Приставка |
|
|
|
Приставка |
|
|
|
Приставка |
|
|
|
Суффикс |
|
|
|
Суффикс |
|
|
|
Окончание |
|
|
|
Обобщение знаний по теме «Состав слова» |
|
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова» |
|
|
|
Части речи – 28 час |
|
|
|
Что такое части речи |
|
|
|
Что такое части речи |
|
|
|
Что такое части речи |
|
|
|
Имя существительное |
|
|
|
Имя существительное |
|
|
|
Имя существительное |
|
|
|
Имя существительное |
|
|
|
Имя существительное |
|
|
|
Имя существительное |
|
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» |
|
|
|
Работа над ошибками |
|
|
|
Глагол |
|
|
|
Глагол |
|
|
|
Глагол |
|
|
|
Глагол |
|
|
|
Глагол |
|
|
|
Глагол |
|
|
|
Имя прилагательное |
|
|
|
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
|
|
|
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
|
|
|
Роль имени прилагательного в речи |
|
|
|
Части речи. Обобщение. Тест |
|
|
|
Предлог |
|
|
|
Раздельное написание предлогов со словами |
|
|
|
Раздельное написание предлогов со словами |
|
Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536 |
|
Предлог и приставки. Тест |
|
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Части речи» |
|
|
|
Работа над ошибками |
|
|
|
Предложение. Текст – 7 часов |
|
|
|
Предложение |
|
|
|
Главные члены предложения |
|
|
|
Главные члены предложения. Тест |
|
|
|
Связь слов в предложении |
|
|
|
Проверочная работа по разделу «Предложение. Текст» |
|
|
|
Обобщение знаний по теме «Предложение. Текст» |
|
|
|
Итоговый административный диктант за год |
|
|
|
Обобщение знаний – 5 часов |
|
|
|
Итоговая комплексная работа |
|
|
|
Повторение по теме « Звуки и буквы». Тест |
|
|
|
Повторение по теме « Слово и его значение» |
|
|
|
Повторение по теме « Состав слова» |
|
|
|
Повторение по теме « Части речи». Тест |
|
|
Лист корректировки программы
Подписьучителя _________________ Спахова Д.А
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативныеправовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
ЗаконРоссийской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»;
Федеральныйгосударственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказот 6 октября 2009 г. N 373 Об утверждении и введении в действиефедерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования) с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря2015 г.
Основнаяобразовательная программа начального общего образования МБОУ Аннинская СОШ №3 сизменениями и дополнениями, утверждена приказом №115 от 17.06.2019г.
Адаптированнаяосновная общеобразовательная программа начального общего образования дляобучающихся с задержкой психического развитияутверждена приказом №115 от17.06.2019г
СанПиН 2.4.2.2821-10Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обученияв общеобразовательных учрежденияхс изменениями на 22 мая 2019 года(постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации№ 189 от 29.12.2010)
Федеральный перечень учебников,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования, утвержден приказом Министерства просвещенияРоссийской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345.
Названиеучебного предмета: литературному чтению
Количествонедельных часов: 4 часа
Рабочаяпрограмма по литературному чтению разработана на основе требований крезультатам освоения основной образовательной программы начального общегообразования МБОУ Аннинская СОШ №3, с учетом программ, включенных в ееструктуру:
— программы формированияу обучающихся универсальных учебных действий;
— программы духовно-нравственноговоспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования;
— программа формированияэкологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, культурыздорового образа питания.
В соответствии с учебным планоми календарным учебным графиком МБОУ Аннинская СОШ №3 рабочая программа учебногопредмета литературное чтение составлена на 133 часа в год. При составлениипрограммы использована программа. «Литературное чтение», Климановой Л.Ф.,Виноградской Л.А., Горецким В.Г.
Цели и задачи рабочей программы
Основнымицелями изучения курсалитературного чтения являются:
-развитие навыковчтения;
-формированиенавыка чтения про себя;
-приобретениеумения работать с разными видами информации;
-обогащениеличного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяютнравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
-формированиеинтереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтениилитературных произведений;
Из целей изучениялитературного чтения вытекают следующие задачи:
-введение учащихсяв мир детской литературы;
-формированиенавыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности ипознавательной активности при выборе книг;
-овладениепервоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
развитиеэмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
-приобщениешкольников к чтению художественной литературы и восприятию её как частиискусства слова;
-развитие навыковсознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а такжекоммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений
Планируемыерезультаты изучения предмета
Личностныерезультаты
· Формированиечувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
· Формированиеуважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
· Развитиемотивов учебной деятельности и личного смысла учения.
· Развитиесамостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основепредставлений о нравственных нормах общения.
· Формированиеэстетических чувств.
· Развитиеэтических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей.
· Развитиенавыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной,гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находитьвыходы из спорных ситуаций.
· Развитиемотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный здоровый образжизни.
Метапредметныерезультаты
· Овладениенавыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строитьречевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текстыв устной и письменной форме.
· Активноеиспользование речевых средств для решения познавательных и коммуникативныхзадач.
· Готовностьслушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существованияразличных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точкузрения.
· Овладениелогическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
· Овладениебазовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связимежду объектами и процессами (общение, культура, творчество; автор, книга,содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметамигуманитарно-эстетического цикла.
· Овладениеспособностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находитьсредства их осуществления.
· Формированиеумений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижениярезультата.
Предметныерезультаты
· Пониманиелитературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения ипередачи нравственных ценностей и традиций.
· Формированиеотношения к книге как важнейшей культурной ценности.
· Формированиеотношения к художественным произведениям как искусству слова.
· Осознаниедуховно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народовмногонациональной России.
· Осознаниезначимости систематического чтения для личностного развития; формированиепредставлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этическихпредставлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения повсем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
· Пониманиероли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание испецифику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать иобосновывать нравственную оценку поступков героев.
· Достижениенеобходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя,элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческихпонятий.
· Умениевыбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический иалфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результатысвоей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источникамидля понимания и получения дополнительной информации.
Видыречевой и читательской деятельности
Ученик научится:
–осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательногоопыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса иприобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, инойинформации;
–прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,автору, жанру и осознавать цель чтения;
–читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
–различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
–читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаическиепроизведения и декламировать стихотворные произведения после предварительнойподготовки;
–использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения(для всех видов текстов);
–ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярноготекста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
–для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать своеотношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать ихпоследовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысльтекста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты,описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения иотвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значениеслова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочнойлитературы;
–для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержаниетекста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты,описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы посодержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей идругой справочной литературы;
–использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
–для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами,поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь насодержание текста;
–для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельнымифактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельнымичастями текста, опираясь на его содержание;
–использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
–для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь насодержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст,опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев,опираясь на содержание текста;
–для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь натексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую,например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося ихс содержанием текста;
–ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делатьвыводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только дляхудожественных текстов);
–различать на практическом уровне виды текстов (художественный инаучно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видовтекстов); – передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетомспецифики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видовтекстов);
–участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевогоэтикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (длявсех видов текстов).
Ученик получит возможность научиться:
–осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста ивысказывать суждение;
–осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста ивысказывать собственное суждение;
–высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
–устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятиядругих видов искусства;
–составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видовтекстов)
Ученик научится:
– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемомИнтернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
– вести список прочитанных книг с целью использования его вучебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
– составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанноепроизведение по заданному образцу.
Ученик получит возможность научиться:
– работать с тематическим каталогом;
– работать с детской периодикой;
– самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободнойформе).
Литературоведческая пропедевтика (толькодля художественных текстов) Ученик научится:
– распознавать некоторые отличительные особенности художественныхпроизведений (на примерах художественных образов и средств художественнойвыразительности);
– отличать на практическом уровне прозаический текст отстихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня,сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
– находить средства художественной выразительности (метафора,олицетворение, эпитет).
Ученик получит возможность научиться:
– воспринимать художественную литературу как вид искусства,приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различныхтекстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественнойвыразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
– определять позиции героев художественного текста, позициюавтора художественного текста.
Творческая деятельность (только дляхудожественных текстов)
Ученик научится:
– создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки изагадки;
– восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, илипополняя его событиями;
– составлять устный рассказ по репродукциям картин художникови/или на основе личного опыта;
– составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений сучетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Ученик получит возможность научиться:
– вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известноголитературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например,рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующихлиц или неодушевленного предмета;
– писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательскиханнотации или отзыва;
– создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержаниюпрочитанного (прослушанного) произведения;
– создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций саудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
– работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в томчисле и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Содержание программы
«Любите книгу» включает диалоги, стихотворения, научно-познавательные статьи;фотографии, рисунки, репродукции картин, посвящённые развитию письменности наРуси, а также материалы по истории создания книги.
Основные понятия раздела: рукописнаякнига, книги (в форме свитка, складная книга Древнего Востока, из пергамента иберёсты). Первые создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий; летописцы,старинные книги Древней Руси; красная строка, заставка, миниатюра; иллюстрация,художник – иллюстратор.
Основнойметодической задачей этого раздела является: развитие удетей интереса к книге как мудрому наставнику и другу. Учащиеся знакомятся с художниками– иллюстраторами книг, учатся соотносить иллюстрацию с текстом, на основеиллюстрации учатся извлекать необходимую информацию для создания собственноготекста.
«Краски осени» включает диалоги, стихотворения, загадки, народные приметы ипословицы, лирические зарисовки об осени, репродукции картин известных русскиххудожников В. Поленова, А. Куинджи, Ф. Васильева, фотографии осенних пейзажей,произведения русских поэтов, писателей.
Основные понятия раздела: средствахудожественной выразительности (эпитет, сравнение). Жанр (лирическоестихотворение), особенность жанра (рифма).
Основной методической задачейэтого раздела является: развитие умения учащихся видеть, как с помощью художественныхсредств автор создаёт удивительные зарисовки осенней природы; как с помощьюслова раскрывает свои чувства, делится настроением. Учащиеся узнают, какхудожник с помощью цвета, тона, силы мазка создаёт свои пейзажные зарисовки.
«Мир народной сказки» включает сказки русского, корякского, нанайского народов. Знакомятсяс первыми собирателями русских народных сказок: Александром НиколаевичемАфанасьевым иВладимиром Ивановичем Далем. Продолжаетсязнакомство со сказкам.
Основные понятия раздела: жанр(сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка).Структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских сказок.
Основной методической задачейэтого раздела является: знакомствоучащихся с бытом, традициями, культурой разных народов. Кроме этого учащиесявыявляют основные специфические особенности жанра сказки (как построенасказка). Определяют качества характера героев сказок разных народов.
«Весёлый хоровод» включает произведения малых фольклорных жанров (заклички,небылицы, приговорки, потешки, перевёртыши). Знакомятся с авторскимипроизведениями, созданными на основе фольклора.
Основные понятия раздела. Малые жанры устного народного творчества :фольклор,(заклички,приговорки, потешки, небылицы, перевёртыши). Прикладное искусство, музейнародного творчества; традиции русского народа (праздники, игры, гулянья).
Основной методической задачейэтого раздела является: формирование интереса у учащихся к истории, предметам старины.Знакомятся с произведениями малых фольклорных жанров, сравнивают их савторскими произведениями, учатся по аналогии сочинять собственныепроизведения малых фольклорных жанров.
«Мы – друзья» включает произведения русских писателей о дружбе, взаимоотношенияхвзрослых и детей.
Основные понятия раздела: нравственныеценности: доброжелательность, терпение, уважение, дружба. Жанр: рассказ ,басня; герой рассказа, басни.
Основная методическая задачараздела: формированиепредставлений о таких нравственных ценностях, как терпение, доброжелательность,дружба. Учащиеся, читая произведения этого раздела, будут размышлять о том,кого можно назвать другом, приятелем. Дети будут знакомиться с особенностямитаких жанров, как рассказ, басня; научатся давать характеристику герою рассказаи басни.
«Здравствуй, матушка Зима!» включает произведения русских поэтов и писателей о зимней природе.О праздниках Нового года, Рождества.
Кроме того, дети читают и отгадывают загадки о зиме.
Основные понятия раздела: выразительноечтение лирических стихотворений (ритм, интонация, темп, настроение, логическиепаузы, знаки препинания).
Основная методическая задачараздела: научить детей читать лирические произведения, отражаянастроение автора и выражая свои собственные чувства на основе прочитанного.Задача учителя — показать, как с помощью слова автор рисуетудивительные картины зимней природы.
«Чудеса случаются» включает рубрику «Мои любимые писатели», в которой представленыпроизведения русских и зарубежных писателей : А. С.Пушкина, Д. Н.Мамина-Сибиряка, Л. Н. Толстого, К. И. Чуковского, Дж.Харриса, Э. Распе.
Основные понятия раздела: литературная(авторская) сказка. Герой литературной сказки.
Основная методическая задачараздела: знакомство учащихся с особенностями литературной сказки,сравнение литературной сказки с народной (находить общие мотивы, сходныесюжеты, похожих героев). Кроме того, при изучении этого раздела дети учатся по- разному интерпретировать сказки, дополняя содержание.
«Весна, весна! И всё ей радо!» включает диалоги, стихотворения, лирические зарисовки о весне,репродукции картин известных русских художников А. Куинджи «Ранняявесна», И. Левитана «Ранняя весна». В этом разделе учащиеся впервые будутчитать пьесу-сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Основные понятия раздела: нравственныеценности и понятия (общение, сочувствие, сопереживание, сострадание).Жанр (стихотворение, рассказ), практическое сравнение стихотворных ипрозаических текстов, рассказ (опорные слова, микротема, заголовок).
Основная методическая задача раздела: формированиенравственных ценностей (сочувствие, сопереживание, сострадание) учащихся.Расширение представлений о взаимоотношениях человека и природы. Кроме того,дети выявляют специфические особенности рассказа, стихотворения. Учатсясравнивать прозаический и стихотворный текст. Готовят прозаический текст кпересказу. Главная задача – умение определять главную мысль, делить текстна на части, определять микротемы, составлять план, пересказыватьпроизведение. В этом разделе дети знакомятся с художественными инаучно-познавательными текстами о животных. Сравнивают их, учатся определять ихспецифические особенности.
«Мои самые близкие и дорогие» Включает произведения русских писателей о близких и родных людях.На основе этих произведений формируется система нравственно – этическихценностей.
Основные понятия раздела: нравственныеценности. Родина, народ, семья, родители, ответственность перед семьёй, передстраной.
Основная методическая задачараздела: формирование представлений о таких нравственных ценностях,как любовь к своей семье, своей стране; уважение ксвоей семье, к своей стране; гордость за свою семью, за своюстрану.
«Люблю всё живое» Включает произведения отечественных писателей, составляющийзолотой фонд детской литературы. Малые жанры фольклора, расширяющиепредставления учащихся о взаимоотношениях человека с животным миром,формирующие ответственное и бережное отношение к живой природе.
Основные понятия раздела: нравственныеценности и понятия. Общение, сочувствие, сопереживание, сострадание. Жанр –стихотворение, рассказ. Практическое сравнение стихотворных и прозаическихтекстов, рассказ – опорные слова, микротема, заголовок.
Основная методическая задачараздела: формирование нравственных ценностей: сочувствие,сопереживание, сострадание. Расширение представлений о взаимоотношенияхчеловека и природы. Кроме того, выявляют специфические особенностирассказа, стихотворения. Учатся сравнивать стихотворный и прозаический текст.Готовят прозаический текст к пересказу. Учатся определять главную мысль, делитьтекст на части определять микротемы, составлять план, пересказыватьпроизведение. В этом разделе дети знакомятся с художественными и научно –познавательными текстами о животных , сравнивают их, учатся определять ихспецифические особенности.
«Жизнь дана на добрые дела» включает произведения писателей и поэтов, в которых рассказываетсяо взаимоотношениях в семье, со сверстниками, со взрослыми. Авторыпроизведений приглашают поразмышлять, что такое четность, трудолюбие,взаимопомощь.
Основные понятия раздела: нравственныеценности и понятия (взаимопомощь, трудолюбие, честность, сочувствие,). Рассказ (заголовок, тема, главная мысль, микротема).
Основная методическая задачараздела: формирование нравственных ценностей на основе чтения художественных текстов. Кроме того, дети учатся самостоятельно определятьглавную мысль произведения и, используя пословицы, озаглавливать тексты,делить тексты на части, пересказывать в соответствии с планом.
Особенности работы с рубриками: общая характеристикарубрик, методические задачи.
Учебник «Литературное чтение» для 2 класса включает 6рубрик:
· Мы идём в библиотеку (материалдля проведения библиографического урока, урока внеклассного чтения);
· Самостоятельное чтение (произведения,читаемые и обсуждаемые учащимися вместе с родителями в урочное или внеурочноевремя, обсуждаемые на уроке литературного или внеклассного чтения);
· Семейное чтение (произведения, читаемые иобсуждаемые учащимися вместе с родителями. Возможно обсуждение этихпроизведений на уроке литературного или внеклассного чтения);
· Наш театр (произведения, предлагаемыедля инсценировки и драматизации);
· Маленькие и большие секреты страны Литературии (материал,предлагаемый для самостоятельной работы учащихся, для контроля и оценкирезультатов обучения, закрепление теоретических понятий);
· Мои любимые писатели (читаютпроизведения известных русских и зарубежных авторов)
Учебно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Кол – во часов |
1. |
Любите книгу |
9 ч. |
2. |
Краски осени |
13 ч. |
3. |
Мир народной сказки |
16 ч. |
4. |
Весёлый хоровод |
9 ч. |
5. |
Мы — друзья |
10 ч. |
6. |
Здравствуй, матушка — Зима |
10 ч. |
7. |
Чудеса случаются |
15 ч. |
8. |
Весна! Весна! Мы всё ей рады!!! |
11 ч. |
9. |
Мои самые близкие и дорогие. |
8 ч. |
10. |
Люблю всё живое. |
16 ч. |
11. |
Жизнь дана на добрые дела. |
15 ч. |
Итого |
133ч |
Учебно – методическое обеспечение
1. КлимановаЛ. Ф. , Горецкий В. Г., Виноградская Л. А. Литературное чтение 2 кл. в 2-х ч. ИздательствоПросвещение 2018
2. КлимановаЛ. Ф. , Коти Т. Ю. Литературное чтение, Творческая тетрадь, 2 кл., ИздательствоПросвещение 2019
Календарно — тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
|
|
||
«Любите книгу» (9 часов) |
|||
1. |
Введение. Знакомство с учебником. Урок – игра «Крестики – нолики» |
|
|
2. |
Ю.Энтин «Слово про слово». В.Боков. «Книга – учитель…». |
|
|
3. |
Г.Ладонщиков «Лучший друг». |
|
|
4. |
Книги из далёкого прошлого и современные книги |
|
|
5. |
Н. Кончаловская «В монастырской келье…» |
|
|
6. |
Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей. |
|
|
7. |
Мои любимые художники-иллюстраторы. В. Лебедев, А. Пахомов, Е. Чарушин. |
|
|
8. |
Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». |
|
|
9. |
Семейное чтение. Техника чтения. |
|
|
«Краски осени» (13 часов) |
|||
10. |
Основные понятия раздела: сравнение, сборник. |
|
|
11. |
Осень в художественном произведении А.Пушкина, С. Аксакова |
|
|
12. |
Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.Куинджи |
|
|
13. |
А.Майков «Осень». С.Есенин «Закружилась листва золотая…» |
|
|
14. |
И.Токмакова. «Опустел скворечник…» А.Плещеев «Осень наступила» |
|
|
15. |
Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. |
|
|
16. |
Народные приметы. Осенние загадки |
|
|
17. |
Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе |
|
|
18. |
Самостоятельное чтение. Цвета осени. С.Маршак «Сентябрь», «Октябрь». Л.Яхнин «Осень в лесу». Н.Сладков «Сентябрь» |
|
|
19. |
Семейное чтение. С.Образцов «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии. |
|
|
20. |
Наш театр. Инсценирование произведения Н.Сладкова «Осень». |
|
|
21. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
|
|
22. |
Контрольная работа |
|
|
Мир народной сказки 16 ч |
|||
23. |
Знакомство в названием раздела. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. |
|
|
24. |
Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль |
|
|
25. |
Русская народная сказка «Заячья избушка» Самостоятельное чтение. Цвета осени. С.Маршак «Сентябрь», «Октябрь». Л.Яхнин «Осень в лесу». Н.Сладков «Сентябрь» |
|
|
26. |
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». |
|
|
27. |
Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок. |
|
|
28. |
Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение сказки по ролям. |
|
|
29. |
Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки. |
|
|
30. |
Белорусская сказка «Пых» |
|
|
31. |
Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки. |
|
|
32. |
Хантыйская сказка «Идэ» |
|
|
33. |
Семейное чтение. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
|
|
34. |
Нанайская сказка «Айога» |
|
|
35. |
Ненецкая сказка «Кукушка» Техника чтения. |
|
|
36. |
Наш театр. «Лиса и журавль». |
|
|
37. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Сочинение-описание лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений |
|
|
38. |
Контрольная работа |
|
|
«Весёлый хоровод» (9 часов) |
|||
39. |
Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. |
|
|
40. |
Б. Кустодиев «Масленица». Устное сочинение по картине. |
|
|
41. |
Защита проектов «Мы идём в музей Народного творчества» |
|
|
42. |
Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. |
|
|
43. |
Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. |
|
|
44. |
Мы идём в библиотеку. Знакомство со справочной литературой. Самостоятельное чтение. Стихи Д.Хармса |
|
|
45. |
К.Чуковский «Путаница», «Небылица» |
|
|
46. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. |
|
|
47. |
Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод» |
|
|
«Мы – друзья» (10 часов) |
|||
48. |
Мы – друзья. Пословицы о дружбе. |
|
|
49. |
М. Пляцковский «Настоящий друг». В.Орлов «Я и мы» |
|
|
50. |
Сочинение на основе рисунков. |
|
|
51. |
Н.Носов «На горке». План – пересказ. |
|
|
52. |
Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. |
|
|
53. |
С.Михалков «Как друзья познаются». Главная мысль. |
|
|
54. |
Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей» |
|
|
55. |
А.Гайдар «Чук и Гек». |
|
|
56. |
Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». Инсценирование. |
|
|
57. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии». |
|
|
«Здравствуй, матушка Зима!» (10 часов) |
|||
58. |
Здравствуй, матушка Зима! |
|
|
59. |
Защита проекта «Готовимся к новогоднему празднику» |
|
|
60. |
Лирические стихотворения о зиме. А.С.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…» Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» С.Есенин «Поёт зима, аукает…» |
|
|
61. |
Праздник Рождества Христова. С.Чёрный «Рождественское». Ф.Фофанов «Ещё те звёзды не погасли…». Проверочная работа за 1 полугодие. |
|
|
62. |
К.Бальмонт «К зиме». Техника чтения |
|
|
63. |
С.Маршак Декабрь». Средство художественной выразительности: олицетворение. |
|
|
64. |
А.Барто «Дело было в январе…» С.Дрожжин «Улицей гуляет…» |
|
|
65. |
Загадки зимы. |
|
|
66. |
Защита проекта «Праздник начинается, конкурс продолжается…» |
|
|
67. |
Урок игра «Поле чудес». |
|
|
«Чудеса случаются» (15 часов) |
|||
68. |
Чудеса случаются. Мои любимые писатели. Сказки А.С.Пушкина. |
|
|
69. |
А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». |
|
|
70. |
А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка? |
|
|
71. |
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» |
|
|
72. |
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. |
|
|
73. |
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Чему учит сказка? |
|
|
74. |
Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». |
|
|
75. |
Д.Н.Мамин-Сибиряк, Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок. |
|
|
76. |
Э.Распе. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки. |
|
|
77. |
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. |
|
|
78. |
Мои любимые писатели. Сказки К.Чуковского |
|
|
79. |
Л. Толстой «Два брата» |
|
|
80. |
Наш театр. К.Чуковского «Краденое солнце» |
|
|
81. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа. |
|
|
82. |
Викторина «Чудеса случаются» |
|
|
«Весна, весна! И всё ей радо!» (11 часов) |
|||
83. |
«Весна, весна! И всё ей радо!» |
|
|
84. |
Ф.Тютчев «Зима недаром злиться…» |
|
|
85. |
Весна в произведениях И.Никитина, А.Плещеева, И. Шмелёва, Т.Белозёрова и произведения живописи А. Куинджи. Сравнение произведений. |
|
|
86. |
Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто |
|
|
87. |
Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне. |
|
|
88. |
Стихи о весне С.Маршака, И.Токмаковой, Саши Чёрного. |
|
|
89. |
Сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна». |
|
|
90. |
А.Майков «Христос Воскрес!». К.Крыжицкий «Ранняя весна» |
|
|
91. |
Наш театр. С.Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование. |
|
|
92. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа. |
|
|
93. |
Создание текста о весне |
|
|
«Мои самые близкие и дорогие» (8 часов) |
|||
94. |
«Мои самые близкие и дорогие» |
|
|
95. |
Стихи о маме и папе. Р.Рождественский, Ю.Энтин, Б.Заходер |
|
|
96. |
А.Барто «Перед сном». Р.Сеф «Если ты ужасно гордый…». Рассказ о маме. Дж. Родари «Кто командует?» |
|
|
97. |
Мы идём в библиотеку. Книги о маме. |
|
|
98. |
Если был бы девчонкой… Э.Успенский «Разгром». Б.Заходер «Никто» |
|
|
99. |
Л.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек» |
|
|
100. |
Наш театр. Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» |
|
|
101. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии |
|
|
«Люблю всё живое» (16 часов) |
|||
102. |
«Люблю всё живое». |
|
|
103. |
Саша Чёрный «Жеребёнок» |
|
|
104. |
С.Михалков «Мой щенок» |
|
|
105. |
С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок» |
|
|
106. |
М.Пришвин «Ребята и утята». Составление плана. |
|
|
107. |
Е.Чарушин «Страшный рассказ» |
|
|
108. |
Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Н Рубцов «Про зайца». Из энциклопедии «Заяц» |
|
|
109. |
Проект «Создание фотоальбома о природе». В.Берестов «С фотоаппаратом» |
|
|
110. |
Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки |
|
|
111. |
Мои любимые писатели. Произведения В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка» |
|
|
112. |
Маленькие рассказы Н.Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок. |
|
|
113. |
В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?» |
|
|
114. |
Г.Снегирёв «Куда улетают птицы на зиму?» |
|
|
115. |
Наш театр. В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» |
|
|
116. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Викторина «Люблю всё живое» |
|
|
117. |
Контрольная работа. |
|
|
«Жизнь дана на добрые дела» (15 часов) |
|||
118. |
«Жизнь дана на добрые дела» С.Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах» |
|
|
119. |
Какие дела самые важные. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах. |
|
|
120. |
Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи» |
|
|
121. |
В.Осеева «Просто старушка» |
|
|
122. |
Э.Шим «Не смей!» |
|
|
123. |
А.Гайдар «Совесть». Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса…» |
|
|
124. |
Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести?» |
|
|
125. |
И.Пивоварова «Сочинение». В.Осеева «Три товарища». Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме» |
|
|
126. |
Мы идём в библиотеку. Проверка техники чтения по итогам года. |
|
|
127. |
Н.Носов «Затейники» |
|
|
128. |
Итоговая контрольная работа. |
|
|
129. |
Н.Носов «Фантазёры». Чтение по ролям. |
|
|
130. |
И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Смысл басни. |
|
|
131. |
Наш театр. С.Михалков «Не стоит благодарности» |
|
|
132. |
Обобщение. Урок – литературная викторина. |
|
|
133. |
Творческий урок «Здравствуй, лето!». Задание на лето |
|
|
