ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Финансовая грамотность» основного общего образования составлена в соответствии с нормативными иинструктивно-методическими документами Министерства образования РоссийскойФедерации:
-годовогокалендарного учебного плана;
-учебныйплан;
-программы Финансовая грамотность:учебная программа. общеобразоват. орг. /Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н.Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018
Рабочаяпрограмма курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии сФедеральным государственным стандартом основного общего образования инаправлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитиеличности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение кобщечеловеческим ценностям.
«Финансоваяграмотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся всфере экономики семьи. Курс рассчитан на 17 часов
Учебно-методическийкомплект:
—Программы. Финансоваяграмотность: учебная программа. Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц,Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018.
Методическиепособия: КорлюговаЮ.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность:рабочая тетрадь.— М.:ВАКО, 2018.
ЛипсицИ.В., Вигдорчик Е.А.Финансовая грамотность:материалы для учащихся. орг. – М.: ВАКО, 2018.
КорлюговаЮ.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность:материалы для родителей.
—М.: ВАКО, 2018.
КорлюговаЮ.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность:Методические рекомендации для учителя.
.– М.: ВАКО, 2018
Цель: формирование у учащихся знаний, умений инавыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи:Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образамышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в областиэкономических отношений в семье и обществе,
Приобретение опыта применения полученныхзнаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Результатамиизучения курса являются:
Личностными результатами изучения курса«Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, обществаи государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптациив мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчётпроцентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личнойответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета,предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества свзрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучениякурса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; •
использование различных способов поиска,сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простыхопросов и интервью;
• формирование умений представлятьинформацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиямисравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий ипричинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известнымпонятиям;
• овладение базовыми предметными имежпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителяи самостоятельно;
• проявление познавательной и творческойинициативы;
• оценка правильности выполнения действий;самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложенийтоварищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной иписьменной формах;
• готовность слушать собеседника и вестидиалог;
• готовность признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение,аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей еёдостижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместнойдеятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса«Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принциповэкономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, опричинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государствав экономике семьи;
• понимание и правильное использованиеэкономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономическойинформацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта примененияполученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлятьпростой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнениярезультатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делатьнеобходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций;определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путейих решения;
• развитие кругозора в областиэкономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучениюобщественных дисциплин
Основные содержательные линии выстроены
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи игосударства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Межпредметные связи:
Освоениесодержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории,географии, обществознания и литературы
Контрольно –измерительные материалы.
Контрольныеработы по курсу «Финансовая грамотность не предусмотрены программой.
Оценочнаядеятельность: предмет не оценивается.
Общая характеристика организации учебного процесса
Формы организацииобучения: урок
Методы обучения: словесные,наглядные, практические, самостоятельная работа
Технологии обучения:индивидуальная, групповая работа
Средства обучения: ноутбук,мультимедийное оборудование
Режим занятий: 6 –дневнаянеделя, продолжительность урока 40 минут
Место предмета вучебном плане.
В учебном планепредусмотрено 0,5 часа в неделю в 5 классе, что составляет 17 часов в год
Учебно-методическое обеспечениеобразовательного процесса
Финансоваяграмотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.:ВАКО, 2018.
ЛипсицИ.В., Вигдорчик Е.А.Финансовая грамотность:материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват.
орг.– М.: ВАКО, 2018.
КорлюговаЮ.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность:материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват.
орг.— М.: ВАКО, 2018.
КорлюговаЮ.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность:Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы
общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2018
| № ур. | Тема, раздел | Дата проведения | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты освоения материала | 
| 1. | Деньги: что это такое | 
 | Приводить примеры | Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги | 
| 2. | Откуда берутся деньги | 
 | Находить информацию | Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. | 
| 3. | Куда уходят деньги | 
 | Приводить примеры | Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. | 
| 4. | Как заставить деньги слушаться, или Что такое семейный бюджет | 
 | Находить информацию | Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги. Денежная реформа. Деноминация. Девальвация | 
| 5. | В жизни всякое может случиться | 
 | Приводить примеры | Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование | 
| 6. | Как переложить свои страх и на других | 
 | Находить информацию | . Страховая компания. Страховой полис | 
| 7. | Налоги, от которых не спрячешься | 
 | Приводить примеры | Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз | 
| 8. | Социальные пособия: как они могут помочь в жизни | 
 | Приводить примеры | Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Матерински капитал. | 
| 9. | Как накопить, чтобы купить | 
 | Приводить примеры | Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог | 
| 10. | Собственный бизнес собственные проблемы | 
 | Находить информацию | Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит. | 
| 11. | Валюта в современном мире | 
 | Приводить примеры | Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад | 
| 12. | Решение практических задач | 
 | Приводить примеры | Обобщение изученного материала | 
| 13. | Решение практических задач | 
 | Приводить примеры | Обобщение изученного материала | 
| 14. | Решение практических задач | 
 | Находить информацию | Обобщение изученного материала | 
| 15. | Решение практических задач | 
 | Приводить примеры | Обобщение изученного материала | 
| 16. | Решение практических задач | 
 | Приводить примеры | Обобщение изученного материала | 
| 17. | Работа над проектом | 
 | Находить информацию | Обобщение изученного материала | 
