Областноегосударственное казённое образовательное учреждение «Центр психолого -педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на Методическом совете Директор
Протокол №____от ____________Т. А. Беспалова
«___»__________2022г. «___»__________2022г.
Рабочая программаучебного предмета
«Технология»
3 класс
( 2022-2023 уч. г.,
2023-2024 уч.г.,
2024-2025 уч.г.
Составила
Белозерова Г.В.,
учитель начальныхклассов
первойквалификационной категории
Ульяновскаяобласть,
Майнский район
с.Тагай
2022г.
I.Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Технология» разработана для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития.Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых иинструктивно-методических документов:
-Федеральныйзакон Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
-Адаптированнаяосновная общеобразовательная программа начального общего образования дляобучающихся с ЗПР
-Примернаярабочая программа по «Технологии» .(Реестр примерных основныхобщеобразовательных программ Министерства просвещения РФ).
-ПриказМинистерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2021 г №254 « Обутверждении перечня учебников, допущенных к использованию при реализацииимеющих государственную аккредитацию образовательных программ начальногообщего, основного общего, среднего общего образования организациями,осуществляющими образование».
-Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодёжи ( СП 2.4.3648-20).
-Положение « О рабочей программе» ОГКОУ « Центр ППМС « Доверие».
— Учебный план ОГКОУ « Центр ППМС « Доверие».
— Устав ОГКОУ « Центр ППМС « Доверие».
-Авторская программа Н.А Цирулик «Трудовоеобучение», изд.дом «Федоров», 2011год.
Цельпрограммы:
-оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое,духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практическойдеятельности.
Задачипрограммы:
-духовно-нравственноеразвитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продуктапреобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессийв современном мире;
-формированиевнутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческомусамовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности,ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
-развитиев процессе предметно-практической деятельности психических функций:зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения,разных видов мышления, речи, воли, чувств;
-развитиерегулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании,планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
-формированиеумения искать и преобразовывать информацию с использованием различныхинформационных технологий;
-развитиепознавательных способностей детей, в том числе знаково-символического илогического мышления, исследовательской деятельности;
-развитиекоммуникативной компетентности младших школьников на основе организациисовместной деятельности.
В результате изучения курса технологии дети получат представление оматериальной культуре как о продукте предметно-преобразующей деятельностичеловека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека,о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении впредметах материальной среды нравственно-эстетического исоциально-исторического опыта человечества, о ценности предшествующих культури необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурныхтрадиций.
Согласно учебному плану ОГКОУ «Центр ППМС «Доверие» на изучение технологииотводится 1 учебный час в неделю, всего 32 учебных часа с учетом 32 учебныхнедель.
II. Планируемые результаты изученияучебного предмета «Технология»
Личностные результаты освоениядля 3-го класса по учебному предмету «Технология» оцениваются по следующимнаправлениям:
Осознаниесебя как гражданина России проявляется в:
-знании различных профессий, ремеслах ипромыслах народов России
Освоение социальной роли ученика проявляетсяв:
— уменииорганизовывать рабочее место и рабочее пространство (рациональная организациярабочего пространства);
— проявленииответственного поведения (соблюдение требований, выполнение обещаний);
— соблюдениишкольных правил (соблюдение правил безопасного труда);
— соответствииповедения дисциплинарным требованиям;
— социальноодобряемых действиях в отношении к предметам окружающей действительности;
Сформированность навыков продуктивноймежличностной коммуникации проявляется в:
— уменииустанавливать коммуникацию с партнером, учителем для реализации собственнойпотребности;
— описыватьпорядок получения результата своего труда, говорить об испытываемых эмоциях,
Сформированность социально одобряемого(этичного) поведения проявляется в:
— использованииформ речевого этикета в различных учебных ситуациях;
— умениидействовать, согласно принятым группой правилам, при выполнении коллективнойработы.
Сформированностьэстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
— стремленииукрашать предметы окружающей действительности,
— интересе кпроизведениям скульптуры, живописи, красоте природы и предметного мира,
Сформированностьсамосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях иограничениях проявляетсяв:
— осознаниисвоих возможностей при выполнении индивидуальной и коллективной работы (выборприемов реализации задуманного),
— уменииполучить одобряемый результат своего труда,
Овладение основами трудовой деятельности,необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:
— рационально организовывать рабочее место;
— рационально использовать инструменты и приспособления дляобработки материалов в соответствии с их свойствами.
Метапредметные результаты освоенияпредмета для 3-го класса по учебному предмету «Технология» включаютосваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевымикомпетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальныхвозможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметныерезультаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательныеуниверсальные учебные действия проявляются в умении:
— оперировать известными понятиями.
— самостоятельносравнивать, группировать предметы, объекты
— самостоятельноотличать новое от уже известного;
— самостоятельнообобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.
— самостоятельноустанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
Сформированные регулятивные универсальныеучебные действия проявляются в умении:
—самостоятельноопределять цель выполнения заданий;
— выполнятьпрактическую работу по предложенному учителем плану;
— самостоятельно ориентироваться в задании;
– самостоятельно планироватьпоследовательность выполнения действий при выполнении заданий;
– контролировать свои действия в процессевыполнения работы и после ее завершения;
— определятьконструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этаповизготовления изделий из числа, освоенных, работая по составленному плану,осуществлять контроль точности выполнения операций;
— выполнятьконтроль точности разметки деталей с помощью измерительных инструментов;
— исправлятьдопущенные ошибки, самостоятельно соотносить полученный результат с образцом изамечать несоответствия.
Сформированныекоммуникативные универсальные учебные действия проявляются вумении:
— вестидиалог по обозначенной теме;
— договариватьсяо своей роли в коллективных работах, работе в парах и группах;
— приходитьв обсуждении к общему решению;
— учитывать возможность существования различных точек зренияи права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точкузрения и оценку событий
— использоватьдопустимые адекватные речевые средства для решения коммуникативных ипознавательных задач;
Предметныерезультаты
Поитогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний,представлений и умений:
-умение работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином,природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от ихсвойств;
-умение правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте,выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д;
-навыки самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручнойобработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
-использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач;
-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
–различение видов материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
–овладение неподвижным и подвижным способами соединения деталей и использованиясоединительных материалов (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный –проволока, нитки, тонкая веревочка);
–освоение понятий о чертеже и линиях чертежа, новых терминов ;
–знакомство со свойствами новых материалов ,уточнение представлений о новыхсвойствах уже встречавшихся материалов;
–освоение приемов разметки деталей из бумаги: с помощью линейки, на глаз, спомощью шаблонов;
–освоение новых видов лепки, аппликации, мозаики, приемов комбинирования в одномизделии различных материалов;
––создавать художественные и технические образы по собственному замыслу прииспользовании различных материалов, в том числе бросовых, и разныхспособов соединения; – владеть простейшими видами народных ремесел,традиционных для своей местности.
-работать с инструментами: ножницами, стеки, циркулем;
-различать виды декоративно-прикладного искусства (хохломская роспись,городецкая роспись, дымковская игрушка), их особенности, способы создания.
Вразделе «Технология ручной обработки материалов. Основыхудожественно-практической деятельности»:
-Называть и различать обобщённые названия технологических операций: разметка,получение деталей из заготовок, сборка изделия, отделка;
-Называть и различать свойства материалов, которые учащиеся используют в своейработе (гибкость, пластичность, промокаемость, сминаемость);
-различать натуральные ткани (хлопчатобумахные, шерстяные, шелковые);
-Осуществлять основные способы соединения деталей из разных материалов,изученными соединительными материалами (клей, нитки, пластилин);
-различать чертеж и эскиз;
-Называть и различать линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная иразмерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности спомощью чертёжных инструментов;
-Называть и различать устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка,угольник, циркуль).
-Читать простейшие чертежи (эскизы);
-Выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой напростейший чертёж (эскиз);
-соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
-выполнять доступные практические(технологические) задания с опорой на образец.
Вразделе «Конструирование и моделирование»:
-Называть и различать, использовать неподвижный и подвижный способы соединениядеталей;
-Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели,простейшему чертежу или эскизу;
-Определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижноесоединение деталей известными способами (клей, нитки, пластилин).
Примерыконтрольно-оценочных мероприятий:
Текущийконтроль:
А)оценка качества работы на уроке.
Проводитсяпо следующим параметрам (условная балльная оценка):
Адекватностьдействий:
5– выполняет задания, в парной и подгрупповой работе целенаправлен, решаетпоставленные задачи адекватным способом.
4– выполняет задания, в парной и подгрупповой работе может уходить от задания,решать поставленную задачу недостаточно адекватными способами, но подобныепроявления удалось скорректировать.
3– затрудняется выполнить задание, но это удается скорректировать. Поведение впарной и подгрупповой работе не способствует выполнению задания.
2– задание не выполняет, коррекция не удается. Поведение в парной и подгрупповойработе препятствует выполнению задания партнерами по взаимодействию.
Правильностьдействий:
5– выполняет задание правильно или нужна небольшая (стимулирующая, организующая)помощь
4- выполняет задание правильно, но нужна небольшая обучающая помощь
3– выполняет задание правильно, но нужна существенная обучающая помощь
2– задание не выполняет, помощь не принимает.
Вербальноеоформление ответов:
5– оформление ответа грамматически и стилистически правильное или с минимальныминедочетами.
4– недочеты в построении фразы или словоупотреблении, не затрудняющие понимание.
3– Неточное словоупотребление, смысл фраз улавливается с трудом или шаблонныйответ, копирование ответа предшественника.
2– ответ представляет собой отдельные, иногда не связанные по смыслу, слова.
Качествовыполнения работы.
5– работа выполнена аккуратно, точно, внесены творческие эстетическиепреобразования, соответствующие общему замыслу
4– работа выполнена аккуратно, с небольшими неточностями, без творческихэстетических преобразований.
3– работа выполнена неаккуратно с большими недочетами
2– работа не выполнена
Итоговаяоценка может быть установлена с учетом балльных показателей:
18-20баллов – «отлично».
13-17баллов – «хорошо».
10-12баллов — «удовлетворительно».
8-9баллов – «неудовлетворительно».
Оценкаможет выставляться на основе качественной характеристики:
Оценка«5»
-тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; -правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполняласьработа; — изделие изготовлено с учетом установленных требований;
-полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка«4»
-допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочегоместа;
-в основном правильно выполняются приемы труда;
-работа выполнялась самостоятельно;
-норма времени выполнена или недовыполнена на 10-15 %;
-изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
-полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка«3»
-имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
-отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
-самостоятельность в работе была низкой;
-норма времени недовыполнена на 15-20 %;
-изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
-не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Текущийконтроль должен быть постоянным, а не эпизодическим.
Промежуточныйконтроль (в конце четверти). Успешность выполнения заданий на обобщающихуроках, ориентировка в представляемых проектах, тестирование.
Оценка«отлично» ставится при основном соответствии перечисленным выше требованиямтекущего контроля.
Оценка«хорошо» ставится при наличии различных недочетов по выделенным параметрам.
Оценка«удовлетворительно» ставится при соответствии минимальным требованиям по всемвыделенным разделам.
Оценка«неудовлетворительно» означает отсутствие необходимых навыков.
III.Содержание учебного предмета
Общекультурныеи общетрудовые компетенции.
Анализзадания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планированиетрудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов иинструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использованиев организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малыхгруппах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей(руководитель и подчинённый).
Коллективные, групповые ииндивидуальная работа. Культура межличностных отношений в совместнойдеятельности.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию,домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым исверстникам.
Технология ручной обработки материалов.Элементы графической грамоты.
Исследование физических, механических итехнологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и ихпрактическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходованиематериалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивнымсвойствам, использование соответствующих способов обработки материалов взависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов(знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов ихрационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализустройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практическихдействий и технологических операций; подбор материалов и инструментов;экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделкаизделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений иизменений. Называние и выполнение основных этапов работы: разметка деталей (наглаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки,угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами,канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.),сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие видысоединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликацияи др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративныхорнаментов (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решенияпрактических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейшийчертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа(контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтениеусловных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейшийчертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,схеме.
Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либоизделий.
Конструированиеи моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку,простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим,функциональным, декоративно-художественным и пр.).
Лепка – 4 часа -Знать свойства пластилина и теста, использовать их в своей практическойдеятельности.
Уметь выполнять спомощью стеки узор или рисунок углубленным рельефом на тонком слое пластилина
Аппликация- 9часов Иметь представление об искусстве силуэта и аппликации.
Знать способыотделения заготовки; приёмы безопасной работы с инструментами.
Уметьвыполнять аппликацию из бумаги в различных техниках (обрывную, торцевание,объемную).
Конструирование-19 часов Уметь подбирать материалы по декоративно-художественным свойствам всоответствии с поставленной задачей, уметь выполнять сложные работы изнескольких частей, знать способы скрепления деталей , уметь работать по образцу.
