СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместительдиректора по УВР Директор ГОБОУ «АШИ №9»
________________Т.А. Иванова ______________Т.Н. Демидова
« » августа 2022г Приказ №__ от « » августа 2022г
РАБОЧАЯПРОГРАММА
поучебному предмету
«ИСТОРИЯОТЕЧЕСТВА»
для6 класса
на2022–2023 учебный год
Рассмотрено на МОучителей Составила: Кирилова Н.С., Протокол № __ от « »августа 2022г учитель
2022
Пояснительнаязаписка
Рабочая программапо учебному предмету «История Отечества» для обучающихся 6класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
· Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;
· Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями), утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599;
· Адаптированной основной общеобразовательной программы образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предмет «ИсторияОтечества» относится к образовательной области «Обществознание» и являетсяфедеральным компонентом учебного плана ГОБОУ «АШИ № 9» на 2022 – 2023 учебныйгод.
Программасоставлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущеннойМинистерством образования РФ, Москва «Владос» 2001, под редакцией В.В.Воронковой. Авторы программы О.И. Бородина, В.М. Мозговой.
История в школе для детей с ограниченнымивозможностями здоровья рассматривается как учебный предмет, в который заложеноизучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционноевоздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностныхкачеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Программа строится на основе деятельностного подхода кобучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образованияшкольников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель учебного предмета: коррекциянедостатков развития умственно отсталых детей посредствам изучения истории
Задачиучебного предмета:
· Обобщениеимеющихся знаний у учащихся с нарушением интеллекта разрозненных сведений дляформирования новых понятий, необходимых для дальнейшего изучения историиОтечества.
· помощьучащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма,толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
· развитиеу учащихся исторического мышления, под которым понимается способностьрассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
· овладениеучащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Дляреализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
•определить функции и состав базовых учебных действий,учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельностиобучающихся;
•определить связи базовых учебных действий ссодержанием учебных предметов;
Уровень сформированности БУД обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершенияобучения школе.
История Отечества в учебном плане относится к образовательнойобласти «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. Весьисторический материал представлен отечественной историей, историей региональнойи краеведческой.
Применение многообразных наглядных средств формируетумение представлять себе жизнь людей в определенную эпоху, быт представителейразных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обученияистории, предупреждающий опасность повторения сходных исторических событий,переноса фактов из одной эпохи в другую.
Содержание курса выстроено с учетомпсихофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья,возрастных особенностей школьников, общих и специальных педагогическихпринципов.
Количество уроков истории соответствует программе иучебному плану ГОБОУ «АШИ №9».
Примерная программа «История» (авторы: О.И. Бородина,В.М. Мозговой) в «Программе специальных (коррекционных) общеобразовательныхучреждений VIII вида, 5-9классы, допущенной Министерством образования РФ, Москва «Владос» 2001, подредакцией В.В. Воронковой предусматривает распределение материала по разделам,при этом учитывается, что для каждого класса свои разделы.
Формы контроля успеваемости
Четверть Класс |
Количество контрольных и проверочных работ |
|||
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
|
6 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Оценивание контрольных работ в соответствии сПоложением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации.
Содержание учебного предмета
6 класс
Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа внеделю).
Таблицатематического распределения часов:
№п/п |
Разделы |
Количество часов |
1 |
Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас |
5 |
2 |
Отчий дом. Наша Родина – Россия |
10 |
3 |
Представления о времени в истории |
4 |
4 |
Начальные представления об истории как о науке |
5 |
5 |
История Древнего мира |
8 |
6 |
История вещей. Занятия человека на Земле |
18 |
7 |
Человек и общество |
13 |
8 |
Повторение за год |
3 |
Представления о себе, об окружающих людях ипространстве вокруг нас. Твое имя, отчество, фамилия. Историяимени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождениефамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки,родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Отчий дом.Наша Родина – Россия. Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома(регион, город, поселок, село), кто и когда его построил. Твои соседи. Пословицы и поговорки о доме,семье, соседях.Историяулицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей школы. Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности.Край (область, республика), в котором мы живем; главный город края,национальный состав, основные занятия жителей края, города.
Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население,национальный состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственныесимволы РФ. Руководитель страны (президент РФ). Большая и малаяродина.
Планета, на которой мы живем.
Представленияо времени в истории. Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем.Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерениевремени. Календарь (происхождение, виды). Представление об историческомвремени: век, (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общеепредставление). «Лента времени». Краткиеисторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русскийземледельческий календарь). Части века: началовека, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и началодругого); текущий век, тысячелетие. Новое тысячелетие (XXI век).
Начальныепредставления об истории как о науке. История наука о прошлом (о жизни идеятельности людей в прошлом). Значение исторических знаний для людей. Историческая памятьРоссии. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология,этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления наконкретных примерах). Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта;памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные(фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.).Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки. Историческое пространство. Историческаякарта.
ИсторияДревнего мира. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные).Отличие человека от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания,отличие от современных людей. Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда.Каменный века.Постепенныеизменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда изанятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причинызарождения религиозных верований. Язычество. Изменение климата Земли, наступлениеледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий: борьбаза выживание. Способы охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пищаи одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияниеразличных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитиеземледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века.Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род,племя. Возникновениеимущественного и социального неравенства, выделение знати. Зарождение обмена, появлениеденег. Первые города Создание человеком искусственной среды обитания.Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей. Занятия человека на Земле.
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком.Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огнядля жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудийтруда, выплавка металлов, приготовление пищи и др. Огонь в военном деле. Огонь и энергия.Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей.Рыболовство. Передвижение человека по воде.
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения.Роль поливного земледелия, в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяноеколесо, гидроэлектростанция. Понятие о жилище. История появления жилищачеловека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборныежилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы,яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние климатаи национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурныепамятники в строительстве, их значение для изучения истории. Назначение и видымебели, материалы для ее изготовления. История появления первой мебели. Влияниеисторических и национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление мебеликак искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные сизготовлением мебели.
История хлеба и каши. Способы хранения и накопления продуктовпитания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разныхнародов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизничеловека. Посуда, ееназначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды.Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значениедля развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовленииглиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревяннойпосуды, ее виды. Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях.Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма отнеблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. История появленияобуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувьв разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Человек иобщество. Кто такие славяне, как они жили. Города. Понимание мира природы вдревности. Язычество, духи, святилища. Боги. Современные религии. Появлениеискусства и культуры. Письмо и первые книги. Изобретение колеса и новыеоткрытия. Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Повторение за год.
Требованияк подготовке обучающихся
Предметныерезультаты:
Достаточный |
Минимальный |
знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы; использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; участие в беседах по основным темам программы; высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам; понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя; владение элементами самоконтроля при выполнении заданий; владение элементами оценки и самооценки; проявление интереса к изучению истории.
|
понимание доступных исторических фактов; использование некоторых усвоенных понятий в активной речи; последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов; использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок; усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватное реагирование на оценку учебных действий.
|
Личностныерезультаты:
— испытывать чувство гордости за свою страну;
-гордиться школьными успехами и достижениями каксобственными, так и своих товарищей;
— активно включаться в общеполезную социальнуюдеятельность;
— бережно относиться к культурно-историческомунаследию родного края и страны.
Материально-техническоеобеспечение
1. Программаспециальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2001, подредакцией В. В. Воронковой.
2. И. М Бгажнокова, Л.В. Смирнова Учебник для 6 класса,- Москва «Просвещение»,2014 год.
Календарно-тематическоепланирование
№ п/п |
Название темы |
Вид деятельности обучающихся |
Кол-во часов |
Дата |
|
I четверть. |
|
15 ч. |
|
1. |
Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас. История имени. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
01.09. |
2. |
Отчество и фамилия человека. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
05.09. |
3. |
Семья. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
08.09. |
4. |
Биография. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
12.09. |
5. |
Поколения людей. |
Групповая работа |
1 |
15.09. |
6. |
Отчий дом. Наша Родина – Россия. О доме. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
19.09. |
7. |
Названия городов и улиц. |
Групповая работа |
1 |
22.09. |
8. |
Родник «Двенадцать ключей». |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
26.09. |
9. |
Истоки. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
29.09. |
10. |
Наша Родина – Россия. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
03.10. |
11. |
Как устроено государство. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
06.10. |
12. |
Герб, флаг, гимн России. |
Работа с текстом и ответы на вопросы Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 |
1 |
10.10. |
13. |
Москва – столица России. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
13.10. |
14. |
Мы жители планеты Земля. Проверочная работа. |
|
2 |
17.10. 20.10. |
II четверть. |
|
17 ч. |
|
|
15. |
Представление о времени в истории. Что такое время. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
31.10. |
16. |
История календаря. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
03.11. |
17. |
Русский земледельческий календарь. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
07.11. |
18. |
Счёт лет в истории. Историческое время. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
10.11. |
19. |
Начальные представления об истории как о науке. Что такое история. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
14.11. |
20. |
Какие науки помогают истории. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
17.11. |
21. |
Как работают археологи. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
21.11. |
22. |
Исторические памятники. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
24.11. |
23. |
Историческая карта. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
28.11. |
24. |
История Древнего мира. Земля и космос. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
01.12. |
25. |
От кого произошёл человек. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
05.12. |
26. |
Человек умелый. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
08.12. |
27. |
Следующее поколение людей каменного века. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
12.12. |
28. |
Наступление ледников. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
15.12. |
29. |
Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1
|
19.12. |
30. |
Новые занятия людей. Проверочная работа. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
2 |
22.12. 26.12. |
III четверть. |
|
18 ч. |
|
|
31. |
История вещей. Занятия человека на земле. Огонь в жизни древнего человека. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
2 |
12.01. 16.01. |
31. |
Огонь, глина, гончар. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
19.01. |
32. |
Огонь открывает новую эпоху в жизни людей. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
23.01. |
33. |
Вода, её назначение в жизни человека. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
2 |
26.01. 30.01. |
34. |
Вода и земледелие. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
02.02. |
35. |
Вода как источник энергии. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
06.02. |
36. |
Какие дома строили древние люди. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
09.02. |
37. |
Как появилась мебель. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
13.02. |
38. |
Как появилась каша и хлеб. История об обыкновенной картошке. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
2 |
16.02. 20.02. |
39. |
О керамике, фарфоре и деревянной посуде. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
27.02. |
40. |
История появления одежды. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
2 |
02.03. 06.03. |
41. |
Одежда и положения человека в обществе. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
09.03. |
42. |
Как люди украшали себя. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
13.03. |
43. |
Проверочная работа. |
Самостоятельная работа |
1 |
16.03. |
IV четверть. |
|
16 ч. |
|
|
44. |
Человек и общество. О далёких предках – славянах и родовом строе. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
2 |
30.03. 03.04. |
45. |
Как люди понимали мир природы в древности. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
06.04. |
46. |
Современные религии – как они появились. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
2 |
10.04. 13.04. |
47. |
Искусство и культура. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
2 |
17.04. 20.04. |
48. |
Письмо и первые книги. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
2 |
24.04. 27.04. |
49. |
От изобретения колеса – к новому миру. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
1 |
04.05. |
50. |
Человечество стремится к миру. |
Работа с текстом и ответы на вопросы |
2 |
11.05. 15.05. |
51. |
Проверочная работа. |
Самостоятельная работа |
1 |
18.05. |
52. |
Повторение за год. |
|
2 |
22.05. 25.05. |
53. |
Контрольная работа за год. |
Самостоятельная работа |
1 |
29.05. |
