МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УРОЖАЙНОВСКАЯСРЕДНЯЯ ШКОЛА»
СОВЕТСКОГОРАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на МО учителей филологов Протокол № 1 от « 30___ » __05_____ 2022 г. Руководитель МО ____________ И.В.Молдавская |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
_________ Л.Н.Алиева
от «30___» 05_______ 2022 г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Урожайновская СШ» ____________Н.В. Ясафова Приказ № _____ от «30___» __05______ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»
(наименование учебного предмета/курса) 11 |
(класс) БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 2022/2023 учебный год |
Программусоставила учитель русского языка и литературы Зимина А.П.
2022г.
Срок реализации – 5 лет.
Данная рабочаяпрограмма ориентирована на обучающихся 11 класса
по программесреднего общего образования (базовый уровень) по ФКГОС.
Рабочая программа рассчитана на 119 часов в год, 3 часа в неделю,102 часа
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:
-Федерального Законаот 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Закона Республики Крым от 06.07.2015№ 131-ЗРК/2015 « Об образовании вРеспублике Крым», принятыйГосударственным Советом Республики Крым 17.06.2015года
-Приказа Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 Обутверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основногообщего и среднего(полного) общего образования (с изменениями и дополнениями)
—Приказа Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 05 марта 2004 г. № 1089
«Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования» (с изменениями, утверждѐнными приказом от 07.06.2017 №506);
—Приказа Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 09 марта 2004 г. №1312
«Обутверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных плановдля образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74);
-Положения о разработке, принятии и утверждении рабочихпрограмм по учебному предмету( курсу, дисциплине) в МБОУ « Советская СШ №1» Советского района Республики Крым, утвержденного приказом№ 271 от 31 августа 2016г;
-Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Советская средняя школа №1» Советского района Республики Крым на 2018/2019учебный год.
— Программы по литературе для 5-11 классовобщеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, М. «Русское слово»,2008.
Учебник: Зинин С.А,. Чалмаев В.А. Литература 11 класс в 2 ч.: для 11 класса общеобразовательныхучреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2019 г.(Рекомендовано Минобрнауки России киспользованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на базовом и профильном уровнях).
1.Планируемые результаты освоенияучебного предмета «Литература»
Универсальные учебные действия по курсу «Литература. 11 класс»:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· целеполаганию, включаяпостановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
· самостоятельно анализироватьусловия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действияв новом учебном материале;
· планировать пути достиженияцелей;
· устанавливать целевыеприоритеты;
· уметь самостоятельноконтролировать своѐ время и управлять им;
· принимать решения в проблемнойситуации на основе переговоров;
· осуществлять констатирующий и предвосхищающийконтроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровнепроизвольного внимания;
· адекватно самостоятельнооценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы висполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
· основам прогнозирования какпредвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
· самостоятельно ставить новыеучебные цели и задачи;
· построению жизненных планов вовременной перспективе;
· при планировании достиженияцелей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства ихдостижения;
· выделять альтернативные способыдостижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
· основам саморегуляции в учебнойи познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением идеятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
· осуществлять познавательнуюрефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
· адекватно оценивать объективнуютрудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решениезадачи;
· адекватно оценивать своивозможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферахсамостоятельной деятельности;
· основам саморегуляцииэмоциональных состояний;
· прилагать волевые усилия ипреодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· учитывать разные мнения истремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственноемнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров всотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· устанавливать и сравниватьразные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
· аргументировать свою точкузрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
· задавать вопросы, необходимыедля организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
· осуществлять взаимный контрольи оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь дляпланирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевыесредства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной иписьменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
· организовывать и планироватьучебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функцииучастников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
· осуществлять контроль,коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
· работать в группе —устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствоватьпродуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строитьпродуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
· основам коммуникативнойрефлексии;
· использовать адекватныеязыковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
· отображать в речи (описание,объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкойсоциализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
· учитывать и координироватьотличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
· учитывать разные мнения иинтересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мненийи подходов к решению проблемы;
· продуктивно разрешать конфликтына основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценкиальтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить кобщему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновенияинтересов;
· брать на себя инициативу ворганизации совместного действия (деловое лидерство);
· оказывать поддержку исодействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
· осуществлять коммуникативнуюрефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;
· в процессе коммуникациидостаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимуюинформацию как ориентир для построения действия;
· вступать в диалог, а такжеучаствовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии иаргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формамиречи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
· следовать морально-этическим ипсихологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительногоотношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностноговосприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частностиоказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достиженияобщей цели совместной деятельности;
· устраивать эффективныегрупповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы дляпринятия эффективных совместных решений;
· в совместной деятельности чѐткоформулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственнуюэнергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· основам реализациипроектно-исследовательской деятельности;
· проводить наблюдение иэксперимент под руководством учителя;
· осуществлять расширенный поискинформации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· создавать и преобразовыватьмодели и схемы для решения задач;
· осуществлять выбор наиболееэффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· давать определение понятиям;
· устанавливатьпричинно-следственные связи;
· осуществлять логическуюоперацию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
· обобщать понятия — осуществлятьлогическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, отпонятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;
· осуществлять сравнение,сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии дляуказанных логических операций;
· строить классификацию на основедихотомического деления (на основе отрицания);
· строить логическое рассуждение,включающее установление причинно-следственных связей;
· объяснять явления, процессы,связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
· основам ознакомительного,изучающего, усваивающего и поискового чтения;
· структурировать тексты, включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраиватьпоследовательность описываемых событий;
· работать с метафорами —понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи,построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
· основам рефлексивного чтения;
· ставить проблему,аргументировать еѐ актуальность;
· самостоятельно проводитьисследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента;
· выдвигать гипотезы о связях изакономерностях событий, процессов, объектов;
· организовывать исследование сцелью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) ивыводы на основе аргументации.
ЛичностныеУУД:
· воспитание российской гражданскойидентичности:патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,прошлое и настоящеемногонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,знание истории,языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России ичеловечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционныхценностей многонациональногороссийского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственногоотношения к учению, готовности испособности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации кобучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальнойтраектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательныхинтересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающегосоциальное, культурное, языковое, духовное многообразие современногомира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, кистории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России инародов мира; готовности и способности вестидиалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· освоение социальных норм, правилповедения, ролейи форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетомрегиональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
· развитие морального сознания икомпетентности врешении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственныхчувств инравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственнымпоступкам;
· формирование коммуникативнойкомпетентности вобщении и сотрудничестве со сверстниками,старшими и младшими товарищами в процессеобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,творческой и других видах деятельности;
· формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявленияхи необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества,принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членамсвоей семьи;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МетапредметныеУУД:
· умение самостоятельноопределять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательнойдеятельности;
· умение самостоятельнопланировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболееэффективные способырешения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить своидействия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижениярезультата, определятьспособы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствиис изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильностьвыполнения учебнойзадачи, собственные возможности ее решения;
· владение основамисамоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательнойдеятельности;
· умение определять понятия,создавать обобщения,устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания икритерии дляклассификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять ипреобразовывать знакии символы, модели и схемы для решения учебныхи познавательных задач;
· смысловое чтение; умение организовыватьучебноесотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находитьобщее решение иразрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов;формулировать, аргументироватьи отстаивать свое мнение;
· умение осознанно использоватьречевые средствав соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей ипотребностей,планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстнойречью;
· формирование и развитиекомпетентности в областииспользования информационно-коммуникационныхтехнологий.
Предметные УУД:
· понимание ключевых проблем изученныхпроизведенийрусского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературынародов России и зарубежной литературы;
· понимание связи литературныхпроизведений сэпохой их написания, выявление заложенных вних вневременных, непреходящихнравственныхценностей и их современного звучания;
· умение анализировать литературноепроизведение:определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,нравственный пафослитературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
· определение в произведении элементовсюжета, композиции,изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержанияпроизведения(элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализелитературного произведения;
· приобщение к духовно-нравственнымценностямрусской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственнымиценностями других народов;
· формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
· умение интерпретировать (в отдельныхслучаях) изученныелитературные произведения;
· понимание авторской позиции и своеотношение к ней;
· восприятие на слух литературныхпроизведений разныхжанров, осмысленное чтение и адекватноевосприятие;
· умение пересказывать прозаическиепроизведения илиих отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанномуили прочитанномутексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вестидиалог;
· написание изложений и сочинений натемы, связанные стематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты налитературные и общекультурные темы;
· понимание образной природы литературыкак явлениясловесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
· понимание русского слова в егоэстетической функции,роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературныхпроизведений.
o 2.Содержание учебного предмета«Литература»
Введение(1ч) Сложность и самобытность русской литературы 20века , отражение в ней драматическихколлизий отечественной истории, единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии«расколотой лиры». «Русская точка зрения» какглубинная основа внутреннего развития классики 20 века , рождение «Людей – эпох»,
