ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕНАКИЕВО
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 40 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»
|
|
|
|
|
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей ______ Протокол от «___» ______ 20____ года № ___
Руководитель методического объединения: ______________ |
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР __________ Бондаренко Т.И. от «____» _________ 20__ года
|
|
«Утверждаю» Директор МБОУ « Школа № 40 г.Енакиево» __________Гуреева А.А. от «___» _______ 20___года
|
Рабочая программа
поучебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
для__3__ класса
Автор-составитель:
Учитель Егельская Людмила Михайловна
2022/2023уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебномупредмету «Окружающий мир» подготовлена на основании нормативных документов:
· Государственногообразовательного стандарта начального общего образования, утвержденногоПриказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от30.03.2022 г. №21-НП «Об утверждении Государственного образовательногостандарта начального общего образования, зарегистрированная в Министерствеюстиции Донецкой Народной Республики 05.04.2022г. № 5053.
· всоответствии с требованиями Примерной основной образовательной программыначального общего образования, утвержденной приказом Министерства образования инауки Донецкой Народной Республики от ______2022г. № ______ ;
· учебногоплана МБОУ «ШКОЛА № 40 ГОРОДА ЕНАКИЕВО», утвержденного приказом от_____________2022 г. № ________;
· Примерной рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир» для 1-4 классовобразовательных организаций, рекомендованная решением научно-методическогосовета ГБОУ ДПО «ДОНРИРО» ( протокол от 11.08.2022 № 3) – Донецк: 2022.
Программарассчитана на 67 ч. в год ( 2 часа в неделю).
Программойпредусмотрено проведение:
1) проверочных работ _2_;
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знанияо природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём,соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста инаправлено на достижение следующих целей:
· формирование целостноговзгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда наокружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных,обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержанииданного учебного предмета;
· развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как споисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудоваядеятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний вречевой, изобразительной, художественной деятельности;
· духовно-нравственное развитиеи воспитание личности гражданина Донецкой Народной Республики, России,понимание своей принадлежности к определённому этносу; проявление уважения кистории, культуре, традициям народа Донецкой Народной Республики, народов РФ,освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческихценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащениедуховного богатства обучающихся.
· развитие способности ребёнкак социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретениеопыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии сэкологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культурыобщения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
· Центральной идеейконструирования содержания и планируемых результатов обучения являетсяраскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правиламиповедения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействияв системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,«Человек и познание».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметныерезультаты обучения
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
· различать государственнуюсимволику Донецкой Народной Республики, Российской Федерации (гимн, герб,флаг); проявлять уважение к государственным символам Донецкой НароднойРеспублики, России;
· проявлять уважение к семейнымценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдатьправила нравственного поведения в социуме;
· приводить примеры памятниковприроды, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицыРоссии, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центровдекоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории икультуре народов России и Донецкой Народной Республики;
· показывать на карте мираматерики, изученные страны мира;
· различать расходы и доходысемейного бюджета;
· распознавать изученныеобъекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их вокружающем мире;
· проводить по предложенномуплану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованиемпростейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдатьбезопасность проведения опытов;
· группировать изученныеобъекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
· сравнивать по заданномуколичеству признаков объекты живой и неживой природы;
· описывать на основепредложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя ихсущественные признаки и характерные свойства;
· использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска иизвлечения информации, ответов на вопросы;
· использовать знания овзаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейшихявлений и процессов в природе, организме человека;
· фиксировать результатынаблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщатьполученные результаты и делать выводы;
· создавать по заданному планусобственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе,сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
· соблюдать правила безопасногоповедения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
· соблюдать периодичностьдвигательной активности и профилактики заболеваний;
· соблюдать правила безопасногоповедения во дворе жилого дома;
· соблюдать правиланравственного поведения на природе;
· безопасно использоватьперсональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет;ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
Метапредметные результаты обучения
К концуобучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальныеучебные действия.
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
· проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения,поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; наоснове результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах)делать выводы;
· устанавливать зависимость между внешним видом, особенностямиповедения и условиями жизни животного;
· определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
· моделировать цепи питания в природном сообществе;
· различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотноситьисторическое событие с датой (историческим периодом).
Работас информацией:
· понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может датьполезную и интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусематерики и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну,столицу, свой регион;
· читать несложные планы, соотносить условные обозначения сизображёнными объектами;
· находить по предложению учителя информацию в разных источниках —текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемоговхода); соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия:
· ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с ихкраткой характеристикой:
—понятияи термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет,памятник культуры);
—понятияи термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли,царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
—понятияи термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения,дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение);
· описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
· на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные,индивидуальные признаки;
· приводить примеры, кратко характеризовать представителей разныхцарств природы;
· называть признаки (характеризовать) животного (растения) какживого организма;
· описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашейстраны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебныедействия:
· планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать своидействия (при небольшой помощи учителя);
· устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректироватьсвои действия.
· Совместная деятельность:
· участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя(лидера), подчинённого; справедливо оценивать результаты деятельностиучастников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
· выполнять правила совместной деятельности, признавать праводругого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешатьвозникающие конфликты с учётом этики общения.
Календарно-тематический план
по учебному предмету «Окружающий мир»
Графикпроведения письменных работ
Тема |
Работа |
Дата |
Всего работ |
||
Человек и общество. |
Проверочная работа за 1 полугодие. |
29.11. |
Проверочных работ — 2 |
||
Человек и природа. |
Проверочная работа за 2 полугодие. |
16.05. |
|||
|
|
||||
|
№ урока |
Дата проведения |
Наименование разделов, тем уроков |
Количество часов на изучение темы |
Домашнее задание |
Примечание |
|
|
||||||
План |
Факт |
|||||
|
Раздел 1. Человек и общество. |
20+4 |
|
|
||
1 |
02.09. |
|
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. |
|
|
|
2. |
06.09. |
|
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. |
|
|
|
3. |
09.09. |
|
Наша Родина — Донецкая Народная Республика |
|
|
|
4. |
13.09. |
|
Российская Федерация — многонациональная страна. |
|
|
|
5. |
16.09. |
|
Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. |
|
|
|
6. |
20.09. |
|
Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. |
|
|
|
7. |
23.09. |
|
Уникальные памятники культуры Донецкой Народной Республики |
|
|
|
8. |
27.09. |
|
Уникальные памятники культуры России. |
|
|
|
9. |
30.09. |
|
Уникальные памятники культуры России. |
|
|
|
10. |
04.10. |
|
Города Золотого кольца России. |
|
|
|
11. |
07.10. |
|
Города Золотого кольца России. |
|
|
|
12. |
11.10. |
|
Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг). |
|
|
|
13. |
14.10. |
|
Государственная символика Донецкой Народной Республики |
|
|
|
14. |
18.10. |
|
Народы России, народы, проживающие в ДНР.
|
|
|
|
15. |
21.10. |
|
Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов. |
|
|
|
16. |
25.10.. |
|
Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в семье. |
|
|
|
17. |
28.10.. |
|
Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в семье. |
|
|
|
18. |
08.11. |
|
Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. |
|
|
|
19. |
11.11. |
|
Правила нравственного поведения в социуме. |
|
|
|
20. |
15.11. |
|
Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. |
|
|
|
21. |
18.11. |
|
Значение труда в жизни человека и общества. |
|
|
|
22. |
22.11. |
|
Страны и народы мира на карте. |
|
|
|
23. |
25.11. |
|
Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. |
|
|
|
24 |
29.11. |
|
Проверочная работа за 1 полугодие |
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Человек и природа. |
35+1 |
|
|
25. |
02.12. |
|
Анализ проверочной работы. Карта мира. Материки и части света. |
|
|
|
26. |
06.12. |
|
Методы изучения природы. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. |
|
|
|
27. |
09.12. |
|
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. |
|
|
|
28. |
13.12. |
|
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. |
|
|
|
29. |
16.12. |
|
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе |
|
|
|
30. |
20.12. |
|
Охрана воздуха, воды. |
|
|
|
31. |
23.12. |
|
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека |
|
|
|
32. |
27.12. |
|
Полезные ископаемые родного края. |
|
|
|
33.. |
10.01. |
|
Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека. |
|
|
|
34. |
13.01. |
|
Царства природы. Бактерии, общее представление. |
|
|
|
35. |
17.01. |
|
е. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. |
|
|
|
36. |
20.01. |
|
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. |
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1481 |
37. |
24.01. |
|
Размножение и развитие растений. |
|
|
|
38. |
27.01. |
|
Особенности питания и дыхания растений. |
|
|
|
39. |
31.01. |
|
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям |
|
|
|
40. |
03.02. |
|
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). |
|
|
|
41. |
07.02. |
|
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. |
|
|
|
42. |
10.02. |
|
Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений. |
|
|
|
43. |
14.02. |
|
Разнообразие животных. |
|
|
|
44. |
17.02. |
|
Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды |
|
|
|
45. |
21.02. |
|
Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). |
|
|
|
46. |
28.02. |
|
Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). |
|
|
|
47. |
03.03. |
|
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. |
|
|
|
48. |
07.03. |
|
Животные родного края, их названия. |
|
|
|
49. |
10.03. |
|
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе. |
|
|
|
50. |
14.03. |
|
Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород). |
|
|
|
51. |
17.03. |
|
Природные сообщества родного края. |
|
|
|
52. |
28.03. |
|
Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу. |
|
|
|
53. |
31.03. |
|
Человек — часть природы. |
|
|
|
54. |
04.04. |
|
Общее представление о строении тела человека |
|
|
|
55. |
07.04. |
|
Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма |
|
|
|
56. |
11.04. |
|
Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма |
|
|
|
57. |
14.04. |
|
Гигиена отдельных органов и систем органов человека. |
|
|
|
58. |
18.04. |
|
Гигиена отдельных органов и систем органов человека. |
|
|
|
59. |
21.04. |
|
Измерение температуры тела человека. |
|
|
|
60. |
25.04. |
|
Измерение частоты пульса. |
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Правила безопасной жизни. |
7 |
|
|
61. |
28.04. |
|
Здоровый образ жизни : двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. |
|
|
|
62. |
02.05. |
|
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. |
|
|
|
63. |
05.05. |
|
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности) |
|
|
|
64. |
12.05. |
|
Проверочная работа за 2 полугодие |
|
|
|
65. 66.
|
16.05. 19.05.
|
|
Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. |
|
|
|
67. |
22.05. |
|
Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет. |
|
|
|
Учебно-методическое иматериально-техническое обеспечение образовательного процесса рабочей программы
1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающиймир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»;
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ http://school-collection.edu.ru/catalog/
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИРЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru/catalog/
Листкорректировки рабочей программы
Класс |
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
