X-PDF

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» (подготовка младшего обслуживающего персонала) 5, 6 класс

Поделиться статьей

Краснодарскийкрай, Курганинскийрайон, станицаРодниковская

 

Государственноеказенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная(коррекционная) школа-интернат

ст-цыРодниковской

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30.08.2022 года протокол № 1

Председатель _______  

      подпись руководителя ОУ  Ф И О

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

 

по учебному предмету «Профильный труд»

(подготовка младшего обслуживающего персонала)

 

Уровень образования(класс)

Основное общее, 5, 6

 

 

Количество часов: 408

Учитель: Алексова Н.В.

 

 

 

 

 

Программа разработана на основе:

Примерной адаптированной основнойобщеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)– М.: Просвещение, 2019.

Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Подред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб. 2, автор С. Л. Мирский. 

 

 

Пояснительнаязаписка

Нормативно-правовое обеспечениесоответствует положению о рабочей  программе учебного предмета, курсы,дисциплины (модуля) школы-интерната.

Рабочая программа по учебному предмету«Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5, 6 специальных (коррекционных)классах составлена на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)– М.:Просвещение, 2019;

— Программы специальных(коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Подред. В.В. Воронковой. -М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2011. — Сб. 2.,автор С. Л. Мирский. 

Программа предусматривает подготовкуучащихся к выполне­нию обязанностей уборщиков служебных и производственных по­мещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочихпра­чечной, санитаров в больницах иполиклиниках. Она предназначе­на дляобучения тех школьников, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматьсяпроизводительным трудом, овладеть профессией столяра,слесаря, швеи и подобной по уровнюсложности.

В 5 и 6классахобучающиеся приобретают навыки и умения, кото­рые служат основой для обучения на санитаров, уборщиковраз­ных помещений и дворников.

Цельизучения предмета «Профильный труд»заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессеформирования их трудовой культуры.

Учебный предмет «Профильныйтруд» должен способствовать решению следующих задач:

— развитие социально ценных качествличности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественнойактивности и т.д.);

— обучение обязательному общественнополезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнениюнеобходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;

— расширение знаний о материальнойкультуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

— расширение культурного кругозора,обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

— расширение знаний о материалах и ихсвойствах, технологиях использования;

— ознакомление с рольючеловека-труженика и его местом на современном производстве;

— ознакомление с массовыми рабочимипрофессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда,побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальнойпрофильной трудовой подготовки;

— формирование представлений опроизводстве, структуре производственного процесса, деятельностипроизводственного предприятия, содержании и условиях труда по массовымпрофессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;

— ознакомление с условиями и содержаниемобучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практическихработ по одному из выбранных профилей в условиях школьныхучебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями исостоянием здоровья учащихся;

— формирование трудовых навыков иумений, технических, технологических, конструкторских и первоначальныхэкономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном,производительном труде;

— формирование знаний о научнойорганизации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;

— совершенствование практических уменийи навыков использования различных материалов в предметно-преобразующейдеятельности;

— коррекция и развитие познавательныхпсихических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

— коррекция и развитие умственнойдеятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

—  коррекция и развитие сенсомоторныхпроцессов при формировании практических умений;

— развитие регулятивной функциидеятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценкудействий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

— формирование информационнойграмотности, умения работать с различными источниками информации;

— формирование коммуникативной культуры,развитие активности, целенаправленности, инициативности.

Наряду с этими задачами в специальной(коррекционной) образовательной школе решаются и специальные задачи,направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционнаяработа выражается в формировании умений:

ориентироватьсяв задании (анализировать объект, условия работы);

предварительнопланировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательностьизготовления изделий, определять приёмы работы и инструменты, нужные для ихвыполнения);

 контролировать свою работу (определять правильность действий ирезультатов, оценивать качество готовых изделий).

 

Общая характеристика учебногопредмета

Обучение по программе «Подготовкамладшего обслуживающего персонала» предусматривает сообщение обучающимсяспециальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживаниясебя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку обучающихся кпрофессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборкапомещений различного назначения (детский сад, школа, больница, офис, частнаяквартира), уборка личных территорий, работа в сфере общественного питания иоказание других услуг населению.

Программа в основномсодержит сведения по технологии работ. Однако, вследствие того, что учащиеся втой или иной степени страдают дебильностьюи сопутствующими дефектами усилендифференцированный подход к обучению, введены коррекционно-развивающие занятия, а также уроки по этике поведе­ния. Последнее особенно важно для будущихсанитаров. В про­грамме уделяется большое внимание развитию у школьниковдоброжелательности, честности, тактичности,терпения, стремле­ния помочьбольному.

Обучающиеся с глубоким нарушениеминтеллекта обычно зат­рудняются вовладении такими общетрудовыми умениями, как ориентировка в деталях, планирование работы,самоконтроль. Поэтому при обучении в 5 — 6 классах даютсяподробные объяс­нения заданий, осуществляется практическийпоказ приемов ра­боты и ее рациональной последовательности,предлагаются об­разцы для подражания, например, образцовоубранный участок помещения, перед практической работойпроверяются навыки в упражнениях.

Практическое обучение обучающихся 5 — 6классов осуществляется в школе и напришкольном участке.

Основнымиформами и методами обучения являются: беседы, практические работы,сюжетно-ролевые игры. 

Втематическом планировании курса предусмотрены следующие уроки: вводные, урокисообщения новых знаний, уроки закрепления, комбинированные, обобщающие, по дифференциациисходных тем, контрольные.

Приобучении по данной программе следует использовать специфические длякоррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать вподготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух,работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми.Особое внимание уделяется повторению учебного материала.

Программаполностью соответствует требованиям документов. Текущий контроль умений инавыков осуществляется путем оценивания устных ответов и практических работ. 

Промежуточнаяаттестация предусмотрена через выполнение самостоятельных  работ.

Итоговаяаттестация предусмотрена через выполнение практических работ по ранее изученнымтемам.

Врабочей программе выделены практические работы, указаны межпредметные связи, атакже по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениямшкольников.

Обучающиесяведут тетрадь  для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могутбыть какие-либо правила, памятки, полезные советы, изложенные доступным детямязыком, чётко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждогозанятия.

Впроцессе реализации данной программы происходит связь с такими предметами как:«Чтение и развитие речи», «Основы социальной жизни», «Математика», «Биология», «Труд». Реализация межпредметных связейпомогает обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)представить изучаемый материал целостно, а не отдельными разрозненными частями.

 

Описаниеместа учебного предмета в учебном плане

 

Класс

Количество часов

в неделю

за год

5

6

204

6

6

204

Всего

12

408

 

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результатыосвоения программы по подготовке младшегообслуживающегоперсонала в 5, 6классах включаютиндивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенцииобучающегося, социально значимые ценностные установки:

— уважительно относится к людям труда и результатам ихдеятельности;

-проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,договоренностей;

-понимать личную ответственности за свои поступки на основе представлений обэтических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

-осознанно относиться к выбору профессии;

-гордится школьными успехами и достижениями, своими и товарищей;

-соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе;

-бережно относится к культурно-историческому наследию родного края истраны.

Предметныерезультаты освоения программы включают освоенныеобучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области,готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственнойотсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводеобучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих приоценке итоговых достижений:

-пользоваться ножницами, клеем;

-распознавать изнаночную и лицевую стороны;

-выкраивать изделие по выкройке;

-пользоваться утюгом;

-изготавливать коробку;

-пришивать пуговицы различными способами;

-распознавать виды полов;

-мыть полы;

-ухаживать за комнатными растениями;

-убирать школьный двор;

— готовить почву на пришкольном участке под посадку.

 

Характеристикабазовых учебных действий

КоммуникативныеБУД

-учёт позиции собеседника (соседа по парте);

-умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческойдеятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе накомпьютере;

-умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером(соседом по парте);

— осуществление взаимного контроля и необходимойвзаимопомощи при реализации проектной деятельности.

РегулятивныеБУД

-планирование последовательности практических действий для реализации замысла,поставленной задачи;

-отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических идекоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

— самоконтрольи корректировка хода практической работы;

-самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его сэталоном (рисунком, схемой, чертежом);

-оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.

ПознавательныеБУД

-осуществление поиска необходимой информации на бумажных и электронныхносителях;

-сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченнойструктуры;

-чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);

-моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;

-конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественныхусловий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующихматериалов и инструментов;

-сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта иустановление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;

-сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;

-анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностейпредлагаемых заданий;

-выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;

-проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализациязамысла;

-поиск необходимой информации в Интернете.

 

Содержаниеучебного предмета в 5 классе

 

Iчетверть – 50 часов

 

1. Вводный урок (6ч)

Вводный  инструктаж по правилам безопасной работы на урокахтруда. Простейшие профессии обслуживающего труда. Необходимость разныхпрофессий. Оборудование, правила безопасной работы и поведения. Знакомство срабочим местом и правилами ухода за ним. Обязанности дежурных.

 

2. Уборка пришкольной территории (11ч)

Объект работы.Дорожка, газон, спортплощадка, территория вокруг школьных строений.

 

Теоретические сведения.Правила безопасной работы при уборке школьной территории. Хозинвентарь:устройство, назначение. Рабочие позы. Приемы работы. Подготовка к хранениюхозинвентаря, порядок хранения. Безопасное пользование хозинвентарем.Спецодежда: виды, назначение, устройство, бережное отношение.

 

Умение. Обращениес метлой, лопатой, граблями, совком, но­силками.

 

Практические работы.Подметание дорожек с твердым покрытием. Сбор и переноска мусора. Уборкагазонов. Уборка спортплощадки. Очистка уборочного инвентаря и установка наместо хранения.

 

3. Работа с бумагой (10ч)

Изделие.Аппликация «Жилая комната» (окно, шкаф, диван и другие предметы).

 

Теоретическиесведения. Правила безопасной работы с бумагой, ножницами, клеем.Бумага, виды (писчая, цветная), назначение. Измерительная линейка (начало отсчета, рабочая и нерабочая кромки, шкала), правила пользования.Клей: назначение, свойства. Ножницы канцелярские: устройство, требования кзаточке и наладке, безопасное пользование.

Аппликация«Жилая комната»: детали аппликации (окно, шкаф, диван и др.)

 

Умения.Работа с измерительной линейкой, ножницами.

 

Практические работы. Разметкадеталей по длине, проверка разметки. Вырезаниедеталей аппликации. Наклеивание деталей. Рисование элементовмебели цветными карандашами.

 

4. Работа с тканью (18ч)

Изделие. Салфетка,обработанная швом вподгибку с закрытым срезом для протирки мебели.

Теоретическиесведения.Правила техники безопасности при работе  с тканью. Ткань:применение, виды, названия видов ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани.Долевые и поперечные срезы ткани. Салфетка для протирки мебели: анализ образца.Электроутюг: назначение, устройство, безопасность приобращении.

 

Умение.Работа утюгом.

 

Практические работы. Построениепрямых углов. Выполнение чертежа салфетки. Вырезание выкройки. Проверкавыкройки измерением, сложением сторон. Определение лицевой и изнаночной стороныткани. Закрепление выкройки. Выкраивание салфетки. Требования к выполнению швавподгибку с закрытым срезом. Подготовка кроя к пошиву. ЗаутюживаниешвовЗаутюживание швов. Выполнение шва вподгибку с закрытымсрезом. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками.

 

5. Практическое повторение (5ч)

Изделие.Аппликация «Школа» (школьное здание, цветник, деревья, дорожки).

 

Аппликация «Школа»: детали аппликации(школьное здание, цветник, деревья, дорожки).

 

Практические работы.Разметка деталей аппликации. Вырезание деталей аппликации.

Самостоятельная работа.Наклеивание деталей аппликации. Прорисовка элементов аппликации цветнымикарандашами.

 

IIчетверть – 42 часа

 

6. Вводный урок (1ч)

Соблюдение правил безопасной работы на уроках труда.

 

7. Работа с картоном и бумагой (11ч)

Изделие. Макеткомнаты из картона и бумаги в виде пространственного угла (двух стен и пола) спрорезами для дверно­го и оконных проемов. (Пол раскрашен акварельной краской.Ме­бель выполнена аппликацией. Стены оклеены обоями.)

 

Теоретическиесведения. Картон: применение и свойства. Макет комнаты из картона ибумаги: анализ образца. Обои: назначение, виды. Нож для рицевания картона:приемы работы, безопасное пользование. Изготовление макетакомнаты из картона.

 

Умение.Работа ножом.

 

Практические работы. Изготовлениешаблонов для макета. Разметка деталей из бумаги по линейке и шаблонам.Раскрашивание пола. Оклеивание стен макета обоями. Изготовление мебели изцветной бумаги. Приклеивание мебели.

 

8. Ежедневная уборка полов в школе (14ч)

Объект работы.Полы в. коридорах, классах, вестибюле.

 

Теоретическиесведения. Правила безопасной работы при  выполнении ежедневной уборкипола. Пол: виды (дощатый крашеный, покрытый линолеумом). Средства для мытьяполов с различным покрытием. Средства, противопоказанные при мытье полов сразличным покрытием. Рабочая одежда (халат, косынка): хранение, уход. Уборочныйинвентарь: назначение, пользование, бережное обращение. Подготовка к хранению,порядок хранения.

 

Умения.Работа щеткой, шваброй.

 

Практические работы. Подготовкак сухой и влажной уборке дощатого крашеного пола. Подготовка к сухой и влажнойуборке пола, покрытого линолеумом. Подготовка к сухой и влажной уборкеплиточного пола. Подготовка швабры к работе. Протирка пола шваброй. Обработкатряпки после протирки пола. Обработка уборочногоинвентаря после работы. Укладывание уборочного инвентаря в специальное местодля хранения.

 

9. Работа с тканью (16ч)

Изделие.Мешочек для хранения работы из готового кроя.

 

Теоретические сведения.Швейная машина: назначение, устройство. Работа на швейной машине, спецодежда.Правила безопасности при шитье. Способы выполнения и применение швов. Машинныйшов: виды (вподгибку, стачной, обтачной). Пошив мешочка для хранения работы изготового кроя.

 

Умения.Работа на швейной машинке.

 

Практическиеработы. Обметочные строчки косых и петельных стежков. Обметочныестрочки. Отделочные стежки. Обработка мешочкаотделочными стежками. Стачивание боковых срезов. Обработка верхнего среза швомвподгибку с закрытым срезом. Утюжка мешочка.

Самостоятельная работа. Изготовлениеконвертов из бумаги по образцу, рисунку. Изготовление конвертов из бумаги поразвертке. Декорирование конвертов.

 

IIIчетверть – 66 часов

 

10. Вводный урок (3ч)

Правила поведения на уроках труда. Правила поведения привыполнении  практических работ. Правила поведения при выполнении практическихработ в зимнее время.

 

11. Уборка пришкольной территории взимнее время (9ч)

Объект работы. Грунтовыедорожки с асфальтовым и бетонным покрытием на пришкольной территории.

 

Теоретическиесведения. Асфальтовое покрытие дорожек: основные свойства, инструментыдля уборки. Бетонное покрытие дорожек: основные свойства, инструменты дляуборки. Движок, скребок, лом: назначение, рабочие позы. Применение и безопасноеобращение с инструментами для уборки. Приемы уборки, не нарушающие дорожноепокрытие.

 

Умения.Ориентировка по образцу убранного участка террито­рии. Коллективное обсуждениепоследовательности действий. Ра­бота скребком, ломом.

 

Практические работы. Расчисткадорожек от снега. Уборка снега в специально отведенные места. Скалывание льда.Уборка льда в специально отведенные места.

 

12. Работа с картоном и бумагой (16ч)

Изделие.Открытая прямоугольная коробка из картона. Боко­вые стенки соединены с помощьюклапанов клеем. Стенки оклеены цветной бумагой и украшены аппликацией.

 

Теоретические сведения.Угольник чертежный: назначение, применение, пользование. Работа с чертежнымугольником. Открытая прямоугольная коробка из картона: анализ образца. Способполучения  геометрического орнамента в один прием.

 

Умение.Работа с чертежным угольником.

 

Практические работы. Разметкаразвертки коробки по заданным размерам с помощью линейки и угольника. Вырезаниеразвертки и клапанов. Рицевание линий сгиба. Складывание коробки. Приклеиваниеклапанов. Оклеивание стенок цветной бумагой. Вырезаниеполос для орнамента.Разметка сложенной полосы по шаблону. Вырезание орнамента ножницами.Планирование орнамента. Приклеивание орнамента. Проверка и доработка коробки.

 

13. Работа с тканью (22ч)

Объект работы.Пришивание пуговицы, вешалки на белье и вер­хней одежде.

 

Теоретические сведения.Виды пуговиц. Соответствие пуговиц и ткани. Способы пришивания пуговиц. Ниткидля пришивания пуговиц. Правила безопасной работы при шитье. Изготовлениевешалки на белье.

 

Практическиеработы. Выбор ткани и соответствующих пуговиц. Определение места крепленияпуговицы. Пришивание плоской пуговицы с двумя сквозными отверстиями. Пришиваниеплоской пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями. Пришивание пуговицы «наножке». Пришивание плоской пуговицы: образование ножки. Закрепление ниткиузелком. Закрепление нитки несколькими стежками. Закрепление нитки узелком истежками. Пришивание пуговицы на верхней одежде. Вырезание полоски дляизготовления вешалки. Изготовление (заутюживание, прошивание) вешалки на белье.Пришивание вешалки на белье. Вырезание полоски для изготовления вешалки дляверхней одежды. Изготовление (заутюживание, прошивание) вешалки для верхнейодежды. Пришивание вешалки на верхней одежде.

 

14. Практическое повторение (16ч)

 

Теоретическиесведения. Правила безопасной работы при уборке школьной территории.Правила безопасности при  выполнении ежедневной уборки пола. Изготовлениекоробочки из картона по образцу. Правила безопасной работы сножницами, клеем. Изготовление коробочки из картона (без отделки) по рисунку сразмерами.

 

Практические работы. Разметкаразвертки коробки по заданным размерам с помощью линейки и угольника. Вырезаниеразвертки и клапанов. Складывание коробки, приклеивание клапанов. Вырезаниеразвертки и клапанов.

Самостоятельная работа. Декорированиекоробки. Складывание коробки. Приклеивание клапанов.

 

IVчетверть – 46 часов

 

15. Вводный урок (2ч)

Правила поведения на уроках труда. Правила поведения привыполнении  практических работ.

 

16. Уход за комнатными растениями (15ч)

Объект работы.Цветы.

 

Теоретическиесведения. Комнатные растения: названия. Светолюбивые растения.Теневыносливые растения. Требования к размещению. Полив цветов: требования ктемпературе и качеству воды. Периодичность полива цветов. Приемы полива цветов.Правила обрезки растений.

 

Практические работы. Обрезкаи сбор сухих листьев. Подготовка воды для полива и опрыскивания. Приспособлениядля полива и опрыскивания. Опрыскивание растений. Полив растений. Чистка ипромывка поддонов. Обтирание цветочных горшков.

 

17. Работа на участке (13ч)

Объект работы.Пришкольный участок.

 

Теоретическиесведения. Правила безопасной работы на участке. Подготовка почвы дляпосадок. Разница в обработке песчаных и глинистых почв. Сельхозинвентарь: виды,назначение. Правила безопасной работы с сельхозинвентарём. Спецодежда дляработы на участке.

 

Умение.Работа мотыгой.

 

Практические работы. Сгребаниемусора с клумб. Сгребание мусора с дорожек. Вывоз мусора в отведённое место.Поверхностное рыхление почвы граблями. Поверхностное рыхление почвы граблями наместе многолетних зимующих посадок. Рыхление междурядий мотыгами. Рыхлениемеждурядий мотыгами на посадках многолетних растений.

 

18. Обработка краевым швом вподгибку сзакрытым срезом однодетального изделия из ткани

Изделия. Носовойи головной платки квадратной формы.

 

Теоретическиесведения. Ткани для изготовления головных платков. Ткани для изготовленияносовых платков. Краевой вподгибку с закрытым срезом машинный шов: способвыполнения, применение. Швейная машина с ножным приводом: названия и назначениедеталей механизмов. Организация рабочего места. Правила безопасной работы нашвейной машине.

 

Упражнения.Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом на образцах. Утюжкаизделий.

Практическиеработы. Подготовка машины к шитью. Выкраивание платка. Заметывание первогои второго подгиба платка. Обработка срезов на машине швом вподгибку с закрытымсрезом. Закрепление строчки вручную. Обработка углов на платке косыми стежкамивручную.

Самостоятельная работа. Салфетка-прихваткаиз двух слоев ткани: выкраивание деталей. Изготовление салфетки-прихватки пообразцу готового изделия.

 

Тематическоепланирование в 5 классе

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основное содержание уроков и

виды работ по теме

I четверть

50

 

1

Вводный урок

6

Вводный  инструктаж по правилам безопасной работы на уроках труда. Простейшие профессии обслуживающего труда. Необходимость разных профессий. Оборудование, правила безопасной работы и поведения. Знакомство с рабочим местом и правилами ухода за ним.Обязанности дежурных.

2

Уборка пришкольной территории

11

Правила безопасной работы при уборке школьной территории. Хозинвентарь: устройство, назначение. Рабочие позы. Приемы работы. Подготовка к хранению хозинвентаря, порядок хранения. Безопасное пользование хозинвентарем. Спецодежда: виды, назначение, устройство, бережное отношение.

Практические работы: Подметание дорожек с твердым покрытием. Сбор и переноска мусора. Уборка газонов. Уборка спортплощадки. Очистка уборочного инвентаря и установка на место хранения.

3

Работа с бумагой

10

Правила безопасной работы с бумагой, ножницами, клеем. Бумага, виды (писчая, цветная), назначение. Измерительная линейка (начало отсчета, рабочая и нерабочая кромки, шкала), правила пользования. Клей: назначение, свойства. Ножницы канцелярские: устройство, требования к заточке и наладке, безопасное пользование.

Аппликация «Жилая комната»: детали аппликации (окно, шкаф, диван и др.)

Практические работы: Разметка деталей по длине, проверка разметки. Вырезание деталей аппликации. Наклеивание деталей. Рисование элементов мебели цветными карандашами.

4

Работа с тканью

18

Правила техники безопасности при работе  с тканью. Ткань: применение, виды, названия видов ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Долевые и поперечные срезы ткани. Салфетка для протирки мебели: анализ образца. Электроутюг: назначение, устройство, безопасность при обращении.

Практические работы: Построение прямых углов. Выполнение чертежа салфетки. Вырезание выкройки. Проверка выкройки измерением, сложением сторон. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Закрепление выкройки. Выкраивание салфетки. Требования к выполнению шва вподгибку с закрытым срезом. Подготовка кроя к пошиву. Заутюживание швовЗаутюживание швов.Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками.

5

Практическое повторение

5

Аппликация «Школа»: детали аппликации (школьное здание, цветник, деревья, дорожки).

Практические работы: Разметка деталей аппликации. Вырезание деталей аппликации.

Самостоятельная работа. Наклеивание деталей аппликации. Прорисовка элементов аппликации цветными карандашами.

 

Всего

50

 

II четверть

42

 

6

Вводный урок

1

Соблюдение правил безопасной работы на уроках труда.

7

Работа с картоном и бумагой

11

Картон: применение и свойства. Макет комнаты из картона и бумаги: анализ образца. Обои: назначение, виды. Нож для рицевания картона: приемы работы, безопасное пользование. Изготовление макета комнаты из картона.

Практические работы: Изготовление шаблонов для макета. Разметка деталей из бумаги по линейке и шаблонам. Раскрашивание пола. Оклеивание стен макета обоями. Изготовление мебели из цветной бумаги. Приклеивание мебели.

8

Ежедневная уборка полов в школе

14

Правила безопасной работы при  выполнении ежедневной уборки пола. Пол: виды (дощатый крашеный, покрытый линолеумом). Средства для мытья полов с различным покрытием. Средства, противопоказанные при мытье полов с различным покрытием. Рабочая одежда (халат, косынка): хранение, уход. Уборочный инвентарь: назначение, пользование, бережное обращение. Подготовка к хранению, порядок хранения.

Практические работы: Подготовка к сухой и влажной уборке дощатого крашеного пола. Подготовка к сухой и влажной уборке пола, покрытого линолеумом. Подготовка к сухой и влажной уборке плиточного пола. Подготовка швабры к работе. Протирка пола шваброй. Обработка тряпки после протирки пола. Обработка уборочного инвентаря после работы. Укладывание уборочного инвентаря в специальное место для хранения.

9

Работа с тканью

16

Швейная машина: назначение, устройство. Работа на швейной машине, спецодежда. Правила безопасности при шитье. Способы выполнения и применение швов. Машинный шов: виды (вподгибку, стачной, обтачной). Пошив мешочка для хранения работы из готового кроя.

Практические работы:Обметочные строчки косых и петельных стежков. Обметочные строчки. Отделочные стежки. Обработка мешочка отделочными стежками. Стачивание боковых срезов. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Утюжка мешочка.

Самостоятельная работа. Изготовление конвертов из бумаги по образцу, рисунку. Изготовление конвертов из бумаги по развертке. Декорирование конвертов.

 

Всего

42

 

III четверть

66

 

10

Вводный урок

3

Правила поведения на уроках труда. Правила поведения при выполнении  практических работ. Правила поведения при выполнении практических работ в зимнее время.

11

Уборка пришкольной территории

9

Асфальтовое покрытие дорожек: основные свойства, инструменты для уборки. Бетонное покрытие дорожек: основные свойства, инструменты для уборки. Движок, скребок, лом: назначение, рабочие позы. Применение и безопасное обращение с инструментами для уборки. Приемы уборки, не нарушающие дорожное покрытие.

Практические работы: Расчистка дорожек от снега. Уборка снега в специально отведенные места. Скалывание льда. Уборка льда в специально отведенные места.

12

Работа с картоном и бумагой

16

Угольник чертежный: назначение, применение, пользование. Работа с чертежным угольником. Открытая прямоугольная коробка из картона: анализ образца. Способ получения  геометрического орнамента в один прием.

Практические работы: Разметка развертки коробки по заданным размерам с помощью линейки и угольника. Вырезание развертки и клапанов. Рицевание линий сгиба. Складывание коробки. Приклеивание клапанов. Оклеивание стенок цветной бумагой. Вырезаниеполос для орнамента. Разметка сложенной полосы по шаблону. Вырезание орнамента ножницами. Планирование орнамента. Приклеивание орнамента. Проверка и доработка коробки.

13

Работа с тканью

22

Виды пуговиц. Соответствие пуговиц и ткани. Способы пришивания пуговиц. Нитки для пришивания пуговиц. Правила безопасной работы при шитье. Изготовление вешалки на белье.

Практические работы: Выбор ткани и соответствующих пуговиц. Определение места крепления пуговицы. Пришивание плоской пуговицы с двумя сквозными отверстиями. Пришивание плоской пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями. Пришивание пуговицы «на ножке». Пришивание плоской пуговицы: образование ножки. Закрепление нитки узелком. Закрепление нитки несколькими стежками. Закрепление нитки узелком и стежками. Пришивание пуговицы на верхней одежде. Вырезание полоски для изготовлениявешалки. Изготовление (заутюживание, прошивание) вешалки на белье. Пришивание вешалки на белье. Вырезание полоски для изготовления вешалки для верхней одежды. Изготовление(заутюживание, прошивание) вешалки для верхней одежды. Пришивание вешалки на верхней одежде.

14

Практическое повторение

16

Правила безопасной работы при уборке школьной территории. Правила безопасности при  выполнении ежедневной уборки пола. Изготовление коробочки из картона по образцу. Правила безопасной работы с ножницами, клеем. Изготовление коробочки из картона (без отделки) по рисунку с размерами.

Практические работы: Разметка развертки коробки по заданным размерам с помощью линейки и угольника. Вырезание развертки и клапанов. Складывание коробки, приклеивание клапанов. Вырезание развертки и клапанов.

Самостоятельная работа. Декорирование коробки. Складывание коробки. Приклеивание клапанов.

 

Всего

66

 

IV четверть

46

 

15

Вводный урок

2

Правила поведения на уроках труда. Правила поведения при выполнении  практических работ.

16

Уход за комнатными растениями

15

Комнатные растения: названия. Светолюбивые растения. Теневыносливые растения. Требования к размещению. Полив цветов: требования к температуре и качеству воды. Периодичность полива цветов. Приемы полива цветов. Правила обрезки растений.

Практические работы: Обрезка и сбор сухих листьев. Подготовка воды для полива и опрыскивания. Приспособления для полива и опрыскивания. Опрыскивание растений. Полив растений. Чистка и промывка поддонов. Обтирание цветочных горшков.

17

Работа на участке

13

Правила безопасной работы на участке. Подготовка почвы для посадок. Разница в обработке песчаных и глинистых почв. Сельхозинвентарь: виды, назначение. Правила безопасной работы с сельхозинвентарём. Спецодежда для работы на участке.

Практические работы: Сгребание мусора с клумб. Сгребание мусора с дорожек. Вывоз мусора в отведённое место. Поверхностное рыхление почвы граблями. Поверхностное рыхление почвы граблями на месте многолетних зимующих посадок. Рыхление междурядий мотыгами. Рыхление междурядий мотыгами на посадках многолетних растений.

18

Обработка краевым швом вподгибку с закрытым срезом однодетального изделия из ткани

Представленная информация была полезной?
ДА
60.25%
НЕТ
39.75%
Проголосовало: 1263

16

Ткани для изготовления головных платков. Ткани для изготовления носовых платков. Краевой вподгибку с закрытым срезом машинный шов: способ выполнения, применение. Швейная машина с ножным приводом: названия и назначение деталей механизмов. Организация рабочего места. Правила безопасной работы на швейной машине.

Упражнения: Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом на образцах. Утюжка изделий.

Практические работы:Подготовка машины к шитью. Выкраивание платка. Заметывание первого и второго подгиба платка. Обработка срезов на машине швом вподгибку с закрытым срезом. Закрепление строчки вручную. Обработка углов на платке косыми стежками вручную.

Самостоятельная работа. Салфетка-прихватка из двух слоев ткани: выкраивание деталей. Изготовление салфетки-прихватки по образцу готового изделия.

 

Всего

46

 

 

Всего за год

204

 

 

Практическая часть: практических работ-101; самостоятельных работ -12; Упражнения — 2.

 

Планируемыерезультаты изучения учебного предмета в 5 классе

Обучающиеся должны знать:

— последовательность уборки пришкольной территории в разное время года;

— правила санитариипо уходу за полом с различным покрытием;

— правила личнойгигиены;

— устройство иназначение хоз.инвентаря, швейной машинки, утюга;

— правила обращения смоющими, дезинфицирующими средствами;

— виды бумаги и ихприменение;

— правила ухода закомнатными растениями;

— правила безопаснойработы иглой и ножницами;

— правила безопаснойработы утюгом;

— виды ручныхстежков;

— последовательностьпришивания пуговиц;

— способы мелкогоремонта одежды;

— правила работы нашвейной машине с ручным приводом;

Обучающиесядолжны  уметь:

— убиратьпришкольную  территорию в разное время года;

— выполнятьежедневную уборку помещений с различными видами половых    покрытий;

— ухаживать за комнатными растениями;

— соблюдать правила личной гигиены;

— соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении;

— соблюдать правила обращения с моющими, дезинфицирующимисредствами;

— выполнять простейший ремонт белья и одежды;

— пользоваться линейкой, угольником, выполнять простейшиегеометрические построения, выполнять аппликацию по шаблону и образцу;

— пользоваться утюгом;

— соблюдать правила техники безопасности при работе;

— выполнять простейшие операции на швейной машине (под контролемучителя).

Минимальный уровень:

— знание названий некоторых материалов; изделий, которые из нихизготавливаются и применяются в быту, игре, учёбе, отдыхе;

— представление обосновных свойствах используемых материалов;

— знание правилхранения материалов и инструментов, необходимых для работы;

— представления оправилах безопасной работы с инструментами и оборудованием,санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

— чтение (с помощьюучителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия,работы;

— понимание значенияи ценности труда;

— понимание красотытруда и его результатов;

— заботливое ибережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

— пониманиезначимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннююдисциплину;

— выражение отношенияк результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится», «ненравится»);

— организация (подруководством учителя) совместной работы в группе;

— осознаниенеобходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка иаккуратности;

— выслушиваниепредложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;

— проявлениезаинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам ихработы;

— выполнениеобщественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;

— посильное участие вблагоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.

Достаточныйуровень:

определение(с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленныйвыбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими,декоративно-художественными и конструктивными свойствами в зависимости от задачпредметно-практической деятельности;

— экономноерасходование материалов;

— планирование (спомощью учителя) предстоящей практической работы;

— знание оптимальныхи доступных технологических приёмов ручной и машинной обработки материалов взависимости от свойств материалов и поставленных целей;

— осуществление текущего самоконтроля выполняемых практическихдействий и корректировка хода практической работы;

— понимание общественной значимости своего труда, своихдостижений в области трудовой деятельности.

 

Содержаниеучебного предмета в 6 классе

 

Iчетверть — 50 часов

 

1. Вводный урок (2ч)

Вводный инструктаж по правилам безопасной работы на уроках труда. Правилабезопасной работы с колющими и режущими предметами.

 

2. Работа на участке (14ч)

Объект работы.Территория вокруг школы.

 

Теоретические сведения.Аллеи, дорожки и площадки около школы: расположение, назначение,правила ухода.Декоративныерастения: деревья и кустарники. Травянистые цветковые растения. Виды сорныхрастений. Инвентарь для выполнения уборочных работ: виды, назначения, рабочиепозы и приемы, правила безопасности при уборке.

 

Практические работы.Сгребание опавших листьев граблями. Выдергивание и удаление сорных растений. Переноскасобранного мусора. Подметание дорожек. Подметание площадок. Выравниваниедорожек на участке. Посыпание дорожек песком. Подготовка уборочного инвентаря кхранению.Складирование уборочного инвентаря в отведенное место.

 

3. Ежедневная уборка спального помещения(13ч)

Объект работы.Пол, подоконники, отопительные радиаторы в спальне.

 

Теоретические сведения.Тряпка для уборки. Назначение в зависимости от вида работы, используемаяткань.Маркировка, требования к состоянию во время работы и при хранении. Последовательностьуборки. Определение качества уборки. Правила безопасности при протиркеподоконника.Правила безопасности при протирке отопительного радиатора.

 

Умения.Влажнаяуборка спального помещения.

 

Практические работы.Крепление тряпки на швабру. Протирка подоконников. Протирка радиаторов,радиаторных ниш. Промывка тряпки во время работы. Влажная протирка пола.Проверка результатов работы. Коллективное обсуждение качества работы.

 

4. Работа с тканью (16ч)

Изделие.Фартук квадратной формы с завязками (из готового кроя).

 

Теоретические сведения.Фартук: ткани для изготовления, детали. Швы, виды отделки фартука. Швейнаямашина. Правила безопасной работы на швейной машине.

Практические работы.Наметывание первого и второго подгиба. Заправка верхней нити. Заправка нижнейнити. Обработка срезов на швейной машине швом вподгибку. Изготовление завязок. Заутюживаниезавязок. Присоединение завязок: подгиб противоположных углов фартука,вкладывание завязок в подгиб. Притачивание завязок. Декорирование фартукавышивкой.Декорирование  фартука кружевом или тесьмой. Декорирование  фартука аппликацией.Утюжка фартука.

 

5. Практическое повторение (5ч)

Самостоятельная работа. Сгребаниеопавших листьев граблями. Выдергивание и удаление сорных растений. Уборка спальныхпомещений. Мытьё подоконников. Мытьё пола.

 

IIчетверть – 42 часа

 

6. Вводный урок (2ч)

Соблюдение правил безопасной работы на уроках труда.Правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.

7. Работа с тканью (7ч)

Изделие.Мягкая игрушка по выбору: медвежонок, собачка, утка, рыбка, зайчик, кот.

 

Теоретические сведения.Ткани, применяемые для изготовления мягких игрушек, их название. Способвыполнения петельного стежка.

 

Упражнение.Выполнение петельных стежков на образце.

 

Практические работы.Сметывание основных деталей готового кроя обтачным швом или петельнымистежками. Соединение основных деталей игрушки обтачным швом или петельнымистежками.Вывёртывание и набивка ватой. Присоединение дополнительных деталей(хвоста, клюва, глаза и пр.).

 

8. Устройство жилого помещения (10ч)

Изделие. Аппликации«Жилая комната», «Прихожая», «Кухня».

 

Теоретические сведения.Элементы строительной конструкции: стена, пол, потолок, дверной проем, оконныйпроем, ниша для радиатора. Оборудование дома: плинтус, подоконник, оконнаярама, отопительный радиатор, дверь (одинарная, двойная), штепсельная розетка,вентиляционная решетка.Инструменты и материалы для выполнения аппликации:цветная бумага, шаблон, карандаш, линейка, угольник, ножницы, кисточка, клей.

 

Практические работы.Выбор цветной бумаги. Разметка деталей на бумаге. Проверка расположения.Наклеивание деталей. Подписывание на аппликациях названий предметов, новых дляобучающихся.Нахождение строительных элементов в здании школы.

 

9. Уход за паркетным полом (4ч)

Объект работы.Паркетный пол в жилом или административном помещении.

 

Теоретические сведения.Покрытия паркетного пола: виды, назначение и различение по внешнему виду.  Щеткадля натирки пола мастикой: виды, правила обращения и сбережения.Электрополотер: устройство, пользование. Правила безопасности при обращении.

 

10. Практическое повторение (19ч)

Вид работы.Изготовление мягкой игрушки «Зайчик» из готового кроя.

 

Мягкая игрушка «Зайчик»: анализ образца. Аппликация «Кухня»:анализ образца. Аппликация «Прихожая»: анализ образца.

Практические работы. Сметывание основныхдеталей готового кроя обтачным швом или петельными стежками. Соединениеосновных деталей игрушки обтачным швом или петельными стежками. Вывёртывание инабивка ватой. Присоединение дополнительных деталей (хвоста, ушей, глаз и пр.).Выбор цветной бумаги. Разметка деталей на бумаге. Вырезание деталей. Проверкарасположения. Наклеивание деталей. Подписывание на аппликациях названийпредметов, новых для обучающихся. Выбор цветной бумаги. Разметка деталей набумаге. Вырезание деталей. Проверка расположения.

Самостоятельная работа. Наклеиваниедеталей. Подписывание на аппликациях названий предметов

 

IIIчетверть – 66часов

 

11. Вводный урок (1ч)

Соблюдение правил безопасной работы на уроках труда.

 

12. Работа в столовой (17ч)

Объект работы.Школьная столовая.

 

Теоретические сведения. Понятиео гигиене питания. Фаянсовая и стеклянная посуда. Свойства алюминия какматериала для посуды и столовых приборов. Требования к работнику столовой:одежда, поведение. Правила подготовки стола к подаче пищи. Эстетическоеоформление стола. Правила безопасности при подаче пищи. Правила безопасностипри уборке посуды.

 

Умения.Ориентировка по показу учителя. Планирование последовательности действий в ходеколлективного обсуждения.

 

Практические работы.Сервировка стола. Разноска пищи по столам. Подача пищи. Сбор грязной посуды.Выполнение санитарных требований и правил при сборе грязной посуды со столов. Выполнениеправил этикета при сборе грязной посуды со столов. Разгрузка посуды в моечномотделении. Уборка и протирка столов. Уборка пола.

 

13. Ремонт постельного белья

Объект работы.Наволочка. Простыня, пододеяльник.

 

Теоретические сведения.Виды ремонта: наложение заплат.Обрезание ветхих краев. Формы и размеры заплаты.

 

Практические работы. Подготовка изделия кремонту (обрезание ветхих краев). Раскрой заплаты с учетом швов. Подгибание изаметывание срезов на заплате и изделии. Наложение, приметывание заплатывручную. Пришивание заплаты вручную косыми стежками или на швейной машине.Утюжка отремонтированного изделия.

 

14. Ежедневная уборка помещения (14ч)

Объекты работы.Учительская. Кабинеты руководителей школы. Методические кабинеты. Классы.Складские помещения школы.

 

Теоретические сведения.Служебное помещение: виды, назначение, оборудование. Порядок хранения ирасположения вещей в каждом помещении. Правила уборки в служебном помещении.Бытовой электропылесос: устройство. Бытовой электропылесос: применение,пользование.

 

Умение.Работа пылесосом.

 

Практические работы. Протиркаподоконников. Протирка отопительных радиаторов. Подметание. Протирка полашваброй. Протирка столов. Протирка настольных осветительных приборов. Очисткамусорных корзин. Удаление пыли с помощью пылесоса. Чистка уборочного инвентаряпосле применения и уборка в отведенные места.

 

15. Практическое повторение (26ч)

Вид работы.Выполнение уборочных работ с использованием освоенных приемов.

 

Теоретические сведения.Правила безопасности при протирке подоконника. Правила безопасности припротирке отопительного радиатора. Мягкая игрушка «Утка»: анализ образца.

 

Практические работы. Крепление тряпки нашвабру

Влажная протирка пола. Удаление мусора. Переноска собранногомусора. Разноска пищи по столам. Подача пищи. Сбор грязной посуды. Разгрузкапосуды в моечном отделении. Уборка и протирка столов. Уборка пола. Выбор тканидля мягкой игрушки. Изготовление выкройки. Раскрой деталей мягкой игрушки.Сметывание основных деталей готового кроя обтачным швом или петельными стежками.Соединение основных деталей игрушки обтачным швом или петельными стежками.Присоединение дополнительных деталей (хвоста, глаза и пр.).

Самостоятельная работа.Протирка подоконников. Протирка радиаторов. Протирка радиаторных ниш. Сгребаниеопавших листьев граблями. Подметание дорожек. Подметание площадок.

 

 

 

IVчетверть – 46ч

 

16. Вводный урок (2ч)

Вводный  инструктаж по правилам безопасной работы на урокахтруда. Правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.

 

17. Работа с тканью (13ч)

Объект работы.Постельное белье.

 

Теоретические сведения.Ткани для постельного белья. Виды ремонта. Размеры заплат. Формы заплат.Требования к отремонтированным изделиям.

 

Практические работы. Подготовка изделия кремонту. Подбор ткани для заплаты. Определение места наложения заплаты и ееразмера. Раскрой заплаты с учетом швов. Подгибание и заметывание срезов.Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Ремонт постельногобелья путем среза изношенной части.

 

18. Работа на участке (10ч)

Объект работы.Цветник.

 

Теоретические сведения.Вскапывание почвы цветника: значение, глубина.Вскапывание почвы цветника:приемы, требования к качеству. Определение глубины вскапывания с помощьюлинейки. Правила безопасной работы при перекопке цветника.

 

Практические работы.Осмотр участка для вскапывания. Определение его границ.Определение направленияборозд. Прокладывание первой борозды. Вскапывания с соблюдением заданнойглубины. Выравнивание вскопанной почвы граблями. Взаимопроверка выполненнойработы.

 

19.Уход за мебелью (9ч)

Объект работы.Школьная мебель.

 

Теоретические сведения.Мебель: виды, назначение. Виды покрытия мебели (краска, лак, ткань,кожзаменитель, пластик, эмаль). Средства ухода за мебелью. Правила ухода замебелью в зависимости от материала покрытия.

 

Практические работы.Удаление пыли с водостойкой мебели. Удаление пыли с неводостойкой мебели. Уборкамягкой мебели. Обновление поверхности полированной мебели с помощью полирующегосредства. Применение пылесоса при обработке мягкой мебели.

 

 

20. Практическое повторение (11ч)

Виды работы. Ремонтбелья и одежды или пошив простейших изделий (салфетки для уборки, мешочка дляизделия и т. п.).

 

Практические работы. Подготовка изделия кремонту (обрезание ветхих краев). Раскрой заплаты с учетом швов. Подгибание изаметывание срезов на заплате и изделии. Наложение, приметывание заплатывручную. Пришивание заплаты вручную косыми стежками или на швейной машине.Утюжка отремонтированного изделия.

Самостоятельная работа. Подготовкаизделия к ремонту. Подбор ткани для заплаты. Раскрой заплаты с учетом швов.Подгибание и заметывание срезов. Пристрачивание заплаты накладным швом нашвейной машине.

 

Тематическоепланирование в 6 классе

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основное содержание уроков и

виды работ по теме

I четверть

50

 

1

Вводный урок

6

Вводный  инструктаж по правилам безопасной работы на уроках труда. Правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.

2

Работа на участке

14

Аллеи, дорожки и площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода. Декоративные растения: деревья и кустарники. Травянистые цветковые растения. Виды сорных растений. Инвентарь для выполнения уборочных работ: виды, назначения, рабочие позы и приемы, правила безопасности при уборке.

Практические работы. Сгребание опавших листьев граблями. Выдергивание и удаление сорных растений. Переноска собранного мусора. Подметание дорожек. Подметание площадок. Выравнивание дорожек на участке. Посыпание дорожек песком. Подготовка уборочного инвентаря к хранению. Складирование уборочного инвентаря в отведенное место.

3

Ежедневная уборка спального помещения

13

Тряпка для уборки. Назначение в зависимости от вида работы, используемая ткань. Маркировка, требования к состоянию во время работы и при хранении. Последовательность уборки. Определение качества уборки. Правила безопасности при протирке подоконника. Правила безопасности при протирке отопительного радиатора.

Практические работы. Крепление тряпки на швабру. Протирка подоконников. Протирка радиаторов, радиаторных ниш. Промывка тряпки во время работы. Влажная протирка пола. Проверка результатов работы. Коллективное обсуждение качества работы.

4

Работа с тканью

16

Фартук: ткани для изготовления, детали. Швы, виды отделки фартука. Швейная машина. Правила безопасной работы на швейной машине.

Практические работы. Наметывание первого и второго подгиба. Заправка верхней нити. Заправка нижней нити. Обработка срезов на швейной машине швом вподгибку. Изготовление завязок. Заутюживание завязок. Присоединение завязок: подгиб противоположных углов фартука, вкладывание завязок в подгиб. Притачивание завязок. Декорирование фартука вышивкой. Декорирование  фартука кружевом или тесьмой. Декорирование  фартука аппликацией. Утюжка фартука.

5

Практическое повторение

5

Самостоятельная работа. Сгребание опавших листьев граблями. Выдергивание и удаление сорных растений. Уборка спальных помещений. Мытьё подоконников. Мытьё пола.

 

II четверть

42

 

6

Вводный урок

2

Соблюдение правил безопасной работы на уроках труда. Правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.

7

Работа с тканью

7

Ткани, применяемые для изготовления мягких игрушек, их название. Способ выполнения петельного стежка.

Упражнение. Выполнение петельных стежков на образце.

Практические работы. Сметывание основных деталей готового кроя обтачным швом или петельными стежками. Соединение основных деталей игрушки обтачным швом или петельными стежками. Вывёртывание и набивка ватой. Присоединение дополнительных деталей (хвоста, клюва, глаза и пр.).

8

Устройство жилого помещения

10

Элементы строительной конструкции: стена, пол, потолок, дверной проем, оконный проем, ниша для радиатора. Оборудование дома: плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный радиатор, дверь (одинарная, двойная), штепсельная розетка, вентиляционная решетка.Инструменты и материалы для выполнения аппликации: цветная бумага, шаблон, карандаш, линейка, угольник, ножницы, кисточка, клей.

Практические работы. Выбор цветной бумаги. Разметка деталей на бумаге. Проверка расположения. Наклеивание деталей. Подписывание на аппликациях названий предметов, новых для обучающихся. Нахождение строительных элементов в здании школы.

9

Уход за паркетным полом

4

Покрытия паркетного пола: виды, назначение и различение по внешнему виду.  Щетка для натирки пола мастикой: виды, правила обращения и сбережения. Электрополотер: устройство, пользование. Правила безопасности при обращении.

10

Практическое повторение

19

Мягкая игрушка «Зайчик»: анализ образца. Аппликация «Кухня»: анализ образца. Аппликация «Прихожая»: анализ образца.

Практические работы. Сметывание основных деталей готового кроя обтачным швом или петельными стежками. Соединение основных деталей игрушки обтачным швом или петельными стежками. Вывёртывание и набивка ватой. Присоединение дополнительных деталей (хвоста, ушей, глаз и пр.). Выбор цветной бумаги. Разметка деталей на бумаге. Вырезание деталей. Проверка расположения. Наклеивание деталей. Подписывание на аппликациях названий предметов, новых для обучающихся. Выбор цветной бумаги. Разметка деталей на бумаге. Вырезание деталей. Проверка расположения.

Самостоятельная работа. Наклеивание деталей. Подписывание на аппликациях названий предметов.

 

III четверть

66

 

11

Вводный урок

1

Соблюдение правил безопасной работы на уроках труда.

12

Работа в столовой

17

Понятие о гигиене питания. Фаянсовая и стеклянная посуда. Свойства алюминия как материала для посуды и столовых приборов. Требования к работнику столовой: одежда, поведение. Правила подготовки стола к подаче пищи. Эстетическое оформление стола. Правила безопасности при подаче пищи.  Правила безопасности при уборке посуды.

Практические работы. Сервировка стола. Разноска пищи по столам. Подача пищи. Сбор грязной посуды. Выполнение санитарных требований и правил при сборе грязной посуды со столов. Выполнение правил этикета при сборе грязной посуды со столов. Разгрузка посуды в моечном отделении. Уборка и протирка столов. Уборка пола.

Понятие о гигиене питания. Фаянсовая и стеклянная посуда. Свойства алюминия как материала для посуды и столовых приборов. Требования к работнику столовой: одежда, поведение. Правила подготовки стола к подаче пищи. Эстетическое оформление стола. Правила безопасности при подаче пищи.  Правила безопасности при уборке посуды.

Практические работы. Сервировка стола. Разноска пищи по столам. Подача пищи. Сбор грязной посуды. Выполнение санитарных требований и правил при сборе грязной посуды со столов. Выполнение правил этикета при сборе грязной посуды со столов. Разгрузка посуды в моечном отделении. Уборка и протирка столов. Уборка пола.

13

Ремонт постельного белья

9

Виды ремонта: наложение заплат. Обрезание ветхих краев. Формы и размеры заплаты.

Практические работы. Подготовка изделия к ремонту (обрезание ветхих краев). Раскрой заплаты с учетом швов. Подгибание и заметывание срезов на заплате и изделии. Наложение, приметывание заплаты вручную. Пришивание заплаты вручную косыми стежками или на швейной машине. Утюжка отремонтированного изделия.

14

Ежедневная уборка помещения

14

Служебное помещение: виды, назначение, оборудование. Порядок хранения и расположения вещей в каждом помещении. Правила уборки в служебном помещении. Бытовой электропылесос: устройство.  Бытовой электропылесос: применение, пользование.

Практические работы. Протирка подоконников. Протирка отопительных радиаторов. Подметание. Протирка пола шваброй. Протирка столов. Протирка настольных осветительных приборов. Очистка мусорных корзин. Удаление пыли с помощью пылесоса. Чистка уборочного инвентаря после применения и уборка в отведенные места.

15

Практическое повторение

26

Правила безопасности при протирке подоконника. Правила безопасности при протирке отопительного радиатора. Мягкая игрушка «Утка»: анализ образца.

Практические работы. Крепление тряпки на швабру. Влажная протирка пола. Удаление мусора. Переноска собранного мусора. Разноска пищи по столам. Подача пищи. Сбор грязной посуды. Разгрузка посуды в моечном отделении. Уборка и протирка столов. Уборка пола. Выбор ткани для мягкой игрушки. Изготовление выкройки. Раскрой деталей мягкой игрушки. Сметывание основных деталей готового кроя обтачным швом или петельными стежками. Соединение основных деталей игрушки обтачным швом или петельными стежками. Вывёртывание и набивка ватой. Присоединение дополнительных деталей (хвоста, глаза и пр.).

Самостоятельная работа. Протирка подоконников. Протирка радиаторов. Протирка радиаторных ниш. Сгребание опавших листьев граблями. Подметание дорожек. Подметание площадок.

 

IV четверть

46

 

16

Вводный урок

2

Вводный  инструктаж по правилам безопасной работы на уроках труда. Правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.

17

Работа с тканью

13

Ткани для постельного белья. Виды ремонта. Размеры заплат. Формы заплат. Требования к отремонтированным изделиям.

Практические работы. Подготовка изделия к ремонту. Подбор ткани для заплаты. Определение места наложения заплаты и ее размера. Раскрой заплаты с учетом швов. Подгибание и заметывание срезов. Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Ремонт постельного белья путем среза изношенной части.

18

Работа на участке

10

Вскапывание почвы цветника: значение, глубина. Вскапывание почвы цветника: приемы, требования к качеству. Определение глубины вскапывания с помощью линейки. Правила безопасной работы при перекопке цветника.

Практические работы. Осмотр участка для вскапывания. Определение его границ. Определение направления борозд. Прокладывание первой борозды. Вскапывания с соблюдением заданной глубины. Выравнивание вскопанной почвы граблями. Взаимопроверка выполненной работы.

19

Уход за мебелью

9

Мебель: виды, назначение. Виды покрытия мебели (краска, лак, ткань, кожзаменитель, пластик, эмаль). Средства ухода за мебелью. Правила ухода за мебелью в зависимости от материала покрытия.

Практические работы. Удаление пыли с водостойкой мебели. Удаление пыли с неводостойкой мебели. Уборка мягкой мебели. Обновление поверхности полированной мебели с помощью полирующего средства. Применение пылесоса при обработке мягкой мебели.

20

Практическое повторение

11

Практические работы. Подготовка изделия к ремонту (обрезание ветхих краев). Раскрой заплаты с учетом швов. Подгибание и заметывание срезов на заплате и изделии. Наложение, приметывание заплаты вручную. Пришивание заплаты вручную косыми стежками или на швейной машине. Утюжка отремонтированного изделия.

Самостоятельная работа. Подготовка изделия к ремонту. Подбор ткани для заплаты. Раскрой заплаты с учетом швов. Подгибание и заметывание срезов. Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине.

 

Всего

204

 

 

Практическая часть: практических работ-115; самостоятельных работ -19; Упражнение — 1.

 

Планируемыерезультаты изучения учебного предмета в 6 классе

 

Обучающиеся должны знать:

первоначальные сведения о структуре и разновидностях тканей;

последовательность работы по очистке, мытью и ополаскиваниюкухонной посуды;

правила санитарии и гигиены по содержанию помещения;

правила личной гигиены;

устройство и назначение обслуживаемого оборудования ииспользуемых приспособлений;

правила эксплуатации бытового электропылесоса;

правила сервировки стола к приему пищи.

 

Обучающиеся должны уметь:

выполнять различные виды ручных стежков;

выполнять наложение, приметывание и пришивание заплаты вручнуюкосыми стежками.

удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощьюприспособлений полы, панели, оконные рамы и стёкла, дверные блоки, мебель,чистить ковровые покрытия;

освобождать урны от мусора;

мыть раковины и другое санитарно-техническое оборудование;

собирать мусор и выносить его в установленное место;

соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении;

ухаживать за комнатными растениями;

складывать бумажные и тканевые салфетки для сервировки стола.

Минимальный уровень:

— знание названий некоторых материалов; изделий, которые из нихизготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

— представления об основных свойствах используемых материалов;

— отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов,необходимых для работы;

— представления о правилах безопасной работы с инструментами иоборудованием;

— знание санитарно-гигиенических требованиях при выполненииработы;

— чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемойв процессе изготовления изделия;

— представления о разных видах профильного труда (столярноедело, швейные, переплетно-картонажные работы, цветоводство, кулинария и др.);

— понимание значения и ценности труда;

— понимание красоты труда и его результатов;

— заботливое и бережное отношение к общественному достоянию иродной природе;

— понимание значимости организации школьного рабочего места;

— выражение отношения к результатам собственной и чужойтворческой деятельности («нравится» / «не нравится»);

— организация (под руководством учителя) совместной работы вгруппе;

— осознание необходимости соблюдения в процессе выполнениятрудовых заданий порядка и аккуратности;

— выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватноереагирование на них;

— комментирование и оценка в доброжелательной форме достижениятоварищей, высказывание своих предложений и пожеланий;

— проявление заинтересованного отношения к деятельности своихтоварищей и результатам их работы;

— выполнение общественных поручений по уборке мастерской послеуроков трудового обучения;

Достаточный уровень:

— определение (с помощью учителя) возможностей различныхматериалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в зависимости отзадач предметно-практической деятельности;

— экономное расходование материалов;

— планирование (с помощью учителя) предстоящей практическойработы;

— знание и соблюдение правил техники безопасности;

— знание оптимальных и доступных технологических приемов ручнойобработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

— осуществление текущего самоконтроля выполняемых практическихдействий и корректировка хода практической работы;

— понимание общественной значимости своего труда, своихдостижений в области трудовой деятельности.

 

Описаниематериально-технического обеспечения

образовательнойдеятельности

Печатные пособия 

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательнаяпрограмма образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)– М.: Просвещение, 2019.(вариант 1).

2. С.Л. Мирский, В.В.Воронкова. Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб. 2

Техническиесредства обучения, оборудование

1. Ноутбук.

2. Мультимедийныйпроектор.

Цифровыеи электронные образовательные ресурсы

Слайды, презентации ивидеоролики по основным разделам программы.

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

            СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей

 от 29.08.2022 года № 1

Заместитель директора по УР

 

__________________

________________  

подпись руководителя  МО       Ф И О.

 подпись         ФИО.

 

29.08.2022 года

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.25%
НЕТ
39.75%
Проголосовало: 1263

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.25% НЕТ 39.75% Проголосовало: 1263


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.25% НЕТ 39.75% Проголосовало: 1263


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.25% НЕТ 39.75% Проголосовало: 1263


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.25% НЕТ 39.75% Проголосовало: 1263


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.25% НЕТ 39.75% Проголосовало: 1263


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет