Пояснительная записка
Программакурса внеурочной деятельности «Карандашное программирование» разработанана основе следующих нормативных документов и методических материалов:
Ø Федеральногозакона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Ø ПриказаМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31декабря 2015 г. № 1577);
Ø ПостановленияГлавного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от22.05.2019) Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обученияв общеобразовательных учреждениях (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения вобщеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила инормативы) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993);
Ø ПостановлениеГлавного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 Обутверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требованияк условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющихобразовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательнымпрограммам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; (еслив классе есть дети с ОВЗ);5б. 5в. 6б. 7б. 7в. 9а.
Ø Основнойобразовательной программы основного общего образования (утверждена приказом №01-12/90 от 31.08.2015);
Ø Положенияо рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющегофункции введения ФГОС НОО и ООО (утверждено приказом № 01-12/43 от30.08.2016);
Ø Учебногоплана МОУ СОШ № 77, календарного учебного графика (№ № 01-12/129 от26.08.2020).
Программа внеурочной деятельности являетсямодифицированной и разработана на основе программы элективного курса «Учимсяпрограммировать в среде КуМир» Федюниной И.Г., а также с использованием методическогопособия Прищепы Т.А. «Преподавание программирования в среде КуМир», Томскийгосударственный университет, 2002.
Целесообразность изучения пропедевтики программирования в игровой, увлекательной форме, используя среду программирования КуМир (5 кл.), обусловлена следующими факторами.
Во-первых тем, что в основеКуМир лежит графический язык программирования, который позволяет контролировать действия и взаимодействия между различными типами данных. В среде используется метафора кирпичиков Лего, из которых даже самые маленькие дети могут собрать простейшие конструкции. Но, начав с малого, можно дальше развивать и расширять свое умение строить и программировать. СредаКУМИР обладает расширенным набором Исполнителей (Черепашка, Водолей, Робот,Чертежник) с разнообразными системами команд) и позволяет закрепить и развитьнавыки, полученные на первом этапе.
Во-вторых, существенной ролью изучения программирование и алгоритмизации в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
В-третьих, занятия по программе «Информашка» подготовит их к более успешному усвоению базового и профильного курса «Информатика» в старших классах.
Рабочая программа разработана для организации внеурочнойдеятельности для учащихся с 11 до 13 лет, рассчитана на 34 часов в год (1 час внеделю). Изучение курса предполагает наличие в школекомпьютерного класса, предусмотрено проведение практических работ.
В результате изучения данной программы обучающиесяполучат возможность формирования:
Планируемые результаты
Личностные:
· готовность и способностьобучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация кцеленаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональныхнавыков в ИТ-сфере.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
· умение самостоятельнопланировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемымирезультатами, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процесседостижения результата.
Коммуникативные УУД:
· умения организовыватьпродуктивное сотрудничество и совместную деятельность с учителем исверстниками.
Познавательные УУД:
· поиск и выделение необходимойинформации;
· построение логической цепирассуждений;
· самостоятельное созданиеспособов решения проблем творческого и поискового характера.
Предметные:
· освоение понятий «алгоритм»,«программа» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов;
· практические навыки созданиялинейных алгоритмов управления исполнителями;
· умение формально выполнятьалгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условныеоператоры) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
· умение создавать и выполнятьпрограммы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной средепрограммирования
Содержание курса суказанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1.
Понятие исполнителя. Неформальные и формальныеисполнители. Среда Кумир.
Раздел 2.
Учебные исполнители (Кузнечик, Водолей, Робот,Черепаха) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режимработы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и ихпоследовательностей.
Раздел 3.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов(нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов,алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературныхпроизведениях, на уроках математики и т.д.).Составление алгоритмов и программ (линейных,с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Кузнечик, Водолей, Робот,Черепаха.
Формыорганизации учебных занятий
Беседы, игры, практические занятия, самостоятельнаяработа, викторины и проекты. Использование метода проектов позволяет обеспечитьусловия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задачи выбораоптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализаполученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи. Для контролязнаний учащихся проводится входной, промежуточный и итоговый мониторингобразовательных результатов.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Видыучебной деятельности
Аналитическаядеятельность:
· приводитьпримеры формальных и неформальных исполнителей;
· придумыватьзадачи по управлению учебными исполнителями;
· выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощьюлинейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.
Практическаядеятельность:
· составлять линейные алгоритмы и программы по управлению учебнымисполнителем;
· составлять циклические алгоритмы по управлению учебнымиисполнителями;
· составлять алгоритмы с ветвлением по управлению учебнымисполнителем;
· составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебнымиисполнителями.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
|
Понятие алгоритма (1 час) |
|
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Алгоритмы и исполнители. Кумир. |
1 |
|
|
Учебные исполнители (4 часа) |
|
|
2 |
Система команд исполнителя. Решение задач для исполнителя Кузнечик. |
0,5 |
0,5 |
3 |
Исполнитель Черепаха. Среда обитания, система команд. |
0,5 |
0,5 |
4 |
Исполнитель Водолей. Среда обитания, система команд. |
0,5 |
0,5 |
5 |
Исполнитель Робот. Среда обитания, система команд. |
0,5 |
0,5 |
|
Что такое алгоритм (30 часов) |
|
|
6 |
Способы записи алгоритмов. Решение задач для исполнителя Кузнечик. |
0,5 |
0,5 |
7 |
Виды алгоритмов. Составление линейных алгоритмов для исполнителя Кузнечик |
1 |
|
8 |
Составление циклических алгоритмов для исполнителя Кузнечик |
1 |
|
9 |
Решение задач для исполнителя Кузнечик |
|
1 |
10 |
Решение задач для исполнителя Водолей. |
|
1 |
11 |
Решение задач для исполнителя Водолей. |
|
1 |
12 |
Составление линейных алгоритмов для исполнителя Черепаха. |
|
1 |
13 |
Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха. |
0,5 |
0,5 |
14 |
Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха. |
0,5 |
0,5 |
15 |
Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Черепаха. |
0,5 |
0,5 |
16 |
Построение геометрических фигур с помощью исполнителя Черепаха. |
|
1 |
17 |
Промежуточный мониторинг: Построение орнаментов с помощью исполнителя Черепаха. |
|
1 |
18 |
Составление линейных алгоритмов для исполнителя Робот. Лабиринты. |
1 |
|
19 |
Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Робот. |
0,5 |
0,5 |
20 |
Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Робот. |
|
1 |
21 |
Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Робот. |
0,5 |
0,5 |
22 |
Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Робот. |
|
1 |
23 |
Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Робот. |
|
1 |
24 |
Ветвления. Решение задач для исполнителя Робот. |
0,5 |
0,5 |
25 |
Ветвления. Решение задач для исполнителя Робот. |
|
1 |
26 |
Сложные условия. Решение задач для исполнителя Робот. |
0,5 |
0,5 |
27 |
Сложные условия. Решение задач для исполнителя Робот. |
|
1 |
28 |
Вспомогательные алгоритмы. Решение задач для исполнителя Робот. |
0,5 |
0,5 |
29 |
Вспомогательные алгоритмы. Решение задач для исполнителя Робот. |
0,5 |
0,5 |
30 |
Переменные. Решение задач для исполнителя Робот. |
|
1 |
31 |
Циклы с переменной. Решение задач для исполнителя Робот. |
|
1 |
32 |
Циклы с переменной. Решение задач для исполнителя Робот. |
|
1 |
33 |
Решение задач для исполнителя Робот. |
|
1 |
34 |
Итоговый мониторинг |
|
1 |
Итог |
11 |
23 |