Рабочая программа
внеурочной деятельности по немецкому языку
« Занимательный немецкий»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельностипо немецкому языку «Занимательный немецкий » составлена для обучающихся 5класса с ОВЗ.
Так как школьники с ОВЗ испытываюттрудности в усвоении знаний по предмету «Немецкий язык», то их мотивация кизучению языка выражена достаточно слабо. Поэтому актуальность даннойпрограммы заключается в том, что она предназначена для развития и поддержкиинтереса учащихся данной категории к иностранному языку, повторению, обобщениюи коррекции их знаний и умений по немецкому языку, полученных в начальнойшколе, воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию творческихспособностей.
Данная рабочая программа имееткультурологическую направленность и используется в качестве дополнения косновному курсу обучения (5 класс, УМК И.Л. Бим).
Внеурочная деятельность позволяет создатьиноязычную среду, в которой учащиеся совершенствуют свои знания, умения инавыки. Своими увлекательными формами она вызывает определённый эмоциональныйнастрой, что, по мнению методистов, значительно облегчает достижение этихцелей. Это не только углубляет знания по иностранному языку, но и способствует расширению кругозора школьников, содействует воспитанию чувстваколлективизма, дружбы и товарищества, воспитывает сознательную дисциплину, волюи характер. Кроме того, занятия способствуют совершенствованию умений инавыков, которые формируются у учащихся на уроках. Содержание программыспособствует развитию коммуникативной компетенции школьников, обогащениюлексического запаса, развитию умения аудирования и чтения текстов. Всё этоспособствует интенсификации учебного процесса и поддержанию мотивации кизучению немецкого языка.
Данная программа призвана повысить интересучащихся к изучению английского языка за счет наглядности, занимательности,интерактивной формы представления учебного материала во внеурочнойдеятельности.
Этому способствует использование большогообъема современной страноведческой информации, знакомство с немецкой музыкой исказками, разучивание немецких детских народных и современных песен, , созданиеатмосферы творчества и сотрудничества на занятиях.
Гармоничное использование в процессереализации программы современных педагогических технологий, аудио — ивидеоматериалов, мультимедийных средств обучения помогает процессу социализацииличности, умению сотрудничать, способствует повышению мотивации изучения языка,учит работать с информацией.
Цель даннойпрограммы: формирование коммуникативной компетенции в основныхвидах деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Реализация цели предполагает решениеследующих задач:
- развитие мотивации к изучению предмета в повседневном языковом пространстве;
- развитие коммуникативных умений обучающихся в различных видах деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо;
- повторение и обобщения языкового материала за курс начальной школы;
- коррекция знаний, полученных в начальной школе;
- развитие навыков монологической и диалогической речи;
- приобщение обучающихся к культуре, традициям страны изучаемого языка;
- расширение лингвистического кругозора школьников;
- развитие личностных качеств: внимания, мышления, памяти и воображения;
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательный немецкий»
Программа составлена с учетом особенностейпсихофизиологического развития детей данной категории, а именно:
- склонность к игровой деятельности;
- недостаточное развитие произвольного внимания и логической памяти, что делает необходимым больше опираться на непроизвольное внимание и эмоционально – образную память;
- быстрая утомляемость (поэтому важно переключать детей с одного вида деятельности на другой, использовать двигательную активность).
Внеурочная деятельность понемецкому языку основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массоваяработа с преобладанием индивидуальной работы. Во время занятий осуществляетсяиндивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двухчастей – теоретической и практической. Теоретическую часть учитель планирует сучётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различныеформы и приемы игрового обучения, литературно-художественной, изобразительной,физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественныхрезультатов учебный процесс оснащен современными техническими средствами,средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощьюмультимедийных возможностей занятие визуализируется, вызывая положительныеэмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательный немецкий» ВУЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса внеурочной деятельности в 5 классе для детей с ОВЗрассчитана на 1час в неделю, всего- 34 часа. Занятия проводятся во внеурочноевремя.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Занимательный немецкий»
- личностные результаты – общие представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознания языка, в том числе иностранного как основного средства общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка;
- метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора младших школьников, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
- предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических).
В коммуникативной сфере:
I. Речевая компетенция:
— говорение — вести элементарный этикетныйдиалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения;
— аудирование – понимать на слух речьучителя и одноклассников;
II. Языковая компетенция:
— адекватное произношение и различение наслух всех звуков немецкого языка, соблюдение правильного ударения в словах ифразах;
— распознание и употребление в речиизученных лексических единиц.
III. Социокультурная осведомленность:
— знание названия страны изучаемого языка,некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных слов;
- умение действовать по образцу при выполнении заданий;
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных школьнику с ОВЗ пределах.
В ценностно-ориентационнойсфере:
- представления об изучаемом иностранном языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям другого народа через детские стихи и песни;
- развитие чувства прекрасного;
- умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.
К окончанию обучения школьники будут
знать:
- формы речевого этикета в ситуациях общения: при встрече, поздравлении и тд.;
- названия, особенности празднования и формы поздравления наиболее популярных праздников;
- знать детские песни и рифмовки на немецком языке;
- знать немецкий алфавит и уметь пользоваться немецко – русским словарём (в том числе и в сети Интернет)
уметь:
- вести элементарные диалоги в элементарных ситуациях, рассказывать о себе, своих друзьях, своих игрушках и т. д.
- понимать на слух и выполнять просьбы одноклассников, указания учителя, а также понимать на слух связное сообщение учителя, построенное на изученном языковом материале;
- адекватно произносить и различать на слух все звуки немецкого языка, соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
- распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы;
- уметь составить рассказ из нескольких фраз на заданную тему.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательный немецкий»
1.Алфавит, буквы,правила чтения – 2 часа
2.Счет 1-100 –1час
3.Лексическийматериал по темам «Семья», «Хобби», «Животные», «Школа, школьные предметы ишкольные принадлежности», « Погода и времена года», «Цвета», «Продукты»,«Праздники», «Страны и континенты» — 12 часов
4.Грамматическийматериал по темам «Артикли», «Предлоги и союзы», «Местоимения» — 3 часа
5.Страноведческийматериал по темам «Сказочники Германии» , «Сказочные места в Германии»«Немецкие праздники – Рождество, Новый год и Пасха» — 5 часов
6.Немецкие стихи ипесни – 3 часа
7.Диалогическаяречь в ситуациях «Приветствие, прощание», «Знакомство», «Угощение за столом» -3 часа
8.Творческиезадания и мини-проект – 4 часа
Календарно-тематическое планирование
5класс «Занимательный немецкий»
№ пп |
Тема |
Виды деятельности |
Кол-во часов |
Дата |
|
По плану |
По факту |
||||
1. |
«Веселый алфавит» Повторение букв немецкого языка. |
просмотр видео, игры с буквами, песня |
1 |
|
|
2. |
«Читать – это весело!» Повторение правил чтения в немецком языке. |
просмотр презентации «Правила чтения немецкого языка», чтение рифмовок и скороговорок |
1 |
|
|
3. |
«Живые картинки» Закрепление навыков диалогической речи в ситуации «Приветствие, прощание» |
Просмотр видео, инсценировка речевой ситуации, парная работа |
1 |
|
|
4. |
«Веселый счет» Повторение счета 1-100 |
Игры с цифрами, индивидуальная работа |
1 |
|
|
5. |
«Великие сказочники Германии» Знакомство со страноведческим материалом |
просмотр презентации |
1 |
|
|
6. |
«Рисуем и описываем сказочных персонажей». Повторение прилагательных |
Игры со словами, рисование |
1 |
|
|
7. |
«Сказочные места в Германии» Знакомство со страноведческим материалом. |
просмотр презентации |
1 |
|
|
8. |
«Калейдоскоп игр» Обобщающее повторение материала |
Игры со словами |
1 |
|
|
9. |
«Я и моя семья. Семейный альбом». Повторение слов по теме. |
Просмотр презентации, игра «Домино» |
1 |
|
|
10. |
«Животные в моем доме». Повторение слов по теме. |
Просмотр презентации, рисование |
1 |
|
|
11. |
«Угадай зверя!» Повторение слов по теме |
Игра «Домино» |
1 |
|
|
12. |
«Наши хобби и любимые занятия» Повторение слов по теме |
Просмотр видео |
1 |
|
|
13. |
«Веселая грамматика» Повторение сведений об артикле |
выполнение упражнений |
1 |
|
|
14. |
«Веселые песенки и стихи» Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532
|
Чтение и пение немецкой песни |
1 |
|
|
15. |
«Праздники в Германии. Рождество» Знакомство со страноведческим материалом. |
Просмотр видео и презентации |
1 |
|
|
16. |
«Праздники в Германии. Рождество и Новый год» Творческое задание |
Изготовление рождественской открытки |
1 |
|
|
17. |
«Школа в Германии. Школьные принадлежности» Повторение слов по теме |
Чтение, просмотр презентации |
1 |
|
|
18. |
«Собери школьный портфель!» Повторение слов по теме. |
игры со словами |
1 |
|
|
19. |
Мини-проект «Школьное расписание» Повторение слов по теме «Школьные предметы» |
мини-проект |
1 |
||
20. |
«Веселая грамматика» Повторение предлогов и союзов. |
чтение, игры со словами |
1 |
|
|
21. |
«Веселые песенки и стихи» |
чтение и пение немецкой песни |
1 |
|
|
22. |
«Овощи, фрукты» Повторение слов по теме |
Игры со словами |
1 |
|
|
23. |
«Угощение на день рождения» Повторение слов по теме «Еда» |
просмотр презентации, игры со словами |
1 |
|
|
24. |
«Живые картинки» Обучение диалогической речи в ситуации «Угощение за столом» |
парная работа, инсценирование ситуации |
1 |
|
|
25. |
«Праздники в Германии. Пасха». Знакомство со страноведческим материалом |
просмотр видео и презентации |
1 |
|
|
26. |
«Калейдоскоп игр». Обобщающее повторение материала. |
игры со словами |
1 |
|
|
27. |
«Времена года и погода» Повторение слов по теме. |
игры со словами, просмотр презентации |
|
|
|
28. |
«Радуга-дуга» Повторение слов по теме «Цвета» |
игры со словами |
|
|
|
29. |
«Веселая грамматика» Повторение местоимений |
выполнение упражнений |
1 |
|
|
30. |
«Веселые песенки и стихи» |
Чтение, слушание немецкой песни |
1 |
|
|
31. |
«По странам и континентам» Чтение географических названий |
чтение , кроссворд |
1 |
|
|
32. |
«Живые картинки» Обучение диалогической речи в ситуации «Знакомство» |
парная работа, инсценирование ситуации |
1 |
|
|
33-34. |
Игра «Крестики-нолики» |
игра |
2 |
|
|
|
ИТОГО |
34 часа |
|
|
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГОИ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Занимательный немецкий»
Дидактические материалы:
- дидактические разработки;
- обучающие компьютерные программы;
- фотографии;
- презентации;
- иллюстрации;
- раздаточный материал.
Материально – техническое обеспечение:
Кабинет, наглядные пособия, игрушки в качестве демонстрационногоматериала, проектор, компьютер с выходом в Интернет, экран, обучающиекомпьютерные программы на немецком языке, игры.
1. Баженова,И. С. Deutsch für die Anfänger / И. С. Баженова. – М., 2000.
2. Варфоломеева,И. М. Раздаточные материалы по немецкому языку / И. М. Варфоломеева. –М., 2005.
3. Гальскова,И. Д. Немецкий язык для детей / И. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М., 1996.
4. Добровольская,Д. О. Немецкий язык – детям / Д. О. Добровольская, Н. Н. Марко. – М., 1991
5. РайнекеЮ.С. Игры на уроках немецкого языка в начальной школе: Методическое пособие. –М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
6. Якимкина,В.Г. Увлекательные игры на уроках немецкого языка: методическое пособие/В.Г.Якимкина.- М.:Дрофа, 2007.
7. Яцковская,Г. В. Добрый день! / Г. В. Яцковская, Н. П. Каменецкая. – М., 1994.
- «Занимательная азбука: книжка в картинках на немецком языке», Н.В. Богданова, издательство: СПб., Каро, 2004г.
- Трубицина О.И. Читаю и пишу по-немецки сам / Учебное пособие по немецкому языку для младших школьников – Санкт-Петербург: КАРО, 2006
- Шмакова Е.Ю. Немецкий язык. Прописи. М.: Дрофа, 2007
Интернет – ресурсы
- http://www.deutsch.3nx.ru/viewtopic.php?p=3158
- http://deutsch-lernen-mit.narod.ru/kinder/
- http://www.tvzavr.ru/Uroki-tetushki-Sovy-Nemetskii-alfavit-dlya-detei
- http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,80007/Itemid,118/
- http://englishschool12.ru/video/vip/9276/khobbi_i_obrazovanie/nemeckij_jazyk/uc him_cveta_na_nemeckom
- http://www.solnet.ee/games/g1.html#nem
- http://festival.1september.ru/articles/312548
