X-PDF

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ»

Поделиться статьей

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа деревни Новые Казанчи

муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

Зам директора по УР

Директор

 

______________

Нигматуллина Ф.Г.

______________

Шамсутдинова Р.М.

______________

Шакирова Э.В.

Протокол №1

Протокол №

Приказ №69

от 31 августа2022 г.

от 31 августа  2022 г.

от 31 августа2022 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочнойдеятельности

для основногообщего образования

 «ШАХМАТЫ»

 

на 2022/2023  учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Новые Казанчи  2022

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

           Рабочая программа по шахматам  адресована для учащихся шестых классов средней общеобразовательной школы и составлена на основеавторской программы «Шахматы — школе» под редакцией И. Г. Сухина, рекомендованнойМинистерством образования и науки Российской Федерации в соответствии стребованиями ФГОС среднего общего образования и обеспечена УМК (учебники,методические рекомендации для учителя составлены автором программы И. Г.Сухиным).

Актуальность

Вцентре современной концепции общего образования лежит идея развития личностиребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностныхкачеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре вшахматы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всёбольшее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всехвозрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматнаяфедерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».

Шахматыдоступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаётнеобходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом.Шахматы – часть мирового культурного пространства. Обучение игре в шахматы ссамого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своихсверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детейнекоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценногосамовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость,мнимую ущербность.

             Для юныхшахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты(в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а такжеВсемирную детскую Олимпиаду.

            Президент Международной шахматной федерацииК.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат.Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».

Цельпрограммы.

Создание условий для личностного и интеллектуального развитияучащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досугапосредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

— формирование ключевыхкомпетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры вшахматы;

— формирование критическогомышления;

— формировать умение игратькаждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушенийправил шахматного кодекса;

— умение находить  простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

— умение оценивать позицию иреализовать материальный перевес;

— овладение навыками игры вшахматы.

Развивающие:

— формирование конкретногосистемного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрациивнимания, творческого мышления;

— формирование творческихкачеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)

Воспитательные:

— формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки,воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образежизни.

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

           Начальный курс пообучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Большоезначение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игроваядеятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, созданияигровых ситуаций.

          Особенностьпрограммы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мирешахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматнойдоской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрыватьположения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельныхфрагментах доски.  Большое место отводится изучению доматовогопериода игры.   На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес удетей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры иинсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, вкоторой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур иих позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги нашахматной доске.

 Основой организации работы сдетьми в данной программе является система дидактических принципов:

·        принцип психологической комфортности — создание образовательнойсреды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

·        принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждогоребенка своим темпом;

·        принцип целостного представления о мире — при введении новогознания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

·        принцип вариативности — у детей формируется умение осуществлятьсобственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

·        принцип творчества — процесс обучения сориентирован наприобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взглядыоб основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задачинтеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление уменийвыстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение,целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит приниматьсамостоятельные решения и нести ответственность за них.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

       Программой предусматривается 35 шахматных занятия, поэтому для прохождения  программногоматериала отводится 1 час в неделю, 35 учебных недели.

 

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

          Содержание учебногопредмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешныхграждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной ипрофессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальнойшколы укрепляется здоровье, формируются общие и  специфические учебные умения,способы познавательной и предметной деятельности.

Предмет «Шахматы» способствуетразвитию личностных качеств учащихся и является средством формирования уобучающихся универсальных способностей (компетенций).

Универсальными компетенциямиучащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:

— умения организовыватьсобственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еёцели;

— умения активно включаться вколлективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общихцелей;

— умение доносить информацию вдоступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия сосверстниками и взрослыми людьми.

Однимиз результатов обучения шахматам является осмысление иприсвоение учащимися системы ценностей.

Ценностьсвободы, чести и достоинства как основа современныхпринципов и правил межличностных отношений.

Ценностьистины это ценность научного познания как части культуры человечества,проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основесоциальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознаниекак ценность – одна из задач образования.

Ценностьгражданственности осознание себя какчлена общества, народа, представителя страны, государства; чувствоответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержаниепредмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и еёнароду.

Ценностьчеловечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частьюмирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценностьобщенияпонимание важности общения как значимой составляющей жизниобщества, как одного из основополагающих элементов культуры.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Личностные

 результаты

 

– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

 

 

Метапредметные результаты:

 

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

 

Предметные

результаты:

 

– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной  учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии  и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

-развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

 

К концу учебного года дети должны знать:

 -шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять подбоем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

— названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

 -правила хода и взятия каждой фигуры.

 

К концу учебного года дети должны уметь:

 -ориентироваться на шахматной доске;

 -играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами безнарушений правил шахматного кодекса;

— правильно помещать шахматную доску между партнерами;

 -правильно расставлять фигуры перед игрой;

 -различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

 -рокировать;

 -объявлять шах;

 -ставить мат;

 -решать элементарные задачи на мат в один ход.

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

                  На начальномэтапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяетсяпри знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обученииправилам игры, реализации материального перевеса.

 Большую роль играют общиепринципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основнымметодом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свойзамысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чегоформируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции — мотив — идея -расчёт — ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем приизучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовыхпозиций миттельшпиля и эндшпиля.

 При изучении дебютной теорииосновным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучениедебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенокпроделывает самостоятельно.

 На более поздних этапах вобучении применяется творческий метод, для совершенствования тактическогомастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающихопределенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разныхнаправлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свойсобственный подход к игре.

 Использование этих методовпредусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поискахрешения самых разнообразных задач.

Основныеформы и средства обучения: практическая игра, решение шахматных задач,комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения; теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки, участиев турнирах и соревнованиях.

Контроль эффективности осуществляется при выполнениидиагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных ииндивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.     Шахматная доска (2 ч)

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль,диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

 Горизонталь. Двоеиграющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доскикубиками (фишками, пешками и т. п.).

 Вертикаль. То жесамое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

 Диагональ. То жесамое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2.     Шахматные фигуры ( 1 ч)

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

 Волшебныймешочек. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры,каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

 Угадайка. Педагогсловесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это зафигура.

 Секретная фигура.Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют всешахматные фигуры, кроме секретной, которая выбирается заранее;вместо названия этой фигуры надо сказать: Секрет.

 Угадай. Педагогзагадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какаяфигура загадана.

 Что общего?Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи другна друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

 Большая ималенькая. На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокуюфигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3.     Начальная расстановка фигур ( 2 ч)

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой изфигур в начальной позиции; правило ферзь любит свой цвет; связьмежду горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

 Мешочек. Ученикипо одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляютначальную позицию.

 Да и нет. Педагогберет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом вначальном положении.

 Мяч. Педагогпроизносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: Ладьястоит в углу, и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно,то мяч следует поймать.

4.     Ходы и взятие фигур ( 16 ч)

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра науничтожение, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветныеслоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые,ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

Дидактические игры и задания

 Игра науничтожение – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний пландействий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагогиграет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры).Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

 Один в поле воин.Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске,уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными,недвижимыми).

 Лабиринт. Белаяфигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь назаминированные поля и не перепрыгивая их.

 Перехитричасовых. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,не становясь на заминированные поля и на поля, находящиеся подударом черных фигур.

 Сними часовых.Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрутпередвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась подударом черных фигур.

 Кратчайший путь.За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клеткишахматной доски.

 Захват контрольногополя. Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а сцелью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставитьфигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

 Защита контрольногополя. Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон неимеет победителя.

 Атака неприятельскойфигуры. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так,чтобы не оказаться под боем.

 Двойной удар.Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

 Взятие. Изнескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

 Защита. Здесьнужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

 Выиграй фигуру.Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проигралиодну из своих фигур.

 Ограничениеподвижности. Это разновидность игры на уничтожение, но сзаминированными полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигурыпротивника.

5.     Цель шахматной партии ( 9 ч)

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировкаи ее правила.

Дидактические игры и задания

 Шах или не шах.Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли корольпод шахом или нет.

 Дай шах.Требуется объявить шах неприятельскому королю.

 Пять шахов.Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

 Защита от шаха.Белый король должен защититься от шаха.

 Мат или не мат.Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли матчерному королю.

 Первый шах. Играпроводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявитпервый шах.

 Рокировка.Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6.     Игра всеми фигурами из начального положения( 5 ч)

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

 Два хода. Длятого чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет спедагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своимиходами.

«Игра на уничтожение» -важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий,развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет сучениками ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьёт все фигурыпротивника.

«Один в поле воин». Белаяфигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожаякаждым ходом по фигуре

«Лабиринт» Белая фигура должнадостичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные»поля и не перепрыгивая их.

«Кратчайший путь». Заминимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клеткишахматной доски.

«Двойной удар». Белой фигуройнадо напасть одновременно на две чёрные фигуры.

«Взятие». Из несколькихвозможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно однойбелой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Все дидактические игры изадания из этого раздела моделируют в доступном для детей виде те или иныереальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматнойдоске.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С  ОПИСАНИЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ШАХМАТЫ» 6 класс

№ пп

Дата

Тема

Характеристика учебной деятельности учащихся

1

06.09.2022

Шахматная доска

Чтение дидактической сказки Удивительные приключения шахматной доски. Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены.

2

13.09.2022

Шахматная доска

Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами, организовывать комфортные отношения с партнерами по игре

3

20.09.2022

Знакомство с шахматными фигурами

Познакомиться с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры.

4

27.09.2022

Начальная расстановка фигур

Познакомиться с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой

5

04.10.2022

Шахматная доска и фигуры

Познакомиться с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Орга-низовывать комфортные отношения с партнерами по игре

6

18.10.2022

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья

Познакомиться  с понятиями: ход, взятие, стоять под боем.

7

25.10.2022

Ладья в игре

Научиться играть фигурой в отдельности и в

8

08.11.2022

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. 

9

15.11.2022

Слон в игре

Соблюдать основные правила личной гигиены.

10

22.11.2022

Ладья против слона

Уважать мнение и решение других

11

29.11.2022

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь

Делать  выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное

12

06.12.2022

Ферзь в игре

решение.

13

13.12.2022

Ферзь против ладьи и слона

Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию.

14

20.12.2022

Знакомство с шахматной фигурой. Конь

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

15

27.12.2022

Конь в игре

Работать в парах.

16

17.01.2023

Конь против ферзя, ладьи, слона

 

17

24.01.2023

Знакомство с пешкой

Познакомиться  с понятиями: ход, взятие, стоять под боем.

18

31.01.2023

Пешка в игре

Научиться играть фигурой в отдельности и в

19

07.02.2023

Пешка против ферзя, ладьи, слона

совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. 

20

14.02.2023

Знакомство с шахматной фигурой. Король

Анализировать положение фигур на шахматной

21

21.02.2023

Король против других фигур

доске.

22

28.02.2023

Шах

Оценивать правильность ходов.

23

07.03.2023

Шах

Научиться рокировать.

24

14.03.2023

Мат. Цель шахматной партии

Научиться объявлять шах.

Научиться ставить мат.

25

21.03.2023

Мат

Уметь организовать комфортные отношения с

26

04.04.2023

Ставим  мат

партнерами по игре.

27

11.04.2023

Ставим  мат

Анализировать положение фигур на шахматной

28

18.04.2023

Ничья, пат

доске.

29

25.04.2023

Рокировка

Оценивать правильность ходов.

30

02.05.2023

Рокировка

 

31

16.05.2023

Шахматная партия

Познакомиться с элементарными шахматными

32

23.05.2023

Шахматная партия

задачами.

33-34

30.05.2023

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Играть всеми фигурами из начального положения.

Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре.

 

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОГО И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГООБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.            И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие дляучителя – Обнинск:   Духовное возрождение, 1999.

2.            Демонстрационная магнитная шахматная доска

3.             Набор магнитных шахматных фигур

4.            Наборы шахмат

Дидактические шахматные сказки

 Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.

 Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И.Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.

 Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматнойстране. – М.: Педагогика, 1991.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

 Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.

 Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н.Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика

Художественнаялитература для детей по шахматной тематике

 Велтистов Е. Победитель невозможного.

Крапивин В. Тайна пирамид.

Надь К. Заколдованная школа.

 Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет