муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
средняяобщеобразовательная школа № 6
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №1от 29.08.2019 г. |
Принята на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 6 Протокол № 1 от 30.08.2019 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 6 ______ О.П. Горишняя Приказ № 95/о от 30.08.2019 г. |
РАБОЧАЯПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Школа добрых дел»
(социальное направление)
на 2019-2020 учебный год
для 4 «в» класса
Учитель:Бабенко Е.А.
г. Новочеркасск
Пояснительнаязаписка
1.1.Нормативно-правовая база реализации рабочей программы
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа добрых дел» ( социальное направление)
в 4 В классе разработана на основе:
- ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373;
- Учебного плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ №6 на 2019-2020 уч. год;
- Письмо Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011г. « Об организации внеурочной деятельности».
- Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М. Просвещение 2016 г.
1.2. Общая характеристика курса внеурочнойдеятельности «Школа добрых дел»
Рабочая программа«Школа добрых дел» ( социальное направление) разработана в соответствиис требованиями Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования и представляет собой интегрированный модульсоциально преобразующей добровольческой деятельности.
Актуальной проблемойсовременного образования и воспитания является проблема социализацииобучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых людинаучаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Онапредполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческихотношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций,приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества,способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственноепонимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовыватьданные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъектасоциальной деятельности, социального творчества.
Социальная деятельностьшкольников — это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегдасопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений,риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников,педагогом, общественностью.
Во внеурочное времяпредставляются возможности включать детей в разнообразные виды социальнойдеятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности кобщественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность исознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальнойдеятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношениймежду группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста,или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природнойсреды и т.д.
При выполненииобщественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенокживет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов вработе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственностьи самостоятельность. Самое главное он учится делать добро ипринимать его.
Актуальность даннойпрограммы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытиюиндивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть науроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желаниюактивно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умениюсамостоятельно организовать своё свободное время.
В программе внеурочнойдеятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотреновыполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программареализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включениюобучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума.
Цель программы — формированиеличностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом имиром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи:
- Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
- Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
- Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
- Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Описаниеценностных ориентиров содержания курса
Впроцессе реализации программы «Школа добрых дел» предусматривается разработка иреализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупноститаких ценностных ориентиров, как:
-ценность жизни –признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальноммире в целом как величайшей ценности;
— ценность человека –осознание ответственности за себя, своего душевного, физического и социально-нравственного здоровья;
— ценность общения –понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одногоиз основополагающих элементов культуры;
— ценность добра –направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признаниепостулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочьближнему, как проявление высшей человеческой способности — любви;
— ценность истины –это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,понимания сущности бытия, мироздания;
— ценность природы -бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а такжепереживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножениееё богатства;
— ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательнойсреды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этническихтрадиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособностьроссийского общества;
— ценность труда итворчества – признание труда как необходимой составляющей жизничеловека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своейобласти.;
— ценность социальнойсолидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствамисправедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другимлюдям;
— ценностьгражданственности и патриотизма – осознание себя какчлена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своегокрая и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
— ценностьчеловечества как части мирового сообщества, длясуществования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов иуважение к многообразию их культур.
Общаяхарактеристика курса
Программа внеурочнойдеятельности «Школа добрых дел» основывается на следующих принципах.
Принципнеадаптивной социализации, которая предполагает обеспечение возможностисоздания школьником собственной модели поведения и самоопределенияв меняющихся социальных условиях. Важным условием выступает созданиеспециальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельныхпроб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровнясоциальной ответственности молодого поколения.
Принципприродосообразности предполагает,что социально-преобразующая деятельность школьников должна основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов,согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать егосообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность заразвитие самого себя.
Возрастосообразность -одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждомвозрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решениякоторых зависит его личностное развитие. Это и достижение определённогоуровня физического развития, и формирование познавательных,морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознанияличности, её самоопределение в жизни.
Принципкультуросообразности предполагает,что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческихценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормаминациональной культуры и традиций.
Принципколлективности применительнок социальной деятельности предполагает, что общественно-полезнаядобровольческая деятельность детей даёт опыт жизни в обществе, опытвзаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленныхгражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принципдиалогичности предполагает,что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессетакого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обменгражданскими ценностями. Диалогичность воспитания не предполагаетравенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями,неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Нодиалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимногопонимания, признания и принятия.
Принциппатриотической направленности предусматриваетобеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников кнародам России, российской культуре и истории. Это предполагает использованиеэмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических,гражданско-патриотических явлений и предметов, собственных действий поотношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.
Принциппроектности предполагаетпоследовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку ивыведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся влогике замысел — реализация — рефлексия.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределениев социальной деятельности — процесс формирования личностью собственногоосмысленного и ответственного отношения к социальной действительности.Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит всовместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.
На начальном этапесоциально преобразующей добровольческой деятельности достижение результатовобеспечивается формой социальной пробы. В контексте социальнойдеятельности социальная проба – это инициативное участие школьника всоциально значимых делах, организованных взрослыми.
На старшем этапе особаяроль в организации социальной деятельности младших школьников отводитсяколлективнымтворческим делам (КТД). Основным морально-этическим принципоморганизации КТД создатель методики И. П. Иванов рассматривал «реальную заботувсех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе кактоварище других людей». В основе идеи заботы — развитие нравственной позицииличности, социальной активности и внимания, потребности к изменению окружающегомира и саморазвитию.
В развёрнутом виде коллективное творческое дело (по И. П. Иванову) имеетшесть этапов:
1. совместноерешение о проведении дела;
2. коллективноепланирование;
3. коллективнаяподготовка;
4. коллективноепроведение дела;
5. коллективныйанализ;
6. ближайшеепоследействие.
Суть технологическойцепочки КТД в следующем: после принятия решения о проведении дела первичныйколлектив делится на группы, команды, звенья, бригады. Здесь и далее, когдаговорится «группа создаётся, вырабатывает, готовится, участвует,анализирует…», имеются в виду действия педагога по созданию, стимулированию,поддержке, помощи в соответствующих групповых действиях. Группы вырабатываютпредложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временнуюгруппу организаторов (совет дела). Совет дела разрабатывает на основепредложений групп проект КТД, даёт задания группам по подготовке, помогаетгруппам, координирует их усилия. Проведение КТД опять-таки в той или иной мереопирается на активность групп, подключая для активизации школьниковсоревновательность, игру, импровизацию. После окончания дела проводитсясовместный его анализ, организованный так, чтобы все участники могли выразитьсвоё отношение, свои мнения, чувства по поводу прошедшего события.
КТД включают школьниковв полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающуючрезвычайно значимое для школьника чувство коллективного и индивидуальногоавторства. Особо обратим внимание на коллективный анализ, который есть в тойили иной мере рефлексивный акт (осмысление того, что со мной уже произошло).Рефлексия усиливает чувство причастности к предмету рефлексии.
Знание и понимание, чтотакое КТД, не приводит автоматически к органичному вплетению этой культурнойформы в ткань школьной жизни. Важно научить детей работе в режиме КТД,мотивировать их к этой работе, хотя, безусловно, дело это вовсе не простое. Добиваться того, чтобы КТД превратились в традицию класса, педагогунеобходимо постепенно, шаг за шагом.
Каждый вид внекласснойдеятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опытколлективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своейсовокупности даёт большой воспитательный эффект.
Обучающиеся достигаютнеобходимого для жизни в обществе социального опыта, формируютпринимаемую обществом систему ценностей. Все это создает условия длямногогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбывремя.
В рамках программы«Школа добрых дел» могут использоваться следующие формы организациивнеурочной деятельности:
· беседы;
· встречи с людьми различных профессий;
· просмотр и обсуждение видеоматериала;
· экскурсии, поездки;
· конкурсы;
· выставки детских работ;
· коллективные творческие дела;
· праздники;
· викторины;
· творческие проекты, презентации;
· мастерские подарков;
· аукционы добрых дел;
· трудовые десанты;
· общественно полезные практики;
· социально-значимые акции,
· социальные проекты и т.п.
Процесс воспитания социальнойактивности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и довериявзрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деледетская социальная инициатива — это всегда инициатива взрослых, поддержаннаяребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых детивзрослеют.
1.3.Место курса внеурочной деятельности « Школа добрых дел» в рамках основнойобразовательной программы школы
Программа рассчитана дляучащихся начальной школы на 4 года обучения.
На реализацию программы в 4 классе отводится — 17 ч в год.
Данная программареализуется за 17 часов (0,5 часа в неделю).
2.Содержаниепрограммы
Содержание данной программыежегодно конкретизируется с учетом плана воспитательной работы МБОУ СОШ № 6 иплана развития классного коллектива. Она играет роль общего ориентира, гдеочерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность самконструировать ход занятий, исходя из индивидуальных возможностей и интересов учеников.
В связи с этимкалендарно-тематическое планирование разными педагогами данной программы носитсвой неповторимый характер, отражая воспитательные мероприятия класса.
3. Планируемыерезультаты освоения обучающимися
программывнеурочной деятельности
«Школадобрых дел»
Личностными результатами освоениякурса является:
• ценностное отношениек труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыкитрудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми ивзрослыми;
• осознание приоритетанравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опытучастия в различных видах общественно полезной и личностно значимойдеятельности;
• потребности иначальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательныхдля ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация ксамореализации в социальном творчестве, познавательной и практической,общественно полезной деятельности.
Метапредметныерезультаты:
· приобретение школьником социальных знаний,
· понимание социальной реальности и повседневной жизни;
· приобретение навыков групповой работы;
· получение опыта разработки социальных проектов и организацииколлективной творческой деятельности;
· поиск, нахождение и обработка информации о принятых вобществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; овзаимопомощи и т.п.;
· способность регулировать собственную деятельность;
· освоение правил и норм социокультурного взаимодействия совзрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья,учреждения культуры в городе, т.д.);
· приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
· совершенствование в умениях слышать себя и других;
· приобретение школьником опыта самостоятельного социальногодействия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичноговыступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместнойдеятельности с другими детьми.
В процессе оценкидостижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение,анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ исамооценка.
Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся.Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельностьработы;
• осмысленностьдействий;
• разнообразиеосвоенных задач.
4.Календарно-тематическое планирование
4класс
№ зан-ия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Время проведения |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
1 четверть (4,5 часа) |
|||||
1 |
Мой вклад в работу класса. |
0,5 |
06.09 |
|
Самообслуживание, дежурство в классе |
2 |
К чему может привести пожар? |
|
13.09 |
Беседа о лесных пожарах |
Создание плакатов |
3 |
Береги школьное имущество. |
|
20.09 |
|
Беседа о бережном отношении к школьному имуществу. Создание листовок. |
4 |
Проект «Наши учителя» |
|
27.09 |
|
Создание газеты ко Дню учителя |
5 |
Уход за комнатными растениями в классе |
|
04.10 |
Знакомство с видами комнатных растений. |
Полив и опрыскивание растений. |
6 |
Рейд «Береги учебник |
|
11.10 |
|
Контроль за состоянием учебников, выявление и устранение недостатков, оказание помощи. |
7 |
Проект «Мои домашние животные» |
|
18.10 Представленная информация была полезной? ДА 58.74% НЕТ 41.26% Проголосовало: 1076 |
|
Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев. |
8 |
Проект «Мои любимые питомцы» |
|
24.10 |
|
рассказы детей о своих питомцах |
9 |
Птицы-наши друзья |
|
25.10 |
|
КВН |
2 четверть (3,5 часа) |
|||||
10 11
|
Проект «Моя мама»(ко Дню матери) |
|
15.11 22.11 |
|
Изготовление открыток для мам) |
|
Акция «Мы равны» |
|
29.11 |
Беседа, посвященная Дню инвалида |
Изготовление поделок |
12 |
Как трудится моя семья» |
|
06.12 |
|
проекты о профессиях родителей |
13 14 15 16 |
Работа в мастерской Деда Мороза |
|
13.12 20.12 26.12 27.12 |
|
Изготовление елочных украшений, участие в конкурсе новогодних поделок |
3 четверть ( 5 часов) |
|||||
17 |
Колядки |
|
17.01 |
|
Проведение игр |
18 |
«Книжкина больница» |
|
24.01 |
Беседа «Береги книги» |
|
19 |
Акция «Покормите птиц зимой» |
|
31.01 |
|
Изготовление кормушек из картонных коробок |
20 |
Проект «Наши руки не знают скуки». |
|
07.02 |
|
Изготовление декораций к празднику «Масленица» |
21 |
«Акция «Белые журавлики» |
|
14.02 |
Беседа о героях (люди, прошедшие Афганистан |
Изготовление бумажных журавликов |
22 |
Проект «Как поздравить наших пап» |
|
21.02 |
|
Изготовление открыток для пап |
23 |
Масленичные забавы |
|
28.02 |
|
игры |
24 |
Проект «Наши дорогие мамы!» |
|
06.03 |
|
Изготовление открыток для мам |
25 |
Акция «Милосердие» |
|
13.03 |
Беседа о людях прошедших ВОВ |
Изготовление открыток для ветеранов открыток |
26 |
«Книга твой друг, без нее, как без рук» |
|
20.03 |
|
Посещение школьной библиотеки |
4 четверть (4 часа) |
|||||
27 |
Проект «День Земли» |
|
03.04 |
|
рисунки детей о бережном отношении к земле. |
28 |
«Наши космонавты» |
|
10.04 |
|
рисунки детей о космосе |
29 |
Акция «Хлеб всему голова!» |
|
17.04 |
Беседа о бережном отношении к хлебу. |
рисунки «Золотой колосок» |
30 |
«Мы всегда будем помнить» |
|
24.04 |
|
изготовление открыток для ветеранов |
31 32 |
Акция «Подарок ветерану» |
|
07.05 08.05 |
Встреча с ветеранами ВОВ |
|
33 |
Проект «Цветы для школьного двора» |
|
15.05 |
Беседа о цветах |
|
34 |
Копилка добрых дел |
|
22.05 |
|
Самоанализ данного направления |
|
|
|
|
|
|
Итого: 17 часов |
5. Диагностические методики поэффективности внеурочной деятельности (социальное направление)
Длявыявления эффективности внеурочной деятельности можно использовать следующиеметодики:
Методика оценки уровнявоспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1-2 классы)
Я оцениваю себя |
Меня оценивает учитель |
Итоговые оценки |
|
1. Любознательность: — мне интересно учиться – я люблю мечтать — мне интересно находить ответы на непонятные вопросы — мне нравится выполнять домашние задания — я стремлюсь получить хорошие отметки 2. Трудолюбие: — я старателен в учебе — я внимателен — я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью — мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу — мне нравится дежурство в школе 3. Бережное отношение к природе: — к земле — к растениям — к животным — к природе 4. Мое отношение к школе: — я выполняю правила для учащихся — я добр в отношениях с людьми — я участвую в делах класса и школы 5. Красивое в моей жизни: — я аккуратен в делах — я опрятен в одежде — мне нравится все красивое вокруг меня — я вежлив в отношениях с людьми 6. Как я отношусь к себе: — я управляю собой — я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой — у меня нет вредных привычек |
Оценкарезультатов:
5– всегда
4– часто
3– редко
2– никогда
1– у меня другая позиция
Покаждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результатекаждый ученик имеет 6 оценок. Затем 6 оценок складываются и делятся на 6.Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Среднийбалл
5- 4,5 – высокий уровень (в)
4,4– 4 – хороший уровень (х)
3,9– 2,9 – средний уровень (с)
2,8– 2 – низкий уровень (н)
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВУЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (подготовлена профессором Л. В. Байбородовой)
Цель: выявлениемотивов учащихся в деятельности.
Ходпроведения.
Учащимсяпредлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместнойдеятельности. Для ответа используется следующая шкала:
3— привлекает очень сильно;
2— привлекает в значительной степени;
1— привлекает слабо;
О—непривлекает совсем.
Чтопривлекает в деятельности:
1.Интересное дело. 2. Общение с разными людьми, 3. Помощь товарищам. 4.Возможность передать свои знания. 5. Творчество. 6. Приобретение новых знаний,умений. 7. Возможность руководить другими. 8. Участие в делах своегоколлектива. 9. Вероятность заслужить уважение товарищей. 10. Сделать доброедело для других. 11. Выделиться среди других. 12. Выработать у себяопределенные черты характера. Обработка и интерпретация результатов. Дляопределения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки: а)коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10); б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6,12); в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11). Сравнение средних оценок по каждом ублоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников вдеятельности.