Управлениеобразования Красносулинского района
МБОУКомиссаровская СОШ
«Рассмотрено»
на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол №___ от _________2022 г. Руководитель МО _____________ Гапеева Е.В. |
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
_____________Каракутова С.Н. Протокол №____от________2022 г. |
«Утверждаю»
Директор МБОУ Комиссаровская СОШ _____________Перепелкин Г.А. Приказ № ___ от «___»______________2022 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочнойдеятельности
«Школа вежливых наук»
для 4 класса начальногообщего образования
на 2022-2023 учебныйгод
Составитель: учитель начальныхклассов,
Маслова Юлия Андреевна
п.Розет, 2022 г.
1. Пояснительнаязаписка
Целью даннойпрограммы является развитие в каждом ребенке таких социально-значимых качествличности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие
В процессе деятельности школы повоспитанию нравственных основ личности младшего школьника решаются следующиеобщие задачи:
· формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимостиопределенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями одобре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивнойнравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
· формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям,совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за ихрезультаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
В области формированиясоциальной культуры:
· укрепление доверия к другим людям;
· развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,понимания и сопереживания другим людям;
· формирование осознанного и уважительного отношения к традиционнымроссийским религиям и религиозным организациям, к вере и религиознымубеждениям;
· развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
В области формированиясемейной культуры:
· формирование отношения к семье как к основе российского общества;
· формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям,осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
· знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническимитрадициями российской семьи.
· Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образужизни.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
· начальные представления о моральных нормах и правилахнравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений всемье, между поколениями, представителями различных социальных групп;
· нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками,старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыминравственными нормами;
· неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие кчеловеку, находящемуся в трудной ситуации;
· способность эмоционально реагировать на негативные проявления вдетском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своихпоступков и поступков других людей;
· почтительное отношение к родителям, уважительное отношение кстаршим, заботливое отношение к младшим;
· знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Программа «Школа вежливых наук» реализуетнравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главноеназначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознанияучащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классногоколлектива как значимой социально – психологической группы.
Особенность изучаемого курса состоит втом, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, освоих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другимилюдьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими,но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает эточерез собственное интеллектуальное и художественное развитие.
Внеурочная деятельность « Школа вежливыхнаук» в 4 классе реализуется в соответствии с учебным планом МБОУКомиссаровской СОШ в объёме 1 час в неделю, 35 учебных часа в год, даннаярабочая программа реализуется за 34 учебных часа в соответствии с календарнымучебным графиком МБОУ Комиссаровской СОШ на 2022-2023 учебный год с учётомгосударственных праздничных дней (24.02.2023г), согласно учебному плану: раздел«Культура общения: «У меня зазвонил телефон»» рассчитан на 4 часа –реализуется за 3 часа.
2. Планируемыерезультаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностныерезультаты
Самоопределение
— проявлениеэмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, ее культуре,истории, традициям;
— освоены иприняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур какдемократических гражданских ценностей;
— сформированообщее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурноммногообразии и единстве;
— понимание чувствдругих людей и сопереживание им;
— сформированавнутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного
в преобладанииучебно-познавательных мотивов;
— пониманиеискусства как значимой сферы человеческой жизни;
— адекватнаяоценка своих возможностей, осознанная ответственность за общее благополучие.
Смыслообразование
— заложены основыгражданской идентичности личности в форме осознания « Я- гражданин России»,чувства сопричастности и гордости за Родину, народ и историю;
— сформированучебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
— толерантноеотношение и уважение к культуре других народов;
— сформированавнутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, пониманиянеобходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательныхмотивов;
— понимание иследование в деятельности нормам эстетики;
— умениеосуществлять коллективную постановку новых целей, задач.
Морально-этическаяориентация
— сформированоосознание своей этнической принадлежности; проявление готовности следовать основнымнравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя);
— сформированыосновы гражданской идентичности в поступках и деятельности;
— заложены основыустойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимуюсферу человеческой жизни;
— ориентация внравственном содержании и смысле поступков — как собственных, так и другихлюдей;
— способностьоценить свои поступки в позиции «Я — школьник», предпочтение социальномуспособу оценки знаний;
— следование вповедении моральным и этическим требованиям;
— ориентация нанравственное содержание и смысл поступков;
— сформированаспособность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров вобщении.
Метапредметныерезультаты
РегулятивныеУУД
— умение ставитьновые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
— способностьсамостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебномматериале;
— умение адекватнопонимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности;
— умениепланировать действия в соответствии с поставленной задачей;
— умениесистематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы;
— умение вноситьнеобходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки иучета характера сделанных ошибок;
— проявлениепознавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
КоммуникативныеУУД
— умение учитыватьразные мнения и интересы, представлять собственную позицию;
— умениеаргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместнойдеятельности;
— умение находитьнаиболее эффективные способы решения;
— умение адекватноиспользовать речь и речевые средства;
— умениеосуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерияуспешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
— понимание разныхмнений и подходов к решению проблемы;
— использованиеречи для регуляции своего действия;
— адекватноеиспользование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
— умениепродуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех егоучастников;
— готовностьпринимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение.
ПознавательныеУУД
— умениеосуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет;
— умениеосуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи сориентиром на ситуацию успеха;
— понимание причинсвоего успеха/ неуспеха;
— способностьосознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменнойречи;
— умениеосуществлять анализ объектов;
— умениеосуществлять синтез как составление целого из частей;
— умение строитьпростые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
Предметныерезультаты
— пониманиезначимости национальной и мировой культуры, средствами сохранения и передачинравственных ценностей и традиций;
— формированиепредставлений о мире, российской культуре, первоначальных этическихпредставлениях, понятий о добре и зле, нравственности;
— формированиюадаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного итактичного отношения к личности другого человека;
— умение осознанновоспринимать и оценивать поступки людей, участвовать в обсуждении, давать иобосновывать нравственную оценку поступков;
— умениесамостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получениядополнительной информации.
Планируемыевоспитательные результаты:
Врезультате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичьследующих результатов:
Первыйуровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилахнравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений всемье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителямиразличных социальных групп.
Длядостижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивноеотношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормамвзаимоотношения с окружающими.
Второйуровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивногоотношения к базовым ценностям общества.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
1.Общечеловеческиеценности: «Добродетель, милосердие» — 6 часов, «Дружба и товарищество» — 4часа, «Золотое правила нравственности» — 3часа
Доброе отношение кмиру.
Подарокпросто так .
Милосердие. « Чтоэто такое?».
«Энциклопедиядобрых дел человечества» (энциклопедия злых дел человечества).
«Стремись к тому,чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог».
ЭкспедицияВ поисках добра.
2.Культураобщения: «Я в гостях, на отдыхе» — 7 часов
«В гостиходят повидаться, а не наедаться».
«Осторожно, двери закрываются». ( Правила поведения в транспорте)
«И,взвившись, занавес шумит» (Правила поведения в кино, театре, музее).
Правилаповедения в библиотеке.
Правилаповедения в церкви. « Береги и охраняй природу» (Правила поведения на природе).
«Мыживем среди людей» (Итоговое занятие)
3. Основы этикета:«У меня зазвонил телефон» — 3 часа.
Звонок по телефону.
« Не теряй время! ».
Практическая работа: моделированиетелефонных разговоров с разными людьми. Приглашение по телефону.
4.Культурабыта: «Уют и красота в доме. «Подъезд, двор, улица – сфера внимания ивлияния воспитанного человека» — 3 часа
«Улица –«смотрины» вежливости». Социальныйпрактико-ориентированный проект “Цвети, Земля!”
Социальный практико-ориентированный проектМастерская волшебников.
Исследовательский проект “Малые раныприроды на территории школьного двора”
5.Культуравнешности: «Смотрим в зеркало. Взгляд на себя со стороны» — 8 часа
Исследовательский проект «Красота издоровье».
Аккуратность и опрятность внешнего вида.
О вкусах не спорят, о манерах важно знать
Нашшкольный закон
Основные правила поведения в школе вовремя занятий и на перемена.
Основные правила поведения в общественныхместах.
Подготовка к празднику «Прощание сначальной школой».
Основные правила поведения на каникулах.
Подготовка к празднику « Прощание сначальной школой»
4.Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Деятельность учителя с учётом программы воспитания |
1 |
Общечеловеческие ценности: «Добродетель, милосердие» |
6 |
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в соответствии с планами учебных курсов, внеурочных занятий и предусматривает: — вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая дает им возможность удовлетворения познавательных интересов, самореализации, развития способностей в разных сферах; — формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых общностей, которые объединяют обучающихся и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями; — поддержку средствами внеурочной деятельности обучающихся с выраженной лидерской позицией, возможность ее реализации; — поощрение педагогическими работниками детских инициатив, проектов, самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами. — Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в школе осуществляется в рамках следующих выбранных обучающимися курсов, занятий |
2 |
Общечеловеческие ценности: «Дружба и товарищество»- |
4 |
|
3 |
Общечеловеческие ценности: «Золотые правила нравственности» |
3 |
|
4 |
Культура общения: «Я в гостях, на отдыхе» |
7 |
|
5 |
Культура общения: «У меня зазвонил телефон» |
3 |
|
6 |
Культура быта: «Уют и красота в доме. «Подъезд, двор, улица – сфера внимания и влияния воспитанного человека» |
3 |
|
7 |
Культура внешности: «Смотрим в зеркало. Взгляд на себя со стороны» |
8 |
|
Всего |
34 |
|
5. Поурочное планирование
№ п/п |
Тема занятия
|
Форма проведения занятия |
Дата |
|
План. |
Факт. |
|||
Общечеловеческие ценности: «Добродетель, милосердие» — 6ч. |
||||
1 |
Доброе отношение к миру. |
Образовательный квиз |
02.09 |
|
2 |
Подарок просто так. Представленная информация была полезной? ДА 58.98% НЕТ 41.02% Проголосовало: 1002 |
Беседа |
09.09 |
|
3 |
Милосердие. Что это такое? |
Работа с интерактивными карточками |
16.09 |
|
4 |
Энциклопедия добрых дел человечества (энциклопедия злых дел человечества). |
Музыкальный конкурс талантов |
23.09 |
|
5 |
Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог. |
Семейные истории |
30.09 |
|
6 |
Экспедиция В поисках добра. |
Работа с текстом |
07.10 |
|
Общечеловеческие ценности: «Дружба и товарищество» — 4ч. |
||||
7 |
Дружба. Дружба начинается с улыбки. |
Творческая мастерская |
14.10 |
|
8 |
Мой класс — мои друзья. |
Работа с иллюстрациями |
21.10 |
|
9 |
Конфликты между людьми и способы их разрешения. |
Работа с интерактивной картой |
28.10 |
|
10 |
Секретные советы мальчикам и девочкам. |
Групповое обсуждение |
11.11 |
|
Общечеловеческие ценности: «Золотые правила нравственности» — 3ч. |
||||
11 |
Чего в других не любишь, того и сам не делай. |
Творческая мастерская |
18.11 |
|
12 |
Каким нужно быть, чтобы тебя уважали? |
Работа с видеорядом |
25.11 |
|
13 |
Справедливое отношение к себе и другим. |
Групповое обсуждение |
02.12 |
|
Культура общения: «Я в гостях, на отдыхе» -7 ч. |
||||
14 |
В гости ходят повидаться, а не наедаться. |
Работа с Галереей героев |
09.12 |
|
15 |
Осторожно, двери закрываются. |
Эвристическая беседа |
16.12 |
|
16 |
И, взвившись, занавес шумит. |
Конкурс стихов |
23.12 |
|
17 |
Правила поведения в библиотеке. |
Пишем письмо Дедушке Морозу |
13.01 |
|
18 |
Правила поведения в церкви. |
Работа с книжным текстом |
20.01 |
|
19 |
Береги и охраняй природу. |
Виртуальная экскурсия |
27.01 |
|
20 |
Мы живем среди людей. |
Викторина |
03.02 |
|
Культура общения: «У меня зазвонил телефон» — 3ч. |
||||
21 |
Звонок по телефону. |
Викторина |
10.02 |
|
22 |
Не теряй время. |
Литературная гостиная: конкурс стихов |
17.02 |
|
23 |
Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми. Приглашение по телефону. |
Творческий практическая работа |
03.03 |
|
Культура быта: «Уют и красота в доме. «Подъезд, двор, улица – сфера внимания и влияния воспитанного человека» — 3ч. |
||||
24 |
Улица –«смотрины» вежливости». Социальный практико-ориентированный проект “Цвети, Земля!” |
Работа с книжным текстом |
10.03 |
|
25 |
Социальный практико-ориентированный проект Мастерская волшебников. |
Виртуальная экскурсия |
17.03 |
|
26 |
Исследовательский проект “Малые раны природы на территории школьного двора”. |
Исследование |
24.03 |
|
Культура внешности: «Смотрим в зеркало. Взгляд на себя со стороны» — 8 ч. |
||||
27 |
Исследовательский проект «Красота и здоровье». |
Обсуждение фильма «Время Первых» |
07.04 |
|
28 |
Аккуратность и опрятность внешнего вида. |
Конкурс стихов |
14.04 |
|
29 |
О вкусах не спорят, о манерах важно знать |
Работа с видеоматериалами |
21.04 |
|
30 |
Наш школьный закон. |
Беседа с ветеранами труда |
28.04 |
|
31 |
Основные правила поведения в школе во время занятий и на переменах. |
Конкурс рисунков |
05.05 |
|
32 |
Основные правила поведения в общественных местах. |
Работа с видеоматериалами |
12.05 |
|
33 |
Подготовка к празднику «Прощание с начальной школой». |
Творческий конкурс |
19.05 |
|
34 |
Основные правила поведения на каникулах. |
Групповое обсуждение |
26.05 |
|
Листкорректировки рабочей программы
по курсувнеурочной деятельности «Школа вежливых наук», 4 класс
Тема урока |
Дата проведения (план.) |
Дата корректировки (факт.) |
Причина корректировки |
примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|