X-PDF

Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог для 1 класса

Поделиться статьей

Пояснительная записка

 

            Рабочая программа  внеурочной деятельности «Моя первая экология» разработана наосновании:

1.Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (сизменениями).

2.Государственного образовательного стандарта Луганской Народной Республики,утвержденными приказом Министерства образования и науки Луганской НароднойРеспублики от 21.05.2018 № 495-ОД, зарегистрированным в Министерстве юстицииЛуганской Народной Республики 13.06.2018 за № 200/1844.

3.Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,основного общего и среднего общего образования в общеобразовательныхорганизациях (учреждениях) Луганской Народной Республики, утверждённым приказомМинистерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 №86, зарегистрированным в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики29.03.2017 за № 151/1202.

4.На основании приказа Министерства образования и науки Луганской НароднойРеспублики  от 22.08.2022 г. № 828-од «Об организованном начале 2022-2023учебного года в общеобразовательных организациях Луганской НароднойРеспублики».

5.Приложения к приказу Министерства образования и науки Луганской НароднойРеспублики № 06-7335  от 01.09.22 года «Методические рекомендации попреподаванию учебных  предметов в 2022–2023 учебном году в условиях перехода наобновленные ФГОС НОО, ФГОС»

           6. Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самкова (Сборник программвнеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред.Н.Ф.Виноградовой.- Вентана-Граф, 2012г)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Общая характеристикафакультатива

      «Моя первая эколо­гия» — интегрированный курс для младшихшкольников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм,красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания,развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мыш­ление младшихшкольников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностногоотношения младших школьников к при­роде, воспитания основ экологическойответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

     Программа рассчитана на 66часов, 2 часа в неделю. Она дополняет и рас­ширяет содержание отдельных темпредметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знанияестественнонаучного ха­рактера обогащаются   благодаря введению элементовзнаний математиче­ского и гуманитарно-эстетического циклов.

 

Ценностнымиориентирами содержания факультатива в начальной школе являются:

— развитие у учащихся эстетическоговосприятия окружающего мира;

— формирование представлений оприроде как универсальной цен­ности;

— изучение народных традиций,отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных сизучением окру­жающей среды;

— развитие устойчивогопознавательного интереса к окружающему миру природы;

— развитие представлений оразличных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнениемучебного исследования;

— вовлечение учащихся вдеятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Задачи программы:

Обучающие:

— расширить представления об окружающем мире;

— сформировать представления о природных сообществахобласти;

— познакомить об охраняемых территориях России и своейобласти;

— сформировать умения и навыки природоохраннойдеятельности;

Развивающие:

 развитьмотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;

— развить мышление, наблюдательность, внимание, память;

— развить способность принимать и сохранять цели и задачиучебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-развить самостоятельность и личную ответственность за своипоступки.

Воспитательные:

— развивать интерес к изучению природы родного края, пониманиеактивной роли человека в природе;

 формироватьуважительное отношение к чужому мнению;

— воспитать бережное отношение к окружающей среде;

— воспитать в каждом учащемся активную гражданскую позициюи любовь к Родине,

— сформировать установки на безопасный, здоровый образжизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношениюк материальным и духовным ценностям.

 

                            Общая характеристикакурса внеурочной деятельности

           Программа «Моя первая экология» призванарасширить экологические представления учащихся начальных классов, которые ониполучают на уроках окружающего мира. В процессе наблюдений, опытов, элементарнойисследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий дети начинаютпонимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваиваютсистему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать,сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательнуюдеятельность в природе

        Изучение данного курса создаёт условия дляформирования ценностного отношения учащихся к природе, воспитания основэкологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

       Связь экологии и культуры почти прямолинейна:состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого являетсяобщество.

 

      Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

«Первые шаги по тропинке открытий»

 «Экология моего дома»

«Неживое в природе. Жизнь расте­ний и грибов»

«Познавательная экология»

 

Основные принципы содержания программы:

•  принцип единства сознания и деятельности;

•  принцип наглядности;

•  принцип личностной ориентации;

•  принцип системности и целостности;

•  принцип экологического гуманизма;

•  принцип краеведческий;

•  принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержатель­ные линии:

•  Земля — единая экосистема.

•  Человек – существо, биосоциальное частьэкологической системы.

•  Уникальная ценность природных существ вне зависимостиот формы проявления.

 

     Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­скихсредств реализации содержания программы, учитывающий действенную,эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активностькаждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности иповедения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческуюатмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии сприродой.

     В соответствии с таким подходом содержание программыреализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии вовзаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствийповедения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению кприроде.

     Практическая, деятельностная направленность курсаосуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы иопытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны:индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

      Одним из основных методов обучения являются системати­ческиефенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе ипозволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный виддеятельно­сти предполагает систематическую работу с «Календарем приро­ды» в классныхуголках «Юный эколог», а также ведение инди­видуальных блокнотов или тетрадей«Дневник юного эколога».

     Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ютсяролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты ипрактические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок изприродных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование,разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­скиеакции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток.Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологическойдеятельности: семей­ные экологические домашние задания, участие в работах напришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь воборудовании и озеленении класс­ных комнат, являющейся местом проведе­ниязанятий с детьми, участие в организации праздников и в вы­полнении летнихзаданий.

 

Личностные и метапредметные результаты освоениякурса внеурочной деятельности

Личностные:

— самостоятельность и личная ответственность за своипоступки, установка на здоровый образ жизни;

— экологическая культура: ценностное отношение к природномумиру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,здоровьесберегающего поведения;

— гражданская идентичность в форме осознания «Я» какгражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ иисторию;

— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуредругих народов;

— эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

-предвосхищать результат.

 адекватновоспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей поисправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальныхзатруднений и физических препятствий;

— стабилизация эмоционального состояния для решенияразличных задач.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать своизатруднения;

— предлагать помощь и сотрудничество;

— определять цели, функции участников, способывзаимодействия;

— договариваться о распределении функций и ролей всовместной деятельности

— формулировать собственное мнение и позицию;

— координировать и принимать различные позиции вовзаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия:

— ставить и формулировать проблемы;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной иписьменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

— узнавать, называть и определять объекты и явленияокружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в томчисле с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанныйтекст.

— установление причинно-следственных связей.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

 

 (1 класс)

Раздел1. Первые шаги по тропинке открытий

1.1Готовимся наблюдать и изучать

Знакомствос оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас,лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др.Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемыхявлений.

1.2Какие качества необходимы юному исследователю

Четыреосновных качества, необходимые каждому во время прове­дения исследований влесу: терпение, внимательность, точность, со­трудничество.

1.3 Учимся наблюдать

Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, плани­рование.Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, накоторые необходимо ответить, прежде чем присту­пать к наблюдению: зачем? что?где? и как наблюдать?

1.4 Тренируемнаблюдательность

Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с приро­дой»,«Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд»,«Прогулка вслепую» и др.

1.5 Десять заповедейдрузей леса

Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа за­поведей,составленных учёным-экологом Ф. Тасси.

Раздел2. Природа в наших ощущениях

2.1 Как мывоспринимаем окружающий мир

Каждый человек связан с окружающей средой посредством органовчувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармо­нии сокружающим миром.

2.2 Тренируем органычувств

Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождениеобъектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорноговзаимодействия с использованием слуха, обоняния, осяза­ния, вкуса.

2.3 Какого цвета лес?

Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цветалеса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и ку­старников.Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёногоцвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого —цвета неба.

2.4 Что такоегармония?

Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в при­родекак «связь», «стройность», «соразмерность».

Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельныхчастей, пропорциональность форм.

2.5 Рисуемвпечатления

Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими вы­разитьсвоё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, ри­сунок пером,использование трафаретов и пр.

2.6 Учимсяпользоваться приборами

Использованиеразличных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп,микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов.

2.7 «Микроскоп» изпластикового стаканчика

Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия уве­личивающихлинз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассовогостаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.

       Игра «Давайте познакомимся»

Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебногомешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого раз­мера изразличных наборов (дикие и домашние животные, морские оби­татели, насекомые ит. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупьопределяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаётнаводящие вопросы. Затем каж­дый участник игры готовит небольшое (три-четырепредложения) вы­ступление от имени этого животного, представляя его наиболееинтересным образом.

Раздел3. Геометрия живой природы        

3.1 Что такоесимметрия?

Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основ­ныетипы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняясимметрия в различных органах животных и строении рас­тений. Использование прямоугольногокарманного зеркальца для опре­деления типа симметрии у различных природныхобъектов (листья, цветки, насекомые и др.).

3.2 Лучевая симметрия

Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветкирастений, имеющие различное количество лучей симметрии (ост­ролист — три луча,пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющиелучевую симметрию: гидры, актинии, ме­дузы. Связь образа жизни и типа симметрииживых организмов.

3.3 Живая спираль

Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогогокозла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвостхамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растенийи животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спиральв движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья врастительной почке, вайи па­поротника и др.). Спираль как способ достижениядополнительной жё­сткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побегирастений).

3.4 Такие разныелистья

Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разно­образиеформ листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев сгеометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другимиобъектами окружающего мира.

3.5 Различаем деревьяпо кроне

Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Ис­пользуютсянаиболее широко распространённые виды: берёза, липа, то­поль, клён, яблоня,сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города илина дачном участке человек часто из­меняет форму кроны в декоративных или иныхцелях, используя для этого обрезку.

3.6 О кронах, густыхи ажурных

Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустар­никовс использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, сред­няя, сквозистая).

3.7 Организм и средаобитания

Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внеш­негостроения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

Раздел4. Природа и её обитатели

4.1 Учимсяпланировать наблюдение

Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планированиеконкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, постав­леннойучителем или предложенной учениками.

4.2 Наблюдаем заживотными

Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними пи­томцами)по согласованному с учителем плану.

4.3 Изучаем условияобитания растений

Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для рас­тений— одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).

4.4 Всё связано совсем

Выявление взаимоотношений между различными видами живых ор­ганизмов(сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).

4.5 – 4.6 Изучаем поведение животных и растений

Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых орга­низмов.Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучатьповедение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание изакрывание цветков и т. п.

4.7Чья «столовая»?

Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и мик­роорганизмами.

4.8 Что и кто влияетна живой организм?

Изучение зависимости состояния растений от условий произраста­ния,от видов растений и животных, существующих в ближайшем окру­жении.

Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и жи­вотных.

 

Раздел5. Лесные ремёсла                                         

5.1 Лес в работенародных умельцев

Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по де­реву,бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.

5.2 Лесные мотивы

Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в роспи­сипавловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка,сергиевопосадские матрёшки.

5.3- 5.4 Животные и растения в народном творчестве

Элементарные представления об антропоморфизме в народном твор­честве.Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательнымичеловеческими качествами. Преодоление стереоти­пов, выражающихся в негативномотношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения,безразличия и т. п.).

5.5 Лесная палитра

Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваемткани. Рисуем природными красками.

5.6  Лес —кормилец и врачеватель

Лесное«меню». Лекарственные растения леса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

66 часов (2 часа внеделю)

№п/п

№ занятия в теме

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

 

 

1        раздел. Первые шаги по тропинке открытий   

                                                                                                                                                                                      

 

 

1

1-2

Готовимся наблюдать и изучать

 

 

 

2

3-4

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

Какие качества необходимы юному исследователю

 

 

 

3

5-6

Учимся наблюдать

 

 

 

4

7-8

Тренируем наблюдательность

 

 

 

5

9-10

Зачем?Что?Где?Как наблюдать?Основные вопросы при наблюдении.

 

 

 

6

11-12

Десять заповедей друзей леса

 

 

 

 

 

2        раздел. Природа в наших ощущениях

 

 

 

7

13-14

Как мы воспринимаем окружающий мир

 

 

 

8

15-16

Тренируем органы чувств

 

 

 

9

17-18

Какого цвета лес?

 

 

 

10

19-20

Что такое гармония?

 

 

 

11

21-22

Техники рисования для выражения впечатлений при посещении леса: монотипия, акватипия и т.д.

 

 

12

23-24

Рисуем впечатления

 

 

 

13

25-26

Учимся пользоваться приборами

 

 

 

14

27-28

«Микроскоп» из пластикового стаканчика

 

 

 

15

29-30

Игра «Давайте познакомимся»

 

 

 

 

 

3        раздел. Геометрия живой природы       

 

 

 

 

16

31-32

Что такое симметрия?

 

 

 

17

33-34

Лучевая симметрия

 

 

 

18

35-36

Живая спираль

 

 

 

19

37-38

Такие разные листья

 

 

 

20

39-40

Различаем деревья по кроне

 

 

 

21

41-42

О кронах, густых и ажурных

 

 

 

 

 

4        раздел. Природа и её обитатели

 

 

 

22

43-44

Учимся планировать наблюдение

 

 

 

23

45-46

Наблюдаем за животными

 

 

 

24

47-48

Изучаем условия обитания растений

 

 

 

25

49-50

Всё связано со всем

 

 

 

26

51-52

Изучаем поведение животных и растений

 

 

 

27

53-54

Чья «столовая»?

 

 

 

28

55-56

Что и кто влияет на живой организм?

 

 

 

 

 

5        раздел. Лесные ремёсла

 

 

 

29

57-58

 Лес в работе народных умельцев

 

 

 

30

59-60

Лесные мотивы

 

 

 

31

61-62

Животные и растения в народном творчестве

 

 

 

32

63-64

Лесная палитра

 

 

 

33

65-66

Лес — кормилец и врачеватель

 

 

 

                              

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет