Пояснительная записка
Школа — это качественно новый этап в жизни каждогоребенка. Воспитание школьников имеет свои специфические задачи и особенности,которые постепенно меняются на протяжении всего периода обучения соответственноразвивающимся способностям и умениям детей.
В первом классе к основным особенностям воспитания детейследует в первую очередь отнести перераспределение нагрузки, изменение социальной роли ребенка, стимулирование постоянной сознательнойдеятельности ребенка в рамках школьного коллектива. Процесс воспитанияшкольников всегда должен быть ориентирован на уровень развития и возрастныеособенности детей.
Завершение детсадовского периода и поступление в школупрактически всегда сопряжено для ребенка со стрессом и дополнительныминагрузками. Априори ожидается, что школьник будет более усидчив, сосредоточен,работоспособен по сравнению с выпускником детского сада. Однако такая переменане может произойти одномоментно, поэтому первоочередная задача воспитания ребенка7 лет заключается в сглаживании периода адаптации и безболезненном переводеребенка на новый уровень развития.
В рамках программы воспитания школьников на начальномэтапе обучения сотрудничество школы и семьи в воспитании младших школьников просто необходимо. Прежде всего, на плечиродителей ложится ответственность за правильную организацию режима дняшкольника. В самом начале всю организацию учебно-воспитательного процессаустраивает семья. Именно в семье определяют время для подготовки уроков, прогулки,помощи по дому, посещения кружков. Воспитаниемладших школьников должно предусматривать свободное время для ребенка, когда онможет заниматься привычными для него с раннего детства делами — играми,общением с родными и друзьями. Важная составляющая воспитания школьников —строгий распорядок дня, который гармонично сочетает учебную и физическуюнагрузку и отдых, сохраняя общую повторяемость действий изо дня в день. Тогдаорганизм ребенка быстро подстраивается под определенный ритм деятельности, ребеноквтягивается в процесс и становится в состоянии сам планировать свой день, такчто родители только осуществляют ненавязчивый контроль со стороны.
После того как у детей сформируется привычка к новымобязанностям в школе, в воспитании младших школьников особое место отводитсядомашним обязанностям. Посильные для его возраста трудовые обязанности подому — важная составляющая домашнего воспитания школьников,формирующая навыки дисциплины и самоорганизации.
Один из важных моментов воспитания детей школьного возрастазаключается в постепенном увеличении самостоятельности ребенка, что позволяетшкольнику почувствовать себя в новой роли и осознать свою значимость наравне совзрослыми. Одновременно воспитание младших школьников должно базироваться напостоянной поддержке со стороны родителей и учителей.
Как и в дошкольном возрасте, в период обучения в начальнойшколе у детей интенсивно развиваются познавательные интересы. Задача педагога ввоспитании младших школьников — максимально поддержать в них стремление кполучению знаний с помощью системы поощрений и оценок. Злоупотреблениепорицанием и наказаниями в воспитании учащихся чаще всего приводит не кустановлению дисциплины в классе, а к утрате школьниками интереса к процессуобучения.
В начальной школе у детей начинается формированиесклонностей к определенным видам деятельности и дисциплинам. Поэтому воспитание младших школьников должнобыть направлено не столько на углубленное изучение отдельных предметов, сколькона получение разносторонних знаний в естественных и гуманитарных дисциплинах иискусстве. Патриотическое воспитание школьников в этом возрасте формирует у нихсознание собственной значимости и прививает любовь к родине, которая современем трансформируется в более зрелое понимание патриотизма. Не менее важнофизическое воспитание школьников. Занятия спортом призваны компенсироватьпоследствия пассивного образа жизни в городе, а кроме того, научить детейпреодолевать свою лень, слабость, инертность, что в конечном счете развиваетсамодисциплину.
Цель программы: создание максимально благоприятных условий дляраскрытия способностей и формирование гармонично развитой личности учащихся.
Задачи:
-Развиватьумение общаться и сотрудничать.
-Создаватьусловия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
-Создаватьусловия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
-Формироватьсамостоятельность, расширять возможности для развития трудовых,художественно-эстетических умений и навыков.
-Развиватьэмоциональную и волевую сферы.
В первом классе реализация программы направлена на:
успешнуюадаптацию к школьной жизни;
эмоциональнуюустойчивость обучающихся;
созданиепредпосылок для формирования классного коллектива;
активноеучастие родителей в жизни класса, школы.
Общие задачи воспитания:
Активизировать познавательную деятельность учащихся иразвивать интерес к учебе.
Направлять всю воспитательную работу на усвоение детьминравственных знаний.
Постоянно воспитывать нравственное сознание, высокуюкультуру поведения, формировать привычку соблюдать «Правила для учащихся».
Повысить воспитанность учащихся.
Воспитывать чувство доброты и милосердия.
Воспитывать учащихся на лучших традициях и обычаях предков.
Систематически внушать бережное отношение к школьным вещам,к вещам товарищей и к своим.
Прививать любовь к труду, воспитывать самостоятельность вповедении, труде, учении.
Учить «видеть» природу, чувствовать ее красоту, беречь иохранять ее.
Приобщать детей к художественной самодеятельности иразличным видам искусства.
Популяризировать занятия физкультурой и спортом.
Развивать инициативность учащихся.
Приоритетные направления воспитательной работы
в 2019-2020 учебном году.
Направление 1. «Здоровьесберегающеевоспитание».
Цель работы: использование педагогических технологий и методических приемов длядемонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, длябудущего самоутверждения.
Задачи работы:
1.Знакомить учащихся с опытом и традициямипредыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья нации;
2. Формировать у учащихся культуру сохраненияи совершенствования собственного здоровья.
Направление 2. «Интеллектуальноевоспитание».
Цель работы: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действоватьцелесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальныеумения в окружающей среде.
Задачи работы:
1. Определить круг реальных учебныхвозможностей ученика, его ближайшую зону развития.
2. Создать условия для продвижения учащихся винтеллектуальном развитии.
3. Формировать культуру интеллектуальногоразвития и совершенствования.
Направление 3. «Формирование коммуникативной культуры».
Цель работы: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей,опыта поколений.
Задачи работы:
1.Формировать у учащихся культуру общения всистеме «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребенок».
2. Знакомить учащихся с традициями общенияразличных поколений.
Направление 4. «Нравственноеи духовное воспитание».
Цель работы: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования,ценности своего существования, ценности существования других людей.
Задачи работы:
1.Формировать у учащихся нравственную культурумиропонимания.
2. Формировать у учащихся осознаниеисторического прошлого и будущего и своей роли в нем.
Направление 5. «Культуротворческое иэстетическое воспитание».
Цель работы: создание условий для проявления учащимися класса инициативы исамостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальныхжизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи работы:
1. Создание условий для равного проявленияучащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности.
2. Использование нестандартных творческих формвнеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся.
3. Изучение индивидуальных интересов ипотребностей учащихся во внеурочной деятельности.
4. Развитие способностей адекватно оцениватьсвои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
Направление 6.«Гражданско-патриотическое».
Цель работы: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовыхнормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений междуличностью и государством, требующих самостоятельно осознанного выбора поведенияи ответственности за него.
Задачи работы:
1.Формирование у учащихся правовой культуры,гуманистического мировоззрения.
2. Обучение решению задач правовоговоспитания, связанных с проблемой морального саморазвития исамосовершенствования.
Направление 7. «Воспитание семейныхценностей».
Цель работы: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированиюразвитой личности.
Задачи работы:
1.Организация и совместное проведение досугадетей и родителей.
2.Организация психолого-педагогическогопросвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальныхконсультаций, бесед.
Направление 8. «Воспитание положительногоотношения к труду».
Цель работы: формирование у учащихсяположительного отношения к труду, осознанной потребности трудиться и подготовкаучащихся к жизни в современном обществе.
Задачитрудового воспитания учащихся:
1.формирование трудовых навыков;
2.воспитаниеуважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда;
3.формированиепредставлений о социальной значимости труда.
Направление 9. «Социокультурное имедиакультурное воспитание».
Цель работы: формирование у учащихся умений работать с информациейи развитие способности ответственно и критически воспринимать содержаниесообщений, прежде всего полученных с помощью средств массовой информации. Формированию уучащихся общественно и личностно значимых качеств и навыков поведения, и«социализации»
Задачи работы:
1.ввестив процесс воспитания средства массовой информации
2.активизациипознавательной деятельности зрительской аудитории, включения экраннойинформации в интеллектуальный багаж обучающихся.
Направление 10. «Экологическоевоспитание».
Цель работы: созданиешироких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе иобществу.
Задачи работы:
1.воспитание экологически целесообразного поведения как показателядуховного развития личности;
2. формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся.
Направление 11. «Правовое воспитаниеи культура безопасности».
Цель работы: — формированиеи развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушногоповедения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности,правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности. Задачи работы: 1.воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивнымнравственно-правовымнормам. 2. развитие интереса к правам человека средиучащихся, их родителей и педагогов; 3. усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений,преступлений и асоциального поведения школьников. 4. активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций всемье. 5. раскрытие творческого потенциала воспитанников через актуализацию темыправ человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
Прогнозируемый результат
В результате прохожденияпрограммы выпускник третьего класса должен научиться:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точкизрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственныхценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самыепростые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческихнравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всехпростые правила поведения, делать выбор, какой поступоксовершить.
Совместно договариваться (без конфликтов)о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Оценивать своё отношение к работе и уметь работать в паре ив группе. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,критика).
Иметь первичные навыкисамообслуживания; межличностного общения.
Уметь общаться с товарищами; адекватно реагировать назамечания и предложения воспитателя.
Понимать другие позиции (взгляды, интересы).
Уметь договариваться с людьми, согласуя с ними своиинтересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
Социальный паспорт
Всего уч-ся – 29
Кол-во девочек – 12
Кол-во мальчиков – 16
Всего семей – 29
Благополучные – 29
Неполные – 6
Неработающие родители– 4
Работа с родителями
Задачи работы с родителями:
- Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.
- Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, оказание им помощи.
- Привлечение к организации досуга детей по интересам.
- Помощь в налаживании контактов между детьми, родителями и учителями.
Формы работы:
- Родительские собрания.
- Открытые уроки.
- Индивидуальные беседы.
- Совместные экскурсии, праздники.
Состав родительского комитета2 класса:
Мажникова Инга Сергеевна
Чапская Наталья Александровна
Правила успешноговзаимодействия педагога и ученика.
1. Еженедельнаяработа с дневниками. Устный анализ проблем и достижений за прошедшую неделю.
2. Справедливое иобъективное отношение взрослого к ребенку.
3. Личнаязаинтересованность учителя пробуждает заинтересованность ученика.
4. Принятие и помощь,а не раздача ярлыков.
Изучение личности обучающегося.
1. Изучение условийпроживания школьников.
2. Изучение состоянияздоровья детей (наблюдение на уроках за состоянием здоровья обучающихся),помощь в организации и проведении медицинских осмотров.
3. Мониторинг результатовучебной деятельности обучающихся (по итогам четвертей и учебного года).
4. Оценка удовлетворенностиобучением в школе.
5. Оценка профессиональнойготовности (оценка памяти, внимания, характера, темперамента, способностей).
Цели и задачиработы с родителями обучающихся.
1.Установлениеконтакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
2.Изучениевоспитательных возможностей семей.
3.Формированиеактивной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциаласемьи.
4.Вооружениеродителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниямии умениями, основами педагогической культуры.
5.Предупреждение наиболеераспространенных ошибок родителей в воспитании детей.
Консультирование родителей и родительские собрания.
Консультирование родителей |
Родительские собрания |
1. Консультация «Адаптация к школьным правилам». |
1. Родительское собрание «Моделирование воспитательной системы класса» |
2. Консультация «Как помочь подростку успешно учиться?». |
2. Родительское собрание «Воспитание сознательной дисциплины». |
3. Консультация «Компьютер в доме: польза или вред». |
3. Родительское собрание «Взаимоотношения в семье» |
4. Консультация «Система профилактики правонарушений несовершеннолетних». |
4. Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье». |