X-PDF

Рабочая программа Практическая экология для младших школьников 2 класс

Поделиться статьей

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

курса внеурочной деятельности

«Практическая экология длямладших школьников»

на 2022-2023 учебный год

2 класс

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Составитель:

учитель начальных классов

                                                                                             Бордашевич С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Калиновский

2022

 

   Рабочая программа разработана на основе программы ГригорьевойЕ. В. Практическая

экология для младших школьников: учебное пособие по курсувнеурочной деятельности для обучающихся первых классов начального общегообразования / Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко; под редакцией С. Ф. Лихачёва,доктора биологических наук, профессора —

Челябинск: АНО ДПО Инновационный центр «РОСТ», 2021. — 64 с., втом числе 12 стр.

приложения к занятиям. (Экология, окружающий мир и человек)

   Григорьева Е. В. Методические материалы для учителя по курсувнеурочной деятельности социальной направленности «Практическая экология длямладших школьников», 2-й класс / Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко, С. М.Овчинников; под редакцией С. Ф. Лихачёва, доктора биологических наук,профессора. — Челябинск: АНО ДПО  Инновационный центр «РОСТ», 2021. — 72 с.(Экология, окружающий мир и человек)

   Программа составлена в соответствии с требованиями Федеральногогосударственного

образовательного стандарта начального общего образования.

 

 

Пояснительная записка

 

  Содержание курса внеурочной деятельности «Практическая экология для младшихшкольников» во 2 классе строится на принципах:

-практической направленности обучения, которая требует стимулирования школьниковв применении полученных знаний в решении практических задач;

-краеведческойнаправленности , на основе которой обучающиеся убеждаются, что в природе всевзаимосвязано и нарушение связей приводит к непоправимым экологическимпоследствиям; краеведение — источник экологического образования младшихшкольников.

  Во 2 классе систематизируются знания о воздухе, воде, растениях и животных,полученные в 1 классе. Рассматриваются природные явления и процессы на примеревесенних изменений в природе.  Второклассники  учатся проводить фенологическикнаблюдения, что позволяет устанавливать экологические связи между неживой иживой природой.

  Во 2 классе вводятся понятия: полезные ископаемые и почва, которые позволяютполноценно изучать экологические закономерности в природе Челябинской области.

 

 

Результаты освоения курсавнеурочной деятельности

«Практическая экология длямладших школьников»

 

Личностные результаты (кконцу 2 класса):

— развитие  любознательности и формирование интереса к изучению природыметодами естественных наук;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,дающих способность выражать свое отношение  к окружающему миру природы;

— владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемсяи развивающемся  мире;

-сформированность уважительного отношения к природе родного края;

-воспитание ответственного отношения к природе, осознаниянеобходимости сохранения окружающей среды родного края;

-формирование мотивации дальнейшего изучения природы;

-сформированность установки на принятие ценности природного мирародного края;

-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;

-наличие мотивации и готовности следовать нормам природоохранногоповедения;

Метапредметные результаты:

 

— сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу, всотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную,планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

— сформированность умения под руководством учителя начинать ивыполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент;

 — сформированность умения осуществлять поиск и выделятьнеобходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя;

— сформированность основ смыслового восприятия познавательныхсообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов (включаяэлектронные, цифровые);

— сформированность умения планировать и выполнять учебный проектпо заданию и под руководством учителя;

— сформированностьумений формулировать собственное мнение;

-овладение элементами самостоятельной учебной деятельности, включающей уменияставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственныйвклад в деятельность группы;

— освоениеэлементарных приемов исследовательской деятельности: формулирование с помощьюучителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана,фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов,формулирование выводов по результатам исследования;

-сформированностьприёмов работы с информацией: поиск и отбор источника информации в соответствиис учебной задачей, понимание  информации в различной знаковой форме — таблицы,диаграммы, графики, рисунки;

_сформированность коммуникативных умений и овладение опытом межличностнойкоммуникации, корректного  ведения диалога и участия в дискуссии;

-сформированностьумения работать в группе в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты :

Обучающийся научится:

üузнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;обнаруживать

простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;

üиспользовать взаимосвязи в живой природе для объяснениянеобходимости бережного отношения к природе;

üпонимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правилбезопасного

поведения в окружающей среде родного края;

üузнавать, называть изученные объекты живой и неживой природыЧелябинской области.

Обучающийся получит возможность научиться:

ü проводитьнесложные наблюдения в окружающей среде родного края и ставить  опыты,используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

üиспользовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронныхносителях);

üиспользовать различные справочные издания для поиска информации, втом числе по

Челябинской области.

 

Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младшихшкольников

наблюдательности, умений устанавливать причинно — следственныесвязи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы,как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах,которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности

2 класс

                                             (34 ч — 1 час в неделю)

 

 Вводное занятие. Экология.Законы экологии. «превращения» опавших листьев. Как мусор может навредитьокружающей среде.

Раздел «Воздух»

 Высота солнца, температура воздуха и почвы, осадки, жизнь растений и животныхосенью. Взаимосвязи в природе.

 Роль воздуха в жизни растений и животных: дыхание, среда обитания, опыление,перенос плодов и семян. Роль воздуха в жизни человека. Легкие человека,кислород, углекислый газ. Растения-легкие нашей планеты.

 Загрязняющие вещества воздуха. Бактерии и вирусы-источники инфекции. Эпидемии,передающиеся воздушно-капельным путём. Медицинская маска, респиратор, мытьёрук, социальная дистанция- защита от заражения.

 Источники загрязнения воздуха в окружающей среде. Смог. Сохранение чистотывоздуха: экотранспорт,  электормобили, газовое оборудование, очистные фильтры,совершенствование производственных процессов, регулярный мониторинг загрязнениявоздуха.

 Погодные явления: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр,флюгер. Изменение положения Солнца над Землёй в течение дня.

 Признаки ненастной  и ясной погоды. Народные приметы погоды.

 Ветер — движение воздуха. Значение ветра в природе. Сила ветра в баллах.

 Высота солнца, температура воздуха  почвы, осадки, жизнь растений и животныхглубокой осенью. Взаимосвязи в природе.

 

Формызанятий:прогулка, проблемное обсуждение и беседа, викторина, фотовыставка.

Практическаядеятельность:выбор объектов для долгосрочного наблюдения за  их

изменениямипо сезонам года; фотографирование объектов для наблюдения.

 

Раздел «Вода»

 Свойства воды. Три состояния воды. Свойства снега и льда и их экологическоезначение.

  Вода – наиболее важная часть живых организмов, это главный растворительпитательных веществ.

 Углекислый газ, сахар, кислота в газированных напитках. Кальций костей. Вредсладких газированных напитков.

 Водохранилища Челябинской области — Аргазинское, Шершнёвское. Колодцы искважины. Фильтрование воды.

 Водоёмф Челябинской области-источники питьевой воды. Бытовая потеря воды.Счетчик воды. Коммунальные услуги.

 Южный Урал. Равнины и горы. Великое Пермское море. Известняк. Игнатьевскаяпещера, Устиновские известняки на реке Миасс- памятники природы Челябинскойобласти. Гора Юрма. Каменная река на Таганае.

 Высота солнца, температура воздуха и почвы, осадки, жизнь растений и животныхзимой. Взаимосвязи в природе.

Формызанятий:экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым

акцентомoб экологических проблемах, практическая работа, коллективное творческое дело,викторины, фотовыставки, выставки.

Практическаядеятельность:краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы,выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт

фотографированияи видеозаписи наблюдаемых объектов ближайшего окружения, сбор

природныхматериалов для наблюдений и опытов.

 

Раздел «Полезные ископаемые. Почва»

 Полезные ископаемые Челябинской области. Свойства песка и глины. Кичигинскийкарьер в Увельском районе. Южноуральский фарфоровый завод.

 Коркинский карьер. Происхождение угля. Древовидные папоротники. Свойства угля.

 Мраморный карьер в Коелге. Изделия из мрамора. Свойства известняка и мрамора.Великое Пермское море. Биогенное происхождение известняков.

 Плодородие почвы-способность поддерживать жизнь растений. Состав почвы.Образование перегноя. Роль бактерий в образовании солей.

 Что растение берет из почвы. Правила ухода за комнатными растениями. Почва-домдля животных. Почвы Челябинской области.

 Почва-главное богатство планеты. Роль живых организмов в образовании почвы.Причины разрушения почвенного покрова. Высадка растений для укрепления почвы.Охрана почв нашего края.

  Солнце-главная причина наступления весенних изменений в природе. Изменениевысота Солнца и продолжительности дня и ночи весной. Потепление, таяние снега,проталины, ледоход, появление растений и насекомых. Прилет грачей-признакнаступления ранней весны.

 Высота солнца, температура воздуха и почвы, осадки, жизнь растений и животныхранней весной. Взаимосвязи в природе.

  Весна на Южном Урале. Наблюдения за погодой. Условные обозначения облачности,осадков, температуры, ветра. Наблюдения за таянием снега, последним снегопадом,дождём, ледоходом, состоянием почвы.

  Зимний покой растений. Хранение питательных веществ. Изменения в  неживойприроде, помогающие растениям пробуждаться от зимнего покоя. Оттаивание почвы,сокодвижение, набухание и раскрытие почек, развёртывание листьев.

  Причины  раннего цветения растений- влажная почва, освещённость солнцем,хранение запаса питательных веществ в корневищах, клубнях, луковицах.Раннецветущие растения нашего края: мать-и-мачеха, прострел, адонис фиалка. Последовательностьцветения. Операция «Первоцвет».

  Зависимость температуры тела насекомых от температуры воздуха. Зимнееоцепенение. Особенности зимовки муравьёв, ос, бабочек, божьих коровок,короедов, кузнечиков. Последовательность появления насекомых весной. Клещ  -паукообразное животное.

 Перелетные птицы и причины их отлета. Последовательность возвращения скворца,утки, чайки, коршуна, ласточки, иволги, кукушки, соловья. Гнездо грача.

 Экологический календарь и причины его создания.  «Международный день птиц»Скворечник.

 Высота солнца, температура воздуха и почвы, осадки, жизнь растений и животных весной. Взаимосвязи в природе.

Формызанятий:экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым

акцентомoб экологических проблемах, практическая работа, коллективное творческое дело, викторины,фотовыставки, выставки.

Практическаядеятельность:краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы,выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт

фотографированияи видеозаписи наблюдаемых объектов ближайшего окружения, сбор

природныхматериалов для наблюдений и опытов.

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.36%
НЕТ
40.64%
Проголосовало: 1191

 

 

 

 

Раздел «Экологический календарь:всемирные, международные и всероссийские

праздники»

Экологическийкалендарь: для чего он нужен: способ привлечения внимания школьников

ксуществующим на сегодняшний день экологическим проблемам на территорияхотдельных регионов и на всём земном шаре.

11января — День заповедников и национальных парков. Значение  заповедников  инациональных парков  в сохранении и возможности наблюдения за животными.

22марта – Всемирный день водных ресурсов. Значение воды в жизни человека,растений, животных. Бережное отношение к воде.

19апреля – День подснежника. История праздника.  Подснежник — исчезающий вид. Акция «Защитим подснежник» — изготовление поделок «Первоцветы».

3мая – День Солнца. История праздника. Значение солнца.

Формызанятий:праздник, проблемное обсуждение и беседа, ролевая  игра oб

экологических проблемах, коллективное творческое дело, викторины, конкурсы, фотовыставки,выставки.

Практическаядеятельность:изготовление поделок, фотоальбомов, скворечников.

 

Тематическое планирование курса внеурочнойдеятельности

«Практическаяэкология для младших школьников»

п/п

 

Раздел, тема

 

Кол

часов

 

 Вводный урок

 

1

 

Зачем изучать экологию

1

 

Раздел «ВОЗДУХ»  (8ч.)

 

2

Экскурсия. «Золотая осень»

1

3

 Зачем нужен воздух

1

4

Почему воздух должен быть чистым

1

5

Как помочь воздушной среде наших городов и сёл

1

6

Что такое погода

1

7

Можно ли предсказать погоду

1

8

Определяем скорость ветра

1

9

Экскурсия «Глубокая осень»

1

 

Раздел «ВОДА»  (8ч.)

 

10

Почему воду называют удивительным веществом природы

1

11

Почему без воды не будет жизни

1

12

Какая вода нужна человеку

1

13

Как вода становится питьевой

1

14

Как экономить питьевую воду

1

15

Как вода формировала уникальную поверхность Челябинской области

1

16

Зимняя экскурсия

1

17

Экологический календарь:11 января- День заповедников и национальных парков

1

 

Раздел «Полезные ископаемые. Почва»  (17ч.)

 

18

Какие богатства оказались под землёй

1

19

Какие тайны хранят запасы угля

1

20

Почему в нашей области добывают мрамор

1

21

Что такое почва

1

22

Какую роль играет почва в природе

1

23

Как беречь почву

1

24

Какие изменения происходят зимой в природе

 

25

Экскурсия «Ранняя весна»

1

26

За какими  явлениями  наблюдают в неживой природе весной

1

27

Как наблюдать весной за жизнью растений

1

28

Какие травянистые растения зацветают первыми

1

29

Экологический праздник: 19 апреля —  День подснежника

1

30

Экологический праздник: 3 мая —  День Солнца

1

31

 Где «зимовали» насекомые

1

32

 Когда прилетают перелётные птицы

1

33

Почему появились  экологические праздники

1

34

Экскурсия «Зелёная весна»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.36%
НЕТ
40.64%
Проголосовало: 1191

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.36% НЕТ 40.64% Проголосовало: 1191


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.36% НЕТ 40.64% Проголосовало: 1191


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.36% НЕТ 40.64% Проголосовало: 1191


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.36% НЕТ 40.64% Проголосовало: 1191


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.36% НЕТ 40.64% Проголосовало: 1191


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет