Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением
отдельныхпредметов»
Управленияобразования Администрации
г.о. ЭлектростальМосковской области
РАССМОТРЕНО |
|
УТВЕРЖДАЮ |
На педагогическом совете |
|
Директор школы |
|
|
__________И.И.Жаркова |
Протокол № 1 |
|
Приказ № 270-о |
от 30.08. 2022 г. |
|
от 01.09. 2022 г. |
РАБОЧАЯПРОГРАММА
повнеурочной деятельности «Путешествуем по России»
4«А» класс
Составитель:
БеловаТатьяна Станиславовна,
учительначальных классов
первой квалификационной категории
2022-2023уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программаданного учебного курса внеурочной деятельности
разработана наоснове нормативных документов:
1.Закона РФ от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. ПриказаМинпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3.Методическихрекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамкахреализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектнойдеятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
4.Стратегииразвития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденнойраспоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
5. Учебного планаМОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 с УИОП» на 2022-2023 учебный год,(утверждён приказом директора от________№____);
Учебный курс составлен на основе примерной программы внеурочнойдеятельности начального общего образования,который полностью соответствует миссии, целям изадачам школы и рассчитан на 1час в неделю, 34 часа в год согласно учебному плану МОУ «СОШ №16 с УИОП» на2022 — 2023 учебный год.
Формаорганизации: кружок.
Количествоучебных часов:
Вгод – 34 часа (1 час в неделю)
Срокреализации рабочей учебной программы – один учебныйгод.
Программавнеурочной деятельности «Путешествуем по России» является актуальной, т.к.занимается решением важной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины.История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем большеизучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных историческихсобытий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждогочеловека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт.Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтомунеобходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края,своей страны.
Известно,что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужнасоответствующая поисково — исследовательская деятельность учащихся.
Цель программы:
воспитаниепатриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся; формированиегражданского самосознания, чувства гордости за достижения соотечественников,своих земляков;
Задачи программы:
приобретение знаний о природе России, родного края; о культуре,обычаях и традициях народов России, о достопримечательностях России;
формированиепонимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, пониманиясвоего места в нем.
формирование уважительного,бережного отношения к историческому наследию России, своего края, их истории,культуре, природе;
умениеанализировать своёповедение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Методыработы:
словесные методы:рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретическихзнаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы:демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций.Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов,дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы:изготовление рисунков, плакатов, схем, проектов, практические работы.Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,способствуют развитию навыков и умение детей.
СОДЕРЖАНИЕКУРСА
1. |
Введение в курс. 3 часа. |
Моя Родина — Россия. Физическая и политическая карты России, государственная граница страны, план местности. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Символ России – берёза. |
||
2. |
Просторы России. 8 часов. |
Особенности географического положения России. Природные зоны России. Разнообразие растительного и животного мира. Природные зоны России. Разнообразие растительного и животного мира. Озера Родины. Озеро Байкал. Реки России. Волга, Енисей, Иртыш, Лена – крупные реки России. Горы нашей Родины: Уральские, Кавказ, Алтай, Саяны. Подземные кладовые России. Защита проекта «Красота родной страны». |
||
3. |
Города нашего Отечества. 12 часов. |
Столица государства – Москва. Достопримечательности города. Города России: Санкт-Петербург, Волгоград, Архангельск, Сочи, Владивосток. Золотое кольцо России. Сергиев Посад. Золотое кольцо России. Переславль-Залесский. Золотое кольцо России. Ростов. Золотое кольцо России. Углич. Золотое кольцо России. Ярославль. Золотое кольцо России. Кострома. Золотое кольцо России. Плес. Золотое кольцо России. Суздаль. Золотое кольцо России. Владимир. Защита проекта «Города России. История и современность». |
||
4. |
Народы нашей страны. 4 часа. |
Народы России. Культура и обычаи. Русский народ. Культура и традиции. Народные промыслы: Хохлома. Палех. Жостово. Гжель. Защита проекта «Творчество народов России». |
||
5. |
Моя малая родина. 7 часов. |
Подмосковье – частица России. Символика края. Город, в котором живем. История основания. Достопримечательности родного города. Природа родного края. Что дает наш край стране. Защита проекта: «Живи, мой край родной!». |
||
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностныерезультаты:
1.Формированиеоснов российской гражданской идентичности, чувства гордости за Россию, своюмалую родину.
2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своегои других народов.
3.Развитие самостоятельности в информационной деятельности.
4.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5.Развитие этических чувств, доброжелательности и отзывчивости, понимания исопереживания чувствам других людей.
6.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях,умение не создавать конфликтов и находить решение спорных вопросов.
Метапредметныерезультаты:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочнойдеятельности, поиска средств ее осуществления.
2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей.
4.Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решениякоммуникативных и познавательных задач.
5. Овладениелогическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установленияаналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений.
Предметныерезультаты:
1.Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалыИнтернета, энциклопедий (анализировать, сравнивать, устноописывать иллюстрации, обобщать информацию).
2.Отображать полученные представления в форме свободного рисунка, на фонеконтурной карты России.
3.Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголковстраны, края.
4.Сравнивать природу разных районов России с природой своего края.
5.Понимание особой роли родного города в истории России, воспитание чувствагордости за национальные свершения, открытия и победы.
6.Уважительное отношение к истории, культуре народов России, природе родногокрая.
Ожидаемыерезультаты:
называть5-6 достопримечательностей страны, родного города;
рассказыватьо Государственной символике, народах России, своем крае;
наблюдатьи выделять характерные особенности природы России, края;
анализироватьсвою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разныхисточников информации;
создаватьтворческие работы, поделки, рисунки, доклады, проекты, фотоколлажи с помощьювзрослых или самостоятельно;
участвоватьв проектной и исследовательской деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Количе-ство часов |
Дата |
ЦОР/ЭОР |
|
План |
Факт |
||||
Введение в курс 3 ч. |
|||||
1. |
Моя Родина — Россия. |
1 |
01.09-04.09 |
|
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
|
2. |
Физическая и политическая карты России, государственная граница страны, план местности. |
1 |
05.09-11.09
|
|
|
3. |
Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Символ России – берёза. |
1 |
12.09-18.09
|
|
|
Просторы России 8 ч. |
|||||
4. |
Особенности географического положения России. |
1 |
19.09-25.09
|
|
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
|
5-6. |
Природные зоны России. Разнообразие растительного и животного мира. |
2 |
26.09-02.10 03.10-09.10
|
|
|
7. |
Озера Родины. Озеро Байкал. |
1 |
17.10-23.10 Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518
|
|
|
8. |
Реки России. Волга, Енисей, Иртыш, Лена – крупные реки России. |
1 |
24.10-30.10
|
|
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
|
9. |
Горы нашей Родины: Уральские, Кавказ, Алтай, Саяны. |
1 |
31.10-06.11
|
|
|
10. |
Подземные кладовые России. |
1 |
07.11-13.11
|
|
|
11. |
Защита проекта «Красота родной страны». |
1 |
14.11-20.11
|
|
|
Города нашего Отечества 12 ч. |
|||||
12. |
Столица государства – Москва. Достопримечательности города. |
1 |
28.11-04.12
|
|
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru |
13. |
Города России: Санкт-Петербург, Волгоград, Архангельск, Сочи, Владивосток. |
1 |
05.12-11.12
|
|
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
|
14. |
Золотое кольцо России. Сергиев Посад. |
1 |
12.12-18.12
|
|
|
15. |
Золотое кольцо России. Переславль-Залесский. |
1 |
19.12-25.12
|
|
|
16. |
Золотое кольцо России. Ростов. |
1 |
26.12-30.12
|
|
|
17. |
Золотое кольцо России. Углич. |
1 |
09.01-15.01
|
|
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
|
18. |
Золотое кольцо России. Ярославль. |
1 |
16.01-22.01
|
|
|
19. |
Золотое кольцо России. Кострома. |
1 |
23.01-29.01
|
|
|
20. |
Золотое кольцо России. Плес. |
1 |
30.01-05.02
|
|
|
21. |
Золотое кольцо России. Суздаль. |
1 |
06.02-12.02
|
|
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
|
22. |
Золотое кольцо России. Владимир. |
1 |
13.02-19.02
|
|
|
23. |
Защита проекта «Города России. История и современность». |
1 |
27.02-05.03
|
|
|
Народы нашей страны 4 ч. |
|||||
24. |
Народы России. Культура и обычаи. |
1 |
06.03-12.03
|
|
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
|
25. |
Русский народ. Культура и традиции. |
1 |
13.03-19.03
|
|
|
26. |
Народные промыслы: Хохлома. Палех. Жостово. Гжель. |
1 |
20.03-26.03
|
|
|
27. |
Защита проекта «Творчество народов России».
|
1 |
27.03-02.04
|
|
|
Моя малая родина 7 ч. |
|||||
28. |
Подмосковье – частица России. |
1 |
10.04-16.04
|
|
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm |
29. |
Символика края. |
1 |
17.04-23.04
|
|
|
30. |
Город, в котором живем. История основания. |
1 |
24.04-30.04
|
|
|
31. |
Достопримечательности родного города. |
1 |
01.05-07.05
|
|
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
|
32. |
Природа родного края. |
1 |
08.05-14.05
|
|
|
33. |
Что дает наш край стране. |
1 |
15.05-21.05
|
|
|
34. |
Защита проекта: «Живи, мой край родной!». |
1 |
22.05-29.05
|
|
|
Итого 34 ч. |
|
ПЕРЕЧЕНЬУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование(Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение,2011.
2.Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.:Айрис — пресс, 2018.
3.Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальныхклассов. М., 2019.
4. АтласМосковской области. М., 2019.
