Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочнойдеятельности разработана в соответствии с требованиями:
· Федеральногозакона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
· приказаМинобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта среднего общего образования»;
· Методическихрекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения ивоспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмомМинпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
· Методическихрекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамкахреализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектнойдеятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
· Стратегииразвития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденнойраспоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
· СП 2.4.3648-20;
· СанПиН 1.2.3685-21;
· основной образовательной программы СОО МБОУ СОШ№9 утвержденной приказом от 30.08.2022 №
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностейчерез изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческоепросвещение, нравственность, экология.
Задачи курса:
· воспитаниеактивной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитаниена основе национальных ценностей;
· совершенствованиенавыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
· повышениеобщей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранениюистории и культуры родного края, России;
· развитиенавыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
· формированиекультуры поведения в информационной среде.
Содержание курса внеурочнойдеятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено наформирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание,патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены кгосударственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам,годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственныхдеятелей и деятелей культуры:
День знаний
Наша страна – Россия
165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского
День пожилого человека
День учителя
День отца
Международный день школьных библиотек
День народного единства
Мы разные, мы вместе
День матери
Символы России
День Героев Отечества
День Конституции
Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
Деньснятия блокады Ленинграда
160лет со дня рождения К.С. Станиславского
Деньроссийской науки
Россияи мир
Деньзащитника Отечества
Международныйженский день
110лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССРС.В. Михалкова
Деньвоссоединения Крыма с Россией
Всемирныйдень театра
Денькосмонавтики. Мы – первые!
Памятьо геноциде советского народа нацистами и их пособниками
ДеньЗемли
ДеньТруда
ДеньПобеды. Бессмертный полк
Россия– страна возможностей
Планируемые результаты освоения курсавнеурочной деятельности
Личностные результаты:
— российскаягражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувствоответственности перед Родиной, чувство гордости за свой край, свою Родину,прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственныхсимволов (герб, флаг, гимн);
— гражданскаяпозиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающегосвои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающеготрадиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократическиеценности;
— готовность кслужению Отечеству, его защите;
— сформированностьмировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки иобщественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных формобщественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
— сформированностьоснов саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческимиценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность ксамостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
— толерантноесознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вестидиалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели исотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологииэкстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальнымявлениям;
— навыкисотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми вобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и другихвидах деятельности;
— нравственноесознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
— готовность испособность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всейжизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешнойпрофессиональной и общественной деятельности;
— эстетическоеотношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,спорта, общественных отношений;
— принятие иреализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности вфизическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительнойдеятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,наркотиков;
— бережное,ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическомуздоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выборбудущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решенииличных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
— сформированностьэкологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов насостояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленнойдеятельности;
— ответственноеотношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейнойжизни.
Метапредметные результаты:
-умениесамостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей иреализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различныхситуациях;
— умениепродуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешатьконфликты;
— владениенавыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поискуметодов решения практических задач, применению различных методов познания;
— готовность испособность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов,умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оцениватьи интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
— умениеиспользовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее –ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач ссоблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
— умениеопределять назначение и функции различных социальных институтов;
— умениесамостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения,с учетом гражданских и нравственных ценностей;
— владениеязыковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,использовать адекватные языковые средства;
— владениенавыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий имыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания инезнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
Сформированопредставление:
— о политическомустройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, оего важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
— символахгосударства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта РоссийскойФедерации, в котором находится образовательное учреждение;
— институтахгражданского общества, о возможностях участия граждан в общественномуправлении; правах и обязанностях гражданина России;
— народахРоссии, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
— религиознойкартине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, вистории и культуре нашей страны;
— возможномнегативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерныхигр, кино, телевизионных передач, рекламы;
— нравственныхосновах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизничеловека и общества;
— роли знаний,науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве ивзаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного(душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьногоколлектива);
— влияниинравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих еголюдей; душевной и физической красоте человека;
— важностифизической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда итворчества;
— активной роличеловека в природе.
Сформированоценностное отношение:
— к русскомуязыку как государственному, языку межнационального общения; своемунациональному языку и культуре;
— семье исемейным традициям;
— учебе, труду итворчеству;
— своемуздоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи,педагогов, сверстников;
— природе и всемформам жизни.
Сформирован интерес:
— к чтению,произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
— общественнымявлениям, понимать активную роль человека в обществе;
— государственнымпраздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
природе,природным явлениям и формам жизни;
— художественномутворчеству.
Сформированыумения:
— устанавливатьдружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимнойподдержке;
— проявлятьбережное, гуманное отношение ко всему живому;
— соблюдатьобщепринятые нормы поведения в обществе;
— распознаватьасоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношениек аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Тематическоепланирование 10 класс
№ |
Дата |
часы |
Тема занятия |
Форма проведения занятия |
ЦОР/ЭОР |
1 |
5.09. |
1 |
Мы – Россия. Возможности – будущее |
Беседа-обсуждение Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1158 |
razgovor.edsoo.ru |
2 |
12.09 |
1 |
Мы сами создаем свою Родину |
||
3 |
19.09. |
1 |
Невозможное сегодня станет возможным завтра |
||
4 |
26.09. |
1 |
Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим? |
||
5 |
03.10. |
1 |
Какие качества необходимы учителю? |
Урок-рассуждение |
razgovor.edsoo.ru |
6 |
10.10. |
1 |
Отчество – от слова «отец» |
Мини-сочинение |
|
7 |
17.10. |
1 |
«Что мы музыкой зовём» |
Групповая дискуссия |
|
8 |
24.10. |
1 |
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» |
Работа с интерактивной картой |
razgovor.edsoo.ru |
9 |
07.11. |
1 |
«Мы едины, мы — одна страна» |
||
10 |
14.11. |
1 |
Многообразие языков и культур народов России |
||
11 |
21.11. |
1 |
Материнский подвиг |
Конкурс стихов, конкурс чтецов |
|
12 |
28.11 |
1 |
Государственные символы России: история и современность |
Обсуждение видеоматериалов |
|
13 |
05.12. |
1 |
Жить – значит действовать |
Проблемная дискуссия |
razgovor.edsoo.ru |
14 |
12.12. |
1 |
Кто такой герой. Герои мирной жизни |
Проблемная дискуссия |
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
15 |
19.12. |
1 |
Главный закон России |
Деловая игра |
|
16 |
26.12. |
1 |
Полет мечты |
Групповое обсуждение |
|
17 |
16.01. |
1 |
Кибербезопасность: основы |
Беседа |
azgovor.edsoo.ru |
18 |
23.01. |
1 |
Ленинградский метроном |
Работа с историческими документами |
|
19 |
30.01. |
1 |
С чего начинается театр? |
Анализ биографии театрального деятеля |
|
20 |
06.02. |
1 |
Современная наука –современному человеку |
викторина |
razgovor.edsoo.ru http://school—collection.edu.ru/collection/ |
21 |
13.02. |
1 |
Ростов в годы войны (80 лет освобождения Ростова-на-Дону) |
работа с иллюстративным материалом. работа с книжным текстом |
|
22 |
20.02 |
1 |
Есть такая профессия — Родину защищать |
беседа- обсуждение |
|
23 |
27.02. |
1 |
Россия в мире |
беседа- обсуждение |
|
24 |
06.03. |
1 |
Нет ничего невозможного |
Беседа-обсуждение |
http://school—collection.edu.ru/collection/ |
25 |
13.03. |
1 |
Крым на карте России |
виртуальная экскурсия |
|
26 |
27.03. |
1 |
Гимн России |
Работа с газетными публикациями, интернет-публикациями |
|
27 |
03.04. |
1 |
Искусство – это не что, а как (А. Солженицын) |
Творческая лаборатория |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
28 |
10.04. |
1 |
Истории великих людей, которые меня впечатлили |
Обсуждение фильма «Время первых» |
|
29 |
17.04. |
1 |
«Зеленые привычки». Сохраним природу для будущих поколений |
фестиваль идей |
|
30 |
24.04. |
1 |
День труда. Моя будущая профессия |
Беседа-обсуждение |
|
31 |
15.05. |
1 |
Современные писатели и поэты о войне |
Литературная гостиная |
school-collection.edu.ru/collection/ |
32 |
22.05. |
1 |
Перед нами все двери открыты |
творческий флешмоб |