Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение-Долботовская средняя общеобразовательная школа Погарского района ,Брянской области
Утверждаю
Директор МБОУ-Долботовская СОШ
____________/Е.В.Ашитко/
Приказ №_____от____________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
4 класс
Составитель: Хохлова ТатьянаМихайловна
Согласовано
Зам.директорапо УР
МБОУ-ДолботовскаяСОШ
___________/С.А. Козлова/
«___»_____2022г.
Рассмотренона заседании МО
Протокол№___от______2022г
РуководительМО_______/Н. В. Аверина/
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол№______от_________2022г
2022-2023учебный год
Пояснительная записка
Рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России, планируемых результатов начальногообщего образования;
-учебного плана на 2022-2023 учебныйгод;
— Положения о рабочей программе и другихлокальных нормативных актов, регулирующих учебно-воспитательный процесс в МБОУ– Долботовская СОШ;
— Федерального Закона от 29 декабря2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
На внеурочную деятельность «Разговоры оважном» отведено в 4 классе 34 часа(1 час в неделю)
Целькурса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностейчерез изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческоепросвещение, нравственность, экология.
Основнымизадачи:
— воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическоевоспитание на основе национальных ценностей;
— совершенствованиенавыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
— повышениеобщей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранениюистории и культуры родного края, России;
— развитиенавыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
— формированиекультуры поведения в информационной среде.
Учебныйкурс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часав год в каждом классе.
Форма организации: дискуссионный клуб.
Содержание курса внеурочной деятельности
Темызанятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам,традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых,писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
День знаний
Наша страна – Россия
165- лет со дня рождения К.Э. Циолковского
День музыки
День пожилогочеловека
День учителя
День отца
Международный деньшкольных библиотек
День народногоединства
Мы разные, мы вместе
День матери
Символы России
Волонтеры
День Героев Отечества
День Конституции
Тема Нового года.Семейные праздники и мечты
Рождество
День снятия блокадыЛенинграда
160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
День Российской науки
Россия и мир
День защитникаОтечества
Международный женскийдень
110 лет со днярождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В.Михалкова
День воссоединенияКрыма с Россией
Всемирный день театра
День космонавтики. Мы– первые
Память о геноцидесоветского народа нацистами и их пособниками
День Земли
День Труда
День Победы.Бессмертный полк
День детских общественныхорганизаций
Россия – странавозможностей
Планируемыерезультаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностныерезультаты:
— становлениеценностного отношения к своей Родине – России;
— осознаниесвоей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
— сопричастностьк прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
— уважение ксвоему и другим народам;
— первоначальныепредставления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения иправилах межличностных отношений;
— признание индивидуальности каждого человека;
— проявлениесопереживания, уважения и доброжелательности;
— неприятиелюбых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вредадругим людям;
— бережноеотношение к природе;
— неприятиедействий, приносящих вред природе.
Метапредметныерезультаты
1) базовые логическиедействия:
— сравниватьобъекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
— объединятьчасти объекта (объекты) по определенному признаку;
— определятьсущественный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
— находитьзакономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях наоснове предложенного педагогическим работником алгоритма;
— выявлятьнедостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основепредложенного алгоритма;
— устанавливатьпричинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственномунаблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовыеисследовательские действия:
— определятьразрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основепредложенных педагогическим работником вопросов;
— с помощьюпедагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта,ситуации;
— сравниватьнесколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основепредложенных критериев);
— проводить попредложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностейобъекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
— формулироватьвыводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенногонаблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозироватьвозможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных илисходных ситуациях;
3) работа синформацией:
— выбиратьисточник получения информации;
— согласнозаданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,представленную в явном виде;
— распознаватьдостоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основаниипредложенного педагогическим работником способа ее проверки;
— соблюдать спомощью взрослых (педагогических работников, — родителей (законныхпредставителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационнойбезопасности при поиске информации в интернете;
— анализироватьи создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствиис учебной задачей;
— самостоятельносоздавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладениеуниверсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
— восприниматьи формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиямиобщения в знакомой среде;
— проявлятьуважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога идискуссии;
— признаватьвозможность существования разных точек зрения;
— корректно иаргументировано высказывать свое мнение;
— строитьречевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создаватьустные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовитьнебольшие публичные выступления;
— подбиратьиллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместнаядеятельность:
— формулироватькраткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия вколлективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенногоформата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— приниматьцель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместнойработы;
— проявлятьготовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственновыполнять свою часть работы;
— оцениватьсвой вклад в общий результат;
— выполнятьсовместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладениеуниверсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
— планироватьдействия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраиватьпоследовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
— устанавливатьпричины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректироватьсвои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Сформированопредставление:
— ополитическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли вжизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
— символахгосударства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта РоссийскойФедерации, в котором находится образовательное учреждение;
— институтахгражданского общества, о возможностях участия граждан в общественномуправлении; правах и обязанностях гражданина России;
— народахРоссии, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
— религиознойкартине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в историии культуре нашей страны;
— возможномнегативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерныхигр, кино, телевизионных передач, рекламы;
— нравственныхосновах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизничеловека и общества;
— роли знаний,науки, современного производства в жизни человека и общества;
— единстве ивзаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного(душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьногоколлектива);
— влияниинравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих еголюдей; душевной и физической красоте человека;
— важности физическойкультуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
— активнойроли человека в природе.
Сформированоценностное отношение:
— к русскомуязыку как государственному, языку межнационального общения; своемунациональному языку и культуре;
— семье исемейным традициям;
— учебе, трудуи творчеству;
— своему здоровью,здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов,сверстников;
— природе ивсем формам жизни.
Сформированинтерес:
— к чтению,произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
— общественнымявлениям, понимать активную роль человека в обществе;
— государственнымпраздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
— природе,природным явлениям и формам жизни;
— художественному творчеству.
Сформированыумения:
— устанавливать дружеские взаимоотношенияв коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
— проявлятьбережное, гуманное отношение ко всему живому;
— соблюдатьобщепринятые нормы поведения в обществе;
— распознаватьасоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношениек аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Форма проведения занятия |
Часы |
ЦОР/ЭОР |
Дата по плану |
Дата факт. |
Сентябрь |
|
|
||||
1 |
День знаний. Рекорды России |
Образовательный квиз |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
05.09 |
|
2 |
От поколения к поколению: любовь россиян к Родине |
Беседа |
1 |
12.09 |
|
|
3 |
Мечтаю летать |
Работа с интерактивными карточками |
1 |
19.09 |
|
|
4 |
Я хочу услышать музыку |
Музыкальный конкурс талантов |
1 |
26.09 |
|
|
Октябрь |
Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 |
|
||||
5 |
О наших бабушках и дедушках |
Семейные истории |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
03.10 |
|
6 |
Яснополянская школа и ее учитель |
Работа с текстом |
1 |
10.10 |
|
|
7 |
День отца |
Творческая мастерская |
1 |
17.10 |
|
|
8 |
Петр и Феврония Муромские |
Работа с иллюстрациями |
1 |
24.10 |
|
|
Ноябрь |
|
|
||||
9 |
День народного единства |
Работа с интерактивной картой |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
08.11. |
|
10 |
Память времен |
Групповое обсуждение |
1 |
14.11 |
|
|
11 |
День матери |
Творческая мастерская |
1 |
21.11 |
|
|
12 |
Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце |
Работа с видеорядом |
1 |
28.11 |
|
|
Декабрь |
|
|
||||
13 |
Один час моей жизни. Что я могу сделать для других? |
Групповое обсуждение |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
05.12 |
|
14 |
Герои Отечества разных исторических эпох |
Работа с Галереей героев |
1 |
12.12 |
|
|
15 |
День Конституции |
Эвристическая беседа |
1 |
09.12 |
|
|
16 |
О чем мы мечтаем? |
Конкурс стихов |
1 |
26.12 |
|
|
Январь |
|
|
||||
17 |
Светлый праздник Рождества |
Пишем письмо Дедушке Морозу |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
16.01 |
|
18 |
Ленинград в дни блокады |
Работа с книжным текстом |
1 |
23.01 |
|
|
19 |
Рождение московского художественного театра |
Виртуальная экскурсия |
1 |
30.01 |
|
|
Февраль |
|
|
||||
20 |
День российской науки |
Викторина |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
13.02 |
|
21 |
Россия и мир |
Викторина |
1 |
20.02 |
|
|
22 |
Есть такая профессия – Родину защищать |
Литературная гостиная: конкурс стихов |
1 |
27.02 |
|
|
Март |
|
|
||||
23 |
8 Марта – женский праздник |
Творческий флешмоб |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
06.03 |
|
24 |
Гимн России |
Работа с книжным текстом |
1 |
13.03 |
|
|
25 |
Путешествие по Крыму |
Виртуальная экскурсия |
1 |
20.03 |
|
|
26 |
Я иду … в театр |
Чтение по ролям |
1 |
27.03 |
|
|
Апрель |
|
|
||||
27 |
День космонавтики |
Обсуждение фильма «Время Первых» |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
03.04 |
|
28 |
Память прошлого |
Конкурс стихов |
1 |
10.04 |
|
|
29 |
«Дом для дикой природы»: история создания |
Работа с видеоматериалами |
1 |
17.04 |
|
|
30 |
День труда. Мужественные профессии |
Беседа с ветеранами труда |
1 |
24.04 |
|
|
Май |
|
|
||||
31 |
Дорогами нашей Победы |
Встреча с ветеранами |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
15.05 |
|
32 |
День детских общественных организаций |
Работа с видеоматериалами |
1 |
22.05 |
|
|
33 |
Мои увлечения |
Творческий конкурс |
1 |
29.05 |
|