Рабочая программа«Развитие познавательной деятельности»
1– 4 классы 9.1
1. Пояснительная записка
Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, так как дают дополнительнуювозможность коррекции знаний, умений и навыков. В соответствии с требованиямифедерального государственного стандарта среднего общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющимособенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высокимкачественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условиедля качественного и поступательного развития личности каждого ученика,если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальнымвозможностям.
Умственная отсталость – это стойкое, выраженноенедоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого)органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
В структуре психики такого ребенка в первую очередьотмечается недоразвитиепознавательных интересов и снижение познавательной активности, чтообусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностьюи переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшиепсихические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаяхфизическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, ипрежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Данная программа реализуется учителем-дефектологом понаправлениям коррекционной работы в соответствии с заключением ЦПМПК г. Москвыи с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкойпсихического развития. Весь курс программы направлен на коррекцию различныхнедостатков когнитивного компонента деятельности и познавательного развитияданной категории обучающихся.
Для учащихся с интеллектуальной недостаточностьюлегкой степени характерны следующие специфические образовательные потребности:
· наглядно-действенныйхарактер содержания образования;
· упрощение системыучебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
· отработка средствкоммуникации, социально-бытовых навыков;
· специальное обучение«переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия сдействительностью;
· обеспечение обязательностипрофильного трудового образования;
· необходимость постояннойактуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
· обеспечение особойпространственной и временной организации образовательной среды с учетомфункционального состояния центральной нервной системы и нейродинамикипсихических процессов обучающихся с умственной отсталостью;
· использованиепреимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
· стимуляция познавательнойактивности, формирование потребности в познании окружающего мира и вовзаимодействии с ним.
Цель программы:
· максимальнаякоррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных исенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе созданияоптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств,признаков;
· датьправильное многогранное представление об окружающей действительности,способствующее оптимизации психического развитияребенка и более эффективнойсоциализации его в обществе.
Задачи:
· способствоватьполноценному психическому и личностному развитию школьника, коррекции недостатковпознавательной деятельности обучающихся путем целенаправленногосистематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины,пространственного расположения предметов;
· выявлятьпсихологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптацииобучающихся к школьному обучению;
· развивать икорректировать психические функции учащихся;
· развиватьспособность учащихся к обобщениям; содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетическойдеятельности, классифицировать;
· научитьучащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру; снижатьуровень агрессивности;
· снижатьэмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха;
· корректироватьповедение учащихся с помощью игротерапии;
· изучатьиндивидуально-психофизические особенности учащихся;
· способствоватьразвитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостаткиих общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию иориентацию в пространстве;
Срокиреализации программы: НОО, 4-5 лет.
Форма и режимкоррекционно-образовательной деятельности: индивидуальные занятия 1ч.
Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях:
1.Диагностика и коррекция графомоторного и сенсомоторного развития:
· развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие артикуляционной моторики.
2.Диагностика и коррекция отдельных сторон развитияпознавательной деятельности:
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие зрительной и слуховойпамяти и внимания;
· формирование обобщенных представлений о свойствахпредметов (цвет, форма, величина);
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие представлений о времени.
3.Диагностика, коррекция и развитиеосновных мыслительных операций:
·навыков соотнесенного анализа;
· навыков группировки и классификации (на базе овладенияосновными родовыми понятиями);
· умения работать по словеснойи письменной инструкции, алгоритму;
· умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4.Диагностика, коррекция и развитиеразличных видов мышления:
· развитие наглядно-образного мышления;
· развитие словесно-логического мышления(умение видеть и устанавливатьсвязи между предметами, явлениями и событиями).
5.Диагностика и коррекция индивидуальных пробеловв знаниях.
· приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно- познавательных и учебно-практических задач;
· расширение представлений об окружающем мире и развитие речи.
Диагностический блок работы учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьногоконсилиума и направленна выявление трудностей формирования знаний,умений и навыковопределение причин и механизмов возникших учебных проблеми условий их преодоления.
2. Планируемые результаты освоения образовательнойпрограммы.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся синтелектуальными нарушениями. Компенсация особенностей развития достигаетсяпутем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересоввоспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климатав классе, разнообразных форм деятельности, ситуацийуспеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большогоколичества наглядности. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса С учётом психофизических особенностей обучающихсяличностные результаты включают
Личностные результаты
· владение навыками коммуникации и принятымиритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
· выражение готовности преодолевать учебные затруднения; наличие умения сотрудничать. Проявление положительного отношенияк учебному труду.
· Развитие элементовконтроля поведения.
· Овладениенавыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходыиз спорных ситуаций;
· принятиеи освоение социальной роли обучающегося,формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
· Овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
· осознаниесебя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,осознание своей этнической и национальной принадлежности;
· формирование целостного, социально— ориентированноговзгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
· формирование уважительного отношения к иному мнению,истории и культуредругих народов;
· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,наличие мотивациик творческому труду, работе на результат, бережномуотношению к материальным и духовнымценностям.
· развитие адекватных представленийо собственных возможностях, о насущнонеобходимом жизнеобеспечении;
· овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Предметные результаты:
· использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
· приобретение начального опыта применения математических знанийдля решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
· умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числамии числовыми выражениями, решать текстовые задачи,умение действовать в соответствии с алгоритмом и исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
· усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживойприроды, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
· сформированность уважительного отношения к России, родномукраю, своей семье, истории, культуре, природенашей страны, ее современной жизни;
· расширение, углубление и систематизация знанийо предметах и явленияхокружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоениеоснов экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведенияв природной и социальной среде;
· развитие навыков устанавливать и выявлятьпричинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий,совершаемых другими людьми.
Развитие познавательной деятельности:
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие зрительной и слуховойпамяти и внимания;
· формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие представлений о времени.
Развитие основных мыслительных операций:
· навыков соотнесенного анализа;
· навыковгруппировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
· умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
· умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
Развитие графомоторного сенсомоторногоразвития:
· развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие артикуляционной моторики;
Развитие различных видов мышления:
· развитие наглядно-образного мышления;
· развитие словесно-логического мышления (умениевидеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
Используютсяследующие критерии оценивания:
Оценка достиженияпланируемых результатов коррекционно-развивающей работы осуществляется посистеме баллов от 0 до 4 на начало, середину и конец учебного года.
Баллы |
Критерии оценки |
4 балла |
Выполняет полностью самостоятельно (выполняет задание без посторонней помощи, полностью самостоятельно). |
3 балла |
Выполняет сам с опорой на визуальные подсказки (ориентируется на действия сверстников, использует в качестве подсказки модель поведения и/или визуальные подсказки, постоянно находящиеся в поле зрения на закрепленных местах, и т.д.). |
2 балла |
Выполняет с частичной помощью (способен к самостоятельному выполнению, но нуждается в частичной организующей помощи: показ образца выполнения, вербальные, жестовые подсказки). |
1 балл |
Выполняет с постоянной помощью (выполняет задание при наличии постоянной помощи: частичные физические, вербальные подсказки; без посторонней помощи не демонстрирует сформированность навыка). |
0 баллов |
Не выполняет (может выполнить задание только с полной физической подсказкой; при ослаблении физической подсказки не демонстрирует сформированность навыка). |
3. Содержание
1 КЛАСС
В соответствии свыделенными особенностями детей с ОВЗ психокоррекционная работа в 1 классеможет быть конкретизирована и обозначена следующими разделами:
Раздел 1. Комплексное обследование детей. Определениепервичного уровня развития (1час).
Исследованиеобщей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупноймоторики рук. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал,пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.
Раздел 2.Адаптация первоклассников (2часа).
Запоминание именодноклассников. Любимые игры, игрушки, занятия. Отличия школы и детского сада,учительницы и воспитательницы. Экскурсии по школе, в столовую, библиотеку(информация). Обратная связь: рассказы учащихся о посещенных объектах. Диагностикаэмоционального отношения к школе и учению (рисунок Я в школе).
Наша внешность:лицо, волосы, одежда. Загадки-описания. Школьная одежда. Сезонные изменения вприроде и одежде. Одежда и обувь для осени.
Вежливые слова:игры с включением формул речевого этикета (можно, извините, спасибо,пожалуйста, прошу вас и т.п.).
Раздел 3.Развитие крупной и мелкой моторики (8 часов)
Общеразвивающиеподвижные игры. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкциипедагога (броски в цель, ходьба по дорожке следов). Развитиебыстроты движений, умения контролировать сменяемость действий.
Обводим потрафарету, разукрашиваем. Соединяем точки и рисуем узоры. ПсихотренингЗимние месяцы. Приметы зимы. Контурная аппликация из пластилина.Психотренинг Весенние месяцы. Приметы весны. Нанизываем бусы. Завязываемузелки. Психотренинг Летние месяцы. Приметы лета.Аппликация изполосок бумаги. Волшебные шнуровки.
Рисование пономерам. Пальчиковая гимнастика. Штриховка. Графические упражнения. Рисованиепальчиковыми красками. Игры и действия с предметами (мозаика из пайеток,стикерная мозаика, аппликация из крупы) .
Раздел 4. Коррекциясенсорных процессов (15 часов)
Назначениепредметов. Школьные предметы и принадлежности. Количество. Настольные игры с фишками.Игротренинг Что возьмём в школу
Параметрыпредмета. Размер. Высота. Большой — маленький. Противоположности.Психотренинг Мир вокруг нас.
Составляем целоеиз частей. Классифицируем по форме. Выделение признаков формы. Классификация предметов(круглые, треугольные, квадратные).
Цветапредметов.АРТ ТренингПутешествие в страну цвета. ТренингСнежноекоролевст во.Конструирование снежков из бумаги. Лепка накартоне «Волны». Аппликация «Елочка». Солнечные зайчики. Рисованиеватными палочками. Красная шапочка. Лепка клубнички. Рисунок изкляксы. «Цветная сказка.
Знакомимся смиром звуков. Мульттренинг Эхо.Аудиотренинг Слушаем звукилеса. Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой)руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов впространстве (справа — слева, выше — ниже и др.).
Ориентировка впомещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядокследования).
Пространственнаяориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона);расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их наплоскости листа.
Составление налисте бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур Изучение временныхпоказателей: времён года, дней недели.
Определение наощупь величины предметов из разного материала. Игра «Волшебный мешочек.
Знакомство сэмоциональным миром человека. Радость. Грусть.Гнев. Страх.Спокойствие. Злость.Удивление.
Раздел 5.Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высшихпсихических функций (1 час).
Анализ объектовпо картинке. Угадывание предметов по признакам.
Раздел 6.Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (3 часа).
Игры,привлекающие внимание к сверстнику. Комплименты -похвалы (аккуратный,внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый,благодарный и др.).
Причины ссор(детские высказывания): жадничает, ябедничает, дерется, отнимает и портит вещии т.п. Обида и прощение. Притчи. Что помогает не ссориться. «Мы на помощьпридем». Когда нужно помогать (детские высказывания). Что называется помощью.Кому надо помогать. Признаки потребности в помощи. А.Л. Барто «Помощница».
Раздел 7.Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (3 часа).
Я не умел, но ужеумею…Рассказ обучающегося о семье. Рисунок семьиОценка успешности обучения впервом классе
Итого: 33 часов (1 занятия в неделю)
2 КЛАСС
Раздел 1.Вводное занятие (1 час)
Психодиагностическиеупражнения, создание положительной мотивации на занятия,знакомство.
Раздел 2.Диагностический блок (3 часа)
Диагностикауровня развитиявнимания, устойчивости, объёма, произвольности. Упражнение наразвитие внимания. Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, объёма, произвольности.
Упражнение наразвитие внимания: Групповые методики диагностики разных видов памяти.Проективные тесты рисунки «Несуществующее животное», «Мой класс».
Раздел 3.Развитие и коррекция сенсорной сферы (7 часов)
Упражнения, развивающиеосязательное восприятие формы объемных предметов. Упражнения, развивающиезрительное восприятие«Копирование точек», «Составь предмет из геометрическихфигур», «Кляксы», «Необычные рисунки».Упражнения, развивающие слуховоевосприятие и слухо-моторную координацию. Двигательное воспроизведениеритмических структур по образцу и по инструкции («Веселый алфавит»), рисованиеобеими руками, выполнение графических диктантов. Упражнения на синхронностьработы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).
Раздел 4.Развитие двигательной сферы (4 часа)
Упражнения сиспользованием пальчиковой гимнастики, а также рисование по шаблону итрафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображенийпредметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором. Тренинг – уроки сиспользованием техник биологической обратной связи, аутогенной тренировки,методов произвольной регуляции и саморегуляции. Урок-игра «Я – робот»
Раздел 5.Формирование пространственно-временных отношений (5 часов)
Упражнения на формированиепространственных представлений: Слева, справа, ниже, выше — нарисуешь,как услышишь, «В гости к другу», «Мой путь», «Фигурное лото» Работа ссерией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью календарного года.Сказкотерапия и коррекция квазипространственных представлений. Упражнения«Бочка и ящик», «Что находится в помещении», « Я – сыщик». Игра«Внутри-снаружи»
Раздел 6.Развитие когнитивной сферы (4 часа)
Игры и упражненияна развитие разных видов памяти; игры и упражнения на развитие точностизапоминания; игры и упражнения на развитие умения использовать приемымнемотехники; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения.Дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытыйпредмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведениемногозвеньевых инструкций; заучивание букв).Игры на снятие психологическойинертности и развитие воображения: Метод дорисовывания неопределенной фигуры доузнаваемого предмета, дорисовывание неопределенной фигуры до заданного образа.
Раздел 7.Формирование школьной мотивации и профилактика школьной дезадаптации (5часов)
Метод арт-терапиив формировании позитивного образа школьника и учебы. Игры для пониманияпротиворечия «хорошо-плохо».Формирование навыков построения внутреннего планадействий; Тренировка объема, концентрации внимания, умения действовать поинструкции. Урок-тренинг «Разведчики»
Раздел 8.Развитие эмоционально-личностных качеств (4 часа)
Тренинг: Правиладружбы. Формирование сплоченности и профилактики конфликтов. Проведение игр«Волшебный стул. Обучение эффективным способам общения.
Итоговая диагностика (1 час). Проведение итоговой диагностики с цельюопределения динамики
Итого: 34 часа (1 занятие в неделю)
3 КЛАСС
Раздел 1.Вводное занятие (1 час)
Созданиеположительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях; проведениепсихогимнастические упражнений.
Раздел 2.Профилактика школьной дезадаптации, развитии коммуникативныхспособностей (3 часа)
Формирование сплоченногодетского коллектива, обучение детей эффективным способам общения. «Мы – дружнаякоманда». Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг кдругу. Упражнение «Комплименты». Формирование у детей мотивации насовместную работу, развитие навыков коллективного сотрудничества. Формированиеположительной учебной мотивации.
Раздел 3.Развитие произвольного внимания и поведения (2 часа)
Развитие концентрации внимания, саморегуляциисамоконтроля. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу.
Раздел4.Развитие мнестических способностей (5 часов)
Развитие объемакратковременной оперативной памяти. Тренировка произвольного запоминаниязрительно воспринимаемых объектов; произвольное запоминание слухового ряда:цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций. Развитиемеханической зрительной и слуховой памяти. Дидактические игры и упражнения(слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»;зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций;заучивание букв). Обучение способам эффективного запоминания.
Раздел 5.Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации (5 часов)
Развитиелогического мышления и сообразительности. Упражнения в построении умозаключенийпо аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления:логического мышления, абстрагирования. Развитие умения устанавливатьпричинно-следственные отношения. Развитие умения обобщать и находитьпротивоположности. Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитиеопераций мышления; игры и упражнения на развитие логического, словесногомышления; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения.
Раздел 6.Развитие двигательной сферы (4 часа)
Упражнения сиспользованием пальчиковой гимнастики, а также рисование по шаблону итрафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображенийпредметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором. Подвижные игры иупражнения на развитие общей моторики. Расслабляющие и релаксирующиеупражнения, упражнения с речевыми инструкциями. Развитие произвольностидвижений (сигнал- реакция).
Раздел 7.Формирование пространственно-временных отношений (4 часа)
Упражнения наформирование пространственных представлений: Слева, справа, ниже, выше -нарисуешь, как услышишь, «В гости к другу», «Мой путь», «Фигурное лото».Понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции Работас серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью календарного года. Сказкотерапияи коррекция квазипространственных представлений. Упражнения «Бочка и ящик»,«Что находится в помещении», « Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи»
Раздел 8.Развитие и коррекция эмоциональной сферы (3 часа)
Знакомство сбазовыми эмоциями: радость, удивление, грусть, гордость, страдание и печаль,обида, гнев, страх, вина, стыд. Работа с чувством страха и тревожности.Формирование умения различать и принимать эмоции других людей. Обучение приемамрегуляции и саморегуляции эмоций.
Раздел 9. Развитие творчески способностей, воображения (3 часов)
Упорядочениепредставлений детей о том, что такое воображение и фантазия. Игры и упражненияна развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность,способность генерировать новые идеи и т.п.Игры на снятие психологическойинертности и развитие воображения: «Фантастическое растение», «Фантастическоеживотное», «Фантастическая планета», «Мои фантастические возможности». Методдорисовывания неопределенной фигуры до узнаваемого предмета, дорисовываниенеопределенной фигуры до заданного образа.
Раздел 10.Развитие эмоционально-личностных качеств (4 часа).
Упорядочениепредставлений детей о том, что такое воображение и фантазия.
Игры и упражнения на развитиеособенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способностьгенерировать новые идеи и т.п. Игры на снятие психологической инертности иразвитие воображения: «Фантастическое растение», «Фантастическое животное»,«Фантастическая планета», «Мои фантастические возможности». Метод дорисовываниянеопределенной фигуры до узнаваемого предмета, дорисовывание неопределеннойфигуры до заданного образа. «Как мы все похожи!». «Какие мы все разные!»Тренинг: Правила дружбы. Формирование сплоченности и профилактики конфликтов «Мы – дружная команда». Наиболее интересные детям упр. и игры, ответы навопросы, выводы. Проведение итоговой диагностики с целью определения динамики.
Итого: 34часа(1 занятие в неделю)
4 КЛАСС
Раздел 1.Вводное занятие (1 час)
Групповые игры, принятие правил групповой работы, созданиеатмосферы эмоционального комфорта.
Раздел 2.Диагностический блок (2часа)
Тесты интеллекта,интеллектуального и личностного развития, уровень развития мотивации,обучающихся.
Раздел 3.Восприятие. Пространственные представления (7часов)
Формированиепроизвольности зрительного восприятия, дорисовывание незаконченных изображений.Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Выделение нереальныхэлементов нелепых картинок. Развитие дифференцированных осязательных ощущений(сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение.
Самостоятельноемоделирование пространственных ситуаций (оставление простейших схемплановкомнаты. Ориентировка на листе бумаги разногоформата (тетрадный, альбомный,ватман).Определение времени по часам.
Раздел 4.Развитие памяти (5 часов)
Тренировкаразличных видов памяти, упражнения «Опиши картинку», «Инопланетяне», «Эстафетаслов», «Повторяй за мной», «Запрещенное движение».
Развитие словесно-логической памяти, упражнения«Группировка слов», «Свяжи пару», «Ассоциации», «Ключевые слова». Обучениемнемотехникам
Раздел 5.Развитие воображения (5 часов)
Развитиеактивного воображения с использованием арт-техник: «Чернильные пятна», «Свободноерисование», «Пальчиковое рисование», «Орнаменты», «Каракули».
Раздел 6.Развитие внимания (5часов)
Игры и упражненияна развитие произвольного внимания: «Корректурные пробы», «Назови, что видишь», «Корректировщик»,«Шифровка», «Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте», «Анаграммы», игра «Зоркийглаз», «Найди отличия».
Раздел 7.Развитие мыслительных функций (3 часа)
Упражнения намышечную релаксацию «Штанги»; «Графический диктант»; Развитие мышления (анализчерез синтез). Развитие мышления (абстрагирование). Развитие пространственныхпредставлений. Развитие словесно – логического мышления. Построениеумозаключения по аналогии. Развитие сложных форм мышления (логическогомышления): абстрагирование, установление закономерностей.
Раздел 8.Развитие произвольности и волевой регуляции (3 часа).
Тренинговыезанятия «Разные настроения», «Учимся менять свое настроение», «Учимся искатьвыход из сложных ситуаций», «Избавляемся от плохих мыслей», «Живи в согласии сдругими», «Как победить злость», «Прогоняем страх», «Учимся говорить «Нет» там,где это необходимо», «Саморегуляция».
Раздел 9.Развитие эмоционально-волевой сферы (4 часа)
Развитиепредставлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнеговыражения. Вера в себя. Формирование у детей конструктивных способовреагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессииразличных эмоциональных состояний. Игровая коррекция агрессивности,формирование и развитие внимания, доброжелательности, взаимоотношений детей вгруппе. Рефлексия собственных чувств (Я – это Я), развитие умения различатьвиды поведения и умения работать в команде. Формирование у детей навыковсамоконтроля.Формирование нравственных представлений. Арт-терапия «Островсчастья». Подведение итогов, определение динамики развития детей.
Итого: 34часа(1 занятие в неделю)