X-PDF

Рабочая программа Речь 2 вариант ТМНР, 4класс

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение                       «Школа-интернат для детей с ограниченнымивозможностями здоровья

Городского округа Шатура»

(МБОУ «Школа-интернат для детей с ОВЗ»)

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора  №119 о/д от 29.08.2022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

попредмету «Речь и альтернативная коммуникация»

 для4с класса

(вариант2)

 

 

 

 

 

 

  

 

Составитель:учитель начальных классов

 ЕрастоваТ.В.

 

 

 

 

 

 

 

г. Шатура,

 2022г.

 

1.      Пояснительнаязаписка

 

Рабочая программа по предмету речь и альтернативнаякоммуникация для 4с класса составлена на основании адаптированной основнойобщеобразовательной программы  образования (АООП) обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),тяжёлыми нарушениями развития (вариант 2)  МБОУ«Школа-интернат для детей с ОВЗ».

Данная программа разработана в соответствии стребованиями:

       Закона«Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.г.

       Федеральногогосударственного образовательного стандарта образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приказ Минобрнауки РФот 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)».

       Санитарно-эпидемиологическимиправилами и нормативами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требованияк организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28).

Цель обучения – формированиекоммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной иневербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социальноговзаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию сокружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненногоопыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Дляэтого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложнуюпредметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную,заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенкупределах, организованное включение в общение.

Задачи:

Образовательные:

       формироватьнавыки установления, поддержания и завершения контакта;

       способствоватьовладению доступными средствами коммуникации и общения – вербальными иневербальными;

       развиватьучебные навыки посредством формирования умений планировать последовательностьдействий, выполнять и контролировать ход работы;

       формироватьумение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивнойи импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрастужитейских задач;

       формироватьнавыки глобального чтения в доступных ребенку пределах.

       формироватьграфомоторные навыки и навыки элементарного письма.

       учитьразличать буквы, их графический образ;

       учитьвыделять и различать звуки, правильно их произносить.

Коррекционно-развивающие:

       развиватьимпрессивную и экспрессивную речь через расширение словарного запаса;

       развиватьпамять;

       развиватьмыслительные операции сравнения, классификации и т.д..

Воспитательные:

       воспитыватьусидчивость на занятиях;

       стимулироватьпроявления самостоятельности;

       формироватьнастойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений;

       формироватьумение контролировать свои эмоции

Основными задачами обучения чтению и письму является:

       учитьразличать буквы, их графический образ;

       учитьвыделять и различать звуки, правильно их произносить.

 

2.      Общаяхарактеристика предмета

Содержание курса строится с учетом возможности выборадоступных средств коммуникации. Обучение исходит от реального предмета(объекта) к абстрактному символу или жесту. Применяется метод постояннойстимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение альтернативнойкоммуникации происходит в рамках функционального использования (для решениязадач различного назначения).

Формирование коммуникативных навыков строится с тогоуровня, на котором в данный момент находится учащийся. В процессе обученияпроисходит постоянное пополнение и расширение способностей к общению.

Программно-методический материал по предметупредставлен следующими разделами:

       «Коммуникация»;

       «Развитиеречи средствами вербальной и невербальной коммуникации»;

       «Чтениеи письмо».

Раздел «Коммуникация» направлен на формированиенавыков установления, поддержания и завершения контакта. Если ребенок невладеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средствокоммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствамкоммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения(фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанноеслово), электронные устройства (планшетные компьютеры, компьютеры). Занятия покоммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания изавершения контакта.

Раздел «Развитие речи средствами вербальной иневербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь.Занятия по развитию импрессивной речи направлены на формирование уменияпонимать обращенную речь. Занятия по развитию экспрессивной речи направлены наформирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строитьпредложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей)речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучениеимпрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел «Чтение и письмо» включаетглобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыкичтения и письма.

Обучение чтению и письму ведется параллельно.Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке,выкладыванию букв их цветных палочек, палочек, мозаики, конструированию. Широкоиспользуется художественная литература – чтение потешек, стихов, загадок,слушание музыки и пение.

Обучение грамоте ребенка ведется по звуковомуаналитико-синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуетсяданными фонетики с учетом специфических особенностей познавательнойдеятельности школьника. Прежде чем знакомить учащегося с той или иной буквой,необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука(выделение и различение его, правильное произношение).

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов,состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательногозвукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках письма широкоиспользуются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки сослогами, букварные таблицы.

Основной задачей этого периода является формирование звуко-буквенногоанализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом.

Материаломобучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения,короткие тексты.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи,правильное и отчётливое произношение, различение в сочетании с другими звуками,дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующейпоследовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы(элементов и их расположения), сравнение с ранее изученными буквами. Важныммоментом является соотнесение звука и буквы.

        Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно.Сначала читаются слоги-слова ау, уаам, ум

        Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое вниманиеуделяется чтение по букварю, использованию иллюстративного материала дляулучшения понимания читаемого.

        Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

        При обучении письму важно научить ребенка правильному начертанию букв исоединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираютсяна звукобуквенный анализ, предварительную условно-графическую запись исоставление слогов, слов из букв разрезной азбуки.

Обучениеграмоте предполагает использование таких видов наглядности, как индивидуальныекассы с набором букв и слогов, комплекты предметных и сюжетных картинок.

С обучающимися, нуждающимися в дополнительнойиндивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, гдетакже формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованиемтехнологий по альтернативной коммуникации.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющиесоциальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительнопрепятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физическиеограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика,указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудомпроизносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта всочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативныхсвязях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включаякоммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей свыраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и еефункций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей стяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речьотсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительнозатруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникациивключает целенаправленную педагогическую работу по формированию у нихпотребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также наобучение использованию альтернативных средств коммуникации и социальногообщения.

Основныепринципы

       Каждыйребенок имеет право на обучение. Принцип педагогического оптимизма

       предполагаетпостроение коррекционно-педагогической работы с учетом потенциальныхвозможностей ребенка, настраиваясь на положительный результат.

       Принципкоррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает компенсациюутраченных из-за нарушения способностей за счет перестройки сохранившихся.

       Принципсоциально-адаптирующей направленности образования заключается в следующем:основной целью специального образования служит социализация личности сотклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможнойнезависимости и самостоятельности.

       Принципдифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет вкоррекционной работе учитывать не только особенности, присущие данной категориинарушений, но и индивидуальные особенности обучаемого ребенка. Такой принципможет быть реализован в коллективе учащихся с отклонениями в развитии путемусловного деления учащихся на группы.

       Принципсистематичности и последовательности предполагает, что последующий изучаемыйматериал опирается на предыдущий.

       Принципнеобходимости специального педагогического руководства. Направлятькоррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребенка с нарушениямив развитии, способен только специальный педагог, имеющий представление обособенностях развития такого ребенка и владеющий методами коррекционной икомпенсаторной помощи.

 

Формыорганизации учебного процесса

Ведущая  роль  в  обучении  принадлежит  учителю.  В процессе  обучения  осуществляется  индивидуальный  и  дифференцированный подход.  Учитель  в  своей  работе  руководствуется  программой  и  содержаниемшкольного  учебника. Дляобучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенкуработать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учительподбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя изособенностей развития каждого ребенка.

На уроках используются следующие методы обучения (похарактеру познавательной деятельности).

       Объяснительно-иллюстративныйметод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают ификсируют в памяти.

       Репродуктивныйметод (воспроизведение и применение информации).

При проведении уроков используются различные методы организациии образовательного процесса:

       Словесныеметоды (рассказ, описание, объяснение, беседа). Живое слово учителя развиваетмышление и речь обучающихся, является основной формой общения учителя сучениками.

       Работас учебником, книгой. Этот метод является одним из действенных в овладенииобучающимися учебным материалом.

       Наглядныеметоды способствуют развитию у обучающихся элементарных представлений,обогащает и систематизирует опыт детей, учит наблюдать, сравнивать, обобщать,устанавливать свое отношение к объекту.

       Практические(письменные) методы: упражнения, проверочные работы.

Для развития познавательных интересов необходимо:

— не допускать учебных перегрузок, переутомления инизкой плотности режима работы, использовать содержание обучения как источникстимуляции познавательных интересов;

— стимулировать интересы многообразием приемовзанимательности (иллюстрацией, игрой, занимательными упражнениями т.д.);

— специально обучать приемам деятельности и учебной работы;

— избегать в стиле преподавания будничности,монотонности, отрыва от личного опыта ребенка.

Виды и формы организации учебного процесса

       коллективная;

       фронтальная;

       групповая;

       индивидуальнаяработа;

       работав парах.

Основныеметоды обучения:

       наблюдение;

       беседа;

       объяснение;

       повторение;

       сравнение;

       работас учебником;

       совместнаяпрактическая деятельность учащегося и учителя;

       дидактическиеигры.

Технологииобучения:

       личностно-ориентированные,

       деятельностныйподход,

       уровневаядифференциация,

       информационно-коммуникативные,

       здоровьесберегающие,

       игровые;

       ИКТ-технологии.

 

3.      Место учебногопредмета в учебном плане

Предмет «Речь иальтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речеваяпрактика» учебного плана для обучающихся с умеренной,  тяжёлой и глубокойумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми нарушениямиразвития (вариант 2) МБОУ «Школы-интерната для детей с ОВЗ».

Срок реализациипрограммы – 1 год.

В 4с классепрограмма  рассчитана на 2 часа в неделю, всего 66 часов в год. (33 учебныенедели).

В данной программепредусмотрено 2 часа резервного времени, т.к. возможно совпадение уроков порасписанию с государственными праздниками, отмены занятий из-за объявлениякарантина, неблагоприятных погодных условий.  Резервные часы могутиспользоваться для организации повторения и обобщения.

 

 

4.      Личностныеи планируемыепредметные результаты

освоения учебногопредмета

Личностные:

1.      социально-эмоциональноеучастие в процессе общения и совместной деятельности;

2.      формированиесоциально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единствеи разнообразии природной и социальной частей;

3.      формированиеуважительного отношения к окружающим;

4.      овладениеначальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5.      развитиесамостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основепредставлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

6.      развитиенавыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорныхситуаций;

7.      формированиеустановкина безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе нарезультат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 

Планируемыепредметные результаты:

 

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся сумеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР результативностьобучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей егопсихофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этимтребования к результатам освоения образовательных программ представляют собойописание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

1)Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира иличного опыта ребенка.

       Пониманиеслов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира идеятельность человека.

       Умениесамостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала вучебных и коммуникативных целях.

2)Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными иневербальными.

       Качествосформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

       Пониманиеобращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графическихзнаков.

       Умениепользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов,коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речьустройств.

3)Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивнойи импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

       Мотивыкоммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразныхвидах детской деятельности.

       Умениевступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные ивербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

       Умениеиспользовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

       использованиепредметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций длявыражения индивидуальных потребностей;

       пользованиеиндивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами сграфическими изображениями объектов и действий путем указания на изображениеили передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

4)Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемогослова.

       Узнаваниеи различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошоизвестных предметов и действий.

       Использованиекарточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5)Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

       Узнаваниеи различение образов графем (букв) – а, о, у, м, х, с, н, ы, ш, л, р,к, п.

       Копированиес образца отдельных букв, слогов, слов.

       Начальныенавыки чтения и письма.

Базовыеучебные действия

1. Подготовка ре­бе­н­ка к на­хождению и обучению в среде сверстников,к эмоциональному, ко­м­му­ни­ка­ти­вному взаимодействию с группой обучающихся.

2.     Формирование учебного поведения: 

·        направленность взгляда (на говорящего взрослого, назадание);

·        умение выполнять инструкции педагога;

·        использование по назначению учебных материалов;

·        умение выполнять действия по образцу и поподражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

·        в течение определенного периода времени,

·        от начала до конца,

·        с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмомдействия и т.д.

 

5.      Содержаниепредмета

Коммуникация.

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установлениезрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.

Реагирование на собственное имя.

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).

Привлечение к себе внимания звуком (словом,предложением).

Выражение своих желаний звуком (словом,предложением). 

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком(словом, предложением).

Коммуникацияс использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своихжеланий, ответе на вопрос.

Выражениемимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие(прощание) с использованием мимики.

Выражениежестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросыс использованием жеста.

Развитие речи средствами вербальной и невербальнойкоммуникации.

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама,папа, дядя и др.).

Реагирование на собственное имя.

Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихсякласса, педагогов.

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты).

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,одежда, обувь, животные, овощи, фрукты).

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить,есть, сидеть, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

Понимание простых предложений.

Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков,звукоподражаний, звуковых комплексов.

Называние (употребление) простых по звуковому составуслов (мама, папа, дядя и др.).

Называние собственного имени.

Называние имён членов семьи (учащихся класса,педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда,мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние(употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты).

Называние (употребление) слов, обозначающих действияпредмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять идр.).

Экспрессия с использованием средств невербальнойкоммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанногослова (электронного устройства).

Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагоговкласса) посредством напечатанного слова (электронного устройства).

Использование графического изображения (электронногоустройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки,одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьныепринадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Использование графического изображения (электронногоустройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,продукты, транспорт, птицы и др.).

Использование графического изображения (электронногоустройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро,медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающихимена людей, названия предметов, действий.

Использование карточек с напечатанными словами каксредства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв) – а, о, у,м, х, с, н, ы, ш, л, р, к, п.

Графические действия с использованием элементовграфем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

 

6.      Тематическоепланирование

 

Название темы

Кол-во часов

Контрольные работы

1.

Коммуникация

3

 

2.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

6

 

3.

Чтение и письмо

52

 

4.

Повторение (резерв)

5

1

 

Итого

66

1

 

Переченьконтрольных работ:

1.     Итоговаядиагностическая работа.

 

7.      Описаниематериально-технического обеспечения

образовательнойдеятельности.

 

Учебно-методическоеобеспечение рабочей программы

Примернаяадаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2).

Дополнительныеучебно-методические материалы:

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллектапод ред. И.М. Бгажноковой. М, Владос, 2019,

Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы/Под ред. доктора психологических наук В.Г. Петровой, М, «Просвещение», 2019,

Занимательные материалы к урокам русского языка в нач.школе Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2019

Л.М. Шипицина. Коррекционно-образовательные программыдля детей с глубоким нарушением интеллекта. – СПб: Образование, 2019 г.

 

Материально-техническое оснащение предмета включает:

— графические средства для альтернативнойкоммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий(фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв,коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различнойтематикой для развития речи;

— электронные устройства для альтернативнойкоммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, компьютерныеустройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);

— аудио и видеоматериалы.

Лист корректировки программы учителя Ерастовой Т.В.

по предмету_______________________________________ в 4с классе

 

Тема урока

Дата

по плану

Причина

корректировки

Корректирующее

мероприятие

Дата проведения

Реквизиты приказа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей