X-PDF

Рабочая программа Родной (русский) язык 0,25ч

Поделиться статьей

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение «Овощновская школа»

Джанкойскогорайона Республики Крым

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на  заседании ШМО

протокол от 30.08.2022

№ 4

Руководитель ШМО

________Ж.В.Цапенко

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________О.Л. Дмитриева

« ___»___________ 2022г.

«УТВЕРЖДЕНО»

директор МОУ

«Овощновская школа»

__________С.В.Борисова

приказ от 31.08.2022 г.

№ 146 -о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

поучебному предмету «Родной (русский) язык»

1класс (базовый уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

Программаразработана

СединойН.В.,

учителемначальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

 

Рабочая программа  породному русскому языку  для  1 класса  составлена на основании следующихдокументов:

1. Федерального Закона Российской Федерации от 29декабря 2012г., №273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации».

2. Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования (приказ от 31.04.2021№286 Министерства просвещения Российской Федерации  «Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования», зарегистрированного в Минюсте России 05.07.2021 г., регистрационныйномер 64100.

3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых киспользованию при реализации имеющих государственную аккредитациюобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общегообразования, утверждённого Приказом  Министерства образования и наукиРоссийской Федерации  от 31 марта 2014 №253 (с изменениями).

5. Примерной рабочейпрограммы. Русский родной язык.  Р89 1—4 классы : учеб. пособие дляобщеобразоват. организаций / [О. М.  Александрова и др.]. — М. :Просвещение, 2020

5.Основнойобразовательной программы в соответствии с федеральным  государственнымобразовательным стандартом  начального общего образования (срок реализации –4года – до замены новой) МОУ «Овощновская  школа», утверждённой  приказом от 01сентября 2022года № 188-о .

6. Учебного плана МОУ«Овощновская школа» на 2022-
2023 учебный год, утверждённого приказом от 31 августа  2022 года №143-о.

 

     Рабочая программа раскрывает содержание обученияродному (русскому)  языку в 3  классеМОУ «Овощновская школа».

     Распределениечасов по темам базируется на основе Примерной рабочей программы.Русский родной язык.  Р89 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват.организаций / [О. М.  Александрова и др.]. — М. : Просвещение, 2020

    В учебном плане МОУ«Овощновская школа» на изучение родного языка  в1  классе отво­дится 17  часов .

 

     Содержание программы направлено надостижение результатов освоения основной образовательной программы начальногообщего образования в части требований, заданных Федеральным государственнымобразовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Роднойязык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована насопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область«Русский язык и литературное чтение».

   Содержание предмета «Родной язык(русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изученииродного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации вней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся,которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время,отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как времядля углублённого изучения основного курса.

    В содержании предмета «Родной язык(русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не квнутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковойсистемы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связямрусского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программаучебного предмета отражает социокультурный контекст существования русскогоязыка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственнуюкультурно-историческую обусловленность.

    Содержание курса направлено наформирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, одиалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристиклитературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русскогородного языка опирается на содержание основного курса, представленного вобразовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает иподдерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятсяс основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальнойшколе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико- ориентированныйхарактер.

     Задачамиданного курса являются:

-совершенствование у младших школьниковкак носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи,развитие языковой интуиции;

-изучение исторических фактов развитияязыка;

-расширение представлений о различныхметодах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект,наблюдение, анализ и т. п.);

-включение учащихся в практическую речевуюдеятельность.

    В соответствии с этим в программевыделяются три блока.

Первый блок — «Русскийязык: прошлое и настоящее» —включает содержание, обеспечивающее расширениезнаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значенийобщеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка иистории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной спецификерусского языка, об общем и специфическом в языках и культурах

русского и других народов России и мира.

Второй блок — «Языкв действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблениемязыковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единицв учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений онормах современного русского литературного языка, развитие потребностиобращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка исовершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован напрактическое овладение культурой речи: практическое развитие ответственного иосознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок — «Секретыречи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельностив их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениямиопределять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практикиприменения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центровданного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализироватьпредлагаемые тексты и создавать собственные тексты разныхфункционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙЯЗЫК (РУССКИЙ)»

Целямиизучения русского родного языка являются:

-осознание русского языка как одной изглавных духовно-нравственных ценностей русского народа;

-понимание значения родного языка дляосвоения и укрепления культуры и традиций своего народа,

-осознание национального своеобразиярусского языка;

-формирование познавательного интереса кязыку, а через него — к родной культуре;

-овладение первоначальными представлениямио единстве и многообразии языкового и культурного пространства РоссийскойФедерации, о месте русского языка среди других языков народов России;

-воспитание уважительного отношения ккультурам и языкам народов России;

-овладение культурой межнациональногообщения;

-овладение первоначальными представлениямио национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всеголексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), обосновных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

-овладение выразительными средствами,свойственными русскому языку;

-совершенствование умений наблюдать зафункционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их,оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

-совершенствование умений работать стекстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать ипреобразовывать необходимую информацию;

-совершенствование коммуникативных уменийи культуры речи, обеспечивающих -владение русским литературным языком в разныхситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматическогостроя речи;

— развитие потребности к речевомусамосовершенствованию;

— воспитание самостоятельности вприобретении знаний.

      В соответствии с Федеральнымгосударственным образовательным стандартом начального общего образованияучебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Роднойязык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным дляизучения.

 

1.Планируемые результаты изучения учебногопредмета

 

Изучениеродного языка (русского) в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных,метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Врезультате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе уобучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализацииосновных направлений воспитательной деятельности:

   гражданско-патриотического воспитания:

-становлениеценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучениеродного русского языка, отражающего историю и культуру страны;

-осознаниесвоей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русскогоязыка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общениянародов России;

-сопричастностьк прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе черезобсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

уважениек своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из

художественныхпроизведений;

-первоначальныепредставления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважениии достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностныхотношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственноговоспитания:

признаниеиндивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и

читательскийопыт;

проявлениесопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием

адекватныхязыковых средств для выражения своего состояния и чувств;

неприятиелюбых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вредадругим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средствязыка);

эстетическоговоспитания:

-уважительноеотношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,традициям и творчеству своего и других народов;

-стремлениек самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусствеслова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физическоговоспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-соблюдениеправил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни вокружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информациив процессе языкового образования;

-бережноеотношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемыхспособов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудовоговоспитания:

-осознаниеценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественныхпроизведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различнымпрофессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологическоговоспитания:

-бережноеотношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

-неприятиедействий, приносящих ей вред;

ценностинаучного познания:

-первоначальныепредставления о научной картине мира (в том числе первоначальные

представленияо системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

-познавательныеинтересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании,в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельностьв его познании.

     МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Врезультате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе уобучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебныедействия.

Базовыелогические действия:

-сравниватьразличные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц,устанавливать аналогии языковых единиц;

-объединятьобъекты (языковые единицы) по определённому признаку;

-определятьсущественный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковыеединицы;

-находитьв языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенногоучителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе сязыковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализеязыковых единиц;

-выявлятьнедостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенногоалгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливатьпричинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делатьвыводы.

Базовыеисследовательские действия:

спомощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,речевой ситуации;

сравниватьнесколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основепредложенных критериев); проводить по предложенному плану несложноелингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектноезадание;

 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатовпроведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализапредложенного языкового материала;

прогнозироватьвозможное развитие процессов, событий и их последствия аналогичных или сходныхситуациях.

Работас информацией:

-выбиратьисточник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации,для уточнения;

-согласнозаданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в

предложенномисточнике: в словарях, справочниках;

-распознаватьдостоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенногоучителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

-соблюдатьс помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законныхпредставителей) правила информационной безопасности при поиске информации вИнтернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, опроисхождении слова, о синонимах слова);

-анализироватьи создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии сучебной задачей;

-пониматьлингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;

-самостоятельносоздавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

     К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативныеуниверсальные учебные действия.

      Общение:

-восприниматьи формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общенияв знакомой среде;

-проявлятьуважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога идискуссии;

-признаватьвозможность существования разных точек зрения;

корректнои аргументированно высказывать своё мнение;

-строитьречевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-создаватьустные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) всоответствии с речевой ситуацией;

-готовитьнебольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатахнаблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

-подбиратьиллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

   Совместная деятельность:

-формулироватькраткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективныхзадачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем форматапланирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

-приниматьцель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределятьроли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

-проявлятьготовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельноразрешать конфликты;

-ответственновыполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

-выполнятьсовместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

    К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивныеуниверсальные учебные действия.

  Самоорганизация:

-планироватьдействия по решению учебной задачи для получения результата;

-выстраиватьпоследовательность выбранных действий.

  Самоконтроль:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

-устанавливатьпричины успеха/неудач учебной деятельности;

-корректироватьсвои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

-соотноситьрезультат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,характеристике, использованию языковых единиц;

-находитьошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую ипунктуационную ошибку;

-сравниватьрезультаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективнооценивать их по предложенным критериям.

    ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучениеучебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должнообеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражениюкультуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа,осмысление красоты и величия русского языка;

-приобщениек литературному наследию русского народа;

-обогащениеактивного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культурывладения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей всоответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении,формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и

текстовразных функционально-смысловых типов и жанров.

Кконцу обучения в 1 классе обучающийся научится:

—распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметытрадиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов поуказанной тематике;

—использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексическогозначения слова;

—понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

—осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языкадля культурного человека;

—произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

—осознавать смыслоразличительную роль ударения;

—соотноситьсобственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (врамках изученного);

—выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точносоответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

—различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевойситуации;

—уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершениедиалога и др.);

—владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

—использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувствна родном языке адекватно ситуации общения;

—владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественныхтекстов об истории языка и культуре русского народа;

—анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нёмнаиболее существенные факты.

 

2. Содержание учебногопредмета

 

РАЗДЕЛ 1. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге(Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?).Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Различные приемы слушания научно-познавательных и художественныхтекстов об истории языка и культуре русского народа.

 

РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждениюошибок в

произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение засочетаемостью слов

(пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемостислов).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

·        Сведения об истории русской письменности: как появились буквысовременного русского  алфавита.

·        Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление краснойстроки и заставок.

·        Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексическиеединицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметытрадиционного русского быта:

 

1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы,горница, светлица, светец, лучина и

т.д.);

2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак,рубаха, сарафан, лапти и т. д.).

Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках,прибаутках).

Проектное задание. Словарь в картинках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тематическое планирование

 

 

№ п/п

 

Раздел

Количество часов

 

1

Раздел 1. Секреты речи и текста.

9

2

Раздел 2. Язык в действии.

4

3

Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее.

4

 

Итого

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематическоепланирование

 

№ п/п

 

Тема урока

 

 

Дата проведения

              План

           Факт

1.

Как люди общаются друг с другом.

01.09

 

2.

Вежливые слова.

15.09

 

3.

Как люди приветствуют друг друга.

29.09

 

4.

Зачем людям имена.

13.10

 

5.

Практическая работа «Что обозначает мое имя».

27.10

 

6.

Спрашиваем и отвечаем.

17.11

 

7.

Выделяем голосом важные слова.

01.12

 

8.

Как можно играть звуками.

15.12

 

9.

Где поставить ударение.

29.12

 

10.

Как сочетаются слова.

19.01

 

11.

Как писали в старину.

02.02

 

12.

Практическая работа «Оформление буквиц и

заставок».

16.02

 

13.

Дом в старину: что как называлось..

09.03

 

14.

Во что одевались в старину.

30.03

 

15.

Сравниваем тексты.

13.04

 

16.

Сравниваем тексты.

27.04

 

17.

Составление текстов. Анализ  прочитанного и

прослушанного текста.

11.05

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет