ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программапредметной области Технология по предмету «Ручной труд» составлена на основеАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) всоответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
Труд – это основа любых культурныхдостижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.
Огромное значение придается ручномутруду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемые резервы развитияего личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.
Цель предмета заключаетсяво всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовойкультуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старшихклассах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностейличности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достиженийна основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
― формирование представлений о материальнойкультуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
― формирование представлений о гармоничномединстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.
― расширение культурного кругозора, обогащениезнаний о культурно-исторических традициях в мире вещей.
― расширение знаний о материалах и их свойствах,технологиях использования.
― формирование практических умений и навыковиспользования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
― формирование интереса к разнообразным видамтруда.
― развитие познавательных психических процессов(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
― развитие умственной деятельности (анализ,синтез, сравнение, классификация, обобщение).
― развитие сенсомоторных процессов, руки,глазомера через формирование практических умений.
― развитие регулятивной структуры деятельности(включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий ирезультатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
― формирование информационной грамотности, уменияработать с различными источниками информации.
― формирование коммуникативной культуры, развитиеактивности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитаниеи развитие социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков сучетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
― коррекцию познавательной деятельности учащихсяпутем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у нихправильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положенияв пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки,устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитие аналитико-синтетической деятельности,деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться взадании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
― коррекцию ручной моторики; улучшениезрительно-двигательной координации путем использования вариативных имногократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудовогоматериала.
Программа по технологии (ручному труду)в 1-4 классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихсяпо технологии ручной обработки материалов (бумаги, картона, ткани, глины ит.д.), а также включает первоначальные сведения об элементах организации труда.На занятиях по ручному труду учебно-воспитательные задачи решаются впрактической деятельности учащихся, организованной на основе изготовления имиизделий доступной сложности и понятного назначения. К каждой теме программыдается примерный перечень изделий. Учитель, выбирая объекты работы, долженруководствоваться интересами учащихся, местными особенностями, при этомконструкция выбранного изделия должна отвечать содержанию изучаемой темы. Признакомстве учащихся с объектом- образцом, его плоскостной или объемной моделью,учителю необходимо постоянно направлять внимание детей на соответствие образца свыполняемыми заданиями (поделками) в части пропорций, форм, величины и другихпризнаков.
В программе 2 класса повторяются работыпо плоскостному моделированию, при этом моделируются контуры более сложных поформе, но известных детям объектов (домик, лесенка). Выполняются и объемныеподелки — стол, стул. Целесообразно сравнивать эти изделия с выполненными ранееиз бумаги. Усложняются объекты и приемы их выполнения (домик из двух деталей,сложные виды плетения проволоки и текстильного материала, формовка пластическогоматериала на плоскости). Во 2 классе возможности учащихся расширяются, поэтомуучитель должен предъявлять более четкие требования к качеству и эстетическомуоформлению работ. Выполняя программу, учителю следует учитывать следующиерекомендации. В течении всех лет обучения необходимо систематическиотрабатывать с детьми пространственные понятия выше — ниже,шире — уже, тоньше — толще, вверху,внизу, посередине (в центре), слева,справа а также учить сравнивать объекты по форме, величине и т.д.Особой задачей является формирование умения анализировать образец изделия,отмечая количество деталей, их форму, способы крепления. При анализе образца,помимо самого объекта, должны быть предъявлены заготовка или исходные детали.Опора при выполнении задания меняется в зависимости от возраста детей (класса)и от их индивидуальных особенностей. Основные виды опоры — образец выполненияизделия и предметная инструкционная карта. В отдельных случаях можноиспользовать в качестве опоры натуральные предметы, а также их графическиеизображения. При формировании замысла работы нужно использовать эскиз как опорудля создания и удержания образа результата. Выполнение простейшего эскизадоступно учащимся при направленном обучении этому виду работы. Изучение многихтем программы завершается выполнением коллективных работ. Такими работами могутбыть различные макеты с использованием поделок учащихся класса; панно,композиция которых определяется детьми; совместные игры, подготовленные ипроведенные с участием всех членов класса (Правила дорожногодвижения, Кукольный театр и т.п.). Подобные виды творческихработ имеют большое воспитательное значение, так как учащиеся осваивают опытсовместной деятельности, определяют значимость личных усилий для успеха общейработы. Показ и обсуждение замысла таких работ перед началом изучения темыповышает мотивацию, оптимизирует сам процесс трудового обучения.
Поучебному плану БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат дляобучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на изучение предмета«Ручной труд» во 2 классе отводится 1 час в неделю (33недели), итого 33 часа за учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Работа сглиной и пластилином
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов,цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовленияпосуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда.Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильнообращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глиныи пластилина разными способами: конструктивным, пластическим,комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочковпластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина),«раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара»,«раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика»,«сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка изпластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка изпластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную ишарообразную форму.
2. Работа сприродными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (гдеиспользуют, где находят, виды природных материалов).Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материаловиграли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты,используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними.Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединениядеталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация,объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой.Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха(аппликация, объемные изделия).
3. Работа сбумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги).Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная,впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат,прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном.Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой икартоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги.Приемы разметки:
— разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон».Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур.Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
— разметка с помощью чертежных инструментов (полинейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Ихприменение и устройство;
— разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линиичертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резаниябумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержаниеножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрезпо короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез подлинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление угловпрямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»;«вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания:«симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезаниеиз бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба.Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание поконтуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемысгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла наугол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»;«сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»;«выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминаниепальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоскихдеталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовлениекоробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение.Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное»,«сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Элементарные сведения о картоне (применение картона).Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты иприспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовкакартона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».
4. Работа стекстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки).Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Видыработы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки,кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком,цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья:«игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания:вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивкастежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в дваприема».
Элементарные сведения о тканях. Применение иназначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани(мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые,скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками,сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение(шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты иприспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Видыработы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание,плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало».Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединениедеталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками истрочкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани(редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок,полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологическиесведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работас тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, сорнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришиваниепуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмясквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление ипришивание вешалки
5. Комбинированныеработы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин;бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы;проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатыосвоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основеФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных ипредметных.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В структуре планируемых результатов ведущее местопринадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладениекомплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достиженияосновной цели современного образования ― введения обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение имисоциокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образованиявключают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенцииобучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формированиечувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению,истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, онасущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамичноизменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормамисоциального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своегоместа в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявлениесоциально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками вразных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей ичувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличиемотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению кматериальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности ксамостоятельной жизни.
пРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения АООП образования включаютосвоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметнойобласти, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся слегкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являютсяосновным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующийкласс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговыхдостижений.
АООП определяет два уровня овладения предметнымирезультатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
— знаниеправил организации рабочего места и умение самостоятельно егоорганизовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рациональнорасполагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранятьпорядок на рабочем месте);
— знаниевидов трудовых работ;
— знаниеназваний и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на урокахручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиеническихтребований при работе с ними;
— знаниеназваний инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правилтехники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
— знаниеприемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на урокахручного труда;
— анализобъекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков исвойств; определение способов соединения деталей;
— пользованиедоступными технологическими (инструкционными) картами;
— составлениестандартного плана работы по пунктам;
— владениенекоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
— использованиев работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами;бумагой и картоном; нитками и тканью);
— выполнениенесложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
— знаниеправил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий исамодисциплину;
— знаниеоб исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
— знаниевидов художественных ремесел;
— нахождениенеобходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
— знаниеи использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами,соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
— осознанныйподбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивнымсвойствам;
— отбороптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимостиот свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
— использованиев работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием сопорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейшихтехнических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий всоответствии с ними в процессе изготовления изделия;
— осуществлениетекущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка ходапрактической работы;
— оценкасвоих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
— установлениепричинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
— выполнение общественныхпоручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел 1. Повторение |
|||
1.1 |
Повторение пройденного в первом классе. Работа с глиной и пластилином. «Ворота» |
1 |
Электронное приложение к учебнику infourok.ru yaklass.ru |
1.2 |
Работа с природными материалами. «Осенняя коллекция» |
1 |
|
1.3 |
Работа с природными материалами. «Птичка», «Собачка» |
1 |
|
1.4 |
Работа с природными материалами. «Черепаха» |
1 |
|
1.5 |
Работа с бумагой и картоном. Представленная информация была полезной? ДА 58.77% НЕТ 41.23% Проголосовало: 1089 Аппликации: «Дерево весной», «Дерево летом», «Дерево осенью», «Дерево зимой» |
1 |
|
1.6 |
Работа с бумагой и картоном. «Маска собачки» |
1 |
|
1.7 |
Работа с бумагой и картоном. «Пакет» |
1 |
|
1.8 |
Работа с текстильными материалами. «Свойства ниток» |
1 |
|
Итого по разделу: 8 ч. |
|||
Раздел 2. Работа с природными материалами |
|||
2.1 |
Работа с глиной и пластилином. «Кружка» |
1 |
Электронное приложение к учебнику infourok.ru yaklass.ru |
2.2 |
Работа с природными материалами. Изготовление рамки для фотографии, украшенной листьями берёзы, клёна |
1 |
|
2.3 |
Работа с бумагой и картоном. Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией. «Яблоко» |
1 |
|
2.4 |
Работа с глиной и пластилином. «Чайник для заварки» |
1 |
|
2.5 |
Работа с бумагой и картоном. «Шар из кругов» |
1 |
|
2.6 |
Работа с бумагой и картоном. «Шар из полос» |
1 |
|
2.7 |
Работа с природными материалами. Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички. «Сова». |
1 |
|
2.8 |
Работа с природными материалами. Изготовление из шишки и листьев «Пальма» |
1 |
|
Итого по разделу: 8 ч. |
|||
Раздел 3. Работа с бумагой и картоном |
|||
3.1 |
Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о линейке. Разметка бумаги и картона по линейке |
1 |
Электронное приложение к учебнику infourok.ru yaklass.ru |
3.2 |
Работа с бумагой и картоном. «Грузовик» |
1 |
|
3.3 |
Работа с бумагой и картоном. «Автофургон» |
1 |
|
3.4 |
Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции к сказке «Колобок» |
1 |
|
3.5 |
Работа с пластилином. Изготовление композиции к сказке «Колобок». Изделие: «Пень». «Колобок» |
1 |
|
3.6 |
Работа с бумагой и картоном. «Поздравительная открытка «Сказочный цветок»» |
1 |
|
3.7 |
Работа с пластилином. Изготовление композиции к сказке «Колобок». Изделие: «Лиса» |
1 |
|
3.8 |
Работа с пластилином. Изготовление композиции из пластилина к сказке «Колобок». Изделие: «Ель» |
1 |
|
3.9 |
Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции «Божья коровка на цветочной поляне». |
1 |
|
3.10 |
Работа с бумагой и картоном. Изготовление модели дорожного знака. |
1 |
|
Итого по разделу: 10 ч. |
|||
Раздел 4. Работа с тканью |
|||
4.1 |
Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции на тему Космонавтика» |
1 |
Электронное приложение к учебнику infourok.ru yaklass.ru |
4.2 |
Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тканях. «Коллекция тканей» |
1 |
|
4.3 |
Работа с текстильными материалами. «Упражнения на бумаге в клетку», «Квадраты из ткани 5х5 см» |
1 |
|
4.4 |
Работа с текстильными материалами. «Игольница» |
2 |
|
4.5 |
Работа с текстильными материалами. Вышивание смёточным стежком. «Закладка из канвы |
2 |
|
Итого по разделу: 7 ч. |
|||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 33 ч. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Технология. Ручной труд. 2 класс. Учебник дляобщеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательныепрограммы. / Л.А. Кузнецова. -6-е изд. – М.: Просвещение, 2016 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Технология. Ручной труд. 2 класс. Учебник дляобщеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательныепрограммы. / Л.А. Кузнецова. -6-е изд. – М.: Просвещение, 2016 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИИНТЕРНЕТ
— infourok.ru
— yaklass.ru
— Электронное приложениек учебнику
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебно-практическое оборудование
– текстильный материал, цветная бумага и картон, природныематериалы, глина и пластилин.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
– классная доска с креплениями для таблиц;
– персональный компьютер;
– мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
– слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы поручному труду;
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,соответствующие тематике программы по ручному труду.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
– ученические столы двухместные с комплектом стульев;
– стол учительский с тумбой;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов,пособий, учебного оборудования и пр.