ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основеПримерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой.
Программарассчитана на 75часа, 4 часа в неделю иориентирована на учебник Э. В. Якубовской «Русскийязык». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательныхучреждений VIIIвида. М., «Просвещение»,2020
Спецификапрограммы
В начальном обучении предмет «Русскийязык» занимаетведущее место, так как направлен наформирование функциональнойграмотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русскийязык» (письмо и развитие речи) носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многомопределяют успешность всегошкольного обучения. Программа построена поконцентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования навесь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученныезнания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Основной целью курсаявляются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владениеязыком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
Обучать навыкам грамотногописьма и культуры речи.
Заложить основы для овладенияустной и письменной речи.
Формировать основныеорфографические и пунктуационные
Развивать познавательнуюдеятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному иречевому развитию.
Воспитывать любовь к родномуязыку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
В младших классах умственно отсталымшкольникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которыхважно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основнымэлементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всегонеобходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи,формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитанииинтереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических уменийв области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствуетих умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действеннымпри установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикойучащихся.
Умения анализировать, обобщать,группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, даватьпростейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитиюпознавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы:«Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделампрограммы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастныевозможности школьников.
Содержание программы
На основании Примерной программы специальной коррекционной образовательной школы VIIIвида под редакцией В.В. Воронковой 2010 года издания, учащиеся усваивают:
Звукии буквы
Звуки гласные и согласные, ихразличение.
Гласные ударные и безударные.Их различение в двухсложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами ии й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю,я в начале слова и после согласных.
Слова звонкие и глухие,артикулярносходные, свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и впроизношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, ихразличение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и,е, ю, я.
Букваь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения вчтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово
Изучение слов, обозначающихпредметы:
называние предметов и различение их повопросам кто? что?;
называние одного предмета и несколькиходинаковых предметов;
различение основных частей хорошо знакомыхпредметов;
сравнение двух предметов и определениепризнаков различия и сходства.
Умение различать слова по ихотношению к родовым категориям.
Большая буква в именах,фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающихдействия:
называние действий предметов по вопросам чтоделает? что делают?
группировка действий по признаку иходнородности;
различение предметов по их действиям;
умение согласовывать слова, обозначающиедействия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом какотдельным словом. Раздельное написание предлога со словом, к которому онотносится.
Правописание слов снепроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
Практическое знакомство спостроением простого предложения:
составление предложения по вопросу,картинке, на тему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения;
составление предложения из слов, данных внужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы вначале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь
(упражнения даются в процессе изучениявсего программного материала по русскому языку)
Расположение 2-3 короткихпредложений в последовательном порядке.
Составление подписей к сериииз 2-3 сюжетных картинок.
Правильное использованиеличных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание
(упражнения проводятся ежедневно (по 5-8мин); содержание занятий связывается с материалом урока)
Курсобучения во 2- м классе состоит из следующих тем:
Краткое содержание раздела
|
кол- во часов |
Требования к уровню подготовленности учащихся |
1.Повторение изученного в 1 классе |
4 |
Умение анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании; списывать по слогам с рукописного и печатного текста; писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа; писать предложения с заглавной буквы; составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
|
2. Звуки и буквы |
7 |
|
3. Слог |
5 |
|
4. Парные звонкие и глухие согласные |
5 |
|
5.Гласные буквы Е, Ё,Ю,Я в начале слова или слога |
5 |
|
6. Шипящие и свистящие согласные |
3 Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504
|
|
7. Твердые и мягкие согласные |
4 |
|
8. Мягкий знак на конце слова |
4 |
|
9.Название предметов |
13 |
|
10. Названия действий |
7 |
|
11. Предлоги |
5 |
|
13. Предложение |
8 |
|
14. Повторение изученного во 2 классе |
5 |
Виды и формы организацииучебного процесса
Формыработы: урок, фронтальнаяработа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методыобучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые,здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые;личностно-ориентированные; технологииразноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Основныетребования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
· анализироватьслова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласныезвонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкиена слух, в произношении, написании;
· списыватьпо слогам с рукописного и печатного текста;
· писатьпод диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые поструктуре предложения, текст после предварительного анализа;
· писатьпредложения с заглавной буквы;
· составлятьпо заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Наряду с этими задачами на занятияхрешаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственнойдеятельности школьников.
Основныенаправления коррекционной работы:
· развитиемелкой моторики кисти и пальцев рук;
· развитиенавыков каллиграфии;
· развитиефонетико-фонематических представлений;
· формированиеумения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
· развитиевысших психических функций;
· развитиеречи, владение техникой речи;
· коррекцияиндивидуальных пробелов в знаниях.
Таблицаконтрольных работ по четвертям
Вид работ |
I
|
II
|
III
|
IV
|
Всего |
Контрольное списывание |
4 |
2 |
2 |
3 |
11 |
Диктант |
|
|
2 |
2 |
4 |
Всего |
4 |
2 |
4 |
5 |
15 |
Списоклитературы
1. Э. В. Якубовской «Русский язык». Учебник для 2 класса специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2020г.
