Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
Центр детского творчества Муниципального района
Татышлинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на педагогическом совете протокол №__ от _________ 20__ г. |
Утверждено Директор МБО ДО ЦДТ Нагуманова И.И. Приказ №___от__ 2022_г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школьный театр»
возраст обучающихся: 7-9 лет, срокреализации: 1 год
Автор-составитель:
Ахмадуллина Татьяна Валерьевна,
Педагог дополнительного образования
(1квалификационной категории)
с. Верхние Татышлы – 2022 год
1. Пояснительнаязаписка
Программа «Школьный театр» реализуетобщекультурное (художественно-эстетическое) направление в соответствии сФедеральным государственным образовательным стандартом начального общегообразования .
Отличительнойособенностью данной программы, является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальномутеатральному образованию и современных образовательных технологий.
Театр — этоволшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можноне только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовьк театральному искусству.
Театр как искусство научит видетьпрекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое идоброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театральногоискусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не толькознакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детейвоссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношениямежду героями этого произведения. Театральная игра способствует развитиюдетской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества(художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) вжизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса,расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культурыповедения.
Особенности театрального искусства – массовость,зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как вразвивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр — симбиоз многих искусств, вступающих вовзаимодействие друг с другом. Поэтомузанятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством иприкладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенностиобщения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскуюкультуру.
Театральное искусство своеймногомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочьребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делитьсясвоими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именноигра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем приналичии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительныйрезультат.
На занятиях школьники знакомятся свидами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, соспецификой актёрского мастерства.
Программа ориентированана развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметнымрезультатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы сдетьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральнойпедагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процессразвития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, чтоучебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направленияработы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительскойдеятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняютсядруг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственныхкачеств у воспитанников объединения.
Программаспособствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросамразличных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствованиепроцесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечнымрезультатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональнымнавыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационнойработы.
Полученные знания позволятвоспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить ихтворческую активность, способностьсравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться кним.
Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первыйтип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитиеэмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенкасредствами детского театра.
Второй тип –это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитиемартистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детскомтеатре.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального,нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальностиребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерскойдеятельности.
Задачи, решаемые в рамкахданной программы:
— знакомство детей с различными видами театра (кукольный,драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
— поэтапноеосвоение детьми различных видов творчества.
-совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощенияобраза, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
— развитие речевойкультуры;
— развитиеэстетического вкуса.
-воспитание творческой активностиребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность,трудолюбие, уважение к творчеству других.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 2 класса, на1 год обучения.
На реализацию театрального курса «Школьныйтеатр» во 2 классе отводится 136 ч в год (4часа в неделю). Занятияпроводятся в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено наактивную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей,подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено напроведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок,заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принципуспеха Каждый ребенок должен чувствовать успех вкакой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной«Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнкувозможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места втворческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольнаяориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждениевыбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитаниестроится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, безинтеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебнойдеятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты,аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности.Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий,так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшеевремя добиться больших результатов.
Особенностиреализации программы:
Программа включает следующие разделы:
1. Театральная игра
2. Культура и техника речи
3. Ритмопластика
4. Основы театральной культуры
5. Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятиятеатрального кружка состоят из теоретической и практической частей.Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театральногоискусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеровтеатра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников.Практическая часть работы направлена на получение навыков актерскогомастерства.
Формы работы:
Формы занятий — групповые ииндивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятийявляются:
ü театральные игры,
ü конкурсы,
ü викторины,
ü беседы,
ü экскурсии в театр и музеи,
ü спектакли
ü праздники.
Постановка сценокк конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников,театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, — все этонаправлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь отпростого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театральногомастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно,что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром,учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивамиих действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Детиучатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны бытьосмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким ониего видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий,оформление спектакля.
Кроме того,большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями икостюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение,творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей вданных областях деятельности.
Важной формойзанятий данного кружка являются экскурсии в Дом культуры, где дети напрямуюзнакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной,просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов,посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитаннымкнигам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театрезнакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистическоготеатрального искусства, его видами и жанрами; раскрываетобщественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитиезрительской культуры детей.
Освоение программного материалапроисходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладаетпрактическое направление. Занятие включает в себя организационную,теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагаетподготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимуюинформацию по теме.
Алгоритм работы над пьесой.
· Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
· Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
· Поиски музыкально-пластического решения отдельныхэпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно сдетьми эскизов декораций и костюмов.
· Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами.Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
· Репетиция отдельных картин в разных составах сдеталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
· Репетиция всей пьесы целиком.
· Премьера.
Формы контроля
Для полноценнойреализации данной программы используются разные виды контроля:
· текущий – осуществляется посредством наблюдения задеятельностью ребенка в процессе занятий;
· промежуточный – праздники, соревнования,занятия-зачеты, конкурсы ;
· итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формойподведения итогов считать:выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках,участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах,участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизнишколы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
2.Планируемыерезультаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
ü правила поведения зрителя, этикет в театре до, вовремя и после спектакля;
ü видыи жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; ит.д.);
ü чётко произносить в разных темпах 8-10скороговорок;
ü наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
ü владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
ü действовать в предлагаемых обстоятельствах симпровизированным текстом на заданную тему;
ü произносить скороговорку и стихотворный текст вдвижении и разных позах;
ü произносить на одном дыхании длинную фразу иличетверостишие;
ü произносить одну и ту же фразу или скороговорку сразными интонациями;
ü читать наизусть стихотворный текст, правильнопроизнося слова и расставляя логические ударения;
ü строить диалог с партнером на заданную тему;
ü подбирать рифму к заданному слову и составлятьдиалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализациипрограммы
Воспитательные результаты работы поданной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьникомсоциальных знаний): Овладениеспособами самопознания, рефлексии; приобретениесоциальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрскихспособностей.
Результаты второго уровня (формированиеценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьникомопыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня(получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьникможет приобрести опыт общения с представителями других социальных групп,других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности сдругими детьми и работы в команде; нравственно-этическийопыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми всоответствии с общепринятыми нравственными нормами.Врезультате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребностьсотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам,бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостностьвзгляда на мир средствами литературных произведений;
· этическиечувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушанияи заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебныхдействий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· пониматьи принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планироватьсвои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлятьконтроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализироватьпричины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа:«У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоватьсяприёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнениеи анализ поведения героя;
· пониматьи применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлятьиндивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов,подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться ораспределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общемурешению;
· формулировать собственноемнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
3.Учебно-тематический план на год
N пп |
Содержание программы |
|
||
|
|
|
||
1. |
Вводные занятия |
1 |
1 |
— |
2. |
Театральная игра |
8 |
4 |
4 |
3. |
Ритмопластика |
8 |
4 |
4 |
4. |
Культура и техника речи |
10 |
6 |
4 |
5. |
Основы театральной культуры |
9 |
5 |
4 |
6. |
Кукольный театр |
21 |
10 |
11 |
7. |
Работа над спектаклем, показ спектакля |
78 |
32 |
46 |
8. |
Заключительное занятие |
1 |
1 |
— |
|
Итого: |
136 |
63 |
73 |
4.Содержание программы
Занятия в кружке ведутся по программе,включающей несколько разделов.
1 раздел.( 1 час) Вводное занятие.
На первом вводномзанятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководителькружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, синструкциями по охране труда.
-Беседа о театре. Значение театра, его отличиеот других видов искусств.
— Знакомство с театрами г.Москвы,г.Владимира (презентация)
2 раздел. ( 8 часов)Театральная игра – исторически сложившеесяобщественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться впространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером назаданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблятьотдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развиватьзрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление,фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четкомпроизношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетическиекачества.
3раздел. ( 8 часа) Ритмопластика включает в себя комплексныеритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающиеразвитие естественных психомоторных способностей детей, свободы ивыразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела сокружающим миром.
Задачи учителя. Развивать умение произвольнореагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действоватьсогласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развиватькоординацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их;развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учитьсоздавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
4 раздел. ( 10часов) Культура итехника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободыречевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание иправильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы исказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи;тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоватьсяинтонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. ( 9часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят сэлементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства(особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основыактерского мастерства; культура зрителя).Походы в театр.
Задачи учителя. Познакомить детей стеатральной терминологией; с основными видами театрального искусства;воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел. (21 часов) Кукольный театр.
Знакомство с кукольным театром. Виды кукол.Особенности управления. Показ спектакля.
Задачи учителя. Познакомить детей с разными видами кукол, научить детей управлятькуклами.
7 раздел. (78 часов)Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется наавторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу надспектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачиучителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действийс воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах ипредложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями,выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);пополнять словарный запас, образный строй речи.
8 раздел. ( 1 часа) Заключительноезанятие
Подведение итогов обучения, обсуждение ианализ успехов каждого воспитанника. Отчёт о проделанной работе.