X-PDF

Рабочая программа СИПР 2 класс

Поделиться статьей


«Рабочие программы для СИПР 2 класс (вариант 2)»

Альтернативноечтение

Пояснительнаязаписка.

Коммуникацияи общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфическиенарушения развития данного ребенка значительно препятствуют и ограничивают егополноценное общение с окружающими: Ученик имеет нарушение интеллекта всочетании с аутистическими расстройствами, у него отсутствует потребность вкоммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения,включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности, а такжеотмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной,познавательной, регулирующей. Кроме того, понимание речи данного ученикаокружающими значительно затруднено. В связи с этим, обучение ребенка речи икоммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию унего потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а такжена обучение использованию альтернативных средств коммуникации социальногообщения.

Цельобучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованиемсредств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими впроцессе социального взаимодействия.

Смысломобучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное,поэтапное, планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальныхконтактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальнаяработа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, чтопредполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию всреду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение вобщение.

Программно-методическийматериал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация»,«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».

Образовательныезадачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления,поддержания и завершения контакта.

Ученикне владеет устной (звучащей) речью, ему подобраны альтернативные средствакоммуникации. К ним относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения(пиктограмма, фотография, цветная картинка, черно — белая картинка,пиктограмма), электронные устройства (планшетные компьютеры, компьютеры).

Раздел«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включаетимпрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речинаправлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитиюэкспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общенияслоги, слова. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводитсяпараллельно.

Материально-техническоеоснащение учебного предмета «Общение» включает:

Графическиесредства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов,людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), коммуникативные таблицы итетради для общения.

Электронныеустройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящиеустройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетныйкомпьютер и др.) ;

информационно-программноеобеспечение: обучающие компьютерные программы и программы для коррекцииразличных нарушений речи;

аудиои видео программы.

Содержаниепредмета.

1.    Коммуникация.

Коммуникацияс использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником:установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояниясобеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседниказвуком(словом).Привлечение к себе внимания звуком (словом).Выражение своихжеланий звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком(словом).Выражение согласия (не согласия) звуком (словом).Выражениеблагодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы жестом, словом.Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта ссобеседником. Прощание с собеседником звуком (словом).

 Коммуникацияс использованием невербальных средств.

Указаниевзглядом на объект при выражении своих желаний, ответ на вопрос. Выражениемимикой согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия; приветствие (прощание)с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия(неудовольствия) , благодарности, своих желаний; приветствие (прощание),обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечениевнимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие(прощание) , ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

1.    Развитиеречи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивнаяречь.

Пониманиепростых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) Реагирование на собственноеимя. Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога. Понимание слов,обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные). Пониманиеслов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать,спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признакпредмета (цвет). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Понимание простых предложений из 2-3 –х слов.

Экспрессивнаяречь.

Называние(употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя идр.). Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом,обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные) Называние(употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающихдействия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть,гулять и др.). Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковымкомплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)

Экспрессияс использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщениесобственного имени посредством графического изображения (электронногоустройства). Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения(электронного устройства). Использование графического изображения (электронногоустройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, игрушки, одежда,животные). Использование графического изображения (электронного устройства) дляобозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронногоустройства) для обозначения признака предмета (цвет). Использованиеграфического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающихпонятий (посуда, игрушки, одежда).

Личностныеи предметные результаты освоения учебного предмета

«Графикаи письмо».

Предметныерезультаты

Минимальный уровень:

  • Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
  • Реагирование на собственное имя.
  • Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога.
  • Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
  • Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)

Достаточный уровень:

  • Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные)
  • Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
  • Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)
  • Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства).
  • Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения (электронного устройства).
  • Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов.

Личностныерезультаты:

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.

Материально-техническоеоснащение учебного предмета «Графика и письмо» включает:

-графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениямиобъектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), коммуникативныетаблицы и тетради для общения, технические средства для альтернативнойкоммуникации: записывающие устройства, компьютерные устройства, синтезирующиеречь;

-информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для созданияпиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы дляобщения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различныхнарушений речи;

-аудио и видеоматериалы.

 

 

Учебно- методическое обеспечение

Литературадля учителя:

Основная:

 Примернаяадаптированная основная общеобразовательная программа образования учащихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Дополнительная:

1.    АксеноваА. К.. Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 6 классахвспомогательной школы. М., 1987.

2.    БабинаГ.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи //Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. –М., 2005.

3.    БабинаГ.В. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихсяшколы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Недоразвитие и утрата речи.Вопросы теории и практики / Под ред. Л. И. Беляковой.– М., 1985.

4.    ВоронковаВ. В. Коломыткина, И.В. Букварь для специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

          1 часа в неделю, итого — 34 часа

№ п/п

Тема урока

Формируемые представления

Материалы и оборудование

Часы

Дата

1

Установление зрительного контакта с собеседником

Эмоциональный контакт с учителем.

Овладение начальными навыками адаптации к учебе.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

2

Реагирование на собственное имя

Поворот головы, жест, звукокомплексы на реагирование своего имени.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

3

Приветствие собеседника жестом (пожать руку), звуком.

Пожатие руки или звукокомплекс на приветствие.

Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

4

Выражение своих желаний (жестом), звуком, словом «дай».

Показ жестом, звуком или словом своего желания.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

5

Выражение просьбы о помощи жестом, звуком, словом «помоги».

Показ жестом, звуком или словом просьбы о помощи.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

6

Выражение согласия жестом (кивок головы), словом «да».

Показ жестом, звуком или словом своего желания.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

7

Выражение несогласия жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом «нет».

Показ жестом, звуком или словом своего желания.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

8

Дыхательные упражнения без речевого сопровождения.

Формирование правильного выдоха.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

9

Дыхательные упражнения с речевым сопровождением.

Формирование правильного выдоха.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

10

Артикуляционная гимнастика (простые упражнения).

Отработка артикуляционных упражнений для постановки звуков.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

11

Импрессивная речь

Различение по именам членов семьи, педагога.

Узнавание и различение членов семьи и педагога.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

12

Понимание слов, обозначающих предмет: кружка.

Узнавание и различение предмета (кружка) среди других предметов.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

13

Понимание слов, обозначающих предмет: ложка.

Узнавание и различение предмета (ложка) среди других предметов.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

14

Понимание слов, обозначающих предмет: тарелка.

Узнавание и различение предмета (тарелка) среди других предметов.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

15

Понимание слов, обозначающих предмет: стул.

Узнавание и различение предмета (стул) среди других предметов.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

16

Понимание слов, обозначающих предмет: стол.

Узнавание и различение предмета (стол) среди других предметов.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

 

17

Понимание слов, обозначающих предмет: яблоко, банан.

Узнавание (различение) предметов: яблоко, банан.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

18

Понимание слов, обозначающих предмет: носки.

Узнавание (различение) предмета: носки.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

19

Понимание слов, обозначающих предмет: куртка.

Узнавание (различение) предмета: куртка.

Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

20

Понимание слов, обозначающих предмет: футболка.

Узнавание (различение) предмета: футболка.

Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

21

Понимание слов, обозначающих предмет: брюки.

Узнавание (различение) предмета: брюки.

Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

22

Понимание слов, обозначающих предмет: шапка.

Узнавание (различение) предмета: шапка.

Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

23

Понимание слов, обозначающих предмет: ботинки.

Узнавание (различение) предмета: ботинки.

Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

24-25

Понимание слов, обозначающих предмет: мяч.

Узнавание (различение) предмета: мяч.

Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

26

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: мой.

Узнавание предметов, которые изучили: мой мяч и т.д.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

27

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: твой.

Узнавание предметов, которые изучили: твой мяч и т.д.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

28

Понимание простых нераспространенных предложений (Оля ест) и т.п.

Проговаривание (звукокомплекс) и понимание простых нераспространенных предложений.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

29-30

Экспрессивная речь

Называние своего имени.

Проговаривание (звукокомплекс) своего имени.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

31

Называние имен членов семьи.

Проговаривание (звукокомплекс) имен членов семьи

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

32

Называние имени педагога.

Проговаривание (звукокомплекс) имени педагога.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

33-34

Повторение пройденного.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

 

 

Вкачестве комплекса артикулярной гимнастики можно рекомендоватьследующие:

«Вкусноеваренье» — движения широким языком по верхней губе вверх и вниз. Губы и нижняячелюсть неподвижны.

«Прятки»- не закрывая рот, язык отодвинут назад, кончик языка находится внизу.

«Закрытыеворота» — язык между зубами.

«Маятник»- медленное с постепенным ускорением движение языка вправо и влево, как маятники др.

Дляразвития речевого дыхания и выработки плавного выдоха при произношении звуковречи следует проводить дыхательные упражнения без речевого сопровождения,например:

-поддувание листиков, бумажных ленточек;

-раздувание углей в костре, дутье на чай, больное место, надувание шарика;

-дыхательные упражнения с произношением звука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитиеречи и окружающий мир

Пояснительнаязаписка.

Важнымаспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью ис ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире.Подобранный программный материал по предмету «Развитие речи окружающий мир»рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, еёмногообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цельобучения – формирование представлений о живой и неживой природе, овзаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основнымизадачами программы являются: формирование представлений об объектах и явленияхнеживой природы, формирование временных представлений, формированиепредставлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующимиразделами:

«Растительныймир», «Животный мир», «Временные представления».

Впроцессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания оявлениях природы (снег, дождь, туман и др.), цикличности в природе – сезонныхизменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер,ночь). Ребенок знакомится с 2-3 объектами растительного и животного мира.

Примерноесодержание предмета.

1.    Растительныймир.

Узнавание(различение) растений (дерево, цветок, трава).

Узнавание(различение) фруктов (банан, яблоко,). Различение съедобных и несъедобныхчастей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Узнавание (различение)овощей (лук, морковь) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных инесъедобных частей овоща.

                2.Животный мир.

Узнавание(различение) домашних животных (кот, собака, свинья, корова, баран, коза, гуси,куры). Знание способов передвижения домашних животных.

Знаниезначения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными(котом, собакой и др.). Узнавание (различение) диких животных (заяц, волк,лиса, медведь, тигр). Знание способов передвижения диких животных.

             3.Временные представления.

Узнавание(различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Различение выходных ирабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.

Личностныеи предметные результаты освоения учебного предмета

«Развитиеречи и окружающий  мир»

Предметныерезультаты

Минимальный уровень:

  • узнавание изученных объектов на иллюстрациях, картинках;

Достаточный уровень:

  • узнавание и называние (звукокомплексы) изученных объектов на иллюстрациях,картинках;
  • соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.

Личностныерезультаты:

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.

Материально-техническоеобеспечение:

-графические средства: карточки с изображениями объектов, людей, действий(фотографии, пиктограммы, символы;

-информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для созданияпиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы дляобщения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различныхнарушений речи;

-аудио и видеоматериалы.

Учебно- методическое обеспечение

Литературадля учителя:

Основная:

1АООП НОО МОУ Семёновская СОШ.

2.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образованияучащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (протокол от22 декабря 2015 г. № 4/15)

Дополнительная:

1.Мультимедийный проектор.

2.Раскраски.

3.Наглядное пособие для педагогов «Знакомство с окружающим миром и развитиеречи».

4.«Ознакомление с окружающим миром», Л.В.Кмытюк, А.В. Усвайская, Москва«Просвещение» 1998 г.

Календарно-тематическоепланирование

2часа в неделю, всего 68 часов

№ п/п

Тема урока

Формируемые представления

Материалы и оборудование

Часы

Дата

1-3

Части суток

Утро

День

Вечер

Ночь

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

3

4-6

Выходные дни

отдых

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

3

7-9

Рабочие дни

Работа и учеба

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

3

10-14

Разнообразная деятельность в выходные дни

Наблюдения на прогулке

Наблюдения за окружающим миром.

5

15-19

Разнообразная деятельность в рабочие дни.

Работа и учеба

Наблюдения на прогулке

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

5

20-22

Растительный мир

Дерево

Узнавание (различение) растений

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

3

23-25

Растительный мир

Цветок

Узнавание (различение) растений

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

3

26-28

Растительный мир

Трава

Узнавание (различение) растений

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

3

29-31

Фрукты

Яблоко

Банан

Узнавание (различение) фруктов

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

3

32-34

Овощи

Лук

Морковь

Узнавание (различение) овощей

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

3

35-36

Домашние животные. Кошка.

Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

 

37-38

Домашние животные.

Собака.

Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

 

39-40

Домашние животные. Свинья.

Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

 

41-42

Домашние животные. Корова.

Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

 

43-44

Домашние животные. Баран.

Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

 

45-46

Домашние животные. Коза.

Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

 

47-48

Домашние животные. Гуси.

Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

 

49-50

Домашние животные.

Куры.

Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

 

51-53

Домашние животные: сравнение.

Внешний вид, повадки, пища. Сравнение.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

3

 

54-55

      Дикие животные. Волк.

Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

 

56-57

Дикие животные. Лиса.

Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

 

58-59

Дикие животные.

Заяц.

Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

 

60-61

Дикие животные.

Медведь.

Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

 

62-63

Дикие животные.

Тигр.

Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

 

64-66

Сравнение.

Внешний вид. Образ жизни. Питание. Сравнение.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

3

 

67-68

Повторение материала.

Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СБО

Пояснительная записка.

Приобщениеребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе.Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания имокружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системесоциального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессевзаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными иблизкими.

Программапредставлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиенатела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».

Представленияо себе.

Узнавание(различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя какмальчика. Узнавание (различение) частей тела (голова, волосы, уши, шея, лицо),туловище (спина, живот) , руки (локоть, пальцы) , ноги (колено, пальцы) .

Знаниеназначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза,брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица.

Гигиенатела.

Различениевентилей с горячей и холодной водой. Вытирание рук полотенцем.

Чистказубов без зубной пасты. Полоскание полости рта.

Обращениес одеждой и обувью.

Узнавание(различение) предметов одежды: куртка, шапка, шарф, варежки кофта, футболка,майка, трусы, брюки, носки . Знание назначения предметов одежды. Узнавание(различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки). Узнавание(различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, сандалии, тапки.

Расстегивание(развязывание) липучки (кнопки). Снятие предмета одежды (например, кофты:захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захваткофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви(например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягиваниеправого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левогоботинка).

Туалет.

Сообщениео желании сходить в туалет.

Приемпищи.

Сообщениео желании пить.Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки,зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие сложки пищи губами, опускание ложки в тарелку.Использование салфетки во времяприема пищи.

Семья.

Узнавание(различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определениесвоей социальной роли в семье.

Личностныеи предметные результаты освоения учебного предмета «СБО».

Предметныерезультаты

Минимальный уровень:

  • Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
  • Идентификация себя как мальчика.
  • Сообщение о желании пить, есть.
  • Узнавание (различение) предметов одежды.

Достаточный уровень:

  • Узнавание (различение) частей тела.
  • Узнавание (различение) деталей предметов одежды, обуви.
  • Еда ложкой.
  • Снятие предмета одежды, обуви.

Личностныерезультаты:

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.

Материально-техническоеобеспечение:

-графические средства: карточки с изображениями объектов, людей, действий(фотографии, пиктограммы, символы;

-информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для созданияпиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы дляобщения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различныхнарушений речи;

-аудио и видеоматериалы.

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Литературадля учителя:

Основная:

 Примернаяадаптированная основная общеобразовательная программа образования учащихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (протокол от 22 декабря2015 г. № 4/15)

Дополнительная:

1.Мультимедийный проектор.

2.Раскраски.

3.Р.П. Кенгиз. Домашнее приготовление. Москва. Пищевая промышленность, 1967.

4.Карлова М.И. Уход за кожей  лица. СПб. Кроонпресс, 1991

5.Электронныеобразовательные интернет-ресурсы:

http://viki.rdf.ru/detskiy_sad/

http://www.uchportal.ru/load/174

http://prezentacii.com/

http://pochemu4ka.ru/

http://ya-umni4ka.ru/

http://cherednik.ucoz.ru/

http://www.proshkolu.ru/


Календарно-тематическое планирование

1час в неделю, всего 34 часа

№ п/п

Тема урока

Формируемые представления

Материалы и оборудование

Часы

Дата

1

Я

Идентификация себя со своим именем.

1

2

Я- мальчик

Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика.

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

3

Здоровье человека

Представление о состоянии своего здоровья.

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

4

Личная гигиена

Важность соблюдения режима дня и правил личной гигиены

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

5

Части тела.

Называние и различение частей тела: руки, ноги, голова, туловище.

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

6

Части тела.

Называние и различение частей тела: голова (волосы, нос, рот, зубы, уши, глаза).

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

7

Части тела

Называние и различение частей тела: руки (плечи, пальцы, ногти).

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

8

Части тела

Называние и различение частей тела: ноги (колени, пятки, пальцы, ногти).

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

9

Части тела

Называние и различение частей тела: туловище (спина, живот).

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

10

Лицо человека

Называние и показывание глаз, бровей

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

11

Части лица

Называние и показывание нос, лоб, рот

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

12

Части лица

Называние и показывание рта (губы, язык, зубы)

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

13

Части лица

Называние и различение частей лица

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

14

Гигиена тела

Предметы санитарии и гигиены: мыло, полотенце, туалетная бумага.

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

15

Гигиена тела

Действия, связанные с гигиеной тела.

Мытьѐ рук мылом.

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

16

Гигиена тела

Вытирание рук полотенцем.

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

17

Гигиена тела

Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щѐтка.

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

18

Гигиена тела

Чистка зубов щѐткой, полоскание рта водой.

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

19

Гигиена тела

Расчѐсывание волос расчѐской.

Картинки, презентации,игрушки, пиктограммы, символы.

1

20

Навыки культурного поведения

Умение вовремя сходить в туалет и

вымыть руки.

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

21

Навыки культурного поведения

Формирование умения сообщать о

желании сходить в туалет.

1

22

Навыки культурного поведения

Формирование умения сидеть на

унитазе и справлять нужду.

1

23

Навыки культурного поведения

Формирование умения пользоваться

туалетной бумагой.

1

24

Навыки культурного поведения

Формирование умения соблюдать

последовательность действий в туалете.

1

25-27

Одежда

Узнавание (различение) предметов одежды: куртка, шапка, шарф, варежки,кофта, футболка, майка, трусы, брюки, носки .

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

3

28-29

Одежда

Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки).

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

20-22

Одежда

Знание назначения предметов одежды.

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

3

23-25

Обувь

Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, сандалии, тапки

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

3

26-27

Обувь

Снятие обуви

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

28

Пища

Называние и различение предметов для приѐма пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, блюдце).

Картинки, пиктограммы, символы.

1

29

Пища

Сообщение о желании пить. Сообщение о желании есть. Еда руками (яблоко, банан, кусочек мяса)

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

30

Пища

Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи.

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

1

31-32

Семья

Узнавание (различение) членов семьи.

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

33-34

Семья

Узнавание (различение) детей и взрослых.

Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математическиепредставления и конструирование

Пояснительнаязаписка

Однииз самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественногоопыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлеченныйхарактер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственныхдействий.

Подматематическим развитием мы понимаем количественные и качественные изменения впознавательных процессах ребенка, происходящие под влиянием специальноорганизованного обучения, обеспечивающие овладение математическим содержанием,умением использовать его в различных ситуациях.

Детис выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоенииматематических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательнойдеятельности. Без специального обучения они не могут овладеть дажеэлементарными математическими представлениями. Но при длительной,целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работеформирование математических представлений происходит очень медленно, с большимисложностями.

Трудностиособенно ярко проявляются в имеющих математическое содержание действиях спредметами, игрушками. Возникновение этих трудностей в значительной мересвязано с особенностями психофизического развития данной категории детей. Вчастности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функцийвлияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению иприложению предметов, объемных и плоскостных моделей.

Нарушенияобщей моторики значительно сковывают действия учащихся в процессе овладения имипространственной ориентировки. Они испытывают сложности при перемещении впространстве класса, игровой комнаты и т. п., выполнении двигательныхупражнений, в подвижных играх, определении направлений движения, нахождениичастей собственного тела, ориентировке на плоскости стола и листа бумаги (вдвухмерном пространстве).

 

Впроцессе обучения математическим представлениям ребёнка с выраженной умственнойотсталостью используются следующие методы и приемы:

•совместные действия ребёнка и взрослого;

•действия по подражанию действиям учителя;

•действия по образцу, по словесной инструкции;

•приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепленияпредставлений о форме, величине и количестве предметов;

•элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового,тактильного и зрительного восприятия;

•воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимическихсредств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительногообследования предметов и изображений цифр;

•соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями.

Формированиематематических представлений ведется в игровой форме, с активным использованиемдидактических игр и разнообразных игровых упражнений.

Этизанятия строятся на комплексной основе и включают игровую, изобразительную,конструктивную и музыкальную деятельность.

Задачи:

•выявление уровня сформированности элементарных математических представлений уучащегося;

•формирование у ребёнка положительного эмоционального отношения к урокам поразвитию элементарных математических представлений;

•развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;

•формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с ихфункциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиямвзрослого);

•развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом по ходузанятия (с использованием вербальных и невербальных средств);

•формирование и закрепление у ребёнка социально-бытовых навыков, связанных сиспользованием элементарных математических представлений;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

—привлечение внимания ребёнка к свойствам и отношениям окружающих предметов.

Предполагаемыерезультаты обучения — наличие у ребёнка на фоне положительных эмоциональныхреакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контекстематематического содержания, следующих умений:

•осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с учителем,по подражанию, по образцу);

•понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемыхдействий с ними;

•выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражаниюи образцу действия взрослого;

•осуществлять выбор геометрических фигур (шар) по подражанию действиям педагога,по образцу и по словесной инструкции;

•перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словеснойинструкции и самостоятельно;

•перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола поподражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;

 

 

 

 

 

Календарно-тематическоепланирование

1час  в неделю ,34 часа за год

 

Тема раздела / урока

Основные виды учебной деятельности

Материально-техническое  обеспечение

Часы

Дата

1

Нахождение одинаковых предметов.

Игра в кубики

Кубики

1

2

Разъединение множеств.

 

 

 

 

Классификация предметов по форме, цвету, количеству.

Предметные картинки,

1

3

Объединение предметов в единое множество.

 

 

 

 

Предметные картинки, презентация, счетные палочки

1

4

Различение множеств. Один.

1

5

Различение множеств. Много.

1

6

Различение множеств. Мало.

1

7

Различение множеств. Пусто.

1

8

Сравнение множеств без пересчѐта.

1

1

Верх-низ. Рисование круга.

Предметные картинки, презентация,

1

2

Перед-зад. Рисование круга.

1

3

Право-лево.

Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

1

4

Определение месторасположения предметов в пространстве. Близко.

 

Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

Предметные картинки, презентация,

1

5

Около. Рисование треугольника.

1

6

Рядом. Рисование треугольника.

1

7

Далеко. Рисование круга и треугольника.

1

8

Сверху-снизу

 

Игра: найди зайчика

 

Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

Предметные картинки, презентация,

1

9

Спереди-сзади

1

10

Справа-слева. Рисование квадрата.

Предметные картинки, презентация,

1

 

11

Вперѐд-назад.

Предметные картинки, презентация,

1

12

Вправо-влево.

1

13

Ориентация на плоскости. Верх-низ

Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

1

14

Ориентация на плоскости. Середина.

1

15

Ориентация на плоскости. Правая сторона.

Предметные картинки, презентация,

1

16

Ориентация на плоскости. Левая сторона.

1

17

Составление предмета из двух частей.

1

18

Составление предмета из нескольких частей.

1

19

Составление картинки из

нескольких частей.

Предметные картинки, презентация

1

20

Составление ряда из

предметов.

1

21

Составление ряда из

изображений.

1

22

Различение по величине

однородных предметов.

1

23

Различение по величине

разнородных предметов.

1

24

Сравнение предметов по

величине.

Предметные картинки, презентация

1

25

Составление упорядоченного ряда по убыванию.

1

26

Различение по длине

однородных предметов.

 

Различение предметов по величине

 

 

Предметные картинки, презентация

1

27

Различение по длине

разнородных предметов.

1

28

Сравнение предметов по

длине.

1

29

Различение по ширине

однородных предметов.

Предметные картинки, презентация

1

30

Различение по ширине

разнородных предметов.

Возрастание ряда

1

31

Сравнение предметов по ширине.

Различение по длине

1

32

Различение предметов по высоте.

Предметные картинки

3

33

Сравнение предметов по высоте.

Предметные картинки

3

34

Определение

месторасположения предметов

в ряду. Рисование круга.

1

Различение множеств. Один.

Много. Мало. Пусто.

Предметные картинки, презентация

1

Пространственные

представления.

1

 

 

Здоровьеи основы безопасности жизнедеятельности

Пояснительнаязаписка

Обучениедетей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающемсоциальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальныеотношения.

Цельобучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении,ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Задачи:знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире,созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающихпредметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами:«Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметыи материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна»,«Традиции и обычаи».

Получаяпредставления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учитсясоотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями(эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться вразличных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности,учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Жизньв обществе предполагает следование определенным правилам. Для формированияумения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместнаяцеленаправленная последовательная работа специалистов и родителей.

Спецификаработы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятияпроводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин,кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в поселок, знакомится с различнымиорганизациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностьюокружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

 

Календарно-тематическоепланирование

1ч. в неделю – 34 часа за год

п/п

Тема урока

Основные виды учебной

деятельности

Материально-техническое

обеспечение

Кол-во часов

Дата

Школа

1-2

Школьные принадлежности

Узнавание (различение) школьных принадлежностей: Знание назначения школьных принадлежностей.

ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования.

2

Квартира, дом, двор.

3-4

Части дома

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

Картинки,презентация

2

5-6

Места общего пользования в доме

Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).

презентация

2

7-8

Части двора

Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон).

раскраска

2

9-10

Правила безопасности во дворе

Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.

Картинки, презентация

2

11-12

Правила безопасности в доме

Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые.

Картинки, презентация

2

Предметы быта.

13-17

Электроприборы

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов.

Картинки,

презентация

5

18-19

Предметы интерьера

Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.

Раскраска

2

Продукты питания.

20-21

Напитки

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.

Картинки,

презентация

2

22-23

Продукты питания

Узнавание (различение) продуктов, готовых к употреблению . Знание правил хранения мясных продуктов.

Картинки,

презентация

2

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

24-25

Бумага

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.).

Бумага, различная по фактуре.

2

26-27

Предметы из ткани

Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла).

Картинки,презентация

2

Город. Село.

28-29

Город, село

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы , улицы здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, службы помощи (поликлиника, парикмахерская, почта), магазин

Картинки,презентация

2

30-31

Профессии людей

Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий.

Картинки,презентация

2

Транспорт.

32-33

Наземный и воздушный транспорт.

Узнавание (различение) наземного транспорта Узнавание (различение) воздушного транспорта.

Раскраска

2

Традиции, обычаи.

34

Праздники

Знание традиций и атрибутов праздников .

Картинки,

презентация

1

 

Материально-техническоеобеспечение

-натуральные объекты, муляжи, макеты;

-предметные и сюжетные картинки;

-аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы;

-рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира дляраскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.

 

Музыкаи движение

Пояснительнаязаписка.

Педагогическаяработа с ребенком ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество.Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыкапобуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствоватьречь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодиидоступными ему средствами. Одним из важнейших средств в этом процессе являетсямузыка.

Цель:способствовать развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти,индивидуальных способностей к пению, танцу, ритмике.

Задача:музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающегомира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучанияразных жанровых произведений.

Программно-методическийматериал включает 4 раздела: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку»,«Игра на музыкальных инструментах».

Материально-техническоеоснащение:

Дидактическийматериал: изображения (картинки, фото музыкальных инструментов, оркестров;карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальныхсредств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характерамузыкального произведения; карточки для определения содержания музыкальногопроизведения; платки, флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы,игрушки-животные и др.; Музыкальные инструменты: барабан, бубны, бубенцы,тарелки, ложки. Оборудование: компьютер. Аудиозаписи, видеофильмы, презентации(записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих наразличных инструментах).

 

Календарно-тематическоепланирование

0.5часа в неделю – 17часов за год

 

№ п/п

Тема урока

Основные виды учебной

деятельности

Материально-

техническое

обеспечение

Часы

Дата

1

Тихая и громкая музыка

Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки.

презентация

0,5

2

Быстрая, умеренная и медленная музыка.

Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша.

презентация

0,5

3

Весёлая и грустная музыка.

Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки.

презентация

0,5

4

Любимая музыка на разных инструментах.

Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах.

презентация

0,5

 

5-6

Прослушивание песни «Новогодние игрушки», «Антошка»

Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов.

презентация

1

 

 

Движение под музыку – 24 ч.

7

Выполнение отдельных движений под музыку: топанье

Топанье под музыку.

презентация

0.5

8

Выполнение отдельных движений под музыку: хлопанье

Хлопки в ладоши под музыку.

0.5

9-10

Выполнение отдельных движений под музыку: покачивание с одной ноги на другую

Покачивание с одной ноги на другую.

«Чунга-чанга» Муз. В.Шаинского. Стихи Ю.Энтина

1

11

Выполнение отдельных движений под музыку: кружение

Кружение под музыку

«Улыбка» Муз. В. Шаинского, Стихи М. Пляцковского

0.5

12

Выполнение отдельных движений под музыку: приседание

Выполнения упражнений под музыку: ритмические приседания «Мои цыплята»

«Мои цыплята»

0.5

13-14

Выполнение под музыку действий с предметами.

Платок, кукла, погремушка.

1

 

15-16

Движения под музыку. Хоровод

Ведение хоровода.

6

17

Повторение

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ручнойтруд

Пояснительнаязаписка

Ручнойтруд занимает важное место в работе с ребенком с интеллектуальными нарушениями.Вместе с формированием умений и навыков ручного труда и  изобразительнойдеятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру,развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательнаякоординация. Актуальность занятий по аппликации, лепке, рисованию в том, чторебенок может выразить себя как личность доступными для него способами,проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выборизобразительных средств. Используемые техники делают работы детейвыразительнее, богаче по содержанию.

Целью обучения ручного труда  являетсяформирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительностихудожественными средствами.

Задачи: развитие интереса к ручномутруду, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступнымприемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению)отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей, развитиемелкой моторики пальцев рук, зрительной памяти, умение замечать прекрасное вокружающем мире, формирование у детей наглядно-образного и логическогомышления.

«ручнойтруд» как систематический курс представлен 3разделами: «Лепка»,  « Рисование», «Аппликация».

Ожидаемыеличностные результаты

Наличие:

-положительныхэмоциональных реакций (удовольствие, радость) в процессе  деятельности;

-готовности к взаимодействию в творческой деятельности с педагогом.

Возможныепредметные результаты

-поподражанию учителя разминать цветное тесто (пластилин) двумя руками;-раскатывать тесто (пластилин) прямыми и круговыми движениями на подкладнойдоске между ладонями. -устанавливать связи между формой предмета и способомлепки «Похожие на шар, на палочку (карандаш, конфеты, вишенки)»; -размазыватьпластилин на заготовках; -разрывать бумагу по линии сгиба; — уметь различатьматериалы и инструменты, используемые для рисования;

-уметьоставлять графический след на бумаге, доске;

-уметьсоблюдать последовательность действий при работе с красками;

-уметь рисовать точки, линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные),соединять точки.

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическоепланирование

2часа в неделю –68 часов за год

№ п/п

Тема урока

Основные виды учебной

деятельности

Материально-

техническое

обеспечение

Часы

Дата

Лепка -20ч.

1-3

Пальчиковые игры

Выполнение игры.

3

4-6

Отщипывание кусочков цветного теста

Отщипывание

Солёное тесто

3

7-9

Раскатывание кусочков цветного теста

Раскатывание

Солёное тесто

3

10-11

Катание колбаски, шарика на доске, в руках.

Катание

Солёное тесто

3

12-14

Сгибание колбаски в кольцо.

Сгибание

Солёное тесто

3

15-17

Размазывание теста по шаблону.

Размазывание

Солёное тесто

3

18-20

Лепка из цветного теста предметов округлой формы.

Лепка

Солёное тесто

3

Рисование — 23 ч.

 

1-3

Знакомство с инструментами для рисования.

Наблюдение

Кисть, баночка, салфетка, палитра.

3

4-5

Наблюдение за действиями взрослого при рисовании различными средствами.

Наблюдение

Карандаши, гуашь.

2

6-7

Наблюдение за собственными действиями в процессе рисования совместного рисования.

Наблюдение

Рисование «рука в руке»

2

8-10

Рисование ладошками.

Рисование

Гуашь.

3

11-13

Рисование пальчиками.

Рисование

Гуашь.

3

14-15

Приемы работы с карандашом и кистью.

Рисование

Альбомный лист, карандаши, кисть, краски.

2

16-17

Рисование основных элементов.

Рисование точек, вертикальных и горизонтальных линий.

2

18-19

Рисование контура предмета.

Рисование по линиям.

2

20-21

Рисование контура предмета.

Рисование по точкам.

2

22-23

Выполнение работы в контуре.

Закрашивание предмета.

2

Аппликация – 25 ч.

1-4

Ощупывание бумаги.

Ощупывание бумаги различной по плотности, по фактуре.

Бумага, картон, салфетки.

4

5-8

Разрывание, сминание бумаги.

Отрывание мелких кусочков бумаги, сминание салфетки.

Бумага, салфетки.

4

9-10

Скручивание листа бумаги.

Скручивание альбомного листа бумаги

Бумага

4

11-12

Сгибание листа бумаги.

Сгибание бумаги по линиям, без вспомогательных линий.

2

13-14

Намазывание всей поверхности клеем.

Намазывание кисточкой клея по всей поверхности бумажного листа.

Шаблоны для аппликации.

2

15-16

Намазывание отдельных частей клеем.

Намазывание ватной палочкой отдельных деталей. Отдельного места на листе.

Шаблоны для аппликации.

2

17-19

Составление аппликации из бумаги.

Выполнение аппликации «Летний сад»

Шаблоны для аппликации.

3

20-23

Составление аппликаций из различных материалов.

Выполнение аппликации «Снеговик» — из ватных дисков, «Домик» — из связанных цепочек, «Утёнок» — из ниток.

3

 

 

 

 

 

 

 

Адаптивнаяфизическая культура

Пояснительнаязаписка.

Однимиз важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость,ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях поадаптивной физической культуре.

Цельюзанятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательнойактивности и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Основныезадачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательныхнавыков; формирование умения играть в спортивные игры; укрепление и сохранениездоровья, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Программапо адаптивной физической культуре включает 2 раздела, «Физическая подготовка»,«Коррекционные подвижные игры».

Материально-техническоеоснащение

-альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;

-спортивный инвентарь: гимнастические мячи разного диаметра, обручи, кегли,мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины.

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическоепланирование

0.5часа в неделю – 17 часов за год

 

№ п/п

Тема урока

Основные виды учебной

деятельности

Материально-

техническое

обеспечение

Часы

Дата

1

Дыхательные упражнения

«Понюхай цветок».

0,5

2

Дыхательные упражнения

«Согреть руки».

0,5

3

Дыхательные упражнения

«Остудить воду»

0,5

4

Дыхательные упражнения

Основные положения и движение

0,5

5

Упражнения для мышц шеи и головы

Наклоны головы вперѐд — назад с

произнесением звуков.

0,5

6

Упражнения для мышц шеи и головы

Повороты головы в стороны с

произнесением звуков.

0,5

7

 

 

Упражнения для кистей рук

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения для кистей рук

Сгибание и разгибании пальцев в

кулак.

0,5

8

Сведение и разведение пальцев.

0,5

9

Сгибание и разгибание кисти.

0,5

10

Повороты кистью: ладонь

кверху, книзу.

0,5

11

Расслабление кисти.

0,5

12

Движение рук: вперѐд, в

стороны, вверх, вниз.

0.5

13

Движение рук на пояс, к плечам,

хлопки, вверх, вниз.

0,5

14

Движение рук, сгибание и

разгибание рук в локтевых

суставах.

0,5

15

 

 

Упражнения для мышц туловища

Наклоны туловища вперѐд.

0.5

16

Наклоны туловища в стороны.

0.5

17

Полуприседания на полной ступне.

0.5

18

Сгибание и разгибание стоп.

0.5

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет