X-PDF

Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир

Поделиться статьей


 

                                                                                                                                                                     

                                                                          Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностнымирезультатами изучения предмета «Окружающий мир» в 4 м классе являетсяформирование следующих умений:

      Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зренияобщепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

      Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

      Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие длявсех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

      В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правилаповедения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этихрезультатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметнымирезультатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формированиеследующих универсальных учебных действий.

РегулятивныеУУД:

      Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебнуюпроблему.

      Работая по плану, сверять свои действия с целью и, принеобходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степеньуспешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихсякритериев.

ПознавательныеУУД:

      Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельнопредполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

      Отбирать необходимые для решения учебной задачи источникиинформации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

      Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную вразных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

      Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группироватьфакты и явления; определять причины явлений, событий.

      Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основеобобщения знаний.

      Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлятьпростой план учебно-научного текста.

       Преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста,таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал изадания учебника. Коммуникативные УУД:

      Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной иписьменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

      Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения ипытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться

принимать другую точку зрения, быть готовым изменитьсвою точку зрения.

 

У четвероклассника продолжитсяформирование ИКТ-компетентности:

     оценивать потребность в дополнительной информации для решенияучебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определятьвозможные источники её получения; критически относиться к информации и к выборуисточника информации; создаватьтекстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять исохранять их:

     готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создаватьплан презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисыдля презентации.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

      Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи ивремен года;

      способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическаякарта;

      что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведетсясчет лет в истории; особенности исторической карты;

      некоторые современные экологические проблемы;       природныезоны России;

      особенности природы своего края: формы земной поверхности,полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

      исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средниевека, Новое время, Новейшее время;

      важнейшие события и великих людей отечественной истории;

      государственную символику и государственные праздники современнойРоссии; что такое Конституция; основные права ребенка;

      правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейсяпешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

Учащиеся должны уметь:

      соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности,касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

      адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точкизрения пешехода и (или) велосипедиста;

      прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода,пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожныхситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

      распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных,характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственныерастения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

      проводить наблюдения природных тел и явлений;

      в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценкудеятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определятьвозможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшиепрогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определятьнеобходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохраненииприродного окружения; приводить примерыживотных Красной книги России и международной Красной книги;

      соотносить год с веком, определять последовательностьисторических событий;

      приводить примеры патриотизма, доблести, благородства наматериале отечественной истории;

      приводить примеры народов России;

      самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источникахсведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера,излагать их в виде сообщения, рассказа;

      применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрыватьсодержание иллюстрации; владеть элементарнымиприемами чтения географической и исторической карты.

 

 

 

Содержание учебного  предмета

 

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучаетастрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планетаСолнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли вкосмическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо- великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучаетгеография. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты.Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает истерия.Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога.Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающейсреды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраныокружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: движение Земливокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск ипоказ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство систорическими картами.

 Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшиеравнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Картаприродных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе,приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах.Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями.Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений иживотных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения кприроде в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения  отдыхающих уморя.

Представление об экологическом равновесии инеобходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ нафизической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей,озёр и рек России; поиск и показ на карте природных  зон России; рассматриваниегербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности кусловиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зонепустынь, в зоне субтропиков.

Родной край — часть большой страны (15 ч) Нашкрай на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашемкрае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охранаповерхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека.Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашегокрая.

Полезные ископаемые нашего края, их основныесвойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашемкрае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охранапочв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразиерастений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах.Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края,связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли.Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, еёзначении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистыхпродуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породыдомашних животных.

Экскурсии1: знакомство с растениями иживотными леса, их распознавание в природных условиях с помощьюатласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознаваниев природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями иживотными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощьюатласа-определителя.

Практические работы: знакомство скартой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края,определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разныхсообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство скультурными растениями края.

Страницы Всемирной истории (6 ч)

Представление о периодизации истории.Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древниесооружения — свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказываютхристианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новоевремя: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз,железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки итехники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (19 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природныеусловия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория инаселение Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов.Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство оМоскве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х/ вв. Нашествие хана Батыя.Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь АлександрНевский.

Московская Русь. Московскиекнязья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русскогогосударства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.

Наше Отечество в 15- 17 вв.Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новойцарской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт инравы страны в 15- 17 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый -царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение Россииимперией. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы:А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX вв.Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов.Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX —началеXX вв.

Россия в XX в. Участие России вПервой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революция1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. ВеликаяОтечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы -всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг.Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космосЮ. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. КультураРоссии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края вназваниях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия:знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села),Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (7 ч)

Мы — граждане России. КонституцияРоссии — наш основной закон. Права человека в современной России. Права иобязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственноеустройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственныепраздники Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, СеверЕвропейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа,

хозяйство крупные города,исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

п.п.

Наименование разделов и тем

Количество часов на раздел

Контрольные работы (Оценим свои достижения)

Проектные работы (по новым ФГОС)

1

Земля и человечество 

10

0

 

2

Природа России 

11

2

1

3

Родной край — часть большой страны 

15

1

1

4

Страницы Всемирной истории 

6

0

1

5

Страницы истории России 

19

1

1

6

Современная Россия 

7

2

1

 

Итого

68

6

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№п/п

Название раздела, темы

 

Д

ата

 

План

 

Факт

 

Земля и человечество(10ч)

 

 

 

 

1

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы

 

02.09.21

 

 

2

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы

 

07.09.21

 

 

3

Звёздное небо – великая книга Природы

 

09.09.21

 

 

4

Звёздное небо – великая книга Природы

 

14.09.21

 

 

5

Мир глазами географа

 

16.09.21

 

 

6

Мир глазами историка

 

21.09.21

 

 

7

Когда и где?

 

23.09.21

 

 

8

Мир глазами эколога

 

28.09.21

 

 

9

Экскурсия в природное сообщество родного края. Сокрови под охраной человечества

ща Земли

30.09.21

 

 

10

 

Проверим свои достижения по теме «Земля и человечество»

 

05.10.21

 

 

 

Природа России (11часов)

 

 

 

11

Равнины и горы России

 

07.10.21

 

 

12

Моря, озёра и реки России

 

12.10.21

 

 

13

Природные зоны России

 

14.10.21

 

 

14

Зона арктических пустынь

 

19.10.21

 

 

15

Тундра

 

21.10.21

 

 

16

Леса России

 

02.11.21

 

 

17

Лес и человек

 

04.11.21

 

 

18

Зона степей

 

09.11.21

 

 

19

Пустыни

 

11.11.21

 

 

20

У Чёрного моря

 

16.11.21

 

 

21

 

Проверим свои достижения по теме «Природа России».

 

 

18.11.21

 

 

Родной край-часть большой стран

ы (15 часов)

 

 

22

Наш край

 

23.11.21

 

 

23

Поверхность нашего края

 

25.11.21

 

 

24

Поверхность нашего края. Экскурсия.

 

30.11.21

 

 

25

Водные богатства нашего края

 

02.12.21

 

 

26

Наши подземные богатства

 

07.12.21

 

 

27

Земля-кормилица

 

09.12.21

 

 

28

Экскурсия в лес и на луг.

 

14.12.21

 

 

29

Жизнь леса

 

16.12.21

 

 

30

Жизнь луга

 

28.12

 

31

Жизнь в пресных водах

 

13.01.22

 

32

Экскурсия к водоёму.

 

18.01.22

 

33

Растениеводство в нашем крае

 

20.01.22

 

34

Животноводство в нашем крае

 

25.01.22

 

35

Презентация проектов «По родному краю»

 

27.01.22

 

36

 

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

 

 

1.02.22

 

Страницы всемирной истории (6 час

ов)

37

Начало истории человечества

 

3.02.22

 

38

Мир древности: далёкий и близкий

 

8.02.22

 

39

Средние века: время рыцарей и замков

 

10.02.22

 

40

Новое время: встреча Европы и Америки 

 

15.02.22

 

41

Новейшее время: история продолжается сегодня

 

17.02.22

 

42

 

Проверим свои достижения по теме «Страницы всемирной истор

ии»

 

2202.22

 

Страницы истории России (19 часов)

 

43

Жизнь древних славян.

 

24.02.22

 

44

Во времена Древней Руси

 

1.03.22

 

45

Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси

 

3.03.22

 

46

Трудные времена на Русской земле

 

10.03.22

 

47

Русь расправляет крылья

 

15.03.22

 

48

Куликовская битва

 

17.03.22

 

49

Иван Третий

 

31.03.22

 

50

Мастера печатных дел

 

5.04.22

 

51

Патриоты России

 

7.04.22

 

52

Пётр Великий

 

12.04.22

 

53

Михаил Васильевич Ломоносов

 

14.04.22

 

54

Екатерина Великая

 

19.04.22

 

55

Отечественная война 1812 года

 

19.04.22

 

56

Страницы истории XIX века

 

21.04.22

 

57

Россия вступает в XX век

 

26.04.22

 

58

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

 

28.04.22

 

59

Великая Отечественная война и великая Победа

 

3.05.22

 

60

Великая Отечественная война и великая Победа

 

3.05.22

 

61

Страна, открывшая путь в космос.

Проверим свои достижения по

 

 

 

 

теме «Страницы истории России.

 

Современная Россия (7 часов)

 

62

Основной закон России и права человека

 

05.05.22

 

63

Мы – граждане России

 

10.05.22

 

64

Славные символы России

 

12.05.22

 


 

65

Такие разные праздники

 

17.05.22

 

66

Путешествие по России

 

19.05.22

 

67

Путешествие по России. Презентация проектов «Моя Родина»

 

24.05.22

 

68

 

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

 

24.05.22

 

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей