МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление по образованию Администрации Городского округа Балашиха
РАССМОТРЕНО ______________ Петран А. И. Протокол №1 от 30 08 2022 г. |
СОГЛАСОВАНО ______________ Оразова Н. А. Протокол № 1 от 30 08 2022 г. |
УТВЕРЖДЕНО ____________Королькова Т. Н. Приказ № 315 от 31 08 2022 г. |
МАОУ Школа № 21
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4113500)
учебного предмета
«Технология»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Петран Алина Ивановна
учитель технологии
г. Балашиха 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАУЧНЫЙ , ОБШЕКУЛЬТУРНЫЙ ИОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИ
Фундаментальнойзадачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимыхаспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится ипреобразовательная деятельность человека.
Деятельностьпо целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько,сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельностьстала приобретать с развитием машинного производства и связанных с нимизменений в интеллектуальной и практической деятельности человека.
Былообосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться всоответствии с некоторым методом, причём эффективность этого методанепосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Этоположение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оносохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.
Стержнемназванной концепции является технология как логическое развитие «метода» вследующих аспектах:
процессдостижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможнымего воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичныхрезультатах;
открываетсяпринципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (чтопостепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).
Развитиетехнологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки(начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий.
ВХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях:
быливыделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятиеалгоритма;
проанализированфеномен зарождающегося технологического общества;
исследованысоциальные аспекты технологии.
Информационныетехнологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентныевозможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различнойинформации. Изменилась структура человеческой деятельности — в нейважнейшую роль стал играть информационный фактор. Исключительно значимымиоказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базойразработки и широкого распространения социальных сетей и процессаинформатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретаеткачественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», чтоподразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию,быстрое развитие информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивноразвиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр. Однакоцифровая революция (её часто называют третьей революцией) является толькопрелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все этиизменения самым решительным образом влияют на школьный курс технологии, чтобыло подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» вобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основныеобщеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметнойобласти «Технология»).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Основной целью освоенияпредметной области «Технология» является формирование технологическойграмотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых дляперехода к новым приоритетам научно-технологического развития РоссийскойФедерации.
Задачами курсатехнологии являются:
овладениезнаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» какнеобходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальнымидля жизни в этом социуме технологиями;
овладениетрудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованиюматерии, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя изэкономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а такжекритериев личной и общественной безопасности;
формированиеу обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности кпредложению и осуществлению новых технологических решений;
формированиеу обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровыхинструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;
развитиеумений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовкик будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своихпрофессиональных предпочтений.
Какподчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология»,ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленныхцелей, является проектная деятельность в полном цикле: от формулированияпроблемы и постановки конкретной задачи до получения конкретных значимыхрезультатов. Именно в процессе проектной деятельности достигается синтезмногообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные интересыобучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться вопределённых масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельностьи использовать знания, полученные обучающимися на других предметах.
Важноподчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальнойдля образования категории «знания», а именно:
понятийноезнание, которое складывается из набора понятий, характеризующих даннуюпредметную область;
алгоритмическое(технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих кжелаемому результату при соблюдении определённых условий;
предметноезнание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей,применяемых в той или иной предметной области;
методологическоезнание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.
Каки всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимыеаспекты действительности, которые состоят в следующем:
технологизациявсех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, чтоинтуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явнонедостаточно для успешной социализации учащихся — необходимоцеленаправленное освоение всех этапов технологической цепочки и полного цикларешения поставленной задачи. При этом возможны следующие уровни освоениятехнологии:
уровеньпредставления;
уровеньпользователя;
когнитивно-продуктивныйуровень (создание технологий);
практическився современная профессиональная деятельность, включая ручной труд,осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формированиенавыков использования этих технологий при изготовлении изделий становитсяважной задачей в курсе технологии;
появлениефеномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияниена процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новыхтехнологий — информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимисязнаний, на развитии умения учиться.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основнойметодический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности иструктуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания —построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичькогнитивно-продуктивного уровня освоения технологий.
Современныйкурс технологии построен по модульному принципу.
Модульность —ведущий методический принцип построения содержания современных учебных курсов.Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательныхтраекторий, что является основополагающим принципом построенияобщеобразовательного курса технологии.
Модуль«Производство и технология»
Вмодуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип иподходы к его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуляосуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс.Содержание модуля построено по «восходящему» принципу: от умений реализацииимеющихся технологий к их оценке и совершенствованию, а от них — к знаниями умениям, позволяющим создавать технологии. Освоение технологического подходаосуществляется в диалектике с творческими методами создания значимых длячеловека продуктов.
Особенностьюсовременной техносферы является распространение технологического подхода накогнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальныесоставляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформацияданных в информацию и информации в знание в условиях появления феномена«больших данных» является одной из значимых и востребованных в профессиональнойсфере технологий 4-й промышленной революции.
Модуль«Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
Вданном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений,сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологииведётся по единой схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях.Разумеется, в каждом конкретном случае возможны отклонения от названной схемы.Однако эти отклонения только усиливают общую идею об универсальном характеретехнологического подхода. Основная цель данного модуля: освоить умения реализацииуже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется технологиям созданияуникальных изделий народного творчества.
Модуль«Робототехника»
Вэтом модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных иинформационных технологий. Важность данного модуля заключается в том, что в нёмформируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями иэтапами), которые в современном цифровом социуме приобретают универсальныйхарактер.
Модуль«Животноводство»
Модульзнакомит учащихся с классическими и современными технологиями всельскохозяйственной сфере. Особенностью этих технологий заключается в том, чтоих объектами в данном случае являются природные объекты, поведение которыхчасто не подвластно человеку. В этом случае при реализации технологиисущественное значение имеет творческий фактор — умение в нужный моментскорректировать технологический процесс.
Модуль«Растениеводство»
Модульзнакомит учащихся с классическими и современными технологиями в сельскохозяйственнойсфере. Особенностью этих технологий заключается в том, что их объектами вданном случае являются природные объекты, поведение которых часто не подвластночеловеку. В этом случае при реализации технологии существенное значение имееттворческий фактор — умение в нужный момент скорректировать технологическийпроцесс.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебныйпредмет Технология изучается в 5 классе два часа в неделе, общийобъем составляет 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИНВАРИАНТНЫЕМОДУЛИ
Модуль«Производство и технология»
Раздел.Преобразовательная деятельность человека.
Технологиивокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального исполненияалгоритма. Робот как исполнитель алгоритма. Робот как механизм.
Раздел.Простейшие машины и механизмы.
Двигателимашин. Виды двигателей. Передаточные механизмы. Виды и характеристикипередаточных механизмов.
Механическиепередачи. Обратная связь. Механические конструкторы. Робототехнические конструкторы.Простые механические модели. Простые управляемые модели.
Модуль«Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
Раздел.Структура технологии: от материала к изделию.
Основныеэлементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическаякарта.
Проектирование,моделирование, конструирование — основные составляющие технологии.Технологии и алгоритмы.
Раздел.Материалы и их свойства.
Сырьёи материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическоесырьё и материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологическиесвойства конструкционных материалов.
Бумагаи её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге.
Тканьи её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей.
Древесинаи её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины.Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов.
Металлыи их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь ипроволока.
Пластическиемассы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами.
Наноструктурыи их использование в различных технологиях. Природные и синтетическиенаноструктуры.
Композитыи нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение. Аллотропныесоединения углерода.
Раздел.Основные ручные инструменты.
Инструментыдля работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты для работы сдревесиной. Инструменты для работы с металлом.
Компьютерныеинструменты.
Раздел.Трудовые действия как основные слагаемые технологии.
Измерениеи счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность измерений.Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия приработе с древесиной. Действия при работе с тонколистовым металлом.Приготовление пищи.
Общностьи различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами.
ВАРИАТИВНЫЕМОДУЛИ
Модуль«Робототехника»
Раздел.Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители.
Целии способы их достижения. Планирование последовательности шагов, ведущих кдостижению цели. Понятие исполнителя. Управление исполнителем: непосредственноеили согласно плану. Системы исполнителей. Общие представления о технологии.Алгоритмы и технологии.
Компьютерныйисполнитель. Робот. Система команд исполнителя.
Отроботов на экране компьютера к роботам-механизмам.
Системакоманд механического робота. Управление механическим роботом.
Робототехническиекомплексы и их возможности. Знакомство с составом робототехническогоконструктора.
Раздел.Роботы: конструирование и управление.
Общееустройство робота. Механическая часть. Принцип программного управления.
Принципыработы датчиков в составе робототехнического набора, их параметры и применение.Принципы программирования роботов. Изучение интерфейса конкретного языкапрограммирования, основные инструменты и команды программирования роботов.
Модуль«Животноводство»
Раздел.Элементы технологий выращивания сельскохозяйственных животных.
Домашниеживотные. Приручение животных как фактор развития человеческой цивилизации.Сельскохозяйственные животные.
Содержаниесельскохозяйственных животных: помещение, оборудование, уход.
Разведениеживотных. Породы животных, их создание.
Лечениеживотных. Понятие о ветеринарии.
Заготовкакормов. Кормление животных. Питательность корма. Рацион.
Животныеу нас дома. Забота о домашних и бездомных животных.
Проблемаклонирования живых организмов. Социальные и этические проблемы.
Модуль«Растениеводство»
Раздел.Элементы технологий выращивания сельскохозяйственных культур.
Земледелиекак поворотный пункт развития человеческой цивилизации. Земля как величайшаяценность человечества. История земледелия.
Почвы,виды почв. Плодородие почв.
Инструментыобработки почвы: ручные и механизированные. Сельскохозяйственная техника.
Культурныерастения и их классификация.
Выращиваниерастений на школьном/приусадебном участке.
Полезныедля человека дикорастущие растения и их классификация.
Сбор,заготовка и хранение полезных для человека дикорастущих растений и их плодов.Сбор и заготовка грибов. Соблюдение правил безопасности.
Сохранениеприродной среды.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическоевоспитание:
проявлениеинтереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностноеотношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданскоеи духовно-нравственное воспитание:
готовностьк активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем,связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртойпромышленной революции;
осознаниеважности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализациейтехнологий;
освоениесоциальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах исообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическоевоспитание:
восприятиеэстетических качеств предметов труда;
умениесоздавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценностинаучного познания и практической деятельности:
осознаниеценности науки как фундамента технологий;
развитиеинтереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достиженийнауки.
Формированиекультуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознаниеценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важностиправил безопасной работы с инструментами;
умениераспознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этихугроз.
Трудовоевоспитание:
активноеучастие в решении возникающих практических задач из различных областей;
умениеориентироваться в мире современных профессий.
Экологическоевоспитание:
воспитаниебережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдениябаланса между природой и техносферой;
осознаниепределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладениеуниверсальными познавательными действиями
Базовыелогические действия:
выявлятьи характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливатьсущественный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлятьзакономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,относящихся к внешнему миру;
выявлятьпричинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а такжепроцессов, происходящих в техносфере;
самостоятельновыбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимыематериалы, инструменты и технологии.
Базовыеисследовательские действия:
использоватьвопросы как исследовательский инструмент познания;
формироватьзапросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оцениватьполноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытнымпутём изучать свойства различных материалов;
овладеватьнавыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оцениватьпогрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия сприближёнными величинами;
строитьи оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметьсоздавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы длярешения учебных и познавательных задач;
уметьоценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еёрешения;
прогнозироватьповедение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работас информацией:
выбиратьформу представления информации в зависимости от поставленной задачи;
пониматьразличие между данными, информацией и знаниями;
владетьначальными навыками работы с «большими данными»;
владетьтехнологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладениеуниверсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
уметьсамостоятельно планировать пути достижения целей, в том числеальтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решенияучебных и познавательных задач;
уметьсоотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способыдействий в рамках предложенных условий и требований, корректировать своидействия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делатьвыбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль(рефлексия):
даватьадекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснятьпричины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вноситьнеобходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлениюпроекта;
оцениватьсоответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цельи процесс её достижения.
Принятиесебя и других:
признаватьсвоё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое жеправо другого на подобные ошибки.
Овладениеуниверсальными коммуникативными действиями.
Общение:
входе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебногопроекта;
врамках публичного представления результатов проектной деятельности;
входе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
входе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместнаядеятельность:
пониматьи использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
пониматьнеобходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условияуспешной проектной деятельности;
уметьадекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместнойдеятельности;
владетьнавыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметьраспознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИНВАРИАНТНЫЕМОДУЛИ
Модуль«Производство и технология»
характеризоватьроль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
характеризоватьроль техники и технологий в цифровом социуме;
выявлятьпричины и последствия развития техники и технологий;
характеризоватьвиды современных технологий и определять перспективы их развития;
уметьстроить учебную и практическую деятельность в соответствии со структуройтехнологии: этапами, операциями, действиями;
научитьсяконструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практическойдеятельности;
организовыватьрабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
соблюдатьправила безопасности;
использоватьразличные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль,сельскохозяйственная продукция);
уметьсоздавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы длярешения учебных и производственных задач;
получитьвозможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачныхсервисов;
оперироватьпонятием «биотехнология»;
классифицироватьметоды очистки воды, использовать фильтрование воды;
оперироватьпонятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».
Модуль«Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
характеризоватьпознавательную и преобразовательную деятельность человека;
соблюдатьправила безопасности;
организовыватьрабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицироватьи характеризовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
активноиспользовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, исформированные универсальные учебные действия;
использоватьинструменты, приспособления и технологическое оборудование;
выполнятьтехнологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений,технологического оборудования;
получитьвозможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлениипредметов из различных материалов;
характеризоватьтехнологические операции ручной обработки конструкционных материалов;
применятьручные технологии обработки конструкционных материалов;
правильнохранить пищевые продукты;
осуществлятьмеханическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевуюценность;
выбиратьпродукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда;
осуществлятьдоступными средствами контроль качества блюда;
проектироватьинтерьер помещения с использованием программных сервисов;
составлятьпоследовательность выполнения технологических операций для изготовления швейныхизделий;
строитьчертежи простых швейных изделий;
выбиратьматериалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
выполнятьхудожественное оформление швейных изделий;
выделятьсвойства наноструктур;
приводитьпримеры наноструктур, их использования в технологиях;
получитьвозможность познакомиться с физическими основы нанотехнологий и ихиспользованием для конструирования новых материалов.
ВАРИАТИВНЫЕМОДУЛИ
Модуль«Робототехника»
соблюдатьправила безопасности;
организовыватьрабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицироватьи характеризовать роботов по видам и назначению;
знатьи уметь применять основные законы робототехники;
конструироватьи программировать движущиеся модели;
получитьвозможность сформировать навыки моделирования машин и механизмов с помощьюробототехнического конструктора;
владетьнавыками моделирования машин и механизмов с помощью робототехническогоконструктора;
владетьнавыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на созданиеробототехнического продукта.
Модуль«Животноводство»
соблюдатьправила безопасности;
организовыватьрабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
характеризоватьосновные направления животноводства;
характеризоватьособенности основных видов сельскохозяйственных животных своего региона;
описыватьполный технологический цикл получения продукции животноводства своего региона;
называтьвиды сельскохозяйственных животных, характерных для данного региона;
оцениватьусловия содержания животных в различных условиях;
владетьнавыками оказания первой помощи заболевшим или пораненным животным;
характеризоватьспособы переработки и хранения продукции животноводства;
характеризоватьпути цифровизации животноводческого производства;
получитьвозможность узнать особенности сельскохозяйственного производства;
характеризоватьмир профессий, связанных с животноводством, их востребованность на рынке труда.
Модуль«Растениеводство»
соблюдатьправила безопасности;
организовыватьрабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
характеризоватьосновные направления растениеводства;
описыватьполный технологический цикл получения наиболее распространённойрастениеводческой продукции своего региона;
характеризоватьвиды и свойства почв данного региона;
назватьручные и механизированные инструменты обработки почвы;
классифицироватькультурные растения по различным основаниям;
называтьполезные дикорастущие растения и знать их свойства;
назватьопасные для человека дикорастущие растения;
называтьполезные для человека грибы;
называтьопасные для человека грибы;
владетьметодами сбора, переработки и хранения полезных дикорастущих растений и ихплодов;
владетьметодами сбора, переработки и хранения полезных для человека грибов;
характеризоватьосновные направления цифровизации и роботизации в растениеводстве;
получитьвозможность научиться использовать цифровые устройства и программные сервисы втехнологии растениеводства;
характеризоватьмир профессий, связанных с растениеводством, их востребованность на рынкетруда.
