МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департаментобразования Орловской области
МБОУТимирязевская основная школа
Рассмотрена на педагогическом совете протокол № ___ от « ___» _______ 2022 г |
Утверждаю: Директор школы ___________ / Л.Н. Монина/ приказ № ___ от «____» __________ 2022г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебноговариативного модуля
«Робототехника»
врамках учебного предмета «Технология»
5-9класс
обновленныйФГОС ООО
Составитель: Левшин А.В.,
высшая квалификационная категория
Учебный предмет«Технология» в современной школе интегрирует знания по разным предметамучебного плана и становится одним из базовых для формирования у обучающихсяфункциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного икритического мышления на основе практико-ориентированного обучения исистемно-деятельностного подхода в реализации содержания.
Предмет обеспечиваетобучающимся вхождение в мир технологий, в том числе: материальных,информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоенияпредмета происходит приобретение базовых навыков работы с современнымтехнологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство смиром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовойдеятельности.
Различные видытехнологий, в том числе обозначенные в Национальной технологической инициативе,являются основой инновационного развития внутреннего рынка, устойчивогоположения России на внешнем рынке.
Учебный предмет«Технология» раскрывает содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалийи формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределенияличности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн;3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в областиобработки материалов, аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника исистемы автоматического управления; технологии электротехники, электроники иэлектроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и биотехнологии; обработкапищевых продуктов.
Учебная программапредмета «Технология» конкретизирует содержание, предметные, метапредметные иличностные результаты, которые должны обеспечить требование федеральногогосударственного образовательного стандарта.
Стратегическимидокументами, определяющими направление модернизации содержания и методовобучения, являются:
· ФГОС ООО 2021 года (Приказ Минпросвещения России от31.05.2021 №287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования»; зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021,№64101)
· Концепция преподавания предметной области «Технология» вобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основныеобщеобразовательные программы(утверждена коллегией Министерства просвещенияРоссийской Федерации 24 декабря 2018г.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ модуля
«робототехника»
В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Основной целью освоениямодуля является формирование технологической грамотности, глобальныхкомпетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетамнаучно-технологического развития Российской Федерации.
Задачами модуляявляются:
· овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметнойобласти как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социумаи актуальными для жизни в этом социуме технологиями;
· овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическимизнаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии споставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических,эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;
· формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательскойдеятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологическихрешений;
· формирование у обучающихся навыка использования в трудовойдеятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивныхинструментов и технологий;
· развитие умений оценивать свои профессиональные интересы исклонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владениеметодиками оценки своих профессиональных предпочтений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО модуля
«Робототехника»
В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
В этом модуле наиболее полно реализуетсяидея конвергенции материальных и информационных технологий. Важность данногомодуля заключается в том, что при освоении формируются навыки работы скогнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами), которые всовременном цифровом социуме приобретают универсальный характер.
Модуль «Робототехника» позволяет впроцессе конструирования, создания действующих моделей роботов, интегрироватьразные знания о технике и технических устройствах, электронике,программировании, фундаментальные знания, полученные в рамках школьныхпредметов, а также дополнительного образования и самообразования.
МЕСто модуля в УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебныймодуль является вариативным компонентом системы основного общего образованияобучающихся.
Освоение модуля в основной школе осуществляется в 5—9 классах.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО модуля
5класс
Раздел 1. Алгоритмы и исполнители. Роботыкак исполнители.
Цели и способы их достижения. Планирование последовательности шагов, ведущих к достижению цели. Понятиеисполнителя. Управление исполнителем: непосредственное или согласно плана.Системы исполнителей. Общие представления о технологии. Алгоритмыи технологии.
Компьютерныйисполнитель. Робот. Система команд исполнителя.
От роботов на экране компьютера кроботам-механизмам. Система командмеханического робота. Управление механическим роботом.
Робототехнические комплексыи их возможности. Знакомство с составом робототехнического конструктора.
Раздел 2. Роботы:конструирование и управление.
Общее устройство робота. Механическая часть. Принцип программного управления.
Принципы работы датчиков в составе робототехнического набора, их параметры и применение. Принципы программированияроботов. Изучение интерфейса конкретного языка программирования, основныеинструменты и команды программирования роботов.
6 класс
Раздел 3. Роботы на производстве.
Роботы-манипуляторы. Перемещение предмета.Лазерный гравёр. 3D—npuHTep.
Производственные линии. Взаимодействиероботов. Понятие о производстве 4.0. Модели производственных линий.
6-8 класс
Раздел 4. Робототехническиепроекты.
Полный цикл создания робота: анализ заданияи определение этапов его реализации; проектирование и моделированиеробототехнического устройства; конструирование робототехнического устройства(включая использование визуально-программных средств и конструкторских решений);определение начальных данных и конечного результата: что «дано» и что требуется«получить»; разработка алгоритма реализации роботом заданного результата;реализация алгоритма (включая применение визуально-программных средств,разработку образца-прототипа); тестирование робототехнического изделия; отладкаи оценка полноты и точности выполнения задания роботом.
Примеры роботов из различныхобластей. Их возможности и ограничения.
9 класс
Раздел 5. Отробототехники к искусственному интеллекту.
Жизненный цикл технологии.Понятие о конвергентных технологиях. Робототехника как пример конвергентныхтехнологий. Перспективы автоматизации и роботизации: возможности и ограничения.
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с ФГОС входе изучения модуля в 5-9 классах учащимися предполагается достижениесовокупности основных личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическоевоспитание:
проявление интереса кистории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение кдостижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское идуховно-нравственное воспитание:
готовность к активномуучастию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных ссовременными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленнойреволюции;
осознание важностиморально-этических принципов в деятельности, связанной с реализациейтехнологий;
освоение социальныхнорм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах,включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическоевоспитание:
восприятие эстетическихкачеств предметов труда;
умение создаватьэстетически значимые изделия из различных материалов;
понимание ценности отечественногои мирового искусства, народных традиций и народного творчества вдекоративно-прикладном искусстве;
осознание ролихудожественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современномобществе.
Ценности научногопознания и практической деятельности:
осознание ценностинауки как фундамента технологий;
развитие интереса кисследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культурыздоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценностибезопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правилбезопасной работы с инструментами;
умение распознаватьинформационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
уважение к труду,трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовуюдеятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,нравственно достойном труде в российском обществе;
готовность к активномуучастию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологическойи социальной направленности, способность инициировать, планировать исамостоятельно выполнять такого рода деятельность;
умение ориентироватьсяв мире современных профессий;
умение осознанновыбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественныхинтересов, потребностей;
ориентация надостижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
Экологическоевоспитание:
воспитание бережногоотношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса междуприродой и техносферой;
осознание пределовпреобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение содержанияпредмета «Технология» в 5-9 классах способствует достижению метапредметныхрезультатов, в том числе:
Овладение универсальнымипознавательными действиями
Базовые логическиедействия:
выявлять ихарактеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливатьсущественный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерностии противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся квнешнему миру;
выявлятьпричинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а такжепроцессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбиратьспособ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы,инструменты и технологии.
Базовыеисследовательские действия:
использовать вопросыкак исследовательский инструмент познания;
формировать запросы кинформационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту,достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучатьсвойства различных материалов;
овладевать навыкамиизмерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешностьизмерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближённымивеличинами;
строить и оцениватьмодели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать,применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебныхи познавательных задач;
уметь оцениватьправильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозироватьповедение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать формупредставления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие междуданными, информацией и знаниями;
владеть начальныминавыками работы с «большими данными»;
владеть технологиейтрансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладениеуниверсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельнопланировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных ипознавательных задач;
уметь соотносить своидействия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельностив процессе достижения результата, определять способы действий в рамкахпредложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствиис изменяющейся ситуацией;
делать выбор и братьответственность за решение.
Самоконтроль(рефлексия):
давать адекватнуюоценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причиныдостижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимыекоррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствиерезультата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс еёдостижения.
Принятие себя и других:
признавать своё правона ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другогона подобные ошибки.
Овладениеуниверсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсужденияучебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичногопредставления результатов проектной деятельности;
в ходе совместногорешения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения спредставителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместнаядеятельность:
понимать и использоватьпреимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимостьвыработки знаково-символических средств как необходимого условия успешнойпроектной деятельности;
уметь адекватноинтерпретировать высказывания собеседника — участника совместнойдеятельности;
владеть навыкамиотстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознаватьнекорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Для всех модулейобязательные предметные результаты:
· организовывать рабочее место в соответствии с изучаемойтехнологией;
· соблюдать правила безопасного использования ручных иэлектрифицированных инструментов и оборудования;
· грамотно и осознанно выполнять технологические операции всоответствии изучаемой технологией.
5 КЛАСС
· классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;
· знать основные законы робототехники;
· называть и характеризовать назначение деталей робототехническогоконструктора;
· характеризовать составные части роботов, датчики в современных робототехническихсистемах;
· получить опыт моделирования машин и механизмов с помощьюробототехнического конструктора;
· применять навыки моделирования машин и механизмов с помощьюробототехнического конструктора;
· владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности,направленной на создание робототехнического продукта.
6 КЛАСС
· называть виды транспортных роботов, описывать их назначение;
· конструировать мобильного робота по схеме; усовершенствоватьконструкцию;
· программировать мобильного робота;
· управлять мобильными роботами в компьютерно-управляемых средах;
· называть и характеризовать датчики, использованные припроектировании мобильного робота;
· уметь осуществлять робототехнические проекты;
· презентовать изделие.
7 КЛАСС
· называть виды промышленных роботов, описывать их назначение ифункции;
· назвать виды бытовых роботов, описывать их назначение и функции;
· использовать датчики и программировать действие учебного робота взависимости от задач проекта;
· осуществлять робототехнические проекты, совершенствоватьконструкцию, испытывать и презентовать результат проекта.
8 КЛАСС
· называть основные законы и принципы теории автоматическогоуправления и регулирования, методы использования в робототехнических системах;
· реализовывать полный цикл создания робота;
· конструировать и моделировать робототехнические системы;
· приводить примеры применения роботов из различных областейматериального мира;
· характеризовать возможности роботов, роботехнических систем инаправления их применения.
9 КЛАСС
· характеризовать автоматизированные и роботизированныепроизводственные линии;
· анализировать перспективы развития робототехники;
· характеризовать мир профессий, связанных с робототехникой, ихвостребованность на рынке труда;
· реализовывать полный цикл создания робота;
· конструировать и моделировать робототехнические системы сиспользованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратнойсвязью;
· использовать визуальный язык для программирования простыхробототехнических систем;
· составлять алгоритмы и программы по управлению роботом;
· самостоятельно осуществлять робототехнические проекты.
Тематическое планирование
Класс Модуль
|
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Робототехника |
Раздел 1. Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители.
Раздел 2. Роботы: конструирование и управление |
Раздел 3. Роботы на производстве.
Раздел 4. Робототехнические проекты |
Раздел 4 (продолжение). Робототехнические проекты |
Раздел 4 (продолжение). Робототехнические проекты |
Раздел 5. От робототехники к искусственному интеллекту |
Итого по модулю: |
12 |
12 |
12 |
4 |
6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ
«ПРОИЗВОДСТВОИ ТЕХНОЛОГИЯ»
5 КЛАСС
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Планируемая дата |
Дата фактическая |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы изучения
|
Модуль 3. Робототехника (12) |
|||||
|
Раздел 1. Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители |
5 |
|
|
|
1 |
Планирование последовательности шагов, ведущая к достижению цели. Понятие исполнителя. |
1 |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/48/ https://www.trudoviki.net/publ/uroki/2
|
2 |
Управление исполнителем. Системы исполнителей Компьютерный исполнитель. Робот. |
1 |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/48/ https://www.trudoviki.net/publ/uroki/2
|
3 |
От роботов на экране компьютера к роботам-механизмам. |
1 |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/48/ https://www.trudoviki.net/publ/uroki/2
|
4 |
Система команд механического робота. Управление механическим роботом |
1 |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/48/ https://www.trudoviki.net/publ/uroki/2
|
5 |
Робототехнические комплексы и их возможности. |
1 |
|
|
https://resh.edu.ru/subject/48/ https://www.trudoviki.net/publ/uroki/2
|
Раздел 2. Роботы: конструирование и управление |
7 |
|
|
|
|
6 |
Общее устройство робота (симулятора). Механическая часть. |
1 |
|
|
|
7 |
Сборка робота (симулятора) |
1 |
|
|
|
8 |
Принцип программного управления. Принципы работы датчиков в составе робототехнического набора, их параметры и применение. |
1 |
|
|
|
9 |
Принципы работы датчиков в составе робототехнического набора, их параметры и применение |
1 |
|
|
|
10 |
Принципы программирование робота (симулятора). |
1 |
|
|
|
11 |
Программирование робота. |
1 |
|
|
|
12 |
Подведение итогов. Защита проекта |
1 |
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Технология.5 класс/Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и другие; под редакциейКазакевича В.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебноепособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина,Г. Ю. Семенова — М.: Просвещение, 2020»
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ