ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочаяпрограмма по учебному предмету «Физическая культура» составлена на основеФедерального государственного образовательного стандарта, примерной программыпо предмету «Физическая культура», авторской программы член-корреспондента РАОА.М. Кондакова, академик РАО Л.П. Кузина по заказу Министерство образования инауки Российской Федерации и Федерального агенства по образованию.
Предмет«Физическая культура», для учащихся специальных школ с ограниченнымифизическими возможностями, имеет целью формирование физической культурыучащихся, содействие адаптации личности к жизни, овладение каждым ребенкомосновными жизненно важными двигательными умениями и навыками с коррекцией икомпенсацией двигательного дефекта.
Всоответствии с целью в процессе физического образования решаютсяобразовательные, коррекционные, оздоровительные и воспитательные задачи.
Особенностиорганизации учебного процесса по предмету
На изучение физической культуры отводитсяв 5 а в классе 68 ч (2 ч в неделю). Рабочая программа рассчитана на 68 ч.
Форма промежуточной аттестации: тестирование
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
При создании рабочей программы учитывались потребностисовременного российского общества в физически крепком и дееспособномподрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формыздорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры длясамоопределения, саморазвития и самоактуализации. В рабочей программе нашлисвои отражения объективно сложившиеся реалии современного социокультурногоразвития российского общества, условия деятельности образовательныхорганизаций, возросшие требования родителей, учителей и методистов ксовершенствованию содержания школьного образования, внедрению новых методик итехнологий в учебно-воспитательный процесс.
В своей социально-ценностной ориентации рабочая программасохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины «Физическаякультура» в качестве средства подготовки учащихся к предстоящейжизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения функциональных и
адаптивных возможностей систем организма, развития жизненно важныхфизических качеств.
Программа обеспечивает преемственность с Примерной рабочейпрограммой начального среднего общего образования, предусматривает возможностьактивной подготовки учащихся к выполнению нормативов «Президентских состязаний»и «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Общей целью школьного образования по физической культуре являетсяформирование
разносторонне физически развитой личности, способной активноиспользовать ценности физической культуры для укрепления и длительногосохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности иорганизации активного отдыха. В рабочей программе для 5 класса данная цельконкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов ипотребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостномразвитии физических, психических и
нравственных качеств, творческом использовании ценностей физическойкультуры в организации здорового образа жизни, регулярных занятиях двигательнойдеятельностью и спортом.
Развивающая направленность рабочей программы определяется векторомразвития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся,являющихся основой
укрепления их здоровья, повышения надёжности и активностиадаптивных процессов. Существенным достижением данной ориентации являетсяприобретение школьниками знаний и умений в
организации самостоятельных форм занятий оздоровительной,спортивной и прикладно-
ориентированной физической культурой, возможностью познания своихфизических спосбностей и их целенаправленного развития.
Воспитывающее значение рабочей программы заключается в содействииактивной социализации школьников на основе осмысления и понимания роли изначения мирового и российского олимпийского движения, приобщения к ихкультурным ценностям, истории и современному развитию. В число практическихрезультатов данного направления входит формирование положительных навыков иумений в общении и взаимодействии со сверстниками и учителями физическойкультуры, организации совместной учебной и консультативной деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания ипланируемых результатов образования в основной школе является воспитаниецелостной личности учащихся, обеспечение единства в развитии их физической,психической и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной наоснове содержания учебной дисциплины «Физическая культура», которое
представляется двигательной деятельностью с её базовымикомпонентами: информационным (знания о физической культуре), операциональным(способы самостоятельной деятельности) и мотивационно-процессуальным(физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета,придания ей личностно значимого смысла, содержание рабочей программыпредставляется системой модулей, которые входят структурными компонентами враздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают всебя содержание базовых видов спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние видыспорта (на примере лыжной подготовки), спортивные игры, плавание. Данные модулив своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую
подготовленность учащихся, освоение ими технических действий ифизических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта.
Вариативные модули объединены врабочей программе модулем «Спорт», содержание которого разрабатываетсяобразовательной организацией на основе Примерных модульных программ пофизической культуре для общеобразовательных организаций, рекомендуемыхМинистерством просвещения Российской Федерации. Основной содержательнойнаправленностью вариативных модулей является подготовка учащихся к выполнениюнормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО,активное вовлечение их в соревновательную деятельность.
Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного региона илиобразовательной организации, модуль «Спорт» может разрабатываться учителямифизической культуры на основе содержания базовой физической подготовки,национальных видов спорта, современных оздоровительных систем. В настоящейрабочей программе в помощь учителям физической культуры в рамках данногомодуля, представлено примерное содержание «Базовой физической подготовки».
В программе предусмотрен раздел «Универсальные учебные действия»,в котором раскрывается вклад предмета в формирование познавательных,коммуникативных и регулятивных действий, соответствующих возможностям иособенностям школьников данного возраста. Личностные достижения непосредственносвязаны с конкретным содержанием учебного предмета и представлены по мере егораскрытия.
Содержание рабочей программы, раскрытие личностных иметапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность восвоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи учебных предметовосновной школы и подчёркивают её значение для формирования готовности учащихсяк дальнейшему образованию в системе среднего полного или среднегопрофессионального образования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знания о физической культуре. Физическая культура в основной школе: задачи, содержание и формыорганизации занятий. Система дополнительного обучения физической культуре;организация спортивной работы в общеобразовательной школе.
Физическая культура и здоровый образ жизни: характеристикаосновных форм занятий физической культурой, их связь с укреплением здоровья,организацией отдыха и досуга. Исторические сведения об Олимпийских играх Древней Греции,характеристика их содержания и правил спортивной борьбы. Расцвет и завершениеистории Олимпийских игр древности.
Способы самостоятельной деятельности. Режим дня и его значение для учащихся школы, связь с умственнойработоспособностью. Составление индивидуального режима дня; определениеосновных индивидуальных видов деятельности, их временных диапазонов ипоследовательности в выполнении Физическое развитие человека, его показатели и способы измерения.Осанка как показатель физического развития, правила предупреждения её нарушенийв условиях учебной и бытовой деятельности. Способы измерения и оцениванияосанки. Составление комплексов физических упражнений с коррекционнойнаправленностью и правил их самостоятельного проведения.
Проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями наоткрытых площадках и в домашних условиях; подготовка мест занятий, выбор одеждыи обуви; предупреждение травматизма. Оценивание состояния организма в покое и после физической нагрузкив процессе самостоятельных занятий физической культуры и спортом.
Составление дневника физической культуры.
Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Роль изначение физкультурно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни современногочеловека. Упражнения утренней зарядки и физкультминуток, дыхательной изрительной гимнастики в процессе учебных занятий; закаливающие процедуры послезанятий утренней зарядкой.
Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов; развитиекоординации; формирование телосложения с использованием внешних отягощений.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Роль и значениеспортивно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни современногочеловека.
Модуль «Гимнастика». Кувыркивперёд и назад в группировке; кувырки вперёд ноги «скрестно»; кувырки назад изстойки на лопатках (мальчики). Опорные прыжки через гимнастического козла ногиврозь (мальчики); опорные прыжки на гимнастического козла с последующимспрыгиванием (девочки).
Упражнения на низком гимнастическом бревне: передвижение ходьбой споворотами кругом и на 90°, лёгкие подпрыгивания; подпрыгивания толчком двумяногами; передвижение приставным шагом (девочки). Упражнения на гимнастическойлестнице: перелезание приставным шагом правым и левым боком; лазаньеразноимённым способом по диагонали и одноимённым способом вверх. Расхождениена гимнастической скамейке правым и левым боком способом «удерживая за плечи».
Модуль «Лёгкая атлетика». Бегна длинные дистанции с равномерной скоростью передвижения с высокого старта;бег на короткие дистанции с максимальной скоростью передвижения. Прыжки в длинус разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту с прямого разбега.
Метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень; метаниемалого мяча на дальность с трёх шагов разбега.
Модуль «Зимние виды спорта». Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом; повороты налыжах переступанием на месте и в движении по учебной дистанции; подъём попологому склону способом «лесенка» и спуск в основной стойке; преодолениенебольших бугров и впадин при спуске с пологого склона.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Передачамяча двумя руками от груди, на месте и в движении; ведение мяча на месте и вдвижении «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; бросок мяча в корзину двумяруками от груди с места; ранее разученные технические действия с мячом.
Волейбол. Прямаянижняя подача мяча; приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху на местеи в движении; ранее разученные технические действия с мячом.
Футбол. Удар понеподвижному мячу внутренней стороной стопы с небольшого разбега; остановкакатящегося мяча способом «наступания»; ведение мяча «по прямой», «по кругу» и«змейкой»; обводка мячом ориентиров (конусов).
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических иакробатических упражнений, упражнений лёгкой атлетики и зимних видов спорта,технических действий спортивных игр.
Модуль «Спорт». Физическаяподготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с
использованием средств базовой физической подготовки, видов спортаи оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта,культурно-этнических игр.
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Готовность проявлять интерес к истории и развитию физическойкультуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихсяотечественных спортсменов-олимпийцев;
готовность отстаивать символы РоссийскойФедерации во время спортивных соревнований, уважать традиции и принципысовременных Олимпийских игр и олимпийского движения;
готовность ориентироваться на моральныеценности и нормы межличностного взаимодействия при организации, планировании ипроведении совместных занятий физической культурой и спортом, оздоровительныхмероприятий в условиях активного отдыха и досуга;
готовность оценивать своё поведение ипоступки во время проведения совместных занятий физической культурой, участия вспортивных мероприятиях и соревнованиях;
готовность оказывать первую медицинскуюпомощь при травмах и ушибах, соблюдать правила техники безопасности во времясовместных занятий физической культурой и спортом;
стремление к физическомусовершенствованию, формированию культуры движения и
телосложения, самовыражению в избранном виде спорта;
готовность организовывать и проводитьзанятия физической культурой и спортом на основе научных представлений озакономерностях физического развития и физической подготовленности с учётомсамостоятельных наблюдений за изменением их показателей;
осознание здоровья как базовой ценностичеловека, признание объективной необходимости в его укреплении и длительномсохранении посредством занятий физической культурой и спортом; осознание необходимости ведения здорового образа жизни каксредства профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое,психическое и социальное здоровье человека;
способность адаптироваться к стрессовымситуациям, осуществлять профилактические мероприятия по регулированиюэмоциональных напряжений, активному восстановлению организма после значительныхумственных и физических нагрузок;
готовность соблюдать правила безопасностиво время занятий физической культурой и спортом, проводить гигиенические ипрофилактические мероприятия по организации мест занятий, выбору спортивногоинвентаря и оборудования, спортивной одежды;
готовность соблюдать правила и требованияк организации бивуака во время туристских походов, противостоять действиям ипоступкам, приносящим вред окружающей среде;
освоение опыта взаимодействия сосверстниками, форм общения и поведения при выполнении учебных заданий на урокахфизической культуры, игровой и соревновательной деятельности; повышение компетентности в организации самостоятельных занятийфизической культурой, планировании их содержания и направленности в зависимостиот индивидуальных интересов и потребностей;
формирование представлений об основныхпонятиях и терминах физического воспитания и спортивной тренировки, уменийруководствоваться ими в познавательной и практической
деятельности, общении со сверстниками, публичных выступлениях идискуссиях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия:
проводить сравнение соревновательныхупражнений Олимпийских игр древности и современных Олимпийских игр, выявлять ихобщность и различия;
осмысливать Олимпийскую хартию какосновополагающий документ современного олимпийского движения, приводить примерыеё гуманистическойнаправленности; анализироватьвлияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительныхкачеств личности, устанавливать возможность профилактики вредных привычек;
характеризовать туристские походы какформу активного отдыха, выявлять их целевое предназначение в сохранении иукреплении здоровья; руководствоваться требованиями техники безопасности вовремя передвижения по маршруту и организации бивуака;
устанавливать причинно-следственную связьмежду планированием режима дня и изменениями показателей работоспособности;
устанавливать связь негативного влияниянарушения осанки на состояние здоровья и выявлять причины нарушений, измерятьиндивидуальную форму и составлять комплексы упражнений по профилактике икоррекции выявляемых нарушений;
устанавливать причинно-следственную связьмежду уровнем развития физических качеств, состоянием здоровья ифункциональными возможностями основных систем организма;
устанавливать причинно-следственную связьмежду качеством владения техникой физического упражнения и возможностьювозникновения травм и ушибов во время самостоятельных занятий физическойкультурой и спортом;
устанавливать причинно-следственную связьмежду подготовкой мест занятий на открытых площадках и правилами предупреждениятравматизма.
Универсальные коммуникативные действия:
выбирать, анализировать и систематизироватьинформацию из разных источников об образцах техники выполнения разучиваемыхупражнений, правилах планирования самостоятельных занятий физической итехнической подготовкой;
вести наблюдения за развитием физическихкачеств, сравнивать их показатели с данными возрастно-половых стандартов,составлять планы занятий на основе определённых правил и регулировать нагрузкупо частоте пульса и внешним признакам утомления;
описывать и анализировать техникуразучиваемого упражнения, выделять фазы и элементы движений, подбиратьподготовительные упражнения и планировать последовательность решения задачобучения; оценивать эффективность обучения посредством сравнения с эталоннымобразцом; наблюдать,анализировать и контролировать технику выполнения физических упражнений другимиучащимися, сравнивать её с эталонным образцом, выявлять ошибки и предлагатьспособы их устранения;
изучать и коллективно обсуждать технику«иллюстративного образца» разучиваемого упражнения, рассматривать имоделировать появление ошибок, анализировать возможные причины их появления,выяснять способы их устранения.
Универсальные учебные регулятивные действия:
составлять и выполнятьиндивидуальные комплексы физических упражнений с разной
функциональной направленностью, выявлять особенности ихвоздействия на состояние организма, развитие его резервных возможностей спомощью процедур контроля и функциональных проб; составлять и выполнятьакробатические и гимнастические комплексы упражнений, самостоятельно разучиватьсложно-координированные упражнения на спортивных снарядах;
активно взаимодействовать в условияхучебной и игровой деятельности, ориентироваться на указания учителя и правилаигры при возникновении конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своёправо и право других на ошибку, право на её совместное исправление;
разучивать и выполнятьтехнические действия в игровых видах спорта, активно взаимодействуют присовместных тактических действиях в защите и нападении, терпимо относится кошибкам игроков своей команды и команды соперников;
организовывать оказание первойпомощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическойкультурой и спортом, применять способы и приёмы помощи в зависимости от характераи признаков полученной травмы.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
выполнять требования безопасности науроках физической культуры, на самостоятельных занятиях физическимиупражнениями в условиях активного отдыха и досуга;
проводить измерение индивидуальной осанкии сравнивать её показатели со стандартами, составлять комплексы упражнений покоррекции и профилактике её нарушения, планировать их выполнение в режиме дня;
составлять дневник физической культуры ивести в нём наблюдение за показателями физического развития и физическойподготовленности, планировать содержание и регулярность проведениясамостоятельных занятий;
осуществлять профилактику утомления вовремя учебной деятельности, выполнять комплексы упражнений физкультминуток,дыхательной и зрительной гимнастики;
выполнять комплексы упражненийоздоровительной физической культуры на развитие гибкости, координации иформирование телосложения;
выполнять опорный прыжок с разбегаспособом «ноги врозь» (мальчики) и способом
«напрыгивания с последующим спрыгиванием» (девочки);
выполнять упражнения в висах и упорах нанизкой гимнастической перекладине (мальчики); в передвижениях по гимнастическомубревну ходьбой и приставным шагом с поворотами,
подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением (девочки);
передвигаться по гимнастической стенкеприставным шагом, лазать разноимённым способом вверх и по диагонали;
выполнять бег с равномерной скоростью свысокого старта по учебной дистанции;
демонстрировать технику прыжка в длину сразбега способом «согнув ноги»;
передвигаться на лыжах попеременнымдвухшажным ходом (для бесснежных районов — имитация передвижения);
демонстрировать технические действия вспортивных играх:
баскетбол (ведение мяча с равномернойскоростью в разных направлениях; приём и передача мяча двумя руками от груди сместа и в движении);
волейбол (приём и передача мяча двумяруками снизу и сверху с места и в движении, прямая нижняя подача);
футбол (ведение мяча с равномернойскоростью в разных направлениях, приём и передача мяча, удар по неподвижномумячу с небольшого разбега);
тренироваться в упражнениях общефизическойи специальной физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половыхособенностей.