МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессиональногообразования Ростовской области
Отдел образования администрации Волгодонского района
МБОУ: Лагутнинская СОШ
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО
|
УТВЕРЖДЕНО |
Заседание Методического Заместитель директора Директор
объединения по УВР
___________Прутко Н.И..
|
__________Плешакова А.В. |
___________Мокроусова О.В. |
Протокол № 1 |
Протокол № 1 |
Приказ № 213 |
от 2508. 2022 г. |
от 2908.2022г. |
от 2908.2022г. |
РАБОЧАЯПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
для 7класса основного общего образования
на2022-2023 учебный год
Составитель:Шевченко Татьяна Петровна
учительматематики
х. Лагутники
2022
Пояснительнаязаписка
Рабочая программаданного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
· Федерального законаот 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
· приказа Минпросвещенияот 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта основного общего образования»;
· Методических рекомендацийпо использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственныхсимволов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от15.04.2022 № СК-295/06;
· Методических рекомендацийпо уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основныхобщеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленныхписьмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
· Стратегии развитиявоспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжениемПравительства от 29.05.2015 № 996-р;
· СП 2.4.3648-20;
· СанПиН 1.2.3685-21;
· основной образовательной программы ООО МБОУ: Лагутнинская СОШ, утвержденной приказом от 29.08.2022 № 213
Цель курса: формирование взглядов школьников наоснове национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность,историческое просвещение, нравственность, экология.
Место курсав плане внеурочной деятельности МБОУ: Лагутнинская СОШ: учебный курс предназначен для обучающихся 7класса; рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год.
Содержаниекурса внеурочной деятельности
Содержаниекурса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок,в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству.Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционнымпраздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственныхдеятелей и деятелей культуры:
1. День знаний
2. Наша страна – Россия
3. 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского
4. День музыки
5. День пожилого человека
6. День учителя
7. День отца
8. Международный день школьных библиотек
9. День народного единства
10.Мы разные, мывместе
11.День матери
12.Символы России
13.Волонтеры
14.День Героев Отечества
15.День Конституции
16.Тема Новогогода. Семейные праздники и мечты
17.Рождество
18.День снятия блокадыЛенинграда
19.160 летсо дня рождения К.С. Станиславского
20.День российскойнауки
21.Россия и мир
22.День защитникаОтечества
23.Международныйженский день
24.110 летсо дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова
25.День воссоединенияКрыма с Россией
26.Всемирный деньтеатра
27.День космонавтики.Мы – первые!
28.Памятьо геноциде советского народа нацистами и их пособниками
29.День Земли
30.День Труда
31.День Победы. Бессмертныйполк
32.День детских общественныхорганизаций
33.Россия – странавозможностей
Планируемыерезультаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностныерезультаты:
· готовность к выполнениюобязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законныхинтересов других людей;
· активное участиев жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
· неприятие любыхформ экстремизма, дискриминации;
· понимание ролиразличных социальных институтов в жизни человека;
· представление обосновных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилахмежличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
· представление оспособах противодействия коррупции;
· готовность к разнообразнойсовместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участиев школьном самоуправлении;
· готовность к участиюв гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
· осознание российскойгражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлениеинтереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своегокрая, народов России;
· ценностное отношениек достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевымподвигам и трудовым достижениям народа;
· уважение к символамРоссии, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,традициям разных народов, проживающих в родной стране;
· ориентация на моральныеценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
· готовность оцениватьсвое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственныхи правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
· активное неприятиеасоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуальногои общественного пространства.
· ориентация на применениезнаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающейсреды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
· повышение уровняэкологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем ипутей их решения;
· активное неприятиедействий, приносящих вред окружающей среде;
· осознание своейроли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологическойи социальной сред;
· готовность к участиюв практической деятельности экологической направленности.
Метапредметныерезультаты:
1. Овладение универсальнымиучебными познавательными действиями:
1) базовые логическиедействия:
· выявлять и характеризоватьсущественные признаки объектов (явлений);
· устанавливать существенныйпризнак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимогоанализа;
· с учетом предложеннойзадачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных инаблюдениях;
· предлагать критериидля выявления закономерностей и противоречий;
· выявлять дефицитыинформации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
· выявлять причинно-следственныесвязи при изучении явлений и процессов;
· делать выводы сиспользованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,формулировать гипотезы о взаимосвязях;
· самостоятельновыбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательскиедействия:
· использовать вопросыкак исследовательский инструмент познания;
· формулировать вопросы,фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельноустанавливать искомое и данное;
· формировать гипотезуоб истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,мнение;
· проводить по самостоятельносоставленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлениюособенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектовмежду собой;
· оценивать на применимостьи достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
· самостоятельноформулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта,исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
· прогнозироватьвозможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичныхили сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях иконтекстах;
3) работа с информацией:
· применять различныеметоды, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источниковс учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
· выбирать, анализировать,систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
· находить сходныеаргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различныхинформационных источниках;
· самостоятельновыбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачинесложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
· оценивать надежностьинформации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированнымсамостоятельно;
· эффективно запоминатьи систематизировать информацию.
Овладениесистемой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированностькогнитивных навыков у обучающихся.
1. Овладение универсальнымиучебными коммуникативными действиями:
1) общение:
· воспринимать иформулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
· выражать себя(свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
· распознавать невербальныесредства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылкиконфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
· понимать намерениядругих, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулироватьсвои возражения;
· в ходе диалогаи (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
· сопоставлять своисуждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходствопозиций;
· публично представлятьрезультаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
· самостоятельновыбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудиториии в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративныхматериалов;
2) совместная деятельность:
· понимать и использоватьпреимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решениипоставленной задачи;
· принимать цельсовместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределятьроли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
· уметь обобщатьмнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
· планировать организациюсовместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всехучастников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвоватьв групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
· выполнять своючасть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координироватьсвои действия с другими членами команды;
· оценивать качествосвоего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участникамивзаимодействия;
· сравнивать результатыс исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделятьсферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Овладениесистемой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированностьсоциальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
1. Овладение универсальнымиучебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
· выявлять проблемыдля решения в жизненных и учебных ситуациях;
· ориентироватьсяв различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,принятие решений группой);
· самостоятельносоставлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебнойзадачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемыеварианты решений;
· составлять пландействий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенныйалгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
· делать выбор ибрать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
· владеть способамисамоконтроля, самомотивации и рефлексии;
· давать адекватнуюоценку ситуации и предлагать план ее изменения;
· учитывать контексти предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптироватьрешение к меняющимся обстоятельствам;
· объяснять причиныдостижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенномуопыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
· вносить коррективыв деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленныхошибок, возникших трудностей;
· оценивать соответствиерезультата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
· различать, называтьи управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
· выявлять и анализироватьпричины эмоций;
· ставить себя наместо другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
· регулировать способ выраженияэмоций;
4) принятие себя идругих:
· осознанно относитьсяк другому человеку, его мнению;
· признавать своеправо на ошибку и такое же право другого;
· принимать себяи других, не осуждая;
· открытость себе и другим;
· осознавать невозможностьконтролировать все вокруг.
Овладениесистемой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловыхустановок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управлениясобой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Сформировано представление:
· о политическомустройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, оего важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
· символах государства— Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в которомнаходится образовательное учреждение;
· институтах гражданскогообщества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностяхгражданина России;
· народах России,об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных герояхи важнейших событиях истории России и ее народов;
· религиозной картинемира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории икультуре нашей страны;
· возможном негативномвлиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионныхпередач, рекламы;
· нравственных основахучебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека иобщества;
· роли знаний, науки,современного производства в жизни человека и общества;
· единстве и взаимовлиянииразличных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического(здоровья семьи и школьного коллектива);
· влиянии нравственностичеловека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физическойкрасоте человека;
· важности физическойкультуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
· активной роли человекав природе.
Сформировано ценностноеотношение:
· к русскому языкукак государственному, языку межнационального общения; своему национальному языкуи культуре;
· семье и семейным традициям;
· учебе, труду и творчеству;
· своему здоровью,здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
· природе и всемформам жизни.
Сформирован интерес:
· к чтению, произведениямискусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
· общественным явлениям,понимать активную роль человека в обществе;
· государственнымпраздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
· природе, природнымявлениям и формам жизни;
· художественному творчеству.
Сформированы умения:
· устанавливать дружескиевзаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
· проявлять бережное,гуманное отношение ко всему живому;
· соблюдать общепринятыенормы поведения в обществе;
· распознавать асоциальныепоступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальнымпоступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Тематическоепланирование, 7 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Форма проведения занятия |
Количество часов, отводимых на освоение темы |
ЦОР/ЭОР |
Сентябрь |
||||
1 |
День знаний. Зачем учиться? |
Интеллектуальный марафон |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
2 |
Родина, души моей родинка |
Работа с интерактивной картой |
1 |
|
3 |
Земля – это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… |
Интерактивная звездная карта |
1 |
|
4 |
Моя музыка |
Музыкальный конкурс талантов |
1 |
|
Октябрь |
||||
5 |
С любовью в сердце: достойная жизнь людей старшего поколения в наших руках |
Социальная реклама |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
6 |
Ежедневный подвиг учителя |
Мини-сочинение |
1 |
|
7 |
Отец-родоначальник |
Фотоистории |
1 |
|
8 |
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома |
Групповая дискуссия |
1 |
|
Ноябрь |
||||
9 |
Мы – одна страна! |
Работа с интерактивной картой |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1158 |
10 |
Языки и культура народов России: единство в разнообразии |
Работа с интерактивной картой |
1 |
|
11 |
О, руки наших матерей |
Конкурс стихов, конкурс чтецов |
1 |
|
12 |
Герб страны как предмет нашей гордости |
Экспертное интервью |
1 |
|
Декабрь |
||||
13 |
Жить – значит действовать |
Проблемная дискуссия |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
14 |
Герои мирной жизни |
Встреча с героями нашего времени |
1 |
|
15 |
«Величественны и просты слова единого Закона всей Отчизны, дарующего главные права: работать, радоваться жизни» |
Эвристическая беседа |
1 |
|
16 |
Зачем мечтать? |
Групповое обсуждение |
1 |
|
Январь |
||||
17 |
«Дарит искры волшебства светлый праздник Рождества…» |
Музыкальная гостиная |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
18 |
«…осталась одна Таня» |
Работа с дневником героя |
1 |
|
19 |
К.С. Станиславский и погружение в волшебный мир театра |
Чтение по ролям |
1 |
|
20 |
«Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать…» |
Интеллектуальный марафон
|
1 |
|
Февраль |
||||
21 |
Россия в мире |
Работа с интерактивной картой |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
22 |
На страже Родины |
Литературная гостиная: рассказы о войне |
1 |
|
23 |
«Я знаю, что все женщины прекрасны…» |
Конкурс стихов о женщинах |
1 |
|
24 |
Гимн России |
Работа с газетными и интернет-публикациями |
1 |
|
Март |
||||
25 |
Путешествие по Крыму |
Виртуальная экскурсия |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
26 |
Искусство и псевдоискусство |
Творческая лаборатория |
1 |
|
27 |
Новость слышала планета: «Русский парень полетел» |
Работа с биографией |
1 |
|
Апрель |
||||
28 |
Надо ли вспоминать прошлое? |
Проблемная дискуссия |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
29 |
«Зеленые» привычки»: сохраним планету для будущих поколений |
Фестиваль идей |
1 |
|
30 |
Праздник Первомай |
Встреча с людьми разных профессий |
1 |
|
31 |
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» |
Литературная гостиная |
1 |
|
Май |
||||
32 |
День детских общественных организаций |
Работа с видеоматериалами |
1 |
school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
33 |
Перед нами все двери открыты |
Творческий флешмоб |
1 |
Календарно- тематическое планирование, 7 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов, отводимых на освоение темы |
Дата проведения занятия |
Сентябрь |
|
||
1 |
День знаний. Зачем учиться? |
1 |
05.09 |
2 |
Родина, души моей родинка |
1 |
12.09 |
3 |
Земля – это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… |
1 |
19.09 |
4 |
Моя музыка |
1 |
26.09 |
Октябрь |
|||
5 |
С любовью в сердце: достойная жизнь людей старшего поколения в наших руках |
1 |
03.10 |
6 |
Ежедневный подвиг учителя |
1 |
10.10 |
7 |
Отец-родоначальник |
1 |
17.10 |
8 |
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома |
1 |
24.10 |
Ноябрь |
|||
9 |
Мы – одна страна! |
1 |
07.11 |
10 |
Языки и культура народов России: единство в разнообразии |
1 |
14.11 |
11 |
О, руки наших матерей |
1 |
21.11 |
12 |
Герб страны как предмет нашей гордости |
1 |
28.11 |
Декабрь |
|||
13 |
Жить – значит действовать |
1 |
05.12 |
14 |
Герои мирной жизни |
1 |
12.12 |
15 |
«Величественны и просты слова единого Закона всей Отчизны, дарующего главные права: работать, радоваться жизни» |
1 |
19.12 |
16 |
Зачем мечтать? |
1 |
26.12 |
Январь |
|||
17 |
«Дарит искры волшебства светлый праздник Рождества…» |
1 |
09.01 |
18 |
«…осталась одна Таня» |
1 |
16.01 |
19 |
К.С. Станиславский и погружение в волшебный мир театра |
1 |
23.01 |
20 |
«Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать…» |
1 |
23.01 |
Февраль |
|||
21 |
Россия в мире |
1 |
06.02 |
22 |
На страже Родины |
1 |
13.02 |
23 |
«Я знаю, что все женщины прекрасны…» |
1 |
20.02 |
24 |
Гимн России |
1 |
27.02 |
Март |
|||
25 |
Путешествие по Крыму |
1 |
06.03 |
26 |
Искусство и псевдоискусство |
1 |
13.03 |
27 |
Новость слышала планета: «Русский парень полетел» |
1 |
20.03 |
Апрель |
|||
28 |
Надо ли вспоминать прошлое? |
1 |
03.04 |
29 |
«Зеленые» привычки»: сохраним планету для будущих поколений |
1 |
10.04 |
30 |
Праздник Первомай |
1 |
17.04 |
31 |
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» |
1 |
24.04 |
Май |
|||
32 |
День детских общественных организаций |
1 |
15.05 |
33 |
Перед нами все двери открыты |
1 |
22.05 |