Любовниковская начальнаяобщеобразовательная школа – детский сад
филиал МОУ «Елатомская средняяобщеобразовательная школа»
Рабочая программа внеурочнойдеятельности
для обучающихся с РАС и умственнойотсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«В мире игр»
спортивно – оздоровительногонаправления
вариант 8.4, вариант 2
для обучающихся дополнительного1В класса, 5Г класса
Возраст детей:7 — 20 лет
Срок реализации: 1 год
Руководитель:Нетяга Е.Ф.
2022г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочаяпрограмма внеурочной деятельности «В мире игр» (спортивно – оздоровительноенаправление) 5Г, 1В класса направлена на создание воспитывающей среды,обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных, коррекционно -развивающих интересов обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), с РАС(вариант 8.4).
Нормативно-правовуюбазу разработкирабочей программы «В мире игр» (спортивно-оздоровительное направление) составляют:
-Федеральный закон Российской Федерации «Об образованиив Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
— Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:
• Декларация прав ребенка от20 ноября 1959 г.;
• Декларация о правахинвалидов от 9 ноября 1971 г.;
• Декларация о правахумственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г.;
• Конвенция о правах ребенкаот 20 ноября 1989г.;
— Федеральныйгосударственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальныминарушениями (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
— Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР(вариант 2),РАС(вариант8.4).
Цель программы: формирование,сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
Обучающие:
— формироватьдвигательные умения и навыки;
— формироватьпредставления о собственном теле;
— обучать использованиюнавыков личной гигиены для поддержания здоровья;
— обучать подвижным имузыкальным играм.
Воспитывающие:
— воспитыватьсамостоятельность, инициативность;
— воспитывать потребностьв физических упражнениях.
Коррекционно– развивающие:
— развивать точностьдвижений;
— развивать концентрированность и устойчивость внимания;
— совершенствоватьсенсомоторику.
Основныеформы и методы организации внеурочной деятельности:
адекватныевозрастным возможностям младшего школьника с умственной отсталостью: игры, беседы,спортивные мероприятия, конкурсы.
Принадлежность программы к внеурочной деятельности определяет ее режимпроведения, а именно, все занятия по внеурочной деятельности проводятся послевсех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациямСанПиН, т.е. 30 минут.
Даннаяпрограмма рассчитана на один год обучения детей.
Всего 102 часа (3 часа в неделю во внеурочное время).
2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ ИГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ(ИН).
В 5Гклассе обучаются дети с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью имножественными нарушениями развития, для которых характерно интеллектуальное ипсихофизическое недоразвитие в сочетании с локальными и системными нарушениямиречи, эмоционально-волевой сферы.
Обучающиесяхарактеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующимосвоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психическихфункций, памяти и мышления, у них отмечается своеобразное нарушение всехструктурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического играмматического. Небольшая часть детей из класса владеет элементарной речью:могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненномдействии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями илифразой. Речь носит формальный характер и не направлена на решение задачсоциальной коммуникации. Часть детей осуществляет коммуникацию при помощи жестов«Макатон», отдельных слогов и стереотипного набора слогов. Внимание уобучающихся отличается низким уровнем продуктивности из-за быстройистощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Психофизическое недоразвитиехарактеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняетформирование физических действий: бег, прыжки, отмечается замедленный темп,рассогласованность, неловкость движений.
Психолого-педагогическаяхарактеристика обучающихся с РАС
В 1В классеобучается 1 ребенок с РАС, у которого наблюдается значительная психическаянезрелость, быстрая утомляемость, возбудимость, зависимость даже от легкогофизического недомогания. Фиксирует взгляд на говорящем несколько секунд. В игровую деятельностьвключается не всегда, только в спокойном состоянии. Играет с предложеннымматериалом( с игрушками, кубиками, куклой).
Заинтересованность в учебном процессе у ребенка бывает очень разной: от полногоотказа от выполнения задания до быстрого вовлечения в процесс занятия ивыполнения конкретных заданий. Наблюдается вокализация, неадекватный смех,может громко закричать и топнуть ногой, когда не получает желаемого.
У ребенкас РАС при общении отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех,присутствует однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движения(вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев).
3.ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД)
Задачами реализациипрограммы являются:
1.Формирование учебного поведения:
-поддержание правильной позы на занятии;
-направленность взгляда:
-на говорящего взрослого;
-принятие помощи взрослого;
-умение выполнять действия с предметами:
•выполнять действие способом рука в руке;
•по подражанию;
•по образцу.
2.Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
-выполнение задания полностью (от начала до конца) ;
-в течение определенного временного промежутка;
-выполнение задания с заданными качественными параметрами.
-умение самостоятельно переходить от одного задания к другому.
4. МОНИТОРИНГ БАЗОВЫХУЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Оценивание БУД осуществляется с применением бальнойсистемы оценивания:
0 баллов– действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается впроцесс выполнения вместе с учителем;
1 балл– смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действиетолько по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказаниепомощи;
2 балла– преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуацияхспособен выполнить его самостоятельно;
3 балла– способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередкодопускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла– способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов– самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Выявлениеуровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности,позволяет судить об уровне развития психических процессов их обеспечивающих,т.е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельностипозволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержаниеиндивидуальной программы курса.
5.ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Вмире игр» спортивно – оздоровительного направления
Ожидаемыерезультаты:
— развитие жизненных навыков детей,позволяющих достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненныхзадач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерноерасширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
— социально-эмоциональное участие впроцессе общения и совместной деятельности;
— формированиеуважительного отношения к окружающим;
— развитие навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных видах игровой деятельности.
Форма представлениярезультатов
Наиболее рациональным способомпредставления результатов является подведение итогов каждого изучаемого разделав игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Подобная организация учета знаний и уменийдля контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельностибудет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждогообучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командномсотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участникомдеятельности.
