РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Дружим с математикой»
на 2021/2022 учебный год
Санкт-Петербург
2021г.
Пояснительная записка
В условиях реализации ФГОС НОО содержание внеурочнойдеятельности определяют следующие документы:
· Национальнаяобразовательная инициатива «Наша новая школа»;
· ФедеральныйЗакон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральныйгосударственный образовательный стандарт начального общего образования,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 № 373;
· Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
· ПриказМинистерства образования и науки РФ № 1241 от 26.10.2010 года «О внесенииизменений в федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года№ 373»;
· ПриказМинобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений вфедеральной государственный образовательный стандарт начального общегообразования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 6 октября 2009г. №373»;
· ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «Овнесении изменений в приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действиефедерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования» (начало действия документа 21.02.2015г.).
· Санитарно- гигиенические требованиия к условиям обучения в образовательных учреждениях(Санитарно – гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10),утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189);
· Распоряжением Комитета по образованию от 12.04.2021 № 1013-р«О формировании календарного учебного графика образовательных учрежденийСанкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в2021/2022 учебном году»;
· Распоряжением Комитета по образованию от 21.04.2021 № 1011-р«О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга,реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;
· Инструктивно-методическоеписьмо «Об организации работы образовательных организаций Санкт-Петербурга,реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основногообщего и среднего общего образования, обеспечивающие углубленное изучениеучебных предметов, предметных областей» от 02.06.2015 №03-20- 2216/15-00
· ПисьмоМинистерства образования и науки от 18.08.2017 № 09–1672 « О направленииМетодических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочнойдеятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в томчисле в части проектной деятельности»
· Инструктивно-методическоеписьмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС начальногообщего и основного общего образования, в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-003
· Концепциядуховно-нравственного развития и воспитания гражданина России. — М.:Просвещение, 2010;
· Концепциявоспитания юных петербуржцев па 2020-2025 годы «Петербургские перспективы» (врамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской
Федерациина период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от
29.05.20156-P) Санкт-Петербург,
· УставГБОУ школа № … Пушкинского района Санкт-Петербурга;
· Программаразвития ГБОУ школа № … Пушкинского района Санкт-Петербурга;
Рабочая программа курса «Дружим с математикой»составлена в соответствии стребованиями ФГОС начального образования на основе авторской программы курса «Развитиепознавательных способностей», О.А. Холодовой, лауреата конкурса ГрантМосквы в области науки и технологии в сфере образования), / М.: РОСТ, 2013 г./, учебно-методическогокомплекса курса «Развитие познавательных способностей»:
· О.Холодова Юным умникам иумницам (информатика, логика, математика). Рабочие тетради в 2-х частях. — М.:РОСТ , 2018.
· О.Холодова Юным умникам иумницам (информатика, логика, математика). 2 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: РОСТ книга, 2017
Цели и задачи внеурочнойдеятельности
Цели внеурочной деятельности на ступени начальногообщего образования:
· формированиеинтеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализомситуации, сопоставлением данных;
Задачи внеурочной деятельности учащихся:
развитие познавательной активности и самостоятельностиучащихся;
· формированиеспособностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшиезакономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
· формированиепространственных представлений и пространственного воображения;
· привлечениеучащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные и метапредметные результатыосвоения программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»
Личностные результаты :
· развитиелюбознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданийпроблемного и эвристического характера;
· развитиевнимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолеватьтрудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
· воспитаниечувства справедливости, ответственности;
· развитиесамостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметныерезультаты :
· Сравниватьразныеприемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретногозадания.
· Моделироватьвпроцессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использоватьего в ходе самостоятельной работы.
· Применятьизученныеспособы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовымиголоволомками.
· Анализироватьправилаигры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
· Включатьсявгрупповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,высказывать собственное мнение и аргументировать его.
· Выполнятьпробноеучебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробномдействии.
· Аргументироватьсвоюпозицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критериидля обоснования своего суждения.
· Сопоставлятьполученный(промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Контролироватьсвоюдеятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметныерезультаты :
· Названияи последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних граняхвыпавших кубиков.
· Числаот 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
· Сложениеи вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующиеслучаи вычитания.
· Числовыеголоволомки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилосьзаданное число и др. Поиск нескольких решений.
· Восстановлениепримеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметическихдействий: отгадывание задуманных чисел.
· Заполнениечисловых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
· Числаот 1 до 100.
· Числа-великаны.Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справаналево.
· Поиски чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня идр.).
· Занимательныезадания с римскими цифрами.
· Время.Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
·
Содержание курса внеурочнойдеятельности с указанием форм организации и видовдеятельности
Содержаниепрограммы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»
1. Числа.Арифметические действия. Величины
· Названияи последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних граняхвыпавших кубиков.
· Числаот 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
· Сложениеи вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел исоответствующие случаи вычитания.
· Числовыеголоволомки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилосьзаданное число и др. Поиск нескольких решений.
· Восстановлениепримеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнениеарифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
· Заполнениечисловых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
· Числаот 1 до 100.
· Числа-великаны(миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слеванаправо и справа налево.
· Поиски чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня идр.).
· Занимательныезадания с римскими цифрами.
· Время.Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
2. Мирзанимательных задач
· Задачи,допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректнымиданными, с избыточным составом условия.
· Последовательность«шагов» (алгоритм) решения задачи.
· Задачи,имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
· Ориентировкав тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или втаблице, для ответа на заданные вопросы.
· Старинныезадачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задачи заданий.
· Нестандартныезадачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций,описанных в задачах.
· Задачи,решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
· Задачии задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценкаготовых решений задачи, выбор верных решений.
· Задачина доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи:СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решениеолимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способарешения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения
3. Геометрическаямозаика
· Пространственныепредставления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрутпередвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственногомаршрута (рисунка) и его описание.
· Геометрическиеузоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколькоосей симметрии.
· Расположениедеталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички).Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
· Расположениедеталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поискнескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур пособственному замыслу.
· Разрезаниеи составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
· Поискзаданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
· Решениезадач, формирующих геометрическую наблюдательность.
· Распознавание(нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента сиспользованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмныефигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар.
Общая характеристика содержания занятий
Программапредусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется нестолько математическим содержанием, сколько новизной и необычностьюматематической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться отобразца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условияхпоиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. «Дружим с математикой» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований .
Содержание занятий отвечает требованиюк организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», нетребует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач изаданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную илюбопытную информацию, интересные математические факты, способные дать просторвоображению.
Формы и виды организации внеурочнойдеятельности
В соответствии с требованиями стандарта внеурочнаядеятельность осуществляется на принципах деятельностного подхода.
Внеурочная деятельность организуется и проводится взависимости от направления деятельности: в классных кабинетах, в парках, наспортивных площадках и спортзалах, в музеях, актовом зале, кабинетеинформатики, библиотеке, и т.д.
Кадровое и методическое обеспечение соответствуеттребованиям учебного плана. Внеурочная деятельность реализуется в формах,отличных от классно – урочной.
При разработке Плана внеурочной деятельностиучитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Для реализации Плана внеурочной деятельности используютсяформы организации внеурочной деятельности в соответствии с государственнымстандартом:
·заочные путешествия
·исследования
·мини-проекты
·презентации, выставки творческих работ
·конкурсы и олимпиады
·деловые игры
Материально-техническоеобеспечение
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Мультимедийный проектор. Компьютер. |
Экранно-звуковые пособия. |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Магнитная доска. Кубики (игральные) с точками или цифрами Комплекты карточек с числами «Математический веер» Часовой циферблат с подвижными стрелками. Математические настольные игры |
Список литературы
1.ГороховскаяГ.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышлениямладших школьников // Начальная школа. № 7.
2.ТуринЮ.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000г.;
3.ЗубковЛ.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001г.:
4.Игрысо спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. —Минск :Фирма «Вуал», 1993.
5.Лавлинскова Е. Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. – М., 2006
6.СухинИ.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.
7.СухинИ.Г.Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006.
8.ТруднееВ.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1975.
Интернет-ресурсы (ЦОР)
1.httр://www.vneurоkа.ru/mathematics—образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2.httр://konkurs-kenguru.ru—российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3.http://4stupeni.ru/stady— клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4.http://www.develop-kinder.com— «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5.http://puzzle-ru.blogspot.com— головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
