X-PDF

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Дружим с математикой»

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

внеурочной деятельности

«Дружим с математикой»

 

на 2021/2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2021г.

 


Пояснительная записка

В условиях реализации ФГОС НОО содержание внеурочнойдеятельности определяют следующие документы:

·        Национальнаяобразовательная инициатива «Наша новая школа»;

·        ФедеральныйЗакон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

·        Федеральныйгосударственный образовательный стандарт начального общего образования,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 № 373;

·        Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);

·        ПриказМинистерства образования и науки РФ № 1241 от 26.10.2010 года «О внесенииизменений в федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года№ 373»;

·        ПриказМинобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений вфедеральной государственный образовательный стандарт начального общегообразования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 6 октября 2009г. №373»;

·        ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «Овнесении изменений в приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действиефедерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования» (начало действия документа ­ 21.02.2015г.).

·        Санитарно- гигиенические требованиия к условиям обучения в образовательных учреждениях(Санитарно – гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10),утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189);

·        Распоряжением Комитета по образованию от 12.04.2021 № 1013-р«О формировании календарного учебного графика образовательных учрежденийСанкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в2021/2022 учебном году»;

·        Распоряжением Комитета по образованию от 21.04.2021 № 1011-р«О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга,реализующих основные  общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;

·        Инструктивно-методическоеписьмо «Об организации работы образовательных организаций Санкт-Петербурга,реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основногообщего и среднего общего образования, обеспечивающие углубленное изучениеучебных предметов, предметных областей» от 02.06.2015 №03-20- 2216/15-00

·        ПисьмоМинистерства образования и науки от 18.08.2017 № 09–1672 « О направленииМетодических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочнойдеятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в томчисле в части проектной деятельности»

·        Инструктивно-методическоеписьмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС начальногообщего и основного общего образования, в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-003

·        Концепциядуховно-нравственного развития и воспитания гражданина России. — М.:Просвещение, 2010;

·        Концепциявоспитания юных петербуржцев па 2020-2025 годы «Петербургские перспективы» (врамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской

Федерациина период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от

29.05.20156-P) Санкт-Петербург,

·        УставГБОУ школа № … Пушкинского района  Санкт-Петербурга;

·        Программаразвития ГБОУ школа № … Пушкинского района  Санкт-Петербурга;

 

Рабочая программа курса «Дружим с математикой»составлена в соответствии стребованиями ФГОС начального образования на основе авторской программы курса «Развитиепознавательных способностей», О.А. Холодовой, лауреата конкурса ГрантМосквы в области науки и технологии в сфере образования), / М.: РОСТ, 2013 г./, учебно-методическогокомплекса курса «Развитие познавательных способностей»:

·        О.Холодова Юным умникам иумницам (информатика, логика, математика). Рабочие тетради в 2-х частях. — М.:РОСТ , 2018.

·        О.Холодова Юным умникам иумницам (информатика, логика, математика). 2 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: РОСТ книга, 2017

 

Цели и задачи внеурочнойдеятельности

Цели внеурочной деятельности на ступени начальногообщего образования:

 

·                   формированиеинтеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализомситуации, сопоставлением данных;

 

Задачи внеурочной деятельности учащихся:

развитие познавательной активности и самостоятельностиучащихся;

·                   формированиеспособностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшиезакономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

·                   формированиепространственных представлений и пространственного воображения;

·                   привлечениеучащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

 

 

Личностные и метапредметные результатыосвоения программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»

 

Личностные результаты :

·                   развитиелюбознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданийпроблемного и эвристического характера;

·                   развитиевнимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолеватьтрудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

·                   воспитаниечувства справедливости, ответственности;

·                   развитиесамостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметныерезультаты :

·                   Сравниватьразныеприемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретногозадания.

·                   Моделироватьвпроцессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использоватьего в ходе самостоятельной работы.

·                   Применятьизученныеспособы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовымиголоволомками.

·                   Анализироватьправилаигры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

·                   Включатьсявгрупповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,высказывать собственное мнение и аргументировать его.

·                   Выполнятьпробноеучебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробномдействии.

·                   Аргументироватьсвоюпозицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критериидля обоснования своего суждения.

·                   Сопоставлятьполученный(промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

·                   Контролироватьсвоюдеятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметныерезультаты :

·                    Названияи последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних граняхвыпавших кубиков.

·                   Числаот 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

·                   Сложениеи вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующиеслучаи вычитания.

·                   Числовыеголоволомки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилосьзаданное число и др. Поиск нескольких решений.

·                   Восстановлениепримеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметическихдействий: отгадывание задуманных чисел.

·                   Заполнениечисловых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

·                   Числаот 1 до 100.

·                   Числа-великаны.Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справаналево.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.2%
НЕТ
38.8%
Проголосовало: 1428

·                   Поиски чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня идр.).

·                   Занимательныезадания с римскими цифрами.

·                   Время.Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

·                    

Содержание курса внеурочнойдеятельности с указанием форм организации и видовдеятельности

 

Содержаниепрограммы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»

1.                 Числа.Арифметические действия. Величины

·                   Названияи последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних граняхвыпавших кубиков.

·                   Числаот 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

·                   Сложениеи вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел исоответствующие случаи вычитания.

·                   Числовыеголоволомки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилосьзаданное число и др. Поиск нескольких решений.

·                   Восстановлениепримеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнениеарифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

·                   Заполнениечисловых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

·                   Числаот 1 до 100.

·                   Числа-великаны(миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слеванаправо и справа налево.

·                   Поиски чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня идр.).

·                   Занимательныезадания с римскими цифрами.

·                   Время.Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

 

2.                 Мирзанимательных задач

·                   Задачи,допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректнымиданными, с избыточным составом условия.

·                   Последовательность«шагов» (алгоритм) решения задачи.

·                   Задачи,имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

·                   Ориентировкав тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или втаблице, для ответа на заданные вопросы.

·                   Старинныезадачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задачи заданий.

·                   Нестандартныезадачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций,описанных в задачах.

·                   Задачи,решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

·                   Задачии задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценкаготовых решений задачи, выбор верных решений.

·                   Задачина доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи:СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решениеолимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способарешения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения

 

3.                 Геометрическаямозаика

·                   Пространственныепредставления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрутпередвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственногомаршрута (рисунка) и его описание.

·                   Геометрическиеузоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколькоосей симметрии.

·                   Расположениедеталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички).Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

·                   Расположениедеталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поискнескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур пособственному замыслу.

·                   Разрезаниеи составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

·                   Поискзаданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

·                   Решениезадач, формирующих геометрическую наблюдательность.

·                   Распознавание(нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента сиспользованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмныефигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар.

 

Общая характеристика содержания занятий

             Программапредусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется нестолько математическим содержанием, сколько новизной и необычностьюматематической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться отобразца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условияхпоиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.  «Дружим с математикой» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований .

  Содержание занятий отвечает требованиюк организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», нетребует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач изаданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную илюбопытную информацию, интересные математические факты, способные дать просторвоображению.

 

 

Формы и виды организации внеурочнойдеятельности

 

В соответствии с требованиями стандарта внеурочнаядеятельность осуществляется на принципах деятельностного подхода.

Внеурочная деятельность организуется и проводится взависимости от направления деятельности: в классных кабинетах, в парках, наспортивных площадках и спортзалах, в музеях, актовом зале, кабинетеинформатики, библиотеке, и т.д.

Кадровое и методическое обеспечение соответствуеттребованиям учебного плана.  Внеурочная деятельность реализуется в формах,отличных от классно – урочной.

При разработке Плана внеурочной деятельностиучитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Для реализации Плана внеурочной деятельности используютсяформы организации внеурочной деятельности в соответствии с государственнымстандартом:

·заочные путешествия

·исследования

·мини-проекты

·презентации, выставки творческих работ

·конкурсы и олимпиады

·деловые игры

 

Материально-техническоеобеспечение

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Магнитная доска.

Кубики (игральные) с точками или цифрами

 Комплекты карточек с числами

 «Математический веер»

Часовой циферблат с подвижными стрелками.

Математические настольные игры

 

Список литературы

1.ГороховскаяГ.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышлениямладших школьников // Начальная школа. № 7.

2.ТуринЮ.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000г.;

 3.ЗубковЛ.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001г.:

 4.Игрысо спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. —Минск :Фирма «Вуал», 1993.

5.Лавлинскова Е. Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. – М., 2006

 6.СухинИ.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.

 7.СухинИ.Г.Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006.

 8.ТруднееВ.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1975.

 

Интернет-ресурсы (ЦОР)

1.httр://www.vneurоkа.ru/mathematics—образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2.httр://konkurs-kenguru.ru—российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3.http://4stupeni.ru/stady— клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

 4.http://www.develop-kinder.com— «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

 5.http://puzzle-ru.blogspot.com— головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.2%
НЕТ
38.8%
Проголосовало: 1428

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет