Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Имя твое Герой»
6классы
Составитель: Алдошина Екатерина Александровна
учитель русского языка илитературы
2022-2023учебный год
Пояснительнаязаписка
Настоящаяпрограмма разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральныйзакон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании»;
Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования,утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
ПисьмоМинистерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федеральногогосударственного образовательного стандарта общего образования».Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.2.2821-10Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обученияв общеобразовательных учреждениях, утверждённые постановлением главногогосударственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
Впрограмме внеурочной деятельности МБОУ Лицей №1 им. Г.С. Титова в концепциигражданско — патриотического воспитания граждан Российской Федерациисформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий,компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный вдуховных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формируется основнаяпедагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного икомпетентного гражданина России.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересахчеловека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современномэтапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданскойответственности и правового самосознания, духовности и культуры,инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации вобществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однаконаиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельностьпо формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верностисвоему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционныхобязанностей по защите интересов Родины.
Программавнеурочной деятельности «Твое имя Герой» для 5 – 6 класса относится кдуховно-нравственному направлению реализации внеурочной деятельности в рамкахФГОС.
Новизна программы
Отличительные особенности программы «Твое имя Герой» ее новизна заключаются втом, что она имеет интегрированный характер, разнообразна по содержанию,составлена с учетом интересов и возрастных особенностей обучающихся, наряду сличностной направленностью способствует организации целостного воспитательногопространства школы и социума, организации совместной деятельности.
Историческую память необходимо сохранить подрастающему поколению. Это основагражданско-патриотического воспитания. Чувство любви к Родине тоже можновоспитать, оно должно быть в крови у гражданина Российской Федерации. Огромнуюроль в этом воспитании играет Победа народа нашей страны в ВеликойОтечественной войне. Историю этой кровопролитной войны, ее битвы и ее героевдолжен знать каждый россиянин.
Актуальность программы
Патриотическоевоспитание подрастающего поколения — одно из самых актуальных задач нашеговремени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: ониимеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинатьделать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк пылкийестественный интерес ко всему происходящему в мире.
Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа.Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не толькопомнить, но и быть достойными их великого подвига.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Этиизменения требуют нового подхода в формировании патриотического игражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не толькосовременно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которыесамостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя ихвозможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой роднойкрай, способные защищать Отчизну.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкетыдетей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник– гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободносамоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространствена основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций,опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитиюличности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Думаю, что данная программа поможет привить детям чувство патриотизма, уважениек историческому прошлому страны, научит их отвечать за свои поступки, с любовьюотноситься к природе своей Родины и ценить памятники культуры.
Данная программанаправлена на достижение следующих целей:
˗ возрождениенационального самосознания;
˗ развитиеличности воспитанника;
˗ сохранениеи укрепление духовно-нравственных ценностей;
˗ идейпреемственности поколений и исторической памяти.
Задачи:
Образовательныезадачи:
˗ ознакомление систорией малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
˗ овладениеначальными навыками исследовательской работы; овладение навыками работы на ПК.
Воспитательныезадачи:
˗ развитиегражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
˗ воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
˗ воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
˗ воспитаниеличности ребёнка знающего, уважающего историю и традиции своего народа;
Развивающиезадачи:
˗ развитиепознавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей длясамовыражения личности ребенка;
˗ развитиенравственного, эстетического, физического потенциала личности ребенка;
˗ стимулированиестремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению;
˗ создаватьусловия для формирования классного коллектива и развития личности в нём.
Общая характеристика
Патриотическоевоспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающейкачествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнятьгражданские обязанности в мирное и военное время.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны вобласти политики, экономики, науки, культуры и спорта, еще сохранили качестванравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплексамероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся кнастоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемомпатриотизма. В патриотическом воспитании стал полнее учитываться фактормногонационального общества: разнообразие национальных культур и их взаимноепроникновение способствуют материальному и духовному прогрессу.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование иразвитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма впроцессе воспитания и обучения в школе.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результатцеленаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начинаяс раннего возраста.
Патриотизм формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье,дошкольном учреждении, в школе. Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы всознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающейприроды, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человекумир. Школа и семья должна способствовать развитию у детей любви к Родине,начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончаягордостью за Россию. Добиться этого можно только при условии системноговоспитания, путём всестороннего воздействия на ребёнка.
Настоящая программа разработана с учетом типа и вида образовательногоучреждения, потребностей и запросов участников образовательного процесса исоздает условия для социального и культурного самоопределения, творческойсамореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественнойкультур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует болееразностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые невсегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различнымвидам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемойобществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободноевремя. Внеурочная деятельность духовно-нравственного направления способствуетвоспитанию чувства патриотизма. Данный вид деятельности позволяет детямпознакомиться и усвоить нормы бережного отношения к истории, культуре, природеродного края. Без любви к своей малой Родине не может быть любви к своейстране.
Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельностидуховно-нравственного направления учащихся основной ступени общего образования.Реализация программы происходит в течение одного учебного года.
Описание местапрограммы в плане внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по курсу «Твоеимя Герой» рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся1 раз в неделю по 1 часу в течение учебного года.
Основнойформой работы с учащимися является индивидуальные или групповые занятия.Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеке, в музее, на пришкольномучастке, в парке. Духовно-нравственная деятельность включает проведениеэкскурсий, олимпиад, соревнований; предусматривает поиск необходимойнедостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронныхносителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть ивзрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Припроведении занятий по внеурочной деятельности появляется возможность дляреализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Твое имяГерой» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения,русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительногоискусства, технологии и физической культуры.
Ожидаемыерезультаты.
Личностныерезультаты:
˗ осознаниесебя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданскойидентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ееистории и культуре;
˗ осознаниесвоей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостногоотечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
˗ уважительноеотношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
˗ уважениек людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания ипринятия базовых общечеловеческих ценностей;
˗ способностьк адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующихдля своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности засвои поступки.
Метапредметныерезультаты:
˗ способностьрегулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную напознание закономерностей социальной действительности;
˗ умениеосуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
˗ освоениеправил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками всообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры т.д.).
˗ способностьиспользовать источники художественного наследия в пересказе, анализироватьтексты, пересказы, ответы товарищей;
˗ приобретениенавыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
˗ совершенствованиев умениях чтения, слушания обществоведческой литературы,историко-художественной и историко-популярной литературы.
Предметныерезультаты:
˗ усвоениепервоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роличеловека в нем;
˗ владениебазовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником),необходимым для получения дальнейшего образования;
˗ знаниенаиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
˗ Напротяжении учебного года учащиеся собирают материал о родственниках,участвовавших в ВОВ, о тружениках тыла, партизанах.
Данная программа основывается на следующих принципах:
Природосообразности –деятельностьшкольников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных исоциальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы ичеловека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у негоответственность за развитие самого себя;
Возрастосообразности –учет возрастных особенностей учащихся основной школы, поскольку на каждомвозрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решениякоторых зависит его личностное развитие;
Культуросообразности -учет общечеловеческих ценностей, ценностей и норм национальной культуры;
Коллективности –получение опыта жизни в обществе, опыта взаимодействия с окружающими;
Доступностии наглядности;
Целенаправленностии последовательности (от простого к сложному);
Диалогичности –взаимного понимания, признания и принятия;
Патриотическойнаправленности – обеспечение идентификации себя с Россией, ее культурой;
Поддержкисамоопределения воспитанника – формирование осмысленного и ответственногоотношения к себе как гражданину Российской Федерации.
Учебно-тематическийплан
№ |
Тема , содержание занятия |
Кол-во часов |
Теория и практика |
|
1 |
Когда-то была война… Вводное занятие |
1 |
Теория |
|
2 |
Дети на войне. Пионеры герои. Леня Голиков |
1 |
Теория |
|
3 |
Дети на войне. Пионеры герои |
1 |
Теория |
|
4 |
Дети на войне. Пионеры герои |
1 |
Теория |
|
5 |
Дети на войне. Пионеры герои |
1 |
Теория |
|
6 |
Дети на войне. Пионеры герои |
1 |
Теория |
|
7 |
Мини-сочинение о пионерах-героях. |
1 |
Практика |
|
8 |
Читаем о герое. В. Богомолов «Иван» |
|
Теория |
|
9 |
Взрослые не по годам. Дети, заменившие взрослых в тылу. |
1 |
Теория |
|
10 |
Читаем о герое. П. Вишнев «Юнги» |
|
Теория |
|
11 |
Город-герой Москва. |
1 Представленная информация была полезной? ДА 59.24% НЕТ 40.76% Проголосовало: 1126 |
Практика |
|
12 |
Битва за Москву. Подвиг Панфиловцев. |
1 |
Теория |
|
13 |
Читаем о герое. Л. Воронкова «Девочка из города» |
|
Теория |
|
14 |
Битва за Москву. Восемь героев, не сдавших войну. https://foma.ru/8-geroev-ne-sdavshih-moskvu.html |
1 |
Теория |
|
15 |
Читаем о герое. Домбадзе Н. «Я, бабушка, Илико и Илларион» |
|
Теория |
|
16 |
Дети герои нашего времени. Юля Король |
1 |
Теория |
|
17 |
Читаем о герое. Ильина Е. «Четвертая высота» |
|
Теория |
|
18 |
Дети герои нашего времени. А.Гусакова и Д.Федоров |
1 |
Теория |
|
19 |
Читаем о герое. Кассиль Л.» «Рассказ об отсутствующем» «У классной доски» |
|
Теория |
|
20 |
«Дети герои нашего времени. С. Ершова. Е.Пономарева |
1 |
Теория |
|
21 |
Читаем о герое. Кассиль Л.» «Рассказ об отсутствующем» |
|
Теория |
|
22 |
Герои СВО. Г. Дудоров |
1 |
Теория |
|
23 |
Читаем о герое. Пантелеев Л. «Главный инженер» |
|
Теория |
|
24 |
Герои 21 века. Кто они? |
1 |
Теория |
|
25 |
Ленинградская блокада. «Дорога жизни» |
1 |
Теория |
|
26 |
Читаем о герое. Яковлев Ю. «Память» |
|
Теория |
|
27 |
«Герои моей семьи» |
1 |
Практика |
|
28 |
Герои СССР. Ш. Карапетян. |
1 |
Практика |
|
29 |
Герои СВО. Г. Дудоров |
1 |
Теория |
|
30 |
Читаем о герое. Яковлев. «Учитель истории» |
1 |
Теория |
|
31 |
Читаем о герое. Василевич «Партизанская книга» |
1 |
Теория |
|
32 |
Герои СВО. |
1 |
Теория |
|
33 |
Что значит быть патриотом? |
1 |
Практика |
|
34 |
Итоговый урок |
1 |
Теория |
|
Ожидаемыерезультаты
В результатеработы литературного учащиеся научатся:
-анализироватьлитературные произведения разных жанров
-выразительночитать
-рецензироватьактерское чтение, чтение одноклассников и свое чтение
-даватьсобственную оценку прочитанного произведения чувствовать образ, настроение ипередаваемый характер произведения
— правильноисполнять малые роли;
— анализировать иконтролировать возможные ошибки при исполнении;
— выражатьсобственные эмоции ;
~ чувствоватьобраз, настроение и передаваемый характер произведения;
— индивидуально иколлективно работать;
— творческиподходить к занятию;
— практическипоказать и исполнить освоенный материал;
— уметьэмоционально наполнять и выражать движения, жесты, позы.
Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностнымирезультатами освоения курса «Имя твое Герой» является
формированиеследующих умений:
-воспитаниероссийской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству
-осознание своейэтнической принадлежности
-знание истории,языка, культуры своего народа
-формированиеответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию
-формированиецелостного мировоззрения
–осознание роликниги в жизни людей
-развитиеморального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основеличностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения
-развитиеэстетического сознания через освоение художественного наследия народов России имира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметнымирезультатами изучения курса «Литературная гостиная» является
формирование
следующихуниверсальных учебных действий (УУД):
–соблюдать правилавежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
–реализовыватьпростое и сложное высказывания на заданную тему;
–самостоятельно работатьс книгой, осознавать недостаток информации, использовать различные типысловарей;
-смысловое чтение;умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и учениками
–учитьсядоговариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
–делать простыевыводы и обобщения в результате совместной работы класса
Предметнымирезультатами изучения курса «Литературная гостиная» является
формированиеследующих умений:
выразительночитать
-определять тему,основную мысль произведения
-даватьхарактеристику литературного героя
–выбиратьподходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки ктекстам;
–осознавать рольключевых слов в тексте, выделять их;
–сочинять текстыразных жанров на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов, даннойтемы и проблемы;
–исполнять тексты,подбирать цитаты;
-знать и различатьосновные термины теории литературы, учитывать их специфику;
-использовать сведения по теории литературы при истолковании и оценке изученногохудожественного произведения;
-выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль вхудожественном тексте;
-осуществлятьработу с различными источниками информации;
-выполнятьписьменные работы различного характера.
Литература
1 О.А.Ерёмина «Литературный кружокв школе» 5-6 классы Пособие для учителей
общеобразовательных учрежденийМ.:«Просвещение»,2011)
2. Бабаевский В.С. История русскойпоэзии: 1730-1980. Компендиум [Текст]. — М.: Новая
школа. 1996.
3. Галицких Е. Готовимся к урокулитературы в 5 классе. Методическое пособие
//Литература. -1998. — № 8. -с.5-12.
4. Кудина Н. Краткий учебныйсловарик литературоведческих терминов //Литера тура. -2000.-№ 20. — с.5-12.
5. Кульневич С.В. Совсем необычныйурок .- Ростов-на-Дону: Учитель. 2001.
6. Литература: Справочные материалы: Книга для учащихся /С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев,
К.Д. Вишневский и др.- М.:Просвещение. 1988.
7. Мещерякова М.И. Литература втаблицах и схемах . — М.: Рольф. 2000.
8. Сарнов Б.М. Занимательноелитературоведение, или похождения знакомых героев . -М.: Текст. 2003.
9. Материалы сети Интернетс литературными презентациями..