X-PDF

Рабочая программа внеурочной деятельности Имя твое Герой

Поделиться статьей

                                                                                              

                                                                                                

           

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Имя твое Герой»

 

6классы

 

 

 

 

 

 

                                                 Составитель: Алдошина Екатерина Александровна

                                                                 учитель русского языка илитературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-2023учебный год

 

 

 

 

Пояснительнаязаписка 

Настоящаяпрограмма разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 

Федеральныйзакон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании»;

Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования,утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;

ПисьмоМинистерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федеральногогосударственного образовательного стандарта общего образования».Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.2.2821-10Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обученияв общеобразовательных учреждениях, утверждённые постановлением главногогосударственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.

Впрограмме внеурочной деятельности МБОУ Лицей №1 им. Г.С. Титова в концепциигражданско — патриотического воспитания граждан Российской Федерациисформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий,компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный вдуховных и культурных традициях российского народа.

   На основе национального воспитательного идеала формируется основнаяпедагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного икомпетентного гражданина России.

      Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересахчеловека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современномэтапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданскойответственности и правового самосознания, духовности и культуры,инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации вобществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однаконаиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

    Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельностьпо формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верностисвоему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционныхобязанностей по защите интересов Родины.

Программавнеурочной деятельности «Твое имя Герой» для 5 – 6 класса относится кдуховно-нравственному направлению реализации внеурочной деятельности в рамкахФГОС.

 

 

 

Новизна программы

   Отличительные особенности программы «Твое имя Герой» ее новизна заключаются втом, что она имеет интегрированный характер, разнообразна по содержанию,составлена с учетом интересов и возрастных особенностей обучающихся, наряду сличностной направленностью способствует организации целостного воспитательногопространства школы и социума, организации совместной деятельности.

    Историческую память необходимо сохранить подрастающему поколению. Это основагражданско-патриотического воспитания. Чувство любви к Родине тоже можновоспитать, оно должно быть в крови у гражданина Российской Федерации. Огромнуюроль в этом воспитании играет Победа народа нашей страны в ВеликойОтечественной войне. Историю этой кровопролитной войны, ее битвы и ее героевдолжен знать каждый россиянин.

 

Актуальность программы

 

Патриотическоевоспитание подрастающего поколения — одно из самых актуальных задач нашеговремени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: ониимеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинатьделать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк пылкийестественный интерес ко всему происходящему в мире.

    Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа.Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не толькопомнить, но и быть достойными их великого подвига.

     Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Этиизменения требуют нового подхода в формировании патриотического  игражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не толькосовременно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которыесамостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя ихвозможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой роднойкрай,  способные защищать Отчизну.

 Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкетыдетей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник– гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободносамоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространствена основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций,опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

   Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитиюличности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

   Думаю, что данная программа поможет привить детям чувство патриотизма, уважениек историческому прошлому страны, научит их отвечать за свои поступки, с любовьюотноситься к природе своей Родины и ценить памятники культуры.

 

Данная программанаправлена на достижение следующих целей:

˗  возрождениенационального самосознания;

˗  развитиеличности воспитанника;

˗  сохранениеи укрепление духовно-нравственных ценностей;

˗  идейпреемственности поколений и исторической памяти.

Задачи: 

Образовательныезадачи:

˗  ознакомление систорией  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

˗  овладениеначальными навыками исследовательской работы; овладение навыками работы на ПК.

 

Воспитательныезадачи:

˗  развитиегражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

˗  воспитание учащихся  на примере  жизни  и  деятельности  земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

˗  воспитание гордости  и  уважения  к  живущим  рядом ветеранам  войны  и  труда;

˗  воспитаниеличности ребёнка знающего, уважающего историю и традиции своего народа;

 

Развивающиезадачи:

˗  развитиепознавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей длясамовыражения личности ребенка;

˗  развитиенравственного, эстетического, физического потенциала личности ребенка;

˗  стимулированиестремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению;

˗  создаватьусловия для формирования классного коллектива и развития личности в нём.

 

 

 

 

Общая характеристика

 

Патриотическоевоспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающейкачествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнятьгражданские обязанности в мирное и военное время.

    Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны вобласти политики, экономики, науки, культуры и спорта, еще сохранили качестванравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплексамероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся кнастоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемомпатриотизма. В патриотическом воспитании стал полнее учитываться фактормногонационального общества: разнообразие национальных культур и их взаимноепроникновение способствуют материальному и духовному прогрессу.

    Система патриотического воспитания предусматривает формирование иразвитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма впроцессе воспитания и обучения в школе.

    Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результатцеленаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начинаяс раннего возраста.

     Патриотизм формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье,дошкольном учреждении, в школе. Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы всознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающейприроды, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человекумир. Школа и семья должна способствовать развитию у детей любви к Родине,начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончаягордостью за Россию. Добиться этого можно только при условии системноговоспитания, путём всестороннего воздействия на ребёнка.

   Настоящая программа разработана с учетом типа и вида образовательногоучреждения, потребностей и запросов участников образовательного процесса исоздает условия для социального и культурного самоопределения, творческойсамореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественнойкультур.

   Программа педагогически целесообразна, так как способствует болееразностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые невсегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различнымвидам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемойобществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободноевремя. Внеурочная деятельность духовно-нравственного направления способствуетвоспитанию чувства патриотизма. Данный вид деятельности позволяет детямпознакомиться и усвоить нормы бережного отношения к истории, культуре, природеродного края. Без любви к своей малой Родине не может быть любви к своейстране.

    Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельностидуховно-нравственного направления учащихся основной ступени общего образования.Реализация программы происходит в течение одного учебного года.

 

Описание местапрограммы в плане внеурочной деятельности

 

Программа внеурочной деятельности по курсу «Твоеимя Герой» рассчитана на 34 часа.  Занятия проводятся1 раз в неделю по 1 часу в течение учебного года.

 

Основнойформой работы с учащимися является индивидуальные или групповые занятия.Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеке, в музее, на пришкольномучастке, в парке. Духовно-нравственная деятельность включает проведениеэкскурсий, олимпиад, соревнований; предусматривает поиск необходимойнедостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронныхносителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть ивзрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Припроведении занятий по внеурочной деятельности появляется возможность дляреализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Твое имяГерой» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения,русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительногоискусства, технологии и физической культуры.

 

Ожидаемыерезультаты.

Личностныерезультаты:

˗  осознаниесебя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданскойидентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ееистории и культуре;

˗  осознаниесвоей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостногоотечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

˗  уважительноеотношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

˗  уважениек людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания ипринятия базовых общечеловеческих ценностей;

˗   способностьк адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующихдля своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности засвои поступки.

 

 

 

Метапредметныерезультаты:

˗  способностьрегулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную напознание закономерностей социальной действительности;

˗  умениеосуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

˗  освоениеправил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками всообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры т.д.).

˗  способностьиспользовать источники художественного наследия в пересказе, анализироватьтексты, пересказы, ответы товарищей;

˗  приобретениенавыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

˗  совершенствованиев умениях чтения, слушания обществоведческой литературы,историко-художественной и историко-популярной литературы.

 

Предметныерезультаты:

˗  усвоениепервоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роличеловека в нем;

˗  владениебазовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником),необходимым для получения дальнейшего образования;

˗  знаниенаиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

˗  Напротяжении учебного года учащиеся собирают материал о родственниках,участвовавших в ВОВ, о тружениках тыла, партизанах.

 

    Данная программа основывается на следующих принципах:

 

Природосообразности –деятельностьшкольников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных исоциальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы ичеловека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у негоответственность за развитие самого себя;

 Возрастосообразности –учет возрастных особенностей учащихся основной школы, поскольку на каждомвозрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решениякоторых зависит его личностное развитие;

Культуросообразности -учет общечеловеческих ценностей, ценностей и норм национальной культуры;

Коллективности –получение опыта жизни в обществе, опыта взаимодействия с окружающими;

 Доступностии наглядности;

Целенаправленностии последовательности (от простого к сложному);

Диалогичности –взаимного понимания, признания и принятия;

 Патриотическойнаправленности – обеспечение идентификации себя с Россией, ее культурой;

Поддержкисамоопределения воспитанника – формирование осмысленного и ответственногоотношения к себе как гражданину Российской Федерации.

Учебно-тематическийплан

Тема , содержание занятия

Кол-во часов

Теория и практика

 

1

Когда-то была война… Вводное занятие

1

Теория

 

2

Дети на войне. Пионеры герои. Леня Голиков

1

Теория

 

3

Дети на войне. Пионеры герои

1

Теория

 

4

Дети на войне. Пионеры герои

1

Теория

 

5

Дети на войне. Пионеры герои

1

Теория

 

6

Дети на войне. Пионеры герои

1

Теория

 

7

Мини-сочинение о пионерах-героях.

1

Практика

 

8

Читаем о герое. В. Богомолов «Иван»

 

Теория

 

9

Взрослые не по годам. Дети, заменившие взрослых в тылу.

1

Теория

 

10

Читаем о герое. П. Вишнев «Юнги»

 

Теория

 

11

Город-герой Москва.

1

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

Практика

 

12

Битва за Москву. Подвиг Панфиловцев.

1

Теория

 

13

Читаем о герое. Л. Воронкова «Девочка из города»

 

Теория

 

14

Битва за Москву. Восемь героев, не сдавших войну.

 https://foma.ru/8-geroev-ne-sdavshih-moskvu.html

1

Теория

 

15

Читаем о герое. Домбадзе Н. «Я, бабушка, Илико и Илларион»

 

Теория

 

16

Дети герои нашего времени. Юля Король

1

Теория

 

17

Читаем о герое. Ильина Е. «Четвертая высота»

 

Теория

 

18

Дети герои нашего времени. А.Гусакова и Д.Федоров

1

Теория

 

19

Читаем о герое. Кассиль Л.» «Рассказ об отсутствующем» «У классной доски»

 

Теория

 

20

«Дети герои нашего времени. С. Ершова. Е.Пономарева

1

Теория

 

21

Читаем о герое. Кассиль Л.» «Рассказ об отсутствующем»

 

Теория

 

22

Герои СВО. Г. Дудоров

1

Теория

 

23

Читаем о герое. Пантелеев Л. «Главный инженер»

 

Теория

 

24

Герои 21 века. Кто они?

1

Теория

 

25

Ленинградская блокада. «Дорога жизни»

1

Теория

 

26

Читаем о герое. Яковлев Ю. «Память»

 

Теория

 

27

«Герои моей семьи»

1

Практика

 

28

Герои СССР. Ш. Карапетян.

1

Практика

 

29

Герои СВО. Г. Дудоров

1

Теория

 

30

Читаем о герое. Яковлев. «Учитель истории»

1

Теория

 

31

Читаем о герое. Василевич «Партизанская книга»

1

Теория

 

32

Герои СВО.

1

Теория

 

33

Что значит быть патриотом?

1

Практика

 

34

Итоговый урок

1

Теория

 

 

 

Ожидаемыерезультаты

В результатеработы литературного учащиеся научатся:

-анализироватьлитературные произведения разных жанров

-выразительночитать

-рецензироватьактерское чтение, чтение одноклассников и свое чтение

-даватьсобственную оценку прочитанного произведения  чувствовать образ, настроение ипередаваемый характер произведения

—  правильноисполнять малые роли;

— анализировать иконтролировать возможные ошибки при исполнении;

— выражатьсобственные эмоции ;

~ чувствоватьобраз, настроение и передаваемый характер произведения;

— индивидуально иколлективно работать;

— творческиподходить к занятию;

— практическипоказать и исполнить освоенный материал;

— уметьэмоционально наполнять и выражать движения, жесты, позы.

Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностнымирезультатами освоения курса «Имя твое Герой»  является

формированиеследующих умений:

-воспитаниероссийской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству

-осознание своейэтнической принадлежности

-знание истории,языка, культуры своего народа

-формированиеответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию

-формированиецелостного мировоззрения

–осознание  роликниги  в жизни людей

-развитиеморального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основеличностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

-развитиеэстетического сознания через освоение художественного наследия народов России имира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметнымирезультатами изучения курса «Литературная гостиная» является

формирование

следующихуниверсальных учебных действий (УУД):

–соблюдать правилавежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

–реализовыватьпростое и сложное высказывания на заданную тему;

–самостоятельно работатьс книгой, осознавать недостаток информации, использовать различные типысловарей;

-смысловое чтение;умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и учениками

–учитьсядоговариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

–делать простыевыводы и обобщения в результате совместной работы класса

Предметнымирезультатами изучения курса «Литературная гостиная» является

формированиеследующих умений:

выразительночитать

-определять тему,основную мысль произведения

-даватьхарактеристику литературного героя

–выбиратьподходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки ктекстам;

–осознавать рольключевых слов в тексте, выделять их;

–сочинять текстыразных жанров на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов, даннойтемы и проблемы;

–исполнять тексты,подбирать цитаты;

-знать и различатьосновные термины теории литературы, учитывать их специфику;

-использовать сведения  по  теории  литературы  при  истолковании  и  оценке  изученногохудожественного произведения;

-выделять изобразительно-выразительные  средства  языка  и  определять  их  роль  вхудожественном тексте;

-осуществлятьработу с различными источниками информации;

-выполнятьписьменные работы различного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1 О.А.Ерёмина «Литературный кружокв школе» 5-6 классы Пособие для учителей

общеобразовательных учрежденийМ.:«Просвещение»,2011)

2. Бабаевский В.С. История русскойпоэзии: 1730-1980. Компендиум [Текст]. — М.: Новая

школа. 1996.

3. Галицких Е. Готовимся к урокулитературы в 5 классе. Методическое пособие

//Литература. -1998. — № 8. -с.5-12.

4. Кудина Н. Краткий учебныйсловарик литературоведческих терминов //Литера тура. -2000.-№ 20. — с.5-12.

5. Кульневич С.В. Совсем необычныйурок .- Ростов-на-Дону: Учитель. 2001.

6. Литература: Справочные материалы: Книга для учащихся /С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев,

К.Д. Вишневский и др.- М.:Просвещение. 1988.

7. Мещерякова М.И. Литература втаблицах и схемах . — М.: Рольф. 2000.

8. Сарнов Б.М. Занимательноелитературоведение, или похождения знакомых героев . -М.: Текст. 2003.

9. Материалы сети Интернетс литературными презентациями..

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет