X-PDF

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии

Поделиться статьей

«Согласовано»

Руководитель ШМО

__________ /_____________/

Протокол_____

от «____» ____________ 2020 г.

 

«Согласовано»

заместитель директора по УВР/ВР

_________/_____________/

Протокол_____

от «____» ____________ 2020г.

«Утверждено»

Руководитель МАОУ ООШ №3 г. Сосновоборска

____________/_______________/

Приказ_______

от «____» ___________2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности/элективного курса

«________________________________________»

для обучающихся _______класса

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                Составитель:

______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2020-2021 уч.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа внеурочнойдеятельности общеинтеллектуального направления «Лэпбук- географический помощник»составлена с учётом:

1.          Федерального Закона от 29декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.            Федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897) Письмо МО и Н РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочнойдеятельности при введении ФГОС общего образования»;

3.            Письмо Минобрнауки России от18.08.2017 N 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнениюпонятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательныхпрограмм, в том числе в части проектной деятельности» Письмо Департаментагосударственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г.№09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительныхобщеобразовательных программ»

4.          Программы внеурочной деятельности.Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение: Пособие дляучителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:Просвещение, 2011;

5.            Постановление Главногогосударственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019)«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования кусловиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с«СанПиН 2.4.2.2821-10.  Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организацииобучения в общеобразовательных организациях.  Санитарно-эпидемиологическиеправила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993)

6.             Учебного плана МАОУ ООШ № 3  г.Сосновоборскана 2020-2021 учебный год.

 

 

Актуальность. Всоответствии с требованиями Федерального государственного образовательногостандарта нового поколения одной из важнейших задач становится развитиеуниверсальных учебных действий учащихся, в том числе познавательных. ОсновойФГОС является системно-деятельностный подход, в реализации которого центральнымкомпонентом становится деятельность ученика. Одной из главных задач педагогатеперь является «научить школьника учиться самому». Перед учителем стоит задачанаучить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы ихрешения, находить нужную информацию для решения поставленного вопроса средиогромного множества источников информации.

ФГОС требует создатьусловия, при которых учащиеся будут:

самостоятельно приобретать недостающие знания изразных источников;

учиться пользоваться приобретенными знаниями для решенияпознавательных и практических задач;

приобретать коммуникативные умения, работая в различныхгруппах (вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительноотноситься к чужому мнению);

развивать исследовательские умения (выявлять проблему,собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, строитьгипотезы, обобщать);

развивать системное мышление.

Одним из способовдостижения этой цели является реализация проектно-исследовательскойдеятельности учащихся, которая должна быть увлекательной и интересной. Именноиспользование на уроках методики создания Лэпбука отвечает требованиям пореализации ФГОС, способствует формированию Портрета выпускника средней школы.

Лэпбук – это интерактивная тематическая папка, гдедля представления материала используются вращающиеся и высовывающиеся элементы,кармашки, окошки, конверты, чистые листочки для заметок.

Работапо созданию лэпбука направлена на развитие у учащихся творческого потенциала,учит мыслить и действовать креативно, расширяя не только кругозор, но иформируя навыки и умения необходимые для преодоления трудностей и решенияпоставленной проблемы.  Это творческий процесс,в ходе которого учащиеся участвуют в поиске, анализе и сортировки информации илегко приходят к конечному результату, т.е. созданию проекта.

.

Цель: вовлечь обучающихся в активную практическую и проектно-исследовательскуюдеятельность по созданию лэпбука географических объектов, способствоватьформированию системы географических знаний и умений как

компонента научной картинымира, умений и навыков использования географических знаний в практическойдеятельности и повседневной жизни.

 

Задачи:

·             ознакомление учащихся с технологиейсоздания лэпбука

·             активизировать познавательнуюдеятельность обучающихся;

·             повысить информационную и коммуникативнуюкомпетентность обучающихся в области изучения географических объектов;

·             развивать у обучающихсятворческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаиватьсвою точку зрения;

·             побудить обучающихся кисследовательской работе;

·             развивать практическиегеографические умения извлекать информацию из различных источников знаний;

·             совершенствовать навыки работыс географическими картами.

Содержаниевнеурочной деятельности по географии по созданию лэпбука предполагаетразнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся: проектная;проблемно-ценностное и досуговое общение; творческая и общественно полезнаяпрактика; чтение и анализ исторических, географических и политических карт;анализ и синтез статистических материалов; составление карт и комментариев кним; составление таблиц; выдвижение гипотез; участие в обсуждениях результатовисследований, участие в дискуссиях; интерпретация результатов исследований,подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источниковинформации, в том числе исторических и географических карт, литературныхисточников, материалов периодической печати, информационных ресурсов, сетиИнтернет.

Формыдеятельности:   изготовление наглядных пособий,  оформление лэпбука, составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, анализ текста,  участие в деловых играх, дискуссиях и «круглыхстолах»,  использование разных каналов поиска информации(энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги,Интернет и др.),   выступление с сообщениями и докладами на занятияхсеминарского типа, на школьной конференции,  подготовка и защита проектов,слайдовых презентаций, исследовательская работа, проекты-исследования,просветительские проекты.

Формыподведения итогов: тестирование обучающихся по материалам программы; групповоемоделирование и конструирование; анализ источников информации; создание,оформление макета лэпбука и защита учащимися проекта лэпбука.

Цельюданной программы являетсянаправленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС,в частности:

Личностныерезультаты:

Формированиевсесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системойсовременных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных,культурных, гуманистических и этических принципов и ном поведения.

  1. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развития навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  2. формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
  3. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  4. формирование ценностного здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  5. формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственности, бережного отношения к окружающей среде;
  6. развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием городов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.

Метапредметныерезультаты:

1.овладениенавыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебнойдеятельности,

поискасредств ее осуществления;

2.умениеорганизовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбиратьсредства реализации цели и

применять ихна практике, оценивать достигнутые результаты;

3.формированиеумений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее,

давать определения понятиям,классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение,

4.устанавливатьпричинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулироватьвыводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания,в том числе проектные:

5. умениеорганизовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия,планировать общие способы работы;

6.формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в областииспользования технических средств и информационных технологий (компьютеров,программного обеспечения) как инструментальной основы

7. развитиякоммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

 8.формированиеумений рационально использовать широко распространенные инструменты итехнические средства информационных технологий;

9. умениеизвлекать информацию из различных источников (включая средства массовойинформации, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой.в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационнойизбирательности, этики;

10. умениеработать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основекоординации различных позиций при выработке общего решения в совместнойдеятельности;

11. слушать партнера,формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию икоординировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации

столкновения интересов;продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех ихучастников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

 

Предметныерезультаты:

1.формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планетычеловеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, ихнеобходимости для решения

2.современныхпрактических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраныокружающей среды и рационального природоиспользование;

3.формирование представлений и основополагающих теоретических знаниях оцелостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и вовремени,

4. овладениеосновами картографической грамотности и использования географической карты как одногоиз «языков» международного общения;

5. овладениеосновными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

6. созданиеосновы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географическихзнаний.

 

Материально-техническогообеспечения образовательного процесса

·        картон-основа (картонная папкаили лист плотной бумаги формата А3);

·        бумага (белая, цветная, бумагадля скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);

·        принтер и/илиручки, карандаши, фломастеры, краски;

·        обычные и фигурные ножницы;

·        клей и/или скотч;

·        степлер;

·        декоративные элементы понеобходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, наклейки,вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

 

Место данного курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год, 34 часа

В 6 классе предлагается изготовления лэпбука учащимися на тему«Планеты Солнечной системы», в 7 классе на тему «География материков иокеанов», в 8 классе – «Физическая география России».

 

Календарно-тематическоепланирование

6класс

 

Название раздела и темы занятия

Количество часов

Дата проведения

1.      1

Вводное занятие. Ознакомление учащихся с технологией создания лэпбука

1.

 

2

Обсуждение темы, разбиение на группы

1.

 

3

Составление плана работы

1.

 

4

Нахождение и сбор информации по теме: «Планеты солнечной системы»

1.

 

5

Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

1.

 

6

Изучение и обсуждение влияния космоса на Землю

2.

 

7

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Размеры Меркурия. Как вращается Меркурий. Почему на Меркурии нет атмосферы? Строение Меркурия. Поверхность планеты. Температура на планете. Отсутствие спутников. 

1.

 

8

Венера. Положение в Солнечной системе. Размеры. Вращение Венеры. Атмосфера Венеры. Температура на планете. Поверхность Венеры. Отсутствие спутников. Исследования Венеры

 

1.

 

9

Луна – естественный спутник Земли. Природа Луны. Вращение Луны. Фазы Луны. Молодой или старый месяц. Лунная карта. Поверхность Луны. Внутреннее строение Луны. Почему на Луне нет атмосферы? Какая на Луне погода? Лунные затмения. Солнечные затмения. Для чего астрономы наблюдают затмения?

 

1.

 

10

Марс. Положение в Солнечной системе. Размеры. Вращение планеты. Поверхность Марса. Атмосфера. Средняя температура на планете. «Жизнь» на Марсе. Спутники Марса. Исследования Марса. Перспективы исследования Марса

1.

 

11

Юпитер. Планета или меньшее Солнце? Положение в Солнечной системе. Вращение планеты. Атмосфера Юпитера. Поверхность планеты. Температура на планете. Кольца Юпитера. Спутники Юпитера. Исследования Юпитера.

1.

 

12

Сатурн. Положение в Солнечной системе. Вращение планеты. Поверхность, температура планеты. Кольца Сатурна. Происхождение колец. Спутники

1.

 

13

Нептун. Положение в Солнечной системе. История открытия планеты. Вращение планеты. Атмосфера. Поверхность планеты. Температура на планете. Спутники. Исследования Нептуна.

1.

 

14

Уран. История открытия планеты. Положение в Солнечной системе. Особенности движения планеты. Размеры Урана. Состав атмосферы Урана. Поверхность планеты. Кольца Урана. Спутники Урана. Исследования Урана

1.

 

15

Плутон – карликовая планета Солнечной системы. Положение в Солнечной системе. История открытия планеты. Размеры Плутона. Движение планеты. Исследования Плутона. Окраина Солнечной системы

1.

 

16

Малые планеты. Положение в Солнечной системе. Пояс Койпера. Размеры и состав астероидов. Астероиды вблизи Земли. Защита от астероидной опасности

1.

 

16

Кометы. Строение кометы. Происхождение комет. Движение комет. Периодичность комет. Знаменитые кометы. Облако Оорта

1.

 

17

Метеорные тела. Метеоры. Наблюдения метеоров. Метеорные потоки. Метеориты: падения и находки. Тунгусский метеорит. Вещество метеоритов. Происхождение метеоритов. Сбор метеоритов

1.

 

18

Освоение космоса. Начало космической эры. 12 апреля – День космонавтики. Ракеты

2.

 

19

Великие конструкторы. К.Э. Циолковский, С. Королёв – отцы мировой космонавтики. Космические полёты. Первые космонавты

1.

 

20

Космические экспедиции по Солнечной системе

1.

 

21

Космос служит человеку. Орбитальные космические станции. Искусственные спутники Земли.

1.

 

22

Разработка модели лэпбука

2.

 

23

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 1033

Создание шаблона. Оформление.

2.

 

24

Работа с занимательным материалом

1.

 

25

Выполнение заданий творческого характера

1.

 

26

Изготовление лэпбука

1.

 

27

Презентация и защита проекта.

2.

 

28

Организация выставки «Лэпбук – это интересно»

1.

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическоепланирование

7класс

Название раздела и темы занятия

Количество часов

Дата проведения

1.      1

Вводное занятие. Ознакомление учащихся с технологией создания лэпбука

1.

 

2

Обсуждение темы, разбиение на группы

1.

 

3

Составление плана работы

1.

 

4

Географическое положение и история исследования Австралии

2.

 

5

Климат Австралии

1.

 

6

Природа Австралии

1.

 

7

Население Автралии

1.

 

8

Океания

1.

 

9

Разработка модели лэпбука

1.

 

10.

Создание шаблона. Оформление

2.

 

11.

Работа с занимательным материалом

1.

 

12.

Изготовление лэпбука

1.

 

13.

Презентация и защита проекта

2.

 

14.

Организация выставки «Лэпбук – это интересно»

1.

 

15.

Географическое положение и история исследования Южной Америки

2.

 

16.

Геологическое строение и рельеф Южной Америки

2.

 

17.

Климат Южной Америки

1.

 

18.

Природа Южной Америки

1.

 

19.

Население Южной Америки

1.

 

20.

Страны Южной Америки

1.

 

21.

Разработка модели лэпбука

1.

 

22.

Создание шаблона. Оформление.

2.

 

23.

Работа с занимательным материалом

1.

 

24.

Изготовление лэпбука

1.

 

25.

Презентация и защита проекта

2.

 

26.

Организация выставки «Лэпбук – это интересно»

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическоепланирование

8класс

Название раздела и темы занятия

Количество часов

Дата проведения

1.      1

Вводное занятие. Ознакомление учащихся с технологией создания лэпбука

1.

 

2

Обсуждение темы, разбиение на группы

1.

 

3

Составление плана работы

1.

 

4

Географическое положение России

1.

 

5

Природные условия России

1.

 

6

Географические открытия и исследования в России

1.

 

7

Геологическое строение и рельеф России

2.

 

8

Важнейшие геологические события на территории России

2.

 

9.

Тектоническое строение России

2.

 

10

Природные богатства России

2.

 

11

Климат России

1.

 

12

Гидрография России

2.

 

13

Почвы России

2.

 

14

Растительный и животный мир России

2.

 

15

Природные зоны России

2.

 

16

Крупные природные районы России

4.

 

17

Разработка модели лэпбука

1.

 

18

Создание шаблона. Оформление.

1.

 

19

Работа с занимательным материалом

1.

 

20

Изготовление лэпбука

1.

 

21

Презентация и защита проекта

2.

 

22

Организация выставки «Лэпбук – это интересно»

1.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 1033

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет