Аннотацияк рабочей программе по курсу внеурочной деятельности
«Начальноетехническое моделирование» для 5-го класса
Программавключает в себя следующие разделы:
- Пояснительная записка
Рабочаяпрограмма по курсу составлена в соответствии с требованиями Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования ивыполнена на основе
Цель курса –создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия техническим творчеством.
Общая характеристика курса
Технические достижения все быстрее проникают во все сферычеловеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современнойтехнике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду ввиде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов,игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимаютмир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.
Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техникии расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности,техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.
Программа «Начальное техническое моделирование» предусматриваетразвитие творческих способностей детей и реализует научно-техническуюнаправленность. Творческая деятельность на занятиях в кружке позволяет ребенкуприобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическоеблагополучие.
Программа рассчитана для обучающихся 5 классов, на 1 год обучения.
На реализацию курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
- Планируемые (личностные, метапредметные и предметные) результаты освоения предмета
Описываются требования к уровню подготовки учащихся по окончании5 класса.
- Содержание тем учебного курса
Содержание предмета отражает основные направления работы и включаетперечень и название разделов и тем предмета.
4.Тематическое планирование. В данном разделе перечислены разделыизучаемого курса, необходимое количество часов для их изучения, планируемоеколичество проектных, творческих и практических заданий и других форм занятий,используемых при обучении.
5.Календарно — тематическое планирование. В данном разделеперечислены разделы, темы и последовательность их изучения. Указано необходимоеколичество часов для изучения каждого радела и каждой темы, планируемая датапроведения урока. Прописаны темы отдельных уроков.
РАЗДЕЛI. Пояснительная записка
Концепция программы
Стендовый моделизм– один из видов детского технического творчества. Занимаясь им, учащиесязакрепляют и углубляют знания, полученные в школе на уроках физики, математики,истории, черчения и применяют их на практике, кроме того, получают знания,умения и навыки, которые не может дать школа. Хорошо организованныйобразовательный процесс в учебной группе воспитывает у ребят любовь к труду,целеустремлённость, самостоятельность, коммуникативность, оказывает позитивноевлияние на формирование личности каждого воспитанника. Занимаясь любимым делом,учащиеся более активно приобретают новые знания, добиваются лучших результатов.Стендовый моделизм представляет собой творческий, производительный труд,который способствует развитию интеллектуальных способностей обучающегося,формированию гражданско-патриотических качеств личности. В процессе занятий уобучающихся вырабатываются: привычка к порядку, точности, аккуратности,систематичности; развивается выдержка, терпение, усидчивость; воспитываетсяумение не отступать перед трудностями; происходит работа над собой, искоренениев себе тех или других недостатков; повышается осознание ценности своейличности, что ведет к росту самоуважения.
Стендовый моделизмявляется прекрасным средством воспитания таких личностных качеств, каквнимание, терпение, усидчивость, развитие моторики рук, умение продумывать нанесколько шагов вперед. Занятия стендовым моделизмом дают ребятам возможностьсовместной общественной деятельности и способствуют формированию личности,умеющей сообща работать с другими; воспитывают у них уважение кпроизводительному труду и его результатам, создают гармонию между словом и делом,мыслью и деятельностью. Программа дает знания по истории, истории создания,применения того или иного прототипа модели, общий след в истории, литературе.
Работа детскогообъединения «Стендовый моделизм» призвана пробудить у обучающихся интерес кисследовательской деятельности, является средством воспитания патриотизма,эстетического вкуса и творчества, позволяет более углубленно изучать историюродной страны в контексте войн и конфликтов.
Суть даннойПрограммы в изучении военно-патриотического наследия страны через созданиестендовых моделей и художественных диорам.
Творческий проект– самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, выполненная подруководством наставника. Творческий проект состоит из двух частей:пояснительной записки и самого изделия, выполненного учащимся.
Учебный циклсостоит из теоретических занятий, из практических занятий, а также защитетворческих проектов и участия в выставках.
Общие цели и задачи предмета
Цель –развитие творческих способностей у обучающихся в области стендового моделизма;содействие формированию у них гражданско-патриотических качеств личности.
Программапозволяет реализовать ряд задач.
І. Образовательныезадачи:
расширить иуглубить знания учащихся по истории мировых войн и локальных конфликтов;
развить уобучающихся навыки конструктивного мышления;
способствоватьусвоению знаний по основам теории и практики постройки моделей;
научить работатьс инструментами и материалами;
развить чувствопатриотизма;
формировать уучащихся понятие о долге и ответственности;
пробудитьинтерес к самостоятельному изучению военной истории;
воспитыватьгордость за свое Отечество, его многовековую историю, имена великихконструкторов, изобретателей;
научить осуществлятьсборку моделей, состоящих их сотен деталей;
приобретениеумений воспроизводить окружающую обстановку, деревья, различные виды почв,растительности, жилые постройки, оборонительные сооружения посредством созданиядиорам и виньеток.
ІІ. Воспитательныезадачи:
воспитаниепатриотизма и чувства национального достоинства;
воспитаниедуховных, моральных, эстетических и физических качеств;
формирование уобучающихся социально-нравственных ориентиров;
формирование увоспитанников умений и навыков работы в коллективе, активной гражданскойпозиции, опыта самореализации социально адекватными способами;
воспитание уобучающихся творческого подхода к оформлению своей работы, умения видеть ипонимать прекрасное, доводить начатое до конца.
ІІІ. Развивающиезадачи
развитиепознавательного интереса через исследовательскую деятельность;
развитиетворческих способностей личности, художественного вкуса, умения отражать своизнания в практической работе;
развитие уобучающихся оперативности мышления, аналитического мышления, устойчивостивнимания, зрительной, слуховой и моторной памяти, познавательной активности,наблюдательности.
Нормативныедокументы
Рабочая программасоставлена на основе:
1) Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации» от 29.12.2012 года;
2) Федерального государственного образовательногостандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерстваобразования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 с изменениями и дополнениямиот 29.12.2015. № 1644, 31.12.2015г. № 1577;
3) Письма Министерства образования и науки РФ «Оборганизации внеурочной деятельности при введении федерального государственногообразовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960.
4) Постановления Главного государственного санитарноговрача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин2.4.2.2821-10 «Санитарно — эпидемиологические требования к условиям иорганизации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Данная программа разработанана основе опыта многочисленных детских объединений и секций техническойнаправленности (авиамоделирование, судомоделирование, начального техническогомоделирования) и программ по военно-историческому моделированию (авторыГречишников А.Е., Вивденко В.В., Долгулёв Д. М. и др.)
РАЗДЕЛ II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные
знание исоблюдение правил техники безопасности при работе с инструментом, применяемым вмоделизме;
знание основныхприемов черчения, понятия масштаба;
знаниетехнологии изготовления моделей;
знание историимоделизма;
сформированностьнавыков макетирования;
сформированностьпредставления об основных понятиях теории композиции;
сформированностьпредставления об основах колористики и особенностях
практическогоприменения цвета для решения творческих задач;
сформированностьпредставления о конструктивных, пластических свойствах
материалов итехнологических возможностях при работе с ними;
умение читатьтехнический чертеж для дальнейшего изготовления модели;
умение грамотноприменять цвета для решения творческих задач;
умениеиспользовать пластические свойства материалов и учитывать технологическиевозможности при работе с моделью;
умениеизготавливать технические объемные модели;
умение экономнорасходовать материал.
Метапредметные
сформированностьадекватной самооценки учебных достижений;
умениедоговариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
способностьосуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
получение опытаорганизации собственной творческой деятельности на основе
сформированныхрегулятивных учебных действий;
освоениеспособов решения проблем творческого характера;
сформированностьнавыка работы с простейшими информационными объектами:
рисунком, схемой;
умениеосуществлять планирование процесса собственной деятельности;
способностьвыбирать адекватные условиям способы решения учебной задачи на
основе заданныхалгоритмов;
умениекомбинировать известные алгоритмы технического и технологического
творчества вситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, способностьк проявлению нестандартного подхода к решению учебных и практических задач;
сформированностьпространственного и образного мышления;
расширениеполитехнического кругозора;
сформированностьположительного отношения к самообразованию
Личностные
наличиемотивации к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальнымресурсам;
сформированностьоснов художественного вкуса;
приобретениенавыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в совместнойучебной работе;
формированиечувства ответственности за качество своей деятельности;
интерес ктехнике, к дальнейшему продолжению обучения в области технических
дисциплин;
сформированностьцелеустремленности, настойчивости и терпеливости при
выполнении работы
РАЗДЕЛ III. Содержание тем учебного курса
Введениев моделизм. Понятие моделизма. История моделирования имоделизма. Первые в мире сборные модели. Советское моделирование. Современныемировые школы моделирования. Известные моделисты. Инструктаж по техникебезопасности.
Рабочийинвентарь. Цанговый нож. Модельные кусачки. Надфиль.Пинцет. Увеличительные приборы. Зажимы и струбцины. Модельный мат. Средстваиндивидуальной защиты. Рабочий фартук. Респиратор. Защита глаз. Рабочиеперчатки. Модельная химия. Клеи. Растворители. Разбавители красок, лаков,грунтов. Акриловые краски на спирту, на воде. Масляные краски. Шпаклевки. Краскидля аэрографа. Очистители. Пигменты. Классификация кистей. Органайзеры иорганизация рабочего места моделиста. Правильное освещение. Хранение инвентаряи химии. Хранение готовых моделей.
Простейшиеоперации. Масштаб. 1:100. 1:72. 1:35. 1:24. 1:16.1:10. 1:48. Правильный выбор модели. Производители моделей. Звезда. Восточныйэкспресс. Meng. Hobby Boss.ICM.Trumpeter.Tamiya.Моделист. Ark models.MiniArt.Italeri.Производители химии. Tamiya.Звезда. MiG.ZiP.Revell.Vallejo.Литник . Дефекты деталей. Утяжины. Облой. Следы толкателей.
Индивидуальныйтворческий проект. Бронеавтомобили. Бронетранспортеры:колесные, гусеничные, полугусеничные. Штурмовые орудия. Самоходныеартиллерийские установки. Истребители танков. Самоходные зенитные установки.Танки: легкие, средние, тяжелые, сверхтяжелые.
Аэрограф. Сопло.Игла. Впускной клапан. Компрессор. Уход за прибором. Палитра. Грунтовка.Грунтование. Прешейдинг. Базовый слой. Высветление. Декали. Лак: матовый,полуматовый, глянцевый. Масляный фильтр. Фейдинг. Везеринг. Нанесениепигментов.
РАЗДЕЛIV.Учебно-тематическое планирование
№ пп |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе (практ, лабр конт.р и т.д) |
|
Теоретические часы |
Практические часы |
|||
1. |
Раздел 1. Введение в моделизм |
1 |
1 |
|
2. |
Раздел 2. Рабочий инвентарь |
3 |
2 |
1 |
3. |
Раздел 3. Простейшие операции |
13 |
4 |
9 |
4. |
Раздел 4. Индивидуальный творческий проект |
17 |
6 |
11 |
|
|
34 |
13 |
21 |
РАЗДЕЛV.Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Содержание (тема урока) |
Кол-во часов |
1 четверть |
|||
Раздел 1. Введение в моделизм |
|||
1 |
6/09 |
Вводное занятие. История моделизма. Инструкция по ТБ. План работы |
1 |
Раздел 2. Рабочий инвентарь |
|||
2 |
13/09 |
Инструменты моделиста. Средства индивидуальной защиты |
1 |
3 |
20/09 |
Модельная химия |
1 |
4 |
27.09 |
Организация рабочего места и порядок работы |
1 |
Раздел 3. Простейшие операции |
|||
5 |
4/10 |
Понятие масштаба. Как выбрать модель. Знакомство с производителями масштабных моделей |
1 |
6 |
11/10 |
Знакомство с производителями модельной химии и ее виды |
1 |
7 |
18/10 |
Как производят модели: виртуальная экскурсия на завод |
1 |
8 |
25/10 |
Правила работы с литниками, деталями и клеем |
1 |
9-10 |
8-15.11 |
Практика: отделение деталей, шлифовка и доводка, устранение дефектов и шпаклевание |
2 |
11-12 |
22-29.11 |
Практика: склеивание простейших узлов |
2 |
13-14 |
6-13.12 |
Практика: склеивание плоских деталей |
2 |
15 |
20.12 |
Практика: склеивание прозрачных деталей |
1 |
16 |
27.12 |
Практика: склеивание пластика и металла |
1 |
17 |
10.01 |
Создание подвижных узлов и сочленений |
1 |
Раздел 4. Индивидуальный творческий проект |
|||
18 |
17.01 |
Классификация и краткая история бронетехники |
1 |
19 |
24.01 |
Выбор модели. Реферат по устройству и истории создания выбранного образца техники. |
1 |
20-22 |
31.01 7.02 14.01 |
Сборка модели |
3 |
23 |
21.02 |
Принципы работы кистью и аэрографом. |
1 |
24 |
28.01 |
Выбор аэрографа и уход за ним |
1 |
25 |
7.03 |
Палитра моделиста, краски, смешивание цветов |
1 |
26 |
14.03 |
Принципы окрашивания бронетехники, камуфляж |
1 |
27 |
28.01 |
Грунтование модели |
1 |
28 |
4.04 |
Прешейдинг |
1 |
29 |
11.04 |
Базовый слой |
1 |
30 |
18.04 |
Высветление |
1 |
31 |
25.04 |
Нанесение лака и декалей |
1 |
32 |
3.05 |
Фильтры и масляные точки |
1 |
33 |
10.05 |
Везеринг и финишная обработка модели |
1 |
34 |
17.05 |
Подготовка и проведение выставки |
1 |