«РАССМОТРЕНО» Руководитель ШМС _______ М.А. Коломойцева протокол № 1заседания ШМС от «29» августа 2022 г.
|
«СОГЛАСОВАНО» Руководитель ШНО __________ В.В. Абрамова протокол № 1 от « 29 » августа 2022 г.
|
«УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ СОШ № 27 им. М.В. Александрова ____________А.М.Зацепа протокол № 1 педагогического совета от «29 » августа 2022 г. |
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
средняяобщеобразовательная школа № 27 имени Михаила Васильевича Александрова
п.Комсомолец муниципального образования Ейский район
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Наименованиепрограммы: «За веру, Кубань и Отечество» (курс«История
икультура кубанского казачества» ).
Типпрограммы: ориентированная на достижение результатов
определённогоуровня/по конкретным видам внеурочной деятельности.
Ступеньобучения (класс): начальное общееобразование (1-4 классы)
Возрастобучающихся 7-11 лет
Количествочасов: 135 ч
Составитель: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 27 им. М.В.
Александровап. Комсомолец МО Ейский район Попова Виктория
Александровна
1.Планируемые результаты изучения курса
«История и культура кубанского казачества»
Согласноучебному плану МБОУ СОШ № 27 имениМихаила Васильевича Александрова пос. Комсомолец всего на изучение курса«История и культура кубанского казачества» в начальной школе выделяется 203часов, из них в 1 классе – 33 ч (1 час в неделю,33 учебные недели) (1 час в неделю,34 учебные недели).
В ходеизучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностныхи метапредметных результатов.
Личностныерезультаты освоениякурса «История и культура кубанского казачества» должныотражатьсформированность:
· осознаниясебя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за своюРодину, кубанское казачество;
· уважительногоотношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье;
· социальнойроли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения истории и культурыкубанского казачества;
· самостоятельностии личной ответственности за свои поступки на основе представлений онравственных нормах поведения;
· чувствадоброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам другихлюдей;
· навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях;
· мотивациик труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметнымирезультатамиосвоения курса «История и культура кубанского казачества» являются:
· способностьосознавать цель и задачи изучения предмета;
· освоениеспособов решения проблем творческого и поискового характера;
· формированиеумения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходеисследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей иусловиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследованиядля достижения результата;
· освоениедоступных способов изучения истории и культуры кубанскогоказачества(наблюдение, запись, сравнение и др., с получением информации изсемейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
· использованиеразличных способов поиска (интервьюирование, справочники, Интернет), сбора,обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации всоответствии с задачами; фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемыевеличины;
· умениесоставлять тексты в устной и письменной формах,выступать; соблюдать нормыинформационной этики;
· овладениелогическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
· готовностьслушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точкузрения.
Ø Результатыпервого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальнойреальности и повседневной жизни): приобретениешкольниками знаний об истории и географии своего края через изучениедостопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд наокружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывномединстве.
Ø Результатывторого уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностямнашего общества и к социальной реальности в целом):развитиеценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому инастоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
Ø Результатытретьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социальногодействия): приобретениешкольником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью,анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещениякультурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географическойкраеведческой информации
Ø овладениетеоретическим и практическим материалом: о жизни, быте,традициях, семейном укладе кубанского казачества, развитие на этой основедуховных и культурных ценностей учащихся, воспитание патриотизма и гражданскойпозиции.
Основныеспособы и формы работы с детьми:
Занятия проводятсяв таких формах, как концерт, культпоход, инсценировка, праздничный «огонёк» приусловии их организации силами самих школьников.
Форма деревенские посиделки (вечеробщения) решает задачу обеспечения отдыха и приятного времяпрепровожденияшкольников. Воспитательные задачи вечера состоят в оптимизации межличностныхотношений в детском объединении, формировании опыта совместногосоциально-приемлемого проведения свободного времени.
Используются также занимательные и игровыеформы: игра, конкурс, викторина. Использование тех или иных форм зависит отвозрастных и психологических особенностей детей. Различные темы и формы подачиматериала чередуются в течение одного занятия.
Основныеметоды организации учебно-воспитательного процесса:
На этапеподготовки к различным мероприятиям можно использовать словесные методы:рассказ, беседа, дискуссия. Наглядные: демонстрация, презентация, видеоклипы,аудиоматериалы. На этапе проведения мероприятий уместны выступление,инсценирование, обсуждение отдельных моментов.
Методическиерекомендации
Содержаниепрограммы закладывает основы духовного развития на основе православных семейныхценностей кубанского казачества.
Младший школьныйвозраст характеризуется образным восприятием и мышлением, поэтому предполагаетсяпри обучении исходить от близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки,объектов окружающего мира.
1. Общиетребования к обстановке в кабинете:
— техническоеобеспечение кабинета в соответствии с содержанием программы;
— чистота, проветриваемостьпомещения;
— физкультпаузы.
2. Техническое иматериальное обеспечение:
— кабинет,содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами;
— средствамультимедиа.
3. Кадровоеобеспечение:
Руководитель,реализующий программу, должен владеть следующими профессиональными иличностными качествами:
— знаниепсихологических возрастных особенностей учащихся;
— наличие общейкультурологической подготовки;
— владениеметодиками духовно-нравственного и эстетического воспитания детей.
4. Методическоеобеспечение программы:
— методическиеразработки и планы-конспекты занятий;
— методическиерекомендации и указания к практическим занятиям.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 годобучения
1. Кубанскиеказаки.
Зачем мыизучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки. Нашипредки – казаки.
2. Традиции иобычаи кубанских казаков.
Казачьястаница. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья.Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат.Верный друг казака.
3. Труд ибыт.
Как жиликазаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища,домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники.Обязанности детей в казачьих семьях.
4. Православиев жизни кубанского казачества.
Казак безверы – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. РождествоХристово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.
5. Кубанскоеказачье войско: история и современность.
Как казакина Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачьяслужба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.
6. Традиционнаякультура кубанского казачества.
Дети вказачьей семье. Как казачат учили. Мы — казачата. Поведение и форма казачат.Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.
2 годобучения
1 Кубанскиеказаки.
Нравственныеценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.
2 Традициии обычаи кубанских казаков.
Казачьястаница. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя. Календарныепраздники и обряды Кубанского казачества
3 Труди быт.
Двор. Дом.Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.
4 Православиев жизни кубанского казачества.
Казак безверы – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Длячего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьеговойска – блгв князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанскихказаков. Икона в храмах и жилищах.
5 Кубанскоеказачье войско: история и современность.
Кубанскиеказаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – градказачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанскогоказачьего войска. Наше казачье общество.
6 Традиционнаякультура кубанского казачества.
Народноетворчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура — казачиймузыкальный инструмент.
3 годобучения
1 Кубанскиеказаки.
Народы Кубани.Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблестьказаков.
2 Традициии обычаи кубанских казаков.
Уважение кженщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачийрод. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
3 Труди быт.
Казак –хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одеждаказака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.
4 Православиев жизни кубанского казачества.
Казак безверы – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковойсвященник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
5 Кубанскоеказачье войско: история и современность.
Переселениеказаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм кубанскихказаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачьевойско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанскогоказачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска.Час Славы Кубани.
6 Традиционнаякультура кубанского казачества.
Устноенародное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор кубанскихказаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор АндреевичЩербина.
4 год обучения
1 Кубанскиеказаки.
Территорияпроживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи заповеди.
2 Традициии обычаи кубанских казаков.
Родители идети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек.Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарныепраздники и обряды Кубанского казачества.
Труд ибыт.
Традиционныеремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное творчествокубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.
3 Православиев жизни кубанского казачества.
Казак безверы – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции иобычаи кубанских казаков по Православному календарю.
4 Кубанскоеказачье войско: история и современность.
Лентавремени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьеговойска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьимвойском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайныхситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранениеистории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанскогоказачьего войска.
5 Традиционнаякультура кубанского казачества.
Казачьясемья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в историиродной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклоркубанских казаков. Кубанский казачий хор.
3. Учебно — тематический план
1 год обучения
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
|
||
Всего |
Ауди тор ные |
Вне уади торные |
Характеристика деятельности обучающихся |
||
Первый год обучения. «В гостях у казаков» |
|
||||
|
Тема 1. Кубанские казаки. |
3 |
2 |
1 |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Познакомиться с традиционным убранством казачей хаты и блюдами казачьей кухни; Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий края, а также познакомиться с основными видами занятий казаков; Работать с иллюстративным материалом. Готовить сообщение об укладе кубанской семьи. Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
Тема 2. Традиции и обычаи кубанских казаков. |
7 |
5 |
2 |
|
|
Тема 3. Труд и быт. |
7 |
5 |
2 |
|
|
Тема 4. Православие в жизни кубанского казачества.
|
6 |
4 |
2 |
|
Тема 5. Кубанское казачье войско: история и современность. |
6 |
4 |
2 |
||
Тема 6. Традиционная культура кубанского казачества. |
4 |
2 |
2 |
||
|
ИТОГО: |
33 часа |
|
|
|
2 год обучения
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
|
||
Всего |
Ауди тор ные |
Вне уади торные |
Характеристика деятельности обучающихся |
||
Второй год обучения. «В гостях у казаков» |
|
||||
|
Тема 1. Кубанские казаки. |
3 |
2 |
1 |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Познакомиться с традиционным убранством казачей хаты и блюдами казачьей кухни; Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий края, а также познакомиться с основными видами занятий казаков; Работать с иллюстративным материалом. Готовить сообщение об укладе кубанской семьи. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
Тема 2. Традиции и обычаи кубанских казаков. |
6 |
4 |
2 |
|
|
Тема 3. Труд и быт. |
6 |
4 |
2 |
|
|
Тема 4. Православие в жизни кубанского казачества.
|
5 |
3 |
2 |
|
Тема 5. Кубанское казачье войско: история и современность. |
7 |
4 |
3 |
||
Тема 6. Традиционная культура кубанского казачества. |
7 |
4 |
3 |
||
|
ИТОГО: |
34 часа |
|
|
|
3 год обучения
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
|
||
Всего |
Ауди тор ные |
Вне уади торные |
Характеристика деятельности обучающихся |
||
Третий год обучения. «В гостях у казаков» |
|
||||
|
Тема 1. Кубанские казаки. |
5 |
3 |
2 |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Познакомиться с традиционным убранством казачей хаты и блюдами казачьей кухни; Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий края, а также познакомиться с основными видами занятий казаков; Работать с иллюстративным материалом. Готовить сообщение об укладе кубанской семьи. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
Тема 2. Традиции и обычаи кубанских казаков. |
6 |
3 |
3 |
|
|
Тема 3. Труд и быт. |
6 |
3 |
3 |
|
|
Тема 4. Православие в жизни кубанского казачества.
|
5 |
3 |
2 |
|
Тема 5. Кубанское казачье войско: история и современность. |
6 |
4 |
2 |
||
Тема 6. Традиционная культура кубанского казачества. |
6 |
3 |
3 |
||
|
ИТОГО: |
34 часа |
|
|
|
4 год обучения
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
|
||
Всего |
Ауди тор ные |
Вне уади торные |
Характеристика деятельности обучающихся |
||
Четвёртый год обучения. «В гостях у казаков» |
|
||||
|
Тема 1. Кубанские казаки. |
5 |
3 |
2 |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Познакомиться с традиционным убранством казачей хаты и блюдами казачьей кухни; Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий края, а также познакомиться с основными видами занятий казаков; Работать с иллюстративным материалом. Готовить сообщение об укладе кубанской семьи. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
Тема 2. Традиции и обычаи кубанских казаков. |
6 |
3 |
3 |
|
|
Тема 3. Труд и быт. |
6 |
3 |
3 |
|
|
Тема 4. Православие в жизни кубанского казачества.
|
5 |
3 |
2 |
|
Тема 5. Кубанское казачье войско: история и современность. |
6 |
4 |
2 |
||
Тема 6. Традиционная культура кубанского казачества. |
6 |
3 |
3 |
||
|
ИТОГО: |
34 часа |
|
|
|
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
РуководительШМС Руководитель ШНО
________ М.А.Коломойцева __________ В.В. Абрамова
протокол заседания № 1 протоколзаседания № 1 от «29 » августа 2022 г. « 29 »августа 2022 г.
