Частное общеобразовательное учреждение школа «ЭВРИКА»
Утверждаю: Приказ №119 от 01.09. 2021 г. Директор Моисеева Е.В.
М.П. |
Проверено: «30» августа 2021 г. Зам. директора по УВР Ледяева Н. А. |
Программа рассмотрена на заседании МО учителей Протокол № 1 от «27» августа 2021 г. Председатель МО учителей Ксенофонтова С. В. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Занимательноепрограммирование. Пиктомир»
Модифицированнаяпрограмма, разработана на основе авторской программы по программированию начальной общеобразовательной школы.
Авторы: программы Матвеевой Н.В., ЧелакЕ.И., Конопатовой Н.К., Панкратовой Л.П., Нуровой Н.А.
Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации:кружок
Класс: 1
Срок реализации: 33ч Разработчик: Захарова Е.А.,
учитель начальных классов
Самара, 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа повнеурочной деятельности «Занимательное программирование.Пиктомир» разработана всоответствии требованиями к результатам освоения основной образовательнойпрограммы начального общего образования ЧОУ школы «Эврика» на основе авторскойпрограммы Н.В. Матвеевой, Е.И. Челак, Н.К. Конопатовой,Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. «Информатика» для 1 – 4 классов начальной школы, Москва, БИНОМ,Лаборатория знаний, 2013 год.
Рабочая программа по внеурочнойдеятельности«Занимательное программирование. Пиктомир» способствует формированию и развитию научно-познавательной деятельностимладших школьников.
Программарассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
1.Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия |
|
Обучающийся получит возможность для формирования: · потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для себя видах деятельности; · выраженную познавательную мотивацию, интерес к новым способам познания; · положительное отношение к исследовательской деятельности; · понимание причин успеха в исследовательской деятельности; · способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
|
|
Регулятивные универсальные учебные действия |
|
Обучающийся научится: · принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; · действовать по плану и планировать свою деятельность; · понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем.
|
Обучающийся получит возможность для формирования: · учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; · планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане · преодолевать импульсивность, непроизвольность. |
Познавательные универсальные учебные действия |
|
Обучающийся научится: · планировать и составлять программу под руководством учителя и самостоятельно; · строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; · осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; · определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; · использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; · формулировать выводы на основании составленных программ.
|
Обучающийся получит возможность для формирования: · умения структурировать знания; · рефлексии способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; · определения основной и второстепенной информации. |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|
Обучающийся научится: · учитывать разные мнений и уметь обосновать собственное; · договариваться, находить общее решение; · выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
Обучающийся получит возможность для формирования: · формулировать собственное мнение и позицию; · договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; · задавать вопросы. |
Предметные результаты |
|
Обучающийся узнает: · основы алгоритмики, начальные знания и элементарные представления об алгоритмике, узнает компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования, как создавать действующие модели роботов — исполнителей с помощью предметов; · как демонстрировать технические возможности роботов-исполнителей с помощью создания алгоритма их действий, создавать алгоритмы действий на компьютере для роботов с помощью педагога и запускать их самостоятельно; · как обладать установкой положительного отношения к компьютеру, алгоритмике, к разным видам технического труда; · как работать с различными источниками информации. · самостоятельно создавать алгоритм действий по заданному направлению; уметь корректировать алгоритмы действий исполнителя. |
Обучающийся получит возможность научиться: · выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары); · пользоваться воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для роботов — исполнителей; · соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, предметами, необходимыми при организации игр с моделями – исполнителями, игр-театрализаций с детьми; · принимать собственные творческо-технических решения, опираясь на свои знания и умения.
|
Воспитательные результаты |
|
— первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. — второй уровень результатов – получение школьниками позитивного отношения к базовым ценностям общества, а так же ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается в коллективе. — третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами. |
Система оценкипланируемых результатов.
Оценка достиженийрезультатов внеурочной деятельности происходит в форме:
- проекты
- эксперименты
- конкурсы
- составление памяток.
Промежуточнаяаттестациявнеурочной деятельности осуществляется через защиту индивидуально-групповыхмини проектов учащихся и оценивается зачтено/не зачтено(награды, дипломы).
2.Содержание курса внеурочнойдеятельности
№ |
Раздел и его содержание |
Формы организации занятия |
1 |
Знакомство с компьютером; правила безопасности (базовый уровень). Основной предметной областью является познания в области естественно – научных представлений о компьютерах, их происхождении, предназначении, правилах безопасной работы на них. Дети знакомятся с краткой историей появления компьютеров, знаменитыми людьми в этой области, различными видами деятельности на компьютере: алгоритмика, программирование, вторичное моделирование, подготовка видео обзора.
|
Беседа. Практические работы: — Правила работы в компьютерном классе. — Правила техники безопасности. Гимнастика для глаз. — Информация. Информационные процессы. Способы передачи информации. — Знакомство с компьютером. История появления компьютера. — Устройство компьютера. Знакомство с клавиатурой, мышью. — Знакомство с мышью. Перетаскивание элементов. Один щелчок мыши. Двойной щелчок мыши. |
2 |
Знакомство с Роботом-Вертуном; подпрограммы (начальный уровень). Основной предметной областью является естественно — научные представления. На занятиях дети знакомятся с алгоритмом, исполнителем, программистом, Роботом – Вертуном, командами и их последовательностью, подпрограммами. Занятия посвящены изучению принципа действия алгоритма, исполнителя, а также знакомству с основными видами команд и движений.
|
Беседы. Практические работы: — Что такое алгоритмика, основные понятия. — Знакомство с Исполнителем, его функциями. Программа. — Знакомство с Роботом-Двуногом, командами, которые он выполняет. — Знакомство с Роботом-Вертуном. Изучаем команды. Игра 1; 2. — Заканчиваем изучать команды Робота-Вертуна. Игра 3. — Игра в Робота и Капитана. — Изучаем подпрограммы. Игра 3а. — Изучаем повторители. Выполнение заданий. Игра 3б. — Закрепление понятий «подпрограмма» и «повторители». Игры 4; 4а. — Игра 5. «Решаем с двумя повторителями». — Игра 6. «Повторители и подпрограмма». — Игра 7. «Закрашиваем 6 пар клеток, а потом последнюю клетку». |
3 |
Выполнение заданий; творческое программирование. Основной предметной областью являются естественно – научные представления о приемах творческого программирования. Этот модуль используется как справочный материал при работе с комплектом заданий. Он изучается и на отдельных занятиях, чтобы познакомить детей с основами программирования. Данный модуль совершенствует умения детей в самостоятельном экспериментировании в алгоритмике и программировании.
|
Беседы. Практические работы: — Игра 8. «Закрашиваем три четверки, а потом последнюю клетку». — Игра 8. «Закрашиваем три четверки, а потом последнюю клетку». — Игра 9. Две подпрограммы: команды А и Б. — Игра 9а. Усложняем предыдущую игру. — Тестовое задание «Роботы – Исполнители. Команды» — «Заключительная головоломка». Игра 10. Игра в Робота и Капитана. — Игра 10.1; 10.2. — Игра 10.3; 10.4. — Игра10.5. — Игра 10.6. — Игра 11.1. — Игра 11.2. — Игра 11.3. Игра в Робота и Капитана. — Робот-Фонарщик, его команды. — Повторение. Выполнение заданий. Игра в Робота и Капитана. |
Итого – 33 часа |
3.Тематическое планирование
№ |
Разделы |
Общее количество часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Планируемые воспитательные результаты |
1. |
Знакомство с компьютером; правила безопасности. |
5 |
1 |
4 |
1-ый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
2. |
Знакомство с Роботом-Вертуном; подпрограммы. |
12 |
4 |
8 |
2- ой уровень результатов – получение школьниками позитивного отношения к базовым ценностям общества, а так же ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
3. |
Выполнение заданий; творческое программирование.
|
16 |
4 |
12 |
2- ой уровень результатов – получение школьниками позитивного отношения к базовым ценностям общества, а так же ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
|
Итого |
33 ч. |
9 ч . (27 %) |
24 ч . (73 %) |
|
Список литературыдля учителя
1. Наука. Энциклопедия. – М.,«РОСМЭН», 2001. – 125 с.
2. Энциклопедический словарьюного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463с.
3.Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс,как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г.
4. Марьясова И.П. Компьютер в детском саду./Информатика в школе. Авторские курсы и методики.Методические рекомендации. Сб. Вып.2.-Пермь, 1997. С. 63-87.
5. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д.,Поддъяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии вдошкольном образовании. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
6. Интернет-ресурсы:
Список литературы для учащихся
1. Н.В. Матвеевой, Е.И.Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. «Информатика» для 1 –4 классов начальной школы. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 год.
2. Энциклопедическийсловарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.