X-PDF

Рабочая программа внурочной деятельности :ОДНКР 6 класс

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №8города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

______________ Ахмадеева Л.Г.

«31» августа 2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 8 Г.Бирска

___________________ Ахмадиева А.Н.

Приказ № 184-К от 31 августа 2022г.

 

 

Рабочаяпрограмма кружка

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

для6А, 6Б классов

на2022-2023 учебный год

Составилаучитель первой категории

СальниковаАнастасия Михайловна

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании ШМО

Классных руководителей

МБОУ СОШ №8 г. Бирска

Протокол №1 от 29 августа 2022 г.

Руководитель ШМО

 классных руководителей

__________ Ахмадеева Л.Г.


 

Рабочаяпрограмма составлена на основе нормативных документов:

1.       Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;

2.       Федеральный государственныйобразовательный Стандарт (Приказ МОиН РФ № 1897 от «17» декабря 2010 года);

3.       Изменения в приказ Министерстваобразования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 года № 1897 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования», (Приказ МОиН РФ от 29.12.2014 № 1644);

4.       Закон Республики Башкортостан от 1 июля2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;

5.       Постановление Главного государственногосанитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утвержденииСанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям иорганизации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организацииобучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологическиеправила и нормативы»);

6.       Основная образовательная программаосновного общего образования

7.       Муниципального бюджетного образовательногоучреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципальногорайона Бирский район Республики Башкортостан

8.       Положение МБОУ СОШ №8 «О кружковой работепо предметным кружкам Муниципального бюджетного общеобразовательного учрежденияСредняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального районаБирский район Республики Башкортостан»;

9.       Учебный план Муниципального бюджетногообщеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 городаБирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2022-2023учебный год.


 

Пояснительнаязаписка

Актуальность программызаключается в том, чтоданная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, чтопозволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся вдухе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российскихдуховно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.

Сохранениетрадиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой частикультурного и исторического наследия народов России — один из ключевыхнациональных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшейгуманизации и развитию российского общества, формированию гражданскойидентичности у подрастающих поколений.

Целями изученияучебного курса являются:

1.       создание условий длястановления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российскихдуховно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности кмногонациональному народу Российской Федерации;

2.       формирование и сохранениеуважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей ивероиспо- веданий, а также способности к диалогу с представителями другихкультур и мировоззрений;

3.       идентификация собственнойличности как полноправного субъекта культурного, исторического ицивилизационного развития страны.

Цели курса определяют следующие задачи:

1.       овладение предметнымикомпетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданскойидентичности обучающегося;

2.       приобретение и усвоение знанийо нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементахдуховной культуры современного общества;

3.       становление компетенциймежкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный,межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранениисобственной культурной идентичности;

4.       воспитание уважительного ибережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследиюнародов России;

5.       содействие осознанномуформированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритететрадиционных российских духовно-нравственных ценностей;

6.       формирование патриотизма какформы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории икультуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданскойидентичности для процветания общества в целом.

Основныевиды деятельности учащихся:

Пересказ эпизодовтекста, сообщения, презентации, составление вопросов, блиц-опросы, иллюстрацииотдельных тем, ответы на вопросы.

Используемыеметоды обучения:

рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа скнигой, демонстрация, иллюстрация, видео-метод.

Планируемыерезультаты:

Личностные результаты:

1.       воспитание российскойгражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое инастоящее многонационального народа России; осознание своей этническойпринадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,основ культурного наследия народов России и человечества; усвоениегуманистических, демократических и традиционных ценностей многонациональногороссийского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2.       формирование ответственногоотношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию исамообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ипостроению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базеориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетомустойчивых познавательных интересов, а также на основе формированияуважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимомтруде;

3.       формирование целостногомировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки иобщественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовноемногообразие современного мира;

4.       формирование осознанного,уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовностии способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5.       освоение социальных норм,правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении иобщественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6.       развитие морального сознания икомпетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственногоотношения к собственным поступкам;

7.       формирование коммуникативнойкомпетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего имладшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8.       формирование ценностиздорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального иколлективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизнии здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9.       формирование основэкологической культуры, соответствующей современному уровню экологическогомышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной ипрактической деятельности в жизненных ситуациях;

10.    осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятиеценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своейсемьи;

11.    развитие эстетического сознания через освоение художественногонаследия народов России и мира, творческой деятельности эстетическогохарактера.

Метапредметные:

1.       умение самостоятельноопределять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачив учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности;

2.       умение самостоятельнопланировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанновыбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3.       умение соотносить своидействия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельностив процессе достижения результата, определять способы действий в рамкахпредложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствиис изменяющейся ситуацией;

4.       умение оценивать правильностьвыполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5.       владение основамисамоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора вучебной и познавательной деятельности;

6.       умение определять понятия,создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельновыбирать основания и критерии для классификации, устанавливатьпричинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7.       умение создавать, применять и преобразовыватьзнаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8.       смысловое чтение;

9.       умение организовывать учебноесотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты наоснове согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать иотстаивать свое мнение;

10.    умение осознанно использовать речевые средства в соответствии сзадачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменнойречью, монологической контекстной речью;

11.    формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационныхтехнологий (далее — ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культуройактивного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12.    формирование и развитие экологического мышления, умение применятьего в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональнойориентации.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

1.       систематизировать материал изразных источников по духовно-нравственной культуре народов России;

2.       характеризовать суть понятий:духовность, нравственность, вера, менталитет, мировоззрение, коллективныйразум, религия, культура, быт, этнос, нация, народ, ареал, национальныйхарактер, душа, образ жизни, коллективное поведение, индивидуальность,национальный этикет, традиции, ритуалы, обряды, обычаи, привычки, этика,межнациональное общение, мировосприятие, духовные ценности симбиоз культур,культурная миграция и др. и применять их в практической деятельности;

3.       характеризовать развитиеотдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

4.       описывать явления духовнойкультуры;

5.       описывать духовные ценностироссийского народа и выражать собственное отношение к ним;

6.       раскрывать роль религии всовременном обществе;

7.       характеризовать особенностиискусства как формы духовной культуры.

8.       объяснять закономерностиразвития российской духовно-нравственной культуры и её особенностей,сформировавшихся в процессе исторического развития страны;

9.       сопоставлять особенностидуховно-нравственных ценностей России с духовно-нравственными ценностями народови обществ Востока и Запада;

10.    давать оценку событиям и личностям, оставившим заметный след вдуховно-нравственной культуре нашей страны;

11.    объяснять, как природно-географические и климатические особенностиРоссии повлияли на характер её народов, выработали уникальный механизм ихвзаимодействия, позволяющий сохранять свою самобытность и одновременно ощущатьсебя частью единого многонационального народа Российской федерации

Обучающиеся получат возможность научиться:

1.       сравнивать развитиепредставлений о морали, нравственности, духовных ценностях России саналогичными процессами в зарубежных странах; объяснять, в чем заключаютсяобщие черты, а в чем — особенности;

2.       применять знания подуховно-нравственной культуре России в научной деятельности и в повседневнойжизни;

3.       описывать процессы создания,сохранения, трансляции и усвоения достижений духовной культуры;

4.       характеризовать основныенаправления развития отечественной духовной культуры в современных условиях.

Рабочая программапредназначена для учащихся 6А и 6Б класса (возраст учащихся 11-12 лет):

Срок реализациипрограммы: программа рассчитана на 1 год обучения, объем программы -34 часа:

Режим занятий:кружок проводится 1 раз в неделю по1 часу, продолжительность занятия-45 минут.

Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народовРоссии» 6 класс(34ч.)

Введение (3ч). Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуренародов России. Что такое культура общества, что такое индивидуальная культурачеловека. Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российскойкультуры. Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей наразвитие культуры. Человек — носитель и творец культуры. Деятели науки,литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра и их вклад в развитиероссийской культуры.

Раздел 1. Религия и культура (18ч). Роль религии в развитии культуры. Вклад религиив развитие материальной и духовной культуры общества. Примеры интеллектуальных,нравственных, художественных культовых ценностей культуры. Представления осотворении мира в разных религиях. Культурное наследие христианской Руси.Влияние принятия христианства на развитие общества и становление культурынарода. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья ДревнейРуси и их влияние на развитие образования. Роль монастырей в развитииобразования. Традиции православной религии в воспитании детей. Художественныеценности христианства. Православный храм как культовое произведениеархитектуры. Икона — художественное произведение. Духовная музыка.Богослужебное пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.Православные праздники. Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России.VII—XII вв. —золотое время исламской культуры. Успехи науки и образования.Мечеть. —архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Рольмечети в развитии культуры и образования мусульман. Традиции ислама ввоспитании детей. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировойкультуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам.Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь. Мусульманскиепраздники. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора —ПятикнижиеМоисея. Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о сотворениимира. Синагога — дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный домевреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме. Культурные традициибуддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в России. Буддийскиемонастыри — очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь буддийскихмонахов. Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений. Искусствотанка. Буддийский календарь. Буддийские праздники.

Раздел 2. Как сохранить духовные ценности (5ч). Забота государства о сохранении духовныхценностей. Конституционные права граждан на свободу исповедования. Трудныепериоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России. Хранить памятьпредков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительностииз российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 3. Твой духовный мир (9ч). Что составляет твой духовный мир. Взглядычеловека на мир. Интересы, склонности, убеждения человека. Культура человека иего образованность. Влияние образования на повышение уровня культуры. Расширениепредставлений об истории, научных открытиях, событиях общественной жизни.Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств. Развитие в себечувства прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства.Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственныекачества человека.

Календарно-тематическое планирование учебного предмета

Введение (3ч).

№ занятия

Название темы

Число план

Число факт

 

1

Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России

Человек — носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры.

6.09

 

 

2

Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека. Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры.

13.09

 

 

3

Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие культуры.

20.09

 

 

Раздел 1. Религия и культура (18ч).

№ занятия

Название темы

Число план

Число факт

 

4

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

27.09

 

 

5

Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных культовых ценностей культуры.

4.10

 

 

6

Представления о сотворении мира в разных религиях.

11.10

 

 

7

Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие общества и становление культуры народа.

18.10

 

 

8

Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Роль монастырей в развитии образования.

25.10

 

 

9

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1194

Традиции православной религии в воспитании детей.

8.11

 

 

10

Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры.

15.11

 

 

11

Икона — художественное произведение.

22.11

 

 

12

Духовная музыка. Богослужебное пение. Колокольный звон.

29.11

 

 

13

Особенности православного календаря. Православные праздники.

6.12

 

 

14

Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII—XII вв.—золотое время исламской культуры. Успехи науки и образования.

13.12

 

 

15

Мечеть —архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования мусульман. Традиции ислама в воспитании детей. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры.

20.12

 

 

16

Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь. Мусульманские праздники.

27.12

 

 

17

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора

Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи.

17.01

 

 

18

Мифы, легенды о сотворении мира. Синагога — дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме.

24.01

 

 

19

Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в России.

31.01

 

 

20

Буддийские монастыри — очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь буддийских монахов.

1.02

 

 

21

Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений. Искусство танка. Буддийский календарь. Буддийские праздники.

8.02

 

 

Раздел 2. Как сохранить духовные ценности (5ч).

 

№ занятия

Название темы

Число план

Число факт

 

22

Как сохранить духовные ценности

15.02

 

 

23

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан на свободу исповедования.

22.02

 

 

24

Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России.

1.03

 

 

25

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков.

8.03

 

 

26

Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

15.03

 

 

Раздел 3. Твой духовный мир (9ч).

 

№ занятия

Название темы

Число план

Число факт

 

27

Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир.

22.03

 

 

28

Интересы, склонности, убеждения человека.

4.04

 

 

29

Культура человека и его образованность. Влияние образования на повышение уровня культуры.

11.04

 

 

30

Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной жизни.

18.04

 

 

31

Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств.

25.04

 

 

32

Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства.

2.05

 

 

33

Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.

9.05

 

 

34

Защита проектов

16.05

 

 

35

Нравственные качества человека.

23.05

 

 


 

Материально-техническоеобеспечение:

·                   Компьютер

·                   Мультимедийныйпроектор

·                   Проекционныйэкран

Информационноеобеспечение:

1.       Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы — http://katalog.iot.ru/ 

2.       Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -http://school-collection.edu.ru/

3.       Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — http://fcior.edu.ru

4.       Сайт издательства Вентана-Граф -http://www.vgf.ru/

5.       Сайт «Основы религиозных культур и светской этики» — http://orkce.apkpro.ru

6.       Сайт Министерства образования и науки РФ — http://www.mon.gov.ru

7.       Федеральный портал «Российское образование» — http://www.edu.ru

Списоклитературы.

1.       1.. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров «Основыдуховно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культурнародов России»: 4 класс, / автор составитель К.А. Кочегаров, М: Русскоеслово.;

2.       А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, Р.М.Мухаметшин «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основырелигиозных культур народов России»: 5 класс, / автор составитель К.А.Кочегаров, М: Русское слово.

3.       Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В.Поляков «Основы духовно – нравственной культуры народов России: 5 класс – М.:Вентана — Граф, 2015


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1194

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет