МУНИЦИПАЛЬНОЕАВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГАГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Дополнительнаяобщеобразовательная (общеразвивающая)
Программаволонтерского объединения
«ИМПУЛЬС»
Срокреализации – 2 года
Возрастучащихся – 14-18лет
Автор:Репина О.В
старшаявожатая
Гагино2022 год.
Содержание
1. Пояснительнаязаписка
2. Актуальностьпрограммы
3. Цель и задачипрограммы
4. Принципыреализации программы
5. Кадровоеобеспечение программы
6. Сроки и этапыреализации программы
7. Структураволонтёрского отряда
8. Направлениядеятельности, модули и формы работы
9. Ожидаемыерезультаты
10. План работы
11. Приложение
1. Пояснительная записка
Длячего мне золото и камни,
Что навечно спрятаны в горах,
И звезда на небе не нужна мне,
Коль не светит, прячась в облаках.
Ты хоть много проживи, хоть мало,
Но, скажу тебе я не тая,
Если боль других твоей не стала,
Прожита напрасно жизнь твоя.
Расул Гамзатов
Трудно представить себе общество, в котором людине готовы, хотя бы изредка, делать добрые дела – помогать другим, в том числечужим, незнакомым людям. Конечно, в разные времена и в разных странах понятиедоброе дело наполнялось разным содержанием. Но одно, пожалуй,всегда остается неизменным: доброе дело – это дело, которое никтоделать не обязан, но которое, согласно общественной морали, делать должны,правильно.
Детство – время активного социального“развертывания” растущего человека и освоения им социокультурных достижений иценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся иусложняющихся контактах.
Процесс воспитания активности должен строиться наоснове сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чистодетских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальнаяинициатива — это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшаяребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Добровольческие инициативы распространяются почтина любую сферу человеческой деятельности — работу с социально-незащищеннымислоями населения (инвалидами, престарелыми); развитие проектов, укрепляющих духсоциальной терпимости; миротворчество, разрешение конфликтов; экологическаязащита; активизация населения в глубинке и т.д. Добровольцы участвуют впостоянно идущих процессах политических и социальных изменений.
Волонтёры и их организации вовлекаются вдобровольческие проекты на основании личного решения, инициативы и уверенностив задачах и идеалах добровольчества. Добровольцы не являются дешевойрабочей силой, их инициатива и энергия привлекаются к работе по ихсобственному добровольному желанию и являются катализирующим элементом в работевсего проекта.
Волонтерская работа помимо социального эффектадает ребятам навыки организаторской работы, взаимодействия с людьми, зачастуюсложными в общении.
Существует потребность в воспитании у детейдоброты, милосердия, сострадания, способности прийти на помощь другомучеловеку. Всему этому может научитьволонтерское движение. Его приверженцы не преследуют собственных корыстныхцелей, занимаются благотворительной деятельностью, имеющей общественно-полезныйхарактер.
Участниками волонтёрского движения могут статьподростки не только старшего и среднего, но и младшего возраста. Содержаниедеятельности волонтерского отряда таково, что способствует формированиюактивной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активнойсоциальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярковыраженных лидерских способностей.
Программа волонтёрского объединения «Импульс» – комплекснаяпрограмма развития детского волонтёрского движения, основными идеями которой является воспитание поколения тех, ктоведет здоровый образ жизни и призывает к этому других, кто способен помочь,понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальнаяпомощь, основанная на уважении к человеку.
Актуальность программы.
Проблемеформирования здорового образа жизни и разумного стиля поведения в молодежнойсреде в последние годы уделяется самое пристальное внимание как специалистовмедиков, призванных в силу своих профессиональных обязанностей заниматьсяданной проблемой, так и работников образования.
Развитие профилактической работы – важный компонент воспитания молодежи. Нопрофилактическая работа, проводимая взрослыми, не всегда рассматриваетсянекоторыми представителями молодежи как первоочередная и важная. Стремясь кнезависимости, подростки одновременно подвержены негативному влиянию. Табак,алкоголь, наркотики ими воспринимаются как атрибуты взрослой жизни. Нередкоребята начинают их употреблять в группе сверстников или более старших ребят,неосознанно следуя сложившимся традициям и стереотипам поведения взрослых вотношении употребления психоактивных средств. Подростки склонны отрицатьавторитет взрослых, а общение со сверстниками проходит в более доверительнойобстановке, и информация воспринимается с меньшим сопротивлением. Именнопоэтому в нашей школе было создано волонтерское объединение. Волонтеры – этоактивные помощники и организаторы молодежных мероприятий любого направления,которые несут информацию о здоровом образе жизни и активно пропагандируютличным примером идею ЗОЖ. Стремительные политические,социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новыетребования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в среднейшколе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации иинформатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей,подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни,сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании исобственном приобретённом опыте.
Воснове любого волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешьпочувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близоквсем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизньобщества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Цель:
Создание условийдля развития волонтёрского движения в школе как одной из форм занятости,формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность,а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности,профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Задачи:
· Показыватьпреимущества здорового образа жизни на личном примере.
· Пропагандироватьздоровый образ жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов ит.д.)
· Формироватьсплоченный деятельный коллектив волонтёров.
· Создаватьусловия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную наснижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковойсреде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;
Принципы реализации программы
Для успешной реализации программы необходимоиспользовать определенную группу принципов, составляющих целостную и неделимуюоснову Программы. Принципиальные основы деятельности взрослого:
· обеспечение безопасности ребенка
· достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов
· организация совместной деятельности “Взрослый – ребенок”
· продуманная, логичная система вовлечения подростка в ту или инуюдеятельность
· максимальное использование имеющихся материально-технических ресурсов
Принципиальные основы деятельности ребенка:
· добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности
· реализация личных способностей ребенка
· значимость деятельности ребенка
· положительный результат участия в Программе
Кадровое обеспечение программы
· Заместителидиректоров школы по ВР и УВР
· Старшаявожатая
· Социальныйпедагог
· Школьныйпсихолог
· Классныеруководители
· Педагогидополнительного образования
· Школьныйбиблиотекарь
Сроки и этапы реализациипрограммы
1 этап – Подготовительный (сентябрь 2022 г.)
2 этап – Основной (октябрь 2022 г. – май 2023г.)
3 этап – Подведение итоговработы (июнь2023г.)
Подготовительныйпериод
· Сбор, анализ, обобщение материала необходимого для реализациипроекта на основе учета тематики деятельности отряда
· Установление внешних связей с социальными и образовательнымиучреждениями
· Размещение информации об отряде, набор желающих в профильный отряд
Организационныйпериод
· Сбор отряда
· Знакомстводетей с законами, традициями и правилами жизнедеятельности отряда
· Стартпрограммы
· Разработкасимволики творческого объединения
Основной период
· Реализация основной идеи программы
· Личностный рост каждого ребенка в ходе реализации программы
· Организация и проведение благотворительных акций, агитационныхмероприятий, проведение тренингов
Итоговый период
· Психолого-социально-педагогический анализ итогов работы
· Планирование дальнейшей деятельности творческого объединения
Структура волонтёрского отряда
Руководитель обеспечивает координацию всейдеятельности, подбирает ребят и распределяет между ними обязанности, организуетработу волонтеров.
Важным условием является творческий подход,заинтересованность, тактичность.
Статьволонтером может любой подросток с 14 лет.
Направления деятельности волонтёрского отряда
1. спортивное
2. социальное
3. экологическое
4. интеллектуальное
5. виртуальное
Модули и формы работы
Название модуля |
Формы работы |
Информационный модуль |
Беседы, групповые занятия волонтеров для учащихся, изготовление плакатов, видео, акции волонтеров, листовки, буклеты, флайеры |
Тренинговый модуль |
Обучающие занятия с волонтерам, мини-тренинги для учащихся, интерактивные игры |
Альтернативный модуль |
КВНы, игры, конкурсы, дни единых действий, концертные программы, участие в конкурсах и фестивалях
|
Формы работы по подготовке волонтёров
· Теоретические групповые занятия
· Тренинги
· Круглые столы
· Встречи со специалистами
· Работа с социально незащищенными слоями населения (пожилые люди,люди с ограниченными возможностями)
· Работа с детьми и молодежью (в детских домах, интернатах для детейс ограниченными возможностями, школах, детских садах и т.д.)
· Реализация проектов, направленных на предотвращение конфликтов,развитие идей терпимости в обществе
· Развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образажизни среди молодежи, профилактику курения, алкоголизма, употреблениянаркотиков
Ожидаемые результаты
Основной результатработы для обучающихся — формирование в ходедеятельности более ответственной, адаптированной, нацеленной на здоровый образжизни личности.
В ходе реализации программы обучающиеся должны:
· овладеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать своюпозицию по социально значимым проблемам
· овладеть навыками конструктивного общения с окружающими, применятьнормы и правила уважительного отношения к окружающим
· способствовать участию школы в акциях волонтёрских организацийрайона
Основной результат работы для педагога:
· увеличить количество детей и подростков, вовлеченных в волонтёрскоедвижение
· привлечь детей и подростков к общественно значимой деятельности
· способствовать уменьшению количества несовершеннолетних, состоящихна ВШК,ПДН,КДН
Распространениеинформации о работе волонтёров
· Оформление страницы нашкольном сайте, публикации в СМИ (в школьной газете «Школьный вестник», в газете«Гагинские вести»)
· Оформление уголкаволонтёрского движения для пропаганды волонтёрского движения
· Презентации волонтёрскогодвижения на различных мероприятиях, имеющих социальную направленность
Заповеди волонтёров школы
1. Найди того, кто нуждается в твоейподдержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезнойдля окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твояценность — в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своихтоварищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельностиволонтера
1. Если ты волонтер, забудь леньи равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь генератором идей!
3. Уважай мнение других!
4. Критикуешь – предлагай,предлагаешь — выполняй!
5. Обещаешь – сделай!
6. Не умеешь – научись!
7. Будь настойчив в достижении целей!
8. Веди здоровый образ жизни!Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтёров
1.Хотим, чтобы стало модным –Здоровым быть и свободным!
2. Знаем сами и малышей научим, каксделать свое здоровье лучше!
3. Акции – нужное дело и важное.Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: глупо — самимпричинять себе вред!
4. Кто тренируется и обучается, утого всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятнообщаться, действовать хочется!
5. Готовы доказать на деле: Здоровыйдух – в здоровом теле!
6. Снова и снова скажем народу:«Зависимость может украсть свободу!»
7. Проблема. Цели. Ресурсы и срок. Вработе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальноепроектирование!
8. День волонтера имел успех.Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – испытание,клятва и посвящение!
9.Соблазнов опасных подальше держись.С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь «нет» и «да» И помни, чтовыбор есть всегда
План
работы волонтерской команды по реализации программы на I полугодие
№ |
Мероприятие |
Дата |
1 |
Зачисление в ВО «Импульс» |
02.09.22 |
2 |
Тренировочное занятие с членами ВО |
06.09.22 |
3 |
Лекция «Волонтерство в школе» |
08.09.22 |
4 |
Классные часы для 1 классов «Дорога без опасности» |
13.09.22 |
5 |
Акция для родителей «Твой ребенок пешеход» |
15.09.22 |
6 |
Создание и анонсирование презентации по соблюдению правил дорожного движения |
20.09.22 |
7 |
Оформление стендов по правилам дорожного движения |
22.09.22 |
8 |
Тренинг с психологом: «Познай себя и других» |
27.09.22 |
9 |
Подведение итогов за месяц |
39.09.22 |
10 |
Помощь в организации мероприятия ко Дню учителя. Поздравление учителей-пенсионеров |
04.10.22 |
11 |
Беседа «О вредных привычках» |
06.10.22 |
12 |
Оформление стенда об опасности вредных привычек |
11.10.22 |
13 |
Стенд «Кто такие волонтеры» |
13.10.22 |
14 |
Акция « Стань волонтером» |
18.10.22 |
15 |
Акция «Корзина добра» |
20.10.22 |
16 |
Тренинг: «Умей сказать – НЕТ!» |
01.11.22 |
17 |
Классные часы для 5 классов на тему: « Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма» |
08.11.22 |
18 |
Акция «Синичкин день» онлайн ( фото кормушек) |
10.11.22 |
19 |
Беседа на тему: «Толерантность, терпимость» |
15.11.22 |
20 |
Оформление стенда на тему: «закаляйся как сталь» |
17.11.22 |
21 |
Круглый стол на тему: «Специфика общения волонтеров с детьми с особенностями в развитии» |
22.11.22 |
22 |
Просмотр фильма о работе волонтёров-поисковиков |
24.11.22 |
23 |
Распространение листовок «СТОП ВИЧСПИД» |
29.11.22 |
24 |
Подготовка выступления Мы выбираем ЗОЖ |
01.12.22 |
25 |
Акция ко дню добровольчества |
06.12.22 |
26 |
Урок с психолог «О контроле над собой» |
08.12.22 |
27 |
Акция «Вам выбирать» |
13.12.22 |
28 |
Волонтёрские посиделки |
15.12.22 |
29 |
Тренинг «Ты и команда» |
20.12.22 |
30 |
Проведение Урока социальной активности |
22.12.22 |
31 |
Подведение итогов работы за I полугодие |
27.12.22 |
32 |
Акция « Поздравление от Деда Мороза» |
29.12.22 |
Литература:
1. Алемаскин М.А.Воспитательная работа с подростками. — М., 1998.
2. Анисимов Л.Н. Профилактикапьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. – М., 1999.
3. Комарь В.Д. Предупреждениеи преодоление отклонений в поведении подростков, ж. Классный руководитель, 2003№ 4.
4. Петровский А.В. Бытьличностью. – М., 1999.