Приложение № 1 к приказу директора
МКОУ«Нижнеусцелемовская СОШ»
от 31.08.2022г. № 138/2
Рабочая программа воспитания
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
МКОУ «Нижнеусцелемовская СОШ»расположена в 10 километрах от районного центра. Школа небольшая одноэтажная,но очень уютная . В школе царит атмосфера добра, взаимопонимания и творчества. В школе обучаются дети из трёх населённых пунктов, расположенных на территорииНижнеусцелемовского сельского поселения. В школу учащихся доставляют, а послезанятий развозят на школьном автобусе. На территории сельского поселенияпроживают люди многих национальностей и поэтому культура многообразна иинтересна. Школа находится при въезде в село, за школой находится искусственныйводоём. На территории поселения есть детский сад, ФАП, ДК, библиотека,несколько магазинов, преимущественно продуктовых. В селе действующее с/хпредприятие. Родители некоторых детей работают в хозяйстве, но занятостьнебольшая, так как коллективное хозяйство находится на грани банкротства. Некоторые родители работают вахтовым методом. Местное население занимаетсяразведением с/х животных и имеют ЛПХ.
В школе развита системадополнительного образования. Школа сотрудничает с Уйским ЦВР,
Кидышевской ДШИ №3, Уйской ДЮСШ.Дети посещают различные кружки и секции. Являются
участниками и победителямиконкурсов, концертов, олимпиад,соревнований. Выпускникишколы поступают в учебные заведения разного уровня, расположенные как натерритории Челябинской области , так и за её пределами.
Процессвоспитания в образовательной организации основывается на следующих принципахвзаимодействия педагогов и школьников:
-неукоснительное соблюдение законности иправ семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке исемье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательнойорганизации;
-ориентир на создание в образовательнойорганизации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого,без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
-реализация процесса воспитания главнымобразом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединялидетей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивнымиэмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
-организация основных совместных делшкольников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
-системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательнойорганизации являются следующие:
—стержнемгодового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела,через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
-важной чертой каждого ключевого дела ибольшинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов ишкольников является коллективная разработка, коллективное планирование,коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
-в школе создаются такие условия, прикоторых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах(от пассивного наблюдателя до организатора); — в проведении общешкольных делотсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивноемежклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальнаяактивность;
-педагоги школы ориентированы наформирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций ииных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищескихвзаимоотношений;
-ключевой фигурой воспитания в школеявляется классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную,личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешенииконфликтов) функции.
2. Цели и задачи воспитания
В «Концепции духовно-нравственногоразвития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Общеобразовательныеучреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности италанты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентноммире».
Сущность воспитательного процессасостоит в подчинённости всех его частей и функций основной задаче -формированию целостного человека, гражданина России. Цель воспитания -личностное развитие школьников, проявляющееся:
1. в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало наоснове этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3. в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть вприобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Задачи:
1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел наоснове традиций школьного коллектива;
2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,поддерживать активное участие в жизни школы;
3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать ихвоспитательные возможности;
4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока,поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление как на уровнешколы, так и на уровне классных сообществ;
6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детскихобщественных объединений и организаций;
7. организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы иреализовывать их воспитательный потенциал;
8. организовывать профориентационную работу со школьниками;
9. организовывать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательныйпотенциал; 10. развивать предметно-эстетическую среду школы реализовывать еевоспитательные возможности;
11. организовать работу с семьямишкольников, их родителями или законными представителями, направленную насовместное решение проблем личностного развития детей. Целевые приоритетыначального образования:
Знание младшим школьником данных социальных норм:
• быть любящим, послушным и отзывчивым;
• быть трудолюбивым;
• знать и любить свою Родину;
• беречь и охранять природу;
• проявлять миролюбие;
• стремиться узнавать что-то новое;
• быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
• соблюдать правила личной гигиены, вести здоровый образ жизни;
• уметь сопереживать, устанавливать хорошие уважительные отношенияс другими людьми;
• быть уверенным в себе, открытым и общительным; уметь ставитьперед собой цели проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действоватьсамостоятельно, без помощи старших.
Целевые приоритетыосновного образования:
создание благоприятных условий дляразвития социально значимых отношений школьников:
— к семье…;
— к труду..;
— к своему Отечеству:
— к природе как источнику жизни на Земле..;
— к миру как главному принципу человеческого общежития..;
— к знаниям как интеллектуальному ресурсу..;
— к культуре как духовному богатству общества..;
— к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека..;
— к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности..;
— к самим себе как хозяевам своей судьбы..;
Целевые приоритеты среднегообразования; создание условий для приобретения школьниками опыта:
— дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
— трудовой деятельности, участие в производственной практике;
— дел, направленных на пользу Родине, опыт деятельного выражениясобственной гражданской позиции;
— природоохранных дел;
— разрешения возникающих конфликтных ситуаций..;
— самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научныхисследований, опыт проектной деятельности;
— изучения, защиты восстановления культурного наследия человечества, опыта творческого самовыражения;
— ведения здорового образа жизни заботы о здоровье других людей; -оказания помощи окружающим.., волонтерский опыт;
— самопознания и самоанализа.
3. Виды, формы и содержание деятельностиИнвариантные модули
3.1. Модуль «Классное руководство»
Классный руководитель осуществляет работу с класснымколлективом.
Работа ведётся в комплексе : обучающиеся — классныйруководитель- учителя, работающие в данном классе — социальный педагог — педагог — психолог — педагог- организатор — родитель
(законный представитель)
Работа с класснымколлективом:
— Помощь в организации, проведении и анализе классного коллективаобщешкольных дел (классные часы по циклограмме: ЗОЖ, культуражизнедеятельности, организационные, развивающие).
— Познавательная; трудовая, спортивно-оздоровительная,духовно-нравственная, творческая, деятельность, позволяющая вовлечь обучающихсяс самыми разными потребностями и возможностями самореализации (мероприятия,конкурсы, реализация общешкольных проектов, добрые дела, акции и др.);
— Сплочение коллектива класса через организуемые класснымируководителями и родителями совместные мероприятия (организация самоуправленияв классных коллективах, распределение поручений. выработка единых норм и правилжизнедеятельности). Индивидуальная работа с обучающимися:
— Изучение особенностей личностного развития обучающихся классачерез погружение в мир человеческих отношений и соотнесение результатовнаблюдения с результатами бесед классного руководителя с родителями (законнымипредставителями) обучающихся, учителямипредметниками; учителями дополнительногообразования, со школьным психологом и соц. педагогом (по мере необходимости).
— Поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии,вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблематрансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую онисовместно стараются решить.
— Мониторинг личных достижений каждого обучающихся класса. Индивидуальнаяработа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио,в которых обучающиеся фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,личностные достижения. Совместно с классным руководителем ведется работа поанализу своих успехов, планируется дальнейшая деятельность.
— Проведение работы по коррекции поведения ребенка через беседы сним, с его родителям
(законными представителями), с другимиобучающимися класса; направление к специалистам (по мере необходимости),отстаивание его прав. Отслеживание свободного времени проведения обучающихся ипривлечение их в объединения по интересам.
Работа с учителями,преподающими в классе:
Формированиеединства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросамвоспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителями -предметниками и обучающимися, родителями (законными представителями); — Проведениепедсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса, Привлечениеучителей-предметников к участию, дающему педагогическим работникам возможностьлучше узнавать и понимать своих обучающихся;
— Привлечение учителей к участию в родительских собраниях классаобъединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителямиобучающихся или законными представителями:
— Регулярное информирование родителей о школьных успехах ипроблемах их детей, о жизни класса в целом;
— Помощь родителям школьников или их законным представителям врегулировании отношений между ними, администрацией школы иучителями-предметниками;
— Организация родительских собраний, происходящих в режимеобсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
— Создание и организация работы родительских комитетов классов,участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросоввоспитания и поучения их детей;
— Привлечение членов семей школьников к организации и проведениюдел класса; — Организацияна базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований; направленных насплочение семьи и школы;
— Еженедельное проведение урока «Разговоры о важном»: обсуждениесобытий, происходящих в школе, в городе, регионе, в стране; формированиепредставлений о государственной символике РФ: изучение истории герба, флага игимна РФ; изучение правил применения государственных символов; формированиеответственного отношения к государственным символам, в том числе знакомство смерами ответственности за нарушение использования или порчу государственныхсимволов; обсуждение тем по усмотрению классного руководителя.
3.2. Модуль «Школьный урок»
Реализацияшкольными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
— еженедельное (понедельник, 1-й урок) совместное прослушиваниеобучающимися и учителем Государственного гимна РФ, способствующее формированиюпризнания обучающимися ценности государственных символов РФ и уважения к ним (ссоблюдением требований, установленных Федеральным Конституционным законом оГосударственном гимне РФ);
— Обязательное включение темы государственной символики РФ в содержаниеуроков; — Установлениедоверительных отношений между учителем и обучающимися; — Побуждение обучающихся соблюдатьна уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с педагогами исверстниками;
— Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых науроке явлений, организация деятельности с получаемой во время урокаинформацией, обсуждение, высказывание своего мнения;
— Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета; — Применение на урокеинтерактивных форм работы обучающихся; стимулирующих познавательную мотивациюшкольника;
— Организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над ихнеуспевающими одноклассниками;
— Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся,
Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогови обучающихся на учебном занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям иопыту перейти в социально значимые виды самостоятельной деятельности.
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Общеинтеллектуальное направление внеурочнойдеятельности
Помощь обучающимся в освоенииразнообразных доступных им способов в познании окружающего мира, развитиепознавательной активности и любознательности, формирование научной картинымира. Общекультурное направление внеурочной деятельности.
Развитие эмоциональной сферыобучающихся; чувств прекрасного, творческих способностей; формирование навыковпродуктивной индивидуальной и коллективной деятельности навыков межличностногообщения , интереса к творческим профессиям.
Социальное направление внеурочнойдеятельности
Помощь обучающимся в освоении разнообразныхспособов деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения;развитие активности и пробуждение стремлений к самостоятельности и творчеству,
Духовно-нравственное направление внеурочнойдеятельности
Освоение детьми духовных ценностеймировой и отечественной культуры; подготовка их к самостоятельному выборунравственного образа жизни, формирование гуманистического отношения кокружающим.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочнойдеятельности
Развитие ценностного отношения к своемуздоровью, побуждение обучающихся к здоровому образу жизни, воспитание силыволи, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Помогаетобучающимся освоить, разнообразные способы деятельности:
трудовые,
Игровые, двигательные умения.
3.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законнымипредставителями школьников проводится с целью привлечения их к совместнойработе и обеспечивается установлением партнёрских отношений с семьёй каждогоребенка.
На групповом уровне
— Совет родителей участвует в управлении образовательной организацией ирешениях в вопросах воспитания и социализации обучающихся;
-Всеобучи, мастер-классы, семинары, круглые смолы по обменуопытом, по лучение рекомендаций с приглашением специалистов:
-Дни открытых дверей для посещения родителями (законнымипредставителями) уроков и внеурочных занятий с целью получения представлений оходе учебно-воспитательного процесса;
-Общешкольные родительские собрания, классные родительскиесобрания и родительские собрания по уровням обучения — для получения знаний оработе ОО и обсуждение наиболее острых проблем обучения воспитанияобучающихся;
— Информирование родителей на школьном интернет-сайте, а так же ихконсультирование через СМИ;
— Родительские семейные клубы, позволяющие создать площадку длясовместного проведения досуга и общения,
На индивидуальном уровне
-Работа специалистов по запросу родителей (законныхпредставителей), индивидуальное консультирование по вопросам обучения ивоспитания;
— Помощь со стороны родителей (законных представителей) вподготовке и проведении общешкольных мероприятий воспитательной направленности,
3.5. Модуль «Самоуправление»
Самоуправление в школе развивает уобучающихся самостоятельность, лидерские качества, ответственность, трудолюбие,предоставляет возможность для самовыражения и самореализации.
Законодательное собрание ученическогоСовета школы «Школьная страна» является высшим органом самоуправления. Науровне школы
— Проводит работу через действующего школьного актива, состоящего извыборных представителей каждого классного коллектива ОО;
— Информирует обучающихся школы обо всех принятых ими решениях; -Организует работу классов, предпринимает действия по сплочению школьногоколлектива;
— Контролирует соблюдение нрав и обязанностей обучающихся школы, Науровне классов
— Проводит работу через деятельность выборных органов самоуправления,отвечающих за различные направления работы класса На индивидуальном уровне
— Вовлекает обучающихся в планирование, организацию, проведение.
анализ общешкольных и классных дел;
-Реализовывает обучающимися функций контроля деятельности.
3.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогови школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональноепросвещение школьников, диагностику и консультирование по проблемампрофориентации, организацию профориентационных практик и профессиональных пробшкольников, Задача совместной деятельности педагога и ребенка :
-подготовить школьника к осознанному выбору его будущейпрофессиональной деятельности;
-помочь сопоставить свои возможности с требованиямивыбираемых профессий;
-формироватьу обучающихся и выпускников школы мотивационной основы для полученияначального и среднего профессионального образования и выбора ими рабочихпрофессий; — повышать информированность обучающихся об основных профессиях, покоторым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров. На уровнешколы
— Циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовкушкольника к осознанному планированию и реализации своего профессиональногобудущего;
— Профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках тойили иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
— Экскурсии на предприятия; дающие школьникам начальные представления осуществующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
— Посещение и организация профориентационных выставок, дней открытыхдверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
-Совместное с педагогами изучение интернет ресурсов,посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования;
-Участие в работе всероссийских профориентационных проектов,Созданных в сети интернет; — Индивидуальное консультирование психолога дляобучающихся и их родителей по выбору профессий;
— Освоение школьниками основ профессии в рамках курсов по выбору,включенных в основную образовательную программу школы или в рамках курсовдополнительного образования, курсов внеурочной деятельности, а так же обучениепо программе профессиональной деятельности «Мой выбор», «Готов к труду иобороне».
Вариативные модули
3.7. Модуль «Ключевые школьные дела»
Ключевые дела — это главные традиционныеобщешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся.
Ключевые общешкольные дела, черезкоторые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов:
— коллективная разработка,
-коллективное планирование,
-коллективное проведение и коллективный анализ результатовкаждого ключевого дела большинства используемых для воспитания другихсовместных дел педагогов, школьников, родителей (законных представителей).
Вне образовательной организации
— Ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися ипедагогическими работниками комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности, ориентированные на преобразованиеокружающего шкоду социума (проекты, акции, добрые дела);
— Проводимые для социума и организуемые совместно с семьямиобучающихся виды спортивной и творческой деятельности, которые открываютвозможности для творческой самореализации обучающихся и включают их вдеятельную заботу об окружающих (митинги, спортивные эстафеты, фестивали,концертная деятельность, акции по уборке территорий, посадка деревьев и др.),
На уровне образовательной организации
— Ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми дляобучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в приобретениикоторых участвуют все классы школы;
— Связанные с переходом обучающихся на следующую ступеньобразования, символизирующие ими новых социальных статусов и развивающиешкольную идентичность обучающихся (общешкольные праздники, школьные проекты,фестивали, Дни Здоровья и др.); — Участиеобучающихся и педагогических работников в школьных, муниципальных,региональных, всероссийских конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, тем самымвнося значительный вклад в развитие школы.
На уровне классов
— Делегирование представителей классов в общешкольное ученическоесамоуправление, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
— Реализация общешкольных ключевых дел;
— Итоговый анализ общешкольных ключевых дел, участие представителейклассов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольного
СоветаОбучающихся «Новое поколение», На уровне обучающихся:
— Вовлечение каждого обучающегося в ключевые дела школы (по возможности);
— Освоение навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
— Наблюдение за поведением обучающегося, за его отношениями сосверстниками, старшими и мадшими обучающимися, с педагогическими работниками идругими взрослыми; — Коррекция поведения обучающегося (при необходимости) черезпредложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тотили иной фрагмент общей работы.
3.8. Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование — это видобразования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательныхпотребностей человека в интеллектуальном, духовнонравственном, физическомпрофессиональном совершенствовании. Ценность дополнительного образования втом, что оно дает обучающимся почувствовать важность обучения в школе,побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует реализацииЗнании, получаемых на уроках.
Техническая направленность
Ориентирована на развитие интереса детей кинженерно-техническим и информационным технологиям научно-исследовательской иконструкторской деятельности, способствует развитию технических и творческихспособностей, формированию логического мышления, умения анализировать иконструировать,
Туристско-краеведческая направленность
Ориентированана познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословныхи семейных ценностей, являются источником социального, личностного и духовногоразвития обучающихся. Естественнонаучная направленность
Формирует уобучающихся систему естественнонаучных знаний, умений, навыков, опытапознавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций.
Художественная направленность
Позволяет обеспечить познавательную,продуктивную и творческую деятельность обучающихся, расширить кругспособностей и знаний в различных направлениях деятельности, привитьхудожественный вкус и развить творческую активность
Физкультурно –спортивная направленность
Включает следующие группы программ:спортивная подтотовка (спортивная акробатика, художественная гимнастика,хоккей, футбол, волейбол, баскетбол, шашки, шахматы, различные виды борьбыдругие виды спорта), общая физическая подготовка и лечебная физкультура(фитнес, аэробика, йога, лечебная физкультура, ритмическая гимнастика и др.)
Социально-педагогическая направленность
Включает следующие группы программдополнительного образования: гражданскоправовые (знакомство с правовыми нормамиотношений в государстве, создание и реализация гражданско-патриотическихпроектов, изучение истории государства, патриотического воспитания),
3.9. Модуль «Наставничество»
Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое дляуспешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий дляформирования эффективной системы поддержки самоопределения и профессиональнойориентации обучающихся, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее— педагоги) ОО в их профессиональном становлении, приобретении профессиональныхкомпетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. — Улучшениепоказателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферахдеятельности;
-Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной исоциально- продуктивной деятельности в современном мире, содействие егопрофессиональной ориентации; — Раскрытие личностного, творческого ипрофессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализацииих индивидуальной образовательной траектории; — Обучение наставляемыхэффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе:
— Формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолеватьтрудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, атакже при выполнении должностных обязанностей;
— Ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов,развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнятьвозложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
— Сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов приприеме на работу, закрепление педагогических кадров в ОО и созданиеблагоприятных условий для их профессионального и
должностного развития;
— Создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным ипрофессиональным опытом для каждого субъекта, участвующих в наставническойдеятельности;
— Выработка у участников системы наставничества высокихпрофессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности,дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальномуразвитию;
— Формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ОО, в которомвыстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками,
3.10. Модуль «Организацияпредметно-эстетической среды» Предметно-эстетическая среда школы — это нетолько предметное окружение в помещениях здания и вокруг, прежде всего-тогармонично организованное учебновоспигательное пространство, содержащееисточники информации -воспитательный потенциал -отражение взаимосвязипедагогического и ученического коллектива, родителем (законных представителей),социума.
Окружающая ребенкапредметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации,обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувствавкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимаетнастроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивномувосприятию ребенком школы,
— Оформление интерьера школьных помещений и их периодическаяпереориентация; — Размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческийпотенциал, а также знакомящих их с работами друг друга:
— Озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудованиево дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных иприспособленных для школьников разных возрастных категорий;
— Благоустройство классных кабинетов, осуществляемое класснымируководителями вместе с обучающимися своих классов;
— Событийный дизайн — оформление пространства проведения конкретныхшкольных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческихвечеров, выставок, собраний, конференций и т.д.);
— Акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитанияценностях школы, ее традициях, правилах.
3.11. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа(совместно создаваемых школьниками, педагогами и родителями средствраспространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативнойкультуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержкатворческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиареализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
Журнал «Искорка» -печатное издание, посвящённое событиям школьной и внешкольной жизни.Периодичность издания газеты один раз в месяц, включаю летние каникулы, в течение учебного года в печатном и электронном вариантах (размещение на официальномшкольном сайте). Работа с печатным изданием строится на принципах демократизма,добровольности, соблюдения прав участников образовательного процесса, этическихи моральных норм. В состав разновозрастного объединения журнала входят:редактор школьного журнала, журналисты, корректор и дизайнер журнала. Редакторутверждает концепцию журнала, его дизайн и направленность, несётответственность за содержание журнала, соблюдение сроков его выходы в печать,утверждает предлагаемые в журнал рисунки и фотоматериалы. Журналисты занимаютсяподготовкой репортажей, пишут очерки, эссе, ведут журналистские расследования,интервью с интересными людьми и др. корреспонденты осуществляют проверкуматериалов, подготовленных в печать и передают дизайнеру, который занимаетсяразмещением информации и последующей вёрсткой журнала.
В процессе работы надсозданием журнала учащиеся приобретают навыки литературного творчества ижурналистской работы, при издании школьного журнала создаётся уникальнаятворческая обучающая среда, которая стимулирует интерес подростков к развитиюсобственных интеллектуальных способностей, активно мобилизует их творческиесилы, систематизирует и закрепляет приобретённые ранее профессиональные уменияи навыки в литературном творчестве, в издательском деле, в полиграфии, дизайне,компьютерных технологиях, развивает коммуникативные способности.
Ежечетвертная газета«Переменка», на страницах которой освещаются наиболее интересные событияиз жизни школы, новости с классных и общешкольных мероприятий, участие учащихсяв конкурсах и олимпиадах разного уровня, деятельность школьного самоуправления,новости с занятий в кружках и секциях дополнительного образования, обзор календарныхпамятных дат, поздравления с праздниками, встречи с интересными людьми,интересное для абитуриентов и др… В газете организуются конкурсы юных талантовхудожников, поэтов, писателей. А также анонс мероприятий на следующий месяц.
Медиацентр «Калейдоскоп»,созданный из заинтересованных учащихся, которые осуществляют видеосъёмку имультимедийное сопровождение праздников, фестивалей, конкурсов, вечеров,соревнований и др..
Школьная киностудия «Стопкадр» в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтажпознавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, сакцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение уадитории.
Интернет группа МКОУ«Нижнеусцелемовская СОШ» -разновозрастное сообщество учащихся, педагогов иродителей в социальных сетях «ВКонтакте», с целью освещения деятельности школыв информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе,информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговойплощадки, на дети, учителя и родители могут открыто обсуждать значимые дляшколы вопросы. Участие учащихся в системе школьных медиа развивает такиеважные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровенькультуры, выразительную речь, дисциплину и ответственность за порученное дело,позволяет максимально проявить учащимися свои возможности в избраннойдеятельности, влияет на профессиональное самоопределение. Свои навыкиучащиеся могут продемонстрировать, участвуя в конкурсах школьных медиа.
3.12. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующие на базе школы детские общественные объединения — это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) Об общественныхобъединениях (ст. 5). Детские общественные объединения объединяют обучающихся с 1 по 11 класс и включают в себя все уровниобразования (начальное общее образование, основное общее образование и среднееобщее образование).
Воспитание в детском общественном объединении осуществляетсячерез:
✓ утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединениидемократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
✓ мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детскихобщественных объединений, привлечения новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
✓ организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный дляних личностного развитии опыт деятельности, направленной на помощь другимлюдям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. На базе школы работают объединения:
Отряд волонтеров «Новое поколение» -волонтёрский отряд призван воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям, защищать их жизнь и здоровье, обеспечивать уважение кчеловеческой личности, способствовать воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции, позитивного отношения к себе, обществу, уважению к традициям школы. Отряд осуществляет деятельность по привлечению школьников корганизации и проведению акций и мероприятий волонтёрской направленности.
Российское Движение Школьников -«РДШ»
Деятельность школьного отделения РДШ направлена навоспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов ипотребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. Участникомшкольного отделения РДШ может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДШ. РДШ развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микроклиматдля детей в школе,
семье, ближайшем социальномокружении.
Школьный знаменный отряд – это детскоеобщественное объединение, члены которого отвечают за хранение, вынос, поднятиеи спуск Государственного флага РФ, а также знамени школы во время проведенияторжественных, организационных, воспитательных событий, конкурсов и их финалов,церемоний награждений.
Право входить в состав школьного знаменного отрядапочетно. Школьник, который может войти в состав отряда, должен иметь выдающиесяуспехи в учебе, общественной жизни школы, победы в олимпиадах и конкурсах.
Состав знаменного отряда утверждается приказомдиректора школы после рассмотрения кандидатур из обучающихся 8–10-х классовшколы по итогам учебного года на заседании майского педагогического совета, сучетом мнения обучающихся, на следующий учебный год.
Командир знаменного отряда выбирается полным собраниемего состава и утверждается ученическим советом школы. В составе школьногознаменного отряда формируются пять знаменных групп, в каждую из них входятзнаменщик и два ассистента. Знаменщик назначается командиром знаменного отряда.
Знаменная группа вносит Государственный флаг РФ изнамя школы на торжественные мероприятия, а также осуществляет поднятиеГосударственного флага в понедельник в начале организационной линейки и егоспуск еженедельно в последний учебный день недели после последнего урока порасписанию.
Знаменная группа несет ответственность:
• за сохранность вверенных Государственного флагаРФ и школьного
знамени;
• уважительное и бережное отношение к вверенным Государственномуфлагу РФ и школьному знамени;
• соблюдение правил ритуалов подъема, спуска, выносаГосударственного флага РФ и школьного знамени;
• соблюдение установленной парадной формы одежды во времяпроведения ритуалов подъема, спуска, выноса Государственного флага РФ ишкольного знамени.
Торжественнаяпередача Государственного флага РФ и знамени школы новому знаменному отрядушколы происходит в День последнего звонка.
4. Анализ воспитательного процесса
Самоанализ организуемой в школевоспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям ипроводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания ипоследующего
их решения.
Самоанализосуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляетсясамоанализ воспитательной работы в школе, являются:
— принципгуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертовна уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующимвоспитательный процесс; — принцип приоритета анализа сущностных сторонвоспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных показателей,а качественных — таких как содержание и разнообразие деятельности; характер общенияи отношений между школьниками и педагогами;
-принцип развивающего характераосуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование егорезультатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задачвоспитания умелого планирования своей воспитательной работы, адекватногоподбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
-принцип разделенной ответственности за результатыличностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, чтоличностное развитие школьников это результат как социального воспитания (вкотором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так истихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школевоспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников
Критерием, на основе которогоосуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьниковкаждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно сзаместителем директора по учебно-воспитательной работе, с педагогоморганизатором с последующим обсуждением его результатов на заседании
ШМО классных руководителей или педагогическом совете школы,
Способом получения информации орезультатах воспитания, социализации и саморазвития школьников являетсяпедагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующихвопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьниковудалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось ипочему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работатьпедагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей ивзрослых
Критерием, на основе которогоосуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийнонасыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых,
Осуществляется анализ заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
педагогом -организатором, классными руководителями, активомстаршеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации осостоянии организуемой в школе совместной деятельности детей взрослых могутбыть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученическогосамоуправления, при необходимости их анкетирование, Полученные результатыобсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей илипедагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах:
— качеством проводимых дел;
— качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; -качеством совместной деятельности ученического самоуправления, родительскогокомитета школы, администрации;
— качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
— качеством реализации личностного развивающего потенциала школьныхуроков;
— качеством существующего в школе ученическогосамоуправления;
— качеством функционирующих на базе школыдел;
— качеством профориентационнойработы; — качествомвзаимодействия школы и семей школьников. Итогомсамоанализа организуемой в школе воспитательной работы является переченьвыявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Показателикачества реализации Программы воспитания МКОУ «Нижнеусцелемовская СОШ» помодулям:
№ модуля п.п. |
Показатели |
Метод мониторинга |
Ответственный |
3.1 |
Качество воспитательной работы классных руководителей |
Динамика показателей отчета классного руководителя по установленной форме |
Зам.дирктора по ВР, руководители ШМО, классные руководители |
3.2 |
Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков |
Анализ динамики результатов поведения и активности учащихся на уроках, ВШК |
Заместитель директора по УВР, социальный педагог |
3.3 |
Качество организуемой в школе внеурочной деятельности |
Анализ динамики результатов внеурочной деятельности (творческие отчеты) |
Заместитель директора по ВР
|
3.4 |
Качество взаимодействия школы и семей обучающихся |
Анализ динамики охвата детей /родителей и результативности проведенных совместных мероприятий |
Классный Руководитель, Родительский комитет |
3.5 |
Качество существующего в школе детского самоуправления |
Анализ динамики продуктивной активности обучающихся в жизнедеятельности класса ( школы) |
Классный руководитель, |
3.6 |
Качество профориентационной работы |
Анализ проектной деятельности, анализ качества информационной работы, проводимой с обучающимися |
Классный руководитель, Заместитель директора, родительский комитет |
3.7 |
Качество проводимых общешкольных ключевых дел |
Анализ динамики результатов анкетирования участников |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог |
3.8 |
Качество работы по направлению дополнительного образования |
Анализ участия обучающихся в конкурсах выставках. |
Педагоги дополнительного образования |
3.9 |
Качество работы наставничества |
Анализ участия обучающихся в проектной деятельности |
Наставники |
3.10 |
Качество организации предметно эстетической среды |
Информация о наличии и выполнении пас развития кабинета; Информация о наличи функциональных зон активного и тихого отдыха в пространстве школы |
Администрация ОО, классные руководители, родительский комитет |
3.11 |
Качество работы школьных медиа |
Анализ выпускаемых продуктов медиа. Содержание и объём информации. Вовлечённость обуча- ющихся . |
Администрация ОО, классные руководители, родительский комитет |
