СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ИПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………. 2
1.1. Цель изадачи воспитания……………………………………………………………………………………. 3
1.2. Планируемыерезультаты освоения воспитанниками программы воспитания………. 4
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ
2.1. Описаниесодержания воспитательного процесса по реализации РП воспитания 5
2.2. Виды,формы и содержания воспитательной деятельности…………………………………. 21
2.3. Основныенаправления самоанализа воспитательной работы……………………………… 29
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
3.1. Общие требования к условиям реализации программывоспитания ДОУ……………. 30
3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы………………………… 30
3.3. Материально-техническое обеспечение реализации программы…………………………. 31
3.4. Описаниеособенностей организационных условий реализации РП воспитания
длядетей с ОВЗ и /или инвалидности …………………………………………………31
Календарный план воспитательной работы (Приложение № 1)………………………………….. 33
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания (далее – РП воспитания) определяет содержание и организацию воспитательной работы на уровне дошкольного образования в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Лесная поляна» (далее – МБДОУ д/с «Лесная поляна»).
Содержание РП воспитания разработано на основе следующих нормативно—правовых документов:
· Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
· Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
· Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Федеральный закон от 06.102003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
· распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
· распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
· распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»
· приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно—нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (подп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся»).
Программа «Воспитание» состоитиз двух разделов: целевого и содержательного.
Целевойразделвключает в себя пояснительную записку, где прописаны цели, задачи, целевыеориентиры и планируемые результаты освоения программы.
В разделе«Содержание»представлена конкретная тематика воспитательной работы по направлениямвоспитания: патриотическое, социальное, физическое и оздоровительное, трудовое,этико- эстетическое воспитание для детей:
— второй группы раннего возраста, 2 — 3года;
— младшей группы, 3 — 4 года;
— средней группы, 4 -5 лет;
— старшей группы, 5 — 6 лет;
— подготовительной группы, 6 -7 лет.
В тематическомпланировании отражены все аспекты воспитания, направленные на формированиеценностных представлений (духовно — нравственные ценности народов РоссийскойФедерации, национально — культурные традиции).
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ
1.1 Цель и задачи воспитания
Общая цельвоспитания— личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивнойсоциализации на основе базовых ценностей российского общества через:
— формирование ценностного отношения кокружающему миру, другим людям, себе;
— овладение первичными представлениями обазовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
— приобретение первичного опытадеятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями,нормами и правилами, принятыми в обществе
Задачи:
— объединить обучение и воспитание вцелостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных исоциокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения винтересах человека, семьи, общества;
— обеспечить формирование общей культуры личностидетей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формированияпредпосылок учебной деятельности;
— обеспечить вариативность и разнообразиесодержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможностиформирования Программ различной направленности с учетом образовательныхпотребностей, способностей и состояния здоровья детей;
— обеспечить формирование социокультурнойсреды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим ифизиологическим особенностям детей;
— обеспечить психолого-педагогическуюподдержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.2 ЦЕЛЕВЫЕОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В основе процессавоспитания детей в ДОО заложены конституционные и национальные ценностироссийского общества.
Целевые ориентиры следуетрассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка,которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с базовымидуховно-нравственными ценностями.
Ценности Родины и природы лежат в основепатриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы,сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основепознавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основефизического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудовогонаправления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основеэтико-эстетического направления воспитания.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯносят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективуразвития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения целивоспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенныхпортретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личностизакладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития неполучат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться нагармоничном развитии человека в будущем.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание содержания воспитательного процесса по реализации РПвоспитания
Содержание РП воспитания обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно—исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная.
РП воспитания охватывает следующие образовательные области: социально—коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно—эстетическое развитие, физическое развитие.
ЦЕЛЕВЫЕОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА (ДО3 ЛЕТ)
ПОРТРЕТ РЕБЕНКАМЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА (К 3 ГОДАМ)
Направления воспитания
|
Ценности |
Показатели
|
Патриотическое |
Родина, природа
|
Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру.
|
Социальное |
Человек, семья, дружба, сотрудничество
|
Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. |
Познавательное |
Знания |
Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. |
Физическое и оздоровительное |
Здоровье |
Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д. Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе. |
Трудовое |
Труд |
Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. |
Этико-эстетическое |
Культура и красота
|
Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности. |
ЦЕЛЕВЫЕОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЮТСЯ ЕДИНЫМИДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 3 ДО 8 ЛЕТ
ПОРТРЕТРЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (К 8-МИ ГОДАМ)
Направления воспитания |
Ценности |
Показатели |
Патриотическое |
Родина, природа
|
Ребенок, любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. |
Социальное |
Человек, семья, дружба, сотрудничество
|
Ребенок, различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Ребенок, осваивающий основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. |
Познавательное |
Знания |
Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Ребенок, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивной видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. |
Физическое и оздоровительное |
Здоровье |
Ребенок, владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. |
Трудовое |
Труд |
Ребенок, понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
Этико-эстетическое |
Культура и красота
|
Ребенок, способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса.
|
СОДЕРЖАНИЕВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВОСПИТАНИЯ
(2 — 3ГОДА)
Направления воспитания |
Цель, задачи |
Направление деятельности педагога, руководителя ДОО |
Патриотическое |
Цель: создание условий для воспитания нравственных качеств в процессе освоения общепринятых правил и норм общения со взрослыми, родителями, сверстниками, бережному отношению к окружающему миру. Задача: — обеспечить условия для воспитания нравственных качеств в процессе освоения общепринятых правил и норм общения со взрослыми, родителями, сверстниками; |
1. Организация воспитательной работы по формированию любви к семье, близким людям 2. Организация воспитательной работы по ознакомлению с окружающим миром: — предметное окружение; — природное окружение. Подготовке и реализация проекта «Наша дружная семья». Подготовке и реализация проекта «Наш любимый и красивый детский сад». |
Социальное |
Цель: создание условий для формирования первичных ценностных представлений. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для формирования ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению. |
1. Создание игрового Центра активности 2. Организация игровой деятельности для развития общения, готовности к сотрудничеству. 3. Организация и проведение игровых ситуаций, проявляющих позицию «Я сам!». 4.Подготовка и проведение выставки продуктивных работ, созданных в результате совместной деятельности. |
Познавательное |
Цель: создание условий для формирования ценности познания. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для развития детских познавательных интересов, познавательной мотивации, познавательных действий. |
1.Организация насыщенной и структурированной образовательной среды. Создание Центра науки и естествознания, центр конструирования, центр песка и воды. 2. Организация совместной деятельности с детьми на основе наблюдения. 3. Организация игровой деятельности направленной на развитие речевой и поведенческой активности. 4. Ознакомление родителей с содержанием воспитательной работы по познавательному развитию. |
Физическое и оздоровительное |
Цель: создание условий для физического и оздоровительного воспитания и развития детей. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса по физическому и оздоровительному воспитанию и развитию детей. |
1.Организация режимных моментов по освоению культурно -гигиенических навыков. 2. Организация двигательной деятельности. 3. Ознакомление родителей с содержанием воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в группе.
|
Трудовое |
Цель: создание условий для воспитания ценностного отношения к труду. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для формирования навыков, необходимых для трудовой деятельности детей. |
1. Организация воспитательной работы по формированию навыков, необходимых для трудовой деятельности детей. 2. Организация воспитательной работы по формированию навыков трудового усилия. 3. Организация воспитательной работы по формированию стремления к ежедневной полезной трудовой деятельности. |
Этико-эстетическое |
Цель: создание условий для обогащения чувственного опыта и развития эмоциональной сферы личности ребенка в процессе художественно — творческой и продуктивной деятельности. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для воспитания культуры общения, поведения, этических представлений в процессе художественно — творческой и продуктивной деятельности. |
1. Создание эстетической развивающей среды. 2. Организация воспитательной работы по рисованию и лепке (изобразительной деятельности); организация музыкально — творческой среды. 3. Организация выставок, концертов, детских развлечений, праздников.
|
СОДЕРЖАНИЕВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (3 — 4 ГОДА)
Направления воспитания |
Цель задачи |
Направление деятельности педагога, руководителя ДОО |
Патриотическое |
Цель: создание условий для воспитания нравственных качеств, в процессе ознакомления детей с малой родиной, своей страной, семьей, природой. Задача: обеспечить условия для воспитания нравственных качеств, в процессе ознакомления детей с малой родиной, своей страной, семьей, природой. |
1. Организация воспитательной работы по формированию любви к родному краю, родной природе, семье, культурному наследию своего народа. 2. Организация детско- родительских проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям. 3. Организация воспитательной работы по формированию бережного отношения к природе.
|
Социальное |
Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к семье, человеку, дружбе. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для формирования ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению. |
1. Организация сюжетно — ролевых игр по воспитанию нравственных качеств (заботы, милосердия, эмпатии (сопереживания), умения договариваться, соблюдать правила). 2. Организация игр на воспитание навыков поведения в обществе. 3. Планирование и проведение ежедневных игровых ситуаций, предполагающих анализ своих поступков и поступков других детей. 4. Создание доброжелательного психологического климата в группе.
|
Познавательное |
Цель: создание условий для формирования ценности познания. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для развития детских познавательных интересов, познавательной мотивации, познавательных действий. |
1. Организация насыщенной и структурированной образовательной среды. Создание «Центров активности» (Центр науки и естествознания, центр конструирования, центр песка и воды). 2. Организация совместной деятельности с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования). 3. Организация походов и экскурсий, чтения и просмотра иллюстраций книг. 4. Организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности.
|
Физическое и оздоровительное |
Цель: создание условий для физического воспитания и развития детей 3 — 4 лет в процессе ежедневной двигательной деятельности. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса по физическому воспитанию и развитию детей 3 — 4 лет в процессе двигательной деятельности. |
1. Организация работы по физическому воспитанию детей 3 — 4 лет с учетом обновления и пополнения развивающей предметно — пространственной среды. 2. Организация и проведение подвижных игр. 3. Организация и проведение спортивных игр. 4. Организация и проведение народных игр. 5. Ознакомление родителей с содержанием воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в группе. 6. Привлечение родителей к участию в спортивно — игровых праздниках.
|
Трудовое |
Цель: создание условий для воспитания ценностного отношения к труду. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для формирования навыков, необходимых для трудовой деятельности |
1. Организация воспитательной работы по формированию навыков, необходимых для трудовой деятельности детей. 2. Организация воспитательной работы по формированию навыков трудового усилия. 3. Организация воспитательной работы по формированию стремления к ежедневной полезной трудовой деятельности.
4. Подготовка и реализация мини -проекта «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». |
Этико-эстетическое |
Цель: создание условий для обогащения чувственного опыта и развития эмоциональной сферы личности ребенка в процессе художественно — творческой и продуктивной деятельности. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для воспитания культуры общения, поведения, этических представлений в процессе художественно — творческой и продуктивной деятельности. |
1. Создание эстетической развивающей среды. 2. Организация воспитательной работы по формированию навыков культуры общения, поведения, этических представлений. 3. Организация выставок, концертов, детских развлечений, праздников. 4. Организация художественно-творческой деятельности самих детей.
|
СОДЕРЖАНИЕВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (4 -5 ЛЕТ)
Направления воспитания
|
Цель, задачи |
Направление деятельности педагога, руководителя ДОО |
Патриотическое |
Цель: создание условий для воспитания нравственных качеств, в процессе ознакомления детей с малой родиной, своей страной, семьей, природой. Задача: обеспечить условия для воспитания нравственных качеств, в процессе ознакомления детей с малой родиной, своей страной, семьей, природой.
|
1. Организация воспитательной работы по формированию любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа. 2. Организация детско- родительских проектов направленных на ознакомление детей с названиями улиц, на которых они живут, достопримечательностях города (поселка). 3. Организация работы по воспитанию любви и уважения к нашей Родине — России, государственным символам, армии.
|
Социальное |
Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к семье, человеку, дружбе. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для формирования ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению.
|
1. Организация сюжетно — ролевых игр по воспитанию нравственных качеств (заботы, милосердия, эмпатии (сопереживания), умения договариваться, соблюдать правила). 2. Организация игр по освоению общепринятых правил и норм поведения. 3. Планирование и проведение ежедневных игровых ситуаций по поддержке проявлений детской инициативы. 4. Создание доброжелательного психологического климата в группе. 5. Подготовка и реализация проекта «Мир увлечений нашей семьи» (рукотворные предметы).
|
Познавательное |
Цель: создание условий для формирования ценности познания. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для развития детских познавательных интересов, познавательной мотивации, познавательных действий. |
1.Организация насыщенной и структурированной образовательной среды (создание Центра науки и естествознания, центр конструирования, центр песка и воды). 2. Организация совместной познавательно — исследовательской деятельности детей с оказанием помощи в оформлении её результатов; создание условий для их презентации сверстникам. 3. Организация походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг. 4. Организация конструктивно — модельной деятельности. 5.Организация воспитательной работы по ознакомлению с окружающим миром. |
Физическое и оздоровительное |
Цель: создание условий для физического воспитания и развития детей 4 — 5 лет в процессе ежедневной двигательной деятельности. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса по физическому воспитанию и развитию детей 4 — 5 лет в процессе двигательной деятельности. |
1. Организация работы по физическому воспитанию детей 4 — 5 лет с учетом обновления и пополнения развивающей предметно — пространственной среды. 2. Организация и проведение подвижных, спортивных и народных игр. 3. Ознакомление родителей с содержанием воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в группе. 4. Организация работы по физическому воспитанию детей в процессе освоения и закрепления культурно — гигиенических навыков. 5. Привлечение родителей к участию в спортивно — игровых праздниках.
|
Трудовое |
Цель: создание условий для воспитания ценностного отношения к труду. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для формирования навыков, необходимых для трудовой деятельности детей. |
1. Организация воспитательной работы по формированию навыков, необходимых для трудовой деятельности детей. 2. Организация воспитательной работы по формированию навыков трудового усилия. 3. Организация воспитательной работы по формированию стремления к ежедневной полезной трудовой деятельности.
|
Этико-эстетическое |
Цель: создание условий для обогащения чувственного опыта и развития эмоциональной сферы личности ребенка в процессе художественно — творческой и продуктивной деятельности. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для воспитания культуры общения, поведения, этических представлений в процессе худ-творческой и продуктивной деятельности.
|
1.Создание эстетической развивающей среды. 2. Организация воспитательной работы по формированию навыков культуры общения, поведения, этических представлений. 3. Организация выставок, концертов, детских развлечений, праздников. 4. Организация художественно-творческой деятельности самих детей. 5. Подготовка и реализация семейно- группового развлекательного проекта «Весенняя ярмарка».
|
СОДЕРЖАНИЕВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВОСПИТАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (5 -6 ЛЕТ)
Направления воспитания
|
Цель, задачи |
Направление деятельности педагога, руководителя ДОО |
Патриотическое |
Цель: создание условий для воспитания нравственных качеств, в процессе ознакомления детей с традициями России и своего народа. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса с учетом патриотического направления воспитания в условиях ДОО. |
1. Организация воспитательной работы по формированию любви к родному краю, родной стране, родной природе, семье. 2. Организация детско- родительских проектов направленных на ознакомление детей с названиями улиц, на которых они живут, достопримечательностях города (поселка). 3. Подготовка совместного (с родителями) проекта «Моя страна — Россия». |
Социальное |
Цель: создание условий для формирования ценностного отношения Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1427 к семье, человеку, дружбе. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для формирования ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению.
|
1. Организация сюжетно — ролевых игр по воспитанию нравственных качеств, наблюдения, беседы. 2. Организация игр по освоению речевой культуры. 3. Организация взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. 4. Совместные действия детей и взрослых по подготовке материала и оборудования для игровой деятельности, изготовление атрибутов к сюжетным играм, подарков и сюрпризов друг другу, созданию книжки — картинки «Правила, по которым мы живем в группе».
|
Познавательное |
Цель: создание условий для формирования ценности познания. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для развития детских познавательных интересов, познавательной мотивации, познавательных действий. |
1. Организация насыщенной и структурированной образовательной среды. 2. Организация совместной познавательно — исследовательской деятельности детей. 3. Организация экскурсий, встречи с интересными людьми (экскурсия по детскому саду, на производство родителей (по возможности), к социокультурным объектам, по улицам и достопримечательным местам города). 4. Организация конструктивно — модельной деятельности. 5. Подготовка и реализация проекта «Наш край». |
Физическое и оздоровительное |
Цель: создание условий для физического воспитания и развития детей 5 — 6 лет в процессе ежедневной двигательной деятельности. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса по физическому воспитанию и развитию детей 5 — 6 лет в процессе двигательной деятельности.
|
1. Организация работы по физическому воспитанию детей 5 — 6 лет с учетом обновления и пополнения развивающей предметно — пространственной среды. 2. Организация и проведение подвижных, спортивных и народных игр. 3. Ознакомление родителей с содержанием воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в группе. 4. Привлечение родителей к участию в спортивно — игровых праздниках. 5. Веселые старты (совместно с родителями) спортивные соревнования. |
Трудовое |
Цель: создание условий для воспитания ценностного отношения к труду. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для формирования навыков, необходимых для трудовой деятельности детей |
1.Организация воспитательной работы по формированию навыков, необходимых для трудовой деятельности детей (совместные действия мальчиков и девочек по поддержанию порядка в игровых центрах, уголке природы, по поддержанию порядка на участке). 2. Организация воспитательной работы по формированию навыков трудового усилия (совместно с воспитателем, родителями сбор природного материала для поделок). 3. Организация воспитательной работы по формированию стремления к ежедневной полезной трудовой деятельности.
|
Этико-эстетическое |
Цель: создание условий для обогащения чувственного опыта и развития эмоциональной сферы личности ребенка в процессе художественно — творческой и продуктивной деятельности. Задача: обеспечить условия для обогащения чувственного опыта и развития эмоциональной сферы личности ребенка в процессе художественно — творческой и продуктивной деятельности.
|
1. Создание эстетической развивающей среды. 2. Организация воспитательной работы по формированию навыков культуры общения, поведения, этических представлений. 3. Организация выставок, концертов, детских развлечений, праздников (новогодний праздник, праздник «9 Мая — День Победы», литературно — музыкальные праздники к Дню защитника Отечества, 8 марта).
|
СОДЕРЖАНИЕВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВОСПИТАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (6-7 ЛЕТ)
Направления воспитания
|
Цель, задачи |
Направление деятельности педагога, руководителя ДОО |
Патриотическое |
Цель: создание условий для воспитания нравственных качеств, в процессе ознакомления детей с традициями России и своего народа. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса с учетом патриотического направления воспитания в условиях ДОО. |
1. Организация воспитательной работы по формированию любви к родному краю, родной стране, родной природе, семье. 2. Организация воспитательной работы по обеспечению знаний о духовных и культурных традициях своего народа. 3. Подготовка и реализация проектов: «Природные зоны России» (модель -карта), «Русская культура» (народные промыслы).
|
Социальное |
Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к семье, человеку, дружбе. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для формирования ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению. |
1.Организация сюжетно — ролевых игр по воспитанию нравственных качеств, наблюдения, беседы. 2. Организация игр по освоению речевой культуры. 3.Организация взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. 4. Совместные действия детей и взрослых по изготовлению атрибутов к сюжетным играм, подготовке элементов коллажа «Древняя Русь» (панорамного типа), «Терема и башни». |
Познавательное |
Цель: создание условий для формирования ценности познания. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для развития детских познавательных интересов, познавательной мотивации, познавательных действий. |
1.Организация насыщенной и структурированной образовательной среды (создание исследовательского Центра активности). 2. Организация совместной познавательно — исследовательской деятельности детей. 3. Организация экскурсий, встречи с интересными людьми (ветераны Великой Отечественной и локальных войн, офицеры военных частей, военнослужащие). 4. Организация конструктивно — модельной деятельности.
|
Физическое и оздоровительное |
Цель: создание условий для физического воспитания и развития детей 6 — 7 лет в процессе ежедневной двигательной деятельности. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса по физическому воспитанию и развитию детей 6 — 7 лет в процессе двигательной деятельности. |
1. Организация работы по физическому воспитанию детей 6 -7 лет с учетом обновления и пополнения развивающей предметно — пространственной среды. 2. Организация и проведение подвижных, спортивных и народных игр. 3. Ознакомление родителей с содержанием воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в группе. 4. Привлечение родителей к участию в спортивно — игровых праздниках. 5. Веселые старты (совместно с родителями) спортивные соревнования (дату и содержание соревнования определяет воспитатель, родители и инструктор по физической культуре). |
Трудовое |
Цель: создание условий для воспитания ценностного отношения к труду. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для формирования навыков, необходимых для трудовой деятельности детей. |
1.Организация воспитательной работы по формированию навыков, необходимых для трудовой деятельности детей. 2. Организация воспитательной работы по формированию навыков трудового усилия. 3. Организация воспитательной работы по формированию стремления к ежедневной полезной трудовой деятельности. 4. Совместные трудовые дела: — совместные действия мальчиков и девочек по поддержанию порядка в игровых центрах, уголке природы, по поддержанию порядка на участке (ежедневно). — совместные действия с родителями по изготовлению атрибутов к сюжетным и театрализованным играм, элементов костюма для карнавала, оформлению коллекций, сбору информации, подготовке к фестивалю культур. |
Этико-эстетическое |
Цель: создание условий для обогащения чувственного опыта и развития эмоциональной сферы личности ребенка в процессе художественно — творческой и продуктивной деятельности. Задача: обеспечить построение воспитательного процесса для воспитания культуры общения, поведения, этических представлений в процессе художественно — творческой и продуктивной деятельности. |
1. Создание эстетической развивающей среды (см. «Примерный перечень центров активности инновационной программы «От рождения до школы», стр.48). 2. Организация воспитательной работы по формированию навыков культуры общения, поведения, этических представлений. 3. Организация выставок, концертов, детских развлечений, праздников. 4. Организация художественно-творческой деятельности самих детей.
|
2.2 ВИДЫ,ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализацияцели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих модулейвоспитательной работы.
· Модуль «Трудовоевоспитание и ранняя профориентация»
· Модуль«Моя Россия – партиотическое воспитание»
· Модуль Творческий клуб» -конкурсное движение
· Модуль«Наш дом природа» — экологическоевоспитание
· Модуль «Жизнь прекрасна когда безопасна» — основы безопасности жизнидеятельности
· Модуль «Будь здоров без докторов» — физическоеразвитие и культура здоровья
· Модуль«Семейный клуб» — взаимодействие с семьями воспитанников
Реализация конкретных форм и методоввоспитательной работы воплощается в календарном плане воспитательной работы(Приложение 1), утверждаемом ежегодно на предстоящий учебный год на основенаправлений воспитательной работы, установленных в настоящей рабочей программевоспитания.
Виды деятельности:
— игровая, включаясюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
-коммуникативная (общение и взаимодействиесо взрослыми и сверстниками),
-познавательно-исследовательская(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
— восприятие художественнойлитературы и фольклора,
-самообслуживание и элементарный бытовойтруд (в помещении и на улице),
-конструирование из разного материала,включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
— музыкальная (восприятие ипонимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмическиедвижения, игры на детских музыкальных инструментах)
-двигательная (овладение основными движениями)формы активности ребенка.
Формы организации деятельности:
-игра, игровое упражнение,игра-путешествие, занятие;
-тематический модуль, коллекционирование,
-чтение, беседа/разговор, ситуации,
-конкурсы, викторины, коллективноетворческое дело,
-проекты, эксперименты, длительныенаблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки,
-творческая мастерская, клубный час,
— праздники, развлечения,физкультурные досуги,
-театрализованныеигры, инсценировки
МОДУЛЬ«ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ!»
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОФЕССИЯМИ
Цель: Однаиз задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлена на достижение формирования положительного отношения детей к труду.
Актуальность ознакомлениядетей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования.
В рамках преемственности по профориентации дошкольное образование является первоначальным звеном в единой непрерывнойсистеме образования. В дошкольном детстве детивпервые знакомятся с широкиммногообразием профессий.
На этапе завершения дошкольного детства часть целевыхориентиров определяет раннюю профориентацию дошкольников, профессиональная ориентация так же входит в компетенцию дошкольного уровня образования.
Профориентацияв дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер. Ребенку необходимо знать, кемработают его родители или работали бабушки идедушки, познакомить со спецификой различныхпрофессий, требованиями, которыеони предъявляют к человеку,а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет.
Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы воспитания: словесный, наглядный, практический, игровой.
На практикевсе методы применяются в общении друг с другом,коллективно или группами.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строитсяс учетом современных образовательных технологий:
Технология проектнойдеятельности позволяет усвоитьматериал через начальныезнания, умения и совместныйпоиск решения проблем.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.Именно игра является фундаментом всего дошкольного образования. Ребенку малознать о профессии, в нее нужнопоиграть. В играх дошкольники отражают содержание деятельности представителей самых разных профессий:врача, строителя, актера, спортсмена, летчика и других профессий.
Технология интегрированного воспитания.
Ознакомлениедошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областейв соответствии с ФГОС дошкольного образования, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Информационно-коммуникационныетехнологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые невозможно воссоздать в условиях детскогосада.
— мультимедийные презентации;
— виртуальные экскурсии;
— подборхудожественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии»,в книжном уголке;
— создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок,стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
— подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголкеизобразительной деятельности;
— подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;
— подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
— оформление фотоальбома о семейных профессиональных династиях воспитанников
«Профессии наших родителей»;
— система работыдетских объединений-студий с учетом профориентации:
«Творческаямастерская», «Умелые ручки»(художник, мастеровой),
«Юный скульптор» (скульптор);
«Юный натуралист» (путешественник, биолог), «Звонкийголосок» (певцы, музыканты);
Важным факторомв ранней профориентации детей дошкольников являетсяоснащение развивающей предметно-пространственной среды и
организация игровыхпространств:
— подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
— материалыдля сюжетно-ролевых игр: «Школа» (учитель), «Кафе» (повар), «Супермаркет» (продавец, кассир), «Музыкальная школа»,(преподаватель музыки), «Ателье»(швея, модельер), «Правиладорожного движения» (сотрудник ГИБДД, постовой), «Уголокпротивопожарной безопасности»(пожарный)
Будущее дошкольников предугадать трудно – впереди школьныегоды.
Преемственностьв образовании позволит возродить престиж профессий, подготовить резерв важныхпрофессий в России.
МОДУЛЬ«МОЯ РОССИЯ»
ГРАЖДАНСКОЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Понятие«гражданское воспитание» является новым направлением для дошкольников.Воспитывать гражданина – это значит готовить человека к участию в решениигосударственной задачи, выполнению функций хозяина, труженика, защитникаРодины, готового к активной деятельности на ее благо.
Понятие«патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и выросгордость за исторические свершения своего народа.
Цели и задачи:
Расширятьпредставления о своем родном крае, столице Родины, с российской символикой,формировать позицию гражданина России, воспитывать чувство патриотизма;
Воспитывать любовьи уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям ипраздникам.
Воспитыватьуважение и интерес к различным культурам.
Воспитыватьуважение к правам и достоинствам других людей, родителей, пожилых, инвалидов.
Формироватьпредставление о добре и зле, способствовать гуманистической направленностиповедения.
Знакомить детей споступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношенийтоварищества, любви и верности, созидания и труда.
Воспитывать любовьи бережное отношение к поселку, Северобайкалью, Бурятии формировать гражданскуюпозицию, формировать понятие «мы — уоянцы».
Помочьдошкольникам освоить поселка, как среду своего проживания и существования,овладеть различными способами взаимодействия в поселковой среде, осознатьсобственное эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию региона.
Формы работы сдетьми: занятия, досуги, выставки, участие в конкурсах, экскурсии, проведениепатриотических праздников.
Ожидаемые результаты:
Привязанность ипроявление любви к своей семье, дому,родному городу, стране Бережное отношениек родной природе и всему живому.
Повышенный интерес к русским традициям. Знаниесимволики государства (герб,флаг, гимн)
Расширение представленийо стране, воспитание уважения и гордости за свою страну. Уважение кзащитникам Родины, их подвигамво имя России.
Толерантность, чувствауважения к другимнародам, их традициям.
МОДУЛЬ «ТВОРЧЕСКИЙ КЛУБ»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ — ТВОРЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ, ЭКСКУРСИИ
Цель: Способствовать художественно–эстетическому развитиюребенка, воспитывать предпосылки для смыслового восприятия произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения кокружающему миру; эмоциональному восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,конструктивно-модельной, музыкальной)
Творческие соревнования, конкурсы позволяют провестивоспитательную работу с ребенком сразу по нескольким направлениям: социально — коммуникативное развитие,познавательное развитие, речевоеразвитие и художественно — эстетическое развитие,вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательныхусилий.
Творческие соревнования и конкурсы стимулируют у воспитанников развитие:сенсорных способностей; чувстваритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Творческие соревнования и конкурсы – это продолжение и расширение образовательного и воспитательногопроцесса, где развитие получают все участники: ребенок, родитель и педагог.Родитель и ребенокприобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуяобщие задачи. Родительучится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенокполучает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родительучится относиться к соревнованиям серьезно,знакомясь с положениями, условиями и системой оценки детского творчества.
Творческиесоревнования создают условия для ребенка в приобретении социального опыта в конкурсном движении и формированиеу родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своегоребенка.
Педагоги помогаютподготовиться семье к успешному участиюв конкурсе, консультируют родителей по созданиюусловий, мотивации, помогают в подготовке. Педагоги учатся видеть домашние условия и возможности ребенка, пониматьсовременного родителя и их трудности, быть доброжелательными к любому родителюи оказывать посильнуюпомощь в развитиидетей.
Педагогический коллективрешает важную задачу по педагогической культуре родителей,поиску общих совместных решений по преемственностивоспитания ребенка в семье и детском коллективе.
Творческие соревнования проводятся в различныхформах: конкурсы, выставки,фестивали.
Экскурсии помогаютдетям расширить свой кругозор, получитьновые знания об окружающей социальной, культурной, природной среде, учатся уважительно и бережно относиться к ней. Дети приобретают важный опыт социальноодобряемого поведения в различных ситуациях. У детей возникает взаимосвязь эмоционального, интеллектуального восприятия произведений искусства, опираясьна чувственное отношениеи мышление.
Наэкскурсиях, в дальних прогулках, детских походах создаются благоприятныеусловия для воспитания самостоятельности и ответственности, формирования навыков самообслуживания, обучения рациональному использованию времени, сил и возможностей каждого ребенка.
Конкретная форма проведения определяется календарным планом воспитательной работы структурногоподразделения Отделения дошкольного образования.
МОДУЛЬ«НАШ ДОМ – ПРИРОДА»
ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Цель: Формироватьу ребенка новое экологическоемышление, способствующее осознавать ребенком последствия своих действий по отношению к окружающейсреде. Воспитывать у ребенка основыэкологической культуры и умение житьв относительной гармонии с природой.Формировать у детей навыкиправильного и безопасного поведениядля человека в мире природы.
Задачи:
— Формированиеоснов экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность,наблюдения, опыты, исследовательскую работу иработу с дидактическим материалом, формирование представлений о взаимосвязях в системе
«Человек – природа».
— Формированиеспособности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и навыки наблюдать природныесезонные изменения, анализировать их, делатьвыводы.
— Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
— Формирование правильного поведения ребенка в природе;
— Формированиенавыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы. (солнце, воздух и вода)
— Систематизирование и углубление знаний о растениях, животных и природныхявлениях; о состоянии окружающей среды родного города и области.
Воспитание основ экологической культуры,экспериментирования и правильного безопасного поведения в природе, осуществляются через занятия, детско-родительские проекты, используя методические разработки педагогов на основеметодической литературы, рекомендованнойк использованию в дошкольныхучреждениях.
Формы работы сдетьми Наглядные методы:
— экскурсии, целевые прогулки;
— наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней показасказок (педагогом, детьми);
— рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; — проведение дидактических игр;
Словесные методы:
— чтение литературных произведений, загадывание загадок;
— беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
— постановка и инсценировка сказок, отрывков литературных произведений.
Игровые методы:
— проведение разнообразных игр (хороводных, сюжетно—ролевых, дидактических, игр—драматизаций);
— проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, игровые занимательные формы
Практические методы:
— изучение растительного мира (посадка рассады для цветников)
— практические дела (подкормка птиц, ухаживание за домашними питомцами)
— продуктивная деятельность и проведение опытов;
— оформление макетов, наглядных пособий, гербариев растений и плодов;
Ожидаемые результаты.
Результатами освоения экологического воспитания представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка в данном направлении.
Дети 3-7 лет:
Имеют представления о природе родногокрая, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей средеи образе жизни.
Умеютуверенно отличать и называть характерные признаки времен года, объяснитьпричины смены времен года.
Усвоены знания о безопасном образе жизни, о необходимости быть здоровыми, сформированы поведенческие навыки здоровогообраза жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.
Воспитание осознанно-бережного, экологически-целесообразного отношенияк человеку, к растениям, к животным, к неживой природе.
Проявляют экологическое сознание, экологически правильное поведение.
«Я» — часть окружающего мира, предназначение человека, как созидателя, а не разрушителя.
МОДУЛЬ«ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА, КОГДА БЕЗОПАСНА!»
ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: Воспитаниенаправлено на достижение целей по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности, в томчисле:
— формированиеосторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным предметам для человека;
— формированиепредставлений об опасных ситуациях для человека и способах безопасного поведения в них;
— передачузнаний детям о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
— формированиеправил поведения по противопожарной безопасности воспитанников, поведение при угрозе пожара,природных явлениях (гроза,наводнение, ураган)
— приобщение к правилам к правиламбезопасного поведения человекав окружающем мире;
— предупреждение об опасности приемалекарственных препаратов,ядовитых растений;
— правила осторожного поведения в лесу, при встречес дикими животными.
Воспитание основ безопасностиреализуется через парциальную программу «Основы безопасности и жизнедеятельности детейдошкольного возраста» авторы: Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б.Стёркина.
МОДУЛЬ «БУДЬЗДОРОВ БЕЗ ДОКТОРОВ!»
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕИ КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ
Цель:Воспитывать и поддерживать интерес к здоровому образужизни, личной гигиене и культуре правильного питания. Воспитыватьи развивать физические качества: координациюдвижений и гибкость, ловкость, равновесие, развиватькрупную и мелкуюмоторику обеих рук,правильность движений, не наносящихущерба здоровью, в том числе:
— удовлетворять потребность детей в движении;
— целенаправленно развиватьфизические качества (скорость,силу, гибкость, смелостьи выносливость);
— повышать устойчивость организма квоздействию различных неблагоприятных факторов;
— обеспечивать тренировку мелкой мускулатуры тонких движения рук с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
— воспитывать умения самостоятельно выполнятьгигиенические процедуры и навыки самообслуживания;
— формировать у детей потребность в регулярных занятияхфизической культурой;
— овладениеэлементарными нормами и правилами здорового образа жизни в питании, двигательном режиме, закаливании;
— содействовать формированию у детей полезнойпривычки к здоровому образу жизни;
— расширять у детей представления и знания о различных видах спорта;
—
МОДУЛЬ «СЕМЕЙНЫЙКЛУБ»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации ребенка. Очень важнымпредставляется взаимодействие учреждения и семьи, которое является залогом всестороннего и гармоничного развитияличности ребенка.
Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с родителями.
Сотрудничество – это основа взаимодействия родителейи дошкольного учреждения, взаимное определение целей деятельности, совместноераспределение средств, сил, предмета деятельности, в зависимости от возможностей каждогоучастника. А также, совместный контрольи оценка результатов общей работы, планирование новых задач, целей и результатов.
Тесноесотрудничество с семьей делает успешной работу учреждения. Обмен информацией о ребенке является основой длявоспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общемделе образования и воспитания детей.
Цель:Создание необходимых условий для формированияответственных взаимоотношений с семьямивоспитанников, развития компетентности родителей (обеспечение единств подходовк воспитанию детей в учреждении и в семье), обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участиев жизни дошкольного отделения.
Создание условийдля единого пространства для развития детей в семье и детскомколлективе, для интеграции родителей в жизнь ребенка вне семьи,становления родителей полноценнымиучастниками воспитательного процесса и полное удовлетворение интересов детей иродителей.
Задачи:
1.Установление партнёрских отношений с семьёй каждоговоспитанника.
2.Формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка,а у ребёнка – уважительного отношения к своимблизким.
3.Повышениепедагогической культуры родителей.
4.Вовлечения родителей в педагогический процесс воспитания, обучение их методам и приемамвзаимодействия с ребенком в домашнихусловиях.
5.Психолого-педагогическая поддержкасемей воспитанников, способствующая реализации её воспитательного потенциала.
Принципы:
1. Принцип активности и сознательности – участие всего педагогического коллектива и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
2. Принцип открытости и доверия – предоставление каждомуродителю возможности знатьи видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
3. Принцип сотрудничества – общение и совместная деятельность, которые осуществляются на основании социальных впечатлений и восприятий в областивоспитании детей;
4. Принцип согласованного взаимодействия – возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;
Конкретная форма проведения определяется календарным планом воспитательной работы.
2.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗАВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основныепринципы осуществления самоанализа воспитательной работы:
-принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующийэкспертов на уважительное отношение к воспитанникам и к педагогам, реализующимвоспитательный процесс;
— принципприоритета анализа воспитания, ориентирующий экспертов на изучение неколичественных его показателей, а качественных – таких как содержание иразнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками ипедагогами;
— принципразвивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов наиспользование его результатов для совершенствования воспитательной деятельностипедагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелогопланирования своей воспитательной работы, правильного подбора видов, форм исодержания их совместной деятельности с детьми разного возраста;
— принципразделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников,ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – эторезультат как социального воспитания (взаимодействие с семьей и другимисоциальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основнымобъектом анализа воспитательного процесса, является состояние организуемойсовместной деятельности детей и взрослых.
Анализданных о личностном развитии дошкольника на разных возрастных этапах проводитсяс целью объективного определения последующего индивидуального пути развития ивоспитания, наиболее благоприятного для каждого ребёнка.
Критерием,на основе которого осуществляется анализ, является наличие комфортной иличностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Способамии формами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельностидетей и взрослых могут быть беседы с детьми, родителями, воспитателями,педагогическое наблюдение и результаты контроля, при необходимостианкетирование. Периодичность проведения: 2 раза в год
Полученныерезультаты обсуждаются на заседании педагогического совета.
Особоевнимание уделяется вопросам качества результатов воспитания:
• припроведении общих мероприятий;
• совместнойдеятельности педагогов и детей;
• взаимодействиясовместной деятельности воспитателей и родителей;
• проводимыхэкскурсий, походов;
• организациитворческих конкурсов, соревнований, праздников и других мероприятий.Осуществляется анализ руководителем, методистом ивоспитателями.
Итогом самоанализа организуемойвоспитательной работы является перечень выявленных проблем и достижений,которые необходимо учесть в будущей работе педагогическому коллективу.
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих:
− обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной среды;
− оказание психолого-педагогической помощи,консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;
− создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться единымипринципами и регулярновоспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимыевиды совместной деятельности. Уклад ДОУ направленна сохранение преемственности принципов воспитания с уровняДО на уровень НОО;
− современный уровеньматериально-технического обеспечения Программы воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обученияи воспитания;
− наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевыхориентиров Программы воспитания;
− учетиндивидуальных и групповыхособенностей детей дошкольного возраста,
− в интересахкоторых реализуется Программавоспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).
Воспитательныйпроцесс в ДОУ строится на следующих принципах:
− неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка,соблюдения
− конфиденциальности информациио ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка;
− создание психологически комфортной среды для каждого ребенкаи взрослого, без
− которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников;
− системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.
3.2. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО).
3.3.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Материально-техническое обеспечение воспитательного процессасоответствует Требованиям к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы воспитания. Технические средства обучения и воспитания в полной мере отвечают поставленной воспитывающей цели, задачам,видам, формам, методам,средствам и содержанию воспитательной деятельности, учитываютспецифику ДОУ, специальные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и соответствуют установленным государственным санитарно-эпидемиологическим правилами гигиеническим нормативам.
Цель созданияразвивающей предметно-пространственной среды в ДОУ -обеспечить всестороннее развитиедетей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности.
Среда обеспечивает:
— наличие материалов, оборудования и инвентарядля воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их игровыхи трудовых навыков;
— учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Наполняемостьразвивающей предметно-пространственной среды ДОУ обеспечивает целостность воспитательного процессав рамках реализации Программы воспитания:
— подбор художественной литературы;
— подбор видео иаудиоматериалов;
— подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.);
— наличие демонстрационных технических средств (экран,телевизор, ноутбук, колонки и т.п.);
— подбор оборудования для организации игровойдеятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);
— подбор оборудования для организации детскойтрудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).
Материально-техническое оснащение развивающей предметно- пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планомвоспитательной работы ДОУ на текущийучебный год.
3.4. ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ РПВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И/ИЛИ ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Основными принципамиреализации РП воспитания в МБДОУ в рамках сопровождения детей сограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и/илиинвалидностью являются:
· принцип полноценногопроживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольноговозраста), обогащение (амплификация) детского развития;
· принцип построениявоспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждогоребенка, при которой сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
· принцип содействия и сотрудничествадетей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом)образовательных отношений;
· принцип формирования иподдержки инициативы детей в различных видах детской деятельности;
· принцип активного привлечения ближайшего социального окружения квоспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей сОВЗ в условиях МБДОУ являются:
· формирование общей культурыличности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических,интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности иответственности;
· формирование доброжелательногоотношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательныхотношений;
· обеспечениепсихолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии исодействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
· налаживаниеэмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях ихуспешной адаптации и интеграции в общество;
· взаимодействие с семьей дляобеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
· охрана и укреплениефизического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональногоблагополучия;
· объединение обучения и воспитания в целостный образовательныйпроцесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей ипринятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,общества.
Для каждого ребенка с ОВЗи/или инвалидностью, а также испытывающего трудности в освоении ООП ДО ДОУ,развитии и социальной адаптации, посещающего группу общеразвивающей или комбинированнойнаправленности, разрабатывается адаптированная образовательная программа сучетом особенностей его психофизического развития, особых образовательныхпотребностей и индивидуальных возможностей.
