МАОУ«Улентуйская СОШ»
Программавоспитания
2и 3 класса
Классныйруководитель: Хандуева Д.Б.
2022г.
АНАЛИЗВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА 2021 — 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Целью воспитательной работы на 2021 -2022 учебный год было создание условий для развития ключевых личностныхкомпетенций учащихся.
Для реализации поставленных целейбыли сформулированы следующие
задачивоспитательной деятельности:
1. Изучение индивидуальныхособенностей каждого учащегося.
2. Организация детскогоколлектива, сплочение детей друг с другом, выявление положительных лидеров,формирование актива класса.
3. Воспитание навыковсознательного поведения, школьной дисциплины, культуры поведения на уроках, вовремя перемены, культуры труда и отдыха.
4. Духовно-нравственноевоспитание в школе, в семье, в общественных местах, на улице.
5. Воспитание положительногоотношения к труду и к народному достоянию, формирование бережливости.
6. Расширение детского кругозора,развитие любознательности, познавательных интересов, творчества.
7. Вовлечение детей вовнеклассную работу по интересам.
8. Развитие общественнойактивности, ответственного отношения к учебе, к поручениям.
9. Воспитание патриотизма, любвик своей малой и большой родине, воспитание интереса к своей родословной, уваженияк старшим в семье.
Дляреализации поставленных задач были определены приоритетные направления, черезкоторые и осуществлялась воспитательная работа:
Ø спортивно-оздоровительное;
Ø художественно-эстетическое;
Ø научно-познавательное;
Ø гражданско-патриотическое;
Ø общественно-полезное;
Ø проектнаядеятельность.
Все эти направления воспитательной работы позволяюткомплексно решать воспитательные задачи, опираясь на личностно-ориентированныйподход к воспитательной работе. Воспитание рассматривается как процесс,охватывающий все сферы развития личности. Все воспитательные мероприятия былинаправлены на формирование у детей культуры общения, развитие коммуникативныхумений.
В воспитательной работе личный пример классного руководителяположительно сказывается на отношениях, учащихся с учителем, поэтому во многихмероприятиях лично принимала участие. Каждодневно, в зависимости от ситуацийпроводились различные беседы со всем классом и индивидуально.
Для реализации воспитательной работы использованыследующие формы работы: беседы, познавательные и интеллектуальные занятия,праздники, игры, путешествия, библиотечные уроки, КТД (коллективные творческиедела), спортивные соревнования, экскурсии, конкурсы, участие в общественных акциях.
Внутри каждого вида деятельности планировалосьдостаточное разнообразие дел, сочетание общих, групповых и индивидуальных формработы. Все формы работы соответствовали интересам, запросам и потребностямличности обучающихся. Все дети активно участвуют в классных и школьных делах.Детей, не проявляющих интереса — нет.
Проведённыемероприятия и КТД, способствовавшие сплочению детского коллектива:
Ø Игра- путешествие в мир книг
Ø Школьнаяосенняя ярмарка-продажа
Ø Шефскаяпомощь пожилым людям
Ø Литературно-музыкальнаякомпозиция ко Дню Матери
Ø Игра«Что? Где? Когда?» по сказкам А.С.Пушкина
Ø Библиотечныйурок по произведениям К.И.Чуковского «Мои любимые детские книжки»
Ø Экологическийчас «Природа в опасности»
Ø КВН«В мире животных»
Ø Литературно- музыкальная композиция ко Дню Победы
Для того, чтобы воспитательная работа в классе быларезультативной, важны средства воспитания. Стало намного удобнее и нагляднеепроводить различные мероприятия, используя в работе различные техническиесредства воспитания и обучения — это и мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Совместное планирование воспитательных мероприятийхорошая возможность для организации комфортной психологической атмосферы вдетском коллективе во внеурочное время.
В течение года дети принимали активное участие вконкурсах рисунков к праздникам, в конкурсе поделок, в школьных спортивныхсоревнованиях (Веселые старты, День здоровья).
Отмечаетсясерьёзная подготовительная работа к каждому мероприятию. Общее дело ещё плотнеесближает детей. Ребята активно, с азартом готовятся к выступлению. В процессеподготовки узнают много нового. Поэтому, каждое проведенное внеклассноемероприятие становится стимулом в духовном и интеллектуальном развитии ребят.
Такие качества как гуманизм, коллективизм,сформированы у учащихся на высоком уровне. Таким образом, можно сделать вывод,что класс в целом имеет высокий уровень воспитанности. Учащимся необходимоработать над такими качествами как прилежание и бережливость, любовь кпрекрасному.
Учащиеся уже привыкают быть ответственными за какое-тоданное им поручение: в классе налажена система дежурства по классу и постоловой, а также взаимопомощь в учёбе и спорте.
Учащиеся посещают многие внеклассные занятия иобъединения («Умелые руки», «Подвижные игры», «Юный эколог», «В мире книг»).
В классе благоприятный психологический климат, нетнарушителей школьного и общественного порядка. Это дружный, сплочённый,организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив.Большинство детей чувствуют себя комфортно в школе, свободно высказывают своемнение. У ребят налажен контакт с учителями — предметниками, педагогами дополнительного образования.
В свою очередь взаимодействие с учениками пытаюсьвыстроить на принципах сотрудничества, уважения и взаимного доверия. Какклассный руководитель стараюсь создать условия для развития многограннойличности. Дети пробуют свои силы в различных видах творческой деятельности. Вклассе дети очень разные, каждый имеет индивидуальные способности и интересы,поэтому воспитательную работу строю таким образом, чтобы каждый занимался тем,что ему нравится и что хорошо удаётся.
Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье — этоединый неразрывный процесс. Помочь семье в воспитании подрастающего поколениявозможно в результате систематической, последовательно организуемой работы поформированию у родителей педагогических умений и навыков. Сделать родителейсоучастниками всего педагогического процесса важная и ответственная задача,требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданностиделу.
В своей педагогической деятельности стараюсьосуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудачдетей.
На собраниях знакомлю родителей со спецификой обученияв начальных классах; обсуждаем цели, задачи и итоги нашей совместнойдеятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю навстречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку; приглашаю родителей, помере необходимости, на индивидуальные беседы, посещаю родителей на дому(считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с ихребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки,наклонности); использую и заочную форму общения с родителями. Выставляю оценкив дневники, за участие в конкурсах записываю благодарности, за проделаннуюребёнком дополнительную работу также благодарю родителей и ученика, отличныеуспехи тоже не остаются неотмеченными.
Проведеныродительские собрания по следующим темам:
Ø «Адаптацияпервоклассников к школе»
Ø «Рольсамооценки в формировании личности»
Ø «Компьютерв жизни ребенка»
Ø «Поощрениеи наказание как методы воспитания»
В рамках направления «Воспитание здорового образажизни» проводились мероприятия по профилактике и предупреждению детскоготравматизма во время мероприятий, беседы и инструктажи по безопасностижизнедеятельности учащихся во время учебных каникул, классные часы и беседы посохранению и укреплению здоровья, культуре гигиены, профилактике заболеваний издорового образа жизни, профилактике вредных привычек (Операция «Здоровье»,спортивно-оздоровительная программа, «Умей сказать нет!» — беседа о вредныхпривычках, путешествие по стране «Здоровье», « В здоровом теле — здоровый дух»- конкурсная программа, «Веселый урок здоровья», тренинг «В свободный час» идр.)
Все проведенные внеклассные мероприятия былиразработаны в соответствии с возрастными особенностями детей, проведены навысоком уровне. Учащиеся на этих занятиях познакомились с правилами дорожногодвижения, правилами безопасного и здорового образа жизни.
В коллективе налажена атмосфера сотрудничества,взаимопонимания, поддержки.
Анализвоспитательной работы класса показывает, что, в целом, поставленные задачирешены, чему, безусловно, способствовала четкая, слаженная работа всегоколлектива школы. Воспитательная работа была подчинена развитию творческиактивной, инициативной личность, способной к самореализации.
Пояснительная записка
Программавоспитания обучающихся начальной школы МАОУ «Улентуйская СОШ» разработана сучетом:
· Программы духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России;
· Стратегии развития воспитания в РоссийскойФедерации на период до 2025 года;
· Конституции РФ;
· Федерального закона от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
· Международной Конвенции ООН «О правахребенка»;
· Всеобщей декларации прав человека;
· Федерального государственногообразовательного стандарта;
· «Национальной стратегии действий винтересах детей на 2017–2022 годы»
· Государственной программы «Патриотическоевоспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»,
· Государственной программы РФ «Развитиеобразования» на 2013-2020 гг. и другими законодательными актами, и нормативнымидокументами, касающимися сфер образования;
· Плана основных мероприятий до 2027 года,проводимых в рамках Десятилетия детства в Республике Бурятия;
· Календаря образовательных событий натекущий учебный год.
Данная программа направлена наприобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам инормам поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничноговхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственныхвзаимоотношений с окружающими их людьми.
Программа призвана обеспечитьдостижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать уних основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию кпознанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качестваличности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.
Данная программа воспитанияпоказывает систему работы с обучающимися в школе и классе.
Цель программы: создатьусловия для формирования у обучающихся духовно-нравственных ценностей,способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальнойобразовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Задачи программы:
— реализовывать воспитательныевозможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективногопланирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
— реализовывать потенциал классногоруководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классныхсообществ в жизни школы;
— вовлекать школьников в кружки,секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программамвнеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
— использовать в воспитании детейвозможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивныхформ занятий с учащимися;
— инициировать и поддерживать ученическоесамоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
— поддерживать деятельностьфункционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
— организовывать для школьниковэкскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
— организовывать профориентационнуюработу со школьниками;
— организовать работу школьных медиа,реализовывать их воспитательный потенциал;
— развивать предметно-эстетическуюсреду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
— организовать работу с семьямишкольников, их родителями или законными представителями, направленную насовместное решение проблем личностного развития детей.
Конкретизация общей цели воспитанияприменительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в нейследующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общегообразования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не единственноевнимание:
В воспитании детей младшего школьноговозраста (уровень начального общего образования) таким целевымприоритетом является создание благоприятных условий для:
— усвоениямладшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм итрадиций того общества, в котором они живут,
— самоутвержденияих в своем новом социальном статусе — статусе школьника, то есть научитьсясоответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятымтрадициям поведения школьника
— развитияумений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов инакопления ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.
К наиболее важным знаниям, умениям инавыкам для этого уровня, относятся следующие:
— бытьлюбящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнятьпосильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
— бытьтрудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебныхзанятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
— знатьи любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою страну;
— беречьи охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных всвоем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусоромулицы, леса, водоемы);
— проявлятьмиролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, неприбегая к силе;
— стремитьсяузнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
— бытьвежливым и опрятным, скромным и приветливым;
— соблюдатьправила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
— уметьсопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливатьхорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, помере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться клюдям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественногоположения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
— бытьуверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожимна других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знаниемладшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важностиследования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, посколькуоблегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему системуобщественных отношений.
| Модуль «Классное руководство» | |||
| Мероприятия, ключевые дела, деятельность | Время проведения | Ответственные | Выход | 
| Тематические классные часы (смотреть циклограмму классных часов стр. 8-15) | В течение учебного года | Кл. руководитель, библиотекарь, медицинский работник и т.п. | Фото и видеосъемка. 
 | 
| Тематические классные мероприятия (День знаний, День учителя, День пожилых, День Матери, Новый год, День Защитника Отечества, Международный женский день, День Победы и др.) | В течение учебного года | Кл.руководитель, родители. | Фото и видеосъемка. 
 | 
| Походы, экскурсии, игры на сплочение коллектива | В течение учебного года | Кл. руководитель, родители. | Фото и видеосъемка. | 
| Участие в экологических, патриотических и т.д. акциях | В течение учебного года | Кл. руководитель, родители. | Фото и видеосъемка. | 
| Участие в внутришкольных, районных, республиканских, федеральных, международных олимпиадах и конкурсах | В течение учебного года | Кл. руководитель, родители. | Фото и видеосъемка. | 
| Индивидуальная работа с «отстающими» обучающимися | В течение учебного года | Учитель | Фото и видеосъемка. | 
| Награждение учащихся, родителей, отличившихся в течение года положительными характеристиками за активное участие в жизни класса, школы. | Май 2022 г. | Кл. руководитель, родители. | Фото и видеосъемка. | 
| Модуль «Ключевые дела класса» | |||
| Мероприятия, ключевые дела, деятельность | Время проведения | Ответственные | Выход | 
| Общешкольные дни «Дни Здоровья» | Сентябрь 2021г., май 2022г. | Кл. руководитель, физрук. | Фото и видеосъемка. | 
| Участие в тематических внутришкольных, районных культурных мероприятиях | В течение учебного года | Кл. руководитель, , родители., педагог-организатор. | Фото и видеосъемка. | 
| Участие во внутришкольных предметных неделях | В течение учебного года | Кл. руководитель, учителя-предметники, родители. | Фото и видеосъемка. | 
| Проведение тематических классных мероприятий (День пожилого человека, День учителя, День Матери, Новый год, День Защитника Отечества, Международный женский день, День Победы и др.) 
 
 
 | В течение учебного года | Кл.руководитель, родители. | Фото и видеосъемка. | 
| Работа с классом в рамках модуля «Школьное самоуправление» | |||
| Мероприятия, ключевые дела, деятельность | Ориентировочное время проведения | Ответственные | Выход | 
| Выборы актива класса Оформление портфолио | Сентябрь 2021г. | Кл. руководитель, обучающиеся | Оформление уголка класса | 
| Модуль «Профориентация» | |||
| Мероприятия, ключевые дела, деятельность | Ориентировочное время проведения | Ответственные | Выход | 
| Профориентационные классные часы, игры, квесты, расширяющие знания школьников о профессиях, беседы с приглашением родителей разных профессий. | В течение года | Кл. руководитель, родители (разных профессий) | Фото и видеосъемка. | 
| Экскурсии на предприятия (на почту, в магазин, в пожарную часть и т.д.) | В течение года | Кл. руководитель, родители. | Фото и видеосъемка. | 
| Работа с классом в рамках модуля «Школьный пресс-центр» | |||
| Мероприятия, ключевые дела, деятельность | Ориентировочное время проведения | Ответственные | Выход | 
| Выпуск информационных листов для школьной стенгазеты | В течение года | Кл.руководитель, родители. | Заметки передаются в редакционный совет газеты | 
| Работа с классом в рамках модуля «Детские общественные объединения» | |||
| Мероприятия, ключевые дела, деятельность | Ориентировочное время проведения | Ответственные | Выход | 
| Участие в волонтерских акциях (внутришкольных, районных) | В течение года | Кл.руководитель, родители. | Фото и видеосъемка. | 
| Организация деятельности обучающихся в рамках работы детского объединения «Юные инспектора дорожного движения». | В течение года | Кл.руководитель, руководитель ЮИД. | Фото и видеосъемка. | 
| Модуль «Школьный урок» | |||
| Мероприятия, ключевые дела, деятельность | Ориентировочное время проведения | Ответственные | Выход | 
| 1)Урок «День Знаний» 1 сентября 2) Уроки в рамках «Недели безопасности» Всероссийский урок МЧС урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода экстремальных и опасных ситуаций, в том числе массового пребывания людей, адаптации после летних каникул. 3)Уроки согласно Календарю образовательных событий на 2021-2022 год 4) Уроки Здоровья (согласно плану) | В течение года | Кл. руководитель | Фото и видеосъемка. | 
| Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||
| Мероприятия, ключевые дела, деятельность | Ориентировочное время проведения | Ответственные | Выход | 
| Оформление уголка класса, уголка Здоровья | В течение года | Кл. руководитель, родители. | Оформление уголков. | 
| Выпуск информационных листов для школьной стенгазеты | В течение года | Кл.руководитель. | Фото и видеосъемка. | 
| Участие в выставках рисунков, поделок, макетов (внутришкольные выставки, районные выставки ит.п.) | В течение года | Кл.руководитель | Фото и видеосъемка. | 
| Модуль «Работа с родителями» | 
 | ||
| Мероприятия, ключевые дела, деятельность | Ориентировочное время проведения | Ответственные | Выход | 
| Работа с родителями по формированию социального паспорта класса | Сентябрь 2022г. | Кл. руководитель | Оформление социального паспорта. | 
| Родительское собрание Тема: «Начинаем новый учебный год!» | Сентябрь 2022г. | Кл.руководитель. родители | Протокол. | 
| Родительское собрание «Итоги 1 четверти» | Октябрь-ноябрь 2022г | Кл. руководитель, родители | Протокол. | 
| Родительское собрание «Итоги 1полугодия» | Декабрь 2022г. | Кл. руководитель, родители | Протокол. | 
| Родительское собрание «Итоги 3 четверти» | Март 2023г. | Кл.руководитель, родители | Протокол. | 
| Родительское собрание «Итоги года» | Май 2023г. | Кл. руководитель, родители | Протокол. | 
| Участие родителей в анкетировании, опросах, связанных с тематикой воспитания и организацией образовательной среды | В течение года | Кл. руководитель | Аналитическая информация | 
| Индивидуальные беседы с родителями по вопросам успеваемости и поведения детей. | В течение года | Кл. руководитель | Журнал по работе с родителями с подписью. | 
| Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях, ключевых делах, экскурсиях. | В течение года | Кл. руководитель | Фото и видеосъемка. | 
| Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование обучающихся» | |||
| Мероприятия, ключевые дела, деятельность | Ориентировочное время проведения | Ответственные | Выход | 
| «Занимательная грамматика» «Я — исследователь», «Юные Инспекторы Движения» «В мире книг»,«Занимательная математика». | В течение года | Кл.руководитель | Фото и видеосъемка. | 
Циклограмма классных часов
| Классный час | Цель | Дата | Примечание | 
| Сентябрь | |||
| Урок Знаний, приуроченный к году Науки и технологий | Поддержание у детей праздничного настроения от встречи со школой; Создание настроя на учебную деятельность. | 1 сентября | 
 | 
| Классный час, приуроченный к Дню памяти жертв терроризма | Дать определение понятию «терроризм», «террорист»; Осветить проблему терроризма в России; Определить правила поведения при угрозе террористических актов. | 3 сентября | 
 | 
| Классный час «Режим дня» | Выяснить, как выполняют режим дня; познакомить учащихся с правилами поведения в школе. 
 | 2 неделя сентября | 
 | 
| Классный час, приуроченный к проведению Всероссийской недели профилактики безнадзорности и правонарушений | Снижение рисков возникновения безнадзорности и беспризорности; повышение информированности обучающихся об основах системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений. | 3неделя сентября | 
 | 
| Классный час на тему: «Профилактика Здорового образа жизни» | Дать представление о том, что такое здоровье человека и здоровый образ жизни; пропагандировать здоровый образ жизни. | 4 неделя сентября | 
 | 
| Октябрь | |||
| Классный час, приуроченный к Дню Пожилых людей | Формирование толерантного и уважительного отношения к старшему поколению | 1 неделя октября | 
 | 
| Классный час о безопасном поведении «Кто стучится в дверь ко мне?» | Воспитание чувства самосохранения; формирование умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность. | 2 неделя октября | 
 | 
| Классный час «Личная гигиена» | Формирование представления о правилах личной гигиены и стремлении соблюдать их; показать роль личной гигиены в сохранении здоровья; научить заботиться о своём здоровье. | 3 неделя октября | 
 | 
| Классный час «Добро и зло в человеческом мире и природе» | Познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло»; учить аргументировано отстаивать свою точку зрения; развивать умение сопереживать другим людям. | 4 неделя октября | 
 | 
| Ноябрь | |||
| Классный час, приуроченный ко Дню Народного единства | Познакомить с историей праздника, подчеркнув значимость событий 1612 года для дальнейшего развития страны; воспитывать чувство патриотизма | 2 неделя ноября | 
 | 
| Классный час «Как быть самостоятельным, прилежным и старательным» | На примерах из литературных произведений, доступных для детского восприятия, сформировать понятия «прилежный», «старательный»; дать положительную оценку данным качествам. | 3 неделя ноября | 
 | 
| Классный час, приуроченный к празднованию Дня Матери в России | Поддержать традиции бережного отношения к женщине; закрепить семейные устои; особо отметить значение в нашей жизни главного человека-Матери. | 4 неделя ноября | 
 | 
| Декабрь | |||
| Классный час, приуроченный к Международному Дню инвалидов | Дать представление о «людях с ограниченными возможностями здоровья»; познакомить учащихся с проблемами детей-инвалидов. развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни. | 1 неделя декабря | 
 | 
| Классный час, приуроченный ко Дню Героев Отечества | Сформировать представления учащихся о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности. | 2 неделя декабря | 
 | 
| Классный час, приуроченный ко Дню Российской Конституции | Познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «прав и обязанности гражданина»; способствовать формированию чувства гордости за достижения своей страны; учить бережному отношению к историческому наследию и традициям народов России. | 3 неделя декабря | 
 | 
| Классный час «Береги свое здоровье» | Сформировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни; побуждать детей к соблюдению навыков здорового образа жизни; содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества. | 4 неделя декабря | 
 | 
| Январь | |||
| Классный час «Обман и его последствия» | Познакомить учащихся с понятиями «правда», «ложь». Выяснить отношение ребят к обману, дать понятие «обмана», его морально-этические стороны; совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы; воспитание нравственных качеств: честность, справедливость. | 2 неделя января | 
 | 
| Классный час «Чем можно гордиться в наше время?» | Формирование представление учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых внутренней красоты человека; составление портрета героя; разграничение понятия «герой» — «кумир»; воспитание чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки. | 3 неделя января | 
 | 
| Классный час, приуроченный ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистки блокады | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ; познакомить ребят с понятием блокада; познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда | 4 неделя января | 
 | 
| Февраль | |||
| Классный час «Какого человека можно назвать культурным?» | Способствовать формированию нравственно- этической культуры, положительных черт характера; развивать умение общаться с людьми, анализировать свои поступки; воспитывать взаимоуважение, доброту. | 1 неделя февраля | 
 | 
| Классный час «Ты и твои друзья» | Познакомить с понятиями «дружба», «друг», с правилами дружбы через их совместное составление; учить анализировать и правильно оценивать поступки людей; корректировать мышление, эмоционально-волевую сферу, развивать связную речь; формировать положительные межличностные отношения. | 2 неделя февраля | 
 | 
| Классный час, посвященный дню памяти о россиянах, исполнивших служебный долг за пределами Отечества | Познакомить учащихся с историей афганской войны; воспитание патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении; развивать представление о долге, чести и гордости за свой народ. | 3 неделя февраля | 
 | 
| Классный час, посвященный Международному Дню родного языка | Познакомить ребят с праздником – Международным днем родного языка; формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам; развивать гордость за свой родной язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре; воспитывать патриотизм, толерантность. | 4 неделя февраля | 
 | 
| Март | |||
| Классный час «Добрые дела» | Раскрыть понятия «добро» и «зло»; учить правильно, понимать смысл добра и зла. воспитывать чувство собственного достоинства, доброжелательного отношения к людям; воспитывать высококультурного, социально значимого человека; развивать нравственные качества личности. | 1 неделя марта | 
 | 
| Классный час «Мамы разные нужны…» | Познакомить учащихся с возникновением праздника; воспитание уважительного отношения к другим; воспитывать чувство уважения к одноклассницам, мамам, сёстрам, умение говорить открыто, не стесняясь своей любви к ним. | 2 неделя марта | 
 | 
| Классный час «Зависть – чем она опасна» | Раскрыть понятие нравственной категории «зависть»; воспитывать умение радоваться успехам окружающих людей. | 3 неделя марта | 
 | 
| Классный час, приуроченный ко дню рождения К.И.Чуковского | Познакомить с творчеством писателя; воспитание положительных качеств на примерах героев; привитие интереса к чтению. | 5 неделя марта | 
 | 
| Апрель | |||
| Классный час, приуроченный ко Дню космонавтики | Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах; познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека; прививать уважение к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну. | 1 неделя апреля | 
 | 
| Классный час «Нет сквернословию!» | Расширить представление учащихся о сущности сквернословия как о пороке человеческого общества; способствовать формированию культуры речи, культуры поведения; воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества. | 2 неделя апреля | 
 | 
| Классный час, приуроченный к Дню памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ | Сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории. | 3 неделя апреля | 
 | 
| Классный час, приуроченный к празднованию Всемирного Дня Земли (экологическая тематика) | Познакомить учащихся с праздником «День Земли»; формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание; воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды. | 4 неделя апреля | 
 | 
| Май | |||
| Классный час, приуроченный к празднованию праздника Весны и Труда и 9 мая ко Дню Победы | Расширить знания учащихся об истории празднования праздника Весны и труда; прививать интерес к труду; развивать память, мышление, внимание учащихся; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. | 1неделя мая | 
 | 
| Классный час, приуроченный к празднованию Международного Дня семьи. | Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни; воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью; способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи. | 2 неделя мая | 
 | 
| Классный час «Конец учебного года» | Подведение промежуточных итогов обучения ребят; содействовать развитию самостоятельности и творчества учащихся; воспитывать позитивное отношение друг к другу, гордость за маленькие и большие победы, стремление прийти на помощь в трудную минуту. | 4 неделя мая | 
 | 
Тематические периоды воспитательной работы
(план-графикреализации программы)
| №пп | Название периода | Дата | Классы | 
| 1 | «Здравствуй, школа!» | 01.09.- 12.09. | 1 — 4 | 
| 2 | «Золотая осень…» | 13.09.- 17.10. | 1 — 4 | 
| 3 | «Люблю тебя, мой край родной». | 18.10.- 21.11. | 1 — 4 | 
| 4 | «Встречаем матушку- зиму». | 22.11.- 28.12. | 1 — 4 | 
| 5 | «В здоровом теле – здоровый дух» | 10.01.-06.02. | 1 — 4 | 
| 6 | «Славим Армию родную». | 07.02.– 28.02. | 1 — 4 | 
| 7 | «С Днём 8 марта!» | 01.03.-14.03. | 1 — 4 | 
| 8 | «Человек и природа». | 15.03.- 14.04. | 1 — 4 | 
| 9 | «С Днем Победы!». | 15.04.– 12.05. | 1 — 4 | 
| 10 | «В ожидании лета». | 13.05.– 31.05. | 1 — 4 | 
| 11 | «Здравствуй, лето красное!». | 01.06.– 25.06. | 1 — 4 | 
План воспитательной работы для 1-4 классов(по периодам)
| «Здравствуй, школа!» (01.09.- 15.09.) | |
| 
 | Праздник Первого Звонка | 
| 
 | Кл. часы по ПДД, ППБ | 
| 
 | Школьный конкурс поделок | 
| 
 | Школьный конкурс рисунков | 
| 
 | Выбор актива класса | 
| «Золотая осень…» (15.09.- 04.10.) | |
| 
 | Выставка поделок, букетов, рисунков Представленная информация была полезной? ДА 60.98% НЕТ 39.02% Проголосовало: 1576 | 
| 
 | Утренники | 
| 
 | Выставка рисунков «Золотая осень» | 
| 
 | Концерт, посвященный Дню Учителя | 
| «В здоровом теле – здоровый дух». (05.10.- 10.11.) | |
| 
 | День здоровья (на стадионе) | 
| 
 | Классные часы о ЗОЖ | 
| 
 | Игры «Весёлые старты» | 
| 
 | Выставка рисунков «Будем здоровы!» | 
| 
 | Праздники | 
| «Люблю тебя, мой край родной» (11.11. — 25.11.) | |
| 
 | Кл часы на тему «Путешествие по родному краю» | 
| 
 | Конкурс рисунков «Мой сказочный край» | 
| 
 | Конкурс рисунков «Моя мама» | 
| «Встречаем матушку-зиму». (26.11. – 31.12.) | |
| 
 | Классные часы на новогоднюю тематику (по планам классных руководителей) | 
| 
 | Изготовление игрушек для ёлки | 
| 
 | Конкурс новогодних игрушек | 
| 
 | Новогодние утренники | 
| «Славим армию родную» (11.01. – 24.02.) | |
| 
 | Игры мальчиков, посвященные Дню Защитника Отечества | 
| 
 | Классные часы «Защитники Отечества во все времена» | 
| 
 | Конкурс стихов «Несокрушимая и легендарная» | 
| 
 | Акция «Сердцем к подвигу прикоснись» | 
| «С Днём 8 марта!» (25.02. – 19.03.) | |
| 
 | Выставка рисунков «Заботливая мама…» | 
| 
 | Конкурс стихов «О мамах» | 
| 
 | Выступление театрализованным представлением к празднику 8 Марта | 
| 
 | Праздник «Прощание с Азбукой» | 
| «Человек и природа». «Космос далёкий и близкий» (01.04. – 14.04.) | |
| 
 | Классные часы об отношении человека к природе | 
| 
 | Беседы посвященные Дню космонавтики | 
| 
 | Конкурсы рисунков о природе | 
| «С Днём Победы!» ( с 15.04. – 10.05.) | |
| 
 | Классные часы «И помнит мир спасенный» | 
| 
 | Беседа «Наши земляки — Герои» | 
| 
 | Беседа с мультимедийной презентацией «С Днём Победы» | 
| 
 | Итоговая линейка | 
| «В ожидании лета!» (12.05. — 31.05.) | |
| 
 | Субботник по уборке территории школы | 
| 
 | Организация летнего отдыха детей | 
| 
 | День Здоровья | 
| 
 | Праздник «Последний звонок» | 
| «Здравствуй, лето красное» | |
| 
 | Работа летней оздоровительной площадки | 
Психолого-педагогическаяхарактеристика 2 класса
Во 2 классе обучается 5 учащихся, из них 2 девочки и 3 мальчика.До поступления в первый класс все 5 детей посещали детский сад. В классе 4 семей полные, 1– неполная. 4 семей — многодетные.
Жилищныеусловия: в частных домах проживают все 5 семей. Неблагополучных семей нет.
Родителидобросовестно относятся к своим обязанностям: своевременно оказывают детямпомощь, осуществляют постоянный контроль за детьми, отзываются на просьбы ипожелания. 2 человек пожелали войти в родительский комитет. Председателем выбранаБазарова Гунсэма Анатольевна.
Во время тестирования и собеседования 5 детей показалидостаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса: ГанжуровХэшэгтэ, Ринчинова Ринчин-Ханда, Цыренов Дамир. Они внимательны и активны на уроке.Есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, не проявляют науроках высокую активность. Правильно отвечают на вопросы, справляются сучебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал Ганжуров Хэшэгтэ,Цыренов Дамир, Ринчинова Ринчин-Ханда.
В состав класса входят и дети, которые с трудомадаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Есть ученики, которые обладаютнеустойчивым вниманием, дольше других включаются в работу, с трудом переключаютсвое внимание с одного вида деятельности на другой, нуждаются в постояннойподдержке учителя Цыренов Золто, Ринчинова Ульяна.
Большинство учеников класса открыты и легки вобщении. Дети в классе неконфликтны, легко идут на контакт с педагогами иодноклассниками. Трудности в общении с одноклассниками пока не наблюдаю.
Вшколу учащиеся ходят с удовольствием, а во внеурочное время активно посещаюткружки, дополнительные занятия.
Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной ивнеклассной деятельности. Во всех семьях родители занимаютсявоспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнениядомашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью.
Вэтом году предстоит большая работа по успешной адаптации детей к школьнойжизни, а также по формированию коллектива, воспитанию чувства дружбы итоварищества.
Внешний вид всех учащихся соответствует школьным требованиям. Дежурство в классе и в столовой проходят по графику.
Психолого-педагогическаяхарактеристика 3 класса
В 3 классе обучаются 8 учащихся, из них 5 девочек и 3 мальчика. В классе 6 семей полные, 2– неполные. 6 семей — многодетные. Жилищные условия: в частных домахпроживают все 8 семей. Неблагополучных семей нет.
Родителидобросовестно относятся к своим обязанностям: своевременно оказывают детямпомощь, осуществляют постоянный контроль за детьми, отзываются на просьбы ипожелания. 3 человек пожелали войти в родительский комитет. Председателемвыбрана Дампилова Хандама Намжиловна.
Внимательныи активны на уроке: ДампиловаАнастасия, Доржиева Номина, Намсараева Урихан, Намсараева Арюухан, ЖалсараевЭрдэм. Правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями,осознанно воспринимают новый материал.
Естьученики, которые не проявляют на уроках высокую активность. Они обладаютнеустойчивым вниманием, дольше других включаются в работу, с трудом переключаютсвое внимание с одного вида деятельности на другой, нуждаются в постояннойподдержке учителя: Цыренов Эрхито, Лудупов Амгалан, Цыренова Алиса.
Большинство учеников класса открыты и легки вобщении. Дети в классе неконфликтны, легко идут на контакт с педагогами иодноклассниками. Трудности в общении с одноклассниками пока не наблюдаю.
Вшколу учащиеся ходят с удовольствием, а во внеурочное время активно посещаюткружки, дополнительные занятия.
Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной ивнеклассной деятельности. Во всех семьях родители занимаютсявоспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнениядомашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью.
В этом году предстоит дальнейшая работа по формированиюколлектива, воспитанию чувства дружбы и товарищества.
Внешний вид всех учащихся соответствует школьным требованиям. Дежурство в классе и в столовой проходят по графику. Дети ответственны, дежурят добросовестно.
Сведенияоб учащихся
2класса
| № | № личного дела | Ф.И.О.ученика | Дата рождения | Домашний адрес, телефон | 
| 1 | Г-20 | Ганжуров Хэшэгтэ Баторович | 29.12.2014 | Закаменский район, село Улентуй, улица Нагорная,36 89025387481 | 
| 2 | Р-28 | Ринчинова Ринчин-Ханда Баировна | 17.09.2014 | Закаменский район, село Улентуй, улица Центральная,18 89834237158 | 
| 3 | Р-29 | Ринчинова Ульяна Солбоновна | 05.07.2014 | Закаменский район, село Улентуй, улица Заречная,13 89516308418 | 
| 4 | Ц-52 | Цыренов Дамир Баирович | 30.05.2014 | Закаменский район, село Улентуй, улица Центральная,20а 89503897471 | 
| 5 | Ц-53 | Цыренов Золто Зоригтоевич | 06.112014 | Закаменский район, село Улентуй, улица Нагорная,58 89503876681 | 
Сведенияоб учащихся
3класса
| № | № личного дела | Ф.И.О.ученика | Дата рождения | Домашний адрес, телефон | 
| 1. | Д-102 | Дампилова Анастасия Дугаровна | 27.01.2014 | Закаменский район, село Улентуй, улица Нагорная,6 89140575297 | 
| 2. | Д-104 | Доржиева Номина Буладовна | 01.03.2014 | Закаменский район, село Улентуй, улица Заречная,11 89516366698 | 
| 3. | Ж-31 | Жалсараев Эрдэм Гомбоевич | 11.05.2013 | Закаменский район, село Улентуй, улица Центральная,16 89148300338 | 
| 4. | Л-17 | Лудупов Амгалан Львович | 08.11.2013 | Закаменский район, село Улентуй, улица Школьная,8 89516371926 | 
| 5. | Н-38 | Намсараева Арюухан Мункоевна | 09.08.2013 | Закаменский район, село Улентуй, улица Центральная,4 89025357455 | 
| 6. | Н-39 | Намсараева Урихан Мункоевна | 09.08.2013 | Закаменский район, село Улентуй, улица Центральная,4 89025357455 | 
| 7. | Ц-50 | Цыренова Алиса Зоригтоевна | 23.05.2013 | Закаменский район, село Улентуй, улица Нагорная,58 89965835465 | 
| 8. | Ц-51 | Цыренов Эрхито Бэлигтоевич | 27.12.2013 | Закаменский район, село Улентуй, улица Нагорная,24 89834524012 | 
Cоциальный паспорт 3 класса
| № | Показатели | Количество | Ф.И.учащегося | 
| ]. | Дети сироты | — | — 
 | 
| 2. | Семьи без матери | — | — 
 | 
| 3. | Семьи без отца | 1 | Цыренов Эрхито 
 | 
| 4. | Дети-инвалиды в семье | — | — 
 | 
| 5. | Тяжело больные люди | — | — 
 | 
| 6. | Неблагополучные семьи | — | — 
 | 
| 7. | Родители — инвалиды | — | — 
 | 
| 8. | Малообеспеченные | 5 | Доржива Номина Лудупов Амгалан Намсараева Арюухан Намсараева Урихан Цыренова Алиса | 
| 9. | Многодетные семьи | 
 | Дампилова Анастасия Доржива Номина Лудупов Амгалан Намсараева Арюухан Намсараева Урихан Цыренова Алиса | 
| 10. | Опекунские семьи | — | — 
 | 
Cоциальный паспорт 2 класса
| № | Показатели | Количество | Ф.И.учащегося | 
| ]. | Дети сироты | — | — 
 | 
| 2. | Семьи без матери | — | — 
 | 
| 3. | Семьи без отца | 2 | Ганжуров Хэшэгтэ 
 | 
| 4. | Дети-инвалиды в семье | — | — 
 | 
| 5. | Тяжело больные люди | — | — 
 | 
| 6. | Неблагополучные семьи | — | — 
 | 
| 7. | Родители — инвалиды | — | — 
 | 
| 8. | Малообеспеченные | 3 | Ганжуров Хэшэгтэ Цыренов Дамир Цыренов Золто | 
| 9. | Многодетные семьи | 2 | Ринчинова Ринчин-Ханда Ринчинова Ульяна Цыренов Дамир Цыренов Золто | 
| 10. | Опекунские семьи | — | — 
 | 
Активкласса
| № | Ф.И. ученика 
 | Поручения | 
| 1. | Ринчинова Ринчин-Ханда | Староста класса 
 | 
| 2. | Ганжуров Хэшэгтэ | Учебный сектор 
 | 
| 3. | Ринчинова Ульяна | Культурный сектор 
 | 
| 4. | Цыренов Дамир | Спортивный сектор 
 | 
| 5. | Цыренов Золто | Трудовой сектор 
 | 
Активкласса
| № | Ф.И. ученика 
 | Поручения | 
| 1. | Намсараева Урихан | Староста класса 
 | 
| 2. | Дампилова Анастасия | Учебный сектор 
 | 
| 3. | Доржиева Номина | Культурный сектор 
 | 
| 4. | Лудупов Амгалан | Спортивный сектор 
 | 
| 5. | Цыренов Эрхито | Трудовой сектор 
 | 
| 6. | Жалсараев Эрдэм | Сектор правопорядка | 
| 7. | Цыренова Алиса | Культурный сектор | 
| 8. | Намсараева Арюухан | Библиотекарь | 
| Тематика классных часов 1 класс. | 
| 1. Первый раз – в первый класс. | 
| 2. День скорби и памяти погибших в Беслане. | 
| 3. Режим дня – основа жизни человека.. | 
| 4. Праздник вежливых ребят. | 
| 5. Каждой вещи – своё место. | 
| 6. Про тетрадь и карту, карандаш и парту. | 
| 7. Мы в ответе за тех, кого приручили (ко Дню защиты животных). | 
| 8. Чистота – залог здоровья. | 
| 9. Мои права, мои обязанности. | 
| 10. Книга – лучший друг. | 
| 11. Все люди братья (к Международному Дню толерантности). | 
| 12. Путешествие эрудитов. | 
| 13. Я и моя мама (к Международному Дню матери). | 
| 14. Кто я? Какие мы? | 
| 15. Зимние забавы (спортивный час) | 
| 16. Что такое Новый год?. | 
| 17. Старинные русские гадания (Святочная неделя) | 
| 18. Опасные и безопасные ситуации. | 
| 19. Что такое хорошо и что такое плохо. | 
| 20. Чувства…Что мы знаем о них. | 
| 21. Защитники Отечества (к 23 февраля). | 
| 22. «Труд в почете любой! Мир профессий большой. | 
| 23. Поздравляем маму! (к 8 Марта) | 
| 24. Общение. О чем говорят выразительные движения? | 
| 25. Конкурс знатоков природы. | 
| 26. Растем здоровыми. | 
| 27. Человек в космосе (ко Дню космонавтики). | 
| 28. Школа светофорных наук. | 
| 29. Трудом людей славится земля. | 
| 30. Поклонимся великим тем годам (ко Дню Победы) | 
| 31. Моя семья (к Международному дню семьи 15 мая) | 
| 32. Здравствуй, лето! | 
| 
 
 
 Тематика классных часов 2 класс. 
 | 
| 1.День знаний. | 
| 2. День скорби и памяти погибших в Беслане | 
| 3. Школьный дневник. | 
| 4. Чем мы болеем. | 
| 5. Мои бабушка и дедушка (ко Дню пожилых людей). | 
| 6. День рождения – светлый праздник. | 
| 7. Животные – мои друзья (ко Дню защиты животных) | 
| 8. Кто нас лечит? | 
| 9.Права и обязанности. | 
| 10. Береги свое время и время других. | 
| 11. Устный журнал «Расти здоровым» | 
| 12. В гостях и дома. | 
| 13. День Матери. | 
| 14. Твои поступки и твои родители. | 
| 15. Правила поведения в общественных местах. | 
| 16. Здравствуй, ёлка, колючая иголка (об истории праздника) | 
| 17. Чудесная книга Деда Мороза. | 
| 18. Что я знаю об этикете | 
| 19. У меня зазвонил телефон. | 
| 20. Уважай старших. | 
| 21. Защита Родины – долг перед Отечеством (к 23 февраля). | 
| 22. Мир профессий. | 
| 23. Сегодня мамин праздник (к 8 Марта). | 
| 24. Умеем ли мы правильно питаться? | 
| 25. Планета Земля в опасности! | 
| 26. Твоё здоровье в твоих руках | 
| 27. День космонавтики. | 
| 28. Что такое честное слово. | 
| 29. Труд кормит, а лень портит. | 
| 30. День Победы – самый главный день (ко Дню Победы). | 
| 31. Моя семья (к Международному дню семьи 15 мая) | 
| 32. Здравствуй, лето! | 
| 
 
 
 Тематика классных часов 3 класс | 
| 1. День знаний. | 
| 2. День скорби и памяти погибших в Беслане | 
| 3. Как я провел лето. | 
| 4. Праздник урожая. | 
| 5. Мои бабушка и дедушка (ко Дню пожилых людей) | 
| 6. Природа – наш дом | 
| 7. Чудо, имя которому – книга. | 
| 8. Уроки Мойдодыра. | 
| 9. К тебе пришли гости. | 
| 10. По страницам любимых книг | 
| 11. Все люди братья (к Международному Дню толерантности). | 
| 12. Цена ломтика. (о бережном отношении к хлебу). | 
| 13. Одна на свете (к Международному Дню матери) | 
| 14. Учиться всегда пригодится. | 
| 15. Открытие мастерской Деда Мороза (украшение класса) | 
| 16. Новогодняя история. | 
| 17. Старинные русские гадания (Святочная неделя) | 
| 18. Один дома. | 
| 19. Золотое правило этики. | 
| 20. Как мы решаем конфликты. | 
| 21. Международный день родного языка. | 
| 22. А ну-ка, мальчики! (к 23 февраля) | 
| 23. Дороже алмазов – наши два глаза. | 
| 24. Праздник мам. (к 8 Марта) | 
| 25. Мир эмоций и чувств. | 
| 26. Наши земляки – герои. | 
| 27. Человек в космосе (ко Дню космонавтики) | 
| 28. Уважая себя, уважай других. | 
| 29. Трудом людей славится земля. | 
| 30. Их имена не забыты (ко Дню Победы). | 
| 31. Традиции семьи и детства (к Международному дню семьи 15 мая) | 
| 32. Здравствуй, лето! | 
